Главная>Блог Александра Григорьева>
Недавно узнал, что есть такая техника живописи «мазковая». Интересно, а безмазковая техника существует? Если принять во внимание кисть как инструмент, то любая живопись мазковая по определению.
![korovin mazok21](http://grigoryevalexandr.ru/wp-content/uploads/2015/05/korovin-mazok21.jpg)
К.А. Коровин
Согласен, что работы некоторых авторов выглядят мазисто, широко, как бы непрописанные, они предполагают, что это какой-то особый вид живописи, но…
Любая живописная работа начинается с раскрытия больших отношений, поиска верного тона и цвета.
Автор решает сам, где остановиться — довести работу до материального звона, чтобы всё выглядело натурально, либо на этапе правильно взятых отношений.
В профессиональной среде есть понятие законченности работы, когда завершённость должна быть на любом этапе, даже на стадии наброска.
Что подразумевает под собой законченность? Это найденная композиция, подчинённость второстепенного главному, взятые тоновые и цветовые отношения.
В тоже время, если стоит цель приблизиться к иллюзии реальности, следует продолжить работу в том же направлении, сближая цветовые отношения до предела.
Существует всем известная “голландская” школа живописи, поражающая натуральностью изображаемого. Вместе с тем, в истории живописи своё место прочно заняли импрессионизм, экспрессионизм и другие направления, каждое из которых ставит и решает свои задачи.
![dekuning1](http://grigoryevalexandr.ru/wp-content/uploads/2015/05/dekuning11.jpg)
Виллем де Кунинг
Кисть — настолько универсальный инструмент, что невозможно перечесть все технические приёмы, используемые ею. Всем известен приём сырой лессировки, когда жидкий прозрачный слой наносится равномерно, лессируя предыдущий.
Сухая лессировка — не менее интересный метод. Сухая кисть оставляет красочный след, из-под которого светятся нижние слои.
А ещё кистью можно гладить, втирать, использовать набрызг, можно терзать красочный слой её огрызком и даже царапать черенком, всё для того, чтобы придать максимум выразительности Вашей работе.
Сейчас так называемая «мазковая» живопись обрела популярность и применяется широко, в том числе начинающими художниками. Как правило, это попытки сымитировать широкий стиль письма. Автор не понимает, что главная ценность работы не в мазистости, а в верно взятом цвете, композиции и т.д.
В истории есть великолепные художники, виртуозно владеющие импрессионистическим подходом в живописи, на их примерах нужно учиться начинающим.
![korovin mazok1](http://grigoryevalexandr.ru/wp-content/uploads/2015/05/korovin-mazok1.jpg)
К.А. Коровин
Живопись широкого письма напрямую зависит от личностных качеств автора. Темпераментные, эмоциональные люди выражают себя широко, не копаясь в деталях. Они так живут, следовательно, так пишут.
В то же время, глупо ждать от человека скрупулезного, для которого важна каждая мелочь, такого же размаха в живописных полотнах.
Здесь кроются непонимание одних другими и бесконечные споры о законченности работы.
Важно знать, что между этими различными стилями исполнения нет принципиальной разницы, так как они существуют по одним и тем же законам.
По произведению мы можем многое узнать об авторе, исходя из той техники, которую он использует, будет ли его творчество созвучно нам или же нет.
Можно писать и пальцем — художники часто используют этот приём. Любое средство хорошо для достижения цели, даже собственный палец. При этом не стоит называть такую живопись пальчиковой и выделять в определённое направление.
Возвращаясь к тем задачам, которые ставит перед собой художник, всё вышеперечисленное лишь приёмы, используемые для реализации замысла автора.
Начинающему художнику важно разобраться в себе, понять, что ближе ему лично и двигаться в выбранном направлении, понимая, что любой приём нужен для того, чтобы используя свои знания, достигать поставленной цели.
Лично мне близок взгляд М. Врубеля — одного из величайших русских художников конца 19 — начала 20 века на живопись. Наряду с художественной ценностью произведения, он выделяет и саму живопись, которая превращается на его полотнах в поверхность драгоценных камней.
Каждый квадратный сантиметр его картин имеет самостоятельную живописную ценность и мог бы существовать отдельно от целого.
Неважно ЧТО, важно КАК! В том, как Вы технически решаете творческую задачу, кроются бесконечные возможности Вашей индивидуальности.
Количество сюжетов не так велико, как кажется, в то же время способов их реализации бесконечное множество.
В многообразии живописных течений все имеют право на существование. Каковы же критерии оценки? Как минимум, поставленные и достигнутые автором творческие задачи.
Отсутствие таковых задач, попытки скопировать, случайность в выборе техники, материале, бессознательное творчество — всё это любительский подход.
Как правило, все с чего-то начинали, для кого-то «мазковая» техника живописи — начало большого пути, который ведёт к осознанности и результатам в творчестве.
Определённая растерянность, попытки воплотить всё и сразу свойственны начинающим, главное — за внешней составляющей увидеть суть, обрести новые знания и двигаться дальше.
Желаю всем успехов в работе и новых творческих горизонтов, верю в то, что все цели достижимы, если они Ваши!