arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Краски для начинающих художников

Меня часто спрашивают, какие краски выбрать начинающему художнику, с чего следует пробовать тем, кто не имеет никакого опыта в живописи. В статье я отвечу на этот вопрос, но прежде отвлекусь на более важные детали предстоящего выбора красок.

Задам встречный вопрос — зачем вам краски? Скорее всего, вы взрослый, состоявшийся в профессии человек, у вас сложившаяся картина мира, вы уверены в себе, в завтрашнем дне, и всё идёт по плану.

Спрашиваю, потому что мой блог читают взрослые люди, детишки такие вопросы не задают — им папы с мамами краски по своему разумению покупают.

Конечно, я знаю ответ, важно, чтобы и вы знали. Если решили себя испытать, то не бросайте всё на полпути, столкнувшись с первыми трудностями. Да, трудностями, так и есть, творчество — совсем нелегкое дело, как может кому-то казаться.

Представьте, вы рисуете и у вас всё получается. Из небытия на альбомном листе появляется кораблик, цветок, бабочка или даже целая планета. Фантастика!

Затем вы решаете учиться, так как становится понятно, что на одном таланте далеко не уедешь. Часто учёба идёт нелегко, собственно, так и должно быть. Где вы видели освоение новых навыков в лёгкой, “танцевальной” форме? Разве что там, где врут, какой вы талантливый, умный, доходчивый — чуть ли не гений.

Белая полоса сменяется чёрной, вы понимаете, что так больше продолжаться не может. Творчество должно приносить радость, а не мучения, и вы бросаете это ребячество — свои неуместные увлечения, только вот ради чего?

Ради того, что вы кому-то там нужны больше, чем самому себе, ради бездонного омута бытовухи, ныряя в который по привычке, не теряете надежду всплыть. Да, надежда умирает последней в мираже несуществующих берегов. Да, уходя, вы не хлопаете дверью, думая, что ещё раз в неё войдёте... Но когда, в следующей жизни?

Вы хотите знать, какие краски купить, но сначала ответьте на вопрос — зачем они вам?

Ошибка начинающего художника в том, что он сосредоточен на результате, что важно — на мгновенном результате, то есть он как можно быстрей хочет проскочить процесс достижения этого результата. Казалось бы, что в этом плохого? Ничего плохого и ничего хорошего!

Когда вам важен только результат, вы его воспринимаете как чудо, вы не можете его контролировать, а значит, и процесс контролировать не в состоянии.

Творчество — это не волшебство. Это процесс мышления, то есть  деятельность нашего мозга. Скажите, вы способны мыслить, ставить себе задачи, решать их, находить ответы, действуя последовательно? Если да, вы талантливый человек, у вас просто нет шансов не достичь поставленных целей, которые впоследствии назовут волшебством или чудом, неважно.

Вы способны творить чудеса, у вас всё для этого есть, начните мыслить, “включите” мозги.

Представьте, вы творите, мыслите, один образ приходит за другим, каждому своё место, вы создатель, вы творец. Теперь, когда результат лишь цепочка последовательных шагов, необычайно интересным становится каждый из них. Неважно, рисуете вы куб, шар, моделируете форму глаза, носа или пишете запах сирени, это цепочка ваших мыслей, талантливых мыслей, если хотите.

Как, вы думаете, стоит писать запах сирени — с любовью, с воодушевлением, с восхищением...? Нет, пусть подобные категории выдумывают обыватели, так нам ничему не научиться.

Пишите сирень согласно законам изобразительного языка: композиция, свет, тень, цвет, думайте и ещё раз думайте.

Итак, теперь, когда вы знаете, что чудо вам подвластно, а талант — это умение мыслить, и нет никаких белых и чёрных полос, начнём с выбора красок.

Как правило, это либо акварель, либо масляные краски. И у тех, и у других свои минусы и плюсы, будет лучше, если вы попробуете все возможные варианты, и почему бы не выбрать нечто среднее, например гуашь.

Чтобы купить гуашевые краски, вам не нужно обладать технической информацией, не нужно копить деньги для приобретения стартового набора (покупка масляных красок может ощутимо сказаться на содержании вашего кошелька), также отпадает необходимость в растворителях, маслах, лаках, холстах.

Гуашевые краски продаются как наборами, так и поштучно. Начните со стандартного комплекта, ни к чему покупать сразу все возможные. Скорее всего, вы знаете людей, закупившихся десятками тюбиков красок, холстов, этюдниками, которые сейчас просто пылятся в кладовках. Согласитесь, художник не тот, у кого всё это есть, а тот, кто умеет этим пользоваться.

Минимум средств, максимум выразительности. Сосредоточьтесь на результате, пишите звонко, остро, гуашь имеет свойство высветляться после высыхания, но к этому можно быстро привыкнуть.

Да, к краскам нужно привыкнуть, и самый простой способ — это позволить себе писать. Не защищайтесь, не оправдывайтесь, не ищите причины, почему у вас не получится. Нападайте, идите на таран под крики “Ура!”, измазавшись красками с ног до головы, как дикие индейцы, позвольте себе быть. Быть художником! Вы же знаете, что нет ни одной объективной причины, почему у вас не получится, если вы мыслите.

Далее публикую отзыв на свои курсы, он как нельзя лучше иллюстрирует путь начинающего художника.

Добрый день, Александр! Вот собралась с мыслями и пишу вам о курсах свои мысли :)

Я проходила ваш курс «Арсенал знаний». Тогда после прохождения курса я не написала вам отзыв, так как сама для себя не могла сформулировать, и сразу после окончания курса мысли в каком-то хаосе находятся, куча новой информации, которую нужно переварить.

Но по прошествии времени становится видно, что скачок колоссальный. В курсе было много информации, которую я теоретически знала, но абстрактное знание и понимание как ее применять на практике — это совершенно разные вещи.

Некоторые знания, наоборот, были открытием для меня. И чтобы все это уложить в голове, нужно время.

Курс мне очень помог стать на следующую ступень в моем творчестве, после ступора и непонимания, что делать и куда двигаться дальше.

Именно поэтому, когда увидела ваш курс по пленэру, даже не задумывалась, покупать его или нет (жаль не сразу с финансами получилось:). Мне всегда хотелось писать с натуры окружающий мир, но сколько раз я не пыталась, никогда ничего не получалось, от слова вообще.

Несмотря на то, что я теоретически знала о планах (средний, дальний), о свете(светлее, темнее), о контрастности на переднем плане... Все равно ничего не получалось, в итоге было одно расстройство и руки опускались.

Сразу после завершения курса мысли еще не собрались в кучу, но я уже чувствовала в себе силы и какой-то драйв, с огромным удовольствием писала этюды с натуры. Основу вы заложили и путь, куда двигаться, я увидела!

И вот после 4-5 месяцев после окончания курса я наконец-то пришла к «этюдности», к которой так стремилась. Без ваших курсов я бы еще очень долго бродила в темноте! Спасибо Вам от чистого сердца!!!

Было очень познавательно и завораживающе смотреть, как вы пишете с натуры. И еще не могу не написать об уроках.

Посмотрела урок, по ходу выполнения ДЗ появляются вопросы. После разбора ДЗ по конкретному уроку перехожу к следующему, и что я вижу?!

Все ответы на свои вопросы в теме нового урока!!! Это изумляло меня на протяжении всего курса! Вы потрясающий педагог, и составили идеальную последовательность уроков! Каждый следующий урок раскрывает именно ту тему и вопросы, которые возникают в предыдущем. Просто колоссальная работа!

И в завершение хочется написать словами П.Коэльо «Вы – настоящий учитель. – А что такое «учитель»? Я тебе отвечу. Это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика вы­явить самое лучшее, что есть в нем, чтобы раскрыть то, что ему уже известно.» Спасибо Вам огромное!!!

Работы автора комментария:

Краски для начинающих художников

Краски для начинающих художников

У меня больше сотни подобных отзывов, и когда я читаю их, вспоминаю себя на заре своего увлечения живописью, кстати, мои первые попытки были именно в освоении гуаши. Напишите в комментариях, какими красками вы пользуетесь, и, конечно, посоветуйте тем, кто только начинает, какие вам кажутся наиболее подходящими.

Комментариев 23
  1. Дарья Урбанович

    Я гуашью, но купила акриловые вчера, чтобы попробовать. Почему-то масляными боюсь.

    Ответить
  2. Валентина Варшавская

    Александр, спасибо за такие Ваши послания к нам, ученикам. Меня, например, они всегда поддерживают и воодушевляют. И еще раз помогают утвердиться в том, что я на правильном пути. Про краски: я влюблена в акварель .Именно этот материал в живописи у меня вызывает восторг. И еще пастэль. Безусловно, как и любой другой он требует особого изучения. Знаниями этими я пока не обладаю. В последнем дз я задавала несколько вопросов, сопровождающих мои работы. В частности что касается использования дополнитьельных материалов- маскирующих жидкостей, гуаши и тд,если основной- акварель. А послойно- можно уйти в такую грязь! В общем, еще много вопросов, а соответственно работы. А вообще, я слышала такое мнение, что можно все, если это помогает достичь результата, т е даже то, чего нельзя. Поэтому на этапе обучения тоже нужно попробовать все материалы и даже где то поэксперементировать

    Ответить
  3. Игорь Окорочков

    Смело и сразу пишите масляными красками. Не тратьте время на акрил и акварель (это мой опыт). Нужна желтая, синяя и красная краски, белила и охра.Точнее пару желтых, пару синих и пару красных. Подробнее у Александра на его великолепных курсах.Результат в живописи у вас будет обязательно.

    Ответить
  4. Ирина Остапенко

    А я всем новичкам советую масляные краски — ими проще управлять и можно сразу наслаждаться всеми нюансами цвета в смесях.

    В детстве акварель была врагом моего желания рисовать )) Она растекалась, создавала грязь, высыхала и блекла, убивая на корню всю задумку. Гуашь была моим инструментом в обучении в школе и институте, и тоже не особо прельщала к занятиям живописью, высыхая и бледнея, сводила на нет самый «яркий» черный цвет. После всех институтов самостоятельно, без присмотру, приобрела масляные краски... И тут понеслось ))) ...Наконец появилось желание рисовать ))))) Масло завораживает филлигранностью нюансов оттенков, чарует контрастом, яркостью, можно просто впасть в транс, просто смешивая красочки, не вдаваясь в тонкости сюжета. А чтобы не запутаться в изобилии красок и не лишиться ощутимой денежной суммы, можно сначала приобести три основные краски — розовый краплак, желтую и голубую фц — самые близкие к триаде типографских красок, которыми напечатаны ...все книжки-журналы-постеры, в том числе ...репродукции картин и художественные альбомы (!) А чтобы получить светлые оттенки — еще докупить белила. Цинковые, так как они полупрозрачные и позволяют делать тончайшие нюансы оттенков.

    Для меня масло по сравнению с другими материалами — это как оркестровый музыкальный инструмент по сравнению с простонародным, он универсально качественно исполняет любое музыкальное произведение, так как имеет больший диапазон возможностей.

    Ответить
  5. Нина

    Добрый вечер! Училась на архитектурном факультете, ездили на обмерочную практику в Вильнюс. Кроме обмеров старого квартала нужно было выполнить ряд живописных работ. Для архитектора ближе графика, там-то и полюбила пастель. Сухую(не путать с масляной), но мягкую, производство г. Подольска. Она жива до сих пор, т.к запаслась).И по качеству для меня превосходит итальянскую. Потом была пастель Koh-i-Noor.soft (мягкая), есть еще экстра мягкая, но для меня слишком крохкая. Это надо пробовать. Тяготея к декоративным композициям «познакомилась» с витражными красками фирмы Pebeo, Франция. Потом какие только не пробовала:Германия, Италия, Питер-Decola (самая...посредственная).Витражными красками работала на больших стеклах, гладких, рифленных. Решила пробовать совмещать материалы и поверхности. Витражными работала на холсте, натянутом на картон, потом добавила акриловые краски. Очень устраивает фирма китайская VAN PURE в больших тюбиках. Очень плохо отношусь к акриловым краскам в наборах(маленькие тюбики по 15-20мл), баночки-тоже плохое качество(decola).Такой детский вариант для раскрашивания по квадратикам. Неплохие отношения у меня и с фирмой CHINJOO, хотя некоторые художники отрицательно относятся ко всему китайскому вообще.Чтобы пользоваться акриловыми красками, получать удовольствие и результат, нужно их знать и уметь работать очень быстро. Вот с таким набором я и пришла на курс по цвету к Александру. Взгляд на колористику был для меня новым и постепенно с акрила перешла на масло, этот материал позволял писать более размеренно и вдумчиво. Первая прописка, вторая...Иногда возвращаюсь к любимому акрилу, к стремительному темпу в работе, потом заканчиваю маслом. Сейчас на Украине появились новые краски «Академия» (Киев), в больших тубах, они самые демократичные по цене+хорошее качество.Про акварель... Обращалась к ней при подаче архитектурных проектов, в совершенстве знаю академическую отмывку, виды растяжек. Но работать профессионально, писать пейзажи и натюрморты, даже учебные-это вообще отдельная песня. Не говорю уже про прозрачные предметы, где законы света и тени действуют наоборот. Поэтому начинать с акварели не советую. Вот гуашь-на все 100% — то, что надо! Это как бы масло на воде)). Акрил совсем другое, там можно и нужно использовать замедлители высыхания, другие прибамбасы. Вот, думала, что откликнусь на призыв Александра и как-нибудь вкратце...Но, простите не получилось. Пусть простят меня соус и сангина, тушь и уголь, различные перья, рейсфедеры и рапидографы, которыми приходилось работать и о которых не рассказала.)

    Ответить
  6. Ирина Алексеенко

    Добрый вечер! Люблю рисовать с детства, вначале это были карандаши, потом отец показал акварель, и я до сих пор считаю, что ею писать могут только большие виртуозы, люди с большим опытом, т. к. ошибочные мазки исправить почти нельзя. Я всегда хочу положить краски погуще, как в масле, что губит работу. А вот писать маслом акварельно, это возможно. С маслом я познакомилась три года тому, и оно меня очень устраивает. Можно переписывать работу до желаемого результата, потом , невообразимое количество цветов и оттенков при смешивании, которое устроит любого художника, каким бы требовательным он не был к колориту. Свои работы пишу масляными красками «Мастер-класс», «Ладога», для начинающих можно взять «Сонет», они самые дешевые из масляных. В Украине есть в продаже масляные, акриловые и акварельные краски «Rosa», хорошего качества. Я ещё пробовала краски марки Ван Гог и Рембрандт, они мягче питерских, дольше не сохнут. Пробовала акрил, но им без замедлителей надо очень быстро работать, успевать смешивать и наносить на полотно. Написала несколько работ, и теперь пользуюсь ими только для первого подмалёвка, если надо загрунтовать холст в определенный оттенок, чтоб этот слой быстро высох. Масло- моя самая большая любовь.

    Ответить
  7. Тлеулес Абельдинова

    Для меня приоритетом являются маслянные краски. Почему?

    Я не виртуозный художник,знающий какой цвет нужно брать по интуиции. Наверное для этого нужно время: изучать, пробовать, но в любом случае, как говорит Александр: Творчество — это не волшебство, это мыслительный процесс.Поэтому я на этапе изучения,проб. А маслянные краски очень удобны тем, что не растекаются, ложатся мягко, создают нужный колорит быстрее.Мне нравится работать маслянными красками, со временем появляется взаимосвязь, надеюсь что научусь писать так сочно, вкусно, большими пятнами как Александр. Каждый раз, когда смотришь как работает мастер, появляется внутренний посыл, желание взять кисть, создать нужную палитру и писать мозаично. Всем начинающим художникам желаю удачи и наверное всетаки пробовать разные краски,так как каждый человек индивидуален.

    Ответить
  8. SVETLANA PROKOSHEVA

    Здравствуйте. Александр, интересная, образная статья. У меня выбор красок при выполнении какой-либо работы является вторичным, на первом месте- композиция, образ, который я хочу создать. Но предпочтения из материалов тоже есть- тушь, перо, тонкая кисть. Акварельной технике я не училась специально, но в маленьком размере эскизы предпочитаю делать акварелью, это удобно. Поскольку мне ее надо немного, я покупаю хорошую, нашу питерскую акварель. Раньше покупала « Ленинград», сейчас « Белые ночи». Учиться писать я начинала масляными красками. Ну, они мне и дались. Все ошибки, которые можно сделать при работе с ними, я сделала. Их преимущество — в возможности длительно работать. В качестве основы под «масло» я использую уголь и тушь, масляные краски органично с ними соединяются. Акрил, которым все сейчас все пользуются, мне тоже нравится. С масляными красками он тоже работает.

    Ответить
    • SVETLANA PROKOSHEVA

      Я ничего не написала про гуашь, упустила из виду, потому что она у меня тоже служит для выполнения эскизов в маленьких размерах. Использовать гуашь в качестве материала для живописи я не люблю, чтобы хорошо получалось, с нею надо работать, а я сразу переключилась на масло.

      Ответить
  9. Галина

    Здравствуйте!В школе была акварель и карандаши.В студенческие годы работали акварелью.Я модельер-конструктор.Потом в руки не брала ничего до 2010 года по семейным обстаятельствам.Теперь это смысл жизни.Всем советую не торопясь попробовать всё.Я осознанно масло оставила на десерт и не ошиблась.Пока кроме масла ничего другого не хочется,думаю это навсегда.

    Ответить
  10. Ольга Меркульева

    Отличная статья! Серьезные подняты вопросы. Мне было удобно проходить учебный процесс в гуаши. Очень нравится акварель — можно быстро создать эффектную работу. Но акварель я вижу только в небольших форматах. А если создавать серьезные масштабные работы (на века) то, конечно, масло! Я до сих пор к нему не приноровилась.Но масло позволяет воплотить в жизнь любую задумку. Я за масло!)

    Ответить
  11. Ольга Козлова

    Новичкам, по-моему, можно перепробовать несколько материалов, просто небольшими наборами. Прекрасна акварель, ее легкость, текучесть, набрызги (игры с водой вообще терапевтичны ;)). Из трех красок (красной, синей и желтой — сейчас все доступно поштучно) можно составить огромное количество цветов для любых сюжетов; белый цвет — бумага (подойдет для начала и простая отечественная акварельная — проверено), три кисточки (большая, средняя, маленькая) — и упакован!

    Открытием для меня была сухая пастель (я брала Mungyo Soft Pastel, 64 половинки в наборе); для пастели важна бумага (Фабриано и обычная наждачка в строительном — прекрасный старт; Палаццо для пастели действительно новичкам пока лучше не брать).

    Масляная пастель удивила (тоже, не мудрствуя, брала Mungyo поштучно; осталось желание к ней вернуться).

    Гуашь после всего, что я попробовала, не понравилась итоговой блеклостью, но в детстве очень нравилась.

    Сейчас под руководством Александра начну осваивать масло (долгое время мне казалось, что я не доросла до материала, которым рисовали Серов, Врубель, Чистяков, Крымов... столько мук пережито ими, столько метаний и борений, так серьезно они относились к маслу, что я не могла начать им просто мазюкать...). Александр открывает нам возможность так глубоко погрузиться в тему, что теперь могу :)

    Желаю всем радости и смелости в наших экспериментах ;))

    Ответить
  12. Людмила Алехина

    Здравствуйте все кто любит цвет и свет! Я начинала писать акварелью. Смотрела курсы Андрияки «Русская классическая школа акварели». Но это были курсы как везде, повторяй за мной. Потом пастель и мягкая и масленая. Разные техники, разные возможности.

    К маслу даже не прикасалась, хотя очень хотела и боялась этого. Знала знаний нет. Курс Александра « Все о цвете» изменил мою жизнь. Теперь предпочитаю писать маслом. Возможности выразить себя на курсах Александра колоссальные. Я не призываю всех писать маслом. Каждый найдет свой материал и поймет, что ему ближе и чем ему лучше выразить себя в живописи. Краски покупаю фирмы « Ладога» и « Сонет».

    Ответить
  13. Светлана Борисова

    Александр, большое спасибо за статью, как всегда «в точку», хотя правильнее наверное сказать в параллель и поддержку мыслительного процесса начинающего художника)

    Я как раз такой и есть, поэтому очень интересно было прочитать комментарии на вопрос Александра и узнать мнение тех, кто уже все попробовал... ну или почти все)) и хоть мурашки по коже при словах «пастель», «масло», «акварель» все же прислушалась к словам Александра в курсе «Арсенал знаний» и купила гуашь) Всем творческих успехов!))

    Ответить
  14. Елена Белокопытова

    У меня нет большого опыта и навыков, я из тех, кто хочет успеть запрыгнуть в последний вагон. Реально, как пишет Александр, следующий шанс будет уже в другой жизни, но я в неё не верю. Из того, что я успела пробовала, нравится пастель (сухая), уголь и акварель. Почему-то акварель всегда меня привлекала ( своей капризность что ли )). Очень хочется ее укротить. Пастель очень нравится, но не нравится то, что результат можно смахнуть легким движением руки ). К маслу была равнодушна, но на курсах стала задумываться: может попробовать? На курсах рисовала гуашью.

    Ответить
  15. Катерина

    Я начала рисовать именно гуашью,и могу сказать что эта краска хороша для тех кто только пробует себя в живописи,не дорого и годится для разного плана работ,только гуашь нужна хорошая чтобы смеси были чистыми,Мастер класс от невской палитры хороша.Но и хочу сказать что как только более менее перестаешь бояться писать цветом стоит купить масло,потому что лично по моим ощущениям масло проще и интереснее и у меня складывается ощущение что им легче достигать поставленных целей.Но убрать страх и набить руку гуашь отлично годится.

    Ответить
  16. Наталья Басина

    Приветствую всех увлечённых и творческих людей!

    Мое первое воспоминание о живописи -это четвёртый класс школы.К нам пришла преподавать на полставки художница, бывшая в декрете. Она первая произнесла слово композиция, форма и мы с ней делали интересные заливки акварелью.

    Так через много лет решившись «порисовать» я купила акварель и начинала ей. Нравятся лессировочные техники и смешанные.

    После, случайно натолкнувшись на блог Александра, записалась на его курсы и ещё какое то время писала акварелью. Но невозможность исправлять и доделывать работу, подтолкнуло меня к масленным краскам. С ними , конечно , в этом отношении лучше. Тут открылись новые возможности, новые горизонты и азарт. Хотя по акварели скучаю.

    Работаю шестью основными : жёлтый калий средний и жёлтый калий лимонный; кобальт синий спектральный и церулиум; кадмий красный светлый и кадмий красный тёмный.+ белила.

    Дополнительные:умбра ленинградская, охра ,араратская зелёная, кобальт фиолетовый темный,английская красная.

    Про фиолетовый хочу заметить отдельно, что смешать его конечно можно, но я его часто использую и мне так удобнее. И при смешивании он не получается такой сочный.

    Иногда скорее для отдыха и переключения, я использую витражные краски. Ими выполняю всякие декоративные вещи типа ёлочных шаров,росписи бутылок ,люстру начала расписывать.

    Наброски делаю цветными карандашами.

    Против акрила у меня какой то внутренний протест — ну не нравиться как он выглядит, хотя весь запад перешёл на акрил.

    Советую всем начинающим попробовать несколько материалов и выбирать по собственным ощущениям.

    Ответить
  17. Илида Ямалтдинова

    Как-то в детстве мне подарили красивую книгу под названием «Как стать художником». На глянцевых страницах этой книги было много красочных фотографий, где показывалась работа художника от грунтовки холста и до готовой картины. Я часто просматривала эту книгу, любовалась тюбиками масляных красок, многоцветной палитрой и всей этой атмосферой мастерской художника. Мне казалось это недосягаемым и поэтому у меня сложилось какое-то романтическое отношение к масляным краскам. Тогда мне было лет 12 и я понимала что в ближайшие годы не увижу их. И всегда говорила себе: когда-нибудь , когда-нибудь мы встретимся.

    Ответить
  18. Валентина Баяндина

    Начала с акварели в многослойной технике, как в школе, затем в технике «по мокрому». В изостудии для взрослых работала гуашью. Гуашью хорошо писать на картоне, можно сделать большие работы. С гуаши быстро перешла на масло, нравится очень, пластично, можно на кисть наносить несколько цветов, мазки сложные, многоцветные. Можно переписать заново, можно написать по старой испорченной картине. Запах растворителей переношу нормально, с мытьем кистей и рук как-то приспособилась. Сначала пользовалась большим набором красок, штук сто тюбиков было, т. к. к точности цвета у меня чувственность и страсть была, после курса Александра о цвете перешла на 8 цветов плюс белила (пользуюсь титановыми). Мои набор цветов: кармин (Ладога); кадмий красный светлый, кадмий желтый средний, кадмий лимонный, охра светлая, умбра ленинградская, ультрамарин светлый, церулеум (Мастер-класс). До сих пор балдею от возможности из этих оттенков смешать практически любой цвет. Это очень упрощает пленэр. Да и поняла, что и точность цвета не так важна, важно отношение. Работаю иногда пастелью и сухой и масляной. Пробовала акрил, но у меня не пошел,кисть вовремя не помыл — загубил кисть. А у кого-то азарт укротить этот материал.

    Ответить
  19. Наталья Морозова

    Я думаю, что нужно обязательно пробовать разные краски и графические материалы. И уже в ходе работы подобрать для себя наиболее подходящие средства самовыражения. Лично мне кажется, что масляные краски наиболее подходят как для новичков, так, наверное, и для профессионалов, как наиболее пластичный и податливый материал, дающий широкий спектр возможностей.

    Ответить
  20. Балакчи Наталья

    Спасибо, Александр, я тоже считаю, что прежде всего надо ответить самому себе на вопрос «для чего тебе краски». Мой первый опыт (в 50 лет) — это акварель. Обожаю ее до сих пор. Она требует точности и знаний. Сто раз подумать надо, что и куда нанести, не перепишешь заново. Чтобы получалась легкость, нужен большой опыт и терпение. С ней, как с женшиной надо обращаться. Чтобы понять, почувствовать, подружиться и полюбить — нужно время и бережное отношение. Вот это мне и интересно. Мне спешить некуда:))), всю жизнь сутилась торопясь. Еще я иногда пишу акрилом. У этих красок совершенно другой характер, мужской, я бы назвала. Прошла курсы «Арсенал знаний», «Все о цвете». Нигде больше такой глубокой информации в одном месте не встречала. Считаю, что мне безумно повезло, посчастливилось найти Учителя-Художника, Вас, Александр. Блуждала бы долго, а время терять жаль. Спасибо и творческих радостей всем читающим блог!

    Ответить
    • Илида Ямалтдинова

      Да, акварель как женщина, вроде бы кажется такой послушной и податливой, но всегда сделает что-то посвоему. А вот масло ,как мужчина, с кучей своих правил и требований, которые иногда бывает трудно преодолеть.

      Ответить
  21. Владимир Леньков

    Я влюбился в масло с первого раза,и продолжаю его любить,но есть у меня какое-то тайное влечение к акварели.Надеюсь,что моё знакомство с ней состоится!С другими видами красок,желания работать у меня нет.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.