За горами горы, за далью даль и так до бесконечности! За каждым новым горизонтом будет горизонт. Эта истина известна всем, и всё же в какой-то момент каждый склонен надеяться, что поднялся-таки на самую высокую гору, пройдя нелёгкий путь.
Представляю, как опускаются руки, хочется всё бросить и забыть в миг, когда за дымкой облаков вздымаются ещё не покорённые вершины.
С вами такое случалось — знакомые ощущения, будто бы устал, пора остановиться, заняться чем-нибудь другим, совсем новым и интересным? Просто всё бросить, как змея старую шкуру, и зажить новой волнительной жизнью, где всё будет впервые, «в первый раз как в первый класс”.
Снова влюбиться и ждать взаимных прикосновений, снова открыть ещё не открытые двери, снова быть бессмертным, не замечая время.
Как волнительно было когда-то заглядывать в карие глаза девчонки, улыбающейся в ответ.
Прекрасно жить завтрашним днём, не имея ничего сейчас, предвкушать, как потом всё будет: разговоры, смех, подруги, друзья, товарищи. Мчаться, стремиться, лететь по направлению к цели, твёрдо зная, что скоро наступит счастливое будущее.
За горами горы, а ты всего лишь белка в колесе: сколько бы не бежал — всё на одном месте, всё те же надежды и желания те!
Разве с вами не так, вы ещё не сбросили старую кожу в надежде на новую счастливую жизнь? В канун нового учебного года я пишу эту статью для тех, кто устал, кто хочет всё бросить и начать сначала.
Начинать всегда веселей, ещё ничего не ясно, только надежды, мечты и планы. Да, я знаю, что непросто. Первые шаги тоже порой тяжелы, но что на самом деле заслуживает уважения, так это искусство продолжать начатое.
Сперва путь служит тебе, ведёт к цели, не даёт оступиться, затем ты служишь ему, потому что больше нет целей, нет конца дороги, за далью даль, и всё начинается сначала.
Меняться внутри, оставаясь внешне неизменным, расти по крупицам в своём увлечении, в тысячный раз превозмогая свои слабости — значит уметь продолжить начатое.
Ничто в мире не стабильно — либо деградирует, либо развивается. Нельзя застыть на месте, выбор невелик: цвести или завять, как придорожный цветок. Каждый знает, что влюбиться легко, продолжать любить трудно, порой невыносимо. Но за этим трудом иные смыслы и чувствования, неведомые тем, кто скачет по верхам.
Продолжать начатое — мука, когда не знаешь как, когда не видишь пути. Это страдание, боль, горечь. Помните фильм А. Тарковского «Андрей Рублёв» — там об этом. О преодолении, о том, как остаться верным себе и идти избранной дорогой.
Любое рождение — это преодоление в какой-то мере. Никто не являлся на свет легко, хохоча и улюлюкая, все терпели страдание в той или иной степени. Бабочка, избавляясь от кокона, страдает от бессилия, но именно эти муки делают её крылья способными к полёту.
У наших поражений не так много причин, и если у вас не получается добиться нужного результата, то не потому, что вам не дано, вы бесталанны, ущербны и т.д. Как правило, всё намного банальней.
Не спешите бросать прежние дела, оставаясь бесконечным начинателем, просто попробуйте ещё раз.
Мне кажется, что в современном мире мы забыли одну простую истину — ничто не случается в одночасье. “Москва не сразу строилась”, чтобы что-то получить, нужно что-то отдать, например время.
Меня искренне удивляют комментарии под постами художников: «как у вас так получается», «я так не могу». Это же очевидно, почему вы не можете — вы ещё не отдали столько времени и сил в обмен на мастерство.
Вместе с тем нужно понимать простую истину: количество бездумных действий никогда не приведёт к качеству. То есть годы, потраченные на копирование картинок, ничему вас не научат, если при этом нет знания, как выполнить ту или иную задачу.
Посмотрите на художников-профессионалов, людей, которые живут творчеством, сделавших профессию образом жизни. Обратите внимание на их внешнее хладнокровие, на сосредоточенность и спокойствие, а теперь на себя или себе подобных начинателей.
Художник-любитель, начинающий художник в работе — это гремучая змея, клубок внешних эмоций и чувств, батарейка, которую коротит, будто все клеммы сорвало напрочь. Вопрос, что в таком хаосе переживаний можно выдать на холсте или бумаге? По моим наблюдениям это две крайности: либо автор закрывается, пряча гидру волнений в себе, при этом робок и неуверен на холсте, либо наоборот, самоуверен, не контролирует процесс, хаотичен.
Хладнокровия — вот чего не хватает начинающему художнику. Как воину, идущему в бой, ему следует действовать по расчёту, не поддаваясь эмоциям. Чувства как ретивые кони не дают собраться, будто и не слышишь себя вовсе. Внимание, сосредоточенность на поставленной задаче следует тренировать в первую очередь.
Согласен, трудно быть хладнокровным, когда испытываешь восторг от возникшей творческой идеи и одновременно страх её реализации, будучи неопытным творцом на пределе эмоциональных переживаний.
Некоторые начинающие художники, так и не научившись управлять самими собой, делают вывод, что им не дано, ошибочно, конечно. Продолжая действовать на волне интуиции и только, вы будто путники в незнакомом лесу — никогда не знаешь, куда приведёт очередная тропинка.
Я ничего не имею против интуиции, наоборот, считаю это чувство наиболее важным в решении задач искусства, вопрос только в том, как мы её понимаем. Если спонтанный поиск решений для вас способ избежать труд учебы и многочасовой практики, тёмный лес неизбежно заведёт вас в омут.
Как, вы думаете, рождаются идеи и их решения? Просто на пустом месте из ничего? Нет! Менделеев, прежде чем увидел свою таблицу химических элементов во сне, долгое время работал над ней. Интуиция — золотой ключик, открывающий тайные двери и в каждом случае ту, что нужно открыть сейчас.
Если образно представить, что за каждой дверью кладовая, наполненная знаниями по конкретному предмету, и их великое множество, интуиция ещё и компас, указывающий, за какими запорами нужное решение.
Но прежде чем вы обратитесь к интуиции как к проводнику, потрудитесь над тем, чтобы кладовые были до отказу наполнены необходимыми знаниями и закреплены практикой.
Труд — вот что пугает каждого из нас в начале пути, хочется всего и сразу: картина за один день, стать художником за месяц, за три! Вы серьёзно?!
Труд — это же путь, которым вы идёте, в нём счастье маленьких и больших побед, он залог всего, что у вас будет. Где повод бросать начатое? Самое интересное ещё впереди, там, за тучами сомнений, за глупым пугалом насмешек, за ветрами, сдувающими веру, за всем этим шабашем суетных дней.
Самое интересное уже здесь и сейчас, если всё ранее сказанное живёт в вас!
Если вы сейчас испытываете трудности в том, чтобы продолжить рисовать и писать красками, напишите, что именно вам мешает, что тормозит процесс. Или наоборот, поделитесь своим опытом выхода из творческого кризиса в комментарии к статье. Ваш опыт интересен не только мне, но и всем читателям блога.
Александр, как все верно и здорово Вы пишите! Спасибо!!!
Да, Александр, ваша реакция на людей желающих стать людьми, умеющими излагать свои чувства и мысли при помощи кисти и карандаша просто восхитительна! Я впечатлена вашим великодушием! Одно знаю, ничего в этой жизни, ни одной встречи, ни одного поступка не бывает случайным, вот и мне посчастливилось , появилась такая возможность получить ваш совет, комментарий, или критику, за все буду вам благодарна. У меня проблема, вот написала натюрморт, но какой то страх , наверное от незнания, какую краску положить на свет, какую в тень и в результате безликий этюд, опускаются руки, а хочется получить четкий натюрморт освещенный светом. Я вам по почте отправлю свой рисунок и фото постановки с которого его писала, ответьте пожалуйста по возможности, Спасибо.
Каждое предложение, каждый вывод-выстрел прямо в десятку! Иногда даже неловко, будто мысли прочитали или всё насквозь увидели. Очень хотела отзыв написать о пройденном курсе : «Арсенал знаний» и собирала мысли в единое целое. Для более объективного письма решила ознакомиться с отзывами многочисленных обучившихся и была потрясена… Всё, что я хотела сказать хорошего и благодарного УЖЕ есть во всех комментах и самое обидное- УЖЕ до меня проявили максимальные эмоции радости-: удивление, восторг, благодарность, пожелания и счастья полученных знаний от ваших уроков. Мне остаётся присоединится ко всем предыдущим участникам ваших курсов и добавить: » до Вас, КАЗАЛОСЬ, много знала и понимала о живописи, но с Вами всё по другому! Это можно сравнить как прочитав впервые «Ромео и Джульетту» понимаешь всё про любовь , а потом с тобой случается в реальности эта любовь и ВСЁ, ты её начинаешь познавать иначе: красивее, ярче, сложнее, мучительнее, плодотворнее. Уверенна;моё пребывание на ваших занятиях не случайность. Это награда за мои муки: бесконечного самоедства и неудовлетворенности: » что же не так в моей мазне…?» Благодарна Вам и не прощаюсь. Иду с Вами дальше ибо уже понятно что никто так подробно, так увлекательно не раскроет мне секреты живописи доступным языком. Жду встречи на занятиях в » Закрытом клубе».
Везде мазня, кругом бездумная мазня. Так много в сети художников, счастливо стоящих возле своих бездарных картин. Затем смотрю на свои картины-тоже глупая мазня. Думаю зачем все это? Краски начинают раздражать. Зачем притворяться художником? Ведь не умею рисовать. Учиться? Не хочу. Перебираю чем же новым можно заняться? …. Понимаю, что такие же чувства я уже не испытаю… Бросаю все. Пустота. Смотрю какие-то глупые сериалы… Проходит время. Чувствую что что-то от меня уходит… Кто я без картин? А может написать какой-нибудь рассказ? Нет… Выразить себя могу лишь кистью иль карандашом! Хватаю лист бумаги. Рисую и рисую. Получилось. Выкладываю в сеть. И «лайки» мне посыпались… Я знаю, что возможно все они ничего не стоят.Но все же я окрыляюсь. Ведь там поставил «сердце» человек, который на все подряд его не ставит!!! Все, я -художник! Бегу за красками. Пишу. И вот неудача. Не получилось… Сеанс за сеансом мучаю холст. Опять мазня… Оставляю. Размышляю. Думаю. Может все не так плачевно? Сравниваю себя с другими. Понимаю, что «вполне себе неплохо»…Достаю свои ранние картины-«детский сад». И все же значит я расту…
Трудно быть художником. Все это повторяется и повторяется из года в год. Понимаю, что настанет тот момент, когда попадешь в зрителя, начнешь рисовать так, что смотрящий будет получать удовольствие от твоей работы. Наверное, это все впереди… Но «бросать» не перестаю.
Здравствуйте, Художник! Нет проблемы в том, что многие, выражающие себя, бездарно-бездумно мажут и при этом счастливы. Они счастливы, это прекрасно! Суть Ваших переживаний в том, что несчастны Вы. Не существует единого эталона, по которому каждый из нас должен сверяться, а значит, правы все в своём видении как искусства, так и мира в целом. Вы же хотите найти гармонию в себе, видите, что не соответствуете своим идеалам, и при этом не хотите учиться. Из ничего ничего не случится, не надейтесь на чудо! Думаю, Вам стоит попробовать интегрировать себя в культуру, прежде всего, узнать, что было раньше, какие задачи художники ставили в прошлом, какие решают сейчас, как всем этим технически овладеть. Представьте, в кромешной темноте Вы вдруг надели прибор ночного видения, и всё непонятное, невидимое стало ясным почти как днём. Советую хотя бы попробовать, но помните, что знания, как и приборы, бывают подделкой, не ошибитесь с источником.
Александр, спасибо за потрясающую статью. Согласна с каждым вашим словом! А ведь раньше было не так, до встречи с вами. Я думала, чтобы приступить к написанию картины, надо поднакопить в себе побольше и посильней чувств и эмоций и тогда…, ахах, взмахнешь кисточкой, как волшебной палочкой! Вы мне открыли глаза на истинное положение дел. Теперь все по-другому, никогда не тороплюсь, обдумаю сначала все, тогда начинаю писать.
Приветствую.
У меня стопор после ваших четырёх уроков,не могу продолжать то,что делала,т.е.срисованием.
Это всё замкнутый круг,а то что узнала пообщавшись с вами,пугает,боюсь потому что очень мало знаний,в голове взрыв.
❤
Александр прямо сердцем написал к нам…от сердца к сердцу…Передалась красота, доброта и высота духа творческого человека…Будьте здоровы и счастливы!Храни Вас Господь!
Какие верные слова, Александр! И они так нужны именно сейчас, перед началом нового учебного года!
Да, Александр, хладнокровия как раз порой мне и не хватает в живописи. Только когда разозлишься на себя по-хорошему, то начинаешь расти. Спасибо за вашу критику, мне она как глоток свежего воздуха — настоящей истины среди похвалы. Статья как всегда вовремя оказалась для меня, в минуты сомнения она появилась. Сомнения не в том чтобы сойти с пути живописи, мне не привыкать к трудностям, поверьте живопись — это не самое трудное в этом мире, сомнения в своих знаниях — то ли я учу, живописец я или график, что мне ближе и что больше развивать в первую очередь, потому что пока очень много пробелов в знаниях и как это грамотно изучить, потому что учишься сам — по крупицам выискиваешь нужную информацию в клубке информационного мусора. Спасибо вам Александр за статью, за знания, за постоянную поддержку и мотивацию. Если сеешь с душой, то плоды обязательно про растут, просто нужно время.
Большая Вам благодарность, Александр! Мотивация для дальнейшего роста есть на 100 процентов когда рядом такой наставник. Сейчас начинаю цикл встреч с художниками для студентов, и хочется максимально раскрыть творчество каждого, чтобы знали каждого Художника. В тоже самое время — это поможет мне понять себя как начинающего художника. В этом деле тоже не все поддерживают и говорят: молодец, так держать, начинаешь сомневаться, встречаешь препятствия, казалось бы благое дело, да кому-то не нравится.В общем как в целом в жизни, нужно двигаться и бороться. Надеюсь я на пути развития.
Александр, спасибо за статью. Во время!!! Есть сомнения в себе, ищу свой стиль, самокопание. А тут прочитала и как-то настроилась на добрый путь. Надо заниматься, учиться, идти вперед с Вами!!!
Спасибо, замечательная статья.
…Хорошая статья…С пониманием… Только одно «НО». Мы ведь приходим не крестиком учиться вышивать, а себя выражать и окружающий мир сквозь призму своего восприятия. Так о каком хладнокровии речь, если кровь в принципе не холодная? И уходят не всегда потому что неохота больше или интерес пропал или путь кажется длинным или прошла любовь, завяли помидоры например… Просто устаешь жить без ‘кожи’ и с «войной» в голове. А если с «кожей», то ни какой это не художник. Это ремесленник. И тогда может идти речь о хладнокровии. Выштудировал изобразительную грамоту и фигачишь особо не заморачиваясь на самовыражение и творчество. Денег платят и норм. Впрочем как в любой другой профессии. Так ведь мы вроде собирались не для того чтобы профессию получать…Хотя кто как наверно. Но я точно нет. У меня есть профессия, которую я выполняю четко и хладнокровно. Хотелось то радости творчества… А получились сплошные муки сомнений и боль разочарований, регулярно подхлестываемые хлыстами критики, что как Вы понимаете не стимулирует радость творчества. Кому то может и нравится «свежие»глотки критических замечаний. Лично мне — нет, если эта критика не предлагает других вариантов, а просто разносит то что есть. Нет идеальных картин. Ни с точки зрения искусства, и ни с какой иной точки зрения, кроме «Чёрного квадрата» Малевича и та со временем растрескалась… И знаете, если уж совсем откровенно, то когда я сказала дочери, что собираюсь вернуться в ЗК у неё на лице отобразился испуг, сомнение и недовольство.И на мой вопрос: Что не так? Ответ меня просто убил. ‘За все мои двадцать лет жизни с тобой-сказала она-это было самое худшее время!!!». Вот Вам и радость творчества… Поэтому иногда уходят ещё и потому, что устают от боли, сомнений, разочарований…от самих себя в общем. И конечно не хочется мучать и напрягать своей «священной войной» не только себя, но и людей которых любишь и уважаешь…
Извиняюсь за то, что нарушила стройный ряд похвал и благодарностей…Они у меня тоже есть и не в малом количестве…, но речь ведь в статье, уважаемый Александр, не о Вас, а о болях начинающего художника, как я поняла. Так что…не критиканства для, а обзора с другого угла ради…)))
Здравствуйте, Нели! На Ваше «НО» я уже не один раз ответил на страницах блога. Один из примеров — это ребёнок, страстно рассказывающий нам свою историю, искренне переживающий при этом и, конечно, думающий, что мы его понимаем. Он знает, он переживает, он чувствует и выражает себя как может! Вопрос только в том, что в хаосе его волнений, несвязных мыслей и лишних слов мы ничего внятного разобрать не можем, а значит, коммуникация не состоялась, всё зря. Начинающий художник, не владеющий как собой, так и художественными материалами, подобен ребёнку. Быть хладнокровным, значит слышать разум сквозь огонь чувств, гармония как всегда посередине. Вообще зачем исторгать из себя что-то, зная, что никто не способен расшифровать, почувствовать, пережить. А по поводу учёбы всё просто: если Вас постоянно хвалят, значит врут. Тут каждый решает сам, зачем ему учёба — для сладкого самообмана или горького страдания (помните про бабочку, никуда она не полетит без мук рождения). Учёба — это путь бесконечных изменений, он просто невыносим для тех, кто хочет остаться прежним, многим это вообще не нужно, по-настоящему меняют себя единицы. К счастью, мир велик, и наше сообщество растёт, я вижу массу людей, желающих и достигающих поставленных целей, для них мои статьи и курсы. Берегите своих близких!
Всем добрый вечер!Только что подписалась,но прочла Нели и подумала-куда попала?какие-то высказывания демагогия ,вроде мы собираемся учиться рисовать,разобраться в своих сомнения в плане живописи.Мне,например,статья Александра понятна-написано от души.с желанием передать то,что знает и умеет сам. А «хладнокровие» ,верно слово подобрано.Короче,я тоже в демаг ударилась.Александр,ждем ваших уроков,спасибо,что делитесь своими знаниями!
Верные слова!!
Александр, вы настолько чётко
Излагаете в своих высказывания мысли и ответы на вопросы, что
В моей голове всё постепенно укладывается в нужном порядке.
Некоторые ваши высказывания можно отнести к разряду афоризмов.В своём умозаключении
Делаю вывод, что хотела бы поучиться у такого человека, как Вы, я уже не говорю о ваших
Замечателъных творческих работах, в них многое говорит
О Вас с большой буквы.
Меня вело, вело, и наконец вывело на встречу с Вами. Чувствую, как душа моя облегчённо вздохнула и обрадовалась: Вот то, что я искала. Уверяю всех, фраза кто ищет, тот находит, — реально
Работает !
Если есть желание рисовать, то лучше сразу найти хорошего учителя и следовать его рекомендациям. Тогда и процесс будет приносить удовольствие, не взирая на неумелость и массу ошибок, и результат порадует. А от этого всего интуитивного рисования по чужим мотивам толку нет, одни переживания и нервные срывы)
Евгений, да с вами согласна, но
У каждого начинающего свой путь, и не каждому посчастливится найти с первого
Раза хорошего и грамотного учителя. Будем считать, что
Нам повезло, мы попали в руки
Профессионального художника и добросовестного грамотного педагога
Спасибо за вашу работу.
А зачем сравнивать себя с другими ? Вам нравится рисовать — рисуйте! Нравится писать картины маслом — пишите. Я не ищу признаний никаких , я просто утешаю себя , мне нравится процесс , и это мое личное творчество. Достичь уровня мастерства конечно хочется .и поэтому , пока читаю советы Александра. Кстати из всех блаблабла сетей , его уроки зацепили. Во первых, не скучно, во вторых , не отметается основы теории иисования , в третьих , обратная связь . Хотелось бы брать уроки у такого мастера.
Начала читать комментарии, и поняла причину своего страха. Масло, гуашь, акрил… С карандашом всё просто, нарисовал, стёр :))) Я поняла, причина в «подстраивании». Боюсь облажаться, сделать что-то не так, как это «положено». Но живопись — это творчество. А творчество — это всегда смелость, искренность, наверное… Главное, не потерять себя. Наверное, это и есть счастье, когда на душе спокойно, потому что нет других авторитетов, кроме своих ощущений.
Вот такой вот инсайт со мной случился на заре сегодняшнего дня:))))
Спасибо :)))
Ваша статья очень помогла мне. У меня не получалось, хотелось бросить и больше не трогать акварель!!! 1000 БЛАГОДАРНОСТЕЙ за статью! Вы не только замечательный художник, но и прекрасный педагог!!!
Вы не только художник, Вы ещё и поэт, и философ. Вы очень богаты внутренне. Спасибо, что делитесь своим миром. Читала статью с большим удовольствием.Ваши мысли близки и понятны.
Александр, вы удивительно глубокий человек!