На днях в Ярославле открылась моя очередная персональная выставка, на которой я показал свои прежние работы и новые. Хочу рассказать о том, что я понял на текущий момент творческой жизни. Чтобы быть точным, через несколько дней мне исполнится полных 48 лет.
С 2003 года постоянный участник областных, зональных и всероссийских выставок, организованных Союзом Художников России.
С 2015 года веду данный блог и просветительскую деятельность в сфере изобразительного искусства для начинающих художников. Через мои вебинары прошли сотни и тысячи интересующихся творчеством людей. Я многое узнал о них и о себе благодаря данному опыту, который невозможно получить иным способом.
Итак, самое важное: творчество необходимо нам всем, вне зависимости, автор вы или зритель. На языке искусства мы говорим друг с другом о сокровенном, о важном и неважном. Главное — мы говорим, то есть коммуницируем.
Казалось бы, вербально можно рассказать обо всём и быть услышанным, но нет. Чем больше у нас средств коммуникации, тем лучше мы понимаем друг друга. Изобразительный язык — прежде всего язык образов, а это наиболее короткий путь к сердцам и умам зрителей.
Когда вы рисуете, вы не просто чиркаете в альбоме, вы ведёте диалог с самим собой и с возможным зрителем. Когда вы рисуете, осознаёте себя в пространстве, в социуме, в бесконечности Вселенной. Когда вы рисуете, наступает момент истины, где вы включены настолько, чтобы наконец принять себя настоящим: не корчиться, не строить рожи, не надевать маски, а просто быть. Творчество — как молитва, где ты спрашиваешь и получаешь ответы. Творчество — как откровение в суете жизни со всем тем, что есть ещё, что постоянно наступает на пятки, что мешает тебе чувствовать и говорить. Творчество — это опыт, это понимание себя и мира вокруг!
Люди рисуют, потому что хотят чувствовать. Они рисуют в любом возрасте, владея разными профессиями, будучи разделены расстояниями, конфессиями, временем, говоря на универсальном языке искусства, чтобы быть услышанными и не только.
Люди рисуют, потому что хотят верить в себя, знают, что пока они так себя проявляют, они есть, они будут.
В изобразительном искусстве нет ничего более важного, чем коммуникация — наше с вами общение посредством творческого акта. Приходя на выставку, я жадно хочу видеть то, что ты, автор, ещё узнал про жизнь, которой живёшь, которую чувствуешь. Как тебе удалось передать в образах, в картинках, по сути, пройденный путь радости и печали? Как мне твоими глазами познать ещё не познанное?
Нет, не только мастерство, не только виртуозность техники заставляет нас возвращаться снова и снова к шедеврам искусства. А именно жажда знать, что ещё мы можем унести с собой, одухотворённые светом творческих побед больших художников. Мы, как малые дети, таим в себе надежду, с нами вне возраста желание знать и делиться знанием.
Вот то важное, то небанальное, что ищем мы друг в друге, автор и зритель.
Непросто стоять на своём из года в год, делая свою работу. Трудно, как никогда, оставаться постоянным в изменчивом мире. Тяжело искать возможности, а не оправдания, почему у меня не получается. Но мы продолжаем, я продолжаю посещать и создавать выставки. Я не могу иначе, мне прежде всего это нужно, и я знаю точно, что нужно вам.
Несколько практических тезисов о том, зачем художники делают персональные выставки:
Выставка — это не отчёт, а осмысление.
Она заставляет художника выйти из потока отдельных работ и увидеть: «Что я на самом деле говорю?» — выявить сквозные темы, эволюцию, даже противоречия.
Это проверка внутренней целостности.
В одиночку легко обмануть себя: «Всё идёт хорошо». Но когда 15–70 работ стоят рядом, становится видно, есть ли внутренний стержень, или это набор случайных впечатлений.
Выставка — диалог, а не монолог.
Даже если зритель один, он вопрошает: «Почему именно так?», «Что за этим?»
Подготовка к выставке — это подготовка к честному разговору, а не к демонстрации.
Это переход от «делаю» к «я делаю».
Пока работы лежат в мастерской, ,вы «человек, который рисует».
Когда они выходят в пространство, ,вы становитесь художником. Происходит юридическое, психологическое и духовное признание себя.
Выставка — обучение через действие.
Ничто так не учит композиции, ритму, свету и даже колористике, как необходимость выстроить целое. Ошибки на отдельной картине теряются. На выставке — обнажаются.
Это акт доверия миру.
Вы не просто показываете — вы говорите: «Вот что я увидел. Я верю, что это важно. Прими это».Это требует мужества, ,особенно если работы искренние.
Выставка — не финиш, а точка отсчёта.
После неё почти всегда наступает ясность:
— что оставить,
— что отпустить,
— куда идти дальше.
Она закрывает цикл, ,чтобы открыть следующий.
Как итог, творчество ведёт меня по жизни, оно и есть сама жизнь, потому что любое принятое нами решение на выбранном пути — часть большого созидающего процесса.
Когда-то давно, ещё будучи пацаном, мне хотелось быть похожим на любимых мной художников. Я копировал их работы, пытался создать что-то подобное и искренне считал, что это и есть творчество, но я ошибался. Стоять на плечах титанов прошлого, понимать задачи твоих предшественников — важно, необходимо, но настоящее творчество начинается, когда ты наконец слышишь самого себя. В тот самый момент, когда ты рассказываешь свою историю, начинается твоё искусство. В этом, казалось бы, нет ничего невозможного: просто будь искренним, и будешь интересен зрителю, но одновременно это и архисложно.
Хотите проверить, на что способны вы лично? Прямо сейчас, не откладывая на потом, возьмите и нарисуйте свою историю — искреннюю, честную, что-то личное, что-то из реально прожитого вами, не подсмотренное, не украденное (а ля «Кради как художник»), ваше и только.
Вынужден вас предостеречь: данный опыт может быть опасным — осознать, что вы не знаете, с чего начать, что вообще может быть вашим, — трагедия.
К счастью, всё поправимо даже в запущенных случаях заядлых «врунов и плагиаторов», потому что у каждого из нас есть настоящая правда, было бы желание о ней рассказать.
На моей выставке представлены работы, выполненные в течение трёх лет, с 2023 по 2025 год. Я показал как пленэрные натурные сюжеты, так и тематические композиции. Приглашаю посетить выставку по адресу: г. Ярославль, Которосльная набережная, д. 53, «Концертно-зрелищный центр». Выставка будет работать с 28 ноября по 11 января. Рекомендую ознакомиться с графиком работы выставки на сайте КЗЦ.
В моём телеграмм-канале вы найдёте массу интересного для начинающих художников по ссылке: https://t.me/+7NU7XJfNzhMyYTQy


На пленэре. Х.М. 80х100, 2025 г.

Весна Х.М. 60х130, 2025г.

Возрождение Х.М. 90х100, 2025 г.

Вечернее солнце. Х.М. 70Х90, 2024 г.

Штиль Х.М., 100х140, 2025 г.

Кошкин двор Х.М. 70х90, 2024 г.

Локомотив Х.М., 70х90, 2024 г.



Александр, поздравляю Вас с выставкой! Вы очень интересный ищущий художник и прекрасный наставник. Сил Вам и вдохновения!
Здравствуйте, Александр! Мне очень понравились Ваши работы! Хотелось бы посмотреть Вашу выставку в оригинале, но, к сожалению, пока нет для этого возможности. Здоровья Вам и Вашим близким, удачи и больших успех в Вашем любимом творчестве!
Поздравляю с выставкой, Александр! Ваше творчество заставляет думать и любоваться картиной! Жду каждый раз что то новое и необычное, творческого вам вдохновения и удачи!
Александр, поздравляю с открытием выставки! Объем работы просто невероятный, пусть Ваш творческий потенциал и дальше раскрывается с той же мощью и яркостью!
Александр, примите поздравления с открытием выставки! Это огромное достижение. Ваши работы помогают увидеть мир по новому, увидеть красоту в обыденной жизни. Дальнейших Вам успехов, творческого вдохновения и множества ярких впечатлений!
Александр,хочу выразить огромную благодарность за эту удивительную выставку! Каждая картина наполнена душой и теплом. Желаю Вам неиссякаемого вдохновения и новых шедевров!
Поздравляю с выставкой, Александр! Очень глубокая статья, спасибо за эти мысли! Ваши слова попадают прямо в душу.