Как научиться рисовать, не делая ошибок, чей совет будет наиболее эффективный в бесчисленной массе советников, наставников, учителей?
Сколько художников, столько и мнений. Некоторые говорят, нужно больше копировать, другие, наоборот, категорически против.
Как разобраться во всей этой чехарде? Да пёс бы с ними со всеми, пусть поступают как хотят, неужели нет чёткой логики для начинающего художника, чтобы сразу без ошибок научиться азам?
Примерно так рассуждают те, кто ищут правды на пути освоения знаний.
На одной из онлайн встреч мне был задан вопрос: назовите ошибки, которых не нужно делать в работе над картиной. Я понимаю вопрос так — надо обозначить ряд ошибок, которые уберегут начинающих от неверных действий.
Интересно, как можно чему-то научиться, не делая ошибок? Мой ответ: совершите все ошибки, только после этого опыта Вы будете знать их сами.
Хотите, я дам Вам бесценный совет, поняв суть которого, Вам не нужно будет думать о пустяках, таких как возможные ошибки и прочая ерунда?
Работая с натуры, следует понимать, что и как мы видим, попросту разобраться в механизме видения.
Вам кажется, что Вы рисуете глазами, то есть повторяете то, на что смотрите. Ошибаетесь, Вы рисуете мозгом, именно так мы слышим, видим, ощущаем.
Мы создаём картинку, полагаясь на зрительную память, натура — лишь источник данных для сформированной нами картины увиденного. О том, что именно мозг является приёмником и анализатором всей поступающей информации, говорят нам данные науки, а значит, многое становится ясно о нашем умении изображать реальность или фантазию.
Хорошо получается рисовать, писать красками у тех, кто формирует ясную картинку в собственном воображении, видит изображаемый сюжет в целом, а не по частям, не по деталям, не по кусочкам.
Представьте, Вы собрались написать натюрморт, смотрите на натуру, видите кувшин, блюдо с фруктами, яблоко на переднем плане и складки на драпировке. Вы всё это видите, пока Ваш глаз изучает предметы. Как только Ваше внимание переключается на белоснежный холст, в памяти остаётся только кусочек наблюдаемой натуры, например, яблоко, а остальные предметы помните смутно.
Яблоко Вы нарисуете первым, затем пририсуете к нему кувшин, далее блюдо с фруктами, потом вспомните о складках и т.д. Вы будете создавать Вашу картину по кусочкам, фрагментарно, наблюдая натуру частями, и никогда в целом.
Повторюсь, каждый раз, когда Вы смотрите на натуру, Вы помните только её фрагмент, и сколько бы раз Вы на неё не смотрели, всегда в памяти остаётся чёткой только её часть.
Мастерство художника заключается, в первую очередь, в том, что он учит себя видеть, формировать полную картину изображаемого, опираясь на зрительную память. Если представить, как всё происходит на самом деле, то картинка, с которой идёт работа, не перед глазами художника, а в его воображении.
Вот он — секрет мастерства. Именно здесь следует искать ответ, почему у одного не получается рисовать, а другой виртуозно владеет карандашом и кистью.
Сколько бы Вы не читали и не слушали о возможных ошибках художника, сколько бы приёмчиков не подсмотрели у разных мастеров, какими бы эффектными не были Ваши штрихи и мазки, всё равно будете топтаться на месте, потому что не умеете видеть.
Ценность картины — это её целостность. Кто-то думает, что изобразив массу деталей, искусно поработав с каждым пятнышком, можно создать интересное произведение. Вы ошибаетесь.
В результате Ваша работа превращается в “светофор”, кричащий дикими цветами или в усыпанный “горохом” холст, где масса проработанных деталей не имеет никакой связи. Все засушенные, зачернённые, забеленные работы — следствие неумения видеть натуру, а значит, подсказки о возможных ошибках для Вас — пустые слова.
В профессиональной среде художников есть такое понятие — “пересчитал все предметы”, каждой детали уделил равнозначное внимание. На такое произведение тяжело смотреть, вниманию зрителя не на чем остановиться, каждый кусочек картины кричит: “Смотри на меня!”
Почему так получается, Вы уже знаете. Автор создавал картину, каждый раз работая с отдельным фрагментом.
Я не согласен с тем, как в большинстве случаев преподносится наука рисовать, писать красками, и главная причина в том, как она подаётся. Девяносто девять процентов якобы учебного материала в сети — это “игра в художника”, причём сами а-ля мастера играют в художников, не имея никакого понятия, о чём вещают.
Я готов простить учителю многое: и косноязычность, и заикание, и строгость, даже грубость, но не отсутствие навыков и знаний. Звание “хороший человек” меня не устраивает.
Я прекрасно понимаю, откуда берутся люди, раз от разу пишущие мне, что за их плечами десятки, а то и сотни мастер-классов и полное отсутствие желания продолжать так дальше. Некоторые вообще потеряли всякий интерес к изобразительному творчеству, потому что так ничему и не научились.
Они не только не стали художниками (что совсем необязательно, у всех разные мотивы, кто-то ищет арт-терапию и не более), но они даже не научились видеть, читать картины, получать эстетическое наслаждение от произведений изобразительного искусства.
Вдумайтесь, подавляющее большинство до сих пор понятия не имеет, как смотреть на картину, чем любоваться, восхищаться, что воспринимать?
У начинающего художника складывается впечатление, что мастера изобразительного искусства — это нахватавшиеся технических приёмчиков бывшие любители, но с гораздо большим опытом, нежели они. А ещё бытует мнение о таланте и вдохновении, которое порой накрывает счастливчиков, и они создают шедевры.
Всё гораздо проще и сложней одновременно. Как Вы будете наносить краску на холст — важно, но есть и другая сторона мастерства, заключающаяся в умении видеть, формировать картинку в собственном воображении, понимать её конструкцию.
Моя статья не о том, как научиться видеть — это отдельная тема. Я хочу обратить Ваше внимание на важность этого навыка и обесценить желание получить фишечки и приёмчики. Вы должны изобрести их сами, так как именно они станут Вашим творческим языком, Вашим стилем выражать себя.
Вы спросите, неужели можно научиться видеть, есть такая методика, а разве это не талант? Отвечаю, нет никакой методики, есть осознанность, глубокое понимание процесса и последовательность действий.
Талант — это один процент из ста, где девяносто девять — осознанная работа, то есть Вы всегда точно знаете, чего именно добиваетесь в своём произведении, а не надеетесь на интуицию и чудо.
Я верю, что мои статьи интересны, прежде всего, думающим людям, желающим постичь тайны мастерства, а не подсмотреть приёмчики. Все, кто ищет в моих текстах и онлайн встречах чудес, их не найдут.
К сожалению или к счастью, всё в мире достигается через труд. Даже если у Вас будут все знания, без практики, без преодоления себя Вы не добьётесь результата. Верно и то, что без знаний одним трудом ничего изменить нельзя.
Абсолютно согласна! Видеть и думать = понимать и творить. С интересом и удовольствием учусь! Боже!!! Какое же это счастье — УЧИТЬСЯ у того, кто может дать именно то, что ты ищешь и желаешь обрести. Спасибо, Александр!!!
Мудро ,спасибо
А я хочу сказать ещё об одном умении видеть. Например, умении разглядеть в Александре гениального педагога. Которому уже при жизни можно ставить памятник только за то, что он взялся за такой тяжёлый и неблагодарный труд: Как втолковывание, объяснение каких-то профессиональных азов начинающим. А это ведь изначально как правило протест и непонимание. И какое же нужно иметь терпение!!! Потому и нет ему альтернативы. То ли дело: покалякать на мастер-классе… И главное — все благодарны! Все счастливы и удовлетворены! Но лично мне в своё время хватило 2-ух месяцев времяпрепровождения на виртуальных мастер-классах, чтобы понять, что это полный бред. Ни к чему не ведущий и ничему не обучающий. Тупиковая ветвь. Так что учитесь видеть и анализировать! И УЧИТЕСЬ! У АЛЕКСАНДРА!
Здравствуйте, Оксана! Вы преувеличиваете мою роль. Особой тяжести в том, что я делаю, нет, по крайней мере, для меня. Легко быть самим собой и делать то, что любишь. Вы правильно заметили, первое, что происходит с начинающими художниками, когда они ищут знаний, а не арт-терапии — это протест и непонимание. Никто не хочет легко расставаться со своими заблуждениями, это как прыщ выдавить — болезненная процедура. Спасибо за Ваши рекомендации!
Оксана, согласна с Вами на счет мастер-классов. Но не согласна с тем, что Александр «взялся за такой тяжёлый и неблагодарный труд: Как втолковывание, объяснение каких-то профессиональных азов начинающим». Очень даже благодарный этот труд!)) Ведь кто поймет — тот оценит!
Правда эти знания, которые дает с такой щедростью и самоотдачей Александр, сначала надо впустить в себя, осознать, «переварить», затем воплотить в своем творчестве. Вот тут у некоторых и происходит «ломка». Ломка сознания, ломка своей важности. И некоторые теряют связь с Мастером.
А ведь надо всего навсего — довериться Мастеру и в Путь к своим творческим воплощениям. Шаг за шагом копить опыт и свое собственное мастерство. Вот Вы, Оксана, наглядный тому пример.
Полностью согласна с Александром: действительно никакие приёмы и техники живописи не помогут без этапа создания проекта картины в голове (в воображении). Однако, по моему самое главное, это вдохновение. Писать надо не руками и не мозгами, а сердцем. В этом смысле я присоединяюсь к мнению великого Пикассо, который говорил, что художники должны быть слепыми, чтобы они писали не то, что видят, а то, что чувствуют. Заметьте, он не сказал, что воображают или себе представляют, а ЧУВСТВУЮТ.
Благодарю! Думаю, что художнику необходима и техника и воображение, то есть и целостное видение и навыки для создания картины, о чем Александр неоднакратно говорит,и обязательно работать сердцем.Безусловно, вдохновение необходима, иначе нет художника, творческий процесс создает живую работу.
Справедливо. Понятно. Доходчиво. Мастеру успехов во всем!
Благодарю. Пришла к этому пониманию недавно и стало проще и интереснее работать и жить, потому что умение видеть в целом относится не только к живописи, а вообще ко всему в этой жизни.
Спасибо, Александр! Я как раз думала о тех вопросах, что Вы затронули в этой статье и никак не могла найти решение. Раньше я посещала массу мастер-классов, надеясь найти направление, в котором хочется продвигаться. А потом появилось отношение ко всем мастер-классам, как к рекламе и не больше. Да, некоторые художники дают полезные советы, но чему можно научить за два часа, из которых полчаса уходит на приветствия и рекламу?
И в процессе работы я действительно работаю над деталями, а потом смотрю в целом и понимаю, что это совсем не то, что хотела выразить. Недавно поймала себя на том, что увлеклась нанесением пятен и игрой красок при создании фона, совсем ни о чём не думала, и рука делала что хотела. Глянула потом и понравилось, на полотне появилось движение, эмоции. И всё время ощущаю, что мне не хватает техники, каких-то знаний, но каких? Информации так много, что в ней можно утонуть.
Все правильно! Очень важно смотреть и ВИДЕТЬ!!именно в умении видеть — секрет удачных и неудачных холстов.
Парадоксальная мысль пришла в голову после прочтения статьи. Чтобы научить видеть, человек прежде всего должен научиться слушать и слышать того, кто уже научился видеть…
Мне казалась невероятной мысль, что белое — это не белое. И вот когда я первый раз недели две назад увидела белый кувшин не белым, притом произошло это случайно как бы. Просто сидела о чем то думала, о своем, о девичьем и взгляд скользнул по кувшину. Я даже глазам своим не поверила. Начала тереть глаза….Ну вдруг помехи какие от усталости в зрении…Нет, кувшин был не белый!!! Позвала приятельницу. Она сказала, что кувшин белый, а в тени серый. Я стала ей доказывать, что он не белый, рассказала всю живописную науку цвета, какую узнала на занятиях. Законы и принципы. На что она посоветовала мне отдохнуть.
Вот уже три дня как выпал у нас снег, и вечером, возвращаясь с работы, я смотрю на небелый снег в сете холодных диодных фонарей. И чувство такое, что в другое измерение попала. Мой мозг в легком ступоре. Привыкает наверно…)))
Спасибо !ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО читать стать!МНОГО ИНТЕРЕСНОГО
Александр,то о чем Вы написали это ключевой момент в искусстве.Самое интересное в искусстве это посмотреть на мир как бы другими глазами , не так как ты.Этот опыт обогащает наше мировоззрение и расширяет рамки привычного видения.Мне понравилась статья. Спасибо.
2 года мастер-классов и полная апатия, заброшенные холсты, засохшие краски. Из положительного осталось, только общение с прекрасными талантливыми людьми. Они чудесные, великие мастера, Художники! А я? Кто я? Почему, взяв точно такую же кисточку и мазнув той же краской, в том же месте — я получаю нечто. И это НЕЧТО даже многим нравится. А у меня пустота! Когда охватил порыв, начала писать своё. Так хотелось излить на холст свои мысли, но в итоге- никто ничего не понял. Что делать? И до меня стало доходить, что нужна техника, основы. Без базы ничего не создашь и не построишь, как дом без фундамента — рухнет.Поэтому «рушились» мои воздушные замки на картинах! Да, как не банально звучит, прежде чем создать «шедевр» нужно рисовать, и шарики, и кубики, а главное понять, как всё это размещается в пространстве.Я пришла к состоянию человека, который желает написать бестселлер, не зная ни одной буквы и слога. Сейчас, изучая буковки-кубики, я счастлива!Это то, что мне нужно!А сейчас пришла мысль, что если ГРАМОТНО писать картины, тогда они смогут точнее передать то, о чём хочется рассказать людям.
Уметь видеть… Кажется — как просто. Но видеть глазами художника оказывается очень сложно. Мне повезло с педагогом. Я почти сразу нашла Александра, когда решила найти себе учителя по живописи. И вот уже прошло полтора года моей учебы у него, а я только сейчас начинаю осознанно понимать, что такое видеть глазами художника. Но понимать мало, надо суметь передать свои знания и понимание на холсте. Ой как непросто. Иногда хочется все бросить. Забыть. Но внутренний голос говорит мне — надо продираться дальше. И что-то начинает получаться. И так шаг за шагом. Я буду идти сколько хватит сил. Это очень интересно. И очень непросто…)
Александр. очень актуальная статья.А то у людей создается впечатление, что посмотрел мастер класс полюбившегося художника, повторил на своем холсте. и ты уже мастер.Спасибо Вам за уроки правды!!! Кому то они помогают понять, что идешь правильным путем, кому то. что не все искусство. что ярко и пестро.
Александр, судя по комментариям, вы притягиваете тех, кто ищет свой путь , свой способ выразить то, что переполняет человека и побуждает его делиться своими чувствами и мыслями через изображение.вы смелый человек и честный преподаватель и неповторимый творец!!! Спасибо вам за ваши статьи и за вебинары
Я была на прошлом вебинаре и ваш стиль преподавания мне понравился.не знаю ,как это выглядит в жизни-а через интернет-вы незаурядный,опытный художник, щедро делящийся своим опытом.
Благодарю, Александр за статью! Это очень правильно, что поднимая важные темы Вы не даете нам увязнуть в себе. Встряхиваете и отрезвляете вовремя.
Мне очень нравится тема создания сюжетов в Фотошопе. А видения художника не хватает.Хочу этому научиться, чтобы не копировать никого. Мне понравилась статья.С удовольствием приду на вебинар. Благодарю.
Очень сожалею о том, что прожил 68 лет и только сейчас прочитал то, чего мне не хватало для собственного совершенства в живописи. С детства любил рисовать и немного рисовал, а в 15 лет увлеся музыкой и уже в 60 лет я начал понемногу писать картины маслом. Это занятие отвлекало меня от мрачной действительности, которая в паре с одиночеством, доводила до дэпрессии. Но большого удовлетворения я не получаю от своей писанины, хотя говорят, что талантливо. Наверное льстят. И наконец то я понял копирование заводит в тупик, надо включать свое воображение, искать свою стезю при этом отрабатывать технику и умение видеть окружающий мир в эго тонах и полутонах. Александр, огромное Вам спасибо.
Недавно поняла , что мне легче и интересней рисовать воображаемое. Будь то придуманное или увиденое во сне. Я чувствую полную свободу.
А с натуры и с фото мне мои картины не нравились.
Благодарю Вас. Вы абсолютно правы во всем, о чем говорите. Ваши статьи очень мне нужны. Благодарю.