“Материалы для изобразительного творчества” — тема, достойная отдельного повествования.
По нынешним временам выбор, кем стать — графиком или живописцем, во многом зависит от финансовых возможностей. Карандаш и лист бумаги может себе позволить каждый, а вот масляные, акриловые, темперные краски и всё, что к ним причитается, уже не так просто заполучить.
Чтобы собрать всё необходимое для живописи единовременно, нужна приличная сумма, которая может оказаться не по карману. Если есть желание работать красками, попробуйте акварель.
Акварель — отличная техника для начинающих. Именно с неё следует начинать по многим причинам: во-первых, это недорогой художественный материал, во-вторых, с её помощью можно обучиться основам изобразительной грамоты.
До того, как Вы приступите к постижению техники масляных красок, будет хорошо, если многие вопросы Вы для себя решите сперва в акварели, а именно — значимость композиции, понимание объёма, цвето-светопередачи и т.д.
Не исключено, что акварель останется любима Вами и впоследствии, возможно, она будет Вашим избранным материалом.
Многие думают, что если не получается работать в одной технике, то получится в другой, и, так не разобравшись, хватаются сразу за всё. А всё, как известно — ничего. В результате разочарование, кисти на полку, краски в шкаф и до лучших времён.
Хочу познакомить Вас с художником, великолепно владевшим различными художественными материалами и, более того, способным превратить любое, пригодное для рисования средство, в искусство.
Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947) — художник мирового значения. Более пятисот его произведений находятся в собрании Третьяковской галереи и три тысячи в Ярославском музее.
Как многие его гениальные современники, он был вычеркнут из творческой жизни, заклеймён ярлыком “формалиста”, а впоследствии сослан в Сибирь на семь лет, пять из которых отбыл, и был освобождён по причине искалеченного здоровья. Ещё до вынесенного приговора он уже был признанным художником и непостижимым образом им оставался в условиях, тому никак не способствующих.
Не имея возможности полноценно работать, он, можно сказать, создал новый жанр в изобразительном искусстве. Не знаю, как его назвать, наверное, монументальная миниатюра. Он работал на маленьких клочках бумаги размером с фантик, со спичечный коробок так, как будто это холст больших размеров.
При отсутствии холста как, впрочем, и бумаги, он не имел красок и других полноценных художественных материалов. При этом его наследие исчисляется сотнями произведений, родившихся в условиях не то что неблагоприятных, но и вовсе невозможных для творчества.
Как он создавал искусство из ничего в нечеловеческих условиях — вот загадка для простого смертного.
Впрочем, кое-что нам известно, а именно — чем он работал. Это были в буквальном смысле подножные материалы, такие как обгорелая спичка, зубной порошок, мел, а-ля пастель, изготовленная из цветных карандашей и миниатюрные клочки бумаги, причём далеко не художественной.
Искусство М. К. Соколова наполнено романтическим видением мира. Иногда это романтика трагедии, как в цикле с птицами, а иногда сказка. В его миниатюрных произведениях много воздуха, света и творческой свободы.
Советую Вам присмотреться к личностям такого масштаба, уверен, сможете ответить на многие свои вопросы. В этой статье мне, прежде всего, хотелось обратить внимание начинающего художника на то, как следует относиться к материалам для творчества.
Даже если у Вас будет всё, что хотелось бы иметь с прилавка художественного магазина, это не приблизит Вас к цели, к созданию интересного рисунка, картины. Потому что не так важно, какой фирмы краска в купленных тюбиках, а то, как ею пользоваться.
Изобилие — скорее вред, чем польза. Обходиться минимумом — значит знать, что хочешь получить в результате. Зачем Вам десятки различных цветов, если можно обойтись всего шестью? У М. К. Соколова вообще не было красок и холстов пять лет, однако музеи гордятся его наследием, созданным из подножных материалов для творчества, в том числе этого периода его жизни.
Что жизнеспособнее, как Вы думаете? “Картина маслом” или мысль, выраженная на клочке бумаги умелой рукой?
Сейчас куда ни глянь — “масло-масляные картины”. Такое чувство, что краску на них, как на бутерброд, намазывают — чем жирнее, тем вкуснее. Мастихины, как столовые ножи, есть в обиходе каждого а-ля живописца. Они их не по назначению используют — для срезания лишней краски, а наоборот, чтобы толще намазать, по принципу “кашу маслом не испортишь”.
Не спешите мечтать обо всём, что лежит на прилавках художественных магазинов. Вам столько не нужно, почти всегда можно обойтись минимумом. Вопрос, откуда этот минимум брать? Ответ: из поставленных вами задач, то есть Вы должны понимать, что хотите создать, какую мысль высказать.
Иногда после этих слов я наблюдаю выпученные глаза моих собеседников. “Какую мысль? — вопрошают они. — Это же рисование, мы просто рисуем и всё!” Отвечаю коротко: в жизни вообще всё непросто — и рисование, и живопись в том числе.
Если Вы не знаете, что рисуете, то не удивляйтесь, когда в итоге выходит “незнамо что”. Уметь ставить задачу самостоятельно, формулировать мысль языком изобразительного искусства — это полпути к желаемому результату.
Давайте подытожим. Начинающему художнику нужно не так много для начала — акварельные краски и бумага (причём она не обязательно должна быть дорогая, подойдет и обыкновенный ватман). Также Вы можете начинать с гуашевых красок или акриловых, а если дело дошло до масляных, то ограничьте свою палитру минимумом. Вам не нужно иметь больше 6-9 цветов, этого вполне достаточно.
Действуйте в правильной пропорции — минимум материалов для творчества — максимум интересных результатов.
В истории бесчисленное количество гениев, подсказывающих нам верный путь. Пример художника, приведённый мной в этой статье — не исключение. Он малыми средствами создал большое искусство.
Хочу добавить ещё пару строк о моём знакомстве с творчеством М. К. Соколова, потому как для меня это великий человек.
Ещё будучи студентом, я попал на выставку в Ярославском художественном музее, на которой были показаны его работы из запасников. Знаете, это необычное ощущение, когда ты ещё не дорос до понимания такого творчества, но уже чувствуешь, что это оно, то самое искусство, о котором так вдохновенно пишут в книгах.
Только недалекий человек будет искать в живописи и рисунках М. К. Соколова станковые сюжеты. Только те, кто воспринимает картины как дорожные знаки (“кирпич” — стой, “главная дорога” — можно ехать), будет фыркать, кряхтя своё избитое “нравится — не нравится”.
Наследие таких художников — это замкнутый мир, который приглашает каждого, кто способен слышать музыку. Её мелодии сотканы из сказочных образов, похожих на реальных людей и предметов, их окружающих.
Мы все, прежде всего, зрители. Так научитесь видеть галактики, сотворённые богочеловеками! В конце концов, задача любого творца — создать собственный мир, свободный от чужих идей и скопированных образов.
Расскажите в комментариях, хватает ли Вам материалов для творчества? Возможно, Ваш опыт уникален, а может Вы всё это знали раньше и уже достигли желаемого результата, поделитесь опытом. Сколько цветов на Вашей палитре, на чём Вы пишете — на холсте, картоне или иных материалах?
Однажды мне на глаза попалась статья об этом удивительном художнике, о его трагической судьбе. О его картинах, созданных в очень жестких, ограниченных условиях. Я была поражена информацией об этом художнике, а еще больше его картинами. Я всегда знала, что настоящий художник рисует всегда и везде. Но чтобы так…
Я начинающий художник. Мне повезло стать ученицей Александра Григорьева-Саврасова. Он очень много открыл мне в познании творчества, как процесса.Я начала работать гуашью на акварельной бумаге. Потом попробовала акварель. Мне очень нравятся эти материалы. Сейчас я осваиваю масло. Пишу на грунтованной бумаге (по причине стесненных финансовых обстоятельств). В маем арсенале три цвета — красный, желтый и синий. Александр научил меня создавать всю цветовую палирту из этих трех красок. Я благодарю Судьбу и Александра за нашу встречу.
Скажите, пожалуйста, Вы используете три основных цвета, а их оттенки тоже применяются?
Да, Елена. Каждого цвета два оттенка — теплый и холодный. И конечно еще белила. Черный не использую.
Спасибо за статью Александр. Я уже в вашей группе на курсе «Арсенал знаний»
На данный момент мне не нравится скупая палитра. Все живописные техники испробовала. Акварель и масло остались на всегда. «Больше грязи, больше связи» — это не моё.
С постулатом «настоящий мастер из трех красок создаст полотно» никто и не спорит. Можно даже добавить, что настоящему хватит и простого уголька… А начинающего художника можно таким подходом и оттолкнуть, очень многие не решаются именно исходя из того, что угольком он точно ничего не создаст. Акварель тоже достаточно сложна… Странно, что вы не посоветовали гуашь… Для начинающих — гуашь самое то ))) И палитра небогатая, и материал недорогой, и не растекается, и грязи непредсказуемой не даст (как акварель) и быстро сохнет и т.д.
А на мой взгляд, начинающему — «даешь материалов хороших и разных!!!» Начинающему все надо попробовать! В этом и кайф!
Здравствуйте, Ольга! Ничего странного, Вы озвучили гуашь за меня, и я согласен, что это ещё один универсальный художественный материал для начинающего. Кстати, если совместно с акварелью применить гуашевые белила, то суть техники будет та же, что и в работе с гуашью. По поводу акварели следует добавить, что работать можно не только по-сырому, но и по-сухому, контролируя каждый мазок. Спасибо за комментарий.
про акварель.
еще лучше совмещать по-сырому и по-сухому. больше возможностей )
но акварель это не только для новичка. сколь много живописцев используют именно ее будучи мастерами.
Здравствуйте. У меня был знакомый молодой художник,которого, как мне кажется погубил, как художника, именно переизбыток художественных материалов. Он очень хорошо и быстро начал,роскошный такой молодой человек с вьющимися темными волосами до плеч, с совершенно неземными, миндалевидными ярко-синими глазами,весь такой одухотворенный, в общем настоящий художник.В то время, когда я его знала, у него уже были успешные первые выставки, он был членом молодежного художественного объединения, был знаком с более опытными художниками, которые покровительствовали молодым. Продажи работ дали первые достаточные деньги для покупки рулонов самого лучшего грунтованого холста, огромного количества масляных красок, кистей и пр. пр., что хочется иметь художнику, когда он мечтает о безбедной жизни.Вся его небольшая однокомнатная квартира была, как сундук, в каждом углу высокие стопки отличной акварельной бумаги, самой дорогой, соответственно кисти, мольберты для работы и не один и пр. Признаюсь, тогда меня это изобилее поразило, кому не хочется быть обладателем таких сокровищ, но вот теперь, спустя какое-то время, я думаю, что деньги он вложил не туда, обилее первокласного материала не гарантирует результат.Продажи на тех первых выставках были единственными.
Александр! Спасибо за пост и, особенно, за знакомство с творчеством М.К Соколова!!!
Статья мне понравилась, но автор не берет в расчет прочность живописи. Так с статье сказано, что писать акварелью нужно пробовать на любой бумаге, но любая, даже самая прочная акварель неизбежно пожелтеет, если эта бумага не хлопковая или льняная. Ограничивать себя нужно, но только тогда, когда это не вредит сохранности живописи,иначе это не честно по отношению к покупателю ваших работ.
Святослав, Вы рассуждает как профессионал, который совмещает любовь и заработок. И несомненно Вы правы, качество материала и сохранность работ очень важны. Но когда за кисти берётся начинающий творец о покупателях скорее всего не может быть и речи. А вот боязнь «испортить» у новичков велика. Дорогой и высококачественный материал испортить ещё страшнее, поэтому начинать лучше с простого, а уж достигнув уровня «продажных» работ можно и на качественные материалы переходить.
Здравствуйте, Святослав! В статье речь идёт о работах начинающих художников, которым незачем тратиться на дорогостоящую бумагу, потому что они учатся, и их произведения не имеют художественной ценности. Спасибо за комментарий!
Я благодарна Вам, Александр, за новые и новые открытия. Вот и на этот раз — Михаил Ксенофонтович Соколов… Захотелось воочию посмотреть его картины.
По материалам я, к сожалению, пока не определилась, практики маловато. Думаю, избыток художественных материалов начинающему художнику ни к чему. Да и рисовать можно на чем угодно и чем угодно. Главное — мысль!
Да уж! Бывают люди, великие, к чему ни прикоснется их рука, то — произведение ёмкое и значимое… Спасибо, Александр за знакомство с великим художником!
Совет для начинающих, думаю, хорош! Ведь надо сначала учиться выражать и отражать свой мир. Бывают всякие обстоятельства по материалам для творчества. В поездках и походах рисую гуашью или акрилом, на бумаге, картоне, которые беру с собой. Иногда не хватает припасов и в ход идет, что попадется под руку. Как-то рисовала на крышке от коробки с пиццей. А дома под масло иногда использую ДВП, дешевле и если нужен особый формат:)
Главное -МЫСЛЬ! Согласна полностью! На чем рисовать… по сути все равно, чем- можно и ручкой… Люблю обычный уголек и мел, недавно был период когда времени на цвет( особенно масло, которое тоже очень люблю) просто не было и… УРА ! СПАСАЛ УГОЛЕК! Мысль- РИСУНОК! Думаю так будет точнее для меня!) Рисовать, Рисовать, Рисовать!!!
Замечательные статьи Александра! Замечательно, что открывает новых художников своим ученикам. Только продолжения статей, лекций и УСПЕХОВ!
А мне очень понравилась статья. Смысл её ни в том чтобы было много или мало художественных материалов и приспособлений, А ТО ЧТО ЕСТЬ!!! Вот пример такой чисто житейский-многие чтоб приготовить обед прям все по списку покупают и ни дай Бо там чего то ни хватает они в панике как же готовить. А хорошая хозяйка может накормить и семью и гостей приготовив еду и при этом очень вкусно и аромат невероятно вкусный из того что есть. Спасибо Вам Александр!
Обязательно почитаю про М.К.Соколова и посмотрю его картины. Спасибо, Александр, за статью. Как жаль, что жизнь так беспощадная к таким великим людям
хотя, как знать, может избыток и изобилие также губительным для человека, как и невзгоды.
Потрясающая статья, спасибо за знакомство с таким замечательным художником!!! Начинала с акрила, использовала немного красок в чистом виде, между собой не смешивала, белый и черный не использовала вообще, благо акрил универсален, побольше воды и почти акварель, погуще и как гуашь, вообще без воды -как масло. Картины получались вот прям детские, настолько яркие и радостные, что у меня друзья их позабирали, мне осталось штуки 4. Потом началось масло и я в него влюбилась, приятен сам материал, тактильные ощущения, краски расходую очень экономно, почти полупрозрачно, по прежнему не люблю смешивать цвета, по моему дилетантскому мнению они уже и так красивые. Пастозная живопись маслом в некоторых случаях мне нравится и мне бы хотелось научиться подобной технике, а в некоторых случаях раздражает -чудовищный перерасход материала (это во мне экономист включается), эффект тоже как то так-больше похоже на текстурную шпаклевку.
Самую первую в жизни картину написала год назад. На фанерке от спинки стула. одной краской со строительными колерами. Акрил белила титановые и колеры. Никогда до этого не пыталась, кроме школьных уроков рисования в классе третьем. Конечно времени мало прошло, и сейчас масло и самодельные холсты, но…эта тяжеленная фанерка радует оттенками и экспрессией, которых повторить не могу. Так что начинающему все нужно, все пойдет в дело. Все надо щупать самому, конечно получая и необходимые знания.Статья очень понравилась. Когда выплескивается желание положить себя на холст,бумагу..фанерку наконец,годится все..и горелая спичка и масло и обычна ручка.
А я вот отношусь к тем самым начинающим художникам, которых вопрос о МЫСЛЕ или ИДЕЕ конкретной работы если и не ставит в тупик, то вызывает недопонимание, потому что слышу я это не в первый раз от многих художников, но когда дело доходит до конкретики и примеров, то эти МЫСЛИ звучат как-то невнятно. Приводят обычно в пример те работы (в основном, великих художников типа Врубеля) где эти мысли очень внятны, а если указываешь на другие работы (тоже известные, или ими же созданные натюрморты или пейзажи), то обычно слышишь что-то типа о красоте природы и обычных вещей. А разве это и не есть идея для практически всех работ — красота или трагичность мира,его хрупкость, ломкость или искажённость? Я так понимаю, что художник выбирает одну из таких идей, что ему ближе по духу, и вырабатывает СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЯЗЫК для передачи этой идеи, и тогда все его работы (пока он следует этой идее) подчинены ей. И материалы он выбирает, руководствуясь ей. Поэтому смотря на одну работу, сложно говорить о мысли в ней. А если уж говорить, то надо озвучить её, чтобы начинающие художники поняли, о чём речь. Какова мысль в последнем приведённом здесь пейзаже замечательного художника М. К. Соколова? А в первом? Они разные? Или это всё та же «красота-трагичность» мира? И не есть ли это творческий язык, то есть манера письма, а не идея? Вот эта путаница в терминологии и заставляет выпучивать глаза учеников, я думаю))). Кстати,Александр, мне очень нравится Ваш пейзаж (тогда ещё незаконченный), на фоне которого в прошлом году Вы вели занятия…какова идея той работы?
Здравствуйте, Ольга! Вы буквально понимаете определение «мысли» в произведении, я не это имел в виду. В это понятие я закладываю осмысленную работу над картиной, и неважно, будет то пейзаж, портрет или натюрморт. Я утверждаю, что действовать по наитию, надеяться на случайность — это дилетантский подход, который не приведёт к предсказуемым результатам. Какой конкретики Вы хотите? Здесь лучшим примером будете Вы сами, если поставите себе задачу, будете знать, как её достичь, и сможете повторить. В таком порядке Ваши действия будут осмысленны. Далее степень поставленных задач может быть разной — как философской, требующей сложного визуального ряда, так и лирической, где вполне будет уместен пейзаж. Повторюсь, искусство не спорт, в нём нет меры, которой можно измерить всё. Ключ к пониманию конкретного автора лежит в поставленных им самим для себя задачах. Добавлю, автору совсем необязательно вслух произносить свои задачи, но для себя он должен чётко их понимать. Кстати, невооружённым глазом видно, бездумно писалась работа или осознанно. Моя работа, о которой Вы упомянули, завершена, она есть на странице ВКонтакте, посмотрите, будут вопросы, пишите. Спасибо за комментарий.
Здравствуйте! Интересная статья о большом мастере. Что касается меня, то мне повезло с основной работой: часто в цехе есть свободное время, а под рукой много бумаги и картона, поэтому простые и цветные карандаши и пастель без дела не лежат. Иногда приношу на работу и этюдник, работаю маслом: небольшие натюрморты, вид за окном. Вообще маслу же и отдаю предпочтение. Чёрную краску не использую. Если не хватает тона, использую, смешивая, ультрамарин и марс коричневый, в результате получается почти чёрный. Люблю всякие самопроизвольные переходы оттенков, бывает, что-то выходит спонтанно. Всего в палитре 6-7 красок. Пробовал писать и в 2-3, тонально. Наилучшей гаммой в этом случае посчитал коричневые краски плюс белила. У смеси охры и марса коричневого бесконечное число оттенков. Белила использую в смеси, ограниченно и осторожно. Без белил работал, но лишь в качестве эксперимента. Часто работы выглядят тёмными, но это лишь потому, что они не «перебеленные». Бывает, делаешь очень плотным небо, это всё для контраста, выразительности. Творчество радует — это самое главное.
Рисовала всегда,но 6 лет назад случился курс по живописи и мы знакомились с разными материалами:гуашь,пастель,акварель.Потом был батик,роспись по стеклу и тд…Для масла аудитория не была приспособлена. Самой сложной и непредсказуемой оказалась акварель! И до сих пор этот материал для меня самый загадочный и интересный.Вы посмотрите работы современных художников акварелистов!Это невероятно!Поэтому считаю,что гризайль акварелью-да!Можно поучиться рисунку тоном.Но работать начинающему акварелью это просто муки! никогда не добьешся того,что хочешь, если не знаешь хотя бы элементарных приемов.Гуашь!!! Никто не придумал ничего лучше,ярче дешевле и быстрее!На мой взгляд масло не сложный материал,остальное,конечно же,от личности художника.Кстати!Николай Фешин свои гениальные портреты писал самыми бросовыми материалами,а посмотрите какие!В общем не совсем корректно говорить о художниках и начинающих любителях в одной строке. Художник тот,который не может не писать.А сколько надо начинающему? Жизнь?
Благодарю за статью. Очень тронула. Хочу отметить, что активное обсуждение после каждой Вашей статьи, Александр, имеет отдельную ценность- тоже много полезного можно извлечь)
Здравствуйте.
Искала ответы на некоторые интересующие меня вопросы в интернете и наткнулась на этот сайт. Была удивлена, что нашла тут то, что хотела услышать.
Я сейчас учусь в 11 классе, собираюсь поступать на графического дизайнера и, пожалуй, могу считать себя начинающим художником. Меня воодушевило то, что вы рассказываете о творчестве, как о чем-то, что требует не только практики, но и понимания каждого своего шага и огромных знаний. Сейчас, к сожалению, извратили понятие о художнике, особенно в социальных сетях. Почти каждый зарабатывает на своем «творчестве» и рисует исключительно то, что хотят увидеть люди. Мне бы хотелось попробовать стать тем, кто создает нечто важное. Признаться, не хватает усердия для этого, но я надеюсь, что я смогу вложить свои силы в саморазвитие.
И я чувствую себя сильнее, когда читаю ваши статьи.
Спасибо вам!
Здравствуйте, Надежда! Будет неверно, если мы станем судить о художниках вообще по соц.сетям. Они (соц. сети) лишь часть мира, в котором мы живём. Скорее всего, Вы ищете нечто большее в изобразительном искусстве, если говорите об этом. Уверяю, Вы не одни. Ценю Ваши амбиции и желание сделать больше, чем нужно для просто существования, поставьте цель и идите к ней. Банально, но это самый действенный способ оказаться там, где ты хочешь быть. Спасибо за комментарий, если Вы ещё не подписались на новости блога, сделайте это, уведомления о новых статьях будут приходить к Вам на почту.