Вы  знаете,  что  значит  натюрморт  по-немецки?  Still-Leben  переводится  как  “тихая жизнь”.  Не  правда  ли,  красиво  звучит — всего  два  слова,  а  сколько  в  них  смыслов!

Простые  предметы,  взаимодействуя  друг  с  другом,  ведут  таинственные  споры.  Стоит  только  прислушаться — слова  станут  отчётливыми,  и  Вы  будете  свидетелем  той  самой  тихой  и,  казалось  бы,  неприметной  жизни.

Клас Питер: Натюрморт с черепом

Клас Питер: Натюрморт с черепом

Это  так  несовременно — жить  тихо,  стараться  ловить  каждое  мгновение,  когда  всё  вокруг  движется,  постоянно  ускоряясь.  Мы  боимся  отстать,  потерять  темп,  выбиться  из  потока.  Остаться  за  бортом.

Наверное,  правильно — жить  в  темпе,  который  диктует  время,  но  при  этом  нам  следует  помнить,  что  жизнь  не  только  в  скорости,  но  и  в  тишине.

Художник  и  натура.  Как  складываются  их  отношения?  Какова  их  форма  общения?  Что  это — монолог  или  диалог,  в  котором,  как  правило,  заглавную  роль  играет  художник,  а  не  предмет  его  восхищения.

Современный  художник  любит  говорить,  ему  некогда  прислушиваться  к  собеседнику,  он  старается  навязать  ему  своё  мнение.  Наверное,  во  многом  это  правильно,  потому  как  созвучно  духу  времени,  и  всё  же  в  их  тесных  отношениях  есть  непонимания.

О  чём  же  молчит  натура,  какие  тайны  скрывает,  и  что  следует  знать,  чтобы  говорить  с  ней  на  одном  языке?

Казалось  бы,  что  вижу,  то  пишу,  рисую,  фотографирую,  снимаю  на  камеру.  Нет  здесь  никакой  особой  науки,  и  незачем  данную  тему  обсуждать.  Мы  как  всегда  всё  знаем  и  готовы  бежать  дальше — время  не  ждёт!

Смотрели  ли  Вы  фильмы  Андрея  Тарковского?  Если  нет,  то  обязательно  посмотрите,  это  классик  мирового  кинематографа.  Хочу  обратить  Ваше  внимание  на  искусство  кино,  вот  уж  где  действительно  нужны  динамика  и  движение.

Впрочем,  современные  фильмы  эксплуатируют  именно  скорость,  стоит  отвлечься  на  мгновение  и  будет  сложно  восстановить  сюжетную  нить.  Задача  современного  режиссёра — удержать  наше  внимание  в  течение  двух  часов,  постоянно  удивляя  трюками  и  фантастической  компьютерной  графикой.

Совсем  иным  языком  говорит  с  нами  А. Тарковский,  он  специально  «останавливает  время»,  затягивает  сцены  и  фиксирует  картинку.  В  его  фильмах  нет  динамики — они  противоположность  современному  кино.

Каждый  кадр — это  хорошо  продуманная  картина,  и  все  персонажи  как  одушевлённые,  так  и  неодушевлённые  живут  своей  тихой  жизнью.  Вот  только  что  это  за  тишина,  сколько  в  ней  напряжения  и  глубокого  смысла,  сколько  ассоциаций  рождают  эти  фильмы!

11

А.Тарковский

Где  заканчивается  бытовое  восприятие  мира  и  начинается  искусство,  что  способствует  тому,  чтобы  ремесленник  стал  художником — творцом?

В  традиционном  учебном  процессе  всё  прозаично,  и  это  правильно.  Задача  ученика — научиться  передавать  пространство,  материальность  предметов,  мыслить  композиционно.  Он  научится,  но  кто  научит  его  слышать  тишину — этого  нет  ни  в  одной  из  учебных  программ.

Один  умный  человек  сказал:  “ Не  тратьте  время  на  чтение  книг  о  художниках,  потратьте  его  на  изучение  их  картин”.  В  этих  словах  много  правды,  я  с  ними  согласен,  более  того,  я  то  же  самое  сказал  бы  о  натуре,  о  том,  как  с  ней  вести  беседу.

Секрет  успеха — научиться  слушать,  а  не  говорить.  О  чём  молчит  натура — есть  её  суть.  Я  не  просто  так  привёл  пример  из  мира  кино — необычайно  сложно  говорить  о  том,  что  многие  не  слышат,  а  гениальный  Тарковский  показал.

Мне  всегда  было  интересно  научиться  не  просто  передать  иллюзию  реальности  на  холсте,  а  создать  художественный  образ.

Художественный  образ  и  есть  сверхзадача,  для  кого-то  абсолютно  понятная,  а  для  кого-то  недостижимая  высота.  Здесь  кроются  многие  разногласия,  причина  которых — мы  сами.

Мало  быть  просто  объективным,  надо  стать  интересным  посредником  между  предметом  Вашего  восхищения  и  зрителем.

Художественный  образ — не  что  иное,  как  форма  толкования  мира  с  позиции  определённого  эстетического  идеала — это  Вы  можете  прочесть  в  Википедии.

Художественный  образ — это  то,  чем  живут  фильмы  Тарковского  и  все  гениальные  произведения  искусства.  Ценность  шедевра  определяется  далеко  не  шаблоном  учебной  задачи,  её  рамки  значительно  шире.

Можно  воспринимать  натюрморт  как  набор  предметов,  а  можно  как  образ  “тихая жизнь”.  С  этого  начинается  либо  проза,  либо  поэзия.

Вы  задавали  себе  такие  вопросы:  где  граница  между  картинкой  и  художественным  образом,  как  создать  этот  самый  образ,  какими  учебными  материалами  пользоваться,  где  этому  учат,  и  учат  ли  вообще?

Вы  замечали,  что  учебные  классические  сюжеты  произведений  принимаются  зрителями  легко,  но  как  только  автор  говорит  с  нами  на  языке  ярких  художественных  образов,  зрительский  интерес  всегда  ограничен.  То  есть  либо  люблю,  либо  не  люблю!

Пытались  ли  Вы  сами  воплотить  в  своих  работах  художественный  образ,  считаете  ли  эти  попытки  удачными?

Кто  из  известных  Вам  художников  наиболее  интересен,  близок  Вам  по  духу  своим  творческим  языком  и  уникальной  авторской  интерпретацией  мира?

Хотели  бы  Вы  писать  свои  картины  языком  художественного  образа?

Думаю,  эти  вопросы  и  многие  другие  созвучны  не  только  мне!  Возвращаясь  к  теме  статьи  “О  чём  молчит  натура”,  выскажу  своё  мнение.

Натура,  будь  то  простейший  предмет  или  их  множество,  тщательно  прячет  свою  суть  за  видимой  картинкой.  Задача  художника — разглядеть  за  материальностью,  линейной  и  воздушной  перспективой,  тональным  и  цветовым  решением,  верностью  пропорций  художественный  образ  и  наделить  её  поэтическим  смыслом.

“Тихая жизнь” — это  золотой  ключик,  который  кому- то  откроет  таинственную  дверь  в  мир  изобразительного  искусства.  В  этих  словах  уже  заложен  образ,  Вам  следует  только  прислушаться  к  предметам  на  Вашем  столе.

Художник,  обладающий  талантом  слышать,  сможет  вдохнуть  жизнь  в  простейшие  вещи,  в  то  же  время  ремесленник,  верно  делая  свою  работу,  так  и  останется  им.  Между  этими  двумя  полюсами  зачастую  непреодолимая  пропасть,  но  выбор  делаем  мы  сами.

Есть  такое  понятие  “правда жизни”.  Вопрос,  что  из  всех  предложенных  формулировок  правды — ПРАВДА?

Мне  нравится,  как  на  данный  вопрос  отвечает  американский  теледраматург  Роберт  Макки.

Какими  бы  тщательными  не  были  наблюдения,  речь  идёт  о  «правде»  с  маленькой  буквы.  Истина  никогда  не  лежит  на  поверхности,  истина  не  проявляется  открыто.  Не  знающий  этого  автор  способен  разглядеть  только  то,  что  очевидно  и  действительно  существует,  поэтому  он  слеп  к  правде  жизни.

Высказывая  данную  мысль,  Роберт  Макки  говорит  о  литературе,  но  я  не  вижу  разницы.  Он,  прежде  всего,  говорит  об  искусстве,  а  значит  и  о  живописи,  графике,  скульптуре  и  т. д.

Завершая  данную  статью,  хочу  сказать,  что  для  меня  правдой  является  художественный  образ,  а  не  фактическое  существование  того  или  иного  персонажа,  сюжета,  предмета.

Простыми  словами,  говоря  об  искусстве,  я  мыслю  образами.  Меня  восхищает  художественная правда  и  оставляет  равнодушным  «правда»  с  маленькой  буквы.

Друзья,  если  Вы  ещё  не  подписаны  на  мою  рассылку,  то  подпишитесь.  Узнавать  о  новых  статьях  через  соцсети  неудобно,  тем  более,  когда  мои  аккаунты  банят  по  причине  существования  злодеев,  тому  способствующих.

Форма  подписки  в  верхнем  правом  углу.  Введите  свой  электронный  адрес  и  подтвердите  подписку  в  пришедшем  письме.
Жду  Ваших  комментариев!