Живопись маслом — тема этой статьи. Есть ряд причин, почему я решил её написать. Первая: это волшебное сочетание слов говорит само за себя, и не пощупать волшебство я не могу (как, из чего сделано и т.д.). Второе: живопись масляными красками — это техника, в которой работаю я сам и считаю, что нет иной техники, способной точнее передать как внешнюю сторону реального мира, так и его внутреннюю, чувственную.

Для живописца всё начинается с запаха растворителя. Именно эта составляющая наполняет сказочным флёром жизнь избравших для себя “живопись маслом”.

Вообще, я большей частью безразличен к запахам, но этот аромат (и здесь меня поймут живописцы) вселяет чувство восторга перед ожидающим тебя холстом. А ещё, бывает, после длительного отсутствия заходишь в мастерскую и просто не можешь надышаться никогда не выветривающимся лёгким запахом.

У живописца вообще много всего: кисти, краски, палитры, холсты, картон, мольберты, этюдники. И всё это необходимо, чтобы писать, превращать краски в живые сочетания, а попросту в жизнь на холсте.

Представьте свежий холст… Он пружинит под лёгкими ударами кисти и приятно шуршит. Ваш замысел вот-вот обретёт явные черты, Вы работаете стремительно и в то же время неспеша. Время как будто останавливается, его нет, а вместе с ним нет ничего, кроме творчества, ощущения полёта и мечты.

Вы ещё не завязли в технических трудностях, у Вас всё получается, Вы верите в себя, Вы себя слышите. В такие моменты особенно хочется жить, хочется верить, что мир создан для творчества, чтобы каждый мог поделиться своим сокровенным, и его, конечно, услышали, поняли, приняли, полюбили!

Да, творческая самореализация возможна и в других техниках, например, в акварели, но эта статья о масляной живописи, которую я обожаю, которая дарит мне такие романтические моменты.

Хорошо, с романтикой разобрались, пойдём дальше. Периодически слышу из разных источников, что масляная техника — это просто, каждый может в ней работать, и главным аргументом служит возможность исправить ошибки. В чём, казалось бы, трудность? Закрасил поверх уже написанного или вообще тряпочкой вытер, где надо, и возюкай себе дальше.

Всё так, да не так. Как говорили некоторые уважаемые мною художники, задача не в том, как быстро Вы намажете похоже, а в том, насколько верно будут взяты цветовые и тональные отношения.

Художник-любитель таких задач не ставит, он вообще понятия не имеет, о чём я. Какие там ещё отношения, вот бы глазки правильно у льва или тигра нарисовать! А если получится, то восторг, победа! Соглашусь, для любителя это достижение, все с подобных картинок начинали, и я в том числе. Но мне, например, интересно, почему многие далеко уже не новички в живописи продолжают глазки рисовать и фотографии копировать?

Много восторженных слов о живописи маслом и лишь один секрет мастерства

 

Обобщим: если Вы бездумно копируете, пытаясь сделать похоже — это просто, превратить поверхность холста в подобие репродукции — это просто. Попробуйте создать на нём жизнь, музыку, запах, восторг — и это будет совсем непросто. Более того, Вам будет нелегко даже приблизиться к поставленной задаче, потому что она не имеет ничего общего с прежним срисовыванием.

Как быть, если Вас больше не устраивают а-ля репродукции на холсте в собственном исполнении, Вам режут глаз дикие цвета и хочется гармонии?

Первое, что нужно сделать — перестать копировать фотографии, перестать срисовывать вообще, нужно научиться видеть и писать отношениями. Только в этом случае Ваша живопись оживёт, превратившись из застывшей репродукции в кусочек мира, вибрирующий на поверхности холста.

Совсем недавно один из моих советов человеку, ступившему на путь живописца, звучал примерно так. Посмотри, ты же не видишь натуру, ты вообще не видишь сюжет. Да, елку ты наблюдаешь, и ещё одну, и пару десятков таких же рядом, и камешек, и домик на среднем плане, и облака — всё это по отдельности, но не вместе. В целом ты не видишь, а значит, тебе неоткуда брать объективную информацию о цвете и тоне предметов.

Собственно, работа на отношениях отличает профессионала от любителя, срисовывающего картинку. Я часто слышу, что прежде нужно научиться хотя бы копировать, а затем мастерство придёт само. Вопрос, откуда оно возьмётся, если Вы до этого понятия не имели, как верно вести работу?

Многим кажется, что знания, позволяющие обрести опыт и достичь желаемых результатов, кроются в том, как правильно держать кисть и в каком направлении укладывать мазок. Разочарую Вас — это вообще неважно, тем более, если Вы даже не задумывались о том, чтобы работать на тональных и цветовых отношениях.

И всё же, пройдя дистанцию от абсолютных любителей до начинающих художников, от полного непонимания до осознанных действий, Вас ждёт настоящая творческая свобода. Именно так, потому что свобода — это выбор, а чтобы выбирать, нужно уметь видеть.

Те, кто когда-нибудь работал на пленэре, знают, что угнаться за состоянием природы невозможно, всё постоянно меняется: солнце, облака, тени, а значит, завершить работу по принципу “всё срисую” заведомо не получится. Выход один — работать стремительно, запоминая основные отношения, и чем точнее запомните, тем лучше будет результат.

Чтобы Вы не прошли мимо, обращаю внимание, только что я раскрыл самый главный секрет в работе масляными красками, впрочем, как и любыми другими красками — верно взятые большие отношения — залог успеха.

Много восторженных слов о живописи маслом и лишь один секрет мастерства

Стожаров В.Ф.

Для закоренелых скептиков и копиистов хочу посоветовать выбраться на пленэр и воочию увидеть, а затем попробовать написать увиденное прямо там, а не фоткать для последующего копирования на свой суперсовременный фотоаппарат.

Момент истины настанет буквально сразу, как только Вы нанесёте первый мазок. Освещение будет меняться, комары — кусаться, краска — не смешиваться, холст — сдуваться порывами ветра, взявшегося из ниоткуда в, казалось бы, самый погожий и благоприятный для пленэра день.

Измучившись в погоне за состоянием природы, перепачкавшись в краске с ног до головы, Вы примете решение больше никогда не экспериментировать и вернётесь к своим фотографиям и любимому экрану монитора. Возможно, всё так и будет, но не с теми, кто хочет писать живо, чувственно, сочно, свободно, передавая на своих холстах жизнь, а не искусственную красоту репродукций.

Масляная живопись более всего приспособлена для передачи состояний природы, состояний души, чувственного, а не фактического. Вывод: научитесь видеть, пишите отношениями, и Ваша живопись будет убедительна как с технической стороны, так и с лирической.

На вопросы, какими красками пишу я, о чём вообще речь, какие ещё отношения, с чего начать работу, я отвечу на онлайн встрече, которая пройдёт 25.08 в 20.00 по московскому времени. Регистрируйтесь по ссылке:  http://artgranata.ru/

Если у Вас уже есть опыт работы масляными красками, интересные случаи из жизни, напишите об этом в комментариях к статье.