В одной из предыдущих статей я спросил у читателей блога, какие темы им интересны, в каких вопросах касательно изобразительного искусства стоит разобраться подробнее.
На одно из сообщений отвечу в этой статье:
Хотелось бы услышать о необходимости академического обучения живописи. Сейчас встречаю много курсов, обучающих с самого начала: с рисования кубов, гипсовых голов и т. д. Плюс, встречаю отзывы людей, которые говорят, что учились в художке, и после всех этих голов и черепов (которые настолько достали) рисовать полностью перестали, как окончили это обучение. При этом говорят о плюсах системного образования, начиная с академического рисунка. Хотелось бы понять истинное положение вещей, и стоит ли вообще тратить на академическое обучение время? Собственно, я намерен быть живописцем, но вот в голове какая-то каша (может и зря всей этой инфы начитался).
Ничего касательно информации на тему, волнующую автора сообщения, не бывает зря — чем больше знаете, тем лучше владеете ситуацией.
Нужно ли академическое образование художнику? И да, и нет — ответ неоднозначный в том случае, если он задан абстрактно. Например, художникам, создающим инсталляции, тем, кто минимумом средств старается добиться выразительности, ремесло как таковое не нужно.
Если же вы хотите стать живописцем, то без понимания основ ремесла, тем более когда речь идёт о станковой живописи, нельзя. Либо вы эти основы выдумываете, что глупо, либо заимствуете у тех, кто ими владеет.
Истинное положение вещей таково: многие прошедшие обучение в художке, училище и т.д. измотаны бесконечными учебными штудиями. Но дело не в том, что это бесполезные уроки — дело в преподавателях, не способных донести суть и ценность первой стадии становления художника — изучения простых форм.
Для художника все окружение состоит из кубов и шаров. Вопрос, как же он сможет отобразить всю многогранность мира, если не способен элементарную геометрическую форму нарисовать верно.
Многие учатся в художке, потому что родители определили, им там совсем неинтересно. Как итог — четыре года мучений. Кто-то продолжает мучаться в училище, академии, занимаясь не своим делом.
Все примеры про отрицательный опыт академического обучения связаны либо с людьми, которым в принципе не нужно было даже начинать, потому что они для других задач созданы, либо с теми, кому не достались хорошие преподаватели.
Кстати о преподавателях, случай из жизни. Раньше мне часто приходилось ездить на поезде на мою малую родину, и в ожидании отправления немало часов было проведено на вокзалах.
В одну из поездок коротая время на перроне, я наблюдал такую картину. Бабушка «божий одуванчик», развлекая свою внучку, прямо порхала над ней, сияя от счастья. «У-лю-лю, у-ля-ля!» — она то подпрыгивала, то кружилась вокруг, целовала, держала её за руки (внучке, кстати, на вид было лет семнадцать).
В тишине ночного перрона с похрустывающим под ногами свежевыпавшим снегом вся эта клоунада выглядела абсолютно инородно, но ещё более диким показалась мне это действо в следующее мгновение.
Я узнал бабушку — это была учительница из моего уже далёкого детства. Не стану называть, какой предмет она вела, потому как ни единой её заслуги в том, чему я научился, нет.
И вот она предстала передо мной через многие годы в образе «одуванчика», я не мог поверить своим глазам, потому как все воспоминания, связанные с ней — вспоминая о монстре, не иначе.
Её урок мог начинаться с обещания поставить такое-то количество двоек (лимит всегда был разный), дабы напугать и держать класс в страхе. Она бездушно, авторитарно правила на своих уроках и, казалось, получала удовольствие от этого.
Ей к лицу была роль палача, которую она превосходно играла в моей школьной жизни, я не знал её вне школы, мне было неизвестно, какая она на самом деле, но как сейчас я помню её сухой, бесчеловечной оболочкой.
Возможно, я обознался и бабушка на перроне просто похожа на неё, а может у неё была сестра-близнец — полная противоложность — не в этом дело.
Вспомнив одну из своих школьных “училок”, я хочу заострить внимание на важнейшем звене в любом обучении — преподавателе, проводнике, ведущем вас к новым знаниям.
Хочу подчеркнуть — ведёт, а не толкает, не пинает, не затаскивает, не улюлюкает, не заигрывает, не льстит!
Много ли в вашей жизни было настоящих педагогов-проводников? Уверен, единицы! В этом нет ничего удивительного — так устроен мир. Никакая система образования не создана для того, чтобы вести ученика. Её цель — загнать в рамки правил и дать оценку каждому.
И всё же учат нас люди, и здесь только случай решает, достанется нам проводник или “преподаватель-винтик», отбывающий свои трудодни в системе, как наказание.
Ищите, цените, держитесь именно за людей, а не за системы образования, сейчас это более чем актуально. Всё меньше и меньше становится настоящих мастеров, подлинно владеющих как знаниями, так и техникой в области живописи.
Вернёмся к вопросу: нужно ли академическое образование художнику, имеющему дерзость держать в руках кисть, в современном искусстве с его «измами» и концепциями? Конечно, да!
Что понимать под обучением? Базовые знания, такие как умение изобразить простую форму в пространстве, закомпоновать, разобрать в тоне и цвете. Владение линейной, воздушной перспективой и законами композиции.
Но это не всё, вышеперечисленные навыки не сделают вас художником, потому что это всего лишь инструменты.
Верно изображённые шар, куб, стул, стол — только часть пути ученика.
Академические умения — малая часть массы задач изобразительного искусства, но без азбуки, без знаний никакие осознанные решения вам недоступны, если мы говорим о станковой живописи, конечно.
Подвожу итог, отвечая автору вопроса. Если у Вас есть грамотный наставник, академическая наука покажется увлекательным путешествием, где Вы преодолеваете своё «не умею» шаг за шагом на пути к творческой свободе.
Ищите мастеров и держитесь за них! В свою очередь, тех, кто идёт в ногу со мной, приглашаю на бесплатный курс для начинающих художников, который я провожу уже в пятый раз. Хотите попробовать себя в живописи, вообще, понять, ваше это или нет — становитесь участниками курса. Обещаю, будет интересно. Регистрируйтесь по ссылке : https://grigoryevalexandr.ru/kurs-4 , первый урок доступен сразу после регистрации, остальные — онлайн по расписанию.
Если у вас есть истории о своих учителях, расскажите в комментариях к этой статье. Поделитесь опытом, какими качествами обладали самые эффективные из них, те, кто действительно вас научил. Можете просто в двух словах, как считаете нужным, будет интересно услышать и сравнить разные мнения.
Я хожу в художественную школу 4 месяца, но все знания, которые имею на сегодня приобретены на вашем текущем курсе. К сожалению, в школе мне попался преподаватель неумеющий ни сам предмет приподнести , ни задачу обозначить. Все его объяснения сводятся к показу чьих-то рисунков из учебника или планшета со словами: «Вот, посмотрите как можно рисовать (куб,цилиндр,череп), не шедевр конечно, но…». Или: » Утемняйте, обобщайте, перетемнили, просто срисовывайте как видите…». Ни на один уточняющий вопрос я не получила четкого ответа. А хуже всего то, что «сегодня» он говорит не делать «так» или наоборот делайте «так», а завтра будет хвалить работу, которая противоречит его словам. Как итог,в голове образуется каша, портится настроение и запал. Только благодаря Вам и вашему курсу я не отчаилась и не бросила эту художку, все-таки атмосфера там приятная). Спасибо Александр!
Все-таки скажите своему преподавателю — спасибо, будьте благодарны ему, несмотря ни на что, а потом придет время, сами сумеете, и — предмет приподнести, и задачу обозначить сможете
Здравствуйте, Ильдар! Каждый час нашей жизни невозвратим, следовательно, проживать их впустую — преступление. Если Вы приходите учиться, перенимать опыт, тратите время, деньги, силы зря, за что быть благодарным? Давайте будем объективными: если мы сами сумеем, в чём смысл просиживать часы на уроках. Есть два пути достичь мастерства — придумывать заново то, что уже существует, а это глупо, как мне кажется, либо перенять знания из рук в руки и идти дальше.
Спасибо!!! Как все понятно и доступно.
Я — пенсионерка и рисовать начала только будучи на пенсии. В основном это были мастер-классы, которые только начали развиваться в интернете. Неск.раз ездила на пленэры с отдыхом. У самой только получалось срисовывать, хотелось научиться основам и — появился Александр! Очень рада такому профессиональному проводнику в моей жизни! Знания, которые он дает, бесценны!
Мне в отличие от Ольги Кручининой, видимо, повезло.С одной стороны, Александр ( тут все знают, что комментарии излишни, УЧИТЕЛЬ он и есть УЧИТЕЛЬ, все мы его ученики уже с ним по жизни до конца). А с другой стороны, когда я в прошлом году в апреле взяла в руки карандаш, чтобы рисовать, а в мае кисточку, чтобы писать, впервые в жизни мне поначалу казалось, что все: могу, получается, зашибись!Но стала изучать основы академического рисунка самостоятельно, по книге Ли, хотя Александр говорил и об этом тоже, но более кратко.Потом Арсенал и жизнь в Клубе. И в клубе ты понимаешь, что большинство уже пишет поэмы на китайском, а ты только можешь пролепетать: нихао.Они видят и строят формы, не задумываясь, а у тебя стол врастопырку и кувшин набекрень. И тут мне свезло. По программе долголетия я стала ходить в 2 художественные студии. Одна не дает ничего, кроме релакса и чем дальше, тем больше понимания благодаря нашему Учителю, что так рисовать нельзя. Нельзя так ставить свет, выстраивать натюрморт, нарушать правила теплохолодности и прочее.Но для меня это способ релакса: повазюкаться с красками под душевную музыку и потрепаться за жизнь. Единственное знание:засохшую гуашь хорошо разводить теплым молоком и вместо синтетики использовать щетину.
А вот другая студия-это как и Александра, серьезная работа, но работа в кайф. Занятия в известной художественной школе одиннадцатилетке. Практика и теория в одном флаконе с ориентиром на прохождение программы художки.И сначала было не просто сложно, а безумно сложно, неудобно и даже больно. Карандаш держат по другому, да еще на вытяной руке, да еще сам карандаш в удлинителе, работают на большом формате, строго за мольбертом, постоянно вставать, отходить, подходить, и штриховать, штриховать, штриховать, делить отрезки,строить формы. А на дом еще дз, доделать студийное, и еще раз тоже самое по памяти.
Прошло несколько месяцев. Мы уже дошли до акварели. Акварельная графика без карандашей. Это медитативное шаманство.Строгий академический подход и придумывание истории жизни предмета, который ты пишешь. И ты начинаешь понимать, почему у этого кувшина такая ручка, почему у дерева за окном так повернулись ветви.
А дз Александра тоже никто не отменял.
Но, когда я смотрю на свои работы прошлых весны и лета, я собой горжусь.
Я вижу ошибки своих летних работ и потихоньку их переписываю.Но я строю формы уже если не на автопилоте, то не боясь испортить, потому что знаю, как исправить, я по другому держу кисть и карандаш, и мне так удобнее, рука движется уверенно. Я поняла, почему надо работать на формате не менее а3, если хочешь чему-то научится, мне легко сделать с десяток предварительных набросков на небольших листках,научившись штриховать формы карандашом, я наконец-то стала понимать, что кистью мы работаем как карандашом.Я стала чувствовать карандаши, кисти, бумагу, холст, краски.
И я рада, что мне встретились 2 Учителя. Уж повезло, так повезло.
Вокруг вирус. В художке карантин. Слава Богу с Александром мы в он-лайне.
Но мне не до вируса. Сидение взаперти в квартире и гуляние в парке — это возможность рисовать и писать от души. Столько надо сделать…
Спасибо, Александр, что вы у нас есть!!!!!
Спасибо за статью. Очень интересно. Вообще часто художники, музыканты, поэты и люди других творческих профессий укрепляются на выбранном пути не благодаря, а вопреки… Говорят: «талант пробъётся», но «пока солнце взойдёт, роса очи выест»… Выживают еденицы. Надо верить в себя и любить то, что делаешь. Люблю в Вас именно педагогический талант и терпение. Вообще все мы, Ваши ученики, любим Вас и верим Вам. И с нетерпением ждём уроков. Много Вам сил и оптимизма!
Когда я начала свой путь в качестве художника под Вашим чутким руководством, Александр, то совершенно не собиралась рисовать шары, кубы и прочие прибомбасы академической школы. Но для развития своих умений и возможностей в живописи поняла, что без «академиии» — никуда. Потому, стиснув зубы, стала рисовать натюрморты и однажды обнаружила для себя, что «академия» может стать удивительным творческим занятием. Все зависит от учителя. Нам, Вашим ученикам, Александр, ПОВЕЗЛО!!!)
Здравствуйте, коллеги, здравствуйте, Александр! Нужно ли академическое образование? На мой взгляд, обязательно нужно, если хотеть делать профессиональные работы. Но… многие уже в том возрасте, когда 12 бюджетных мест и даже 30 платных в Академии или в Суриковском ему не станут доступны никогда. Что делать? Для начала смириться, что ты не получил образования. Так! А все ли из тех, кто оставил значимый след в живописи получили? Нет! Значит, возможно и без него — формально возможно — рисовать любительски и никогда не превысить условно порог мастерства художки или даже училища. Иногда достаточно, но мне мало, я хочу делать грамотно и мастерски.А многих вещей не знаю и не понимаю, многое просто не умею. Академическое образование хорошо тем, что в нём всё последовательно, методично, и я сторонник системного обучения. МК — для развлечения, художка — для освоения азов и более-менее систематического рисования, студия — для освоения более глубоких художественных навыков. Об ином сказать не могу, т. к. не училась ни в училище,ни вузе художественном. О чём страшно жалею как об исчезнувшей возможности. Занятия у Александра — это знания, систематическое рисование с заданиями и без, расширение художественного кругозора. Но рука учившегося академической живописи сразу видна в работах, поэтому я за академическое образование, которое необязательно, чтобы быть в процессе, но обязательно, чтобы стать профессионалом в живописи и рисунке.
По поводу учителя полностью согласна. Всегда хотела научиться рисовать и все курсы разочаровывали. И когда стала анализировать почему, то поняла, что дело в преподавателе. Долго до меня доходило))) Год назад «загадала» найти «моего» учителя, т.к. обычные поиски не увенчались успехом. И была удивлена, что нашла и желание исполнилось) Александр, Спасибо Вам.
Здравствуйте. Не помню когда и где прочитала про небесные Удачи. Но суть такая — » Человеку может быть даны три типа Удачи: 1. У кого родиться 2. На ком жениться. 3. У кого учиться». Такая значимость Учителя (Мастера), конечно, очень по восточному. Но точно знаю, что мне Повезло! с учителем математики в школе.
Здравствуйте, Татьяна! Интересно, какими именно качествами он обладал, возможно, благодаря ему математика стала частью Вашей жизни?
Здравствуйте. Да, стала. Никому не сказав (только маме, уговорила ее отвезти меня в Москву и устроить в общежитии, она в этот же день уехала)я решила сдавать экзамены на мех-мат МГУ. Я не думала, что поступлю, со мной дополнительно никто не занимался (обычная средняя школа) и для иногородних проходной бал был на 3 больше. Мне просто необходимо было сделать этот отважный шаг. Ведь Учитель учит и верить в себя и быть смелым и быть сложным. И Жизни он учит. Мой учитель умер через два года от сердечного приступа, я была в Москве,да я толком-то ему и не сказала свое огромное Спасибо. Но я помню его лицо, когда сказала, что поступила на мех-мат. Александр, Вы замечательный Учитель. Я, честно, у Вас многому учусь. Но в плане рисунка-живописи у меня нет ни амбиций ни каких-то серьезных намерений. Мне просто это нравится как нечто совершенно новое в моей жизни. И хочется, чтобы внук и внучка не прошли мимо этого как я в своей жизни. Спасибо Вам! (вот сколько написала)
Если художник — это профессия, то как без образования? А если состоянияе души, то только одна она и знает что ей нужно для реализации ее порывов. Тут индивидуально. Некоторых учить, знаете ли только портить. И таких имен много в истории изобразительного искусства, необразованных гениев. И вопрос хорошего-плохого учителя мне представляется тут неуместным. Все опыт. К тому же мне не с кем сравнить. Александр Вячеславович к счастью останется навсегда моим единственным первым и последним учителем изобразительного искусства. Нет ну была конечно еще в 4 классе Эльвира Михайловна -чудеснейшая женщина, которая своей верой в меня заставляла меня верить в саму себя. Она мне только за карандашные наброски пятерки ставила. А потом вообще в начале четверти проставляла авансом исключительно «отлично». Замечательный педагог!!! Слава Богу она так и не узнала, что дело у меня было хорошо только с карандашом, а как только доходило до красок — это была адская мазня!!!…ну во всяком случае мне так казалось. Другим очевидно так не казалось,потому как я продолжала до конца школы оставаться избранным председателем редколегии. Так возвращаясь к учителям и образаванию…Александр Вячеславович заявляет, что :»Я приведу Вас из пункта А в пункт В»….Лично меня привел в пункт Z. Я больше не рисую!!!!! И я счастлива!!!!! Какой бы дикой не казалась всем здесь присутствующим эта мысль. Да! Какое счастье, что я нашла в себе смелость и перестала соответствовать чьим то представлениям обо мне, перестала идти на поводу чьих то желаний видеть во мне художника и перестала бояться кого то разочаровать!!!! Это занятие совершенно не соответствует ни моему темпераменту ни моему характеру. Вся эта мышиная возня-мазня во мне меня только убивала. Теперь я делаю то, что мне нравится и то что давно хотела и счастлива))) Но все же я продолжаю с трепетом наблюдать за работами девочек с которыми училась на курсах у Александра Вячеславовича и безмерно рада за их достижения на этом поприще!!!! И да, среди них есть таки мои любимые художницы!!!))) А Вам, Александр Вячеславович, хочу сказать огромное спасибо за время лично мне посвященное и за те усилия что Вы вкладывали. Это было живое время, наполненное разными эмоциями и чувствами. И тем оно и ценно и останется в памяти. И если где то я Вас огорчила своей прямолинейностью или еще каким проявлением своего не простого характера, то это со зла- 100%!!!))) Может быть когда-нибудь я вернусь к рисованию. Но это уже будет только мое желание, не сдобренное ни чьими ожиданиями и надеждами. И не одобренное ни чьим мнением, кроме моего собственного…Но это не точно…)))…Просто не от чего не зарекаюсь.
Академическое образование категорически необходимо. Я не верю сказочницам на многих вебинарах в сети, которые утверждают обратное. Искренне жаль сонмы пенсионерок, которые поверив тем «учительницам», теряют время и деньги на ПУСТОЕ, не получая ни результатов, ни удовлетворения от своей деятельности.
Да, учитель, это важно. И в школе, и в институте, и по жизни. Учитель — за кого мы держимся, за кем идём.
Есть мудрость гласящая о том, что единственная возможность проявить человеку свободу воли — это в выборе своего окружения. А уже окружение приведёт его туда, куда он хочет.
С удовольствием читаю статьи Александра. И с неменьшим удовольствием — отзывы и комментарии учеников. Хорошие у вас, Александр, ученики. Я говорю не только о художественном мастерстве. Вижу, как во взаимодействии с Вами люди открываются в своих прекрасных человеческих качествах. Спасибо!
Прочитала статью и понимаю, где мои ошибки, как их исправить, и куда двигаться дальше. Александр, спасибо за обучение, и что ведёте нас!
Спасибо, Александр, за интересную статью. Вопрос только в том, что понимается под термином «академическое образование»: документ о прохождении высшего специализированного учреждения или система полученных знаний, которые соответствуют требованиям к выпускникам академического учреждения? Последнее может подтверждаться оценкой работ на выставках или в определенных кругах ценителей искусства, не требуя каких-либо документов. Получать необходимые знания можно различными способами, например, с помощью учителей, наставников или самостоятельно. Но в любом случае процесс получения новых знаний не должен прекращаться, поскольку творчество, как деятельность, подразумевает новизну, иначе оно превращается в обычное ремесленничество. Так что, я думаю, учение со временем проходит разные стадии получения новых знаний: от учиться учиться, затем учиться учить, потом учить учиться и, наконец, учить учить. ):
Здравствуйте, Сергей! Конечно, систему знаний. Документ для художника — это реальный результат знаний, то есть картина, холст, лист бумаги с конкретно выполненной задачей. Важно и то, что учебные задачи не должны покидать учебных заведений, изобразительная азбука нужна художнику, чтобы затем быть свободным в творческих задачах и только.
Мне повезло учиться у прекрасного преподавателя фортепиано. Ольга Георгиевна была строгой и требовательной, зря никогда не хвалила. Помню, сдала как-то анализ на кровь из пальца, пришла на урок перебинтованная(правда, больно было), а она мне сразу историю, как играла на концерте с перевязанной кистью, кровь сочилась на клавиши, а подвести солиста никак нельзя. Мне до сих пор стыдно за ту свою слабость. Так во мне воспитывали ответственность и концертную выдержку. Ольга Георгиевна ставила передо мной ноты и я понимала, что это сыграть невозможно с моей техникой. Через месяц я это уже играла. Меня учили самостоятельным занятиям и показывали, что нет ничего невозможного. В результате я, теоретик, играю на фортепиано лучше, чем некоторые пианисты, во всяком случае, не раз выступала на сцене, не говорю уже о музыкальных иллюстрациях на уроке, исполненных вживую. Именно благодаря моей учительнице, я поверила и Александру, когда он говорил о том, что научиться рисовать может любой, если только у него нет патологии(умственной, например). Нужны только усидчивость, целеустремленность, ну и конечно талантливый преподаватель. В музыке мне с ней повезло, спустя 30 лет я начала учиться у Александра и сразу поняла — это тот человек, который мне необходим как проводник в мир живописи. Что это: везение, счастливый случай? Не знаю. Но уверена — это как раз тот Учитель, которого вспоминают добрым словом благодарные ученики всю жизнь.
Александр, спасибо за статью, она, как всегда, очень интересна! Роль учителя в жизни человека чрезвычайно важна, и огромное счастье встретить увлечённого своим предметом преподавателя!!! В моей жизни есть и те и другие примеры)) за время получения профессионального образования (правда не художественного, а профессии портного) желание шить отбили начисто! Настолько, что лет 12 потом за машинку не садилась)) зато после общения с преподавателем литературы обнаружила, что могу писать стихи, а несколько человек из нашего лицея перешли в театральное училище))
После окончания лицея профессия была поменена кардинально — программист.
Но творческое начало никуда не делось, и сейчас благодаря моим первым двум учителям, у которых я к сожалению занималась совсем недолго, и Вам, Александр, я делаю, хоть и медленные, хоть и со скрипом, но шажки к тому, к чему тяготела с детства!))
А без академический основы считаю не обойтись. Её понимание даёт свободу творчества. И Ваши занятия вдохновляют двигаться дальше!
Доброго времени суток. Художнику академическое образование необходимо. А все остальные — это любители. И художники и любители могут быть с разным уровнем навыков, и имеют различный уровень освоения какой-либо техники: кто-то предпочитает масло, а кто-то акварель, кто-то рисует мастихином, а кто-то пальцами, а кто-то создает картины просто смешивая акриловую краску или рисует простым карандашом. Тем, кто получает академическое образования никто не предоставляет выбор учителя, а вот любители могут выбрать из сонма художников того, чье восприятие окружающего мира им ближе и доступнее.
Я благодарен Александру за интереснейшее профессиональное обучение, и за его тактичность. С удовольствием учусь у него несколько лет, и похоже я сделал свои первые шаги к творческим работам. Зрителей правда становится все меньше , но они есть и это мои зрители.
Очень актуальная статья! Я с нежностью вспоминаю своих школьных учителей, нашего классного руководителя Марину Ивановну и Учителя широкого профиля Леонида Максимовича, так как он преподавал рисование, черчение, литературу ( цитировал прозу наизусть), труды у мальчиков. На его уроках рисования мы выходили на пленэры во двор школы и я рисовала, сидя на заборе. У него было тонкое чувство юмора и он терпеть не мог, когда в книге подчеркивали ручкой ( если видел, ломал ручку об колено прямо во время урока). Не помню, чтобы он как — то был с нами суров. Скорее , его отношение к нам было уважительно -ироничное.Его образ в моей памяти, как образ идеального учителя. А классная руководительница играла с мальчишками в футбол на перемене.Еще учитель физкультуры, который проводил разминку под гитару, которую он переделал в аккустическую. А в первом классе школы, из которой меня потом перевели в другую по новому месту жительства, у нас был учитель музыки, предмет которого я обожала, хотя он давал нам нотную грамоту и вообще все было серъезно (уже позже я услышала, что под его руководством был организован самый сильный в городе школьный хор). Школу я обожала и, несмотря на интересную и насыщенную летнюю каникулярную жизнь, очень скучала, ждала начала занятий. Считаю, что учитель закладывает в человеке не только фундамент знаний, а всю систему ценностей, которая является основополагающей для человека в течение всей его жизни. Мне продолжает везти на учителей, видимо критерии правильные сформированы, хорошего учителя кожей чувствую. Спасибо Вам, Александр за щедрость, с которой Вы делитесь знаниями. Очень ценю в учителе юмор и веру в учеников, чем Вы обладаете в полной мере!
Здравствуйте Александр. А мне очень повезло, так как моим первым и настоящим учителем стала ваша ученица Лилия Морозова. Именно она открыла мне дверь в мир живописи, рисунка, листка бумаги и карандаша. Я совершенно новый так сказать зеленый человек во всех этих понятиях. Но после знакомства с ней мой мир в моем сердце уже не станет прежним. В один день своими словами она изменила все мое отношение к этому прекрасному виду искусства, но в первую очередь к самой себе. И это не было теорией о том как правильно держать карандаш или кисть, краски тогда еще казались космосом. Просто она нашла верные слова чтобы я поверила в себя. У меня был тотальный шок, ведь человек на тот момент видел просто мое коряво впервые в жизни нарисованные карандашом яблоко и я пропала на месяц. А через месяц, когда я написала о том что я досих пор не выполнила данное мне задание, и что наверное раз уж так долго я не смогла найти на это время, значит не дано и мое время еще не пришло. И когда с другого конца планеты мне пришел ее ответ, уже спустя 10 минут я сидела с листом карандашом и яблоком. Вот так в один миг совершенно тебе незнакомый человек может изменить твою жизнь. Это мой проводник, мой луч света Лилия Морозова, — спасибо вам большое.
Мне повезло с первым учителем рисования. 45 лет назад я пошла в первый класс в сохранившуюся в городе единственную гимназию (остальные 80 были школы). Ее особенность была в том, что «первая учительница» учила нас русскому языку, математике, основам естествознания, а все «специальные» предметы — физкультуру, пение и музыку,
театральное мастерство и рисование вели действующие специалисты — тренер, музыканты, артист и художник. И частью обучения было сходить всем классом на спектакль, где играл наш учитель, или на концерт, где дирижировал наш учитель, и на выставку, где принимали участие полотно нашего учителя.
Учитель рисования учил малышей именно с академическим подходом. И что было уникально, мы у него рисовали обеими руками. Он развивал нам сразу и правую и левую руку, не важно, какой ты писал буквы. И в концу первого года обучения полкласса уверенно выполняли его смелый эксперимент: работали двумя руками одновременно — для правшей — правая рука рисовала контур предмета, а левая штриховала. Для левшей наоборот.
Мы много с тем учителем делали упражнений на художественную память — какие образы были на коротко показанной картине, какие цвета (это было труднее, каждый видел как-то по разному). Раз в полгода устраивали выставку наших работ и приглашали родителей.
Роль учителя трудно переоценить в освоении мастерства, и если «что» — еще как-то можно освоить самостоятельно, то «как» — должно все же передаваться «из рук в руки».
Спасибо всем за интересный чат.
А я вот помню, что в школах, где я училась, мне часто везло с учителями. У них горели глаза, когда они рассказывали нам о своих предметах, я помню, как они старались нас заинтересовать, выкладывались. А мы, оболтусы, не ценили. И вообще, в жизни мне часто встречались хорошие люди, которые многому могли бы меня научить (на работе, например). Опять же, не оценила вовремя, а теперь жалею. А вот художники мне никогда не встречались. Поэтому не смогу я без Вас, Александр, пока не дойдёт до меня всё то, что Вы хотите до нас донести))
Здравствуйте, Александр. Я смотрела Все Ваши четыре бесплатных урока в записи вчера и сегодня. Пока ничего не успела нарисовать. Но: к своему удивлению уже получила ответы на несколько мучивших меня вопросов. Во-первых, стало понятно, почему я никогда не была уверена в конечном результате своей работы. Начинаю писать акварелью вроде бы ясный сюжет, а что на выходе, загадка. Конечно, это непродуманность всех аспектов работы, сплошное наитие. Во-вторых, прояснился вопрос, конечно, в первом приближении, с теплохолодностью. Ещё очень полезным для меня оказался отсыл к системе обобщающего взгляда на натуру. Некоторые учителя советовали прищуриваться, но я щурились, щурилась и всё бестолку, ничего особенного не видела. Теперь понимаю, этот подход решает вопросы соотношений: объёмов, тонов, цветовых пятен и др. В общем, поняла, надо включать голову. Александр, Вы редкий Учитель, благодарю за такой многополезный вводный курс. Если позволят мои семейные обстоятельства, обязательно присоединюсь к Вашему полному курсу.
А по поводу встреч с учителями на жизненном пути, то и мне посчастливилось. С огромной благодарностью вспоминаю руководителя нашего школьного хора Ирину Рафаиловну, любовь к пению — на всю жизнь. Учитель физики Инна Николаевна Степанская и предмет преподавала так, что мы слушали с открытым ртом, и по всем «девичьим» вопросам можно было к ней обратиться. А вот учителя рисования даже не помню, как звали. Для нас он был «Грифель», относились к нему не серьёзно. Теперь, конечно, жалею — такую возможность окунуться в волшебный мир изобразительного искусства не разглядела смолоду. Теперь в пенсионном возрасте пытаюсь что-то восполнить.
Очень надеюсь, что с Вашей помощью у меня что-нибудь получится.
Статью Вашу прочитала с большим интересом. Теперь понимаю, академический рисунок и законы перспективы необходимы для грамотного построения любого изобразительного сюжета. Придётся попыхтеть.(шутка) На самом деле, при соответствующем настрое даже процесс штриховки доставляет удовольствие, не говоря о «муках» построения в перспективе.
Эк меня прорвало! Прошу прощения за многословность.
Ещё раз благодарю за курс!
Благодарю, Александр, за содержательную статью. Мне она пришлась вовремя — к размышлениям о том, что делать с моей «темной стороной» любителя рисовать. И речь как раз об академическом образовании. Теперь мне более понятно, что делать дальше:)))
Огромная благодарность, что делитесь. Успехов вам и процветания!
Мне в жизни крупно повезло с преподавателями! У меня с детства инвалидность по зрению, и начал учиться живописи в центре реабилитации детей-инвалидов «Надежда» в г. Волжском. Когда меня пытались отдать в художественную школу, начались проблемы, и учитель в центре реабилитации сказала, что мне туда не надо, она меня сама научит.
Когда я учился в Курском музыкальном колледже-интернате слепых, у меня был перерыв в живописи, но после поступления в университет, уже на втором курсе, я начал восстанавливать свои навыки в школе рисования «Артмания», и там оказались не менее хорошие преподаватели, и очень приятная атмосфера!