Про композицию в изобразительном искусстве так много всего написано и одновременно с этим не написано ничего. Встречаются, конечно, достойные внимания труды отдельных теоретиков и практиков, но это капля в море относительно количества литературы, посвящённой другим аспектам изобразительного творчества.
Что же такое композиция, давайте попробуем разобраться. Прежде всего, это сочинение, составление единого целого из множества деталей, создание гармонии всех элементов.
Когда Вы компонуете, то делаете это осознанно, ищете логику, плетёте сеть, в которую будет поймана Ваша идея и показана зрителю. От того, насколько искусно Вы владеете мастерством композитора, зависят все Ваши последующие удачи в моделировке формы, в цвете, в передаче состояния и т.д.
Хочу подчеркнуть, сколько бы удач Вы не совершили в работе, например, написали розу как живую, если композиция разваливается, работа не удалась, все труды напрасны.
Допускаю, что кто-то меня сейчас вообще не понял, как это — роза как живая, а картина не состоялась? Композиция — это единство всех элементов, нет целого — нет и гармонии, всё просто.
Просто на словах, попробуйте разобраться в данной теме, опираясь только на учебники, на сухие формулировки: статика, динамика, ритм, композиционный центр, нюанс, контраст и т.д. Уверен, ничего не поймёте, а главное, не сможете применить.
Дело не в том, что Вы непонятливый, а в том, как эта тема раскрыта в учебной литературе. И вот что интересно — полезная и нужная литература на тему композиции встречается, но она создана как будто для профессионалов, которые и так знают, о чём речь. Гораздо востребованней были бы материалы для начинающих художников, в которых содержалась бы информация, сразу применяемая ими в работе на результат.
Давайте представим, как компонует свои работы начинающий художник, какую композиционную схему он использует, где ставит акценты, как ведёт работу.
Глубоко копать не придётся, стратегия художника-новичка проста до абсолюта, и это естественно. Композиционные схемы, которые он использует, напоминают дорожные знаки.
То есть, например, роза в середине рабочей плоскости или букет роз, или любой иной изображаемый предмет. В центре листа, холста нечто важное для автора, а по краям — что придётся, так, по случаю подрисовывается.
Один из художников-любителей так объяснял мне свой процесс работы. Я всегда портрет начинаю рисовать, писать с глаз. Прямо на чистом листе сначала изображаю глаза портретируемого, и если они у меня получаются похоже, я к ним дорисовываю всё остальное: нос, усы, волосы, шею, плечи, руки, ноги.
На мой вопрос, а если ноги не влезут на холст, или наоборот, много места пустого останется, он отвечал, мол, ничего, что-нибудь дорисую.
Композиция по принципу дорожного знака не требует никаких знаний — рисуй по центру задуманное и всё. Согласитесь, если бы дорожные знаки были бы сложны для восприятия, мы не смогли бы их читать за доли секунды, и это стало бы небезопасно. Знак — это сигнал “да” или “нет”, не более, никаких подтекстов и витиеватых смыслов.
Если мы упростим картину до знака, то потеряем всю станковую живопись. К счастью, этого не случится, потому что всегда будут художники, желающие рассказывать сложные истории в своих работах.
Если Вы таковым являетесь, то избавьте свои произведения от нарочитой симметрии и, конечно, начните работать с плоскостью листа, холста в целом, а не по принципу “сначала я нарисую глаза в будущем портрете, остальное как-нибудь само организуется”.
Под понятием “сложные композиционные истории” я имею в виду сложные по пятну, а не по литературному смыслу, картина — это визуальный образ, а не литературный.
У нас с вами нет возможности описывать свои мысли в словах на бесконечных страницах и зарисовывать их покадрово, как в кино, так как есть только один кадр — один лист, холст сразу для всех мыслей и переживаний.
Работайте с плоскостью от левого до правого её края, сверху донизу, чувствуйте каждый сантиметр рабочей поверхности.
Представьте, что смотрите на натуру сквозь замочную скважину. Что Вы видите? Свет, мир, залитый светом. Сквозь тёмную щель свет будет единым и всё будет цельным пятном, ничто не вывалится из наблюдаемой картинки, ни одна деталь не будет кричать: “Смотри на меня, я тут главная!”, всё связано со всем.
Вот она — гармония света и цвета, а если Вы ещё грамотно расположите действующих лиц, предметы в композиции, то и смысловая цельность также станет читаема зрителем.
Помните, когда Вы рисуете розу отдельно от плоскости, от среды, её окружающей, Вы трудитесь над гербарием, иллюстрацией к учебнику биологии, а не над картиной. Такую же аналогию можно провести и с портретом, и с пейзажем, где берёза на переднем плане вдруг становится единственной героиней на холсте.
Если Вы когда-нибудь видели, как проявляют фотографии, снятые на плёнку, как изображение появляется на листе, начиная с самых тёмных мест и заканчивая светлыми, Вам проще представить процесс.
Важно, что все части фотографии проявляются одновременно, а не по принципу “сначала левый угол, а затем правый”. Именно так и следует работать художнику с картиной, не делая приоритетов деталям.
Гармония — это когда всё связано со всем, а не когда что-то пририсовано к чему-то, причём на работе всегда видно, как она создавалась, продумывалась ли композиция или рисовалась как получится.
Если говорить о законах композиции, то не ошибусь, если заявлю, что их не существует, по крайней мере, в сухих формулировках из учебников, которые непонятно как применить на практике.
Плоскость — вот что точно есть. Рабочее пространство картины, которое должно ощущаться автором до каждого сантиметра. Глаза портретируемого — последнее, что должно появиться на Вашем холсте, прежде фигура, среда, её окружающая. Создавая композицию, мы идём от большого к частному, а не наоборот.
Также не стоит думать, что художники создают свои произведения по правилам и только. Вовсе нет, они нужны, чтобы их нарушать, но делать это надо осознанно, ради творческого замысла.
То есть автор свободен, ничто его не сковывает в работе. Если он эти правила знает, ему решать, как ими пользоваться. Пример: Кузьма Петров-Водкин “В детской”. Вся композиция заваливается влево, мы будто смотрим на картину, наклонив голову. Вопрос, такое композиционное решение случайность или замысел автора?
Другой пример — А.А. Дейнека. На картине только часть человеческой фигуры, и это даже не глаза, а попа и лодочка на дальнем плане. Однако этого достаточно, чтобы увидеть историю, рассказанную автором, домыслить, прочувствовать.
Напишите в комментариях, что Вас беспокоит в вопросе о композиции или поделитесь своим мнением на данную тему.
Вы рисуете, пробовали копировать, что-то уже получалось? Согласитесь, процесс захватывает, хочется творить снова и снова, но как стать свободным от чужих подсказок, чужих картин и фотографий, как начать создавать произведения самостоятельно, как творить легко?
Хотите знать, хотите попробовать? У Вас получится, потому что получается у всех, кто полон желания и способен слышать подсказки. Представьте, Вам подсказывают, а Вы делаете всё самостоятельно — Вы автор, Вы исполнитель, Вы победитель! Именно так, потому что побеждают только те, кто действует со знанием дела, а не спонтанно, не по наитию. Случай — плохой помощник.
Мы часто ищем оправдания: у меня не получится, мне не дано и т.д. Вы уверены? Хотите, я докажу обратное? Знаю, Вы способны на большее, нежели копировать чужие картинки. Регистрируйтесь на бесплатную онлайн встречу «Зачем художнику видеть?» 25 августа в 20.00 по московскому времени. Регистрация по ссылке: http://artgranata.ru/
Тема, затронутая Александром, наверное самое важное в творчестве под названием — живопись!Как на одной плоскости отобразить глубину смысла задуманной истории. Как погрузить зрителя в сопереживание, в тему, будоражащую душу художника… Конечно — композиция… Каждая деталь на своем месте… Каждый мазок, цвет, оттенок, контраст — на своем месте. Очень непросто, но очень интересно — для подлинно творческого человека… Спасибо, Александр, за напоминание, за АКЦЕНТ…
Александр, пишите книгу из своих статей для начинающих художников! У Вас талант Учителя. БеЗспорно. Вы владеете одинаково хорошо как литературным слогом, так и ораторскими способностями)). Понятно, что все идет от профессионализма, любви, вовлеченности и страстности к своему делу. Чем и нас заражаете)). Благодарю Вас за все. Дай Бог Вам здоровья и счастья)).
А нельзя ли сделать хотя бы небольшой курс по композиции? Так, чтобы мы смогли на практике прочувствовать эту тему.
Здравствуйте, Olmy! Такой курс есть, и я не раз его проводил, подпишитесь на новости блога, все приглашения на курсы приходят в рассылке.
Благодарю!
Картина с оранжевой попой очень понравилась) Спасибо
))) понравилась статья
Некоторые художники полжизни идут к тому, чтобы создать свои главные и уникальные композиции. (Василий Кандинский. Композиция VI. и Композиция VII.) И есть люди, которые полжизни тратят на то, чтобы эти композиции разгадать, и существуют очень интересные, прямо-таки поэтические расшифровки языка цвета и линий. С моей точки зрения тема композиции очень сложна и неоднозначна. Именно разбор работ Василия Кандинского убедил меня в том, что к вопросу композиции можно и нужно относиться серьёзно. Другое дело, всем ли это по силам.
Все Ваши статьи читаю с большим интересом!Узнаю много нового!Спасибо!Но пропал кураж, ушло куда- то горение, не взяться за кисти и краски!Все, что нарисовала когда- то забелила, все перестало нравиться!
Зачем же белить, Евгения, делайте новые и замечайте прогресс, в этом и будет стимул!
Здравствуйте, Евгения! Вы выросли, Вас не устраивают прежние достижения. Так бывает, когда как раньше уже не хочешь, а по-новому ещё не можешь. Выход один — бросить вызов себе самому и начать действовать, вот увидите, всё станет получаться.
О ,как Вы правы !
Спасибо!Интересная статья!
Да, поддерживаю предыдущий комментарий, хотелось бы поглубже вникнуть в практическую сторону этого вопроса. Теоретически, вроде понятно, но когда хочется что-то изобразить, опять на те же грабли.
Статья очень хорошая,полезная.Воплотить бы все это в жизнь!Спасибо!
А как все же строится композиция?… Можно ли интерпретировать без знания законов композиции? Ведь можно… А суть композиции в таком случае заключается в эстетической целостности и не более?…
Здравствуйте, Наталия! Суть композиции заключается в высказанной автором мысли, в её завершённости, а эстетика — лишь часть целого. Без осознанной работы с плоскостью можно надеяться лишь на случайность.
Какие классные картины! Я их не видела. Мне очень нравятся! И благодарю за статью! Лучше понять композицию мне помогли занятия в фотошколе. Там есть простые правила, во-первых, а потом, много наглядных примеров. И когда я начала сама фотографировать, вот тогда стало видно — как лучше её выстраивать и на фотографиях, и на картинах. И про учебники — согласна. Благодарю за полезный материал, Александр!
Здравствуйте, Мария! Композиция в фотографии существует по тем же законом, что и в живописи. Успех в их освоении будет зависеть от того, как они поданы, есть ясность и понимание, как их применить или нет.
Благодарю, вечная темя — композиция. И все таки представленные для примера картины Петрова-Водкина и Дейнека написаны по правилам, правило одной третей, на чем основывается золотое сечение.
Здравствуйте, Светлана! Я бы сказал, они грамотно написаны, и одним правилом здесь не обойтись. Авторы безупречно чувствуют плоскость, подчиняя идее каждый её сантиметр.
Да бесспорно композиция это одна из главных задач художника. Как организовать площадь, как увлечь за собой зрителя, что бы ему было интересно идти с вами по вашей картине?! Очень много задач нужно решить начинающему художнику, что бы создать произведение искусства. Курсы Александра в этом очень помогают. По поводу книги идея хорошая. Но гораздо лучше когда обучение происходит в живую, или онлайн. Благодарю Александра за его желание делиться знаниями с начинающими художниками. Ох как не просто в наше время найти своего учителя.
Я только недавно осознала всю серьёзность и глубину темы композиции, хоть и прошла «Арсенал». Только недавно поняла сколько предстоит изучить композиционных схем, чтобы выйти за уровень «красиво, но банально». Идей и сюжетов куча!!!Хочется гнать, как Шумахер!!!))) Но чувствую, что ни дорогу, ни габариты еще уверенно не чувствую…
Спасибо, очень познавательно….я начинающий художник,и в построении композиции имею трудности….
Художественная композиция — безсловесная философия художника в красках, будь они чёрно-белые, полифоничные или монохромные. Что «сказать» и как это выразить — смысл работы художника,на мой взгляд. Вдохновение! Без него — ничего. И даже школа или курс,книга или учитель — всё по вдохновению, как и восприятие. Спасибо, Александр!
Прочитала Вашу статью, Александр, и призадумалась. А что я собственно знаю о композиции и как я применяю свои знания в работах. Если рассматривать композицию как единую концепцию построения художественного произведения, то у композиции есть свои правила и свои законы. Самый главный закон- достижение гармонии целого, подчинение составляющих композиции главному-художественной идее. Композиция подразделяется по видам искусства: музыке, архитектуре, скульптуре, живописи, графики. И по главному закону композиции художественное произведение должно являться частью целостного пространства, и наоборот, формировать вокруг себя пространство, создавая художественную среду. Композиционная концепция + живопись- дадут станковую картину; композиция+ рисунок дадут графику. Общие композиционные правила для живописной и графической работ одинаковые. Это использование плоскости для построения, затем включение в построение элементов плоскости: краев, центра, диагоналей, использование сетки. В композиции важно найти ритм элементов, определить движение композиции, ее развитие. Этими элементами могут быть плоскости, пятна, линии. точки. Это как бы первоначальное черно-белое каркасное построение композиции. В живописной работе встает задача построения пространства цветом, берется за основу такие характеристики цвета , как его насыщенность, теплохолодность. Для гармоничного композиционного построения в живописной работе большое значение приобретает понятие среднего тона. Мазок-элемент построения живописного пространства, так сказать » кирпичек мироздания». Вот что я поняла по композиции теоретически, а что из этого я использую на практике, надо еще смотреть. Теория у меня явно опережает практические навыки, еще и потому, что тема композиции это любимая моя тема для размышлений. Мне это дает какую то » твердь», ведь нельзя же делать, ничего вообще не зная, это слишком «страшно».
.» Самый главный закон- достижение гармонии целого, подчинение составляющих композиции главному-художественной идее. Композиция подразделяется по видам искусства: музыке, архитектуре, скульптуре, живописи»На мой взгляд это про все и про ничего,общие слова…Меня это беспокоит и раздражает, потому что не понимаю о чем речь. В 20 веке появились композиторы,которые писали атональную музыку,скорее равную абстракции.Как это можно проанализировать,в какие рамки загнать если все против гармонии,той гармонии к которой мы привыкли,на которой выросли.Средства композиции-да,а остальное,не знаю…для меня очень сложная тема и скорей задача интуиции в том числе.
Согласен с ВАМИ.Мне понравились идеи с замочной скважиной для создания цветового и тонального единства,пример с дорожными знаками очень доходчив (для детей,например)А в остальном-рассуждения «адепта»о сложности данного вопроса…Может я конечно не все прочитал..Тем не менее,помимо «правила третей»существует масса описанных законов композиции от «золотого сечения»и» тайной геометрии художника»до Хогарта и Кандинского и т.д.Даже Гете «приложился»по поводу цвета в живописи и его сигнального значения)))
отличная статья, Александр. Но это фрагмент работы.
Здравствуйте, Светлана! Ссылки на сторонние сайты не публикую. Вы говорите о работе А.А.Дейнеки, но это не фрагмент, а эскиз к картине, который полностью самостоятельный и создан согласно рабочей плоскости.