Картина  -  рассказ,  но  вместо  слов  в  ней  пятна!  Именно  так  следует  читать  картины,  потому  что  в  них  нет  букв,  нет  литературных  смыслов,  нет  детективных,  приключенческих,  любовных  и  иных  сюжетов,  их  фабула  проста,  а  суть  -  мгновение,  да  и  только.

Сколько  бы  Вы  не  пыжились,  не  нагружали  своё  творение  смыслами,  подтекстами,  тайными  мыслями  и  прочей  чепухой,  у  Вас  есть  только  миг,  и  именно  он  будет  запечатлён  на  плоскости,  ни  до,  ни  после  Вам  изобразить  не  удастся. (Я имею  в  виду  станковую  картину,  произведение,  выполненное  в  реалистической  манере).

Осознав  эту  страшную  правду,  приходишь  в  ужас.  Только  миг!  Этого  мало,  ничтожно  мало,  особенно  когда  ты  начинающий  художник,  когда  ты  ещё  не  до  конца  воспринял  невозможность  обратить   миг  в  вечность.

Писателям  повезло  больше.  Они  превращают  время  в  слова  и  могут  столько  его  переварить,  переплавить,  что  не  хватит  и  сотни  жизней  прочесть  все  библиотеки,  прожить  все  написанные  строки,  вдохнуть  аромат  всех  ими  созданных  миров.

Если картина - рассказ, то на каком языке она повествует?

К  сожалению  или  к  счастью,  но  художники  ограничены  в  средствах,  им  достался  только  миг,  тот  самый,  как  в  одноименной  песне,  между  прошлым  и  будущим.  Художники  ограничены  во  многом,  у  них  нет  права  на  ошибку,  а  у  писателей   есть.

Да,  можно  быть  плохим  писателем,  что-то  писать,  например,  на  злобу  дня,  и  читатели  будут  читать.  Сразу  и  не  разберёшь,  хороший  ты  писатель  или  плохой.   Также  может  быть,  что  в  начале  книги  ты  плохой,  а  в  конце  уже  хороший   или  наоборот.  Когда  твой  союзник  время,   у  тебя  есть  шанс,  у  художника  шанса  нет.

Дело  даже  не  в  художниках,  собственно,  для  них  миг  -  это  вечность,  они  знают,  что  было  до  и  будет  после.  Дело  в  главном  персонаже.  Вы  спросите,  кто  он?  Его  Величество  зритель.

Только  зритель  знает,  победил  ли  художник  в  неравном  бою  с  мгновением,  смог  ли  передать  краткий  миг  правдиво,  или  туман  сомнения  и  лжи  украл  заветную  победу.  Только  зрителю  открываются  мгновения,  удавшиеся  талантливым  трудягам,  только  зрителю  очевидны  все  их  неудачи.

Когда  спрашивают  Ваше  мнение  о  незнакомом  Вам  писателе,  то  Вам  доставляет  немало  труда  сначала  найти  его  книги,  затем  прочесть  что-то,  потратив  на  это  массу  драгоценного  времени,  и  только  потом  составить  впечатление  о  прочитанном.

Например,  чтобы  понять  творчество  Джеймса  Джойса,  придётся  прочесть  его  знаменитый  “Улисс”,  а  это  тот  ещё  кирпич,  но,  безусловно,  шедевр.   Я  сравнил  бы  его  с  персидским  ковром,  сотканным  из  сотен  тысяч  слов.

А  что  художники?  С  ними  всё  просто.  Пара  кликов  в  поисковике,  и  Вы  небрежно  бросаете  нравится  -  не  нравится,  моё  -  не  моё.  Всё  тот  же  миг  решает  участь  художников   –  ловцов   мгновений.

Если  картина  -  рассказ,  то  на  каком  языке  она  повествует,  какие  буквы,  цифры  и  слова  следует  знать,  читая  её?

Зрителю  необходимо   понимать  язык  изобразительного  искусства,  а  автору  уметь  на  нём  выражаться.  Так  в  чём  же  разница  между  писателем  и  художником?  Орудие  писателя  - слово,  а  если  быть  точным,  великое  множество  слов,   у  художника  же  только  линия  и  пятно!

Да,  Вы  всё  правильно  прочитали.  Именно  пятно,  а  не  глазки  и  носик  на  портрете,  не  ваза  с  цветами  и  не  ровные  шеренги  солдат  на  картинах  с  батальными  сценами.  Если  быть  более  точным,  пятна,  образующие  гармонию  на  плоскости,  пятна,  расположенные,  согласно  замыслу  автора,  именно  там,  где  им  место,  где  они  наиболее  точно  передают  пережитое  автором  мгновение.

Не  исключаю,  что  для  Вас  это  открытие,  и  с  такого  ракурса  на  картину  Вы  никогда  не  смотрели.  Давайте  порассуждаем,  в  чём  соль  этой  правды?

Понимая  ограниченность  своих  возможностей,  художник  обязан  с  ювелирной  точностью  располагать  все  линии  и  пятна  на  плоскости,  иначе  результат  может  быть  попросту  никаким.  Простыми  словами,  композиция  -  это  сочинение,  соединение,  создание  гармонии  между  всеми  элементами  картины.

Композиция  -  это  капкан  для  мгновения,  искусно  поставленный  художником  так,  чтобы самый  осторожный  миг  попал  в  расставленные  на  него  сети.  Здесь  будет  уместно  сравнение  с  охотником,  потому  что  творчество  -  это  поиск,  охота  на  свежие  смыслы,  на  новые  идеи,  интересные  мысли.

Под  пятном  я  понимаю  любой  изображённый  объект.  Неважно,  есть  у  него  носик  и  глазки,  веточки  и  иголки,  потому  как  все  эти  детали  -  частности,  принадлежащие  общему.  Умение обобщать  сложные формы  до  простых  -  наиважнейший  навык,  без  которого  художник  не  властелин,  а  раб  натуры.

Кстати,  когда  художник  перестаёт  быть  “рабом”,  он  может  позволить  себе  коверкать,  искажать,  ломать  гармонию  просто  потому,  что  он  создатель  собственных  миров.  Если  ему  это  нужно,  он  манипулирует  законами  композиции  намеренно.

Многие  из  начинающих  художников  (и  не  только  начинающих)  думают,  что  композиционная  гармония  -  это  когда  на  плоскости  всё  гармонично  относительно  классических  канонов.   К сожалению,  подобный  склад  мышления  свойственен  “рабам”.  Гармония  -  это  не  что  иное,  как  завершённость  замысла  автора,  ради  которого  он  осознанно  нарушил  все  правила  или  же  следовал  им.

Прежде  чем  что-то  ломать,  нужно  научиться  строить,  то  есть  любимое  некоторыми  художниками  оправдание  «я  так  вижу»  -  всего  лишь  попытка  спрятать  своё  неумение  и  не  более  того.

Думаю,  моё  заявление  о  том,  что  композиция  и  понимание  её  законов  лежат  в  основе  всего  изобразительного  искусства,  будет  уместным.  Многие  даже  не  представляют,  сколько  труда  вложено  в  великие  произведения.  Пробегая  по  залам  музея  и  останавливаясь  вскользь  у  очаровательных  носиков  и  глазок  на  портретах,  мы  бежим  дальше.  Да,  не  умея  видеть,  мы  не  видим!

Однако  то,  что  простительно  невнимательным,  а  главное,  незнающим  зрителям,  совсем  непростительно  тем,  кто  держит  в  руках  кисть  либо  иной  смежный  инструмент.  Прочитав  в   учебниках  об  известных  законах  композиции,  многие  навсегда  забывают  о  них.  Если  быть  точным,  забывают  об  их  существовании,  потому  как  из  учебников  с  сухими  школьными  формулировками  узнать  практически  ничего  невозможно.

Зато  можно  нарыть  горы  информации  о  том,  как  нарисовать  лошадь,  как  нарисовать  лошадь  поэтапно,  как  нарисовать  лошадь  карандашом,  как  нарисовать  лошадь,  жующую  траву   и  т.д.  Саму  лошадь  в  данном  случае  можно  заменить  на  любое  другое  животное,  предмет   или  даже  человека.

Лично  я  ничего  не  имею  против  рисования  лошади  как  академической  штудии,  но  я  не  прохожу  мимо  повального  увлечения  предметом  рисования  ради  самого  предмета.  Художник  работает  с  плоскостью,  повторюсь,  со  всей  плоскостью  листа,  холста  и  т.д.,  а  значит,  с  композицией,  и  даже  если  лошадь — главный  герой,  она  лишь  часть  целого.

Хочу  обратить  Ваше  внимание  на  цельность  завершённой  картины.  Хорошая  картина  —  это  пятно,  внутри  которого  также  гармония  пятен,  построенных  автором  согласно  замыслу  произведения.  Всё  просто.  Если  какие-либо  пятна  случайны,  вываливаются  из  плоскости  картины  и  не  согласуются  с  общим  замыслом,  это  пример  неграмотного  композиционного  решения.

В   следующий  раз,  когда  Вы  будете  восхищаться  изображённой   кем-либо  лошадью,  цветком,   портретом  «по  фотографии»,  обратите  внимание,  а  всё  ли  в  порядке  с  этой  картиной?  На  месте  ли  лошадь,  интересна  ли  композиция,  или  это  всё  то  же  фото  на  паспорт,  изображённое  в  лоб,  со  страшными  глазами,  кислой  миной  на  лице  или  морде.

Будьте  художником,  творите,  создавайте,  мыслите  композиционно,  в  противном  случае  Ваши  труды  будут  бесконечным  аналогом   документального  фото,  а  Ваша  гордость  о  проделанной  работе   будет  из  области  соревнования  с  принтером.  Хочу  открыть  Вам  тайну  -  у  лошадей  паспортов  нет,  а  принтеру  глубоко  безразлично,  кто  из  вас  двоих  лучше  копирует.

Повторюсь,  у  Вас  есть  только  миг,  и  именно  он  будет  запечатлён  на  плоскости,  ни  до,  ни  после  Вам  изобразить  не  удастся.  То  есть  в  кинофильм  Вы  картину  не  превратите,  но  благодаря  пониманию  законов  композиции  и  умению  манипулировать  ими  Вы  можете  вдохнуть  время  в  запечатлённый  миг,  а  зритель  сам  всё  домыслит,  дорисует,  дофантазирует.