Вы знаете, что значит натюрморт по-немецки? Still-Leben переводится как “тихая жизнь”. Не правда ли, красиво звучит — всего два слова, а сколько в них смыслов!
Простые предметы, взаимодействуя друг с другом, ведут таинственные споры. Стоит только прислушаться — слова станут отчётливыми, и Вы будете свидетелем той самой тихой и, казалось бы, неприметной жизни.
Это так несовременно — жить тихо, стараться ловить каждое мгновение, когда всё вокруг движется, постоянно ускоряясь. Мы боимся отстать, потерять темп, выбиться из потока. Остаться за бортом.
Наверное, правильно — жить в темпе, который диктует время, но при этом нам следует помнить, что жизнь не только в скорости, но и в тишине.
Художник и натура. Как складываются их отношения? Какова их форма общения? Что это — монолог или диалог, в котором, как правило, заглавную роль играет художник, а не предмет его восхищения.
Современный художник любит говорить, ему некогда прислушиваться к собеседнику, он старается навязать ему своё мнение. Наверное, во многом это правильно, потому как созвучно духу времени, и всё же в их тесных отношениях есть непонимания.
О чём же молчит натура, какие тайны скрывает, и что следует знать, чтобы говорить с ней на одном языке?
Казалось бы, что вижу, то пишу, рисую, фотографирую, снимаю на камеру. Нет здесь никакой особой науки, и незачем данную тему обсуждать. Мы как всегда всё знаем и готовы бежать дальше — время не ждёт!
Смотрели ли Вы фильмы Андрея Тарковского? Если нет, то обязательно посмотрите, это классик мирового кинематографа. Хочу обратить Ваше внимание на искусство кино, вот уж где действительно нужны динамика и движение.
Впрочем, современные фильмы эксплуатируют именно скорость, стоит отвлечься на мгновение и будет сложно восстановить сюжетную нить. Задача современного режиссёра — удержать наше внимание в течение двух часов, постоянно удивляя трюками и фантастической компьютерной графикой.
Совсем иным языком говорит с нами А. Тарковский, он специально «останавливает время», затягивает сцены и фиксирует картинку. В его фильмах нет динамики — они противоположность современному кино.
Каждый кадр — это хорошо продуманная картина, и все персонажи как одушевлённые, так и неодушевлённые живут своей тихой жизнью. Вот только что это за тишина, сколько в ней напряжения и глубокого смысла, сколько ассоциаций рождают эти фильмы!
Где заканчивается бытовое восприятие мира и начинается искусство, что способствует тому, чтобы ремесленник стал художником — творцом?
В традиционном учебном процессе всё прозаично, и это правильно. Задача ученика — научиться передавать пространство, материальность предметов, мыслить композиционно. Он научится, но кто научит его слышать тишину — этого нет ни в одной из учебных программ.
Один умный человек сказал: “ Не тратьте время на чтение книг о художниках, потратьте его на изучение их картин”. В этих словах много правды, я с ними согласен, более того, я то же самое сказал бы о натуре, о том, как с ней вести беседу.
Секрет успеха — научиться слушать, а не говорить. О чём молчит натура — есть её суть. Я не просто так привёл пример из мира кино — необычайно сложно говорить о том, что многие не слышат, а гениальный Тарковский показал.
Мне всегда было интересно научиться не просто передать иллюзию реальности на холсте, а создать художественный образ.
Художественный образ и есть сверхзадача, для кого-то абсолютно понятная, а для кого-то недостижимая высота. Здесь кроются многие разногласия, причина которых — мы сами.
Мало быть просто объективным, надо стать интересным посредником между предметом Вашего восхищения и зрителем.
Художественный образ — не что иное, как форма толкования мира с позиции определённого эстетического идеала — это Вы можете прочесть в Википедии.
Художественный образ — это то, чем живут фильмы Тарковского и все гениальные произведения искусства. Ценность шедевра определяется далеко не шаблоном учебной задачи, её рамки значительно шире.
Можно воспринимать натюрморт как набор предметов, а можно как образ “тихая жизнь”. С этого начинается либо проза, либо поэзия.
Вы задавали себе такие вопросы: где граница между картинкой и художественным образом, как создать этот самый образ, какими учебными материалами пользоваться, где этому учат, и учат ли вообще?
Вы замечали, что учебные классические сюжеты произведений принимаются зрителями легко, но как только автор говорит с нами на языке ярких художественных образов, зрительский интерес всегда ограничен. То есть либо люблю, либо не люблю!
Пытались ли Вы сами воплотить в своих работах художественный образ, считаете ли эти попытки удачными?
Кто из известных Вам художников наиболее интересен, близок Вам по духу своим творческим языком и уникальной авторской интерпретацией мира?
Хотели бы Вы писать свои картины языком художественного образа?
Думаю, эти вопросы и многие другие созвучны не только мне! Возвращаясь к теме статьи “О чём молчит натура”, выскажу своё мнение.
Натура, будь то простейший предмет или их множество, тщательно прячет свою суть за видимой картинкой. Задача художника — разглядеть за материальностью, линейной и воздушной перспективой, тональным и цветовым решением, верностью пропорций художественный образ и наделить её поэтическим смыслом.
“Тихая жизнь” — это золотой ключик, который кому- то откроет таинственную дверь в мир изобразительного искусства. В этих словах уже заложен образ, Вам следует только прислушаться к предметам на Вашем столе.
Художник, обладающий талантом слышать, сможет вдохнуть жизнь в простейшие вещи, в то же время ремесленник, верно делая свою работу, так и останется им. Между этими двумя полюсами зачастую непреодолимая пропасть, но выбор делаем мы сами.
Есть такое понятие “правда жизни”. Вопрос, что из всех предложенных формулировок правды — ПРАВДА?
Мне нравится, как на данный вопрос отвечает американский теледраматург Роберт Макки.
Какими бы тщательными не были наблюдения, речь идёт о «правде» с маленькой буквы. Истина никогда не лежит на поверхности, истина не проявляется открыто. Не знающий этого автор способен разглядеть только то, что очевидно и действительно существует, поэтому он слеп к правде жизни.
Высказывая данную мысль, Роберт Макки говорит о литературе, но я не вижу разницы. Он, прежде всего, говорит об искусстве, а значит и о живописи, графике, скульптуре и т. д.
Завершая данную статью, хочу сказать, что для меня правдой является художественный образ, а не фактическое существование того или иного персонажа, сюжета, предмета.
Простыми словами, говоря об искусстве, я мыслю образами. Меня восхищает художественная правда и оставляет равнодушным «правда» с маленькой буквы.
Друзья, если Вы ещё не подписаны на мою рассылку, то подпишитесь. Узнавать о новых статьях через соцсети неудобно, тем более, когда мои аккаунты банят по причине существования злодеев, тому способствующих.
Форма подписки в верхнем правом углу. Введите свой электронный адрес и подтвердите подписку в пришедшем письме.
Жду Ваших комментариев!
Александр, здравствуйте!
Прочитал Вашу статью и не удивился. Потому, как всё верно! Где-то на не подсознательном уровне именно так и подходишь к своим будущим работам. Я бы даже сказал одним словом- ЦЕПЛЯЕТ или нет, и почему … Если останешься равнодушным, то искусственная реанимация не поможет! И не важно, натюрморт это или пейзаж, живые люди или городские трущобы и т.д.
Здравствуйте, Владимир! Рад видеть Ваши комментарии, спасибо что, следите за моим блогом.
Здравствуйте, Александр! Ваши статьи просто не оставляют шансов на то, чтобы не написать Вам что-то хорошее. Но порой начинаешь осознавать ничтожность собственных слов, потому что они не могут передать всех чувств, эмоций, которые при этом рождаются. Видимо в такие моменты у людей и возникает потребность в таком самовыражении, как живопись. Не находишь слов — рисуй. А Вы им в этом помогаете.
Здравствуйте, Оксана! Я тоже не всегда могу подобрать слова, но если в написанных мной статьях есть импульс, способный подтолкнуть к творчеству, есть ответы, которые кому-то сейчас нужны, значит всё правильно делаю. Берите в руки кисти и творите. Спасибо за отзыв!
Жизнь дарит нам каждый новый день как мудрое послание, которое мы имеем возможность научиться увидеть и прочесть. Она состоит из множества мгновений, которые никогда не повторяются, которые сменяют друг друга перед нашими глазами, и как бы нанизываются на одну нить. Созерцая живописные пейзажи, всю окружающую нас величественную природу, рассматривая окружающие нас предметы, наблюдая за окружающими нас людьми, мы можем увидеть невиданное ранее через акценты, расставленные как бы невидимым Режиссером, который хочет донести свои мысли и свою идею зрителю через мгновения, которые сменяют одно другое. Каждое мгновение имеет свою идею и свою мысль, настроение, состояние, и нужно уметь увидеть и прочесть. И великое мастерство состоит в том, чтобы ощутив увиденное, найти возможность перенести на материал этот акцент, мысль, идею, побудив зрителя прочесть и задуматься.
Александр, спасибо, очень интересная и необыкновенная статья. На днях, выбирая и расставляя предметы для учебного натюрморта, я с удивлением почувствовала, что существует общение с предметами не только на привычном бытовом уровне. «Тихая жизнь» — удивительный образ. Кто бы мог подумать, что можно почувствовать такой тонкий, почти нематериальный слой…
А вот когда пишешь картину с фотографии, этого общения с предметами не возникает. С кем общаться, предметов то нет! Я только сейчас поняла, для чего нужно рисовать с натуры — только пообщавшись с предметом можно о нем рассказать. И еще теперь знаю, что такое — рассказать.
Здравствуйте, Анна! По-моему Вы лучше и проницательней всех ответили на злободневный вопрос: надо ли писать, рисовать с фотографии? Спасибо за отзыв!
Спасибо за статью. Вы высказали то, что мы чувствовали, но не могли подобрать слова. Еще раз СПАСИБО!
спасибо за «тихую жизнь», мне так больше нравится, а то в голове был только один перевод и одно значение слова — «мертвая натура», что меня как-то внутренне не устраивало.
Рада, что Вы опять пишете. Приятно читать правдивые слова.
Здравствуйте, Светлана! Произошёл небольшой промежуток в публикации статей — конец года, сами понимаете, надо всё успеть. Но я восполню недостачу в году грядущем с лихвой, следите за рассылкой, будет много полезных и интересных статей. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Александр. Все, что Вы говорите, верно. Но, однако, позволю себе не согласиться с Вами в одном: “ Не тратьте время на чтение книг о художниках, потратьте его на изучение их картин”. Дело в том, что, читая о жизни художника, можно лучше понять его творчество, его душевные искания, его личную жажду творчества и самовыражения в его полотнах. Ведь в каждой картине живет душа. И только она будет «прочитана» зрителем, если он этот зритель обладает хотя бы малой долей проницательности и духовной потребности. К тому же, если книга о художнике написана прекрасным языком и наполнена сопереживанием автора судьбе художника, то это будет прекрасным дополнением, и, если хотите, даже своеобразным импульсом к более полному пониманию творений живописца.
Здравствуйте, Ольга! А я с Вами соглашусь, Вы правы во всём. Сделав акцент на том, что не следует читать книг, я хочу сказать, что в данном случае картины, то есть труд конкретного художника в приоритете. Книги пишут другие авторы, и это их творчество, они так понимают, так интерпретируют. Исключение составляют автобиографии — они максимально достоверны. Спасибо за отзыв!
….с удовольствием читаю ваши заметки — размышления… Я не художник, не человек искусства, а тот , кто любит читать «..О…..» . С вашими статьями заглядываю за … ширмы, шторы и собственно картины. Интересно. Спасибо! С наступающим Новым годом вас! Чудесных успехов!
Здравствуйте, Роза! Благодарю за то, что являетесь читателем моего блога. Если мои статьи помогают Вам разобраться в тех или иных вопросах, касающихся изобразительного искусства, значит мой труд не напрасен. Спасибо за отзыв, и Вас с наступающим Новым годом!
Спасибо, Александр! Как всегда верно и доходчиво!
Александр, мне пока трудно судить о содержании ваших уроков , так как я их еще не видела, но, по тому, что вы пишете и какие темы затрагиваете, могу сказать, что это мне близко. И хорошо, что вы «постучались» ко мне. Рисовать всегда тянуло, не училась этому делу в специальных заведениях. Первая картина, которую я списала, была написана мной год назад. И, вообще, это случайно вышло, или закономерно-случайно. Обзавелась мольбертом, при чем я его не покупала, достался так, спасибо добрым людям. Другой человек порекомендовал, чтобы я попробовала написать подсолнухи. Не могу сказать, что копирование чужой картины мне ничего не дало. Я училась видеть много мелких деталей, которые остались бы незамеченными мной при обычном просмотре и без них картина получилась бы простоватой (хотя, может быть, специалист глянет на неё и скажет, что она всё равно … так себе). В целом, я понимаю, что копирование картин или мастер-классов мне не интересно и этот путь скорее всего тупиковый. И сейчас, так много людей, пишущих всё и обо всём, и делающих это хорошо, красиво, талантливо, что возник вопрос: куда я вообще суюсь?! Но, здесь, в вашем блоге показывается дальнейший путь, и по нему хочется пойти и научиться передавать суть предмета, внутреннее содержание людей, вещей, окружающей среды, написать глаза так, чтобы за ними был виден путь человека, его энергия и состояние.
Александр, здравствуйте!
Читаю сейчас книгу Анри Перрюшо «Сезанн», о жизни художника. Начала читать с мыслью, что это поможет мне понять творчество Сезанна. Надежда моя оправдалась. После прочтения этой умной и доброй книги, постоянного рассматривания репродукций картин, я вдруг увидела их красоту и смысл. А Поль Сезанн мне стал казаться близким родственником ))
И вот, мне встретился в этой книге такой удивительный, трогательный отрывок, которым я просто не могу не поделиться в этой теме.
«Показывая Гаске незаконченный натюрморт Сезанн говорит: «Считают, что у сахарницы нет лица, нет души. Но эта самая сахарница каждый день меняется. Надо знать, как с ними обращаться, уметь приласкать эти существа… У всех этих тарелочек, стаканов есть свой язык, на котором они объясняются между собой. У них свои нескончаемые секреты…»
А вот еще.
«Взгляните, как свет нежно любит абрикосы, он охватывает их целиком, проникает в мякоть, освещает со всех сторон. Но этот же свет скуп, когда дело касается персиков, их он освещает лишь частично, только одну половину.»
Заканчиваю сейчас писать многопредметный натюрморт. Неужели скоро придется его разобрать? Буду скучать по компании этих предметов ))
Интересная статья. Учит наблюдательности и размышлению , смотреть и видеть… Спасибо.