arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Пленэр — это труд, порой тяжёлый, но всегда захватывающий

Слова или краски, краски или слова? А вам что ближе? Если краски, то почему вы ещё не на пленэре, почему откладываете, пожалуй, самый яркий опыт в жизни начинающего художника? 

Так уж вышло, что без слов я не смогу рассказать вам о красках, а значит, читайте далее.

За окном лето, а вы всё ещё за компьютером в поисках картинки для копирования? Как это возможно, кто вас наказал? Пока ещё не поздно, берите холсты, краски и в путь — на поиски сюжетов.

Романтика странствий отличает художников-пленэристов. Вот уж кто настоящий путешественник — им нет равных в поисках новых мест. Представьте исчезающий на горизонте силуэт индустриального города. Впереди лента дороги, асфальт или железнодорожное полотно, неважно, главное, вас как магнитом тянет в поля, в леса, к извилистым речкам и источающим аромат летним травам.

Предвкушая деревенскую жизнь, будто на необитаемом острове, вы с лёгкостью терпите душный вагон поезда или неудобные сиденья автомобиля ради таинства общения с природой, с миром таким, какой он есть — нетронутый, не исковерканный руками человека. 

Добравшись, наконец, до места назначения, вы стараетесь прожить каждое мгновение, начиная с первых шагов. Пусть это будут просто поле, овраг, роща, солнце и цветы. Представьте: воздух свеж и одновременно полон сладких ароматов бесчисленных трав, он, как наркоз, сшибает с ног, проникает в лёгкие, будто жидкость, но захлебнуться нельзя, хочется вдыхать и вдыхать. 

И вот вы плывёте, как воздушный шарик, над сказочным миром, пока одна единственная мысль не уколет изнутри и не отрезвит — зачем вы здесь? 

Для того, чтобы откусить от всего этого необъятного счастья маленький кусочек и унести его с собой на картонке или холсте в каменный лабиринт города, в квартиру на таком-то этаже. Чтобы вам было что вспомнить, засыпая поздним зимним вечером под шум ветра за окном.

Вы приехали написать всё это в красках так же сочно, так же вкусно, как ощущаете в натуре. Вы на пленэре.

За плечами учёба, теория, любимые художники и желание создать что-то достойное, но именно в этот момент приходит страх неудачи. Интересно, что даже краски на палитре, казавшиеся такими сочными в домашней обстановке мастерской, блекнут. 

Вы пишете... первые робкие мазки, затем долгая, мучительная борьба за цвет и... поражение! На холст жалко смотреть, он далёк от задуманного. 

Ноги затекли, голова болит, нет сил терпеть волшебный эфир, разлитый в окружающем воздухе, вы валитесь в траву, где-то под рубашкой муравей, молчите.

Примерно так всё происходит в первый раз и не только в первый, потому что пленэр — это труд, порой тяжёлый, но всегда захватывающий. 

Пленэр - это труд, порой тяжёлый, но всегда захватывающий

Совсем не обязательно в поле, вы можете писать городской пейзаж, морское побережье или даже белые ночи — натура бесконечна. Она зовёт, бросает вам вызов, хочется вступить с ней в контакт, пощупать, обнять и в то же время сбежать, струсить.

Пленэр — это вам не копирование с экрана монитора или фотографии, здесь всё по-настоящему: мир пульсирует, дышит, порой давая тычки, затрещины в виде колких замечаний прохожих или порыва ветра, уносящего испачканный красками холст прочь.

Вы возразите: «Зачем всё это, лучше я буду картинки срисовывать!» Да, но знайте — ваше творчество как прожитый опыт стерильно, не оплодотворено. Контакт — вот что вам нужно, страсть, желание. Быть с ней на ты, любить натуру на расстоянии не получится, как и явить миру плод этой любви.

Как вы думаете, стоит попробовать? Лично я в этом не сомневаюсь. Тушите свет ваших мониторов ради света солнечного летнего дня, отправляйтесь на пленэр, устройте свидание с натурой, уверяю, она не так недоступна, как кажется.

Оказавшись в страстных объятиях матушки природы, не в силах прогнать пробравшегося под рубашку назойливого муравья, там, в липком воздухе цветущего поля забудьте мои наставления, просто получайте удовольствие, просто дышите. 

Затем, собравшись, внесите поправки в холст хладнокровно, без эмоций. Так бывает, что именно эта работа, ранее забракованная, станет одним из лучших ваших произведений.  Часто на пике эмоций, душевных переживаний и в итоге холодного расчёта случаются творческие победы, пусть она станет первой, но не последней в череде ваших удач.

Тот, кто один раз испытал пленэрный опыт в полную силу, всегда будет возвращаться за новыми переживаниями, получив своего рода творческую зависимость.  

Итак, что вам нужно для первого свидания. Если вы начинающий художник, не впадайте в крайности. Карандаш и клочок бумаги — это мало, как, впрочем, метровый холст — уже много, не справитесь. 

Запаситесь небольшими картонками или готовыми холстами примерно 20×25, 30×35, если пишете масляными красками, либо бумагой для акварельных и гуашевых красок. Этюдник или тренога — вот самое объёмное, что придётся носить с собой.

Помните, натура непредсказуема, она изменчива и хитра, пленэр не имеет ничего общего с опытом копирования фотографий. Как художник вы всё начнёте сначала, будто и не рисовали ранее, но оно того стоит, поверьте, я это проходил. 

В статье нет практических советов, так как их чтение будет бесполезной тратой времени. Я постарался рассказать о пленэре так, как я его чувствую, так как я давно испытываю любовь к натуре и общаюсь с ней без посредников, картинок с экрана или фотографий. Желаю и вам того же, сейчас самое время начать действовать, пленэрный сезон открыт!

Чтобы продолжить тему пленэра и поделиться практическим опытом, я приглашаю вас на онлайн-встречу 8 июля в 20.00 по московскому времени. Если Вы начинающий художник и хотите научиться писать с натуры, обязательно приходите на встречу, после которой я приглашу вас стать участником курса, посвящённого пейзажу с натуры и пленэру в целом. Ссылка на регистрацию: //landing.mailerlite.com/webforms/landing/m4j7d3

Комментариев 14
  1. Елена Клевцова

    3 июля 2019 г. 4 часа, сна нет... (говорят — старость). В 5 часов уже на озере. Утро чудесное: солнце, безветрие, жаворонок заливается. Закинули удочки — тишина... Вот и славно! Не надо разрываться между удочкой и красками. Пленэр «клюет»! Глаза разбегаются, с чего начать?! Через 5 часов муж разочарован — ни одной рыбки, у меня -три этюда-наброска на А3 (детали дома допишу). Рыбалка удалась!

    Ответить
  2. Анастасия

    Обожаю пленэр, это одно из лучшего, что есть в моей жизни) моя б воля — постоянно бы ездила куда-то и рисовала, настолько гармонично и созвучно это со мной. Путешествовать и рисовать — одно без другого теперь немыслимо, уже для разнообразия обещаю себе ну хотя бы в одну поездку отправиться без живописи)) и честно, мне будет неуютно) Пусть это даже небольшие этюды, все равно. Это вообще не то же самое что писать копии чужих картин, или пытаться чего-то там наваять с фото или монитора. Мне кажется, без работы с натурой ни с какого фото ничего путного не получится, будет плоско. Натура безгранична, не надо ничего выдумывать.Она и так достаточно сложна, будет чем заняться всегда.И муравьи, когда войдешь во вкус, не помеха) Я их не замечаю уже))

    Ответить
  3. Нина

    До встречи с Александром в Закрытым клубом были выходы в город, в разные города: студенческая практика, поездки, изучение архитектуры, наброски пастелью и акварелью.Сейчас меня захватил живой пленэр во дворе, в парке, у реки — по возможностям. Самое интересно- на остановке транспорта).Хочется опять пойти по улицам, спрятаться в уютной подворотне и посмотреть из нее, как через дверную скважину, на мир. Как в юности. Тогда обходилась без этюдника, все как-то на бордюре, на камушках. Сейчас хочется условий и экипировки более комфортных.Курс по пленеру в прошлом году вдохновил на подвиги: теперь все гаражи, поляны, пеньки возле дома изучаются мной с точки зрения света, тени и тепло-холодности. Призываю всех, кто не стоял вместе с Александром на берегу Рыбинского водохранилища, не следил за его работой присоединяться к курсу по пленэру!)

    Ответить
  4. Людмила Алехина

    Доброго времени суток, друзья! Когда я еду в путешествие я всегда беру с собой пастель и акварель, и конечно же блокнот А4. Мне говорят — отдыхай. А для меня это самый лучший отдых. Пройти не один километр в поисках натуры. Впитать в себя запах разнотравья, аромат долины роз в Кисловодске. Запомнить свет и краски, и мелкие детали, что бы дома доработать и довести до совершенства картину. В погоне за светом и цветом забываешь обо всем. Тебя поглощает живопись полностью. Захватывает и реально теряешь ощущения времени. Всем желаю успеха в реализации своих творческих задач!

    Ответить
  5. Маргарита

    Спасибо, Александр, за замечательную статью, которая, как всегда, вдохновляет и пробуждает желание тут же взяться за работу.

    У меня нет, как у профессионалов, за плечами учёбы, теории и любимых художников. Я — художник-любитель, и начинала знакомство с живописью с мастер-классов. Потом поняла, что это именно знакомство, и чтобы чему-то научиться, надо работать. Поэтому села за учебники и параллельно стала искать мою путь в живописи.

    Захотелось рассказать мой опыт работы на пленэре, как новичка в этом деле.

    Обилие оущущений, красок, оттенков, запахов и мимолётности момента просто опьяняет. А вот выразить это на бумаге или на холсте — это, как говорят в моей родной Одессе, две большие разницы. Вот села я на лавочку, достала пастель, стала делать набросок и поняла, что — это всё не то, нет той жизни, того настроения, что хочется выразить. Взгрустнулось, и пошла я думать. Долго думала. Ходила каждое утро на работу мимо вокзала и любовалась, как утреннее солнце освещает памятник на перекрёстке, как падают лучи солнца на дома, какие оттенки у теней. И решила я написать всё это. Сделала несколько набросков и поняла, что не хватает мне чего-то. Вспомнила, что училась на курсах фотографов, и пошла я с моим фотоаппаратом снимать мой пейзаж в разных ракурсах, при разном освещении. Много снимала, при разной погоде. Много ещё делала набросков и начала картину. Работала над ней, пока не разозлилась и наляпала мастихином разного цвета клякс. Сын периодически смотрел на мой процесс, а когда краски наляпала, он сказал, что было уже хорошо, а я всё испортила.

    Там нечего было портить. Вместо замечательного пейзажа, у меня получилось какое-то унылое ... болото, скажем так. Я поняла, что я не так мыслю и что-то делаю абсолютно неправильно. Отложила эту картину почти на год. Не было времени и желания за неё браться, а вот мысль была, что видимо не способна на такой большой замысел. Писала другое, под настроение.

    Недавно я попала случайно на МК, где художница писала копию картины «Венеция» какого-то художника-импрессиониста. Смотрела я как она работает, и до меня вдруг дошло что я делаю не правильно, и почему у меня не получился мой пейзаж. Видела-то я всё правильно, а вот техники воплощения задуманного у меня не было. Это и есть профессионализм, которому надо учиться, и по учебникам это, по-моему, невозможно.

    Так что начала работу над моим пейзажем по новому. Я опять пошла снимать то, чего не сделала в моих набросках. Опять сделала, наверное, с полсотни разных фото, чтобы зафиксировать оттенки, которые на пленэре у меня просто не было возможно прописать. И я полностью переделала мою картину. Да, это пока ещё не профессиональная работа, но я ею очень довольна. Мне удалось передать то, что я увидела и почувствовала.

    А вот на пленэре у меня пока наброски получаются очень слабыми. Больше хочется просто смотреть и впитывать в себя всю эту красоту.

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Маргарита! Всё верно — по учебникам, видеоурокам, мастер-классам научиться не выйдет. Нужно получать обратную связь, подсказки, а иногда и просто увидеть, как то, что не удаётся Вам, легко достигается мастером. Важно услышать теорию и осознать её, желание начинающих художников сразу получить навык ошибочно, невозможно ничего повторить, не зная многих деталей и не понимая целого. Приходите на онлайн-встречу, буду делиться опытом. Спасибо за Вашу историю!

      Ответить
  6. Береснева Ольга

    Браво, Александр! Любовный флёр блестящего языка Вашего вербального призыва возымел потрясающий эффект: всё..., бросаю всё и иду навстречу объятиям Любви ускользающей Натуры. Прямо сейчас!

    Ответить
  7. Абельдинова Тлеулес

    Читала статью с большим удовольствием.Вы так хорошо пишите и красками и словами, захватывает красота слога. Думаю Ваши работы, в том числе и пленэрные завараживающие. Я была у Вас на курсе пленэра, это что-то неописуемо волнующее видеть как Вы работаете. Всем участникам этого курса желаю творческого вдохновения м как говорит Александр, уметь «оторвать» кусочек красоты у природы.

    Ответить
  8. Мария

    Александр, благодарю! Очень ярко! Особенно понравилось про муравья!)

    Ответить
  9. Светлана Кузнецова

    Это не статья, это — поэма! Очень вдохновляюще, спасибо, Александр, страшно очень, но — все равно пойду, сюжетов в голове — масса!

    Ответить
  10. Илида

    Были у меня попытки изобразить летние пейзажи,но всегда не нравится результат. А именно-рисование зеленым цветом. Как-то все не естественно получается. Ещё трудно изобразить зеленую траву, освещенную солнечным светом. Если рисовать её желтым, выглядит она будто уже осенняя пожелтевшая. Если же брать её салатовым, то получается она едкой и ядовитой.

    Также я заметила, что у многих художников просто нет картин в зелёных летних тонах.

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Илида! Вся суть в отношениях, Вы не можете писать траву, освещённую солнцем, без теней. Правильно взятые отношения света и тени создадут состояние солнечного дня. Совсем необязательно изображать зелень ядовитой. Когда Вы фиксируете своё внимание лишь на части наблюдаемой натуры, может казаться, что трава локально зелёная, но это не так. Старайтесь видеть целое, а не его кусочки. В истории изобразительного искусства можно найти множество примеров художников, писавших зелень. Спасибо за комментарий!

      Ответить
  11. Наиля

    Очень жалею, что курс пленэра мне в этом году недоступен. Но т.к. живу на даче, с Вашей подачи стараюсь наблюдать за окружающим миром. Свет, тень, блики на листьях от солнечного света после дождя. Т.к. я много плаваю, то мечтаю написать работу, где ты видишь мир, находясь в воде и находишься в центре яркого солнечного света, отраженного в водной глади среди тысячи солнечных бликов. Я начала рисовать только этой весной. Последний раз уроки изо были в школе много лет назад, которые я тихо ненавидела. Хотя выросла в Третьяковке и Пушкинском. Благодаря Вам, поняла, что еще не все потеряно. Рисовать то мне всегда хотелось. Но по работе приходилось общаться с капризными и надменными дизайнерами и художниками, и как-то у меня постепенно наступала уверенность, что рисование для меня уже не в этой жизни. Нет у меня за плечами Строгановки, Суриковского, Британской школы. И даже худ.школы.А благодаря Вам поверила в себя. Поняла, что кроме теории, нужна практика и еще сто раз практика. Мечтаю попасть к Вам в закрытый клуб. И надеюсь, что на следующий год,пройдя все-таки Ваш курс пленэра, смогу написать картину, о которой мечтаю. А пока я только в самом-самом начале.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.