Критика для художника — благодатная тема, здесь есть о чём порассуждать, подумать и, конечно, сделать правильный, а возможно и нет, вывод.
Скажите, а Вас критикуют или, может быть, Вы являетесь источником язвительной, гадкой критики, которая морщит лбы пугливым и неуверенным в себе начинающим творцам?
Это Ваши мнения приказали долго жить десятку — другому самовлюбленных гениев? Или же Вы и есть тот самый униженный талант, втоптанный в грязь и зализывающий раны, смердящие вонью проглоченных унижений?
Мой Вам совет — сбросьте кожу, как змей, пусть серая шкурка останется тлеть под камнем обид, а Вы переродись в яркую личность, которую будут опасаться издалека, оценив Ваш боевой раскрас.
Нет ничего хуже для художника, чем принимать критику близко к сердцу, ведь оно является центром творческих пульсаций. Именно сердце наделяет жизнью Вашу мысль, оно, как компас, всегда знает верный путь.
Не дайте критике затянуть жиром сердечную мышцу, она действует как медленный яд, и в конце концов сердце превратится в кусок бездушного сала.
Вы думаете, это невозможно, с Вами никогда такого не случится? Вы сохраните свою чувственность такой же нежной, как попка младенца, и после сотни атак критиканов, советчиков “как надо” и иных доброжелателей?
Самоуверенность — это не то, что Вам поможет, не делайте вид, что критика Вам безразлична. Конечно, это неправда, разве не Вы ночами пучите сухие глаза в мокрую подушку, представляя себе униженного, раздавленного врага — критикана.
Бессонные ночи и сонные дни — вот что Вас ждёт, если только приложите ухо к приоткрытой двери и станете слушать, внимать, впитывать весь этот критический бред, который, как назойливый комар, хочет во что бы то ни стало добраться до Вашего сознания.
Как известно, в каждой шутке есть доля шутки, комар никуда не делся. Он и сейчас там, под кроватью в Вашей спальне ждёт своего часа.
Представьте, Вы один на один с критиком. Кто это? Может быть, хороший знакомый или незнакомый, авторитетный или нет, в общем, кто-то там с бугра.
Он Вам советует, настаивает, громит Вас так, что уши в трубочку заворачиваются. Впрочем, это вряд ли, такое возможно только в случае личной неприязни. Например, Вы увели у него “коня” или проще — заказ перебили, он всю жизнь будет думать, какой Вы коварный, и делать гадости.
Собственно, такой критик не страшен, можно просто вернуть ему того же “коня”, например, пусть и немного обкатанного Вами.
Есть чудики пострашнее, их действительно следует опасаться, ведь Вы для них проекция себя, то есть, что бы Вы ни делали, они будут вставлять Вам палки в колёса, потому что сами хотят так жить, но не имеют ни смелости, ни силы воли преодолеть свои страхи. Они живут по принципу “ни себе ни людям”.
Всё, что было сказано ранее — ерунда по сравнению с самыми страшными зомбо-критиками, которые каким-то непостижимым образом пробрались в головы почти каждого из нас. Эти гады хуже всех, они то и дело чешут наши загривки костлявой культёй до самоедства, до ненависти к себе, до безверия и потери всякой надежды.
Эти дармоеды питаются нами, у них слюнки текут, как только свежая обида подоспела на сковороде переживаний. Да что там говорить, они сами как могут, провоцируют нас на нервные срывы, на желание надуться на весь мир, он же такой несправедливый, и главное, к нам больше всех.
Ещё говорят, снаряд в одну воронку не падает, не везёт в картах — повезёт в любви. Нет же, мы и есть та самая воронка, в которую всё летит и летит, как в помойное ведро, будто нет ни крышки, ни дна.
Есть надежда, что повезёт в любви, говорят, она умирает последней, но в нашем случае всё наоборот — она, сволочь, первая сдохла.
Узнаёте себя? Это же Вы выбрасываете надежду, как дохлую кошку, в окно рано поутру, когда подушка уже высохла, а вместе с ней и ручеёк надежды.
Друзья, неужели всё так серьёзно, так сложно, так тяжко, и нет света в конце туннеля? Я обращаюсь, в первую очередь, к тем, кто склонен соотносить критику в творчестве с собственным “я”.
Помните детство? Первые рисунки, бумажный, песочный и игрушечный мир? Вылепленный пластилиновый Дровосек не был частью Вас, Вы его с собой не ассоциировали.
Все бумажные Буратино, пластилиновые герои, тряпичные куклы и рисованные миры жили своей автономной жизнью, пусть даже и рожденные Вами.
Вопрос, почему сейчас всё сотворенное Вы наделяете собственным “я”? Отпустите всех созданных заложников. Ваше творчество самостоятельно и готово само за себя постоять.
Не воспринимайте критику как личное оскорбление, это неконструктивно. Как Вы сможете применить на практике полезный совет, если он Вас обидел, или что Вы услышите нужного в эмоциональном отзыве, адресованном лишь продукту, Вами созданному?
Это смешно — бросаться с кулаками на первого, кто не согласен с Вашей интерпретацией темы, обижаться на него и держать за пазухой камень. Некоторые из уязвленных носят с собой огромные булыжники, от которых у них вырастают не менее огромные горбы.
В критике важна только её конструктивная часть, более того, она бесценна. Такая критика помогает Вам развиваться, видеть свои слабые и сильные стороны.
Попробуйте покритиковать чье-либо творчество. Это отличное упражнение, в котором Вы, прежде всего, должны услышать себя. Прислушайтесь внимательнее, какой бред порой Вы несёте.
За Вашими советами может не быть ни одной здравой мысли, только словесный понос или, в лучшем случае, насморк. Именно так. Художник зачастую — носовой платок, в которого можно высморкаться. Что ж, пойте дальше, уверенные в своей правоте.
Понаблюдайте за собой. Предупреждаю, увиденное может Вас напугать. Это сопливое чудовище я? — спросите Вы. Ответ за Вами.
Критика художника — это хорошо или плохо? Ни то и ни другое, давайте будем конструктивными в своих советах, если чувствуем потребность их выражать. Будем объективными, принимая на свой счёт только ту критику, которая делает нас сильнее, профессиональнальнее и интереснее в творчестве.
Относитесь снисходительно к тем, кто заразился бациллами критиканства, любите их такими, какие они есть, но ни в коем случае не принимайте всерьёз. Пусть брешут, как пустолайки за высокими заборами, Вам с ними не по пути.
Такая вот эмоциональная получилась статья, вполне созвучная критиканской риторике. Но заметьте, я никого не критиковал, не обличал, пальцем не указывал, разве что посоветовал нам всем почаще оглядываться на самих себя.
Если у Вас есть свои мнения на тему критики, то выскажите их в комментариях, а также, кто не читал мою предыдущую статью, обязательно прочтите, вот ссылка: http://grigoryevalexandr.ru/staffazh-v-kartine.html
Браво, Александр! Я в восторге от Вашей риторики:… Ату их, гадов, всех, наши не сдаются, прорвемся!
Думаю, Ваша статья, Александр, полезна. Конечно, критика разная бывает. Доброжелательную критику от знающего профи полезно для дела получить.
Татьяна
Да уж, тема живая.. как-то одному полному бездарю мягко и тактично посоветовала взять уроки для начинающих. прежде, чем писать «шедевры»..Господи, утонула в его яде..бездонном море яда.. Теперь есть иммунитет..
Очень правильная статья, Александр. Действительно критика может уничтожить не уверенного в себе и, наоборот, придать силы, трезво взглянуть на себя со стороны, засучить рукава… «и снова в бой, покой нам только снится». Однако, и опять согласна с Вами, что это за ккитика. Конструктивная, доброжелательная, за такую всегла благодарна. Это большая, подчас, неосознанная, но вдохновляющая и своевременная, как витамин или таблетка от головной боли.
Спасибо за статью.
Это очень серьезный вопрос.Хорошо,когда подсказывают правильное направление,при этом весьма в вежливой форме,можно и нужно прислушаться.Есть же такие, кто унижает и оскорбляет публично, где читают близкие люди.Порой даже не утруждают себя поискать информацию,зато сразу пишут «умные»словечки.Состоявшиеся творческие люди легче все воспринимают,а начинающие …..Пропадает все желание.Часто у начинающих читаю комментарии:»Уберите эту гадость с моих глаз»,»Храните свои картинки в тряпочке на дальней полочке»,»Не писали и нечего начинать — руки…растут не от туда»….и т.д.Чтоб показать свои работы,нужно настроиться, морально подготовиться или анонимно.Лично я,видя все происходящее, вряд ли решусь показывать работы.Морально не готова.
Добрый всем день! А по-моему, критика — это очень полезно, разумеется, конструктивная. Я пока начинающий художник и по поводу таланта и прочего, я даже думать не хочу. Зачем? Мне нравится сам процесс и конечно хочется стать художником. А чтобы им стать, надо учиться. Я как-то участвовала в одном мастер-классе и ведущая предложила выставить свои работы тем, кто хочет критику. Я выставила мой самый первый портрет и очень благодарна за ту оценку моей работы, которую я получила от специалиста. Я долго над ним работала, получилось не плохо, но совсем не то, что я хотела, а как это исправить я не понимала. А вот когда художница сказала какие ошибки по её мнению есть на портрете, у меня сразу в голове прояснилось и появилось желание сделать ещё много других портретов, а также я поняла, в чём мне надо ещё разобраться, на что обратить внимание. Это же здорово. Одно дело — то, что художник хочет сказать своей работой, а другое дело — технические моменты.
Был ещё у меня случай, когда сын попросил убрать из гостиной одну мою работу, которая мне очень нравилась. Это абстракция с сосудами и силуэтами кошек. Когда я его спросила чем ему не нравится эта работа, он сказал, что для него — это олицетворение одиночества. Он видит пустые бутылки и кошек, как в доме какой-то старухи. Когда я по-новому посмотрела на эту работу, я почувствовала, что сын абсолютно прав, от этой работы при всём её хорошем исполнении, веет тоской. По-видимому, это было то моё внутреннее состояние, когда я писала эту работу, хотя я этого не осознавала. И я её убрала, несмотря на то, что она эффектна.
Когда я выставляю мои работы на страничку в facebook, мои знакомые говорят, что здорово, что я пишу всё лучше и лучше, типа так держать. Сначала мне это было приятно, а потом я почувствовала, что это во мне не вызывает никаких эмоций. Кому-то что-то понравилось, как симпатичная картинка, меня похвалили, ну и что? Я туда вкладываю мою душу и даже, если это вообще никому не понравится, это не важно. Для всех хорош не будешь, главное — это то, что замысел был осуществлён. А вот хорошая критика — это важно, это путь развития и совершенствования.
Здравствуйте, Маргарита. Вы очень точно подметили в своём сообщении по поводу того, что всем понравиться невозможно, да и не нужно к этому стремиться. В творчестве главное — самовыражение. Лет 18 назад, когда я начал заниматься живописью, я «глядел всем в рот», и переживал по поводу каждой оценки, часто эмоциональной. Теперь же стараюсь уловить лишь то, что нужно для совершенствования в технике и в выражении замысла. Эмоции — прочь! Вижу уже, что кто-то не очень разбирается в искусстве, а кто-то умышленно лицемерит. Читаю Бальзака. УзнаЮ людей. Что-то творю. Всем желаю радости творчества.
Всеволод, всегда интересно мнение опытного человека, как Вы (18 лет в живописи!). Спасибо,за доброе пожелание и за то, что поделились своим отношением к критике.
Ух ты, как закрутили Вы Александр! Прямо сюжет какой-то для фильма ужасов -))) Но действует отрезвляюще на новичков-«бояк». А я уже давно не боюсь критики, наоборот — благодарна ей, иначе, какой был бы рост? Так бы и застряла в своём «детский сад — штаны на лямках» -). Ну а всякую словесную шелуху от невежд, злых и завистливых, больных и просто недалёких людей просто не беру в голову…
Да, критика такая штука: берегись, коли слаб! У меня был случай, когда сама себя истребила. Думаю, не у меня одной такое случалось. А теперь сожалею (немножко), что ничего не осталось из раннего творчества.
Спасибо за мудрые слова, Александр!
Полезно всегда почитать такие статьи. Поддерживает!
У меня одной, остался неприятный осадок от новых, для Александра, оборотов речи?
Здравствуйте, Ирина! Моя статья о самом неприятном в жизни творческого человека — о критике. Было бы нелогично, если бы я рассуждал о ней как о чём-то жизнеутверждающем. Согласитесь, даже конструктивная критика — малоприятный процесс, за которым следует работа над ошибками и желание впоследствии её избежать. Тема неприятная, но попытки её не замечать — тупиковый путь, правильное отношение к критике облегчит жизнь художника.
Я не о теме статьи, да, все верно, скажу больше, обидеть может не только слово, а мимика, взгляд, жест. Я о тех словах, которые вы подобрали для этой статьи, на мой вгляд, это эпотаж
…вспомнилась стилистика шоу «Слабое звено» :))
Ирина!У меня никакого осадка нет!Александр показывает вектор развития начинающего ТВОРЦА!Нужно отделить зерно от плевел!Кто услышит-поймет куда двигаться и как идти, а не застревать в мокрой подушке!С уважением!
Критику (Максим Богданович):
Напрасно ловите вы в сетку мотылька,
Чтоб лучше крылья разглядеть:
Накроет и помнёт их сеть,
А яркий цвет сотрет неловкая рука.
Доброго дня (вечера, утра)! Написано отлично. И метко. Наш критик пишет через газеты. У него много корочек — разных союзов. Я называю его про себя «многочлен». Маститых он не трогает, а кусает только «недоучек», типа меня, даже за мелочи. Конструктивные вещи, конечно, мы улавливаем. Теперь мы ему уже перестали отвечать в печати, он всем надоел. Раньше,он,правда, притворялся другом,а теперь даже и не звонит. У него свой кружок приятелей-художников. Пусть живут и творят как хотят.
Интересный пост. Не у всех читателей блога Александра есть такой интересный опыт: критика в печати. Хотя товарища этого тоже понять можно: ему тоже кушать хочется, вот и покусывает, кто не очень ещё маститый -))
Александр, спасибо! Тема актуальна. Думаю, хотим мы или нет, все равно прислушиваемся, кто — что говорит. Особенно, на выставках. Я раньше сильно переживала, наверное, потому что была отличницей и привыкла получать «отличные оценки». И дошло до того, что перестала показывать работы. Хорошо, что рисовать не перестала:) Сейчас я становлюсь более уверенной в себе и отличаю «дельные» слова от «пустословья». Благодаря Александру у меня появились некоторые знания по изобразительному искусству, которые и дают мне уверенность в своем творчестве.
Шикарный дизайн сайта!
Здравствуйте, Лариса! Спасибо за Вашу оценку. Признаюсь, поиск простого, лаконичного дизайна дался мне нелегко, ещё не всё настроено, но самое сложное уже позади.
Александр, само слово «Критика» уже отрицательно воспринимается любым человеком.
Критиковать вообще не имеет смысла. Зачем портить настроение? Только наживать врагов, создавать неприязнь.
Все художники самолюбивые и упрямые, их не переделаешь, пусть они делают, что хотят, никакие законы и рамки им не нужны.
Вообще никого не переделаешь и убедить невозможно.Это точно!
Никакой критики не должно быть -только советы, в лучшем случае, а еще лучше- молчать.
Кому надо, тот сам получит навыки и все остальное, можно сказать, что каждому овощу свое время.
Здравствуйте, Нина! Вы неправильно понимаете критику, абсолютно точно с её помощью нельзя изменить кого-то извне в лучшую сторону. Зато можно самому измениться в лучшую сторону, услышав конструктивную критику. Безусловно, если любая критика для Вас «табу», шансов на перемены нет, нет возможности расти, вести работу над ошибками и т.д. В слове «критика» столько же отрицательного, сколько и положительного, если Вы понимаете, что конструктивная критика помогает Вам совершенствоваться. По поводу убеждения, уверен, Вы сможете убедить меня, например, если будете убедительны при этом, я тоже самолюбив, упрям и делаю что хочу. Подведём итог. Критика, то как мы к ней относимся, как всё в нашей жизни — следствие выбора, принятие или её отрицание — наш с вами выбор.
Я как бы согласна с Ириной про стилистику этой статьи. Первая часть уж очень закручена и драматизирована. Мне понравился ваш доходчивый стиль в предьидущих статьях, Всеволод и здесь вы несколько отступили от своего курса. Извините, пришлось покритиковать! :) но в целом я совершенно согласна с содержанием. Критика нужна и важна, ее нужно слышать, но принимать спокойно и главное, даже на самую язвительную не по делу критику отвечать доброжелательно и с хорошим юмором. Проверено на собственном опыте, работает обезоруживающе на сто процентов. Причем зачастую даже критика замысла художника полезна. Иногда одну картину пытаются напичкать огромным количеством аллегорий и значимых объектов, создавая тем самым смысловую перенагрузку. Меня саму остановили пару раз от добавления ненужных элементов, на которые у меня руки чесались добавить. В результате, по прошествии времени я вижу что остановится было правильным решением и я благодарна человеку подсказавшему мне это. Короче критика не нечто негативное как ее воспринимают многие, но и позитивное явление. Критика это в равной степени и указание на ошибки и отметка удачных мест, которые неопытный глаз может принять за ляпы.
Светлана, статью написал Александр. Всеволод был один из комментароров…)))
Ольга, что-то я сомневаюсь, что статью пишет Александр, судя по стилистике. Про критику и работу над ошибками давно все написано и подход индивидуальный.
Ничего актуального не вижу в статье и в комментариях.
Правильно тут написали — эпатаж!
Статьи- море воды.
Нина, в отличие от Вас, те, кто меня знают, не сомневаются. Картины, кстати, я тоже пишу сам, впрочем, Вам не запрещено фантазировать в любых направлениях. Любовь к тексту — моя вторая страсть, собственно, только слепой может этого не заметить, возможно, предыдущие статьи Вы не читали. Я автор блога и могу выбирать любую стилистику, соответствующую теме. Мне показалось, или Вы меня критикуете? Если да, то смелее, не робейте, что же Вы опираетесь на чужие комментарии? Наберитесь с силами и выдайте как есть, что там у Вас накипело. Только прошу Вас, будьте убедительны, иначе получится как обычно — «гора родила мышь».
Нина, скажу так: раз Вы читаете это «море воды», как Вы выразились, значит Вам это интересно. Нам тоже. И судя по тому, что оставили отклик,неважно какой — статья не осталась не замеченной, она затронула. Литературные эссе Александра, как и всё его творчество, никогда не оставляют равнодушными читателей, зрителей. А это — главное!
Да, поняла что опечаталась после того как отправила комментарий. Знаете, как бывает, имя на глаза попадется и его и называешь автоматом. Сейчас исправлю если это возможно.
Александр! Хорошо, я поняла, что Вы уже обиделись и злитесь. Совсем не собираюсь критиковать статьи, тем более убеждать.Зачем? У меня ничего не кипит.
Пишите, что хотите в любой стилистике! Никто не запрещает делать это и публиковать.
Я просто написала комментарий, свое мнение. Вы ответили-спасибо за внимание!
Нина, я просил Вас быть убедительной, а получилась как обычно.
Здравствуйте, Нина. Не робейте, напишите лучше и поле битвы будет за Вами!
Всё правильно. Критику надо уметь правильно принимать и воспринимать. Я наверное не умею. Очень хочу услышать мнение постороннего человека, увидевшего мою картину или прочитавшего мои стихи. Но когда я увидела, что во многих откликах вместо доброго и объективного совета читается язвительность и даже издёвка, я перестала помещать свои картины на своей страничке и печатать стихи в «Стихи.ру». Я поняла, что не готова к этому и очень близко к сердцу принимаю весь негатив. После одной «критики» у меня вообще опустились руки, и я почти полгода не брала кисть в руки. Понятно, что я не профессиональный художник, нигде не училась. Ошибок делаю много. Долго ломаю голову, как выразить свою задумку, чтобы всё получилось. Совет знающего человека не помешал бы. Но язвительная критика это совсем не то, что мне нужно.Поэтому я выбрала спокойное общение с холстом у мольберта. Тихое наслаждение и радость от написаного. Не шедевра, а может быть шедевра. Лично для меня каждая моя работа — шедевр, который греет душу.
Галина,здравствуйте! Срезонировал ваш отзыв. Мне думается, Александр и написал эту статью,чтобы и начинающие и уже состоявшиеся художники, фильтровали конструктивную критику от » троллей». И поэтому я Вам, и себе , в том числе, желаю НАУЧИТЬСЯ различать конструктивную критику (когда хотят помочь, и указывают на ошибки), и » брешущих собак»,( когда в жизни видят только плохое, а предложить что то дельное, свое — не умеют и не хотят).Представляете, какой пласт нужно освоить! Собаки лают- Караван идет!Творческой вам реализации!С уважением!
Александр! А как дело с классической критикой? Сейчас на выставках она есть? Говорят, что критиков очень мало, дорого стоит, критика всегда реклама, пиар.
Здравствуйте, Любовь! Вы имеете в виду критику как отрасль, как профессиональную деятельность? Если да, то мне нечем с Вами поделиться, так как не обладаю опытом общения с профессиональными критиками, более того, самому интересно, существует ли такая профессия сейчас и где она востребована.
Статья отличная. И надо отметить актуальна для творческих людей. Я работаю уже 22 года среди художников преподавателей. Творческие люди, как правило, очень обидчивы и сложно переносят даже самые не значительные неодобрения. Моё личное мнение совпадает с вашим. Без критики как позитивной, так и негативной всё же творчество быть не может. Творчество художника это всегда разная форма и она разнообразна так же, как и сами люди. Но критика помогает ориентироваться на запросы публики и развиваться. Очень интересно следить за мнением людей, я преподаю историю искусства и студенты часто выражают неодобрительные мнения в адрес творчества таких художников, как Сальвадор Дали или Пикассо. А когда я им рассказываю и показываю творческий путь, что художники были не плохими академистами, мнение меняется. Степень подготовленности зрителя к восприятию творчества художника очень влияет на мнение. Куда сложнее с профессионалами, которые хорошо разбираются в искусстве. Они способны анализировать творчество на различном уровне.
Все бы ничего, но биологические примеры…. это излишние. На мой взгляд. Как—то анатомично и болезненно.
После ваших уроков и статей никакая критика уже не страшна. Вы очень тонко чувствуете грань за которую не нужно переходить что бы не обидеть, не спугнуть, а наоборот дать нужное направление начинающему художнику. Спасибо вам огромное за понимание и терпение. Ведь на наших уроках вы готовы сто раз повторить одно и тоже пока мы вас не услышим. С ув. Людмила.
А вот мне критики не хватает! Я начинающий художник-самоучка (63 года), самый тяжелый случай! Рисую с детства, карандашами. Приходилось несколько лет работать художником-оформителем(карандаши-гуашь). А мечтала писать пейзажи… И вот в прошлом году взялась. Так сложилось, что выбрала пастель. Пошагово училась по мастер-классам, до этого не знала, что это такое вообще, какова техника рисования. Разобралась довольно быстро и после 4-5 уроков взялась рисовать сама, по фотографиям. Но вот Школы мне не хватает! Композиция, перспектива, свет-тень. Все постигаю самостоятельно, ищу в интернете статьи, слушаю обучающие уроки. Свои рисунки выставляю в группах художников в Фейсбуке. Жду конструктивную критику, а ее практически нет. По количеству «лайков» сужу: нравится-не нравится. А вот чтобы написать и сказать, что что-то не нравится — было всего два раза! И я с радостью исправляла то, что мне советовали, потому что в группе люди, которые сами рисуют и, возможно, давно и знают гораздо больше. Я исправляла и выкладывала рисунки до тех пор, пока мне говорили — о, теперь то, что нужно! И я очень благодарна тем, кто написал, что не так! Потому что без критики самой мне трудно понять, все ли я сделала правильно! Композицию мою никто не критиковал — проблема с перспективой… трудно учиться без учителя! Глаз «замыливается» и хотя теоретически я уже знаю, как нужно — практически могу недосмотреть. Потому, повторюсь, я так рада критике и замечаниям!
Недавно произошло следующее. Я организовал наконец выставку. И одна художница, некоторое время наставлявшая меня, позвала меня пройтись вместе с ней по этой моей выставке, чтобы рассказать, что думает о моих работах ещё один, более старший «мэтр».
Ну, как водится, сначала всё было «за здравие», мол, форматы увеличились, отношения цветов (особенно оттенки серого) великолепны, лессировочки нежные, пастель хороша…
А затем, как это неоднократно бывает, вкрадывается предательское «но»…
Во-первых, очень дорогие рамки. Я говорю: «Я не профи, и выставки делаю для людей, а не для худсовета».
Во-вторых, говорит, надо искать свой стиль. Я говорю: «Ну да, у Вас вон какой пастозный и необычный…» Она: «Что ты, я ещё не нашла своего!» (ей 62 года). Я думаю: «А может, и мне не надо искать, а то на этом творчество моё и закончится». Но вслух говорю, что мне неинтересно работать одинаково, в какой-то одной манере. Она говорит: «Надо искать быстрее». А сама не нашла, понимаешь.
И третье, что меня вовсе убило: «мэтр» видел мои витражи, то бишь работы в «витражном стиле» (я его сам выдумал), и заявил, что это-де «вообще не искусство». Я подумал, что это не искусство, а творчество, но ничего не сказал на это, а потом обдумал, и это во мне нашло отклик и сильно не понравилось, так что я даже стихотворные строки обо всём этом написал:
«Один художник-«аксакал»
Недавно как-то так сказал:
«Ну, это вовсе не искусство,
Уж лучше Вам сажать капусту!»
Пускай он сам сажает хрен,
А я презрел догматов плен!»
Ну, не совсем «презрел», конечно, это я больше для стихотворной образности написал, но критику я на этот раз прочувствовал!
Да уж, «художника каждый может обидеть»))) Сколько себя помню, всегда рисовала, очень любила и люблю)) Каково же было мое удивление, когда я нашла свою ведомость за первый класс: по всем предметам круглые «пятерки» и только по рисованию круглое «четыре». И это наша любимейшая и добрейшая Мария Степановна! Похоже я так плохо рисовала, что она натянула только на четверку! НО! Это на меня не действовало никак!!! Я даже не помню этого! Я постоянно рисовала! А став по-старше, лет в 9 пошла и самостоятельно записалась в худ.школу, куда меня приняли сразу во второй класс. Но вот в школе моя любовь закончилась((( Вернее не закончилась…. Мне сейчас 55 лет и я все время рисую — производственные плакаты, геологические профили Земли, бесконечные стенгазеты, последняя профессия — ландшафтный дизайнер (попыталась освоить комп.графику — гадость неживая), мне легче вычертить и нарисовать! Вот так и живу))) СПАСИБО, Александр!! Ваши уроки — прям бальзам на сердце!!! Правда!
Я тоже вначале боялся и волновался, когда выставлял в ин-нете свои первые работы.
Потом спросил себя, чего же я опасаюсь?
Известности у меня нет, ни кому ничего не обещал, да и, если похвалят, что мне с того, только самолюбие кормить.
Но потом нашел ответ, благо, что работы К.Г.Юнга уже почитал.
Конечно, боялся я своей «Тени», той самой, что «в глазах чужих стремленья и поступки черным отразит».
Осознание этого помогло мне быстро справиться со страхами и волнениями.
В данной статье Александра, как мне кажется именно это и подразумевается, но почему-то не говорится явно.
А зря, как мне кажется, потому что смелость взглянуть на темную половинку своего «я» — это один из признаков творческого человека.
Критиковать или только хвалить художника? Говорят — всё от Творца, от Бога. А Бог совершенен! И в каждый определенный момент произведение художника совершенно. А критика нужна в той степени, чтобы художник мог понять, какие знания, умения надо освоить, чтобы Со-Творить новое совершенное произведение.
Александр, спасибо за статью, за статьи, за огромную работу, вложенные силы и время. Критика в своём первом значении есть анализ. Чтобы что-то анализировать, нужно знать и понимать структуру и наполнение объекта критики. А когда «критика» руководствуется эмоцией, страстью или идеологией, собственными убеждениями критика, то тогда автор критикуемого произведения может относиться снисходительно и с сочувствием к критику, который либо самоутверждается, либо деньги зарабатывает, слегка продав душу. Критика профессионала и доброжелательного человека бесценна — она сродни учительству, ибо сподвигает автора работы к размышлениям и расширению умственных и чувственных горизонтов.
в точку, Анна!
Мне важен разбор того, что я делаю. Интересно услышать мнение профессионала и это действительно ценно:даже обладая какими-то вновь приобретенными знаниями, порой своих ошибок не видишь. Нет опыта уничтожающей критики. Сама тоже зачастую молчу, даже когда вижу грубые ошибки, чтобы не обидеть начинающего художника,а может потому, что меня и не просят оценить работу.
Все верно, …Фишка в другом и в-третьем (это не рассуждения, а опыт). Меня с детства не поддерживали, не гордились, а критиковали и требовали невозможного, а еще хуже — были безразличны к тому, чем я занимался. Отсюда — я выживал, как умел. Отсюда и перфекционизм. И формы угодничества, как поиск любви (принятия, поощрения, одобрения и т.д.). И пляски самооценки — то царь, то ниже плинтуса. И необходимост быть сильно-крутым и не показывать что я слаб и далее по списку)). И все эти причины и «косячные» мотивы и способы хоть как-то чуствовать себя «на плаву» среди людей вытащены, проработаны и проговорены, все это в прошлом, сейчас другая система убеждений-ценностей и принципов, ан как-бы не так! С теми «рецепторами», которые с детства искали боли(в т.ч. и критики) я, как оказалось, ничего сделать не могу, пришлось капитулировать и обращаться к Высшим Сферам. Потом я узнал про треугольник «агрессор-жертва-спасатель». — По этой же причине «позитивные» установки, пачками скачанные из инета «не работали». Типа с утра все прекрасно, на экране компа радужная надпись «улыбнись! тебя ждет прекрасный день», а по выходу из подъезда начинается трэш, который я героически разгребал в течении этого всего «прекрасного») дня. Критиков там хватало, по-делу или нет — не разбирал, все воспринимал как агрессию в свой адрес, и сам, ясное дело или уходил в себя, переживал обиду или агрессировал в ответ. Прошло много времени, появился новый жизненный опыт, открылась творческая жилка, а, бывает, что-то старое во мне таких людей притягивает, другое дело, что появилось понимание, что к чему и приличный иммунитет. Вот, как я, например, оберегаю себя — есть понимание, что любой человек говорит только о себе…в искусстве — не о картине, а о своем восприятии ее. Как Александр говорил выше, что творение уже живет своей жизнью, нет необходимости принимать близко к сердцу, я дополню, что то, что говорит другой человек ко мне (к картине, написанной мною) вообще никакого отношения не имеет…и вспоминаю, что ключики от калитки-то у меня, впускать его или нет. Потом я с изумлением узнал, что большая часть критиков — я назвал их «умниками» сами не умеют делать то, что говорят, иными словами нереализованы, и поэтому несчастны, и пытаются проецировать недовольство собой вовне. А тут такой повод — начинающий художник!)) С такими все просто — слышь ты, позвони Сезанну, и скажи, Сезанн — ты лох последний, так никто не пишет! И Путину потом, что разрешает его выставку в Пушкинском! Опыта совсем немного, но такие сразу куда-то деваются, обижаются, злобствуют. Но это, когда Силы Духа маловато, уставший там или еще задумался о чем… или забываю, с кем имею дело…в-целом, к ним сочувствие, потому, что было время, когда сам был таким. С другим так было (один из них прям в студии подлетал и советы давал) — не скажу, что не по делу, но задолбал — давай так, *.* -евич, когда у меня будет вопрос — я к тебе сам приду, хорошо? Этот понял с одного раза. А еще я научился очень внимательно слушать и воспринимать тех, кто умеет делать то, чему я хочу научиться. И желательно с Любовью). Вот например, (про живопись, другие жизненные сферы брать не буду, хотя там все то же самое) — мне в пейзажах нравятся мягкие переходы, мянящие, завлекающие…и то, что скажет мне импрессионист, пускай с опытом-именем-выставками-продажами-толпой подражателей или с сонмом учеников и еще невесть с чем, я в голове своей ставлю фильтр — да, его стиль такой, и от этого человека мне может пригодиться (может и нет) цвет-свет-сочетание-тепло-холод-эмоция…он умеет это хорошо делать…а вот если явится дух Ван Гойна и покроет 10-этажной бранью то, что я намазюкал про речку…ну тут я отойду,чтобы не наступать на его тень))) Такой опыт. Спасибо, что прочитали. А самый лучший критик для меня — тот, который спросит — а что ты хотел выразить и каким способом?..таких пока не встречал.
а! там еще в «косячных» мотивах — самолюбование (результат самоподбадривания) и зашкаливающий контроль, как надо и как правильно…а тут еще и критика в мой адрес!!!
Интересная статья, впрочем, как все, которые успела прочитать. Поднимаются темы, которые начинающий художник (а может и вполне успешный) крутит в своей голове. В силу того, что я начинающий — мне критика страшна. У меня волей-неволей портится настроение. Я готова принимать критику конструктивную от наставника, либо от людей, которые знают и видят больше меня в этой области. Учусь не реагировать на критику уровня : нравится — не нравится.
В разное время каждый художник ставит себе разные задачи. И, если решена поставленная задача, то критика не должна иметь значения. Но меня пока все же задевает.
Критика нужна! Не надо меня хвалить!Что мне удалось я и сам знаю..А как сделать лучше то,что не удалось? Как увидеть эту неудачу своими глазами? Вот тут-то как раз и нужен незамыленый взгляд… Конечно, лучше если критика незлобная,а конструктивная…Но умный человек и в недоброй критике найдет полезную информацию для себя…и учтет,и примет во внимание…А дурака учить-только время терять!