Мне часто приходится слышать, что маслом писать проще всего, в этой технике живописи всё можно исправить, а значит, уровень сложности невелик. Рекомендации начинать писать именно с масляных красок нередко слышу, перелистывая интернет-страницы, посвящённые урокам рисования.
Чтобы стало понятно, стоит прежде отделить рисунок от живописи, так как это два разных вида изобразительного искусства. У рисунка главное выразительное средство — свет. Линия может быть жирная, насыщенная по светлотному тону, и наоборот, лёгкая, тающая, то же происходит и с пятном.
В графике может применяться цвет, но он будет условным (цветные карандаши). Художник-график решает задачи выразительности, используя светлотный тон. То есть что-то в рисунке будет тёмным, что-то светлым, за счёт этого рождается пространство на плоскости и визуальные образы в нём.
По аналогии с рисованием начинающему художнику кажется, что живопись решает те же задачи, только красками. Именно поэтому ученики раскрашивают свои работы, используя цветной пигмент, как если бы это был простой карандаш, то есть темнее и светлее.
Например, драпировка в натюрморте для начинающего художника имеет только характеристики светлотности — красная где-то светло-красная, а где-то тёмно-красная. Начинающий художник не слышал о теплохолодности, о том, что у живописи есть собственное средство выразительности, продолжая действовать, будто это цветные карандаши с той только разницей, что масляными красками можно бесконечно исправлять рисунок.
Когда мы говорим о цвете, то имеем в виду прежде всего живой цвет, то, ради чего импрессионисты совершили революцию, отказавшись от шаблонного представления о колорите в классической живописи. Вы можете добиться выразительности в живописи, используя только цветовой контраст, в этом её прелесть, а не в том, чтобы замазывать светлое светлым, а тёмное тёмным.
В теории изобразительного искусства тема колорита раскрыта многими великими художниками. Что интересно, в них нет единства мнений: кто-то утверждает, что светлотный тон важен прежде всего, кто-то думает иначе. И всё же стоит трезво взглянуть на день сегодняшний, где живописное полотно как слепок реальности давно не актуально, попытка создать иллюзию проиграна современной технике фото и видео фиксации.
Следовательно, цвет как самостоятельное средство выразительности — основа интереса к живописи сегодня. Пока что нет техники, способной писать картины как импрессионисты, думаю, что никогда не будет. Живопись ради живописи, цвет, ради цвета схваченный в натуре, доведённый до предела цветового контраста либо живущий в лёгком сфумато, в жемчужных гаммах — интереснейшая задача для живописца. Импрессионизм как фрагмент реальности, как взгляд в замочную скважину, в мир, залитый светом — разве не сверхзадача для тех, кто держит в руках кисти?
Странно, но факт: подавляющее большинство начинающих художников не видят никакой принципиальной разницы между рисованием и живописью. В этом виноваты те источники, из которых они черпают знания. Как результат — личные неудачи, потеря интереса к творчеству и многое другое.
Если вы устали от живописи и хочется всё бросить, скорее всего, вы никогда ею не занимались, потому что рисовать красками и карандашами не одно и то же.
Я убеждён, что нет техники живописи более лёгкой, нежели остальные — каждая ведёт к недосягаемым вершинам мастерства. Другое дело заблуждаться, использовать материалы не по назначению, например писать масляными красками прозрачно и думать, что это проще.
В каждой технике есть своя прелесть, следовательно, масляная краска никогда не будет так же выразительна, как акварель, и наоборот.
Пытаясь объяснить, в чём разница, я часто привожу такой пример: акварельная живопись — это образ оконного стекла, через которое вы смотрите на мир, если представить дождь за окном, то будет ещё точней. Масляная живопись — это поверхность драгоценного камня, совсем непрозрачной глухой стены, образы и пространство в которой складываются благодаря верно взятым цветовым отношениям.
В масляной живописи наиболее важно понимать, как цвет становится цветом, использовать цветовой контраст, теплохолодность и не злоупотреблять белилами. Все чудеса происходят на палитре, в ней волшебство и тайна, потому что краска в тюбике — ещё не цвет, а всего лишь его будущий компонент.
Без теории никак не обойтись. Сначала разберитесь, что такое колорит, цветовая гармония, цветовой спектр, а затем практика и ещё раз практика, легко не будет никогда, к этому стоит привыкнуть. Если обобщить, масляная живопись значительно сложнее и интересней, чем кажется новичку, а значит, нам всегда будет к чему стремиться.
Вот ещё, что важно: не все понимают, что живопись стоит смотреть вживую, без посредников, таких как репродукция и тем более экран монитора. Что Вы можете увидеть на экране, разве что композицию. Экран — это фонарик, транслирующий свет в ваш сенсор — глаза, а реальная картина — пигмент на холсте. Зритель, который никогда реально не наблюдал акварельный рисунок и масляную живопись, с трудом отличит технику на экране монитора. Если вы учитесь писать красками, обязательно ходите на выставки, пристально изучая каждую из заинтересовавших вас картин.
Настоятельно рекомендую прислушаться к моему совету посещать выставки. Вы же не диджитал-художник, чтобы составить впечатление о масляной живописи только с экрана монитора.
Например, у нас в Рыбинске сейчас проходит выставка В.В. Трамзина — одного из ярких представителей живописи Ярославского края. В сотый, а может в тысячный раз я поймал себя на мысли, что сколько бы раз я не рассматривал репродукции, только живой диалог с картиной ведёт к её подлинному пониманию. Прежде всего, техническая часть, кухня художника открывается при непосредственном общении с картиной.
Это какое-то особое погружение — дрейфовать в выставочном зале от картины к картине, буквально носом ощупывая все технические нюансы. Кстати, художников на выставке всегда можно вычислить именно по такому вот специфическому поведению. Туристы, как правило, безучастны, бегут, желая увидеть всё, изредка задерживаясь у полотен.
Научитесь смотреть исследуя, изучая. Для нас смысловая сторона не так важна, как техническая, просто задавайте себе вопросы: как здесь взяты отношения между небом и землёй, а здесь выявлен композиционный центр, сколько слоёв краски положено и т.д. Каждый мазок важен, каждый фрагмент должен быть изучен!
Напишите в комментариях, какими красками вы работаете, и почему именно они были избраны для решения творческих задач. Если будут интересные вопросы или предложения, я продолжу тему различий в разных художественных техниках.
Фото с выставки В.В Трамзина:
Александр, благодарю за интересную статью. Да, масло надо смотреть «живьём». Мне нравится масло именно за возможность пастозности и исправлений в том числе. Смотришь на работы мастеров, звонко и сочно у них выходит, действительно, как драгоценные камни. А в твоих руках выходит пока совсем не то, что хотелось бы иметь в итоге. Мне иногда кажется, что мастера владеют какими сокровенными знаниями о технике масляной живописи, мне недоступной, и дело здесь не только в отношениях. А работы В.В.Трамзина вообще «убивают наповал», даже смотря на них через монитор. Это что-то запредельное. В общем, живопись сложна, и масляная, в том числе. Но тем интереснее идти по этому пути.
Спасибо, Александр, за интересную статью. И отдельное спасибо за Трамзина. Даже фото этих работ оставляет впечатления, не забываемые и восхищающие. С некоторых пор взяла себе за правило хотя бы раз в месяц посещать выставки ( хотелось бы чаще). И правда, хочется рассматривать знакомые картины, не очень знакомые и совсем не известные мне. Получать огромное удовольствие от увиденного.
С уважением, Ирина.
Спасибо за статью! …Вспомнились мои первые шаги в масляной живописи. Когда решила попробовать масляные краски, никого не было рядом, чтобы направить и как-то что-то подсказать. Помню, как свой первый этюд-пробу с натуры именно нарисовала, как если бы рисовала карандашами. Получилось пространство, воздух, рисунок деревца — все чудесно выглядело в виде… зеленоватой гризайли ))). А знающий художник воскликнул — ну так не пишут маслом )))), чтобы холст был виден ), прозрачно.. А я тогда недоумевала: ну какая разница как, главное, что — что в результате.. А результат меня тот вполне удовлетоворял, мне все равно было, как «должна» выглядеть масляная живопись. …Далее самостоятельное наблюдение за природой и своим ее восприятием подсказали мне в зеленые кусты добавлять красный цвет, особенно в яркий день в тени я видела не черный глухой, а черный и одновременно яркий красный — это просто глаза так видят, обратила внимание. А несколько позже в фильме про Никола де Сталь с удивлением узнала, что он точно также видел и говорил об этом, писал контрастные тени красным. ..Так, прежде всего преследуя впечатление от натуры, ее восприятие, которое не передает фотоаппарат, я стала идти по пути импрессионистов, но не задумываясь о свойствах и предназначении масляных красок… Как Паганини изучал мастерство игры на скрипке, извлекая не звуки в итоге, а саму жизнь в музыкальных интонациях — так и я всегда стремилась воссоздать на холсте мир, живой, настоящий и ощущаемый. И мне совсем неважно было, как выглядит масляная живопись при этом, для меня это был просто инструмент. Живопись как драгоценный камень, переливами которого наслаждаешься — для меня было откровение, интерес к такой живописи появился совсем недавно, так что впереди только предстоит попробовать сделать что-то подобное… Спасибо за просвещение и вдохновение! А Трамзина посчастливилось посмотреть вживую — конечно, экран совсем иначе все показывает, нет «плоти» что ли, как это сказать лучше.. как будто хребет вынули…Хотя пока не видела живьем, то экран тоже завораживал… Выставка до 1 августа, кто может, сходите!! У каждой работы можно надолго «зависнуть»…
Очень приятно Вас читать. Спасибо за интересные мысли.Даже жаль, что закончился комментарий.
Спасибо за статью. Я выбрала маслянные краски потому что с детства у меня художник ассоциируется только с маслянными красками! И даже теперь, когда знаю что и другие техники могут быть не менее выразительны, интересны, удивительны по свойству, все равно осталось устойчивое мнение что художник не пишущий маслом- недохудожник… понимаю, что это может быть невежество но это мое об’яснение выбора маслянных красок. Мое откровение вам.
Прекрасная, очень интересная статья, с удовольствием прочитала. И конечно заставляет задуматься, помогает переосмыслить творческий процесс в живописи, менять в общем то свое мировоззрение в живописи. Большое вам спасибо, Александр.
Благодарю! Очень полезная статья. Даже получив от вас знания на курсе «Арсенал знаний», я на своих работах ошибки вижу только дня через 3. И рада, что смогла увидеть :).
Мне интересна живопись. Интересны разные художники, стили и направления! Сколько я посмотрела, а сколько еще не видела! Жаль, что из-за удаленности Магадана, могу редко ходить в музеи. Но при любой возможности — посещаю. После вашего курса — учусь смотреть и видеть! И понимаю, что правильно видеть- главное!
Благодарю Вас за просветительский труд!
Александр, здравствуйте! Как я с Вами согласна на счёт разницы восприятия картины с монитора и на выставке. Первый раз я увидела картины нашего художника Павла Еськова в интернете — понравились, но когда побывала на его выставке — восхитилась. Начала свои художественные «экзерсисы» с акварели поскольку она была в доме (старая, ленинградская), затем параллельно карандаш (основы рисунка), дальше пастель, уголь и пр. На сегодняшний день осваиваю масляную живопись, но акварель осталась в приоритете ( удобно выходить на этюды).
Все верно, я так и начала рисовать маслом, как акварелью, потому что маслом можно сто раз переделать, а в акварели этот номер не пройдет) Пока не пошла на курсы к Александру и не узнала, что на самом деле представляет собой масляная живопись. Как это интересно и сложно. Причем, если до начала курсов я была уверена в своих способностях, то теперь я в этом сильно сомневаюсь. Но не теряю надежды, как говорится, дорогу осилит идущий. Мне кажется мониторы только губят живопись, давая неверное о ней представление.
Александр! Спасибо за статью! Она вдохновила меня вновь взяться за рисование. Спасибо! Вы несёте свет истины в мир! Благодаря Вашим урокам я поняла, что занятие живописью- это не просто ремесло, это высокое , интеллектуальное искусство,которое озарено любовью сердца.
Александр! Благодарю за статью и фото картин с выставки, которые просто сияют своим талантом, совершенством и указывают нам путь, как светлая путеводная звезда.
Здравствуйте,Александр! Спасибо за интересную статью о живописи.Раньше импрессионистов не понимала.Ходила на выставки местных художников в Севастополе и выходила в недоумении.Как можно так бездарно писать?После Арсенала знаний начала разбираться в цвете как в новый мир попала!Стало интересно,а ваши статьи ведут в мир живописи очень глубоко и открывают новые горизонты! Благодарю вас за вашу деятельность, жду с нетерпением ваши статьи.
Мне посчастливилось «живьем» увидеть картины Трамзина и побывать на творческой встрече по поводу 100-летия со дня рождения художника. Если раньше я смотрела на картины в целом, насколько они выразительны, то теперь хочется разглядывать каждый кусочек полотна, чтобы понять, как же это сделано! Спасибо Александру за предоставленную возможность! Теперь пробую из основных красок делать и свою живопись интересной. Ведь если не подсказать и не показать как можно, то и будешь делать всегда одинаково тускло! Так со мной произошло, уже много лет занимаюсь, и конечно, многое усвоилось, но яркости красок как будто боялась.
Спасибо, Александр за статью. Как только я начала рисовать несколько лет назад, мне всегда говорили, возьми масло — им проще. А я не понимала, как маслом проще? Ведь в графике все понятно и просто — вот свет вот темнота — вот тональные переходы, а в масле все не так. И когда я познакомилась с Вами и прослушала несколько Ваших курсов я окончательно убедилась, что была права. Масло намного сложнее и глубже графики, хотя графику я очень люблю. Масло для меня пока еще вершина, которая мне очень медленно покоряется, я иду два шага вперед, один назад, а иногда и просто сползаю вниз и начинаю, как Сизиф катить свой камень к вершине. Но мне это интересно. А графика остается со мной, как первое мироощущение из детства — карандаши.
Спасибо, Александр! Как всегда, интересно, полезно, очень познавательно. Я, в данный момент, вынуждена писать акрилом, т.к. пишу в квартире (из-за жары в студии невозможно это желать, а дома не могу из-за запаха растворителя и маслянных красок, сами понимаете…). Хочу заметить, что не только масло, но и акрил лучше смотреть вживую, я вижу, что фото моих работ не передают и наполовину все отливы и оттенки, которые я стараюсь создать на картине. Очень рада, что обучалась у Вас на двух курсах, но еще очень многое надо изучить, пересмотреть, напомнить, поупражняться и т.д. Жду осени, чтобы съездить в Уффици во Флоренцию, я там была,но до курсов… Теперь мне надо все пересмотреть с точки зрения художника. Еще многократно благодарю Вас за переданные знания… До следующих (пока что, виртуальных) встреч!
Как много важных нюансов в масляной живописи! Эта тема витала в воздухе (как и многие другие витают над нами, пока вы нас носом не ткнете в них , за что особая благодарность вам, Александр!). Смотреть картины вживую — большая роскошь и наслаждение! Доходчиво, когда сначала пишешь маслом, неудовлетворенность работой движет на поиски техники и приходишь к теории в том числе, раскладываешь приобретенные знания по полочкам. Только иногда этот путь длинный.)))) Картины Трамзина привораживают. Вот, казалось бы, один художник написал простой пейзаж или натюрморт, и другой тоже, отразив по-своему сочетания цветов и оттенков, а какая пропасть бывает между ними! Мимо одной просто пройдешь, разок взлянув, а вторая не отпускает. Тема интересная, расскажите еще!
Александр, спасибо огромное за статью! И отдельное спасибо за те знания, которыми делитесь много лет с людьми. Все Ваши занятия проходят на одном дыхании, и также увлекательны статьи.
Каждый раз, как отдельный пласт знаний закачивается в мозг.
Для меня изначально пал выбор на масляные краски, я просто влюбилась в запах, цвет, консистенцию. Получаю удовольствие от одного вида на палитру, где выдавленные краски -это уже часть живописной симфонии.
И чем больше узнаю теории на Ваших уроках, тем глубже погружаюсь именно в этот материал. А Ваше сравнение: ,,Масляная живопись — это поверхность драгоценного камня,, — и вовсе не даёт покоя, хочется свои картины написать именно так, чтобы каждый сантиметр холста был частью драгоценной мозаики.
Благодарю за это увлекательное путешествие в мир живописи маслом. Конечно, по факту пока далеко не все получается, но когда видишь направление и свет, идти по пути гораздо легче. Все ещё будет !
С живописью Василия Трамзина впервые познакомили меня тоже Вы. Низкий поклон. Теперь это один из моих любимых художников. Этим летом в Рыбинске особое удовольствие было прикоснуться к живым работам Трамзина вместе с Вами и группой соратников.
Спасибо за статью. Очень познавательно, интересно и Живо!
Да, писать масляными красками для меня ОЧЕНЬ сложно. Я даже боюсь браться за очередную работу. Я -начинающий, и даже художником пока себя назвать не могу. И поэтому почувствовала на себе, насколько сложнее писать масляными красками, нежели карандашами. Но с каждым разом я открываю для себя в работе масляными красками «новое» и уже сейчас понимаю, что у этой техники бесконечные возможности для художественного выражения реальности. Хотелось бы посмотреть в вашем исполнении чисто графические черно-белые работы.
Александр, спасибо за интересную статью. Проходя Ваши курсы я открыла для себя безмерно завораживающий мир живописи. Как точно подмечено сравнение туристов и профессионалов на выставках. Я пока нахожусь где-то по середине, продвижение вперёд даётся нелегко. Но ведь дорогу осилит идущий. Будем работать…Спасибо за Трамзина, каждую работу можно рассматривать бесконечно, жаль, что нет возможности увидеть вживую.
Трамзин пишет жизнь, а это всегда завораживает. Чем дольше живёшь, тем больше хочется жить. Чем больше пишешь сам, тем больше хочется писать.
Здравствуйте! Я хочу обучаться на Вашем курсе.
Я ответил Вам на почту.
Здравствуйте, Александр! Спасибо, очень продуктивная статья. Очень ценно когда художники ведут рассказ раскрывая именно кухню мастера. Лично меня ещё очень интересует художник Николай Фешин. Я просто не понимаю как он это делает??? Хотелось бы послушать ваше мнение о его технических экспериментах, казеиновом грунте и письме без имприматуры.
Добрый день, Прочитала статью с большим интересом. После большого перерыва взяла кисти в руки и вспомнила технику письма акварелью. Но всегда хотела попробовать писать маслом. Освоить эту технику письма.
Очень полезная статья. Никогда не считала, что масляная живопись — это легко. Вы правы, некоторые художники приглашают обучаться писать маслом, мотивируя тем, что масло сохнет долго, всегда можно легко исправить, если что-то пошло не так. И никто не призывает думать, познать азы, только копирование. Копия может быть и интересна вначале, но потом хочется научиться писать своё. Думаю, у вас я найду ответы на свои вопросы.
Мне 75 лет.Технике рисования не обучалась. Никогда не рисовала до пенсии Но у меня неожиданно появилось желание рисовать и рисовать Пыталась, читала пособия по рисованию.Потом начала срисовывать натюрморты, пейзажи, ботаническую тематику с фото, разных рисунков. В.елико желание научиться рисовать с натуры. Очень надеюсь научиться этому на Ваших курсах