Главная>Блог Александра Григорьева>
Думаю, каждый задавал себе такой вопрос, что первичней — яйцо или курица, уверен, не все смогли ответить. Я задам Вам подобный: для художника источником вдохновения служит в первую очередь натура или воображение?
Вспоминая годы своей юности, я помню, с каким трепетом относился к природе. Она была для меня источником вдохновения, храмом, если хотите, где мною были прочитаны все тропинки и медвежьи углы, все окрестные леса и заросшие бурьяном поля.
Вот уж вдоволь я надышался прозрачным таёжным воздухом вдали от городских магистралей и заводских труб. Мне повезло родиться в глубокой провинции, которая обделила меня многими благами городского жителя, но взамен подарила настоящее мальчишеское детство.
Соглашусь, банально указывать нынешнему поколению на то, какими иными были мы в их возрасте, однако, лучшим другом для нас был отнюдь не компьютер, а книга. Как там, у В.С. Высоцкого? «Значит, нужные книги ты в детстве читал». «Нам рубахи латали матери в срок, мы же книги глотали, пьянея от строк».
Моими хорошими друзьями были Фенимор Купер, Джек Лондон, Оливер Кервуд и многие другие. Лучше не скажешь — пьянея от книг, я трезвел в настоящем диком лесу, порой проходя за день по двадцать и более километров.
Я отлично разбирался в повадках лесных жителей, на заснеженных тропинках читал следы, а знойным летом мог подкрасться к зверю на расстояние вытянутой руки.
С натурой я был на ты, при себе всегда имел блокнот для зарисовок, не говоря о тех случаях, когда я специально брал с собой краски и холст. Я много времени проводил на природе, работая над холстом допоздна, и возвращался домой уже заполночь.
Когда подолгу блуждаешь в лесной глуши, вслушиваясь в тишину, появляется шестое чувство и рождается диалог то ли с самим собой, то ли с природой. Ты будто плывёшь в липком бульоне вечерних сумерек, а вокруг медленно колышется колючий океан.
Глухой массив леса становится прозрачным, и из глубины теней рождается силуэт птицы. Огромный филин бесшумно скользит над тобой как морской скат, расправив крылья, затем тень его тает в последних лучах.
Ещё мгновение, и всё исчезает, мир превращается в театр теней. Ты идёшь на ощупь, тропинка — то единственное, что связывает тебя с домом, ты боишься её потерять.
Ты ориентируешься на два клыка чёрного леса на фоне горящих звёзд, где-то между ними твой путь — заросшая мхом лесная дорога.
Страх отпускает, и почему-то в голову приходят слова Киплинга из известного всем литературного произведения. «Мы с тобой одной крови!» Я ловлю себя на мысли, что произношу их вслух.
Самый страшный враг — это ты сам! Нужно справиться с собственным страхом, который всегда за спиной, и сколько бы ты не оборачивался, всё равно не сможешь заглянуть ему в глаза.
Воздух становится прозрачным, звенящую тишину сумерек сменяет суета ночной жизни. Я слышу совсем рядом щелчок, затем шорох, я подхожу ближе, ночь взрывается ударом чего-то тяжёлого о гладь воды.
Медведица с медвежонком! Она меня пропустила, не тронула, а медвежонок испугался и бросился в воду. Иду дальше, не оборачиваясь.
“Акелла промахнулся” — вертится на языке. Идти осталось немного, вскоре океан отступает, и я вижу на горизонте огни посёлка.
С чувством эйфории я покидаю ночь, оседлав дожидавшийся меня велосипед, и уже с ветерком под утро возвращаюсь домой.
Такими были мои первые отношения с натурой — я её боготворил, восхищался ею. Я был юн и неопытен!
Буду объективным. Мои натурные работы, кропотливые и многодельные, всё же были откровенно слабы, недоставало образования и знаний.
Дни моей учёбы — отдельная история, но я затрону их, дабы быть последовательным.
Изучение натуры — это главное, что постигают студенты учебных заведений. Натуру там подают на завтрак, обед и ужин. Попробуйте обойтись с натурой непочтительно, исковеркать её или пересказать поэтично — оценка будет соответствующая.
Как-то я был поражён словами одного из педагогов. “Мы же тут из Вас не художников делаем!” Был шокирован и долго анализировал данный постулат.
Если не художников, то кого? Чертёжников, или будут ещё варианты?
Вышеупомянутый педагог под термином “художник” высказал своё брезгливое мнение о творчестве и свободе самовыражения. Я его не осуждаю, имеет право думать, как считает нужным.
Будучи студентом уже после службы в армии, я научился фильтровать навязываемые мне мнения и сразу зачислил данного “сенсея” в свой чёрный список.
Не одна сотня часов потрачена мной на изучение всевозможных склянок, железных корыт, прялок и горшков. Всё это, действительно, очень нужный опыт, без которого овладеть ремеслом невозможно.
Такое тесное знакомство с натурой не прошло для меня зря. Отдельная тема — человек, анатомия человека и работа в студии с натурщиком либо с натурщицей.
Вот уж когда натура перестаёт быть просто созерцаемым объектом!
Натурщик не способен застыть как самовар или прялка, он периодически устаёт, меняет позу, может заболеть и вообще не явиться на занятие. И это ещё что!
Однажды пышная дама, которую мы писали обнажённой, сильно возмущалась, почему мы не вовремя по звонку начинаем работу.
Она, видите ли, предстала пред нами во всей своей нагой красе, а мы так неохотно её пишем. Она жаловалась вышестоящему начальству, писала кляузы, чтобы нас обуздать, и добилась- таки должного внимания.
Таково было моё второе знакомство с натурой. Натура меня изматывала, заставляла, вынуждала и т.д.
После всего пережитого я не стал рабом натуры, рабство, в принципе, не приемлю. В силу собственной природы, противясь чужим мнениям и имея своё собственное, я сохранил свежий взгляд и открытое сердце.
Сам для себя я ответил на вопрос, что первично — натура или воображение. Всё выдуманное нежизнеспособно, зритель не будет сопереживать нереальным, придуманным образам. Вспомните свои собственные ощущения, когда Вы разглядывали снимки марсианских пейзажей.
Любопытство, желание разгадать загадку и всё! Какая может быть сопричастность тому, чего Вы никогда не переживали — это всё из области фантастики. Здесь не поможет даже осознание того, что снимки реальны.
Другое дело, когда художественный образ Вам знаком, и что-то подобное с Вами уже было. Пусть в картине будет только намёк — воображение дорисует знакомые черты.
Воображение на службе у натуры — таков мой вердикт, если не вдаваться во всевозможные «измы» и потуги найти новые смыслы в искусстве. Простыми словами, у монеты две стороны, а истина где-то посередине.
Чтобы быть до конца понятым, излагаю последовательность собственных действий.
Я никогда не начинаю работу без натуры и, в то же время, почти всегда заканчиваю без неё. То есть я никогда не выдумываю сюжет, при этом всегда стараюсь внести в него частицу себя.
Вы спросите, что значит “себя”, а это как раз и есть самое простое. Вы — это Ваш ритм сердца, темперамент, убеждения, симпатии, неприязнь, отчаяние и надежда. Список можно продолжать бесконечно, потому как в каждом из нас бесконечность.
Правда, всё это работает только в одном случае. Если Вы обладаете нужными знаниями, честны с собой, не гонитесь за модой и не стараетесь кому-либо подражать.
Мне нужно было пройти такой длинный путь, чтобы сформулировать простые истины и, как говорится, не просто знать их, а жить ими.
Помните, самый страшный враг – это ты сам!
Подводя итог, хочу задать Вам вышестоящий вопрос, а Вы знакомы с натурой? Что она для Вас — госпожа или рабыня?
Всем, кто не подписался на новости блога, советую сделать это. Введите свой электронный адрес в форму справа и нажмите жёлтую кнопку. Не забудьте перейти по ссылке в пришедшем письме. Таким образом, Вы будете всегда в курсе обновлений моего блога.
Как всегда жду Ваших комментариев!
Спасибо за статью. Сама окунулась в воспоминания о детстве. Жизнь исследователя всего того мира, который окружает. Тронуло. Натура это — все. Всегда пишу с натуры или с фотографий. Много раз слышала о том, чтобы писать репродукции великих художников, чтобы научиться. В своем понимании не могу к этому прийти, хотя отчасти согласна. Хочу сама научиться видеть, замечать, тренирую глаз. Могу долго мучиться от того, что не получается, а знаний и умений не хватает. Забрасываю работу, если захожу в тупик. Через некоторое время могу посмотреть на нее иначе и продолжить, а иногда так и валяется. Да, мне знания нужны и я их собираю по крупицам, но почему-то не нравится копировать. Все естество протестует против всех мастер-классов, где нужно по готовой картине «нарисовать» такую же шаг за шагом за мастером. Не могу и все. Впечатляет, когда стоит натура или фото, и тогда вместе с мастером с его комментариями писать. Интересно, что картины получаются разные, потому что сюжет пропущен через душу и сердце разных людей. Это здорово.
Да Александр, всё верно! Природа задаёт нам тон, задачи и наталкивает на мысли. Мы учимся у неё, но в какой — то момент что — то оставляем за скобками, а что- то акцентируем в своих работах … Первично всё таки НАТУРА, а уж потом именно она наталкивает на воображение. Когда есть накопленный БАГАЖ, можно как из пазлов составлять картину из воображения и превращать в реальность! Идея? Ещё какая, но минимум практики обязателен … Спасибо!
Замечательная статья, я с семьей около года как переехали из большого города в маленькую деревню, живем практически на опушке леса, это просто потрясающе, за этот год я увидела столько диких животных в естественной для них среде обитания, это что-то невероятное. Я за рисование с натуры и только с натуры!!! Весь восторг и радость души, которые вы испытываете глядя на натуру однозначно будут читаться в картине и уже этого вполне достаточно!!! Хотя я как и вы, начинаю с натуры, а заканчиваю по воображению :))
Александр, всегда интересно читать Ваши заметки. Я к живописи имею мало отношения, так, эпизодически что-то делаю с красками на холсте…близкие и друзья хвалят, а что им еще остается делать. А вот про натуру хочу заметить, что для меня она скорее всего добрая подруга, направляя и подсказывая, что можно , например,разглядеть в старом, угасающем от рака дереве в Коломенском…все проходят мимо, а ты, вдруг, увидел красоту и уродство этой натуры. Все, наверное, зависит от натуры человека, для меня — сначала воображение, а потом натура. Сложно воспроизвести объект невидя его суть, форму, цвет можно передать, а вот его энергию нет. Ну это так, между прочим… Александр, спасибо за Ваши публикации и темы к размышлениям
Здравствуйте, Любовь! Вы хорошо заметили — всё зависит от натуры человека, что ему важнее, будет он как зритель сопереживать, либо пройдёт мимо, а ведь есть и те, кто любит разгадывать загадки. Спасибо за отзыв!
Спасибо за статью. Природа- совершенна и поэтому является самым главным учителем и источником вдохновения. Любуясь окружающей красотой,впитываешь в себя совершенство линий,построение которых не придумает ни один опытный учитель, гармонию живой палитры, запах ( и как,скажите, его можно услышать, работая по фотографии?), звуки- все это будет воображение и желание передать все,что прочувствованно тобой лично. Недавно пришла на урок к художнику с именем. В студии было 7 человек. Каждый срисовывал с фотографии или репродукции. Меня он попросил выбрать понравившийся пейзаж из альбома известного художника. Мне пришлось просить(!) его установить простенький натюрморт из фруктов. Согласно его концепции, чтобы получить навыки в рисовании,важно и нужно перерисовывать работы и зарисовки великих художников. У меня на это другая точка зрения ;) Навыков и знаний в построении рисунка, композиции мне очень не хватает, поэтому решила обучаться в колледже. Скоро начнутся занятия….Надеюсь, мне повезёт и мы будем рисовать с натуры?
Здравствуйте, Наталия! Даже если Вам не повезёт, рисуйте с натуры, поиск лёгких путей не всегда приводит к цели, как правило, не приводит вообще. Это я про фотографии. Спасибо за отзыв!
Интересный вопрос, госпожа натура или рабыня. Внутри меня постоянно идет борьба за освобождение от рабства натуры. Я тоже очень люблю природу, боготворю ее. С детства гуляю по полям и лесам, изучая вдоль и поперёк окрестности. Находясь один на один с природой чувствуешь абсолютное единение с ней. Помню, как пришлось однажды возвращаться домой ночью через лес одной (выбора не было, родители заставляли возвращаться к определенному времени, а провожающих не нашлось). Сначала был ужас, все эти ночные шорохи, тени, огоньки… Затем во мне проснулось что-то древнее, от язычников, я стала просить помощи у матери-Земли. Выглянула луна, страхи отступили и пришло чувство гармонии, я как будто слилась с природой, это было фантастическое ощущение. Домой добралась благополучно.
Но получается, что обратная сторона любви к природе у меня — это рабство натуры. Радует, что чем больше я знаний получаю, тем свободнее становлюсь и освобождаюсь от этого ига, продолжая любить натуру, но без «розовых очков».
Один из самых любимых моих художников — И. И. Шишкин (как бы не ругали его за фотографичность работ). Я даже копировала его картины, чтобы понять отношения между компонентами натуры, цветовые и световые нюансы (не вижу ничего плохого в копировании произведений великих художников, они сами сидели в музеях, копируя предшественников, надо просто грамотно и осознанно подходить к выбору объекта и ставить перед собой определенные задачи).
Раньше, при работе на пленэре, я всегда делала фотографии, чтобы потом в мастерской дописать картину. Сейчас я стараюсь этого не делать и дописывать по памяти, иначе теряются эмоции, опять же не ты подчиняешь себе натуру, а натура подчиняет тебя.
Здравствуйте, Анна! Спасибо за Вашу историю, насчёт копирования Вы правы, тем более, если это произведения великих художников.
Александр, большое спасибо, что делитесь своим опытом, знаниями, душой. Замечательная статья!
Смотря какой смысл ты будешь вкладывать в натуру. Чем будешь заполнять ее форму. А в этом случае она может быть самой разной, — или госпожой, или рабыней, или бессмысленной пустышкой, или философски значимой в твоем личном пространстве.
Очень интересная статья!
Натура-это все! Сначала надо научиться правильно изображать с натуры,а уже потом рисовать как тебе хочется)
Однако не согласна с тем,что»Всё выдуманное нежизнеспособно, зритель не будет сопереживать нереальным, придуманным образам»Иногда вымышленные образы вызывают не меньше эмоций и сопереживаний.чем нарисованные с точностью фотореализма картины.
А насчет мастер-классов…Я так думаю.они полезны с точки зрения-подсмотреть какие-нибудь «фишки» новые технологические приёмы,спецэффекты,например.у Ольги Базановой или Александра Маранова.Не более того.Но слепо копировать их мастер-классы не обязательно и даже вредно
Здравствуйте, Наташа! Приведите примеры вымышленных образов в изобразительном искусстве, которые были бы прочувствованны зрителем, где зритель, помимо удивления и желания разгадать, мог бы сопереживать им. Спасибо за отзыв!
Спасибо, тема актуальная и мною прочувствованная.. Природа конечно совершенна, у нее больше света, цвета, красок и она всегда безупречна в смысле композиции. Ни один художник никогда не сможет достичь этого совершенства. Думаю, соревноваться с природой мало смысла и смешно.. А вот прочувствовать природу, а потом написать это , пронести через себя и предложить зрителю…Говорил же Айвазовский, что стихию невозможно написать с натуры, как написать дождь, ветер. море? Только по воображению, и я за это!
Спасибо за статью, Александр!
Буквально на днях получила замечательную возможность писать (правда акрилом, да ещё детским, масло не взяла) с натуры горы в молочной дымке (давно мечтала, да вот как-то не приходилось). Прочитав статью, поняла, чем была в тот момент для меня Натура. Ни госпожа, ни рабыня, а скорее подруга и душа. Даже быстротечное время не влияло на наш диалог, что терялось, оставалось в памяти и переносилось на полотно. Можно сказать: работали «душа в душу», получила несказанное удовольствие. Неслько акварельных набросков для полноценной работы в ателье и фотографии для уточнения деталей — необходимое подспорье. Еще раз, спасибо, Ваши статьи, они дают возможность подумать о своём отношении к Творчеству в целом. А на счёт первичности Фантазии и Натуры, действительно, у каждого свой подход. Меня так, может вдохновить как Натура на фантазийный рисунок, так и Фантазия войти в натуру. Помню, одну из зарисовок Чайника — вместо капли воды нарисовала слезинку и лужу, а сам чайник в виде глаза в берете. Придуманные завитки, оказались очень к месту на концах лепестков ромашек. Вот, как-то так.
Здравствуйте, Ольга! Спасибо за Ваш рассказ и за добрые слова в мой адрес, мне важно знать, что пишу не только для себя.
Здравствуйте Александр! Ваша статья ну просто потрясает мое воображение Вы пишете на столько проникновенно что я прошла с Вами той ночной тропой и все все увидела Спасибо Вам!
Здравствуйте, Нелли! Спасибо Вам, что читаете мои статьи и считаете их интересными. Благодарю за Ваши комментарии!