Этот  вопрос  для  начинающего  художника  сродни  глобальному  “Быть или не быть? “

Здесь  нет  ничего  удивительного,  потому  как  до  поры  до  времени  все  начинающие  пребывают  в  эйфории  творчества.  Но  как  только  дело  доходит  до  осознанных  решений  и  желания  научиться,  вопрос,  нужно  ли  понимать,  становится  насущным.

Если  мы  видим  не  глазами,  а  мозгом,  то  наше  зрение — результат  анализа  увиденного.  Соответственно,  кто  как  анализирует,  тот  так  и  рисует!

zrenie

Всем  известен  факт:  в  авиастроении  воздушные  суда  прежде  появляются  на  бумаге,  больше  не  строят  физических  моделей,  чтобы  понять,  полетит  или  не  полетит.

Именно  понимание  законов  аэродинамики  позволяет  конструкторам  моделировать  новые  решения.  Сейчас  нет  нужды  копировать  форму  птичьего  крыла  для  будущего  самолёта,  всё  создаётся  на  экране  компьютера  благодаря  тому,  что  авторы  владеют  знаниями.

Приведённый  пример  иллюстрирует  процесс  конструкторской  мысли,  как  инженеры  создают  современные  самолёты,  не  выходя  из  своих  кабинетов.

Процесс  рисования  сродни  самолётостроению,  мы  не  просто  срисовываем,  а  осознанно  строим  видимый  нами  мир  на  плоскости.  Конечно,  живопись — не  точная  наука,  и  от  верности  изображённого  не  зависят  жизни  людей,  но  визуальная  убедительность  влияет  на  восприятие  художественного  произведения.

Простыми  словами,  если  Вы  как  автор  неубедительны  в  своём  творчестве,  значит,  не  понимаете  законы  изобразительного  искусства.

Достаточно  ли  доверять  только  зрению  в  работе  над  картиной?  Думаю,  из  всего  вышесказанного  ответ  закономерен — не  достаточно.

Вы  наблюдали  состояние  природы,  когда  тон  и  цвет  неба  сливается  с  тоном  и  цветом  снега,  или,  например,  Вам  казалось,  что  дальние  предметы  контрастней  передних?

Случаи,  когда  приходится  сомневаться,  не  редкость,  и  здесь  на  помощь  приходит  понимание,  а  попросту  знания.

Опираясь  в  своей  работе  только  на  зрение,  Вы  заведомо  обрекаете  себя  на  неудачу.  Истина,  как  всегда,  где-то  посередине.  Зрение  открывает  нам  мир  из  множества  сюжетов.  Мы  можем  смоделировать  их  как  конструкторы — самолёты,  не  выходя  из  кабинета,  но  как  художники,  мы  многое  потеряем.

Нужно  уметь  восхищаться  красотой  окружающего  мира,  и  лучшим  творческим  процессом  для  художника  является  работа  с  натурой,  где  он  не  раб  того,  что  видит,  а  конструктор,  вселяющий  жизнь  в  будущую  картину.

Когда-то  давно  один  из  художников  открыл  мне  «страшную тайну»,  сообщив,  что  снег  на  самом  деле  не  белого  цвета,  как  я  его  изобразил  на  своей  картине.

— Что  ты,  Саша,  посмотри! — восклицал  он,  указывая  на  укрытый  снегом  двор. — Посмотри,  сколько  цвета  в  снегу,  где  ты  увидел  его  белым?

После  его  слов  я  понял,  что  ошибался,  и  снег  действительно  не  белый.  На  него,  как  и  на  все  предметы,  влияют  рефлексы  неба,  деревьев,  домов  и  т.д.  Цвет  снега  разный  в  зависимости  от  воздушной  перспективы,  времени  суток  и  времени  года.

Я  ошибался,  причиной  тому  было  моё  бездумное  срисовывание.

Другой  случай,  произошедший  позднее,  также  заставил  меня  задуматься,  то  ли  я  делаю.  Как-то  показывая  свои  работы  профессиональному  художнику,  я  получил  ёмкое  определение  своему  творчеству.

Звучало  оно  примерно  так. — Вы,  безусловно,  старательный  молодой  человек,  но  то,  что  Вы  показали,  не  что  иное,  как  горох  и  дилетантство.  Я  попросил  разъяснить  мне  данное  утверждение.

— Вот  видишь,  как  ответственно  ты  изобразил  эту  ёлочку,  и  эту,  и  вон  ту, — начал  объяснять  мой  экзаменатор.  — Затем  так  же  старательно  ты  все  камешки  нарисовал,  и  травинки,  и  птичек  в  небе… — он  много  ещё  перечислил.  Я  не  понимал,  что  он  хочет  этим  сказать,  ведь  в  натуре  всё  так  и  было.

Он  продолжил. — Неважно,  как  там  было,  буквоедство  в  живописи  не  приветствуется.  Потом  добавил,  что  в  натуре  было  совсем  не  так,  и  он  может  мне  это  доказать.

— Неужели,  когда  ты  смотрел  на  эту  ель,  ты  так  же  отчётливо  видел  и  ту,  что  в  ста  метрах  от  неё,  при  этом  и  все  камешки  созерцал  детально?  Нет,  в  действительности  ты  просто  пририсовывал  одну ёлку  к  другой,  то  же  самое  ты  делал  с  камешками.  Результат  твоей  работы — горох,  то  есть  все  персонажи  картины  живут  сами  по  себе,  её  можно  разрезать  на  несколько  сюжетов,  никто  не  заметит.

Осознав  всё  сказанное,  я  понял,  что  он  прав.  Действительно,  картина  была  нарисована  старательно,  но  бездумно.

В  начале  моего  творческого  пути  таких  примеров  из  жизни  было  много.  Помню,  был  уверен,  что  вполне  достаточно  того,  что  я  вижу,  и  зрение  меня  не  подводит.  Я  думал,  что  смогу  стать  художником,  самостоятельно  постигнув  науку  рисовать  и  писать  цветом.

К  счастью,  вскоре  я  осознал,  что  заблуждался,  и  без  понимания,  как  следует  создавать  картину,  так  и  останусь  любителем  срисовывать.  По  прошествии  лет,  я  благодарен  своим  учителям,  направившим  меня  в  нужное  русло,  мой  процесс  обучения  продолжается  и  по  сей  день.

Что  интересно,  некоторые  начинающие  художники  под  понятием  “ профессиональные знания”  подразумевают  нечто  окаменевшее,  скучное  и  неинтересное,  думая,  что  творчество — это  когда  всё  можно  и  всё  доступно.

Нехватка  знаний  сильно  сужает  творческий  потенциал,  и  наоборот,  буквально  вырастают  крылья,  когда  Вам  открываются  секреты  мастерства.

Говорят,  следует  учиться  на  чужих  ошибках,  но,  как  правило,  мы  все  учимся  на  своих.  Мне  кажется,  в  этом  нет  ничего  страшного.  Я  не  понимаю,  когда  кто-то  продолжает  наступать  на  те  же  грабли  снова  и  снова.

Снег  не  белый,  небо  не  голубое,  закат  не  оранжевый,  предметы  на  дальнем  плане  не  контрастней  тех,  что  на  переднем,  и  многие  ещё,  в  общем-то,  очевидные  постулаты.

Странно,  что  я  не  додумался  до  них  самостоятельно  (ключевое  слово  здесь  не  додумался),  и  это  закономерно — я  доверял  лишь  собственному  зрению.

Отвечаю  на  вопрос,  нужно  ли  понимать,  что  рисуешь?  Конечно,  нужно,  и  совсем  не  для  того,  чтобы  ограничить  себя  рамками  правил,  а  для  того,  чтобы  эти  правила  грамотно  нарушать,  достигая  поставленные  творческие  цели.

“Доверять  своему  зрению”  по-другому  “не загружать мозг”.

Мозг — самый  ленивый  орган  нашего  тела,  по  крайней  мере,  та  его  часть,  что  отвечает  за  сознательную  деятельность.

Мы  стараемся  уберегать  себя  от  излишних  знаний,  и  даже  там,  где  они  становятся  необходимы,  сильно  не  напрягаемся.

Я  и  сам  такой.  Никогда  не  читаю  инструкций  к  новым  гаджетам,  время  от  времени  приходящим  в  мою  жизнь,  и,  как  правило,  осваиваю  их  “методом  научного  тыка”.

Если  же  мне  приходится  во  что-то  вникать,  например,  в  компьютерные  программы,  то  это  никогда  не  происходит  легко.  Всегда  приходится  прикладывать  усилия.  Что  я  этим  хочу  сказать?  Наверное,  и  так  всем  известную  истину,  но  она  стоит  того,  чтобы  её  повторить.  “Без  труда  не  вытащишь  и  рыбку  из  пруда!”

Учёба — это  труд,  и  труд  благодарный!  Надо  ли  говорить,  что,  освоив  новые  знания,  Вы  перестаёте  быть  прежним — нерешительным,  сомневающимся,  неуверенным.

Жду  Ваших  комментариев!