А Вы знаете, что такое подмалёвок, какую роль он играет в создании картины, какими материалами делается? В самом названии “подмалёвок” есть что-то отталкивающее. Как же, если мы взяли кисти в руки, значит пишем, а не малюем, процесс пошёл, и картина вот-вот будет готова. Так обычно и происходит у начинающих художников — картина почти завершена, а ошибки, которые были сделаны по причине отсутствия подмалёвка, исправить уже нельзя.
Какие это могут быть ошибки? Композиционные, колористические и т.д. Подмалёвок в живописи — это не просто рутинная работа, а уже сам процесс творчества, который состоит из ряда задач. Самая важная — раскрыть нашу будущую картину в цвете, определив цветовые и тональные отношения основных пятен. Проделывая эту работу, следует не просто выкрашивать большие плоскости с целью их замазать, а писать уже на стадии подмалёвка.
Именно писать, моделируя форму большой кистью, не отвлекаясь на детали. Работа идёт от общего к частностям, а не наоборот, что можно наблюдать у неопытных художников.
Бывает, начинающий художник панически боится большой кисти и, например, двенадцатый номер плоской щетины вызывает у него дикий ужас. “Как этим можно рисовать?” — восклицает он.
В том-то и дело, что рисовать нельзя, а писать можно. Кистью мы пишем, а не срисовываем, и каждый мазок — это пятно, моделирующие форму предмета. Перестаньте путать карандаш с кистью, не нужно мучить себя, выкрашивая всю поверхность картины маленькой кисточкой только потому, что Вы так привыкли.
Выработайте более эффективные привычки, практикуясь большими кистями, и результат не заставит себя ждать. Уже скоро Вы будете удивляться тому, как раньше кропотливо штриховали третьим номером.
Есть такое понятие “писать широко”, что значит не упираться в деталь, а цельно, большими мазками брать цветовые отношения. Это, кстати, относится и к работе маленькими кистями.
Посмотрите на картины великолепного живописца И. Похитонова, их размер не более двадцати сантиметров по большей стороне, но, что интересно, стиль письма лёгкий, широкий, он словно играет кистью.
Кисть живая в отличие от мастихина, от карандаша. Она может быть робкой, как капля дождя, стекающая по стеклу, а может быть уверенной в себе, упругой, жёсткой, как удар плетью.
Так как мы сейчас говорим именно о начале работы, о подмалёвке, то “писать широко” наиболее важно. Когда Вы смоделируете большие пятна, правильно возьмете цвет и тон предметов, Вы сможете использовать кисти небольших размеров.
Начинающие художники, не приемлющие широкое письмо, ошибочно думают, что есть какой-то иной способ в работе над картиной и, как правило, изобретают велосипед. В очередной раз разочарую заблуждающихся — никаких других путей, ведущих к грамотно исполненной работе, нет, если Вы не гений.
Классический подход в работе над картиной — это движение от целого к частностям, то есть мы начинаем с подмалёвка и идём далее, уточняя форму до деталей. Даже если Ваша цель — добиться абсолютной идентичности изображаемого с натурой, то и в этом случае начинать писать нужно широко, постепенно приходя к более тонкой моделировке формы.
Думаю, Вы бывали свидетелями или участниками споров, в которых один из оппонентов (возможно, Вы) пренебрежительно высказывался о живописи, исполненной широко, в импрессионистической манере либо ей смежной.
Ваши упрёки звучали примерно так: это мазня, никогда не понимал такой стиль, каля-маля, работа не закончена и т.д.
Вопрос, откуда Вам было понимать, если понимание — это приобретённые знания, Вы же их не приобрели, а понимать хотите!
Собственно, моя статья адресована тем, кто не понимает, и первый этап в работе над картиной — важнейшая часть, после которой она вообще может быть остановлена. Да, работа может быть закончена на стадии подмалевка, как, впрочем, и на любой следующей стадии, если автор выполнил поставленную им задачу.
Как Вы уже догадались, задачи бывают разные. Например, самая банальная — добиться иллюзии реальности на картине. Или более сложные — поэтизировать сюжет, создавать образы. Ещё сложней — ломать форму, предлагать новые решения, новые видения и т.д.
Однако прежде чем заглядывать так далеко, начинающему живописцу нужно разобраться с самым первым этапом, не перескакивать через него, не хвататься за детали и мучить их до зеркального блеска. Нужно научиться видеть картину в целом и вести работу в целом.
Уметь видеть — наиважнейший навык в работе живописца. Когда Вы им овладеете, многие непонимания уйдут сами собой, в том числе и споры “мазня — не мазня”, потому что изменятся критерии оценки. Пока Вы на картине видите только мазню, Вы не видите самого главного — взяты ли верно цветовые, тональные отношения, реализованы ли задачи, поставленные автором и т.д.
Вернёмся к подмалёвку. Многие спрашивают, можно ли делать его акриловыми красками, а затем писать масляными. Я бы ответил, что можно всё, правила существуют для того, чтобы их нарушать, но чтобы их нарушить, как минимум, об их существовании следует знать.
Технология масляной живописи на самом деле очень проста, и не следует её усложнять. Важно понимать принцип — чем меньше мы разводим краску растворителями, тем она долговечней, чем меньше слоёв, тем лучше. В идеале писать “а-ля прима” без растворителей вообще.
Если наш подмалёвок будет выполнен акриловыми красками, в основе которых синтетическое связующее, то подмалёвок будет служить дополнительным акриловым грунтом. Живопись масляными красками по нему возможна, но насколько долговечна, неизвестно.
Акриловые краски быстро сохнут — это плюс, но одновременно и минус. Нельзя долго работать по-сырому, к тому же после высыхания они меняют цвет, и сама палитра получаемых цветов ограничена в отличие от масляных, которые дают широкий диапазон оттенков.
Подмалёвок — это не подготовительная работа, которую можно выполнить абы как, с него в идеале начинается сам процесс живописи, следовательно, результат Вашей работы во многом зависит от него.
Проделайте ряд упражнений, которые помогут Вам понять, как следует начинать работу над картиной. Их суть — научиться раскрывать работу в цвете согласно большим отношениям, а именно, чтобы все плоскости и предметы хорошо читались. Не следует доводить Ваши эскизы до завершения, то есть в них не должно быть никаких деталей. Положительный результат будет заключаться в том, что рассматривая на расстоянии выполненную серию эскизов, Вы в каждой работе будете чётко видеть передний, средний и дальний план, силуэты предметов и цветовую гамму согласно натуре.
Грамотный подмалёвок — ключ к успеху. Не игнорируйте эту часть работы, лучше совершить все страшные ошибки в самом начале, нежели бесконечно переписывать почти законченную работу в поисках более удачного решения.
В одной статье невозможно раскрыть данную тему полностью, конечно же, следует выполнять упражнения под руководством опытного наставника, но сам факт, что я обратил внимание на подмалёвок и его важность, поможет Вам сосредоточиться на правильной последовательности в работе над картиной.
Желаю вам творческих успехов!
Спасибо, Александр !
Здравствуйте Александр спасибо за понятно изложенную информацию для новичка, только не поняла почему чем меньше слоев краски в живописи тем лучше? А как же классическая многослойная живопись?
Здравствуйте, Елена! Многослойную живопись никто не отменял, речь идёт о том, что чем меньше слоёв, тем долговечней будет сохранность живописи. Чтобы живописный слой не разрушался, следует писать по сырому в один приём, что идеально, либо хорошо просушивать каждый последующий.
Спасибо за ответ.Вам виднее ,у Вас больше опыта.Меня научили работать послойно и с лессировками .Сейчас учусь технике старых мастеров.Уже пол года мучаю один натюрморт.
всё как раз наоборот,говорю как реставратор,чем меньше слоёв, и чем более они пастозны тем быстрее на слое краски появятся кракелюры и живопись в конце концов осыпется. Можно посмотреть примеры в музее вся живопись аля-прима уже в кракелюрах а многослойная живопись в хорошем состоянии
Здравствуйте, Андрей! Вы говорите о двух характеристиках — многослойности и пастозности. В этом случае идеалом сохранности живописи будет приём а-ля прима, но писать нужно не пастозно, а методом «сухой лессировки». (Как пример — Н.Фешин).
Спасибо, Александр! Очень хорошая статья, полезная для начинающих. Проблема «с чего начать» действительно существует. Благодаря Вашим лекциям и статьям учишься мыслить как художник и постепенно преодолеваешь страх перед чистым холстом.
Спасибо, Александр! Как раз та тема, которая меня волновала.
Спасибо,Александр.Для меня это тоже очень актуальная тема.
Здравствуйте, Александр! Очень важная информация для начинающего художника. Научиться не бояться «писать широко». Сейчас лично для меня является главной задачей. На самом начальном этапе создания работы у меня уже получается свободно покрывать поверхность краской. Но я раньше времени приступаю к деталировке. Понимаю, что это неправильно и стараюсь держать данный момент под контролем. Т.е. осознанно себя контролирую. Очень хочется скорее перейти от осознанного контроля к подсознательному навыку.
Люблю стадию подмалёвка,и не боюсь большой кисти. У подмалёвка есть один огромный плюс- он не может быть засушенным, замученным. И эмоция в нём самая сильная. А профессионализм в том и состоит, чтобы эту эмоцию не заглушить логикой, детализацией и т.д. В этом-то и сложность. А широкому,смелому подмалёвку я научилась у Вас, Александр. За что огромное спасибо, как и за всё остальное!
Добрый день . Александр! Благодарю за полезную информацию.
спасибо, Александр
Каждую статью читаю на одном дыхании! Огромное спасибо, Александр, за мотивацию!
Спасибо большое Александр! Ваши статьи всегда актуальны и полезны и не только начинающим.
Спасибо, очень нужная статья, все хорошо объяснил. Особенно важно для начинающих и боящихся чистого холста.
Александр! Огромное спасибо!
Я тоже благодарна Вам, Александр, за полезную и нужную статью!Особенные трудности испытываю при создании акварельного подмалевка, так как в данном случае все не предсказуемо.
Замечательная статья! СПАСИБО!!!!
Спасибо, Александр за статью, как всегда актуально и своевременно.
Спасибо большое, Александр! Я из тех, кто больше любит подмалевок, а детализации побаиваюсь. Для меня главное не бросить картину в середине, когда приходит ужас «Ничего не получается!» Очень удивляют художники, которые начинают писать в какой-то одной детали, например портрет начинают с глаза(видела такое на ютубе ). Недавно побывала в мастерской местной художницы, она рисует от угла, детально, чистых холст, без подмалевка, а в верхнем углу начата работа, когда я спросила, какже так получается, она ответила, «Просто я знаю, что это будет» Это можно назвать мастерством или манерой письма?
Я тоже видела подобное. Холст как будто заливают готовой картиной. Художница начинала с краев и продвигалась к центру. Я удивилась тогда, оказывается и так можно. Вот только остался вопрос: это высший профессионализм или наоборот ошибки роста начинающего художника?
Здравствуйте, Ирина! Описанный Вами пример работы над картиной сам по себе мастерством назвать нельзя, но если его использует мастер, то он имеет право быть. Писать от куска можно, но для этого Вы должны быть опытным художником, чётко представляющим, каким будет Ваша работа, то есть каждый мазок в работе «от куска» должен быть снайперским выстрелом, иначе результата не будет. Спасибо за комментарий!
Отличная,подробная и понятная статья.Такую и искала.
Но тон разговора,как обычно у Александра,резкий и не терпящий возражений.
Важность подмалёвка с правильными и широко взятыми отношениями не вызывает сомнения! И к этому я тоже, наконец, пришла. Но,… после мажорного начала и восторгов (типа — «как ты выросла») от подруги-художницы, с которой мы вместе были на пленэре, от стадии подмалёвка я уже дома со всем рвением пошла к моделированию и детализации. Положила немало сил и старания. «Что ты с ним сделала!»- ужаснулась подруга, увидев результат,- «Эх, засушила!» Да, это был тщательно выписанный, детально проработанный и… совершенно мёртвый пейзаж. Александр, это мой бич, как мне избавиться от него?
Здравствуйте, Ольга! Чувство меры, где остановиться в работе над сюжетом, приходит с опытом, но если быть объективным, то следует исходить из поставленной Вами задачи. Если Вы хотели написать лёгкий живой этюд, не мучайте его после в надежде, что получится картина. Спасибо за отзыв!
Александр, ключевая фраза: «Если Вы хотели написать лёгкий живой этюд, не мучайте его после в надежде, что получится картина» — вот-вот, это — про меня! Спасибо, что помогли мне понять эту простую истину.
Большое спасибо,Александр, за вашу статью.Она очень нужна начинающим.Очень легко излагаете и доступно. Еще раз спасибо.
С удовольствием читаю ваши статьи и комментарии к ним, нахожу ответы на свои вопросы. Раньше тоже боялась подмалевка, а теперь активно использую.
Хорошая и полезная статья. Но вот эта часть предложения об акриле «сама палитра получаемых цветов ограничена в отличие от масляных, которые дают широкий диапазон оттенков» не соответствует действительности.
Здравствуйте, Алексей! Насколько я знаю, Вы не пишете масляными красками. Ваши сомнения по поводу диапазона оттенков гипотетические?
Здравствуйте Александр!
Спасибо за интересную статью, очень познавательно! Я делала подмалевок акрилом на некоторых своих работах, очень удобно. Общие массы акрилом, затем начинала маслом работать,но на одной из последних работ не очень маленького размера,уже на масляных слоях пошли трещины, мелкой паутиной. Так что теперь опасаюсь.
Коротко и ясно. Статья организует творческий процесс начинающих, закладывает основы технологии и придаёт уверенности. Спасибо.
Дружище, Ваша статья- просто бальзам на мои раны! мне бы её прочитать лет двадцать назад, ну да тогда и инета небыло… Будем догонять упущенное!спасибо огромное!