“Материалы для изобразительного творчества” — тема, достойная отдельного повествования.

По нынешним временам выбор, кем стать — графиком или живописцем, во многом зависит от финансовых возможностей. Карандаш и лист бумаги может себе позволить каждый, а вот масляные, акриловые, темперные краски и всё, что к ним причитается, уже не так просто заполучить.

Чтобы собрать всё необходимое для живописи единовременно, нужна приличная сумма, которая может оказаться не по карману. Если есть желание работать красками, попробуйте акварель.

Акварель — отличная техника для начинающих. Именно с неё следует начинать по многим причинам: во-первых, это недорогой художественный материал, во-вторых, с её помощью можно обучиться основам изобразительной грамоты.

До того, как Вы приступите к постижению техники масляных красок, будет хорошо, если многие вопросы Вы для себя решите сперва в акварели, а именно — значимость композиции, понимание объёма, цвето-светопередачи и т.д.

Не исключено, что акварель останется любима Вами и впоследствии, возможно, она будет Вашим избранным материалом.

Многие думают, что если не получается работать в одной технике, то получится в другой, и, так не разобравшись, хватаются сразу за всё. А всё, как известно — ничего. В результате разочарование, кисти на полку, краски в шкаф и до лучших времён.

Хочу познакомить Вас с художником, великолепно владевшим различными художественными материалами и, более того, способным превратить любое, пригодное для рисования средство, в искусство.

Материалы для творчества

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885—1947) — художник мирового значения. Более пятисот его произведений находятся в собрании Третьяковской галереи и три тысячи в Ярославском музее.

Как многие его гениальные современники, он был вычеркнут из творческой жизни, заклеймён ярлыком “формалиста”, а впоследствии сослан в Сибирь на семь лет, пять из которых отбыл, и был освобождён по причине искалеченного здоровья. Ещё до вынесенного приговора он уже был признанным художником и непостижимым образом им оставался в условиях, тому никак не способствующих.

Не имея возможности полноценно работать, он, можно сказать, создал новый жанр в изобразительном искусстве. Не знаю, как его назвать, наверное, монументальная миниатюра. Он работал на маленьких клочках бумаги размером с фантик, со спичечный коробок так, как будто это холст больших размеров.

Материалы для творчества

Материалы для творчества

Материалы для творчества

Материалы для творчества

Материалы для творчества

Материалы для творчества

При отсутствии холста как, впрочем, и бумаги, он не имел красок и других полноценных художественных материалов. При этом его наследие исчисляется сотнями произведений, родившихся в условиях не то что неблагоприятных, но и вовсе невозможных для творчества.

Как он создавал искусство из ничего в нечеловеческих условиях — вот загадка для простого смертного.

Впрочем, кое-что нам известно, а именно — чем он работал. Это были в буквальном смысле подножные материалы, такие как обгорелая спичка, зубной порошок, мел, а-ля пастель, изготовленная из цветных карандашей и миниатюрные клочки бумаги, причём далеко не художественной.

Искусство М. К. Соколова наполнено романтическим видением мира. Иногда это романтика трагедии, как в цикле с птицами, а иногда сказка. В его миниатюрных произведениях много воздуха, света и творческой свободы.

Материалы для творчества

Материалы для творчества

Советую Вам присмотреться к личностям такого масштаба, уверен, сможете ответить на многие свои вопросы. В этой статье мне, прежде всего, хотелось обратить внимание начинающего художника на то, как следует относиться к материалам для творчества.

Даже если у Вас будет всё, что хотелось бы иметь с прилавка художественного магазина, это не приблизит Вас к цели, к созданию интересного рисунка, картины. Потому что не так важно, какой фирмы краска в купленных тюбиках, а то, как ею пользоваться.

Изобилие — скорее вред, чем польза. Обходиться минимумом — значит знать, что хочешь получить в результате. Зачем Вам десятки различных цветов, если можно обойтись всего шестью? У М. К. Соколова вообще не было красок и холстов пять лет, однако музеи гордятся его наследием, созданным из подножных материалов для творчества, в том числе  этого периода его жизни.

Что жизнеспособнее, как Вы думаете? “Картина маслом” или мысль, выраженная на клочке бумаги умелой рукой?

Сейчас куда ни глянь — “масло-масляные картины”. Такое чувство, что краску на них, как на бутерброд, намазывают — чем жирнее, тем вкуснее. Мастихины, как столовые ножи, есть в обиходе каждого а-ля живописца. Они их не по назначению используют — для срезания лишней краски, а наоборот, чтобы толще намазать, по принципу “кашу маслом не испортишь”.

Не спешите мечтать обо всём, что лежит на прилавках художественных магазинов. Вам столько не нужно, почти всегда можно обойтись минимумом. Вопрос, откуда этот минимум брать? Ответ: из поставленных вами задач, то есть Вы должны понимать, что хотите создать, какую мысль высказать.

Иногда после этих слов я наблюдаю выпученные глаза моих собеседников. “Какую мысль? — вопрошают они. — Это же рисование, мы просто рисуем и всё!” Отвечаю коротко: в жизни вообще всё непросто — и рисование, и живопись в том числе.

Если Вы не знаете, что рисуете, то не удивляйтесь, когда в итоге выходит “незнамо что”. Уметь ставить задачу самостоятельно, формулировать мысль языком изобразительного искусства — это полпути к желаемому результату.

Давайте подытожим. Начинающему художнику нужно не так много для начала — акварельные краски и бумага (причём она не обязательно должна быть дорогая, подойдет и обыкновенный ватман). Также Вы можете начинать с гуашевых красок или акриловых, а если дело дошло до масляных, то ограничьте свою палитру минимумом. Вам не нужно иметь больше 6-9 цветов, этого вполне достаточно.

Действуйте в правильной пропорции — минимум материалов для творчества — максимум интересных результатов.

В истории бесчисленное количество гениев, подсказывающих нам верный путь. Пример художника, приведённый мной в этой статье — не исключение. Он малыми средствами создал большое искусство.

Хочу добавить ещё пару строк о моём знакомстве с творчеством М. К. Соколова, потому как для меня это великий человек.

Ещё будучи студентом, я попал на выставку в Ярославском художественном музее, на которой были показаны его работы из запасников. Знаете, это необычное ощущение, когда ты ещё не дорос до понимания такого творчества, но уже чувствуешь, что это оно, то самое искусство, о котором так вдохновенно пишут в книгах.

Только недалекий человек будет искать в живописи и рисунках М. К. Соколова станковые сюжеты. Только те, кто воспринимает картины как дорожные знаки (“кирпич” — стой, “главная дорога” — можно ехать), будет фыркать, кряхтя своё избитое “нравится — не нравится”.

Наследие таких художников — это замкнутый мир, который приглашает каждого, кто способен слышать музыку. Её мелодии сотканы из сказочных образов, похожих на реальных людей и предметов, их окружающих.

Мы все, прежде всего, зрители. Так научитесь видеть галактики, сотворённые богочеловеками! В конце концов, задача любого творца — создать собственный мир, свободный от чужих идей и скопированных образов.

Расскажите в комментариях, хватает ли Вам материалов для творчества? Возможно, Ваш опыт уникален, а может Вы всё это знали раньше и уже достигли желаемого результата, поделитесь опытом. Сколько цветов на Вашей палитре, на чём Вы пишете — на холсте, картоне или иных материалах?