Недавно мне был задан интересный вопрос на тему будущего развития изобразительного искусства. Если честно, я растерялся и не смог сразу ответить внятно. С другой стороны, кто я такой, чтобы прогнозировать будущее, а главное, зачем?
Однако поставленный вопрос не давал мне покоя несколько дней, и лично для себя я должен был это будущее увидеть. У меня, как впрочем, и у всех есть своё мнение, и им я хотел бы поделиться со своими читателями.
Публикую заданный мне вопрос полностью:
“Добрый вечер. Не с кем обсудить интересующий меня вопрос, но Вы, думаю, мне поможете.
Начну сначала. Когда только зарождалась музыка, род человеческий использовал только звуки, ритм. Дальше появились более сложные инструменты и, соответственно, более сложная музыка. Потом она эволюционировала в джаз и т.д. В наше время музыка обратно вернулась к звукам, но только электронного характера.
Так вот. В живописи то же самое. Наскальные рисунки, потом реализм, потом абстракции… К чему я всё веду. Как Вы думаете, куда будет развиваться живопись? Уверен, что она никуда не пропадет, но движение эволюции заставит живопись (и искусство, само собой) во что-то переходить.
Предположим, что новый виток в живописи — это гиперреализм? Но это не новый виток. Караваджо писал очень реалистично, прерафаэлиты”.
Я тоже уверен, что живопись никуда не пропадёт, просто потому что ни музыка, ни литература, ни другие формы искусства никуда не денутся, пока существует человечество. Потребность выражать себя и познавать мир с помощью искусства сродни всем иным потребностям.
Да, в современном мире у человека намного больше средств для познания самого себя, но никто ещё не смог заменить, например, поэзию более значимой формой самовыражения.
Вообще, интересно, зачем человек пытает себя муками творчества, тем более, если он живёт в двадцать первом веке? Казалось бы, всё давно выдумано, написано, сочинено?
Для начала мне хотелось бы отметить, что те самые муки знакомы совсем немногим, более того, процент истинных творцов ничтожно мал. В то же время творчество как потребность занимает все слои общества, неважно, кто Вы и в какой отрасли трудитесь.
Давно Вы были в Третьяковской галерее в залах М. Врубеля? Если да, то советую освежить впечатления и посетить сей храм искусства.
Когда находишься среди полотен этого гения, что первым бросается в глаза? Далеко не заглаженные портреты прелестных дам и эпические картины, не мастерство создавать иллюзию, не титанические труды , а нечто большее.
Главная ценность в творчестве М. Врубеля — созданный им мир, и это не фэнтези, не высосанные из пальца образы, не придуманные герои, не сладенькие картинки.
Врубель интерпретирует мир через призму своих личных переживаний, он не копирует, более того, вообще отказывается от передачи реальной картины мира. Он намеренно искажает формы, дабы усилить смысловую нагрузку, при этом все его образы более чем убедительны.
Если же Вы тот самый подготовленный зритель, умеющий задавать правильные вопросы, и способны вступать в диалог с предложенной картиной, то зал М. Врубеля для Вас — целая галактика или попросту бесконечность, созданная одним человеком.
В заданном мне вопросе звучит предположение, что гиперреализм — новый виток в живописи. Вот было бы интересно задать подобный вопрос М. Врубелю, я думаю, он бы вдоволь над нами посмеялся.
Вы спросите, почему? Наверное, в первую очередь, потому что он сам был великолепным рисовальщиком, способным изобразить что угодно, и, как известно из воспоминаний К. Коровина, дерзил самому И. Репину, упрекая его в неумении рисовать.
Следовательно, какое же новаторство в гиперреализме, если им владели буквально все великие мастера прошлого? Заметьте, владели, но не считали новым витком в живописи.
Для истинных творцов реализм как школа технического мастерства был лишь средством передачи художественного образа. Обладая мастерством, они творили миры, и сейчас не оставляющие равнодушными зрителей.
Что же может дать нам гиперреализм как стиль или направление в чистом виде? Ничего более, чем пустоту внешней картинки. Сосуд без содержания, выпотрошенную консервную банку.
Есть ещё яркие образы, и вы все с ними знакомы. Наши кладбища усеяны произведениями, созданными в данном жанре, мёртвые там стоят как живые, вот вам и новый виток.
Давайте рассуждать дальше. Если не гиперреализм — новый виток в живописи, тогда что же?
Моё мнение, что никаких витков больше не будет, и это логично. Живопись, как и многое другое, в первую очередь, является формой познания мира. Она развивалась вместе с человеком от наскальных рисунков до реализма, супрематизма, импрессионизма и т.д.
Все прикладные задачи, возложенные ранее на живопись, такие как иллюстрация, повествование, украшательство сейчас выполняют фотография, кино и компьютерная графика.
Современные фото и видео технологии переняли у живописи все лучшее, в том числе, функцию познания мира, что же осталось?
На самом деле не так мало, а именно, возможность самовыразиться каждому, кто испытывает данную потребность. Простыми словами, в современном мире стать художником — значит выбрать одно из уже существующих направлений и говорить со зрителем его языком.
Никто не вправе Вас ограничивать и запирать в какие-либо рамки. Если Вам по душе реализм, учитесь согласно классическим канонам, если же ближе экспрессионизм или концептуальное искусство, постигайте его суть.
Сейчас любое из направлений имеет полное право на существование, никого не станут сжигать на костре за инакомыслие.
Все великие открытия в живописи остались в прошлом, но это не значит, что в современном изобразительном искусстве не приветствуется новизна и свежесть взглядов. Если кто-то сможет предложить миру новое решение, в котором будет ясность формы и глубина содержания, шедевр не останется незамеченным.
Недавно читал интервью А. Сокурова, в котором он затрагивает важные аспекты жизни. Я подписался бы под многими его высказываниями, а здесь упомяну наиболее значимое: “Человеку нужен только человек”.
Мы живём в такое время, когда каждый из нас может высказаться. Живопись — средство самовыражения, обладающее безграничными возможностями, зачем же ограничивать её немым языком гиперреализма?
Человеку интересен прежде всего человек, а именно: кто он, чем живёт, какие у него убеждения, что он любит и ненавидит, во что верит, чему может меня научить и т.д.
Когда я нахожусь в залах М. Врубеля, я поражён ясностью формы и глубиной содержания. Созданные им картины захватывают меня без остатка, и это не самостоятельное направление в живописи, не новаторский стиль. Его искусство — тот же мир, который окружает и нас с вами, только через призму личных переживаний художника.
В заданном мне вопросе есть предположение, что всё вернётся к истокам — музыка к звукам, а живопись к пещерным рисункам. Как мне кажется, обязательно вернётся, но не к стилям и направлениям, а к человеку, к любому из нас, кто сможет честно поделиться своими переживаниями.
Подведём итог. Нет больше никаких стилей, есть мы с вами, и в каждом — целая галактика! Мы были, есть и будем интересны друг другу. Живопись — средство коммуникации. На каком языке Вы будете говорить, Вам решать, главное, чтобы Вас понимали.
В данной статье я высказал своё собственное мнение, хотел бы услышать и другие. Пишите!
Я полностью соглашусь с Вашим мнением. Пусть каждый творит, как ему этого хочется.
У меня другого мнения нет.Я с Вами согласна. Могу добавить ещё моё убеждение, что если у вашего труда (живопись , рисунок и т.д) , не важно в какой технике вы его написали, есть зритель, то вы на верном пути.
Абсолютно верно и мудро
И я полностью согласна с Вами,Александр.Думаю ,что и у гиперреализма найдутся свои зрители.И отлично! Каждому своё и у каждого своя способность к восприятию.И замечательно,что есть и другие формы, можно поинтересоваться,что это и найти то,что ближе всего к себе.Главное -научиться слушать себя.Тогда обязательно услышишь и другого.
Думаю в живописи привлекает внутреннее совпадение взглядов и совпадение восприятия жизни! Еще важен вкус.
А этот мир себя изжил, поэтому нового нигде нет.
Лично меня удовлетворяет и радует процесс творчества. Кайфую от того, что вот только что еще не было, а теперь есть. Способность творить — это подарок Бога — Творца людям. Благодарна!
Развитие — это прежде всего отражение мира, как внутреннего мира человека (да, это-галактики, и все они разные), и отражение жизни или наоборот- отказ от ее мрачных событий и уход от них на полотнах мастеров (средневековье; затем эпоха ренессанса и тд).
Также-это развитие техник. Появятся новые Мастера с их техниками, это может повлиять на направления в искусстве, что вместе с двумя указанными выше факторами будет обуславливать изменения в передаче мира на живописных полотнах и в других жанрах искусства.
Как-то я тоже была в полной растерянности, что же делать, что выбрать? Понравилось креативное предложение: отщипнуть от каждого пирога по чуть-чуть и замесить свое! Думаю, что это самое главное, вне зависимости от того, как будет развиваться искусство. А это будет, вне всякого сомнения и формы появятся, мы сейчас находимся, по-видимому, в начале «витка».
Согласна с Вами полностью. Мне понравилось, что Вы в первую очередь пишите о Человеке. «Живопись — средство коммуникации» — здорово! Спасибо!
Здравствуйте, Наталья! А о ком же мне ещё писать? Человеку нужен только человек — это истина незыблема. Сколько бы мы не прятались за отговорками, что мы творим только для себя, наши истинные мотивы — это зритель и его оценка. Спасибо за отзыв!
Я тоже согласна с Вами, Александр. Пока будет существовать человек и общество, будет существовать и творчество (живопись и т.д.).
А Ваши слова «Нет больше никаких стилей, есть мы с вами, и в каждом — целая галактика! Мы были, есть и будем интересны друг другу. Живопись — средство коммуникации. На каком языке Вы будете говорить, Вам решать, главное, чтобы Вас понимали.» — прям вселяют уверенность в себе :-)
Спасибо за очередную интересную и очень полезную статью!
Когда раньше в сказках было зеркальце,которое все показывало,то сейчас появились планшеты. Моя версия живописи,через 1000-5000тыс. лет такая. — будет написана картина маслом,но все герои там будут жить ,своей жизнью,все будет меняться,как в телевизоре,но по скорости,это будет,как цветение цветка-незаметно для глаза.
Мне нравится рисовать, потому что каждый раз удивляет, как из пятен появляется образ, пейзаж, натюрморт. Была на живом мастер-классе по акварели у нас в Саратове, рисовали морды кошек. Все как-то растеклось, я думала ничего не получится. Но нет же. В процессе появилась замечательная моська. Рисование всегда будет жить, компьютерная графика не способна на такое.
Но вот насчет нового и будущего? Раньше Репин рисовал бурлаков на Волге и это была его реальность и то, на что он хотел обратить внимание общества. В современности свои бурлаки и свои реалии со множеством «гаджетов». В общем, реализм у каждого поколения разный и тем для творчества много.
А еще пугают всякие Малевичи и Мунки. И вообще понятие «современное искусство». Может я ошибаюсь, но во времена Репина , наверное, забили бы камнями таких художников. Знаю, что сейчас посыплются замечания типа «как, Мунк — не художник, тогда кто же …?!
Это мое личное отношение к искусству :)