Картина — рассказ, но вместо слов в ней пятна! Именно так следует читать картины, потому что в них нет букв, нет литературных смыслов, нет детективных, приключенческих, любовных и иных сюжетов, их фабула проста, а суть — мгновение, да и только.
Сколько бы Вы не пыжились, не нагружали своё творение смыслами, подтекстами, тайными мыслями и прочей чепухой, у Вас есть только миг, и именно он будет запечатлён на плоскости, ни до, ни после Вам изобразить не удастся. (Я имею в виду станковую картину, произведение, выполненное в реалистической манере).
Осознав эту страшную правду, приходишь в ужас. Только миг! Этого мало, ничтожно мало, особенно когда ты начинающий художник, когда ты ещё не до конца воспринял невозможность обратить миг в вечность.
Писателям повезло больше. Они превращают время в слова и могут столько его переварить, переплавить, что не хватит и сотни жизней прочесть все библиотеки, прожить все написанные строки, вдохнуть аромат всех ими созданных миров.
К сожалению или к счастью, но художники ограничены в средствах, им достался только миг, тот самый, как в одноименной песне, между прошлым и будущим. Художники ограничены во многом, у них нет права на ошибку, а у писателей есть.
Да, можно быть плохим писателем, что-то писать, например, на злобу дня, и читатели будут читать. Сразу и не разберёшь, хороший ты писатель или плохой. Также может быть, что в начале книги ты плохой, а в конце уже хороший или наоборот. Когда твой союзник время, у тебя есть шанс, у художника шанса нет.
Дело даже не в художниках, собственно, для них миг — это вечность, они знают, что было до и будет после. Дело в главном персонаже. Вы спросите, кто он? Его Величество зритель.
Только зритель знает, победил ли художник в неравном бою с мгновением, смог ли передать краткий миг правдиво, или туман сомнения и лжи украл заветную победу. Только зрителю открываются мгновения, удавшиеся талантливым трудягам, только зрителю очевидны все их неудачи.
Когда спрашивают Ваше мнение о незнакомом Вам писателе, то Вам доставляет немало труда сначала найти его книги, затем прочесть что-то, потратив на это массу драгоценного времени, и только потом составить впечатление о прочитанном.
Например, чтобы понять творчество Джеймса Джойса, придётся прочесть его знаменитый “Улисс”, а это тот ещё кирпич, но, безусловно, шедевр. Я сравнил бы его с персидским ковром, сотканным из сотен тысяч слов.
А что художники? С ними всё просто. Пара кликов в поисковике, и Вы небрежно бросаете нравится — не нравится, моё — не моё. Всё тот же миг решает участь художников – ловцов мгновений.
Если картина — рассказ, то на каком языке она повествует, какие буквы, цифры и слова следует знать, читая её?
Зрителю необходимо понимать язык изобразительного искусства, а автору уметь на нём выражаться. Так в чём же разница между писателем и художником? Орудие писателя — слово, а если быть точным, великое множество слов, у художника же только линия и пятно!
Да, Вы всё правильно прочитали. Именно пятно, а не глазки и носик на портрете, не ваза с цветами и не ровные шеренги солдат на картинах с батальными сценами. Если быть более точным, пятна, образующие гармонию на плоскости, пятна, расположенные, согласно замыслу автора, именно там, где им место, где они наиболее точно передают пережитое автором мгновение.
Не исключаю, что для Вас это открытие, и с такого ракурса на картину Вы никогда не смотрели. Давайте порассуждаем, в чём соль этой правды?
Понимая ограниченность своих возможностей, художник обязан с ювелирной точностью располагать все линии и пятна на плоскости, иначе результат может быть попросту никаким. Простыми словами, композиция — это сочинение, соединение, создание гармонии между всеми элементами картины.
Композиция — это капкан для мгновения, искусно поставленный художником так, чтобы самый осторожный миг попал в расставленные на него сети. Здесь будет уместно сравнение с охотником, потому что творчество — это поиск, охота на свежие смыслы, на новые идеи, интересные мысли.
Под пятном я понимаю любой изображённый объект. Неважно, есть у него носик и глазки, веточки и иголки, потому как все эти детали — частности, принадлежащие общему. Умение обобщать сложные формы до простых — наиважнейший навык, без которого художник не властелин, а раб натуры.
Кстати, когда художник перестаёт быть “рабом”, он может позволить себе коверкать, искажать, ломать гармонию просто потому, что он создатель собственных миров. Если ему это нужно, он манипулирует законами композиции намеренно.
Многие из начинающих художников (и не только начинающих) думают, что композиционная гармония — это когда на плоскости всё гармонично относительно классических канонов. К сожалению, подобный склад мышления свойственен “рабам”. Гармония — это не что иное, как завершённость замысла автора, ради которого он осознанно нарушил все правила или же следовал им.
Прежде чем что-то ломать, нужно научиться строить, то есть любимое некоторыми художниками оправдание «я так вижу» — всего лишь попытка спрятать своё неумение и не более того.
Думаю, моё заявление о том, что композиция и понимание её законов лежат в основе всего изобразительного искусства, будет уместным. Многие даже не представляют, сколько труда вложено в великие произведения. Пробегая по залам музея и останавливаясь вскользь у очаровательных носиков и глазок на портретах, мы бежим дальше. Да, не умея видеть, мы не видим!
Однако то, что простительно невнимательным, а главное, незнающим зрителям, совсем непростительно тем, кто держит в руках кисть либо иной смежный инструмент. Прочитав в учебниках об известных законах композиции, многие навсегда забывают о них. Если быть точным, забывают об их существовании, потому как из учебников с сухими школьными формулировками узнать практически ничего невозможно.
Зато можно нарыть горы информации о том, как нарисовать лошадь, как нарисовать лошадь поэтапно, как нарисовать лошадь карандашом, как нарисовать лошадь, жующую траву и т.д. Саму лошадь в данном случае можно заменить на любое другое животное, предмет или даже человека.
Лично я ничего не имею против рисования лошади как академической штудии, но я не прохожу мимо повального увлечения предметом рисования ради самого предмета. Художник работает с плоскостью, повторюсь, со всей плоскостью листа, холста и т.д., а значит, с композицией, и даже если лошадь — главный герой, она лишь часть целого.
Хочу обратить Ваше внимание на цельность завершённой картины. Хорошая картина — это пятно, внутри которого также гармония пятен, построенных автором согласно замыслу произведения. Всё просто. Если какие-либо пятна случайны, вываливаются из плоскости картины и не согласуются с общим замыслом, это пример неграмотного композиционного решения.
В следующий раз, когда Вы будете восхищаться изображённой кем-либо лошадью, цветком, портретом «по фотографии», обратите внимание, а всё ли в порядке с этой картиной? На месте ли лошадь, интересна ли композиция, или это всё то же фото на паспорт, изображённое в лоб, со страшными глазами, кислой миной на лице или морде.
Будьте художником, творите, создавайте, мыслите композиционно, в противном случае Ваши труды будут бесконечным аналогом документального фото, а Ваша гордость о проделанной работе будет из области соревнования с принтером. Хочу открыть Вам тайну — у лошадей паспортов нет, а принтеру глубоко безразлично, кто из вас двоих лучше копирует.
Повторюсь, у Вас есть только миг, и именно он будет запечатлён на плоскости, ни до, ни после Вам изобразить не удастся. То есть в кинофильм Вы картину не превратите, но благодаря пониманию законов композиции и умению манипулировать ими Вы можете вдохнуть время в запечатлённый миг, а зритель сам всё домыслит, дорисует, дофантазирует.
Александр! Я не удержалась, чтобы не вставить своё «Я». Так хочется сказать, насколько важна композиция, какие чудесные открытия мы сделали в своё время в нашей первой группе, изучая этот курс. И насколько легко и интересно проходило обучение. И как многие из тех, кого я знаю, благодарны Вам. И спасибо, что Вы до сих пор с нами.
Блестяще раскрыта тема статьи! Такая образность мысли, литературных оборотов: «…миг решает участь художников – ловцов мгновений» — один из примеров. С самого начала моего личного опыта занятия художеством было подсознательное понимание того, что в картинах великих есть какая-то необъяснимая тайна, что это — не только техника, цвет, свет, золочёная рама… Сейчас (спасибо Александру) я стала понимать, что эта тайна заключена в гармонии пятен, сознательно выбранных и размещённых на холсте таким образом, чтобы запечатлённый автором «миг между прошлым и будущим» нашёл отклик у зрителей. И самое интересное, что шедевры старых мастеров рождают отклик у зрителей других поколений, столетий, эпох, о которых они даже не могли мечтать! Так Миг превращается в Вечность… Я очень надеюсь, что пробел в моих знаниях и недостаток опыта в выборе удачного композиционного решения поможет заполнить Ваш новый Курс по композиции.
Миг, может застыть на века. Не всем дано передать миг вечности. Можно сказать «вечный двигатель» человеческих чувств. Не всем дано понять художника. В школе учат понимать произведения литературы, но не прививают любовь к литературе, скорей наоборот — основная масса детей не любит читать. Музыка преподносится не столь навязчиво и её любят все, по-разному, на свой вкус. Понять изобразительное искусство слишком сложно. Здесь все зависит от педагога: или он привьет любовь и понимание, или отобьет интерес напрочь. Настоящих педагогов единицы.
Присоединюсь к выше написанным отзывам! Я как-то в свое время робко приняла решение пойти на курс по композиции Александра год назад, и потом уже только ждала, когда у Александра будут новые курсы, чтобы учиться еще и еще.
Вы знаете, я больше не смотрю мастер-классы онлайн и не езжу к художникам писать картины вместе с ними на мастер-классах оффлайн (В Москву ездила и писала 4 раза). Я теперь созидаю и творю картины сама! Может, они не все столь эффектные, как те, что на мастер-классах получались, зато уникальные, зато таких похожих еще несколько десятков не пестрит в интернете! Зато — картины мои!
Я научилась вместе с Александром сама задумывать композиции, сама их составлять и потихонечку приходит понимание!
Я сама научилась и учусь дальше искать колористические решения, начинаю понимать, что значит — сталкивать цвета, писать пятнами, использовать светлотный контраст или цветовой и многое другое! А еще — Боже, я раньше таскала с собой 40 тюбиков красок и все покупала их и покупала, думая, какой живописной станет моя картина с ними. И пленэры казались мне трудно выполнимой задачей — так тяжело было все носить с собой. А Александр научил писать 8 красками, включая белила! И выходы на пленэры стали проще! И еще, с пониманием, меняется мышление .. и я теперь понимаю, что пленэр — это не обязательно на весь день и только по вдохновению; это может быть и на 1.5 часа и просто потому, что я хочу поймать мгновение на этюд, «взять отношения», как учит Александр, чтобы ПОТОМ написать картину. А раньше я думала, на пленэры ходят, чтобы там картины и писать, потому ждала, когда появится целый свободный день, да плюс настроение, погода, вдохновение.. В общем, почти ничего не шло и не ехало! А сейчас, за 1 месяц осенний я уже 5 этюдов на пленэре написала.
Александр! Спасибо Вам огромное, за Ваши курсы, за тактичное и очень лояльное отношение к Вашим ученикам, и за очень доступные цены на обучение!
Здравствуйте, Галина! Именно изобразительное искусство — одно из самых сложных для восприятия, и за кажущейся простотой в подлинном шедевре прячется гигантская работа, проделанная автором от поиска сюжета до его реализации. Полностью с Вами согласен, к сожалению, в школах учат зубрить, а не любить искусство, вот уж не знаю, намеренно ли создают такие учебные программы? От педагога, наставника, учителя зависит действительно много, Вы правы. Спасибо за отзыв!
Александр, “Если картина — рассказ, то на каком языке она повествует?” -да на всех!!! У картины нет ни языка, ни национальности ЕЕ ПОНИМАЮТ ВСЕ НАРОДЫ!!!
Извините, это мое мнение. Статьи Ваши отличные, зачитываешься — как романом, спасибо огромное!!!
Любовь! Не вижу противоречий. Александр говорит о «ЯЗЫКЕ ПЯТЕН». Вот его то и понимают все народы.
Здравствуйте, Любовь! В широком смысле Вы правы, картина перевода не требует, и американец, например, поймёт немца, не зная немецкий, если их общим языком будет язык визуальных образов. Однако если автор, а именно, художник будет косноязычен по причине неумения, незнания, диалог вряд ли состоится. Вы правы, у картины нет национальности, у картины есть логика пятен, которые складываются в слова и предложения, понятные всем, но только в одном случае — если эта логика верна. Мы же с Вами говорим не о детских рисунках, которые, конечно, имеют своё очарование, а о произведениях с очень сложными порой смыслами. Спасибо за отзыв!
«Композиция — это капкан для мгновения, искусно поставленный художником так, чтобы самый осторожный миг попал в расставленные на него сети. »
Здорово! Буря аплодисментов!!! :)
Да! Не согласиться не возможно! Все так есть. А дальше вопрос: и что с этим делать ? Самостоятельно можно прийти к пониманию ? Что читать,что делать,что смотреть?
Согласна полностью с автором. Статья написана доходчиво и видно, что оьоьщен опыт многих хороших художников. Сама рисую и пишу несколько лет. И соглашаюсь, потому что почувствованы написанные автором слова. Спасибо.
Нам остается вкладывать в этот миг знания и опыт, чтоб довести до зрителя суть, идею и убедить его правдиво созданной работой.