Мне часто приходится слышать, что маслом писать проще всего, в этой технике живописи всё можно исправить, а значит, уровень сложности невелик. Рекомендации начинать писать именно с масляных красок нередко слышу, перелистывая интернет-страницы, посвящённые урокам рисования.

Чтобы стало понятно, стоит прежде отделить рисунок от живописи, так как это два разных вида изобразительного искусства. У рисунка главное выразительное средство — свет. Линия может быть жирная, насыщенная по светлотному тону, и наоборот, лёгкая, тающая, то же происходит и с пятном. 

В графике может применяться цвет, но он будет условным (цветные карандаши). Художник-график решает задачи выразительности, используя светлотный тон. То есть что-то в рисунке будет тёмным, что-то светлым, за счёт этого рождается пространство на плоскости и визуальные образы в нём.

По аналогии с рисованием начинающему художнику кажется, что живопись решает те же задачи, только красками. Именно поэтому ученики раскрашивают свои работы, используя цветной пигмент, как если бы это был простой карандаш, то есть темнее и светлее. 

Например, драпировка в натюрморте для начинающего художника имеет только характеристики светлотности — красная где-то светло-красная, а где-то тёмно-красная. Начинающий художник не слышал о теплохолодности, о том, что у живописи есть собственное средство выразительности, продолжая действовать, будто это цветные карандаши с той только разницей, что масляными красками можно бесконечно исправлять рисунок.

Когда мы говорим о цвете, то имеем в виду прежде всего живой цвет, то, ради чего импрессионисты совершили революцию, отказавшись от шаблонного представления о колорите в классической живописи. Вы можете добиться выразительности в живописи, используя только цветовой контраст, в этом её прелесть, а не в том, чтобы замазывать светлое светлым, а тёмное тёмным.

В теории изобразительного искусства тема колорита раскрыта многими великими художниками. Что интересно, в них нет единства мнений: кто-то утверждает, что светлотный тон важен прежде всего, кто-то думает иначе. И всё же стоит трезво взглянуть на день сегодняшний, где живописное полотно как слепок реальности давно не актуально, попытка создать иллюзию проиграна современной технике фото и видео фиксации.

Следовательно, цвет как самостоятельное средство выразительности — основа интереса к живописи сегодня. Пока что нет техники, способной писать картины как импрессионисты, думаю, что никогда не будет. Живопись ради живописи, цвет, ради цвета схваченный в натуре, доведённый до предела цветового контраста либо живущий в лёгком сфумато, в жемчужных гаммах — интереснейшая задача для живописца. Импрессионизм как фрагмент реальности, как взгляд в замочную скважину, в мир, залитый светом — разве не сверхзадача для тех, кто держит в руках кисти?

Странно, но факт: подавляющее большинство начинающих художников не видят никакой принципиальной разницы между рисованием и живописью. В этом виноваты те источники, из которых они черпают знания. Как результат — личные неудачи, потеря интереса к творчеству и многое другое. 

Если вы устали от живописи и хочется всё бросить, скорее всего, вы никогда ею не занимались, потому что рисовать красками и карандашами не одно и то же.

Я убеждён, что нет техники живописи более лёгкой, нежели остальные — каждая ведёт к недосягаемым вершинам мастерства. Другое дело заблуждаться, использовать материалы не по назначению, например писать масляными красками прозрачно и думать, что это проще. 

В каждой технике есть своя прелесть, следовательно, масляная краска никогда не будет так же выразительна, как акварель, и наоборот.

Пытаясь объяснить, в чём разница, я часто привожу такой пример: акварельная живопись — это образ оконного стекла, через которое вы смотрите на мир, если представить дождь за окном, то будет ещё точней. Масляная живопись — это поверхность драгоценного камня, совсем непрозрачной глухой стены, образы и пространство в которой складываются благодаря верно взятым цветовым отношениям.

В масляной живописи наиболее важно понимать, как цвет становится цветом, использовать цветовой контраст, теплохолодность и не злоупотреблять белилами. Все чудеса происходят на палитре, в ней волшебство и тайна, потому что краска в тюбике — ещё не цвет, а всего лишь его будущий компонент.   

Без теории никак не обойтись. Сначала разберитесь, что такое колорит, цветовая гармония, цветовой спектр, а затем практика и ещё раз практика, легко не будет никогда, к этому стоит привыкнуть. Если обобщить, масляная живопись значительно сложнее и интересней, чем кажется новичку, а значит, нам всегда будет к чему стремиться. 

Вот ещё, что важно: не все понимают, что живопись стоит смотреть вживую, без посредников, таких как репродукция и тем более экран монитора. Что Вы можете увидеть на экране, разве что композицию. Экран — это фонарик, транслирующий свет в ваш сенсор — глаза, а реальная картина — пигмент на холсте. Зритель, который никогда реально не наблюдал акварельный рисунок и масляную живопись, с трудом отличит технику на экране монитора. Если вы учитесь писать красками, обязательно ходите на выставки, пристально изучая каждую из заинтересовавших вас картин.

Настоятельно рекомендую прислушаться к моему совету посещать выставки. Вы же не диджитал-художник, чтобы составить впечатление о масляной живописи только с экрана монитора.

Например, у нас в Рыбинске сейчас проходит выставка В.В. Трамзина — одного из ярких представителей живописи Ярославского края. В сотый, а может в тысячный раз я поймал себя на мысли, что сколько бы раз я не рассматривал репродукции, только живой диалог с картиной ведёт к её подлинному пониманию. Прежде всего, техническая часть, кухня художника открывается при непосредственном общении с картиной. 

Это какое-то особое погружение — дрейфовать в выставочном зале от картины к картине, буквально носом ощупывая все технические нюансы. Кстати, художников на выставке всегда можно вычислить именно по такому вот специфическому поведению. Туристы, как правило, безучастны, бегут, желая увидеть всё, изредка задерживаясь у полотен.

Научитесь смотреть исследуя, изучая. Для нас смысловая сторона не так важна, как техническая, просто задавайте себе вопросы: как здесь взяты отношения между небом и землёй, а здесь выявлен композиционный центр, сколько слоёв краски положено и т.д. Каждый мазок важен, каждый фрагмент должен быть изучен! 

Напишите в комментариях, какими красками вы работаете, и почему именно они были избраны для решения творческих задач. Если будут интересные вопросы или предложения, я продолжу тему различий в разных художественных техниках.

Фото с выставки В.В Трамзина:

Масляная живопись сложнее, чем кажется начинающим художникам.

Масляная живопись сложнее, чем кажется начинающим художникам.

Масляная живопись сложнее, чем кажется начинающим художникам.

Масляная живопись сложнее, чем кажется начинающим художникам.

Масляная живопись сложнее, чем кажется начинающим художникам.

Масляная живопись сложнее, чем кажется начинающим художникам.
Фрагмент

Масляная живопись сложнее, чем кажется начинающим художникам.
Фрагмент