Всё, что будет написано далее — мой личный опыт. Хотя не исключено, что я ненамеренно процитирую Ваши мысли и мечты. Возможно, я Вас расстрою или обрадую, постарайтесь остаться такими же спокойными, как были до этого.
Случай первый. Я расплачиваюсь за продукты в кассе супермаркета, спешно считаю сдачу и попутно проверяю, всё ли я купил по заранее составленному списку, параллельно стараюсь держать дистанцию от напирающей на меня очереди.
Минут через пять я сознаю, что стою на пешеходном переходе, ожидая зелёного сигнала светофора, в моих руках корзина из супермаркета и купленные продукты. Возвращаюсь обратно, вижу подозревающий меня в краже взгляд кассира, пытаюсь извиниться, мол, случайно корзинку прихватил. Ухожу под удивлённые взгляды толпы.
Что это было? Пытаюсь проанализировать странности своего поведения и понимаю, в чём причина. Ещё утром меня осенила гениальная идея на тему создаваемой мной картины, и весь день я только и делал, что мысленно писал будущий шедевр.
Вечером, освободившись от всех бытовых проблем, я, всё ещё вдохновлённый идеей, рассказываю, как буду писать вышеупомянутую картину, своему приятелю. Он художник, он меня понимает, одобрительно кивая головой. Однако время позднее, утро вечера мудреней, я ложусь спать.
Утро следующего дня. Надо браться за работу. Я всё придумал, вижу сюжет в красках, он стоит перед глазами, будто уже написанный.
Неожиданно, как снег в январе, телефонный звонок. Проблемы, дела — картина подождёт!
Случай второй, душещипательный. Я все-таки берусь за задуманную картину, меня ждёт подлинное творчество. Стараюсь не отвлекаться, и, если не днём — хоть ночью, всё же пишу, работа идёт вдохновенно. Мною перелопачены горы краски, казалось, самое трудное позади, ан нет, всё к чёрту — картина не удалась!
Пытаюсь объяснить самому себе, в чём причина? Я же её сотню раз мысленно написал, но ответа не нахожу!
Случай третий. Один из начинающих художников задаёт мне вопрос. Никак не могу попасть в нужный цвет, не подскажите ли секретную формулу, чтобы, не мучаясь, всегда находить правильные цветовые отношения.
Думаю, вот бы и вправду такую формулу иметь — мне бы она точно не помешала. Отвечая на вопрос, даю алгоритм действий, который точно знаю. Она звучит примерно так — работать, работать и ещё раз работать.
Понимаю, что сказал правильно, беру в руки кисти и больше четырёх часов не отхожу от холста. Эврика! Вот оно то, что я искал!
Случай четвёртый. Я, как и многие, подписан на рассылки различных сайтов, предлагающих обучение изобразительной грамоте. Мне это надо, чтобы понимать, что творится в данной сфере, так сказать, держать руку на пульсе.
Как обычно, утром открываю пришедшие письма и вижу такой текст. Сегодня пишем Рассвет. Техники свечения в масле (градиент) с использованием имприматуры святящимся акрилом… Дикие животные. Техники написания волос, шерсти и т.д. Там ещё много подобной лабуды было — дочитать не смог, удалил, как обычно.
Интересно, что это за техника такая (градиент) — гибрид фотошопа и масляной живописи? А вот ещё — техника написания волос, шерсти — вот уж точно контора «Рога и копыта», чему они там учат?
Случай пятый. Только не говорите, что с Вами этого никогда не было. Недавно купил учебный курс по интересующей меня теме. Пару домашних заданий сделал и отложил на время, а попросту бросил. Самое интересное, учебный материал действительно качественный, автор — человек уважаемый, но как-то не пошло сразу и всё.
Неловко признаваться в собственной беспомощности, но я это сделаю, тем более, что нашёл решение и докрутил результат в свою пользу. Я договорился с автором о скайп сессии, и всё, что было непонятно, мы подробно разобрали онлайн.
Случай шестой. Совершил открытие. Оказывается, все всё знают!
Попробуйте провести такой эксперимент. Возьмите любую интересующую Вас тему и предложите её собеседнику. Первое, что Вы услышите — да, я знаю, слышал, читал, смотрел и т.д.
Осознав данный факт, какое-то время чувствовал себя неловко и решил очертить круг своих знаний. С этого момента пришло понимание.
Я знал только то, что проверил в действии, именно эти знания не вызывают у меня никаких противоречий, а вот всё остальное — из области гипотетического.
Я не подвергаю сомнению, что Земля круглая — это знания, так сказать, общие. А есть ещё бытовые, профессиональные, те, что помогают решать, например, творческие задачи. Как, Вы думаете, стоит ответить на вопрос, заданный в форме утверждения? Я всё знаю, но у меня не получается, как быть, подскажите?
По-моему, ответ закономерен. Вы действительно будете знать, но только тогда, когда у Вас получится.
Я хочу сказать, что стоит доверять только опыту, информация, не подкреплённая делом — ненужный мусор в Вашей голове.
Случай седьмой, крайний. Ещё раз убеждаюсь, что многие начинающие художники не понимают, зачем вообще они взяли в руки кисти.
Недавно на конкурсе детских рисунков меня попросили дать совет на будущее юным художникам. Думаете, что я им пожелал? Хорошо учиться, закончить академию, получить все ордена и медали? Нет!
Я сказал, что следует помнить день, когда они в первый раз осознанно взяли в руки карандаши и кисти, и что тогда они хотели выразить на чистом листе бумаги.
Помнить, что с помощью изобразительных средств они познавали мир, в то же время, рассказывая окружающим о самих себе.
Став взрослыми, многие пойдут на поводу у предлагаемых обстоятельств, но те, кто будут помнить, обязательно станут художниками.
Какова же стратегия для припозднившихся в этом своём желании? Всё та же — честно выражать себя.
А теперь посмотрите со стороны на копирование, подражание кому-либо и стремление быть похожим на кумира. Что Вы познаете, идя этим путём, кто о Вас узнает?
Примерно так проходят мои негероические будни. И вот что важно — это самая плодородная почва для интересных идей и серьёзных намерений.
Героические будни бывают значительно реже, о них я тоже как-нибудь напишу, а пока хотел спросить. Много ли общего у нас с Вами? Может быть, Ваши истории помогут мне и другим участникам обсуждения разобраться с нерешёнными вопросами?
Жду Ваших комментариев!
Ой! Удивили! История с корзинкой для меня в порядке вещей. Я периодически забываю забрать
вещи, оставленные в ящичке при входе в магазин. Приходится возвращаться. Не понимаю, как я столько
лет бухгалтером работаю. Очень концентрируюсь, что поделаешь. А иногда мне становится даже не по себе, когда, например, пешком иду с работы. А помню только, как выходила… и вот уже пришла. Спрашивается, и где я была всё это время?., как переходила дороги?..
Как витала с детства в облаках, так и не приземлилась. И не хочу!
А рисовать мне хочется постоянно, с утра до вечера и с вечера до утра. Хочу научиться делать это правильно, грамотно, живописно.
Здравствуйте, Оксана! С корзинкой я сам себя удивил. Вас понимаю прекрасно, не приземляйтесь ни в коем случае, желаю Вам творческих побед. Спасибо за отзыв!
Я, между прочим, «удивили» сказала в переносном смысле. Вовсе и не удивили.
Спасибо, Александр, за эту статью и за все остальные! Класс!!! Узнаешь действительно только тогда, когда получилось! (в любом творчестве). А честно выражать себя — это непобедимо! НО — от этого трясет соперников, За это ненавидят, За это никуда не хотят пропускать… Это всех злит до бешенства (испытала насебе)… С уважением…
Здравствуйте, Татьяна! Когда Вы честны, соперников просто не существует — Вы самодостаточны. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» хорошо сказано: «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами всё дадут». Спасибо за отзыв!
Александр, здравствуйте! Чудесная статья. Прочитала несколько раз с огромным удовольствием. Жизнь, наполненная творчеством — это совершенно удивительная вещь!
Мне сейчас вспомнилась недавняя выставка картин Серова. Я шла туда с намерением обратить особое внимание на композиционные решения. Однако, попав под магию работ великого Мастера, забыла обо все на свете. Но какие-то вещи все-таки рассмотрела. Например, как поразительно написана меховая накидка на портрете княгини Ольги Орловой. Мех, настоящий, шикарный, переливающийся мех. Подходишь ближе — а он написан достаточно крупными мазками краски. Никаких шерстинок. Если бы знала, где учат так волшебно писать волосы и шерсть диких животных — тут же побежала бы!
А пока учусь на своих ошибках. Вот вчера от души «намылила» свою работу «Ледоход». Жду теперь, когда подсохнет. Белила почему-то, в отличие от цветных красок сохнут необыкновенно долго.
Мне тоже очень-очень нужна Формула Цвета. Александр, Вы ведь когда ее получите, расскажите нам? Да?
Идей много и ком в горле стоит от того, что очень хочется рисовать! Спасибо за ваши статьи!
Ооо! Увидела в Вашем посте себя и наш разговор. )))) Честно говоря, я намеренно написала тогда (потому что на самом деле люблю справляться с проблемами в творчестве сама, только иногда сложно выбрать правильное направление, ну да ладно))), чтобы почитать в дальнейшем вот эту вот статью. ))) Можно сказать, бросила камень в пруд, чтобы пошли волны. С удовольствием почитала, и с удовольствием почитаю комментарии, если таковые появятся тут. )))
А еще я пришла со свеженькой интересной историей, новым опытом, так сказать. Я еще сама на сто процентов не разобралась, что же я думаю по этому поводу. Так что расскажу чисто по ощущениям.
Итак! Я в прошлое воскресенье побывала на любительском мастер-классе. Знаете, из таких, когда человек приходит с нулевым или около того уровнем владения красками, и, следуя инструкциям художника-ведущего и глядя на готовую картину, делает типа копию или что-то похожее. Зазывая на такое мероприятие, организаторы говорят, что «Абсолютно все уйдут с готовой картиной, получив массу удовольствия!» Мое мнение: в плане обучения — вообще ноль знаний, особенно если уровень действительно нулевой… а если не нулевой, то тоже ничего нового. Вела мастер-класс девушка — автор представленной для интерпретации картины. Веселенько так, подходила к тем, кто «начинал хмуриться» и направляла. Какие-то советы давала всем перед началом следующего этапа, немного о воздушной перспективе, например, буквально в двух словах. Да, рисовали акрилом. Удобно. Картина А3 формата, холст на картоне, быстро сохнет и домой ее тащишь сразу.
Я себя чувствовала вражеским шпионом в тылу врага. Пришла с подругой за компанию, которая рисовать не умеет (по ее словам), она хотела чему-то научиться. А так как она перфекционист, ушла жутко недовольная собой, оставив свой результат там.
Я сидела там и анализировала, думала, что бы сказала я, если бы вела подобное мероприятие. И в итоге поняла одну вещь, что это все было исключительно для эмоциональной разгрузки путем арт-терапии. Совершенно не для того, чтобы чему-то научиться. И люди вокруг, которые точно понимали, зачем пришли, были все довольные! Впрочем, я тоже, потому что порисовала красками, мне всегда доставляет удовольствие этот процесс. Хотя слегка в ужасе была от «берем чистый синий и красим горы на заднем плане, можно добавить черного…» и подобных вещей. Еще нюанс: освещение. Все это происходило в частном помещении ресторана и освещение там было соответственное — приглушенное, желтое. Ну, вы представляете, как при этом цвета ощущаются и искажаются. Я-то картину забрала, за холст «уплочено», почему бы его и не применить в дальнейшем? А может смогу что-то сделать с тем, что получилось, для собственного удовольствия. Утром, при дневном свете я посмотрела на картину — о… мои глаза готовы были повыпадать от кислотного синего, я подумала, что у меня было помутнение рассудка, раз я послушалась и взяла чистый синий… ))))
Событие происходило в Санкт-Петербурге и вход на него стоил 2000 р. (материалы входят в цену, естественно).
Такой вот опыт! Тоже пища для размышлений. Учиться-то можно на всём! И делать выводы.
Как послесловие. Моя подруга, которая уверена, что рисовать не умеет, создала там довольно красивую вещь (совершенно не реалистичную, но прямо притягивающую к себе мой взгляд), я прямо жалею, что послушала ее и не настояла на том, чтоб забрать холст. Просто она себе по-другому представляла все. Сколько всего зависит от опыта, точки зрения, личных предпочтений и вкуса!
Алена, очень интересная у вас история. Я сама обучаю рисунку, а по живописи согласилась вести только занятия по техникам, самый начальный этап, прикосновение, потому что не чувствую себя в силах обучить живописи как таковой. И когда вижу посты ВКонтакте своих знакомых, которые проводят такие вот мастер-классы по «живописи», содрогаюсь, понимаю, что сама никогда не соглашусь на подобное. Предлагали , и не раз, отказываюсь. Понимаю, что это профанация, что подобное занятие может очень сильно исказить представление об искусстве, о работе художника, сделает его поверхностным, испортит вкус. Не хочу в этом участвовать. Это именно арт-терапия. Но мне приходилось сталкиваться с теми, кто прошел такие МК и стали считать себя художниками, даже продают свои картины, яркие, «кислотные», по сути беспомощные, но нравящиеся дилетанам — родственникам и друзьям этих горе-художников. Мне кажется, тчо такими вот МК искажается и портится вкус вообще — и у тех, кто пытается рисовать, и у тех, кто на это смотрит. Но явление стало массовым, увы! И у тех моих знакомых, которые проводят подобные занятия, совесть не болит.
Да, вот точно! То, что я не «додумала» до конца. От таких «занятий» портится вкус.
Еще у меня появилось желание действительно научить подругу, еще пока не знаю как, потому что нет у меня педагогического опыта вообще (а в голове уже словно эскизы, вот на это надо обратить внимание, вот это важно), но понимаю, что нужно приучать вглядываться в суть вещей, а не смотреть на поверхность. Но она пока не готова к этому, так что я сделала ей предложение, а когда она «созреет», обязательно помогу, «дам удочку». И в то же время буду учиться и учиться сама, никогда не останавливаясь.
Про арт-терапию. Это несомненный плюс подобных занятий, ЕСЛИ их подавать именно с этой стороны, делая упор на психологическую сторону. На себе испытала ее действие, когда мой преподаватель по основам рекламы, будучи по образованию-то психотерапевтом, вывела меня из депрессивного состояния, заставляя рисовать социальные плакаты против парасуицидов. Я просто ей как-то пожаловалась на отсутствие настроения и мотивации, а осознала, что все прошло, только когда она спросила: «Ну как, полегчало?» — словно щелчок пальцами для выхода из-под гипноза. Ну а сейчас я просто замечаю, что занятия творчеством повышают настроение всегда, вне зависимости от результата, а уж если получаешь позитивные отзывы в ответ — тут даже и говорить нечего! )))
Здравствуйте, Алёна! Спасибо за Вашу историю, а по поводу того, что узнали в статье наш разговор, это нормально. Я как автор, а вы как участники блога вместе создаём его темы, ещё раз спасибо за Ваш вопрос.
Александр, вы говорите, что знание придет тогда, когда работа закончена и что-то вполне приличное из нее проглядывает… а что делать, если написано на одном дыхании, ура — получилось!… но спросите — КАК это получилось, а я не знаю… и повторить не смогу… так где же ЗНАНИЯ, где опыт?..
Здравствуйте, Ольга! Отвечу вопросом на вопрос, так ли часто у Вас получается на одном дыхании? Могу предположить, что не более пяти процентов из ста, потому что если это не так, то Вы к себе не критичны и не объективны. Позволю себе утверждать, что девяносто пять процентов Вашего труда — бесполезная трата времени и не более чем ожидание пяти процентов «Ура». Если Вас устраивает такая перспектива развития, то всё в порядке, лично меня нет. Я всегда старался увеличить процент «Ура», но не путём случайности, а знаниями, чего и Вам желаю. Спасибо за отзыв!
Александр, судя по вашему ответу, вы совсем не поняли, о чем я хотела сказать. А происходит вот что — пока пишешь, уходишь в процесс настолько, что забываешь про все!!! забываются все знания (добытые нелегким трудом!!!), весь предыдущий опыт, в общем — голова пуста, только лист бумаги (или холст), краски и больше ничего, каждый раз, как впервые… ВОПРОС: так куда же девается все, что накоплено, как оно (это знание, опыт) помогает создать что-то новое (довольно-таки приемлемое), если в голове одна только идея?… или в этот момент думает рука, держащая кисть?
Конечно рука помнит и думает, точнее помнит и думает голова и руководит рукой, глазами. Просто с опытом эти знания уже не всплывают в явном виде, а идут из глубины. Как с иностранным языком: сначала приходится напрягаться, чтоб разбирать незнакомые слова, переводить их в русский текст, потом применять, чуть позже уже не надо настолько напрягаться, а потом, уже без перевода слов в слова, начинаешь думать на том, новом языке, сразу образами, не задумываясь, а как бы это прозвучало по-русски. Так с любыми знаниями, которые мы получаем, а главное — применяем в дальнейшем. Ничто и никуда не «улетучивается», просто переходит на новый уровень.
С уважением. )))
А что — разве передача изобразительными средствами материальности объектов (в т.ч. шерсти и волос) не требует каких-то специальных навыков и приемов?
Здравствуйте, Елена! Нет такого предмета — передача материальности объектов ни в одном учебном заведении. Передача материальности — часть общей лепки формы. Если Вы понимаете, как моделируется форма (свет, тень, полутень, рефлекс, цвет, пространство), никаких отдельных технологий и специальных навыков и приёмов Вам больше не надо.
Александр,здравствуйте! Смеюсь!Все про меня!Мне выслали ролик (Зайки).Смысл такой:» Иногда так хочется собрать ВСЕ в УЗЕЛОК и у…ехать в туман!Но то, БЛИН тумана НЕТ, то в УЗЕЛОК положить нечего.» Вы говорите- НЕ ПРИЗЕМЛЯЙТЕСЬ! Это две параллельные реальности-Выражать себя в творчестве( если есть, что в узелок положить), и РЕАЛЬНОСТЬ! Учусь балансировать! Спасибо за статью!С уважением!
Здравствуйте, Лариса! Не могу пройти мимо Вашего комментария. У нас всех есть, что в узелок положить, потому как его содержимое не обязательно должно быть гениальным. Ваши РЕАЛЬНОСТЬ — сама по себе содержание, так расскажите о ней. Спасибо за отзыв!
Спасибо. Интересная статья.
Очень правильная статья. И я так понимаю, что сама ничему не научусь, просто нет времени . На онлайн мастер-классах учимся подражать художнику, попытки создать что-то самостоятельно не удались.
Но ведь Хочется, на белом листе… Сказать, выразить, задуматься….Сама= не научусь!Когда ученик готов- приходит Учитель!Я надеюсь!Удачного дня!
Здравствуйте, Надежда! Вы же нашли время на онлайн мастер-классы, и если у Вас есть желание создавать что-то самостоятельное, я Вас приглашаю на свои курсы. Без положительного результата не останетесь — это я Вам обещаю. Спасибо за отзыв!
Спасибо . С интересом прочитала … Ваши мысли мне созвучны.. А вот эти фразы скопировала:
«…следует помнить день, когда они в первый раз осознанно взяли в руки карандаши и кисти, и что тогда они хотели выразить на чистом листе бумаги
Помнить, что с помощью изобразительных средств они познавали мир, в то же время, рассказывая окружающим о самих себе» .
Это для моего 7-летнего внука Савелия , который с интересом рисует с двухлетнего возраста. Ребенок наблюдает мир в красках и образах. А как удивительно он » рассуждает2 о моих работах…
ДА! Да, все также! А еще бывает, когда рисуешь в голове до мельчайших подробностей, находишь лучшие техники исполнения, цветовые сочетания, видишь картину целиком. НЕсколько дней к ней готовишься……… и……..не дошли руки. Новая идея, сюжет, эскиз, цвет……… только в голове. МОжет это только у меня? ТОлько малая часть того, что приходит — реализуется. Руки не успевают за мыслями и идеями.
У меня так же. Но я пришла к выводу, что это нормально, так и должно быть. Но еще бывают идеи и образы, которые очень настойчиво держат, терзают, шепчут на ухо, пока не реализуешь — и потом такое облегчение! Так у Вас бывает?
Очень много общего! Уносить корзинку пока не удавалось, но очень мне это близко! Бываю рассеянная до изумления, особенно когда плохо себя чувствую, расстроена или голова загружена мыслями…Пройтись по улице в бахилах, не заплатить в автобусе или выйти не на той остановке — запросто! А уж если ушла в свои переживания — мысли, то включается автомат… Человек автоматических действий.Неужели есть люди, контролирующие каждый свой шаг?
Знания,подкрепленные опытом — самые глубокие, это так.А потому надо рисовать… Жалко, тяга к рисованию ослабла,как и все остальное…Правда,вырастить сад — это тоже здорово…Пытаюсь…Пока косяки…
Куча идей, а знаний «как» их выразить на холсте не хватает. «Копирование, подражание и стремление быть похожим на кумира» — это про меня. Изучаю таким образом технику своих кумиров, манеру письма, стиль, композиции. Набираюсь опыта. Но где та метка, что уже можно пробовать и свое?.. Пока все «недостаточно»…
Здравствуйте, Миш! Своё надо пробовать с самого первого шага. Чужое Вам нужно, чтобы быстрее реализовать своё и не более. Чем быстрее Вы переключитесь в этом направлении, тем быстрее Ваши идеи увидят свет.
Информация не подкрепленная опытом — мусор. Согласна на 100%.
Добрый вечер, Александр! С интересом прочитала Вашу статью! Да, всё верно, всё именно так! Но…
Оставили осадок некоторые комментарии.
Я сама взяла в руки кисть (вот уж чего от себя не ожидала) год назад, благодаря одному из многочисленных вебинаров. Хвала интернету! Я целый месяц рисовала каждый день, всё подряд! Делала это с упоением! Все мои познания в области рисования были ограниченны черчением в институте. В городе, где я росла заниматься в изостудии не было возможности. Став взрослой, мысль об обучении живописи даже не возникала. И вот выйдя на пенсию, я вдруг получила приглашение на вебинар!!!
За прошедший год я уже поняла кто из художников, какое направление, какие техники мне интересны. Я стала более избирательна. И я не одна такая. Я познакомилась с огромным количеством людей, кого захватила живопись. Да, мы ЛЮБИТЕЛИ! Подавляющее большинство из нас не станут ХУДОЖНИКАМИ. И со вкусом у нас пока не всё в порядке, и работы наши всё больше тянут на «кич», «лубок», безвкусица и т.д. Но, сколько в них души!!!! Вкус — дело наживное, его надо развивать ( бессмысленно с этим спорить). Развитие вкуса происходит в условиях выбора, когда человек уже что-то умеет, что-то знает и хочет развиваться дальше! И на вебинарах спикеры очень разные, кто-то щедро делится своими знаниями, кто-то гонит явную «халтуру», кто-то боится сказать больше, чем нужно ( а вдруг конкуренты узнают). Всякие бывают спикеры! И, Слава Богу, что есть профессионалы , не считающие для себя зазорным обучать дилетантов, без профессионального снобизма. Щедро делиться своими знаниями, своей душевной теплотой могут только те, кто обладает этим богатством. И не надо смотреть свысока на онлайн вебинары, они делают своё дело, они делают счастливыми тысячи людей.
Лариса, согласна с Вами, мастер-классы делают свое дело. С чего начинать, когда не знаешь как держать в руках кисточку? Как понять, что живопись — это мое? Учиться надо, но где? А ты уже далеко не молоденькая…
Я тоже начинала с мастер-классов, только не по интернету. Летала тогда, как на крыльях и была счастлива, как никогда! С большой теплотой и благодарностью вспоминаю ту студию.
Однако, на втором или третьем занятии, преподаватель сказала:
— Я не учу вас рисовать.
— Как?? — изумились мы. — А что же вы делаете?
— Показываю, как можно написать этот пейзаж.
Я очень удивилась, и ничего тогда не поняла ))
По-моему, нет ничего ужасного в том, чтобы начать с мастер-классов.
Единственное, что никогда мне не нравилось в них — некое програмирование на то, что все гении и творцы уже прямо сейчас. Это тупик.
Анна, спасибо за комментарий! По поводу программирования… Все мы взрослые люди и понимаем, что до гениальности нам очень далеко. Сам процесс ТВОРЕНИЯ -чудо! Когда из-под твоей руки рождается образ (пусть даже не совершенный) — это уже волшебство! И как важна в этот момент поддержка. Взрослые люди, каждый со своим жизненным опытом, со своими взглядами, возможностями посвящают, уже полюбившемуся делу, время и средства ( у кого-то они очень ограничены). Это дорогого стоит! Если кому-то не нравится форма обучения или приобщения к живописи в виде МК, онлайн-вебинаров, пусть предложат другую. Обязательно найдутся желающие!
Я очень редко участвую в разного рода полемике, но не сегодня не смогла удержаться. Как-то досадно и обидно стало. Приведу цитату из одного комментария дословно:
» Но мне приходилось сталкиваться с теми, кто прошел такие МК и стали считать себя художниками, даже продают свои картины, яркие, «кислотные», по сути беспомощные, но нравящиеся дилетанам — родственникам и друзьям этих горе-художников. Мне кажется, тчо такими вот МК искажается и портится вкус вообще — и у тех, кто пытается рисовать, и у тех, кто на это смотрит. Но явление стало массовым, увы! И у тех моих знакомых, которые проводят подобные занятия, совесть не болит.»
Вот так «скопом» обидеть громадное количество людей! Это что — по неведению, снобизм, высокого мнения о себе, или …?????? Откуда такое высокомерие! И совесть должна болеть у человека!
Прошу у Вас прощения за столь эмоциональное письмо, Вы оказались невольным читателем.
Просто наболело!
Удачи Вам!
Лариса! Сложно с Вами спорить и что-то возразить, т.к. осознание того, что МК портят и искажают вкус, происходит на уровне чувства. К этому нужно прийти. От души желаю Вам когда-нибудь это прочувствовать и очень захотеть что-то создать самой.
Здравствуйте, Лариса! Спасибо за историю, Вы найдёте здесь много подобных. Вас возмущают некоторые комментарии, но Ваш основной аргумент (душевность и личностные качества мастеров) не объективен. О каких онлайн вебинарах Вы говорите, советуя не смотреть на них свысока? О тех, которые учат быть счастливыми? Но это не тема моего блога, как правило, мы говорим о профессиональных навыках.
Кстати! Такое состояние, погружения в себя, не всегда есть счастье… Если долго не можешь найти,придумать,сообразить начинает все мешать,раздражать и бывает трудно отстоять свою территорию,народу то вокруг много…Не знаю…легко и радостно у меня не получается.Но зато когда «эврика!!!» Вот тогда класс!Любой результат-шаг,а потом опять муть какая нибудь и тд. А еще поняла,что научиться «с руки»,так сказать,т е повторяя за другим, практически не возможно. Все уходит в песок,остается пустота:ни знаний,ни опыта,ни удовлетворения… Классно,когда человек на лету хватает! Мне же надо постоять,подумать,сто раз повторить,знания сделать на 100% своими, сложить в свои внутренние ящички и вот тогда можно пользоваться. Долгий и не всегда восторженный процесс,такая работа-работа… Сколько людей,столько и вариантов!
Спасибо! Я прочитала ответ на на свой внутренний вопрос) Благодарю свою вселенную, что так скоренько) Огромная роскошь — быть собой, выражать себя! Душа наслаждается процессом…Вы думаете ей нужно чьё то одобрение? Творчество, сотворчество, творец — это сущность души, одна из составляющих полноту жизни. Жизнь у каждого своя. Кто на кого учился, тот пусть работает художником))) А мы творим, ну, или вытворяем!
Елена, а Вам всегда нравится, то, что у Вас получается?
Я стараюсь принимать все как есть) Как я могу предъявлять к себе требования, если я не училась профессионально? Моё эго может желать большего, но необоснованные желания приведут к страданиям) Душе это надо? Я проваливаюсь на пару часиков куда то и размазываю краску по холсту, а когда возвращаюсь — душа ликует! Я никого не копирую и не собираюсь этим заниматься) Все гениальное уже создано) Художников больше чем инженеров и признаться, лучше бы они были инженерами) Вопрос только один — ЗАЧЕМ? Если каждый сможет честно ответить себе на поставленный вопрос, я думаю он будет очень удивлен, насколько не знает себя) Поверьте, я начинала это 22 года назад и каждая неудача отбивала мне желание писать на годы((( А потом я отпустила себя, сказав, я не пишу реальность, я пишу картину) Тем более, живопись давно приобрела декоративный вид, академическая живопись сложна в исполнении, нам её не осилить никогда) Писать надо для души и постепенно придет опыт, которого вполне хватит удовлетворить и личные амбиции и порадовать душу, да и подарок сделать) Уважаю творческих людей, зная их внутренние метания, поэтому и призываю всех не усложнять себе жизнь, творите и будьте счастливы в творчестве!
Здравствуйте, Елена! Думаю, мне стоит добавить пару слов к Вашим комментариям. Ваше эго должно желать большего, а страдания — не всегда плохо, если они конструктивны. Вы знаете, что Вам не хватает знаний, значит, страдания — это мотивация их получить. Когда Вы говорите, что художников больше, чем инженеров, я с Вами соглашусь и добавлю — так и должно быть. Во-первых, потому что многие инженеры — параллельно художники, во-вторых, художник больше, чем профессия. Это потребность выражать себя. Думаю, Вы себя не знаете либо боитесь в этом признаться. Поверьте, я начинал свою творческую деятельность в свои неполные пятнадцать лет, и каждая неудача была причиной моих побед. Нет ничего сложного в академической живописи, если Вы знаете методику её освоения, при этом Вы правы. В современном мире нет нужды следовать только академической живописи, Вы можете выбрать любое направление. Чтобы удовлетворить личные амбиции, нужен зритель.Вы же не хотите сказать, что творите только для себя и сразу прячете картину в чулан. А если речь идёт о зрителе, то сразу встаёт вопрос, на каком языке Вы с ним говорите? Вы ему интересны, или Ваше творчество — просто белиберда, и он проходит мимо. Призываю всех быть честными. Если в Вашем творчестве отсутствует зритель, значит творчества не существует! Попробуйте оспорить моё утверждение.
Здравствуйте, Александр! Немного по тексту комента, не оспаривая Ваше утверждение, все по существу, зритель нужен обязательно, это энергообмен, причастность к социуму, это гарантия не впасть в иллюзии) Но вкусы разные и всем не угодить) Учиться можно всю жизнь и нужно, не впадая в перфекционизм, если человек не сделал живопись призванием всей жизни. Творчество должно приносить радость, не стоит бояться неудач, они всегда относительны, плохо-хорошо — всё опыт) Пока человеком движет эго, он выживает, это бег на длинную дистанцию, многие сходят — это о страданиях…Поспорить могу только в одном, о самовыражении: параллельно художники бывают более честны, чем профессионалы, делающие 187 копию пионов с картинки и давно забывшие, как ликует душа….Предвижу, им тоже надо кушать, согласна, но какая то западня…
А себя я знаю, живопись для меня — наслаждение, а в этом я себе не могу отказать)
Еще раз спасибо вам Александр за вашу статью! «Ком в горле стоит от того, что хочется рисовать.» Инженеру-пенсионеру, живущему в глубинке, где и красок и холстов в магазине нет — единственная возможность узнать что -то новое, скрасить свои пенсионерские будни, прикоснуться к прекрасному — это интернет. И я счастлива от того, что год назад попала на вебинары по рисованию! Радость была неописуемая! В далеком детстве была изостудия, музыка, хореография, школа, но на все времени не хватало, от чего- то пришлось отказаться. Но желание рисовать — оно сидело внутри, красоты окружающего мира видела, душа пела и появился фотоаппарат: » Остановись мгновенье — ты прекрасно!» Фотографировала много, много было персональных выставок, конкурсов, призов, супер призов, интересных и приятных отзывов, но вот год назад я окунулась в детство! Состояние
эйфории, счастья от того, что рассказывают и показывают, как смешивать краски, как их наносить! Рисовала все подряд, ловила каждое мгновение, каждую крупинку знаний складывала себе в закрома! Сейчас смешно — какие были «каляки-маляки», но было приятно от того, что могу «намазывать» маслом! Александр, вы правы, что эти вебинары ничему не учат — рисуешь пока тебе говорят, что взять, что смешать, как нанести, а если нет компа, то и нарисовать ничего не получается! Но начало положено! Сейчас к просмотру вебинаров подхожу выборочно, не всё и не все нравятся. С большим удовольствием смотрю те вебинары, где разбирают картины старых мастеров. Не все раскрывают свои секреты и не все дают знания, купи, а потом научу. Пенсионеру — купи! Но был толчок, нашла много книг по композиции, по цветосочетанию, по рисованию маслом, акварелью, по китайской живописи — это чудо, что можно прикоснуться к прекрасному, узнать новое, найти нужное! Спасибо Александр за ваши статьи!
Как то утром собирался на работу, захватил с собой пакет с мусором, чтобы выкинуть по пути. Через двадцать минут,проехав четыре остановки в трамвае и уже садясь в метро, осознал, что держу в руках полный мусорный пакет. А всё по тому, что накануне весь вечер писал натюрморт и был погружён в процесс «с головой».
Ещё вот какой парадокс. Я художник не профессиональный. Пишу, как правило, для себя и с удовольствием, потом раздариваю работы друзьям, иногда что-то продаю.И,да конечно, очень хочу манетезировать своё прекрасное хобби. Но вот когда я пишу кому-то конкретно на заказ, за деньги, то очень часто работа не спорится, занимает очень много времени и отнимает много сил. По окончании такой работы остаётся ощущение не полёта, а напротив, опустошения.
Такие дела. Спасибо Вам за то, что делитесь опытом и мыслями в Вашем блоге.
Добрый день, Александр!
Как всегда все очень интересно и правильно! И на самом деле мы очень похожи!
На тему первого сюжета: иду в магазин, нужно по пути следования перейти узкоколейку (ничего масштабного, просто производственная узкоколейка в черте города, пересекающая проезжую часть), я иду вдоль проезжей части по тротуару, приближаюсь к «железке» и одним уголочком незанятого своими мыслями сознания понимаю, что машины на дороге стоят, а какой-то дурак истошно сигналит. Проскакивает мысль6»зачем сигналить, ведь все же стоят…» Перехожу через ж/д полотно и только тут понимаю, что это мне сигналил машинист движущегося поезда, подозревающий меня в любви к Льву Николаевичу Толстому и русской классике! Вот такие «жестокие игры»!
Про «тот самый день…, «когда…осознанно»: в моей жизни этот день пока не наступил, я пока не «пишу», а делаю робкие попытки рисовать, чаще даже срисовывать и далеко не все получается. Проблема в отсутствии навыков и ,что самое сложное для преодоления – отсутствии свободы! Не могу отпустить руку и себя саму. Слишком сильный математик сидит в моей голове, который стремится все упорядочить и бессознательно стремится к симметрии. Сесть за мольберт могу только когда все дела сделаны, все просьбы выполнены, на все вопросы отвечено и, желательно, никого не будет дома и не предвидится никаких визитов и звонков… Где вы, эти редкие счастливые часы!!! Уроки смотрю иногда онлайн и в записи, пытаюсь понять как исправить ошибки, которые делаю, что-то полезное безусловно узнаю, но, конечно, тут нужен живой человек, который ткнет пальцем в нужное место и подскажет как сделать правильно, а еще лучше начать правильно… Ошибок у меня очень много, я их вижу (как бы это объяснить?!), но не осознаю, что ли. То есть, я , например, понимаю, что картинка получилась плоская, а как добиться глубины и объема не знаю и все в таком же роде. Оттого нет веры в себя и жутко страшно взяться за чистый холст! Это многим знакомо! Так что не знаю наступит ли этот «самый первый» день! Может я и не выйдет из меня Художник, не успеет!
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы —
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею —
Каждый выбирает для себя.
Для Наталии! Стихи Юрий Левитанский!
Мне очень хорошо знакомы эти стихи,хотя и не понятно,чем было вызвано Ваше желание адресовать их мне!
Думаю, все-таки мне нужно пройти у Вас курс обучения.
Здравствуйте, Надежда! Не теряйте время, первый урок записан сегодня, посмотрите его в записи, а остальные онлайн.