Главная>Блог Александра Григорьева>
Недавно узнал, что есть такая техника живописи «мазковая». Интересно, а безмазковая техника существует? Если принять во внимание кисть как инструмент, то любая живопись мазковая по определению.
Согласен, что работы некоторых авторов выглядят мазисто, широко, как бы непрописанные, они предполагают, что это какой-то особый вид живописи, но…
Любая живописная работа начинается с раскрытия больших отношений, поиска верного тона и цвета.
Автор решает сам, где остановиться — довести работу до материального звона, чтобы всё выглядело натурально, либо на этапе правильно взятых отношений.
В профессиональной среде есть понятие законченности работы, когда завершённость должна быть на любом этапе, даже на стадии наброска.
Что подразумевает под собой законченность? Это найденная композиция, подчинённость второстепенного главному, взятые тоновые и цветовые отношения.
В тоже время, если стоит цель приблизиться к иллюзии реальности, следует продолжить работу в том же направлении, сближая цветовые отношения до предела.
Существует всем известная “голландская” школа живописи, поражающая натуральностью изображаемого. Вместе с тем, в истории живописи своё место прочно заняли импрессионизм, экспрессионизм и другие направления, каждое из которых ставит и решает свои задачи.
Кисть — настолько универсальный инструмент, что невозможно перечесть все технические приёмы, используемые ею. Всем известен приём сырой лессировки, когда жидкий прозрачный слой наносится равномерно, лессируя предыдущий.
Сухая лессировка — не менее интересный метод. Сухая кисть оставляет красочный след, из-под которого светятся нижние слои.
А ещё кистью можно гладить, втирать, использовать набрызг, можно терзать красочный слой её огрызком и даже царапать черенком, всё для того, чтобы придать максимум выразительности Вашей работе.
Сейчас так называемая «мазковая» живопись обрела популярность и применяется широко, в том числе начинающими художниками. Как правило, это попытки сымитировать широкий стиль письма. Автор не понимает, что главная ценность работы не в мазистости, а в верно взятом цвете, композиции и т.д.
В истории есть великолепные художники, виртуозно владеющие импрессионистическим подходом в живописи, на их примерах нужно учиться начинающим.
Живопись широкого письма напрямую зависит от личностных качеств автора. Темпераментные, эмоциональные люди выражают себя широко, не копаясь в деталях. Они так живут, следовательно, так пишут.
В то же время, глупо ждать от человека скрупулезного, для которого важна каждая мелочь, такого же размаха в живописных полотнах.
Здесь кроются непонимание одних другими и бесконечные споры о законченности работы.
Важно знать, что между этими различными стилями исполнения нет принципиальной разницы, так как они существуют по одним и тем же законам.
По произведению мы можем многое узнать об авторе, исходя из той техники, которую он использует, будет ли его творчество созвучно нам или же нет.
Можно писать и пальцем — художники часто используют этот приём. Любое средство хорошо для достижения цели, даже собственный палец. При этом не стоит называть такую живопись пальчиковой и выделять в определённое направление.
Возвращаясь к тем задачам, которые ставит перед собой художник, всё вышеперечисленное лишь приёмы, используемые для реализации замысла автора.
Начинающему художнику важно разобраться в себе, понять, что ближе ему лично и двигаться в выбранном направлении, понимая, что любой приём нужен для того, чтобы используя свои знания, достигать поставленной цели.
Лично мне близок взгляд М. Врубеля — одного из величайших русских художников конца 19 — начала 20 века на живопись. Наряду с художественной ценностью произведения, он выделяет и саму живопись, которая превращается на его полотнах в поверхность драгоценных камней.
Каждый квадратный сантиметр его картин имеет самостоятельную живописную ценность и мог бы существовать отдельно от целого.
Неважно ЧТО, важно КАК! В том, как Вы технически решаете творческую задачу, кроются бесконечные возможности Вашей индивидуальности.
Количество сюжетов не так велико, как кажется, в то же время способов их реализации бесконечное множество.
В многообразии живописных течений все имеют право на существование. Каковы же критерии оценки? Как минимум, поставленные и достигнутые автором творческие задачи.
Отсутствие таковых задач, попытки скопировать, случайность в выборе техники, материале, бессознательное творчество — всё это любительский подход.
Как правило, все с чего-то начинали, для кого-то «мазковая» техника живописи — начало большого пути, который ведёт к осознанности и результатам в творчестве.
Определённая растерянность, попытки воплотить всё и сразу свойственны начинающим, главное — за внешней составляющей увидеть суть, обрести новые знания и двигаться дальше.
Желаю всем успехов в работе и новых творческих горизонтов, верю в то, что все цели достижимы, если они Ваши!