Слова или краски, краски или слова? А вам что ближе? Если краски, то почему вы ещё не на пленэре, почему откладываете, пожалуй, самый яркий опыт в жизни начинающего художника? 

Так уж вышло, что без слов я не смогу рассказать вам о красках, а значит, читайте далее.

За окном лето, а вы всё ещё за компьютером в поисках картинки для копирования? Как это возможно, кто вас наказал? Пока ещё не поздно, берите холсты, краски и в путь — на поиски сюжетов.

Романтика странствий отличает художников-пленэристов. Вот уж кто настоящий путешественник — им нет равных в поисках новых мест. Представьте исчезающий на горизонте силуэт индустриального города. Впереди лента дороги, асфальт или железнодорожное полотно, неважно, главное, вас как магнитом тянет в поля, в леса, к извилистым речкам и источающим аромат летним травам.

Предвкушая деревенскую жизнь, будто на необитаемом острове, вы с лёгкостью терпите душный вагон поезда или неудобные сиденья автомобиля ради таинства общения с природой, с миром таким, какой он есть — нетронутый, не исковерканный руками человека. 

Добравшись, наконец, до места назначения, вы стараетесь прожить каждое мгновение, начиная с первых шагов. Пусть это будут просто поле, овраг, роща, солнце и цветы. Представьте: воздух свеж и одновременно полон сладких ароматов бесчисленных трав, он, как наркоз, сшибает с ног, проникает в лёгкие, будто жидкость, но захлебнуться нельзя, хочется вдыхать и вдыхать. 

И вот вы плывёте, как воздушный шарик, над сказочным миром, пока одна единственная мысль не уколет изнутри и не отрезвит — зачем вы здесь? 

Для того, чтобы откусить от всего этого необъятного счастья маленький кусочек и унести его с собой на картонке или холсте в каменный лабиринт города, в квартиру на таком-то этаже. Чтобы вам было что вспомнить, засыпая поздним зимним вечером под шум ветра за окном.

Вы приехали написать всё это в красках так же сочно, так же вкусно, как ощущаете в натуре. Вы на пленэре.

За плечами учёба, теория, любимые художники и желание создать что-то достойное, но именно в этот момент приходит страх неудачи. Интересно, что даже краски на палитре, казавшиеся такими сочными в домашней обстановке мастерской, блекнут. 

Вы пишете… первые робкие мазки, затем долгая, мучительная борьба за цвет и… поражение! На холст жалко смотреть, он далёк от задуманного. 

Ноги затекли, голова болит, нет сил терпеть волшебный эфир, разлитый в окружающем воздухе, вы валитесь в траву, где-то под рубашкой муравей, молчите.

Примерно так всё происходит в первый раз и не только в первый, потому что пленэр — это труд, порой тяжёлый, но всегда захватывающий. 

Пленэр - это труд, порой тяжёлый, но всегда захватывающий

Совсем не обязательно в поле, вы можете писать городской пейзаж, морское побережье или даже белые ночи — натура бесконечна. Она зовёт, бросает вам вызов, хочется вступить с ней в контакт, пощупать, обнять и в то же время сбежать, струсить.

Пленэр — это вам не копирование с экрана монитора или фотографии, здесь всё по-настоящему: мир пульсирует, дышит, порой давая тычки, затрещины в виде колких замечаний прохожих или порыва ветра, уносящего испачканный красками холст прочь.

Вы возразите: «Зачем всё это, лучше я буду картинки срисовывать!» Да, но знайте — ваше творчество как прожитый опыт стерильно, не оплодотворено. Контакт — вот что вам нужно, страсть, желание. Быть с ней на ты, любить натуру на расстоянии не получится, как и явить миру плод этой любви.

Как вы думаете, стоит попробовать? Лично я в этом не сомневаюсь. Тушите свет ваших мониторов ради света солнечного летнего дня, отправляйтесь на пленэр, устройте свидание с натурой, уверяю, она не так недоступна, как кажется.

Оказавшись в страстных объятиях матушки природы, не в силах прогнать пробравшегося под рубашку назойливого муравья, там, в липком воздухе цветущего поля забудьте мои наставления, просто получайте удовольствие, просто дышите. 

Затем, собравшись, внесите поправки в холст хладнокровно, без эмоций. Так бывает, что именно эта работа, ранее забракованная, станет одним из лучших ваших произведений.  Часто на пике эмоций, душевных переживаний и в итоге холодного расчёта случаются творческие победы, пусть она станет первой, но не последней в череде ваших удач.

Тот, кто один раз испытал пленэрный опыт в полную силу, всегда будет возвращаться за новыми переживаниями, получив своего рода творческую зависимость.  

Итак, что вам нужно для первого свидания. Если вы начинающий художник, не впадайте в крайности. Карандаш и клочок бумаги — это мало, как, впрочем, метровый холст — уже много, не справитесь. 

Запаситесь небольшими картонками или готовыми холстами примерно 20х25, 30х35, если пишете масляными красками, либо бумагой для акварельных и гуашевых красок. Этюдник или тренога — вот самое объёмное, что придётся носить с собой.

Помните, натура непредсказуема, она изменчива и хитра, пленэр не имеет ничего общего с опытом копирования фотографий. Как художник вы всё начнёте сначала, будто и не рисовали ранее, но оно того стоит, поверьте, я это проходил. 

В статье нет практических советов, так как их чтение будет бесполезной тратой времени. Я постарался рассказать о пленэре так, как я его чувствую, так как я давно испытываю любовь к натуре и общаюсь с ней без посредников, картинок с экрана или фотографий. Желаю и вам того же, сейчас самое время начать действовать, пленэрный сезон открыт!