В одной из предыдущих статей я спросил у читателей блога, какие темы им интересны, в каких вопросах касательно изобразительного искусства стоит разобраться подробнее. 

На одно из сообщений отвечу в этой статье: 

Хотелось бы услышать о необходимости академического обучения живописи. Сейчас встречаю много курсов, обучающих с самого начала: с рисования кубов, гипсовых голов и т. д. Плюс, встречаю отзывы людей, которые говорят, что учились в художке, и после всех этих голов и черепов (которые настолько достали) рисовать полностью перестали, как окончили это обучение. При этом говорят о плюсах системного образования, начиная с академического рисунка. Хотелось бы понять истинное положение вещей, и стоит ли вообще тратить на академическое обучение время? Собственно, я намерен быть живописцем, но вот в голове какая-то каша (может и зря всей этой инфы начитался). 

Ничего касательно информации на тему, волнующую автора сообщения, не бывает зря — чем больше знаете, тем лучше владеете ситуацией.

Нужно ли академическое образование художнику? И да, и нет — ответ неоднозначный в том случае, если он задан абстрактно. Например, художникам, создающим инсталляции, тем, кто минимумом средств старается добиться выразительности, ремесло как таковое не нужно. 

Если же вы хотите стать живописцем, то без понимания основ ремесла, тем более когда речь идёт о станковой живописи, нельзя. Либо вы эти основы выдумываете, что глупо, либо заимствуете у тех, кто ими владеет.

Истинное положение вещей таково: многие прошедшие обучение в художке, училище и т.д. измотаны бесконечными учебными штудиями. Но дело не в том, что это бесполезные уроки — дело в преподавателях, не способных донести суть и ценность первой стадии становления художника — изучения простых форм.

Для художника все окружение состоит из кубов и шаров. Вопрос, как же он сможет отобразить всю многогранность мира, если не способен элементарную геометрическую форму нарисовать верно.

Нужно ли академическое образование художнику?

Многие учатся в художке, потому что родители определили, им там совсем неинтересно. Как итог — четыре года мучений. Кто-то продолжает мучаться в училище, академии, занимаясь не своим делом.

Все примеры про отрицательный опыт академического обучения связаны либо с людьми, которым в принципе не нужно было даже начинать, потому что они для других задач созданы, либо с теми, кому не достались хорошие преподаватели.

Кстати о преподавателях, случай из жизни. Раньше мне часто приходилось ездить на поезде на мою малую родину, и в ожидании отправления немало часов было проведено на вокзалах. 

В одну из поездок коротая время на перроне, я наблюдал такую картину. Бабушка «божий одуванчик», развлекая свою внучку, прямо порхала над ней, сияя от счастья. «У-лю-лю, у-ля-ля!» — она то подпрыгивала, то кружилась вокруг, целовала, держала её за руки (внучке, кстати, на вид было лет семнадцать). 

В тишине ночного перрона с похрустывающим под ногами свежевыпавшим снегом вся эта клоунада выглядела абсолютно инородно, но ещё более диким показалась мне это действо в следующее мгновение. 

Я узнал бабушку — это была учительница из моего уже далёкого детства. Не стану называть, какой предмет она вела, потому как ни единой её заслуги в том, чему я научился, нет.

И вот она предстала передо мной через многие годы в образе «одуванчика», я не мог поверить своим глазам, потому как все воспоминания, связанные с ней — вспоминая о монстре, не иначе.

Её урок мог начинаться с обещания поставить такое-то количество двоек (лимит всегда был разный), дабы напугать и держать класс в страхе. Она бездушно, авторитарно правила на своих уроках и, казалось, получала удовольствие от этого.

Ей к лицу была роль палача, которую она превосходно играла в моей школьной жизни, я не знал её вне школы, мне было неизвестно, какая она на самом деле, но как сейчас я помню её сухой, бесчеловечной оболочкой.

Возможно, я обознался и бабушка на перроне просто похожа на неё, а может у неё была сестра-близнец — полная противоложность — не в этом дело. 

Вспомнив одну из своих школьных “училок”, я хочу заострить внимание на важнейшем звене в любом обучении — преподавателе, проводнике, ведущем вас к новым знаниям.

Хочу подчеркнуть — ведёт, а не толкает, не пинает, не затаскивает, не улюлюкает, не заигрывает, не льстит!

Много ли в вашей жизни было настоящих педагогов-проводников? Уверен, единицы! В этом нет ничего удивительного — так устроен мир. Никакая система образования не создана для того, чтобы вести ученика. Её цель — загнать в рамки правил и дать оценку каждому.

И всё же учат нас люди, и здесь только случай решает, достанется нам проводник или “преподаватель-винтик", отбывающий свои трудодни в системе, как наказание.

Ищите, цените, держитесь именно за людей, а не за системы образования, сейчас это более чем актуально. Всё меньше и меньше становится настоящих мастеров, подлинно владеющих как знаниями, так и техникой в области живописи. 

Вернёмся к вопросу: нужно ли академическое образование художнику, имеющему дерзость держать в руках кисть, в современном искусстве с его «измами» и концепциями? Конечно, да!

Что понимать под обучением? Базовые знания, такие как умение изобразить простую форму в пространстве, закомпоновать, разобрать в тоне и цвете. Владение линейной, воздушной перспективой и законами композиции. 

Но это не всё, вышеперечисленные навыки не сделают вас художником, потому что это всего лишь инструменты. 

Верно изображённые шар, куб, стул, стол — только часть пути ученика. 

Академические умения — малая часть массы задач изобразительного искусства, но без азбуки, без знаний никакие осознанные решения вам недоступны, если мы говорим о станковой живописи, конечно.

Подвожу итог, отвечая автору вопроса. Если у Вас есть грамотный наставник, академическая наука покажется увлекательным путешествием, где Вы преодолеваете своё «не умею» шаг за шагом на пути к творческой свободе.

Ищите мастеров и держитесь за них! В свою очередь, тех, кто идёт в ногу со мной, приглашаю на бесплатный курс для начинающих художников, который я провожу уже в пятый раз. Хотите попробовать себя в живописи, вообще, понять, ваше это или нет — становитесь участниками курса. Обещаю, будет интересно. Регистрируйтесь по ссылке : https://grigoryevalexandr.ru/kurs-4, первый урок доступен сразу после регистрации, остальные — онлайн по расписанию.

Если у вас есть истории о своих учителях, расскажите в комментариях к этой статье. Поделитесь опытом, какими качествами обладали самые эффективные из них, те, кто действительно вас научил. Можете просто в двух словах, как считаете нужным, будет интересно услышать и сравнить разные мнения.