Недавно мне был задан глобальный вопрос сродни великим темам (в чём смысл бытия, есть ли жизнь на обратной стороне Луны, как продать картину, стать известным, успешным и т.д.).
Публикую вопрос:
“Зачем миру столько художников? Куда девать готовые работы непрофессионалов? Спроса нет. Продать невозможно за адекватную цену. Выбросить жалко”.
Согласен, это проблема. Кому нужны “дармоеды-художники”, их бесконечные картины, раздутые самомнения, их удачи и поражения?
Знаете, иногда всё проще, чем кажется. Проблема страшна только в фас, а в профиль, как правило, видны слабые места, болевые точки на её костлявом теле. Давайте посмотрим под другим углом, зайдём с тыла и дадим ей хорошего пинка, пусть приседает, пусть пляшет — мы её не боимся!
Согласитесь, из великого множества человеческих увлечений, искусств, профессий изобразительное творчество не имеет никаких привилегий, оно ничем не лучше музыки, танца, литературы.
Если рассматривать живопись с точки зрения затрат на материалы, то, например, танец сильно выигрывает по экономии. Более того, он сам является конечным продуктом. Однако прежде чем начинающий художник станет профессионалом, он пройдёт долгий путь. Собственно, путь к мастерству — это то, что объединяет художников, музыкантов, танцоров.
Мне хочется сказать строками из песни Виктора Цоя: “Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать”.
Простыми словами, если Вы хотите гарантий, что все Ваши труды не напрасны, и в итоге результат оправдает все затраты времени и денег, то сильно ошибаетесь. А если быть точным, сомнения сожрут Вас изнутри до того, как наступит счастливое завтра.
Живите сейчас, творите сейчас, “горите” сейчас, получайте максимум от процесса, путь знаний, творческих поисков, ошибок и удач — это и есть счастливое сегодня!
И это только первый раунд, в котором проблема получила хорошего пинка. Звучит гонг, и мы продолжаем.
Скажите, если бы уже сегодня Ваше творчество оценили на десять баллов из десяти, уже сегодня понесли бы на руках как героя, Вас бы это устроило, Вы бы чувствовали себя полноценно — вот так запросто — раз и “в дамки”?
Уверен, уже сегодня при подобном стечении обстоятельств Вы убежали бы от этой ответственности, потому что не заслуживаете её. А иначе и быть не могло — Вы по-прежнему неуверенный, сомневающийся, а от Вас ждут обратного.
Только тот, кто прошёл путь, споткнулся обо все камешки, знает цену себе теперешнему. Цените все кочки, о которые запнулись — они Ваши указательные знаки на пути к цели.
Согласитесь, это так несозвучно современному миру, пропагандирующему всё и сразу.
Вывод: “волков бояться — в лес не ходить” — второй раунд также в нашу пользу, теперь мы и в фас врага не боимся.
Однако стоило расслабиться, как “плюха” не заставила себя ждать. Кто не понял — расшифровываю: реальность дала сдачи, мы в нокдауне, рефери ведёт счёт. Что случилось? А случилось то, что бывает с каждым. Надо кормить детей, платить за квартиру, за мастерскую, и вообще, жить на что-то.
Раз, два, три, четыре, пять, шесть… На счёт семь мы поднимаемся, в голове гудит, хочется всё бросить, убежать, заплакать. Но нет, мы так просто не сдаёмся, пусть бегут трусы, мы неуверенно, но стоим.
Противник хитрый, он боксирует не по правилам, его цель — уложить нас на лопатки. Это бои без правил, без возможности передохнуть или начать сначала. Время тикает для каждого из нас, ни у кого нет привилегий и бонусной минуты.
Так или иначе, мы решаем финансовые проблемы, не упускаем ни одной возможности заработать. Главное, мы не ноем, лёжа на диване, что жизнь несправедлива и всё против нас. Мы знаем, что всему своё время и картину мы обязательно продадим, и даже не одну.
Четвёртый раунд — пока ничья, но мы не сомневаемся в победе, помним, что самое страшное — это то, что не произойдёт никогда. Например, Вы так никогда и не возьмёте в руки кисти и краски, никогда не решитесь выставить своё произведение, никогда не увидите себя таким, какой Вы есть на самом деле. Все остальные трудности — ерунда по сравнению с мечтой, которую Вы рискуете проглотить, как бешеную муху.
Если чего и стоит бояться, то только того, что мы так и не дотянем до пятого раунда, вымотавшись в череде творческих и бытовых неудач. Мы споткнёмся на одной из множества кочек, завязнем в трясине приставучих бытовых мелочей.
Представьте себя огромной неповоротливой рыбой, всплывающей с тёмного дна к свету. Повсюду к Вашему телу липнут гадкие прилипалы, они хотят высосать из Вас всю жизнь, всю энергию, все силы.
Пятый раунд. Теперь всё серьёзно, каждый знает, на что он способен, противники равны, исход боя зависит лишь от воли к победе каждого из них. Кто же станет победителем, кто нокаутирует соперника, кого будут качать на руках?
У сидящих на трибунах останавливается дыхание. На ринге не бой, а шахматная партия, и победа за тем, кто, прежде всего, думает головой.
Так и в творчестве победа за тем, кто думает головой, а не действует по наитию, надеясь на талант.
Вопрос, зачем миру столько художников и кому продавать картины, будет волновать лишь в одном случае — если Вы ни разу не творили, если не создавали уникальное произведение, не говорили на своём языке, не верили в себя и всегда просили гарантий, вступая с бытием в сделку “ты мне, а я тебе”.
Пятый раунд предсказуемо закончится поражением, потому что бытие от слова “быт” всегда сильнее, все партии и сделки выигрывает оно. Оказавшись на лопатках, у Вас ещё будет последний шанс расторгнуть уговор, проиграть по очкам, но не сдаться.
Никогда не сдавайтесь, тогда каждая неудача станет Вашей победой! Вы победитель, а не побеждённый.
Вы спросите, а кого мы победили? Отвечаю: бытие от слова “быт”, свою собственную лень, страх, неуверенность, несвободу, желание прежде иметь, а затем отдавать.
В фильме Андрея Тарковского “Сталкер” герои сюжета идут к комнате, воплощающей сокровенные желания, путём, полным опасностей. Каков же результат их путешествия? Оказавшись на пороге комнаты, никто так и не решился в неё войти, потому что страх узнать себя настоящего оказался сильнее сиюминутных желаний.
Им вдруг стало очевидно, что реализуются только те желания, которыми они не могут управлять, таинственная комната не станет слушать просьбы, сошедшие с языка, она слышит только сердца.
Представьте, за внешне безобидным желанием прячется Ваше подлинное хищное “я”, и если оно вырвется наружу, станете ли Вы счастливее от этого?
Так и в жизни воплощаются лишь те мечты и желания, которые живут в наших сердцах. Глупо сетовать на бытие, оно нам неподвластно в отличие от собственного сокровенного “я”.
Такой вот небанальный ответ на банальный вопрос!
Если же у Вас есть свои мнения на данную тему, напишите в комментариях, уверен, Ваш опыт может помочь кому-то ещё.
Отличная статья!!!браво!!!!
Люди ищут ответ на вопрос: зачем? Для чего? И всю жизнь что-то делают, создают, творят. И все хотят быть счастливыми… Так вот же! Действительно, Вы отвечаете, даете руководство к действию — берите, люди, пользуйтесь! Будьте счастливы от самого уже процесса творчества и не останавливайтесь на достигнутом, совершенствуйте свое мастерство, и обязательно полУчите тот результат, который хотите.
Спасибо, и еще раз спасибо, Александр за Ваши удивительные и очень полезные статьи!
Спасибо большое за эту статью, все правильно, нужно творить и получать от этого удовольствие,возможно и другие его получат от наших творений!
Надо любить свои картины… Показывать их всем подряд… Особенно тогда, когда ты в эйфории от того, что получилось. И ЭТО обязательно еще кому-нибудь понравится
Отличная статья на очень злободневную тему. Написана ярким и конкретным (очень понятным…) языком. А все почему? Потому что Вы, Александр, думающий человек, замечательный художник и великолепный педагог! А работать Вам приходится с очень разнообразным контингентом — и по характеру и по образованию, в том числе художественному. Когда я год назад обнаружила, что по интернету можно научиться овладеть красками, моей радости не было конца. Это была моя мечта еще из далекой юности и, даже, детства.Только жизнь распоряжалась мною по-своему, и мечта оставалась мечтою. И вот моим лучшим другом стал интернет. И в этом интернете я нашла именно «своего» учителя. В самом начале моего «художественного» пути я даже и не подозревала, что живопись в настоящее время является таким популярным средством зарабатывания денег. Я считала, что этот вариант относится только к профессиональным художникам. И данная тема меня совершенно не волновала. Она и сейчас меня мало волнует, хотя я живу в очень ограниченных финансовых возможностях. Моя мечта — овладеть красками, научиться по-настоящему творить. И это главное в моей жизни. А погоня за финансовой востребованностью только убивает творчество. Это точно не мое.
Полностью согласен с Вами. Картины предназначены для души. Радуешься сам, когда подаренная картина приносит радость другу или близкому человеку.Мне кажется,что картины как дети, продавать жалко, а радость творчества незаменима никакими деньгами. Перейдешь на деньги, придешь к ремеслу. Может я не прав.
Да, у меня тоже всегда такое ощущение от своих работ — «хоть дурное, но все ж дитя!» :)) И вот ходишь за ним, выхаживаешь, чтоб хоть как-то улучшилось. Не всегда получается, но все равно оно дорого, как частичка твоей жизни — и просто представить невозможно, чтобы с ним расстаться. И подумаешь: а кому оно так же может быть дорого, как самому себе? Кто видел, как оно рождалось, кто жил этим мгновением, как не сам автор, который связывает с этим полотном кусочек своей жизни, — своей и больше ничьей?
Здравствуйте, Юрий! Да, радость творчества ничем не заменима, но оценка результата также норма. Истина, как всегда, посередине, отрицать продажи, как и творить, заведомо подстраиваясь под спрос — это крайности. Спасибо за комментарий!
Я вот что подумала, прохожу сейчас курс у Александра, и первый раз писала (если можно так сказать) маслом самостоятельно. Это смешивание красок, подбор ракурса и материала. Зная, что есть и будут сейчас ошибки, меня на мгновение посетила мысль что ничего не получается и хочется все бросить. Это было лишь мгновение. Потом сама себе сказала — ну и пусть сейчас не получается, потом получится. Ведь мне же интересно, волнительно и очень нравится этим заниматься. Хочется передать те чувства и ощущения от самого процесса. Я так давно хотела научиться писать именно маслом. Была на одном платном мастер-классе где писали копию картины известного современного художника. Конечно, преподаватель выполнил свою функцию и старался. Картина получилась, но это была не МОЯ картина. И я не прочувствовала сам процесс написания картины. Дальше мне уже не захотелось ходить на подобные МК, платные и бесплатные. Обещались золотые горы — рисуйте, а клиент сам найдется. Как он может найтись, если ты неуверенно держишь кисть, не знаешь элементарных основ живописи. Зато амбиций хоть отбавляй — я же Великий художник уже! А когда люди начинают писать по МК, пытаются реализовать, продать свой «шедевр», а не получается. Вот тут то и художник скисает и отчаивается. А все просто потому, что начал не с того конца. Надо сначала научиться, а потом писать картины и их реализовать. А нас просто обманывают — сначала заряжают наши амбиции, но не творческие, а финансовые, что картина нужна для продажи, а не для души. А где, спрашивается Душа художника?
Сама через это прошла и «стухла».
Я почему это пишу, потому что только когда прочувствуешь сам все написание картины от наброска, композиции до самой картины — не получишь настоящего удовлетворение от процесса.
Есть известная фраза одного писателя: «Никогда не знаешь, на что ты способен, пока не попробуешь.»
Здравствуйте, Александр. Очень оригинально Вы написали про Бытие, которое есть быт. А быт — это чудовище «о семью голов»,если сбросить с себя оковы бытия, человек свободно устремится навстречу мечте.В борьбе с чудовищем побеждает тот, кто не сдается. Тот, кто никогда не поднимает белого флага. Мне сейчас стал более понятны слова: Бороться и искать, найти и не сдаваться! Спасибо за статью, было интересно ее читать.
Спасибо, Александр! Все в точку. Замечательная статья!
Может быть не совсем верно процитирую Александра Пушкина— Искусство не продается, но… рукопись можно и продать!
То есть —начиная творить-не думай о деньгах, а когда сотворил, насладился, ПОУЧИЛСЯ, почему бы и не продать?
У меня, например, круговорот—продал картину, купил материалы )))
За статьи спасибо!
Здравствуйте, Андрей! Согласен с Вами, нет ничего плохого в финансовой оценке труда художника, плохо, когда оценка становится приоритетом, самоцелью, преподносится как оправдание творческой деятельности. Спасибо за комментарий!
Правильная статья, всё по существу и верно.
Никогда не озадачивалась вопросом продаж своих работ — действительно, всегда писалось для души. Однако, как-то они у меня не задерживались. Сначала просто дарила друзьям, если видела, что им нравится какая-то из моих работ.
А потом… как-то срочно понадобились деньги, я и выставила всё, что было у меня на тот момент — примерно 30 картин — на своей страничке на фейсбуке. Так и назвала альбом: «Всё на продажу!». За неделю все картины разлетелись. Так с тех пор и пополняю этот альбомчик очередными работами.
Ещё вывешиваю свои картины в одном салоне красоты — висят картины на стене, украшают интерьер, а на каждой картине бабочка голубенькая приколота с ценой, периодически картины продаются, вывешиваю новые.
По такому же принципу еще одну выставку-продажу устроила в одном мебельном салоне, тоже продаются.
На днях рассказала об этом опыте своей маникюрше — она сидит в своём кабинетике на фоне голой стены — она тоже предложила мне свою стену для размещения картин.
У подруги в Португалии есть маленький отельчик. Я ей предложила в комнатах мои работы разместить — с теми же бабочками-ценниками! — она с энтузиазмом поддержала мою идею.
Я так думаю, что если удаётся продавать свои работы, то в этом тоже есть определённый стимул для творчества. Кроме того, в неделю у меня «рождается» в среднем 1-2 картины, если бы они не продавались, то заполонили бы весь дом!
Да, я не раз слышала от начинающих художников, что им трудно самим предлагать свои работы. У меня-то таких комплексов нет. Иногда предлагаю им местечко на своих площадках-стенах, и всё продаётся! Так что я еще и в роли такого агента выступаю. И это тоже доставляет мне удовольствие. А почему не совместить приятное с полезным?
Я начала рисовать 4 года назад. Чаще всего люблю писать маслом.
Кстати, лучше всего продаются «цветочки» и «море», но никогда не пишу в угоду потребителям — только то, к чему сегодня лежит душа. И поэтому не люблю писать под заказ, хотя заказов становится в последнее время всё больше.
Александр, Вам спасиБо за Ваши статьи, в которых Вы предлагаете к обсуждению очень актуальные и интересные темы. И еще — хороший у Вас слог, задорно пишете, легко читается!
Успехов Вам!
Ой! Как мне нравится ваш подход!Вот напряжение- самое противное в этом деле.Если вы нормальный человек,то точно признаете,что вы самодеятельный художник и крутитесь как можете!Какие тут могут быть амбиции?Только желание понять,научиться,радоваться тому ,что вдруг получилось лучше чем вчера!Классно порадоваться и процессу и результату,чем угореваться,что не продал картину.Вот такое спокойное,неспешное отношение к своему творчеству мне очень по душе!Получается-хорошо! Не получается-идем дальше! И в этом преимущество увлечения перед профессионализмом.Всегда можно сказать себе:»Этим я точно деньги не заработаю»,и жить спокойно,и заниматься тем,что нравится в свободное от работы время!И вообще! Продать -не критерий жизни,есть куча других удовольствий! А если критерий,то вам в менеджеры по продажам…
Здравствуйте, Гликерия Кирсе! Вы приводите отличный пример того, как следует заниматься своим продвижением и вообще действовать начинающему художнику. Пока некоторые жалуются на нелёгкую судьбу, Вы ищете и находите своё «место под солнцем». Спасибо за Вашу историю!
Молодец!
Александр! Спасибо за замечательную статью!
Здравствуйте, Гликерия Кирсе. Попыталась найти Вашу страничку в Фейсбуке, но у меня этого не получилось. Укажите, если можно, более точный адрес. Я искала по имени и фамилии. Очень хочеться насладиться Вашими работами. С уважением, Светлана.
На фейсбуке меня можно найти так: Матаева Людмила (Гликерия).
Здравствуйте, Гликерия Кирсе. Попыталась найти Вашу страничку в Фейсбуке, но у меня этого не получилось. Укажите, если можно, более точный адрес. Я искала по имени и фамилии. Спасибо вам за статью и опыт по продаже картин. С уважением Галина
Светлана + Галина! Поразительный синхрон!
Любви все возрасты покорны!= ПУШКИН.
Абсолютно не согласна!! Хочу сразу в дамки!! Чтобы время и средства высвободились для творчества — исключительно их этих прагматических соображений! Пусть будет известность и богатство, лишь бы заниматься любимым делом, НАКОНЕЦ! А то то погоды нет, то времени нет, то еще что не складывается, а жизнь-то — это краткий миг, раз — и пролетела ((((
Спасибо,Александр!Интересная тема.Здорово пишите.Статья понравилась.
Конечно, сейчас далеко не всем удается продать свои картины, особенно начинающим художникам. Рисование для меня — больше как хобби, я рисую для себя, для удовольствия.
Спасибо большое, Александр!
Все ясно, лаконично и точно изложено, а самое главное, дает энергию и желание двигаться вперед, и никогда не сдаваться.
Жить и радоваться, смотреть вокруг повнимательнее и замечать не только красоту, но и возможности.
хорошая статья! очень бодрит, заставляет взглянуть на реальность!
Оптимистично! Вселяет веру в завтрашний день! Спасибо!)))
Александр, очень вдохновляющая речь, спасибо !
Нарисовал картину полюбовался, взял уайт-спирит, стер и пишешь новую, лучше прежней)))
Здравствуйте! вышла на статью через фейсбук. Статья конечно очень полезна для художников, но я хочу сказать, что Ваш стиль письма,Ваше отношение к читателю трогают и дают большой импульс к действию не только в творчестве)) конкретно в живописи. Слова можно использовать как цитаты, аффирмации. Не побоюсь сказать.. Вы духовный учитель,гуру,наставник. Желаю Вам больших творческих успехов, удачи и счастью!
я больше занимаюсь графическими рисунками .. но уж точно они никому не нужны . только моей душе ..это так я думаю . но разве нельзя моими работами оформлять сборники стихов ? если да . тогда кому обратиться ?