Что имеет больше прав на существование — классика или авангард? Интересная тема, не правда ли? Вот и я попробую порассуждать о высоком, возможно, мне откроется истина.
Ещё будучи пацаном, я с удивлением рассматривал репродукции картин с неясными мне сюжетами и непонятными названиями художественных течений. Зачем люди придумывают то, чего нет на самом деле, окружают свои творения аурой тайны или просто заявляют, что всё сделанное до них — ерунда, объявляя мессиями себя?
То, что сейчас мне кажется доступным, вполне объяснимым, когда-то вызывало много вопросов.
Например, почему американский художник Д. Поллок, разбрызгивающий краску на своих холстах, считается художником, а не маляром? Почему М. Шагалом восхищаются ценителей изобразительного искусства? Зачем Л. Фрейд преподносит на суд зрителя свои омерзительные картины, при этом являясь одним из самых дорогих художников современности?
Есть же достойные примеры в истории искусства, на которые стоит ориентироваться. Зачем ставить в один ряд В. Серова и К. Малевича?
Эти вопросы и многие другие долго не давали мне покоя. Сейчас, когда я знаю на них ответы, мой долг поделиться ими с моими читателями. Возможно, кто-то будет со мной не согласен, а кому-то я помогу разогнать туман сомнений.
Давайте начнём с авангарда и традиционно обратимся к Википедии как к самому доступному источнику знаний.
Аванга?рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди?зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего, в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.
Авангард — не что иное, как передовой отряд, то есть течение в искусстве, призванное быть новым. Задачами авангарда является создание новых форм, новых визуальных решений, нового осмысления, поиск новых идей.
Представители авангарда живут в тени собственной значимости. Как же, их руками создаётся даже не настоящее, а будущее изобразительного искусства. По их мнению, традиционные направления не имеют права на существование, потому как в них больше нет надобности.
Представители классических взглядов так не считают. Они крепко держатся за традиции и уверены в том, что только они имеют право называться художниками, и только им определять, что есть настоящее искусство.
Выскажу своё мнение, в котором не соглашусь ни с теми, ни с другими. Особенно в контексте современного мира, где винегрет из истин, законов, правил и норм, которые нам преподносят как официальные, так и неофициальные источники.
Самое смешное, что авангардом и современным искусством до сих пор называют К.Малевича, М. Ларионова, Н. Гончарову и т.д. Между прочим, в прошлом году “Чёрному квадрату” исполнилось сто лет, вот вам и передовой отряд!
В своё время представители нового искусства с трудом пробивали себе дорогу. Сейчас нет ограничений, уже давно и те, и другие существуют на равных правах. Кем бы Вы ни были, какое бы течение не представляли, перед Вами открыты все выставочные площадки.
Препятствиями могут быть стоимость аренды зала либо несоответствие Ваших работ тематике выставки.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в современном мире и конкретно в изобразительном искусстве, можно сделать интересные выводы, которые помогут сориентироваться в хаосе как традиционных, так и новаторских идей.
Очевидно, что больше не существует никакого авангарда, данное течение сейчас представляет собой некую концептуальную форму изобразительного искусства, в которой сам факт изображения может не существовать вообще. Простыми словами, зачем что-то рисовать, писать, если это можно снять на видео и показать на экране, например.
Традиционное изобразительное искусство оказалось более живучим, и сказать, что его тоже не существует — значит намеренно исказить реальность. Чему в таком случае обучают многочисленные художественные учебные заведения в России?
Кстати, это хороший вопрос. Чему обучают в учебных заведениях?
Недавно я получил сообщение из Германии примерно такого характера. Как хорошо, что у вас в России сохранилась традиционная школа преподавания изобразительного искусства, мол, у нас этому нигде не учат.
Нигде не учат, а художники как были, так и есть — загадка!
Мой ответ был примерно таким. Да, действительно, в России могут научить рисовать кого угодно вне зависимости от степени таланта, потому как процесс обучения имеет годами отработанную, продуманную до мелочей программу. Но следует понимать, что уметь рисовать и быть художником — это абсолютно разные вещи!
То есть в России из Вас сделают ремесленника, а художником Вы должны будете стать сами. Надо ли говорить, что девяносто девять процентов так никогда ими и не становятся, несмотря на все дипломы.
В моём понимании художник — это не тот, кто владеет ремеслом, а тот, кто способен предложить зрителю собственную визуальную эстетику. Простыми словами, художник мыслит образами и делится со зрителем своим видением посредством картины.
Собственно, в моём определении художника лежит ответ на все ранее поставленные вопросы. Если мы будем смотреть на творчество того или иного автора через призму им самим предложенных правил, то станет понятно всё, что раньше было непонятым.
Проще говоря, перестаньте ходить в чужой монастырь со своим уставом, научитесь меньше говорить и больше слушать, я Вас уверяю, всё тайное станет явным.
Здесь же зарыт секрет того, как найти себя, свой стиль, своё направление в изобразительном искусстве и наиболее ярко выразить собственное я в творчестве. Вместо того чтобы творить себе кумиров и слепо следовать их советам, создайте свой уникальный мир. Если он будет эффектным, рано или поздно Вы сами станете кумиром.
Я говорю очевидные вещи, их трудно опровергнуть, но как ни странно, большая часть «художников» остаются подражателями, кто-то лучше, кто-то хуже. Их творчество вторично, а значит, не существует, как не существует второй “Моны Лизы” и второго “Чёрного квадрата”.
Подводя итог, хочу обобщить ранее сказанное. В современном мире уходят на второй план различные художественные течения, и наоборот, становятся актуальными личность художника, его индивидуальный внутренний мир, предложенный им визуальный ряд.
Надо понимать, всё это невозможно без знаний как непосредственно технических, так и истории искусства. Истина как всегда где-то посередине, надо взять лучшее от отечественной системы образования и соотнести с тем, как учат художников в Германии, например.
Не следует принимать мой текст как инструкцию для заучивания, это лишь моё мнение. Кому- то оно будет созвучно, а кто-то обязательно будет не согласен — спор между классическим изобразительным искусством и авангардом не завершится никогда, но важно не это.
Важно то, на какой стороне Вы. От этого зависит Ваш собственный успех, как известно, на двух стульях усидеть не получится!
Жду Ваши комментариев!
Статья мне понравилась актуальна но я всего лиш стороний наблюдатель не имеюший своего багажа
интересно, а как учат в Германии?
Спасибо, Александр, за Ваши мысли о двух сторонах одной медали.
Они актуальны в нашей жизни. Кстати в Чехии и Словакии тоже не учат как в России, более того, даже в учебные заведения не принимают с нашей техникой, но все хотят пройти школу нашей живописи.
: ))) А почему всегда «или- или» ? Мне кажется творчество, словно радуга, может быть очень разноцветным и все цвета имеют место быть … но всегда Движущим фактором сего таинства есть желание ДЕЛИТЬСЯ (обмениваться своими чувствами, эмоциями, взглядами) … иначе как объяснить появление первых наскальных рисунков : )))
Способов делиться множество и каждое поколение находит всё новые — и это чудесно.
Что-то удается лучше, что-то не очень… что-то вызывает споры, порой становится скандальным,
порой результаты творчества другие люди воспринимают как вызов… Иногда что-то удивляет и сподвигает к подражанию…
Самое прекрасное получает отклик у множества людей, остаётся в Эмоциональной-Памяти Человечества, входит в историю…
Следует ли противопоставлять какие-либо направления, если расставить акценты может только Его-Величество-Время…ведь всё то, что когда-то было впервые, теперь занимает своё место в Эмоциональной-Эволюции человечества, даёт возможность выбора, право на своё вИдение, восприятие, обдумывание, использование в качестве бесценного опыта позитивного или негативного… (как-то так, — не могу точнее объяснить)…
Разные школы… Разные направления… Разные формы общения… Возможность выбора того языка, на котором хочется говорить с единомышленниками и оппонентами…
Где есть свет, там должна быть и тень… : )))
Впрочем, не в каждом споре рождается истина, зато в каждом есть возможность
посмотреть на любое событие, как минимум, с разных сторон (конечно при умении слышать другого)…
: )))
Здравствуйте, Людмила! Всё познаётся в сравнении, поэтому противопоставлять следует, но моя статья не совсем об этом, а о том, как узнать самого себя, говоря Вашими словами, выбрать язык, на котором хочется говорить. Спасибо за отзыв!
Интересная Статья! А если хочется говорить на языке «АВАНГАРДА», а вываливаешься все время в «РЕАЛИЗМ». Я думаю , что умения не хватает ?
Очень интересно и познавательно,главное что ты чувствуешь и что хочешь выразить,неважно в реализме или в абстракционизме,если это талантливо с душой,то люди оценят пусть не сразу,а может и не главное что бы оценили люди….. ,один художник говорил о своих картинах ,они для меня как дети,пусть их много но каждая особенная и с каждой жаль расстоваться
Светлана, у меня была та же поблема… Все, что пишу, получается реальным, даже если крупными мазками мастихином. и, главное, получаю удовольствие.. Но постоянно терзал червь сомнения,, ЧТО НУЖНО -НЕ ТАК! Что модно-это авангард или импрессионизм, крупные мазки, мозаичность.. Но недавно прочитала статью про Леонардо -да Винчи и вдруг… Самый известный в мире художник был реалистом до мозга костей! Он растирал краски пальцами и кистью , делал тщательные переходы..Старательно порисовывал каждый цветочек на ковре…. Мало того, он не захотел писать фрески по сырой штукатурке из-за того, что там требовалась быстрота письма, а он любил медленно прорисовывать.. (Правда, из-за этого «Тайная вечеря» и осыпалась…)А сейчас что? Если не можешь писать «а ля-прима», т. е. «за один раз», так ты уже художник второго сорта.. Короче, спасибо Леонарду, буду писать, как мне велит моя сущность..
Здравствуйте, Янтарная! По-моему, Вы сгущаете краски. Почему же художник второго сорта? Тот, кто не умеет писать многосеансные работы и не понимает, как лепится форма, достигается материальность предметов, создаётся пространство, перспектива, колорит, не сможет создать картину в один сеанс, либо это будет случайная мазня мастихином. Согласен, что такой мазни сейчас много, но не стоит судить по ней обо всех. Вам же, конечно, следует идти избранным путём — тут я с Вами согласен. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Светлана! Вы правы — иносказательный язык намного сложнее и интереснее реалистического, иногда хочется сказать: «Я тоже так могу», но, уверяю Вас, Вы скорее сможете научиться реалистической школе, нежели авангардным течениям. Спасибо за отзыв!
Как Вы правы, Александр! Я столкнулась с этим, когда писала свою первую абстракцию на выставку. До этого были только учебные постановки. Так вот, картина с точки зрения исполнения получилась простая, безусловно. Но чтобы ее придумать, я потратила уйму времени. И не скажу, что я очень довольна.
Александр, спасибо. Я согласна с Вами. Интересно всё! Но просто что-то нравится, а что-то НЕТ. Сама делаю первые шаги в «другом» направлении. Ну оооочень тяжело, но оооочень интересно. Думаю, не хватает фантазии и простого понимания, что хочу сказать (или показать) на холсте.
Конечно и картины художников воспринимаются по «созвучию» со своим миром.
Здравствуйте, Наталья! Мне нравится Ваше оооочень тяжело, но оооочень интересно! Конечно, одной фантазии мало, нужно понимание + знания. Накопленные навыки и знания помогают открывать любые двери, кстати, наш (Ваш) мир не статичен, он постоянно развивается, и вчера «несозвучные» художники сегодня могут быть близки как никогда. Спасибо за отзыв!
Да, Александр,иносказательный язык сложнее и интереснее, и говорить должен тот, кому назрело что сказать и молчать не может.. Это высший пилотаж.. Думаю, и реалисты тоже могут высказаться, в другой форме конечно, очень много высокодуховных реалистичных художников …Серов, к примеру.. Вот только чаще всего сейчас пишут так- «Смотрите- я умею нарисовать, к примеру, бутылку!» Или так-«Я придумал классную технику-шлепать мастихином, салфетками, носками, и пр.! Да, техника эффектная, многим нравится, и поэтому берем любую фотку, делаем в этой технике. и я -талант! Посмотришь на такую работу-скука смертная.. Вопрос к вам-что вы думаете об этом…?
Здравствуйте, Янтарная! Я думаю, что техника сама по себе ничего не значит, какая бы уникальная она не была. Любая техника существует только для того, чтобы с её помощью можно было выразить мысль, чувство, личные переживания. То есть, если автору нечего сказать, то все его потуги — пустая трата времени на поиски уникальных техник и бессмысленные доказательства того, что он умеет рисовать бутылку. Вообще, все трюки в области техники живописи не более чем фокусы. После того, как зритель их разгадает, поймёт, как это сделано, он навсегда потеряет к ним интерес. Другое дело — содержание, то, что художник хотел передать. Оно бессмертно, именно поэтому мы можем бесконечное количество раз возвращаться к одним и тем же произведениям, находя при этом что-то новое, незамеченное ранее. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Александр! Спасибо Вам за статью. Она очень актуальна. Много течений, много школ, но Вы правы. Помнят только художников которые открыли свой внутренний мир посредством холста и кисти. Их и помнят и судят, и ценят. И они имеют право на своё существование. С ув. Алехина Людмила.
Здравствуйте, Александр! Ваша статья, пожалуй, дает ответы на многие вопросы…. Никогда не принимала авангардную живопись…, а Черный квадрат вызывает только отрицательные эмоции, связанные со стойким ощущением обмана зрителя! Но после прочтения Вашей статьи многое становиться понятным и , что странно, принятым :) (правда, это все равно не относится к Черному квадрату :) )
Есть желание быть авангардистом… Раскрывая холст предвкушаю какой-нибудь авангард…. Даже в голове ярко представляю…
Но пишу каждый раз классику :-)))
АВАНГАРДИЗМ ДАЕТ ШАНС ЗАПУСТИТЬ СВОЙ ЛИЧНЫЙ ПРОЕКТОР !НЕ ВАЖНО В КАКОМ СТИЛЕ ТЫ РЕСУЕШ ! ВООПШЕ УМЕЕШ ЛИ ОБРАШАТСЯ ТОЛКОМ С ХОЖЕСТВЕННЫМИ ПРИМОЧКАМИ! ВАЖНО ПОНЯТЬ ЛИЧНЫЙ ПРОЕКТОР !ЛИЧНАЯ ИДЕЯ И ЕГО ТОЛКОВАНИЕ!ЧИСТОТА НАМЕРИНИИ МЫСЛИ !ЗА НЕ ГРАМОТНОСТЬ СОРРИ !АВАГАРДОМ ПОДЕРЖИВАЕТСЯ И ПРИВЕТСТВУЕТСЯ НЕ СТАНДАРТНЫЙ ТЕКСТ!С ИЗЯНАМИ И ОШИБКАМИ!!МЫСЛЬ ВОЖНЕЕ ВСЕГО !
Зачем Л. Фрейд преподносит на суд зрителя свои омерзительные картины, при этом являясь одним из самых дорогих художников современности?
Я как прочла эту фразу, не смогла удержаться от комментария. Нцу почему же его картины омерзительны? Вообще не омерзительны, я очень люблю Фрейда.