А  Вы  знаете,  что  такое  подмалёвок,  какую  роль  он  играет  в  создании  картины,  какими  материалами  делается?  В  самом  названии  “подмалёвок”  есть  что-то  отталкивающее.  Как  же,  если  мы  взяли  кисти  в  руки,  значит  пишем,  а  не  малюем,  процесс  пошёл,  и  картина  вот-вот  будет  готова.  Так  обычно  и  происходит  у  начинающих  художников  —  картина  почти  завершена,  а  ошибки,  которые  были  сделаны  по  причине  отсутствия  подмалёвка,  исправить  уже  нельзя.

Какие  это  могут  быть  ошибки?  Композиционные,  колористические  и  т.д.  Подмалёвок  в  живописи  —  это  не  просто  рутинная  работа,  а  уже  сам  процесс  творчества,  который  состоит  из  ряда  задач.  Самая  важная  —  раскрыть  нашу  будущую  картину  в  цвете,  определив  цветовые  и  тональные  отношения  основных  пятен.  Проделывая  эту  работу,  следует  не  просто  выкрашивать  большие  плоскости  с  целью  их  замазать,  а  писать  уже  на  стадии  подмалёвка.

Именно  писать,  моделируя  форму  большой  кистью,  не  отвлекаясь  на  детали.  Работа  идёт  от  общего  к  частностям,  а  не  наоборот,  что  можно  наблюдать  у  неопытных  художников.

Бывает,  начинающий  художник  панически  боится  большой  кисти  и,  например,  двенадцатый  номер  плоской  щетины  вызывает  у  него  дикий  ужас.  “Как  этим  можно  рисовать?”  —  восклицает  он.

В  том-то  и  дело,  что  рисовать  нельзя,  а  писать  можно.  Кистью  мы  пишем,  а  не  срисовываем,  и  каждый  мазок  —  это  пятно,  моделирующие  форму  предмета.  Перестаньте  путать  карандаш  с  кистью,  не  нужно  мучить  себя,  выкрашивая  всю  поверхность  картины  маленькой  кисточкой  только  потому,  что  Вы  так  привыкли.

Выработайте  более  эффективные  привычки,  практикуясь  большими  кистями,  и  результат  не  заставит  себя  ждать.  Уже  скоро  Вы  будете  удивляться  тому,  как  раньше  кропотливо  штриховали  третьим  номером.

Есть  такое  понятие  “писать  широко”,  что  значит  не  упираться  в  деталь,  а  цельно,  большими  мазками  брать  цветовые  отношения.  Это,  кстати,  относится  и  к  работе  маленькими  кистями.

Посмотрите  на  картины  великолепного  живописца  И.  Похитонова,  их  размер  не  более  двадцати  сантиметров  по  большей  стороне,  но,  что  интересно,  стиль  письма  лёгкий,  широкий,  он  словно  играет  кистью.

И. Похитонов

Кисть  живая  в  отличие  от  мастихина,  от  карандаша.  Она  может  быть  робкой,  как  капля  дождя,  стекающая  по  стеклу,  а  может  быть  уверенной  в  себе,  упругой,  жёсткой,  как  удар  плетью.

Так  как  мы  сейчас  говорим  именно  о  начале  работы,  о  подмалёвке,  то  “писать  широко”  наиболее  важно.  Когда  Вы  смоделируете  большие  пятна,  правильно  возьмете  цвет  и  тон  предметов,  Вы  сможете  использовать  кисти  небольших  размеров.

Начинающие  художники,  не  приемлющие  широкое  письмо,  ошибочно  думают,  что  есть  какой-то  иной  способ  в  работе  над  картиной  и,  как  правило,  изобретают  велосипед.  В  очередной  раз  разочарую  заблуждающихся  —  никаких  других  путей,  ведущих  к  грамотно  исполненной  работе,  нет,  если  Вы  не  гений.

Классический  подход  в  работе  над  картиной  —  это  движение  от  целого  к  частностям,  то  есть  мы  начинаем  с  подмалёвка  и  идём  далее,  уточняя  форму  до деталей.  Даже  если  Ваша  цель  —  добиться  абсолютной  идентичности изображаемого  с  натурой,  то  и  в  этом  случае  начинать  писать  нужно  широко,  постепенно  приходя  к  более  тонкой  моделировке  формы.

Н. Фешин. Танец кукурузы

Думаю,  Вы  бывали  свидетелями  или  участниками  споров,  в  которых  один  из  оппонентов  (возможно,  Вы)  пренебрежительно  высказывался  о  живописи,  исполненной  широко,  в  импрессионистической   манере  либо  ей  смежной.

Ваши  упрёки  звучали  примерно  так:  это  мазня,  никогда  не  понимал  такой  стиль,  каля-маля,  работа  не  закончена  и  т.д.

Вопрос,  откуда  Вам  было  понимать,  если  понимание  —  это  приобретённые  знания,  Вы  же  их  не  приобрели,  а  понимать  хотите!

Собственно,  моя  статья  адресована  тем,  кто  не  понимает,  и  первый  этап  в  работе  над  картиной  —  важнейшая  часть,  после  которой  она  вообще  может  быть  остановлена.  Да,  работа  может  быть  закончена  на  стадии  подмалевка,  как,  впрочем,  и  на  любой  следующей  стадии,  если  автор  выполнил  поставленную  им  задачу.

И. Репин. Этюд к картине Торжественное заседание Государственного совета

Как  Вы  уже  догадались,  задачи  бывают  разные.  Например,  самая  банальная  —  добиться  иллюзии  реальности  на  картине.  Или  более  сложные  —  поэтизировать  сюжет,  создавать  образы.  Ещё  сложней  —  ломать  форму,  предлагать  новые  решения,  новые  видения  и  т.д.

Однако  прежде  чем  заглядывать  так  далеко,  начинающему  живописцу  нужно  разобраться  с  самым  первым  этапом,  не  перескакивать  через  него,  не  хвататься  за  детали  и  мучить  их  до  зеркального  блеска.  Нужно  научиться  видеть  картину  в  целом  и  вести  работу  в  целом.

Уметь  видеть  —  наиважнейший  навык  в  работе  живописца.  Когда  Вы  им  овладеете,  многие  непонимания  уйдут  сами  собой,  в  том  числе  и  споры  “мазня  —  не  мазня”,  потому  что  изменятся  критерии  оценки.  Пока  Вы  на  картине  видите  только  мазню,  Вы  не  видите  самого  главного  —  взяты  ли  верно  цветовые,  тональные  отношения,  реализованы  ли  задачи,  поставленные  автором  и  т.д.

Вернёмся  к  подмалёвку.  Многие  спрашивают,  можно  ли  делать  его  акриловыми  красками,  а  затем  писать  масляными.  Я  бы  ответил,  что  можно  всё,  правила  существуют  для  того,  чтобы  их  нарушать,  но  чтобы  их  нарушить,  как  минимум,  об  их  существовании  следует  знать.

Технология  масляной  живописи  на  самом  деле  очень  проста,  и  не  следует  её усложнять.  Важно  понимать  принцип  —  чем  меньше  мы  разводим  краску  растворителями,  тем  она  долговечней,  чем  меньше  слоёв,  тем  лучше.  В идеале  писать  “а-ля  прима”  без  растворителей  вообще.

Если  наш  подмалёвок  будет  выполнен  акриловыми  красками,  в  основе  которых  синтетическое  связующее,  то  подмалёвок  будет  служить  дополнительным  акриловым  грунтом.   Живопись  масляными  красками  по  нему  возможна,  но  насколько  долговечна,  неизвестно.

Акриловые  краски  быстро  сохнут  —  это  плюс,  но  одновременно  и  минус.  Нельзя  долго  работать  по-сырому,  к  тому  же  после  высыхания  они  меняют  цвет,  и  сама  палитра  получаемых  цветов   ограничена  в  отличие  от  масляных,  которые  дают  широкий  диапазон  оттенков.

Подмалёвок  —  это  не  подготовительная  работа,  которую  можно  выполнить  абы  как,  с  него  в  идеале  начинается  сам  процесс  живописи,  следовательно,  результат  Вашей  работы  во  многом  зависит  от  него.

Проделайте  ряд  упражнений,  которые  помогут  Вам  понять,  как  следует  начинать  работу  над  картиной.  Их  суть — научиться  раскрывать  работу  в  цвете  согласно  большим  отношениям,  а  именно,  чтобы  все  плоскости  и  предметы  хорошо  читались.  Не  следует  доводить  Ваши  эскизы  до  завершения,  то  есть  в  них  не  должно  быть  никаких  деталей.  Положительный  результат  будет  заключаться  в  том,  что  рассматривая  на  расстоянии  выполненную  серию  эскизов,  Вы  в  каждой  работе  будете  чётко  видеть  передний,  средний  и  дальний  план,  силуэты  предметов  и  цветовую  гамму  согласно  натуре.

Грамотный  подмалёвок  —  ключ  к  успеху.  Не  игнорируйте  эту  часть  работы,  лучше  совершить  все  страшные  ошибки  в  самом  начале,  нежели  бесконечно  переписывать  почти  законченную  работу  в  поисках  более  удачного  решения.

В  одной  статье  невозможно  раскрыть  данную  тему  полностью,  конечно  же,  следует  выполнять  упражнения  под  руководством  опытного  наставника,  но  сам  факт,  что  я  обратил   внимание  на  подмалёвок  и  его  важность,  поможет  Вам  сосредоточиться  на  правильной  последовательности  в  работе  над  картиной.

Желаю  вам  творческих  успехов!