Главная>Блог Александра Григорьева>

Думаю,  каждый  задавал  себе  такой  вопрос,  что  первичней — яйцо  или  курица,  уверен,  не  все  смогли  ответить.  Я  задам  Вам  подобный:  для  художника  источником  вдохновения  служит  в  первую  очередь  натура  или  воображение?

Вспоминая  годы  своей  юности,  я  помню,  с  каким  трепетом  относился  к  природе.  Она  была  для  меня  источником  вдохновения,  храмом,  если  хотите,  где  мною  были  прочитаны  все  тропинки  и  медвежьи  углы,  все  окрестные  леса  и  заросшие  бурьяном  поля.

Вот  уж  вдоволь  я  надышался  прозрачным  таёжным  воздухом  вдали  от  городских  магистралей  и  заводских  труб.  Мне  повезло  родиться  в  глубокой  провинции,  которая  обделила  меня  многими  благами  городского  жителя,  но  взамен  подарила  настоящее  мальчишеское  детство.

Соглашусь,  банально  указывать  нынешнему  поколению  на  то,  какими  иными  были  мы  в  их  возрасте,  однако,  лучшим  другом  для  нас  был  отнюдь  не  компьютер,  а  книга.  Как  там,  у  В.С.  Высоцкого?  «Значит,  нужные  книги  ты  в  детстве  читал».  «Нам  рубахи  латали  матери  в  срок,  мы  же  книги  глотали,  пьянея  от  строк».

Моими  хорошими  друзьями  были  Фенимор  Купер,  Джек  Лондон,  Оливер  Кервуд  и  многие  другие.  Лучше  не  скажешь — пьянея  от  книг,  я  трезвел  в  настоящем  диком  лесу,  порой  проходя  за  день  по  двадцать  и  более  километров.

Я  отлично  разбирался  в  повадках  лесных  жителей,  на  заснеженных  тропинках  читал  следы,  а  знойным  летом  мог  подкрасться  к  зверю  на  расстояние  вытянутой  руки.

С  натурой  я  был  на  ты,  при  себе  всегда  имел  блокнот  для  зарисовок,  не  говоря  о  тех  случаях,  когда  я  специально  брал  с  собой  краски  и  холст.  Я  много  времени  проводил  на  природе,  работая  над  холстом  допоздна,  и  возвращался  домой  уже  заполночь.

Когда  подолгу  блуждаешь  в  лесной  глуши,  вслушиваясь  в  тишину,  появляется  шестое  чувство  и  рождается  диалог  то  ли  с  самим  собой,  то  ли  с  природой.  Ты  будто  плывёшь  в  липком  бульоне  вечерних  сумерек,  а  вокруг  медленно  колышется  колючий  океан.

Глухой  массив  леса  становится  прозрачным,  и  из  глубины  теней  рождается  силуэт  птицы.  Огромный  филин  бесшумно  скользит  над  тобой  как  морской  скат,  расправив  крылья,  затем  тень  его  тает  в  последних  лучах.

Ещё  мгновение,  и  всё  исчезает,  мир  превращается  в  театр  теней.  Ты  идёшь  на  ощупь,  тропинка — то  единственное,  что  связывает  тебя  с  домом,  ты  боишься  её  потерять.

Ты  ориентируешься  на  два  клыка  чёрного  леса  на  фоне  горящих  звёзд,  где-то  между  ними  твой  путь — заросшая  мхом  лесная  дорога.

Страх  отпускает,  и  почему-то  в  голову  приходят  слова  Киплинга  из  известного  всем  литературного  произведения.  «Мы  с  тобой  одной  крови!»  Я  ловлю  себя  на  мысли,  что  произношу  их  вслух.

Самый  страшный  враг — это  ты  сам!  Нужно  справиться  с  собственным  страхом,  который  всегда  за  спиной,  и  сколько  бы  ты  не  оборачивался,  всё  равно  не  сможешь  заглянуть  ему  в  глаза.

Воздух  становится  прозрачным,  звенящую  тишину  сумерек  сменяет  суета  ночной  жизни.  Я  слышу  совсем  рядом  щелчок,  затем  шорох,  я  подхожу  ближе,  ночь  взрывается  ударом  чего-то  тяжёлого  о  гладь  воды.

Медведица  с  медвежонком!  Она  меня  пропустила,  не  тронула,  а  медвежонок  испугался  и  бросился  в  воду.  Иду  дальше,  не  оборачиваясь.

“Акелла  промахнулся” — вертится  на  языке.  Идти  осталось  немного,  вскоре  океан  отступает,  и  я  вижу  на  горизонте  огни  посёлка.

С  чувством  эйфории  я  покидаю  ночь,  оседлав  дожидавшийся  меня  велосипед,  и  уже  с  ветерком  под  утро  возвращаюсь  домой.

Такими  были  мои  первые  отношения  с  натурой — я  её  боготворил,  восхищался  ею.  Я  был  юн  и  неопытен!

Буду  объективным.  Мои  натурные  работы,  кропотливые  и  многодельные,  всё  же  были  откровенно  слабы,  недоставало  образования  и  знаний.

Дни  моей  учёбы — отдельная  история,  но  я  затрону  их,  дабы  быть  последовательным.

Изучение  натуры — это  главное,  что  постигают  студенты  учебных  заведений.  Натуру  там  подают  на  завтрак,  обед  и  ужин.  Попробуйте  обойтись  с  натурой  непочтительно,  исковеркать  её  или  пересказать  поэтично — оценка  будет  соответствующая.

Как-то  я  был  поражён  словами  одного  из  педагогов.  “Мы  же  тут  из  Вас  не  художников  делаем!”  Был  шокирован  и  долго  анализировал  данный  постулат.
Если  не  художников,  то  кого?  Чертёжников,  или  будут  ещё  варианты?

Вышеупомянутый  педагог  под  термином  “художник”  высказал  своё  брезгливое  мнение  о  творчестве  и  свободе  самовыражения.  Я  его  не  осуждаю,  имеет  право  думать,  как  считает  нужным.

Будучи  студентом  уже  после  службы  в  армии,  я  научился  фильтровать  навязываемые  мне  мнения  и  сразу  зачислил  данного  “сенсея”  в  свой  чёрный  список.

Не  одна  сотня  часов  потрачена  мной  на  изучение  всевозможных  склянок,  железных  корыт,  прялок  и  горшков.  Всё  это,  действительно,  очень  нужный  опыт,  без  которого  овладеть  ремеслом  невозможно.

Такое  тесное  знакомство  с  натурой  не  прошло  для  меня  зря.  Отдельная  тема — человек,  анатомия  человека  и  работа  в  студии  с  натурщиком  либо  с  натурщицей.
Вот  уж  когда  натура  перестаёт  быть  просто  созерцаемым  объектом!

Натурщик  не  способен  застыть  как  самовар  или  прялка,  он  периодически  устаёт,  меняет  позу,  может  заболеть  и  вообще  не  явиться  на  занятие.  И  это  ещё  что!

renuar11

Пьер Огюст Ренуар «Обнаженная»

Однажды  пышная  дама,  которую  мы  писали  обнажённой,  сильно  возмущалась,  почему  мы  не  вовремя  по  звонку  начинаем  работу.

Она,  видите  ли,  предстала  пред  нами  во  всей  своей  нагой  красе,  а  мы  так  неохотно  её  пишем.  Она  жаловалась  вышестоящему  начальству,  писала  кляузы,  чтобы  нас  обуздать,  и  добилась- таки  должного  внимания.

Таково  было  моё  второе  знакомство  с  натурой.  Натура  меня  изматывала,  заставляла,  вынуждала  и  т.д.

После  всего  пережитого  я  не  стал  рабом  натуры,  рабство,  в  принципе,  не  приемлю.  В  силу  собственной  природы,  противясь  чужим  мнениям  и  имея  своё  собственное,  я  сохранил  свежий  взгляд  и  открытое  сердце.

Сам  для  себя  я  ответил  на  вопрос,  что  первично — натура  или  воображение.  Всё  выдуманное  нежизнеспособно,  зритель  не  будет  сопереживать  нереальным,  придуманным  образам.  Вспомните  свои  собственные  ощущения,  когда  Вы  разглядывали  снимки  марсианских  пейзажей.

Любопытство,  желание  разгадать  загадку  и  всё!  Какая  может  быть  сопричастность  тому,  чего  Вы  никогда  не  переживали — это  всё  из  области  фантастики.  Здесь  не  поможет  даже  осознание  того,  что  снимки  реальны.

Другое  дело,  когда  художественный  образ  Вам  знаком,  и  что-то  подобное  с  Вами  уже  было.  Пусть  в  картине  будет  только  намёк — воображение  дорисует  знакомые  черты.

Воображение  на  службе  у  натуры — таков  мой  вердикт,  если  не  вдаваться  во  всевозможные  «измы»  и  потуги  найти  новые  смыслы  в  искусстве.  Простыми  словами,  у  монеты  две  стороны,  а  истина  где-то  посередине.

Чтобы  быть  до  конца  понятым,  излагаю  последовательность  собственных  действий.

Я  никогда  не  начинаю  работу  без  натуры  и,  в  то  же  время,  почти  всегда  заканчиваю  без  неё.  То  есть  я  никогда  не  выдумываю  сюжет,  при  этом  всегда  стараюсь  внести  в  него  частицу  себя.

Вы  спросите,  что  значит  “себя”,  а  это  как  раз  и  есть  самое  простое.  Вы — это  Ваш  ритм  сердца,  темперамент,  убеждения,  симпатии,  неприязнь,  отчаяние  и  надежда. Список  можно  продолжать  бесконечно,  потому  как  в  каждом  из  нас  бесконечность.

Правда,  всё  это  работает  только  в  одном  случае.  Если  Вы  обладаете  нужными  знаниями,  честны  с  собой,  не  гонитесь  за  модой  и  не  стараетесь  кому-либо  подражать.

Мне  нужно  было  пройти  такой  длинный  путь,  чтобы  сформулировать  простые  истины  и,  как  говорится,  не  просто  знать  их,  а  жить  ими.

Помните,  самый  страшный  враг – это  ты  сам!

Подводя  итог,  хочу  задать  Вам  вышестоящий  вопрос,  а  Вы  знакомы  с  натурой?  Что  она  для  Вас — госпожа  или  рабыня?

Всем,  кто  не  подписался  на  новости  блога,  советую  сделать  это.  Введите  свой  электронный  адрес  в  форму  справа  и  нажмите  жёлтую  кнопку.  Не  забудьте  перейти  по  ссылке  в  пришедшем  письме.  Таким  образом,  Вы  будете  всегда  в  курсе  обновлений  моего  блога.

Как  всегда  жду  Ваших  комментариев!