Как смешивать краски — вопрос для многих начинающих художников. С чего начать, как продолжить и получить желаемый результат?
Однажды, пытаясь объяснить одной из начинающих художниц, что красок не нужно бояться, я лихо мазнул на её измученном холсте сочным, открытым цветом. “Ой!” — вскрикнула она, будто бы я её ущипнул. Всё, что я сотворил далее с её бледненькой картинкой, диким ужасом отразилось на её лице. “Ой!” — периодически восклицала она, но я не щадил ни её, ни её живопись.
Вообще, это не самый эффективный способ обучения — что-то переделывать в работе ученика, но иногда следует ворваться в будто бы законсервированный мир некоторых начинающих художников и навести там порядок.
Мне показалось, она больше никогда не придёт на мои уроки, но всё случилось иначе. На мой вопрос, как тебе такая живопись, она улыбнулась и застенчиво произнесла: “Я попробую”.
“Я поняла, — впоследствии рассказывала она о своих ощущениях, — как будто со мной это случилось в первый раз, я впервые писала после Вашего террора над моим холстом. Мне так понравилось, так классно!”
Если Вы хоть раз пробовали писать цветом, не возюкать серенькой краской, а писать, Вы никогда этого не забудете. Более того, у Вас выработается стойкая зависимость от желания быть вместе — только Вы и творчество, Вы и живопись!
Если рисунок может быть рациональным, расчётливым, умным, то от живописи мы ждём эмоций и настроения. Как писать живо, как чувствовать мир кончиком кисти, как испытывать “Вау! — эффект” в каждом случае, когда на холсте застывают в ритмичном танце звонкие цвета.
Согласитесь, вопросы, заслуживающие пристального внимания, если Вы хоть раз пытались что-либо написать красками.
Порой диву даешься, как у некоторых художников получается так сочно и живо подбирать цвета на своих картинах. Каким особенным даром они наделены?
Лично я не верю в абстрактные таланты и убеждён: всё, что мы умеем — следствие полученного опыта, который мы либо осознаём, либо нет.
Например, у Вас получилась интересная работа, но всё произошло случайно, на вдохновении, на эмоциональном подъёме. Вопрос, как повторить этот опыт, если Вы понятия не имеете, где взять вдохновение по заказу?
Начинается творческий кризис, ожидание, что Вас снова накроет страстное желание творить и всё само будет получаться.
Порой кризис приводит к полной апатии и потере интереса к творчеству. Вам больше нет никакого дела до живописи, рисования, а, казалось бы, всё так прекрасно начиналось.
Сколько начинающих художников бросают всё на полпути, потому что, как им кажется, вдохновение обходит их стороной. Беда несостоявшихся творцов в том, что они почти полностью полагались на интуицию, ощущения.
Если пересмотреть ошибочные взгляды и принять более реалистичную картину мира, то творчество дано всем, каждый может выразить себя наиболее полно доступным ему языком.
Что понимать под доступным языком? Конечно, накопленный опыт технических решений и базу знаний, отвечающую на все возникающие вопросы в процессе творческой деятельности.
Простыми словами, Вам следует забыть о вдохновении напрочь, перестать ждать чуда, знамения и начать действовать.
“Ой!” — возможно, скажете Вы. Но я остаюсь непоколебим: вдохновения не существует, всё только в Ваших руках и никак иначе.
В последнее время мне часто задают вопросы на тему смешивания цветов — как писать мазками, как научиться и т.д.
Несведущий зритель делится на две категории. Одни терпеть не могут никаких мазков, ляпков в картине и считают, что художник над ними издевается. Другие восхищены подобной техникой, и если сами пробуют писать, то, конечно, имитируют в своих работах мазковую живопись.
С первыми всё ясно: они либо ярые приверженцы классицизма, либо из тех, кто транслирует своё “нравится — не нравится” по принципу: картинка должна быть гладенькой-сладенькой, как тортик.
Если Вы практикуете живопись, то должны знать, что основных способов смешивания цветов у Вас два — механический и оптический (пространственный).
При механическом способе краски перемешиваются на палитре до получения необходимого цвета и наносятся на рабочую поверхность. Следует понимать, что пигменты двух разных цветов образуют новый оттенок, таким образом, мы получаем искомый.
При оптическом смешении пигменты различных цветов не перемешиваются, они накладываются либо послойно, либо рядом друг с другом. В первом случае применяется метод лессировок, когда по высохшему красочному слою накладывают прозрачные верхние слои. Во втором мазки наносятся отдельно, как мозаика, и мы наблюдаем эффект пространственного смешения, который применяли пуантилисты.
А теперь попробуйте что-либо изобразить мазочками, создать предмет, среду, его окружающую, свет, тень, состояние. Предположу, что у Вас ничего не выйдет, если Вы до этого просто срисовывали красивые картинки.
Секрет импрессионистов не в том, как они наносили мазки — вдоль или поперёк, длинными штрихами или короткими, а в умении мыслить композиционно, верно брать тональные и цветовые отношения, работать с плоскостью в целом, а не по кусочкам ради чудного эффекта.
“Ой! — опять скажете Вы. — Я слышала (слышал) иную версию, совсем не так там рассказывали. Мазочки очень важны, и нужно держать ритм, не сбиваться, иначе всё может некрасиво получиться”.
Не знаю, где и что Вы слышали, я остаюсь неумолим. Просто факт наличия мазочков, какими бы они ни были, без композиционной работы, чувства целого, лепки формы, будет случайной мазнёй.
Для живописи, построенной на оптическом смешении красок, вдвойне важно уметь работать с пространством, с большими отношениями, со светом и тенью, с теплохолодностью и плоскостью в целом.
Как исправить ситуацию? Конечно, начать с базовых знаний — азбуки изобразительного языка, другого пути нет и не будет.
Заслуга импрессионистов в том, что они показали в своих работах подлинную реальность такой, какая она есть, мир, пульсирующий цветом, живопись — жизнь. Оглядитесь по сторонам, разве это не так? Неужели Вы наблюдаете мёртвые, статичные локальные цвета, неужели Вы не видите этих пульсаций цвета?
Мы видим цвет предмета, потому что отражённая световая волна попадает на сетчатку глаза. Не будет света, не увидим и предмета, то есть цвет предмета без света не существует вообще.
Свет — это волны или даже частицы, но суть не в этом, а в том, что он динамичен, он движется, никогда не замирает, не останавливается. Отсюда и живопись — жизнь. Она пульсирует, мерцает необычайной сложностью колорита на картинах великих импрессионистов.
Итог: собравшись приготовить вкусную картинку, не переборщите с маслом, не обратите его в “грязь”. Там, где нужно, мешайте цвета механическим способом и, конечно, применяйте в работе оптическое (пространственное) смешение.
“Ой! — скажете Вы. — Опять он про кашу! На моих картинах сплошная грязь! А главное, уже столько мастер-классов за плечами, столько учебных видео пересмотрено, столько теории всухомятку съедено, а толку что, никаких подвижек!” Мой ответ: учитесь у мастеров, перенимайте знания и опыт из рук в руки, не книжки, не видео Вам в данном случае не помогут.
Если у Вас есть опыт работы красками, расскажите о нём в комментариях. Случалось ли Вам испытывать страх, когда Вы хотели писать смело, звонко, сочно? Возможно, у Вас всё получается, тогда поделитесь опытом.
У меня полный кризис и полная апатия. Штук 7 не законченных работ. Мы не дружим со смешением красок… на м. к. всё получалось. там за меня думали и руководили.А сейчас-умом понимаю, после Ваших уроков,но не получается. Может я не так вижу цвет? Откуда столько разных мазков? Не сломаться бы совсем………….
Здравствуйте, Вера! Согласитесь, когда думать не надо (кто-то всё придумал за Вас, а затем так же усердно Вас похвалил), кажется, что всё получается и Вы молодец. Правда в том, что мыслить самостоятельно и принимать решения самому сложно, творчество — это выбор. Вопрос в том, как Вы хотите творить — по заданному плану, чужим умом или самостоятельно? Творчество — это восторг, победа над самим собой, когда сложно и когда легко, на одном дыхании — всё вместе. Вы хотите, чтобы всегда легко, всегда на одном дыхании? Так не бывает! Видим мы все одинаково, не сомневайтесь, а вот знаем все по-разному. Не понял, что за вопрос про мазки? По поводу «сломаться» скажу, что пока Вы будете думать о творчестве как об игре в песочнице, Вам будет сложно совместить обучение и арт-терапию.
ВОТ! Александр, для меня это тоже актуально, может вы напишете статью о том как совместить обучение и арт-терапию?
Здравствуйте, Дарья! Хорошо, напишу.
Здравствуйте Александр! Ну вы крутой!)!) Каждое Ваше слово, чёткое и точное, все сразу становится понятно! Спасибо Вам и Божьих благословений!
Здравствуйте! Да, действительно Вы крутой! Я только сейчас начала понимать что такое живопись. Не знаю получится у меня писать так вкусно как Вы и другие мастера живописи, но я теперь иду по дороге познания творчества, понимания искусства. Большое Вам спасибо за Вашу энергия добра, желания дать людям ценное. У Вас большое предназначение в этой жизни, которое делаете на 100 процентов. Желаю творческих успехов!
Александр, действительно тот человек, который заставляет думать над работай и анализировать — что ты делаешь в каждый момент. Это — не простое занятие за просмотром ТВ, но когда видишь какой-то свой результат, это того стоит! Всему надо учиться!
Здравствуйте. У меня сейчас происходит «ломка» стереотипов. Переосмысление своих творческих способностей и осознанное правильное понимание живописи. От сладеньких «мастерклассных тортиков» хочу перейти к самостоятельному решению. Я тоже ПОПРОБУЮ! Всегда хотелось писать смело, звонко, сочно. С Вашей подачей, Александр, ценнейшего обучающего материала уходит страх, приходит свобода. Спасибо за интересную статью, Вы пишите словами также вкусно, как и пишите красками. Простите за тавтологию.
Хоть у меня опыт общения с масляными красками небольшой, я убедилась, что пока свои краски не изучишь – ничего путного не получается. Теперь в свободное время понемножку делаю себе на обычной офисной бумаге выкраски из сочетаний попарно. Например, есть пять разных синих/голубых и пять разных красных/розовых тюбиков. А чтобы найти, как смешать звонкий фиолетовый, пришлось перебрать массу сочетаний. То же самое с красными и желтыми – где там хороший оранжевый прячется…? Где-то цветовые сочетания сразу грязные, где-то просаживаются и становятся глухими, а где-то вообще другой цвет получается, а не ожидаемый. Если сначала изучить свои тюбики, то никакого страха «ляпать мазки» не останется, потому что исчезнет неопределенность результата. И можно будет четко выбрать для своего цветового стиля 6-8 тюбиков, из которых всегда можно «достать» то, что хочется.
И со второй проблемой начинающего художника мне удалось справиться – боязнь взять слишком много краски. В моем случае, я осознала, что сначала было просто элементарно жалко неумело расходовать дорогую краску. Останется лишнее на палитре, так «внутренняя жаба» сразу наружу вылезает! Помогла мысль о том, что если я буду так экономить, то краски элементарно впустую засохнут, дожидаясь, пока я их измажу. Теперь не экономлю :) Тем более когда вспоминаю, как Александр от души краски на холст кидает в натюрмортах, которые пишет вживую перед учениками :)
Ольга, спасибо за практический опыт, которым Вы делитесь. Выкраски — полезно будет и мне поделать их из своего арсенала красок.
А вот про мазистую живопись скажу, что не дологовечна она. Уже через лет 50-70 идут кракелюры. Я постоянно вижу эту неприятность на выставках картин маститых художников, написанных в 50-60 годы 20 века. Кракелюры появляются там, где жирно, на средних и тонких слоях их пока нет…
Спасибо за классную ритмичную энергичную статью! Спасибо за смелость и сочность слова! Благодарю за то, что делитесь своими знаниями!
Очень хочется научиться вибрирующей живописи, смелым цветам. Стараюсь в своих работах работать открытыми цветами, отношениями пятен. Для меня это очень сложная задача, приходиться себя ломать. Как говорит моя приятельница — парикмахер, красочку намазывай, а не размазывай. Вот и стараюсь теперь намазывать на холст, а не размазывать тонким слоем. Очень много знаний я получила после «Арсенала“. Вроде было все известно, но, так чётко, подробно и по делу, как на курсе, я в сети не встречала. Вся теория стала моим четким знанием. Если думаете, идти ли к Александру на курс, мой Вам совет —
идите обязательно, не прогадаете. Будет сложно, будет ступор, но потом, как же интересно не только самой рисовать, но и понимать чем искусство отличается от размазывания краски. Я очень надеюсь, на продолжение курсов уже не только для новичков.
Коллеги, подскажите как художники художнику — где ссылка на курс о цвете?
Здравствуйте, Игорь! Напишите мне, я отвечу на Ваши вопросы по ссылке http://grigoryevalexandr.ru/kontakti-2
Здравствуйте, Александр! Хочу прослушать курс о цвете, не могу найти ссылку на этот курс. С уважением, Игорь.
Это мое мнение, три года назад в 67 лет взяла впервые кисть в руки, пришла из магазина канцтоваров взяла кисть и думаю, а как ей водить, сверху вниз или наоборот, Потом решила а что мелочиться, начну прям сразу с Пикассо, что уж я квадратики не нарисую?))) Потом много копировала, глядя только на великих, а сейчас просто пишу, что чувствую и не заморачиваюсь ни о какой технике, Друзьям нравится, недавно в ОК только в группе Ковальчука Сергея за свой золотой закат получила аж 350 классов, Поэтому, чтобы рисовать или писать как художники говорят, азы , конечно, знать надо, но без усердия, трудолюбия и еще чего то необьяснимого хорошему художнику не обойтись, и тоже немаловажно писать только, когда хочешь и ничего никому не продавать, художник должОн быть свободным))))Истомина (Солдатова) Татьяна,
Здравствуйте!Очень понравилась Ваша статья о цвете.Я вообще ещё даже не художник,но очень хочется взять кисть и впервые в жизни нарисовать пейзаж, хотя мне уже почти 50 лет.Это желание появилось недавно , возможно во мне есть неиспользованное творческое начало,хотя я даже ещё ничего не знаю про живопись , но очень хочу научиться и просто хочу выйти с мольбертом на даче на озеро и рисовать.Спасибо Вам за статьи , буду обязательно читать , а может запишусь и на курс.
«Вы хотите, чтобы всегда легко, всегда на одном дыхании? Так не бывает!», — вот и этот афоризм Александра возьму себе в копилку знаний о живописи и живописцах. Спасибо, Александр!
Я первый раз открыла цвет на холсте, когда проходила обучение на курсе Александра » Все о цвете». Как сейчас помню замученную работу «Масленица пришла». Александр тогда мне сказал: » Выпустите цвет на картину, зажгите самовар.». И когда я перестала боятся и начала выпускать цвет, мне показалось, что я сама открылась как тюбик и отдала цвет своей души холсту. Вот тогда она и заиграла. Страх отступил и появилась радость творчества. Спасибо ещё раз Александру за его желание делиться с нами своими знаниями.