Нужно ли художнику бороться за авторское право, как вообще быть, если твои работы копируют и — о ужас! — даже зарабатывают на этом? Недавно одна из читательниц блога попросила меня высказать мнение на тему авторского права, публикую её комментарий.

Добрый день, Александр! Я не нашла у Вас в темах ответ на свой внутренний вопрос. Возможно, он есть у многих, и Вы напишете потом статью об этом. Я начинающий художник. И развиваюсь в своем творчестве исходя из собственной фантазии, т.е. не копирую, не срисовываю, не ворую чужие идеи. Все сюжеты из моей головы. Они просты и очевидны для многих, когда уже всё готово. Но не всегда очевидное просто. Даже чтобы увидеть простую лаконичную идею, нужно поломать голову. А зато потом со стороны многим это видится как идеальная идея для копирования. И у меня есть непреодолимая ревность, что мои идеи могут забрать себе другие художники и даже заработать на этом!!! Ведь часто бывает такое. В интернете я часто вижу, как разные художники демонстрируют одинаковые картины и продают их как свои, без ссылок на автора. Я прочитала кучу информации о защите авторского права. Нашла некие сообщества, которые предлагают за некую годовую сумму за участие выдавать сертификаты на принадлежность идеи. Даже нашла информацию, что можно через нотариуса закрепить за собой право на идею/картину/сюжет. Собственно, вопрос — как обезопасить свои идеи, чтобы они оставались уникальными и доход от них могла в будущем получать только я? Это, конечно, идеальный сценарий, но хочется хотя бы исключить тупое воровство художниками с выдачей за собственные идеи. Честно, это очень мне мешает развиваться. Еще, признаюсь, выкладываю свои работы в соц.сетях. Может быть, именно в этом ошибка? Спасибо за внимание. Буду рада ответу.

Делая вывод из текста, скажу, что автор был бы не против копирования своих идей, если бы в каждом случае получал за это оплату. На обывательском уровне я полностью согласен — если кто-то использует созданный мной интеллектуальный продукт в личных целях, тем более в целях заработать, почему бы мне не получать процент как автору оригинала.

Думаю, что сначала стоит разобраться в мотивах тех, кто копирует, а затем в причинах беспокойства автора комментария.

Как Вы думаете, что побуждает человека взять в руки кисть? Предположу, что вариантов масса. А с чего он начнёт рисовать? Вероятней всего, с подражания. “Я так смогу, у меня получится?” — такие вопросы заботят экспериментатора, который постепенно становится художником-любителем, начинающим.

Подражая, мы получаем первый опыт, то есть нам нужен пример, оригинал, образ, картинка, уже существующая. На этапе срисовывания человек даже не задумывается, что картина больше, чем техническая часть её исполнения, картина — это ещё и идея, композиционное мышление автора, мучительные поиски верных деталей и гармоничного целого. Любителям кажется, что художники настолько талантливы, что идеи сами залетают им в голову и сами просятся на холст в готовом виде.

К сожалению или к счастью, это не так, и чтобы создать произведение, автору приходится приложить немало усилий, начиная с формулировки идеи, компоновки, набросков, черновых поисков.

Именно эту часть работы, по сути самую сложную, игнорируют копировальщики, думая, что срисовывая похоже, они достигают мастерства автора.

Опять же, к сожалению или к счастью, это не так. Чтобы приблизиться к оригиналу, следует создать нечто подобное, но своё, для чего нужно обладать знаниями, которые и являются ключом к свободе творчества, мастерства и самодостаточности автора.

Пока Вы ничего не умеете, у Вас два пути: долго и кропотливо учиться сначала азам, затем всем премудростям и тайнам мастеров или попросту украсть чужую голову и с её помощью заделаться в художники.

Второй путь проще и быстрей — раз, два — и Вы красавчик, весь в белом, но с двумя, а то и тремя головами, как Змей Горыныч. Впрочем, кого волнует, какая из трёх — Ваша, если большинство того же рода и племени. Воруй как художник — это правило усвоили многие.

Копируешь - плати автору оригинала! Как изменить своё отношение к воровству идей и стать выше всего этого?

С другой стороны, куда деваться, если сам не умеешь, а приобщиться к творчеству хочется? Все мы начинали с подражания, это нормально, никто не запретит, но главный вопрос — надо ли это делать?

Сразу скажу, что ничего запрещать не надо и взимать налог за копирование чужих картин не надо. Более того, если Ваше произведение пользуется спросом у жаждущих искусства масс, стоит насторожиться, потому как либо оригинал гениален, отчего приводит всех в восторг и вызывает желание повторить, либо пошловато прост и манит доступностью технического исполнения.

Хочу посоветовать автору заданного мне вопроса и всем, кого волнует данная тема, всерьёз задуматься не над тем, как защитить своё авторское право, а над тем, как создавать произведения, которые непросто копировать, и все попытки будут жалким подобием, далёким от оригинала.

Высота Вашего полёта как мастера гарантирует Вам уверенность в себе и абсолютное спокойствие за авторство собственных идей, в то же время, жадность поделиться мизерными творческими находками не даст Вам стать выше всего этого.

Мне вообще сложно представить, как это — бояться, что Вашу идею украдут. Если она уже воплощена в жизнь и есть картина за Вашей подписью, то сколько её не воруй — это копия, интерпретация, подражание, то есть нечто вторичное. Вы автор оригинала, в Вашей работе узнаваемая стилистика, техника исполнения и т.д. Где здесь повод для волнения? Пусть копируют, Ваше произведение живёт своей жизнью.

Если Вы думаете, что все лавры достанутся копиистам, то сильно заблуждаетесь. Умный и ищущий зритель сам сможет разобраться, где копия, где оригинал, а те, кто не могут — зачем они Вам? Ищите своего зрителя, пусть он будет Вас достоин, всем угодить невозможно.

В профессиональной среде художников есть такой постулат: “Не важно Что, а важно Как!” То есть важно, как Вы справились с технической частью, есть ли гармония, ясен ли замысел, а “что” уже вторично.

Простыми словами, пусть копиисты ломают головы над Вашим простеньким “что”, тогда как Вы будете недостижимы в “Как”. Уделяйте больше внимания “Какам”, нежели плодите иллюзии и умничайте в абстрактных фантазиях.

До сих пор я ни слова не сказал о законодательстве, посвященном авторскому праву, и не скажу, потому как в нашем случае считаю это абсолютно ненужным. Любой шум вокруг художника только умножает его известность, будьте выше этого, думайте о деле, о том, как добиться желаемых результатов в творческой деятельности и, конечно, не прячьте под одеяло свои произведения. Всем нам нужен зритель, никто не исключение, нет художника, работающего для себя.

Только представьте, как Вы судитесь, отстаивая свои права на созданную Вами картинку, а точнее на идею этой картинки. Оно Вам надо?

Хочу пожелать автору вопроса неиссякаемых идей, которые сделают её счастливым художником, занимающимся исключительно творчеством, а не судебными тяжбами и прочей ерундой, хотя это тоже способ прославиться, правда, далёкий от заветного художественного “Как”.

Что Вы думаете по этому поводу, напишите в комментариях. Возможно, у Вас есть интересные мысли, как автору вопроса справиться со своим беспокойством относительно авторского права.