Как смешивать краски — вопрос для многих начинающих художников. С чего начать, как продолжить и получить желаемый результат?

Однажды, пытаясь объяснить одной из начинающих художниц, что красок не нужно бояться, я лихо мазнул на её измученном холсте сочным, открытым цветом. “Ой!” — вскрикнула она, будто бы я её ущипнул. Всё, что я сотворил далее с её бледненькой картинкой, диким ужасом отразилось на её лице. “Ой!” — периодически восклицала она, но я не щадил ни её, ни её живопись.

Вообще, это не самый эффективный способ обучения — что-то переделывать в работе ученика, но иногда следует ворваться в будто бы законсервированный мир некоторых начинающих художников и навести там порядок.

Мне показалось, она больше никогда не придёт на мои уроки, но всё случилось иначе. На мой вопрос, как тебе такая живопись, она улыбнулась и застенчиво произнесла: “Я попробую”.

“Я поняла, — впоследствии рассказывала она о своих ощущениях, — как будто со мной это случилось в первый раз, я впервые писала после Вашего террора над моим холстом. Мне так понравилось, так классно!”

Если Вы хоть раз пробовали писать цветом, не возюкать серенькой краской, а писать, Вы никогда этого не забудете. Более того, у Вас выработается стойкая зависимость от желания быть вместе — только Вы и творчество, Вы и живопись!

Если рисунок может быть рациональным, расчётливым, умным, то от живописи мы ждём эмоций и настроения. Как писать живо, как чувствовать мир кончиком кисти, как испытывать “Вау! — эффект” в каждом случае, когда на холсте застывают в ритмичном танце звонкие цвета.

Согласитесь, вопросы, заслуживающие пристального внимания, если Вы хоть раз пытались что-либо написать красками.

Порой диву даешься, как у некоторых художников получается так сочно и живо подбирать цвета на своих картинах. Каким особенным даром они наделены?

Лично я не верю в абстрактные таланты и убеждён: всё, что мы умеем — следствие полученного опыта, который мы либо осознаём, либо нет.

Например, у Вас получилась интересная работа, но всё произошло случайно, на вдохновении, на эмоциональном подъёме. Вопрос, как повторить этот опыт, если Вы понятия не имеете, где взять вдохновение по заказу?

Начинается творческий кризис, ожидание, что Вас снова накроет страстное желание творить и всё само будет получаться.

Порой кризис приводит к полной апатии и потере интереса к творчеству. Вам больше нет никакого дела до живописи, рисования, а, казалось бы, всё так прекрасно начиналось.

Сколько начинающих художников бросают всё на полпути, потому что, как им кажется, вдохновение обходит их стороной. Беда несостоявшихся творцов в том, что они почти полностью полагались на интуицию, ощущения.

Если пересмотреть ошибочные взгляды и принять более реалистичную картину мира, то творчество дано всем, каждый может выразить себя наиболее полно доступным ему языком.

Что понимать под доступным языком? Конечно, накопленный опыт технических решений и базу знаний, отвечающую на все возникающие вопросы в процессе творческой деятельности.

Простыми словами, Вам следует забыть о вдохновении напрочь, перестать ждать чуда, знамения и начать действовать.

“Ой!” — возможно, скажете Вы. Но я остаюсь непоколебим: вдохновения не существует, всё только в Ваших руках и никак иначе.

В последнее время мне часто задают вопросы на тему смешивания цветов — как писать мазками, как научиться и т.д.

Несведущий зритель делится на две категории. Одни терпеть не могут никаких мазков, ляпков в картине и считают, что художник над ними издевается. Другие восхищены подобной техникой, и если сами пробуют писать, то, конечно, имитируют в своих работах мазковую живопись.

С первыми всё ясно: они либо ярые приверженцы классицизма, либо из тех, кто транслирует своё “нравится — не нравится” по принципу: картинка должна быть гладенькой-сладенькой, как тортик.

Если Вы практикуете живопись, то должны знать, что основных способов смешивания цветов у Вас два — механический и оптический (пространственный).

При механическом способе краски перемешиваются на палитре до получения необходимого цвета и наносятся на рабочую поверхность. Следует понимать, что пигменты двух разных цветов образуют новый оттенок, таким образом, мы получаем искомый.

Кашу маслом не испортишь, а картину легко! Как смешивать краски

 

При оптическом смешении пигменты различных цветов не перемешиваются, они накладываются либо послойно, либо рядом друг с другом. В первом случае применяется метод лессировок, когда по высохшему красочному слою накладывают прозрачные верхние слои. Во втором мазки наносятся отдельно, как мозаика, и мы наблюдаем эффект пространственного смешения, который применяли пуантилисты.

Кашу маслом не испортишь, а картину легко! Как смешивать краски

Поль Синьяк

А теперь попробуйте что-либо изобразить мазочками, создать предмет, среду, его окружающую, свет, тень, состояние. Предположу, что у Вас ничего не выйдет, если Вы до этого просто срисовывали красивые картинки.

Секрет импрессионистов не в том, как они наносили мазки — вдоль или поперёк, длинными штрихами или короткими, а в умении мыслить композиционно, верно брать тональные и цветовые отношения, работать с плоскостью в целом, а не по кусочкам ради чудного эффекта.

“Ой! — опять скажете Вы. — Я слышала (слышал) иную версию, совсем не так там рассказывали. Мазочки очень важны, и нужно держать ритм, не сбиваться, иначе всё может некрасиво получиться”.

Не знаю, где и что Вы слышали, я остаюсь неумолим. Просто факт наличия мазочков, какими бы они ни были, без композиционной работы, чувства целого, лепки формы, будет случайной мазнёй.

Для живописи, построенной на оптическом смешении красок, вдвойне важно уметь работать с пространством, с большими отношениями, со светом и тенью, с теплохолодностью и плоскостью в целом.

Как исправить ситуацию? Конечно, начать с базовых знаний — азбуки изобразительного языка, другого пути нет и не будет.

Заслуга импрессионистов в том, что они показали в своих работах подлинную реальность такой, какая она есть, мир, пульсирующий цветом, живопись — жизнь. Оглядитесь по сторонам, разве это не так? Неужели Вы наблюдаете мёртвые, статичные локальные цвета, неужели Вы не видите этих пульсаций цвета?

Кашу маслом не испортишь, а картину легко! Как смешивать краски

Константин Коровин

Мы видим цвет предмета, потому что отражённая световая волна попадает на сетчатку глаза. Не будет света, не увидим и предмета, то есть цвет предмета без света не существует вообще.

Свет — это волны или даже частицы, но суть не в этом, а в том, что он динамичен, он движется, никогда не замирает, не останавливается. Отсюда и живопись — жизнь. Она пульсирует, мерцает необычайной сложностью колорита на картинах великих импрессионистов.

Итог: собравшись приготовить вкусную картинку, не переборщите с маслом, не обратите его в “грязь”. Там, где нужно, мешайте цвета механическим способом и, конечно, применяйте в работе оптическое (пространственное) смешение.

“Ой! — скажете Вы. — Опять он про кашу! На моих картинах сплошная грязь! А главное, уже столько мастер-классов за плечами, столько учебных видео пересмотрено, столько теории всухомятку съедено, а толку что, никаких подвижек!” Мой ответ: учитесь у мастеров, перенимайте знания и опыт из рук в руки, не книжки, не видео Вам в данном случае не помогут.

Если у Вас есть опыт работы красками, расскажите о нём в комментариях. Случалось ли Вам испытывать страх, когда Вы хотели писать смело, звонко, сочно? Возможно, у Вас всё получается, тогда поделитесь опытом.