Этот вопрос для начинающего художника сродни глобальному “Быть или не быть? “
Здесь нет ничего удивительного, потому как до поры до времени все начинающие пребывают в эйфории творчества. Но как только дело доходит до осознанных решений и желания научиться, вопрос, нужно ли понимать, становится насущным.
Если мы видим не глазами, а мозгом, то наше зрение — результат анализа увиденного. Соответственно, кто как анализирует, тот так и рисует!
Всем известен факт: в авиастроении воздушные суда прежде появляются на бумаге, больше не строят физических моделей, чтобы понять, полетит или не полетит.
Именно понимание законов аэродинамики позволяет конструкторам моделировать новые решения. Сейчас нет нужды копировать форму птичьего крыла для будущего самолёта, всё создаётся на экране компьютера благодаря тому, что авторы владеют знаниями.
Приведённый пример иллюстрирует процесс конструкторской мысли, как инженеры создают современные самолёты, не выходя из своих кабинетов.
Процесс рисования сродни самолётостроению, мы не просто срисовываем, а осознанно строим видимый нами мир на плоскости. Конечно, живопись — не точная наука, и от верности изображённого не зависят жизни людей, но визуальная убедительность влияет на восприятие художественного произведения.
Простыми словами, если Вы как автор неубедительны в своём творчестве, значит, не понимаете законы изобразительного искусства.
Достаточно ли доверять только зрению в работе над картиной? Думаю, из всего вышесказанного ответ закономерен — не достаточно.
Вы наблюдали состояние природы, когда тон и цвет неба сливается с тоном и цветом снега, или, например, Вам казалось, что дальние предметы контрастней передних?
Случаи, когда приходится сомневаться, не редкость, и здесь на помощь приходит понимание, а попросту знания.
Опираясь в своей работе только на зрение, Вы заведомо обрекаете себя на неудачу. Истина, как всегда, где-то посередине. Зрение открывает нам мир из множества сюжетов. Мы можем смоделировать их как конструкторы — самолёты, не выходя из кабинета, но как художники, мы многое потеряем.
Нужно уметь восхищаться красотой окружающего мира, и лучшим творческим процессом для художника является работа с натурой, где он не раб того, что видит, а конструктор, вселяющий жизнь в будущую картину.
Когда-то давно один из художников открыл мне «страшную тайну», сообщив, что снег на самом деле не белого цвета, как я его изобразил на своей картине.
— Что ты, Саша, посмотри! — восклицал он, указывая на укрытый снегом двор. — Посмотри, сколько цвета в снегу, где ты увидел его белым?
После его слов я понял, что ошибался, и снег действительно не белый. На него, как и на все предметы, влияют рефлексы неба, деревьев, домов и т.д. Цвет снега разный в зависимости от воздушной перспективы, времени суток и времени года.
Я ошибался, причиной тому было моё бездумное срисовывание.
Другой случай, произошедший позднее, также заставил меня задуматься, то ли я делаю. Как-то показывая свои работы профессиональному художнику, я получил ёмкое определение своему творчеству.
Звучало оно примерно так. — Вы, безусловно, старательный молодой человек, но то, что Вы показали, не что иное, как горох и дилетантство. Я попросил разъяснить мне данное утверждение.
— Вот видишь, как ответственно ты изобразил эту ёлочку, и эту, и вон ту, — начал объяснять мой экзаменатор. — Затем так же старательно ты все камешки нарисовал, и травинки, и птичек в небе… — он много ещё перечислил. Я не понимал, что он хочет этим сказать, ведь в натуре всё так и было.
Он продолжил. — Неважно, как там было, буквоедство в живописи не приветствуется. Потом добавил, что в натуре было совсем не так, и он может мне это доказать.
— Неужели, когда ты смотрел на эту ель, ты так же отчётливо видел и ту, что в ста метрах от неё, при этом и все камешки созерцал детально? Нет, в действительности ты просто пририсовывал одну ёлку к другой, то же самое ты делал с камешками. Результат твоей работы — горох, то есть все персонажи картины живут сами по себе, её можно разрезать на несколько сюжетов, никто не заметит.
Осознав всё сказанное, я понял, что он прав. Действительно, картина была нарисована старательно, но бездумно.
В начале моего творческого пути таких примеров из жизни было много. Помню, был уверен, что вполне достаточно того, что я вижу, и зрение меня не подводит. Я думал, что смогу стать художником, самостоятельно постигнув науку рисовать и писать цветом.
К счастью, вскоре я осознал, что заблуждался, и без понимания, как следует создавать картину, так и останусь любителем срисовывать. По прошествии лет, я благодарен своим учителям, направившим меня в нужное русло, мой процесс обучения продолжается и по сей день.
Что интересно, некоторые начинающие художники под понятием “ профессиональные знания” подразумевают нечто окаменевшее, скучное и неинтересное, думая, что творчество — это когда всё можно и всё доступно.
Нехватка знаний сильно сужает творческий потенциал, и наоборот, буквально вырастают крылья, когда Вам открываются секреты мастерства.
Говорят, следует учиться на чужих ошибках, но, как правило, мы все учимся на своих. Мне кажется, в этом нет ничего страшного. Я не понимаю, когда кто-то продолжает наступать на те же грабли снова и снова.
Снег не белый, небо не голубое, закат не оранжевый, предметы на дальнем плане не контрастней тех, что на переднем, и многие ещё, в общем-то, очевидные постулаты.
Странно, что я не додумался до них самостоятельно (ключевое слово здесь не додумался), и это закономерно — я доверял лишь собственному зрению.
Отвечаю на вопрос, нужно ли понимать, что рисуешь? Конечно, нужно, и совсем не для того, чтобы ограничить себя рамками правил, а для того, чтобы эти правила грамотно нарушать, достигая поставленные творческие цели.
“Доверять своему зрению” по-другому “не загружать мозг”.
Мозг — самый ленивый орган нашего тела, по крайней мере, та его часть, что отвечает за сознательную деятельность.
Мы стараемся уберегать себя от излишних знаний, и даже там, где они становятся необходимы, сильно не напрягаемся.
Я и сам такой. Никогда не читаю инструкций к новым гаджетам, время от времени приходящим в мою жизнь, и, как правило, осваиваю их “методом научного тыка”.
Если же мне приходится во что-то вникать, например, в компьютерные программы, то это никогда не происходит легко. Всегда приходится прикладывать усилия. Что я этим хочу сказать? Наверное, и так всем известную истину, но она стоит того, чтобы её повторить. “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!”
Учёба — это труд, и труд благодарный! Надо ли говорить, что, освоив новые знания, Вы перестаёте быть прежним — нерешительным, сомневающимся, неуверенным.
Жду Ваших комментариев!
Как переводчик, я могу подписаться под сказанным в статье. Надо знать, что делаешь, иначе ничего не получится.
Здравствуйте, Александр!
Вы меня очень удивили. Неужели вы правда видите снег белым? Если кто-то видит снег белым, то значит, что он его НЕ видит вообще, а руководствуется логическим стереотипов в голове, а никак не реальным зрением. Восприятию тоже нужно учиться, иногда стоит отказаться от того, что ДУМАЕШЬ, чтоб реально УВИДЕТЬ то, что есть.
Но знания нужны, очень нужны, тут я с вами полностью согласна, они не ограничивают, а наоборот, дают возможность изобразить что-то так, чтоб зритель увидел и понял, что мы хотели сказать и показать. Знания дают возможности.
Нужно всегда понимать, что изображаешь, можно не знать словами, но чувствовать, что это, какое оно и как оно расположено, это ведь тоже знание. Но ощущения для меня всегда в приоритете, главное фиксировать то, что воспринимаешь, а не то, что думаешь, что воспринимаешь. Надеюсь, я вас не запутала, не знаю, как точнее выразить мысль :)))
Очень многие именно так и думают, так как не знают, как изобразить то,что видят. ПРиводят к одному знаменателю.
Согласна, потому и нужны знания, чтоб изобразить правильно то, что мы видим. Для этого нужны 2 составляющие: правильно видеть и знать.
Здравствуйте, Дарья! Те годы, когда на моих работах снег был белым, давно прошли. Я был юн и неопытен, вот тогда бы я Вас действительно удивил. Вы меня не запутали, и я Вас понимаю, но хочу поправить. Главное — запечатлеть чувство, эмоцию, переживания! Всё это станет возможным, если Вы будете понимать, как это сделать. Спасибо за отзыв!
Да, правильно, запечатлеть чувства, точно! Спасибо за понимание!
Дарья, Александр пишет, что видел снег белым на заре своего творчества. Вы как-то прошли мимо этого…
Здравствуйте,Александр. Спасибо за статью, я сейчас как раз нахожусь в той стадии, когда узнаешь, что снег не белый, небо не просто голубое и так далее…Учусь писать маслом совсем недавно и благодаря этому увидела сколько оттенков цвета существует вокруг нас. Возможно,кто то презрительно усмехнется на мои слова,но я думаю, что многие за повседневной суетой не задумываются о многообразии оттенков .Когда ребенку ,который взял в ручки цветные карандаши, мама объясняет,что травка зеленая,а небо синее, а снег белый, это нормально и не вызывает удивления. Я думаю,что человек, начинающий познавать живопись,это тот же ребенок открывающий для себя разнообразие мира цветов и оттенков и ощущение от этого радостное, ну по крайне мере ,у меня именно так.Еще раз спасибо за Ваши рассуждения в статье,обязательно пишите еще. С уважением Елена.
Здравствуйте, Елена. И пусть усмехаются! Стоит ли обращать внимание, в Вашей честности есть правда, и те, кто сейчас переживает подобные эмоции, будут Вам благодарны. Я с Вами полностью согласен, было бы странно, если бы в нас жил не ребёнок, а старик. Убеждён, что все творческие люди, вне зависимости от возраста юны. Спасибо за отзыв!
Елена,добрый день! Кто же может усмехаться? Все были на этой стадии и я в том числе. Многое увидела собственными глазами только после того, как прочитала или услышала, и охру в небе, и фиолетовый в зелени и т.п., а сколько ещё предстоит узнать. Я тоже испытываю радость от всех этих маленьких открытиях (для меня это именно открытия). Сама удивляюсь тому, почему прежде я многих мелочей не замечала. Успехов Вам!
Александр, спасибо за познавательные и интересные статьи. Почти всегда согласна с Вами. И Вам, Александр, успехов во всех начинаниях.
Для любого творчества нужна эмоция. Есть эмоция — всё получается как надо, нет её — ничего не вымучаешь. Если берёшься за кисть, стараясь перенести на холст «красивость» — замучаешься, пока что-то изобразишь сносное. А когда увидел и «Ах!» внутри услышал , то всё будет идти, как по маслу. Я думаю, что когда «Ах!» — это и есть отключение зрения. Или, как сейчас говорят: «отключение левого полушария» Правое полушарие «творит», а левое — анализирует, рецензирует, подсказывает. Вот только научиться отключать нашего «рецензора» не так-то просто. А знания — это основа всего. Мне 71, а я не перестаю учиться. Сейчас учусь живописи. Знания собираю по крупицам в статьях, видео, уроках… Словом, везде,где упоминается рисование и живопись. Мне это нравится и у меня есть кое-какие успехи. Таким образом я улучшаю свою жизнь и не впадаю в маразм. Думаю, что смогу отодвинуть эту неприятность подальше и подольше наслаждаться жизнью.
Здравствуйте, Галина! Преклоняюсь перед Вашим стремлением учиться, Вы пример для многих и для меня, в том числе. Насчёт отключения полушарий сильно сомневаюсь, что это возможно, более того, считаю полной ерундой. Любая сформированная нами мысль не существует вне эмоций, как, впрочем, и эмоция без мысли. Спасибо за отзыв!
Прочитав статью, поняла, что выход — это знания. Как при самообразовании выявить существующую систему знаний, чтоб понимать, где ты находишься, что освоил и что предстоит. Опираться на образовательные программы государственных учебных заведений? Например, взять за основу программу какого-либо художественного училища и выстраивать собственный учебный процесс.
Здравствуйте, Анна! Вы правы, знания — это свет в конце туннеля, если Вы это понимаете, они Вам легче даются. Как самому определить, что ты уже знаешь, а что нет, думаю, просто. Если Вы не в силах решить поставленную творческую задачу, значит, Вам не хватает тех или иных знаний. Каких именно, Вам лично будет сложно определить, лучше спросить совета у профессионалов. Вы можете взять за основу программу художественного училища, но без грамотного наставника Вам не обойтись. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Александр!
Вот уж точно! Меня не покидает такое ощущение, что чем больше я знаю, тем больше вижу… Очень необычно и непривычно, но так здорово!))
Здравствуйте, Анна! Я за Вас рад, Вы на верном пути. Меня не покидают такие же ощущения.Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Александр! Спасибо Вам огромное за ваши статьи. Они очень емкие и содержательные. Мне очень нравится ваша методика просто и доступно доносить нам информацию.
Конечно, знание -это сила! Знание — уверенность и дорога дальше, а касается ли это живописи, пения, музыки или языков …это уже не так важно! Главное в себе этот постулат утвердить и…. набравшись смелости и сил физических и душевных( тк без них ,ну просто никуда) окунуться в учебу! И ещё один оооооочень важный момент это система! Без системы ничего не выйдет, проверено)… А ведь раньше и правда
Снег был Белым….. )
Здравствуйте .Александр !Спасибо за статью ,но парадокс в том ,что чем больше я следую советам художников ,тем все чаще замечаю ,что совсем ничего не могу ,хотя ,действительно ,стала видеть вокруг себя и анализировать как бы увиденное смотрелось на холсте ,а сяду за холст и включается левое полушарие и начинается мучение ,что вот ведь в природе не так и не эдак ,в результате очередная приконченная картина .
Для меня снег не был белым, а трава зеленой, а небо голубым, а было все тайной и мне предстояло все это раскрыть. Я согласна, что знание — это основной инструмент познания и еще опыт чувсв наверное, без этого не будет хорошей работы, знание тональной и цветовой раскладки это все лишь капля, пусть и необходимая в создании художественного произведения. Таково мое мнение. Спасибо за статью. Вы пишете правдиво.
Здравствуйте, Александр! Спасибо за статью! Абсолютно согласна, что только познавая, можно избавиться от дилетанства в творчестве. И удивительно то, что чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, как многого еще не знаешь и дорога эта бесконечна. Но обостряется зрение, начинаешь, почти механически замечать и подмечать множество деталей, нюансов, ранее недоступных. И, как ни странно, возникают сильные сомнения в собственных силах… Может от необъемности познаваемого :). А может быть от того, что, «подчиняясь законам», отчасти теряется чувство «свободного зрения». Например, раньше для меня снег был такой разноцветный, что не получалось передать все многообразие оттенков увиденного. А сейчас. все больше и больше знакомясб с законами живописи, приходится то и дело себя «тормозить». Такой вот парадокс. :) Еще раз спасибо за стимул к размышлениям!
Полезная статья для начинающих! Совсем начинающих))) Но, думаю, что это вызовет у них бунт))) Общаясь с такими же любителями живописи, какой являюсь и сама, часто сталкиваюсь с тщеславными утверждениями, что пишут они не используя ни глаза, ни знания, а пребывая в каком-то трансе))) Да и сама, хоть много читала, свои первые работы выполняла бездумно…куда рука потянется. Все это, конечно, происходит от полной безграмотности в вопросах живописи и от самонадеянности. Чем больше пишешь и читаешь, тем больше понимаешь, что живопись — это глубоко умозрительный процесс!!! Рука только инструмент, картина же создается мыслью и осознанием того, что делаешь. Хочу по этому поводу привести цитату одного молодого человека, который, кстати, исключительно копирует, но………впрочем читайте
<<<<<<У вас просто блоки в голове как раз по поводу вот этой теории <<<<>>>>
Вот как говорится БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ)))) И мне кажется, что этим грешат все начинающие. Обычная история))) Чем меньше человек знает, тем тверже его убеждения в своих заблуждениях))) Так происходит во всех профессиях. И работается, кстати, легче именно тем, кто меньше знает.
Что касается поднятого Вами вопроса, я думаю срабатывают чисто психологические установки. Мы ЗНАЕМ, что снег белый, река и небо голубые, а елка зеленая. А на самом деле это ведь не так. Я думаю, что художник начинается тогда, когда начинает ВИДЕТЬ, перешагнув СТЕРЕОТИПЫ и ОБЩЕПРИНЯТЫЕ УСТАНОВКИ! А чтобы преодолеть данные установки, конечно же, необходимы знания и теория живописи!!!! И тогда происходит чудо!!!! Вода может быть желтой и коричневой, а елки красными, а ты счастливым и свободным))))
Александр, здравствуйте! Статья замечательная. Совершенно с Вами согласна. Учиться необходимо. Чем больше получаешь знаний, тем увереннее себя чувствуешь. Бывает правда так, что открывая что-то новое понимаешь, что все не так. И вот тогда бывает страшновато, но продолжая работать, можно я думаю , преодолеть страх и перейти на новый уровень. Спасибо за статью!!!
Здравствуйте.Благодарю за статью.Год назад я внезапно начала рисовать и только сейчас вдруг увидела свои ошибки.Я поняла,что без знания дальше не сдвинусь.Учиться необходимо
Александр, спасибо за статью. Очень узнаваемо. Хотелось бы научиться и видеть, и передавать. Начала заниматься по Вашим мастер-классам. Всё чётко, подробно ( ненавязчиво!) и ооооочень интересно. Спасибо!!!!!!!!!!
Спасибо за статью, Александр! В очередной раз — очень познавательно! Хотя многие из нас вроде как это знают, ну в голове нет четкости.
По поводу снега… Раньше (до живописи) я и не замечала какой там этот снег, ну белый и белый. Потом начала рисовать и как то тоже не обращала внимания (не рисовала снег). А совсем недавно, получилось так, что я оказалась в поле с посадкой деревьев, зимой в солнечный день. А каково было мое удивление и радость от того, что снег в тени был даже не голубым, а фиолетовым!!! я не могла оторвать глаз и поверить в это :-))) Он действительно был фиолетовым!
Раньше до живописи, я могла бы изобразить снег в тени просто серым, темным..он же в тени!))) А сейчас, когда познаешь живопись и становишься наблюдательным, начинаешь замечать, что действительно законы живописи можно наглядно увидеть в реальности.
До меня только сейчас доходит постепенно, что все таки очень важно знать и понимать то, что ты рисуешь!
Вижу примитивность своих картин, т.к. рисовала совсем не по законам живописи…чутьем, отключая мозг. Это не правильно. Нужно учиться!
Прекрасная статья, Александр! Искусство — это всегда путь к сердцу человека. Красота содержания и красота формы воздействуют на нас очень сильно. Магия творчества обязана не только интуиции художника, но и знаниям ( обширным знаниям во многих областях). Великие художники много думали над своими картинами, но не выдумывали их.Важно развивать : память,внимательность, сосредоточенность и наблюдательность. А еще , и это важно — утонченность мышления. Замысел и художественные приемы картины ( композиция , цвет, свет…) — те ЗНАНИЯ , которым надо учиться, размышлять и воплощать в своих картинах ))) Дать движение в плоскости полотна останавливающего по прихоти художника свет, наполнить воздухом и ароматом картины…!!! Этому надо учиться, учиться и учиться!!! Спасибо, вам Александр, что пишите замечательные статьи, воплощаете свои знания и сердце в своих прекрасных картинах!!!