Главная>Блог Александра Григорьева>
Никогда не думал, что выбор темы картины может поставить художника в тупик. В нем оказывается, как правило, начинающий художник. Что интересно, у большинства начинающих авторов темы совпадают. Мы можем регулярно наблюдать такие сюжеты, как всевозможных котиков, цветы, берег моря и им подобные.
Отчего так происходит, догадаться нетрудно, общественная культура потребления пропагандирует незамысловатую красоту, в сознании потребителя живут те же образы.
Попытка повторить красивое фото из интернета, а главное, достичь идентичности закладывается в задачи, которые ставит перед собой начинающий художник. Достигая цели в одном случае, он транслирует аналогичные темы раз от разу.
Для художника очень важно вырваться из плена общепринятых клише, увидеть красоту окружающего мира, найти собственные сюжеты.
Другая крайность, когда автор, не обладающий мастерством, хочет воплотить на своём полотне глобальные темы, буквально создавая “Последний день Помпеи”.
Помню свои первые опыты в написании картин, я ничем не отличался от всех, совершая те же ошибки. Самое страшное, что мои картины нравились окружающим и меня очень за них хвалили.
Как я рассуждал: если мои работы нравятся зрителям, значит я на правильном пути.
Желание угодить всем — заразительная штука, ты не замечаешь, как попадаешь в сети, расставленные теми, кто тебя хвалит. Попытка повторить успех ведёт к наезженной колее и никаких тебе больше открытий, творческих поисков, собственных находок.
Иногда твои почитатели прямо, открытым текстом говорят: зачем ты выдумываешь новое, идёшь не туда, у тебя хорошо получается то-то, следовательно, продолжай в прежнем направлении, а мы будем тебя хвалить.
Я думал, что нашёл себя, свой стиль, свои сюжеты и продолжал в том же духе.
Всё так бы и шло, если б не мои более мудрые учителя — художники, не давшие мне скатиться до полного кича и угодничества плохому вкусу.
Какая разница, какой Вы художник — профессионал или любитель? Умение видеть красоту нужно развивать, не стоит идти на поводу у большинства, будьте уникальным, единственным.
То, как видите мир Вы, больше никто не видит. Зачем же Вам, насилуя себя, надевать чужие маски и пытаться подстроиться под другие мнения?
Желание понравиться всем — тупиковый путь! Осознание этого пришло не сразу, как бы я не старался, всё равно кому-то не понравится, кто-то пожелает меня поправить, рассказать, как надо.
Сейчас даже странно, как я мог не видеть заезженных штампов в изобразительном поиске начинающих художников, наверное, потому, что сам ничем от них не отличался.
Да, я вступал в некое соревнование, например, на тему: кто реалистичнее нарисует морскую волну, омывающую берег, или открыточный пейзаж. Если у меня получалось хорошо, я искренне радовался этому и брался за следующую аналогичную работу.
Каких результатов я бы достиг, продолжая копировать “сладенькие” картинки, вероятно, никаких, и хорошо, что вовремя понял свои ошибки.
Есть мнение, что профессиональные художники пытаются навязать начинающим своё видение мира, это далеко не так. Тот, кто вовремя прислушался, попытался разобраться в теме, уже далеко шагнул, в отличие от тех, кто пренебрёг советами.
Правда и в том, что баланс должен сохраняться, все никогда не станут профессионалами. А значит, Ваше право, как Вы будете выражать себя в творчестве — ярко, индивидуально, или как принтер, вторя мнению большинства.
Критерий коммерческой успешности того или иного художника ни о чём не говорит, если это, конечно, не величина мирового масштаба.
Интересно, все ли задумываются, что будет с проданной работой — прикроет ли она дырку в обоях или послужит источником вдохновения для будущего владельца.
Хорошая картина всегда в цене. Это денежное вложение, которое увеличивается год от года в зависимости от значимости автора и неповторимости данного произведения.
За яркими авторами охотятся коллекционеры и ценители живописи, собранные ими картины не исчезают, а, как правило, бережно хранятся в частных коллекциях, из которых зачастую попадают в музеи.
Какую же картину Вы будете рисовать, зависит только от Вас. Что будет для Вас приоритетом — желание быть коммерчески успешным или же попасть в историю. Даже если не попасть, то приобщиться к великому наследию изобразительного искусства и испытать подлинную радость творчества, через неудачи придя к свету собственных побед.
У нас есть только один враг — это мы сами. Мы говорим себе “стоп” в тот момент, когда остался всего один шаг до цели, мы оправдываем себя, сожалея об отсутствии таланта, мы не хотим знать больше того, что уже знаем, мы просто не верим в себя.
В художественном наследии уже есть ответ на заданный вопрос, музеи хранят культурную память о предшествующих художниках.
Мастера прошлого не скачивали картинки из интернета, чтобы впоследствии их копировать, они черпали свои сюжеты из реальной жизни и библейских историй, находя собственные композиционные решения.
У современных художников есть те же возможности, они не перестали видеть мир своими глазами. Экраны мониторов не способны заменить подлинную жизнь.
Неумелое, но искреннее исполнение всегда интересней вымученной копии с экрана, не стесняйтесь предъявить себя миру таким, какой Вы есть. Пусть все вокруг будут ломиться в закрытые двери, скорей всего, Вам туда не нужно.
Я всегда восхищался теми немногими, кто способен выражать себя честно, оставаясь самим собой, в истории изобразительного искусства мы знаем много таких имён.
На собственном примере могу сказать, самые интересные картины получаются на очень знакомые сюжеты, с известных Вам персонажей и набивших оскомину вещей. Помимо подлинности изображения, Вы наполните картины смыслом, придав сюжету собственный авторский почерк.
Здесь нет никаких секретов, кроме того, что Вы небезразличны к изображаемому, Вы прожили с данной натурой часть жизни и можете многое о ней рассказать.
Порой, луч света в Вашей мастерской великолепен, до боли знакомые предметы необычны и сами просятся на холст. Присмотритесь к тому, что вас окружает, и увидите бесконечное число ещё не написанных картин.
Вы спросите, кому будут интересны пыльные углы мастерской, обыкновенные городские сюжеты и простые полевые цветы?
Я отвечу: всем тем, кто живёт в таких же городах, вдыхает запах полевых цветов и долгими летними вечерами наблюдает за игрой солнечного света в стенах собственных квартир.
Да ,конечно,вы ,правы,нужно искать свой почерк,свои фишки ,не копируя сладенькие картиночки из интернета,(хотя,если бы раньше был интернет,неизвестно,как вели бы себя художники,мы не можем знать),вот,сегодня,посетила художественную выставку членов союза художников подмосковья,немногие работы оставляют свет в твоей душе,некоторые вызывают негатив,думаю,что не захотела бы видеть такую картину у себя дома каждый день ,не дают они положительных эмоций,хотя написаны неординарно ,не как у всех… Так что плохого в том,что простые человеческие люди(не заканчивающие художественные заведения,хотя это тоже не всегда показатель,что человек разбирается и понимает),любуются на работы,которые именно им приносят тепло,позитив,умиление?Живопись нужна разная,люди все разные,есть среди художников гении,которые через века несут своим творчеством свет в души людей,а есть художники,которые принесут радость одному человеку,который найдет ,что-то для себя в вашей картине,и будет счастлив ,смотря на нее каждый день, разве этого мало ?
Согласен с Вами, что профессиональные художественные заведения не являются гарантом того, что закончившие их выпускники обладают высокой культурой и способны создавать художественные произведения.
Как правило, они вообще ничего создать не могут, так как обучены только исполнять поставленные задачи.
Под понятием создать я понимаю творчество. Ни в одном официальном учебном заведении творчеству не обучают, и более того, оно под большим запретом.
Другое дело — музеи. Это действительно лучшие из учебных заведений. Возьмите себе настоящих учителей, великих художников и их произведения. То, что хранится в собраниях музея, есть лучшие примеры для подражания.
Вы настаиваете на том, что картина должна нести позитив и умиление. С этим я не соглашусь.
Художественное произведение — творческий акт, в котором автор выражает свою мысль языком изобразительного искусства.
Ваша картина может быть, в том числе, и протестом, колючей, мрачной, главное — выразительной, не оставляющей зрителя безразличным.
Лишить художника права говорить языком своих порой гротескных образов, значит отнять возможность выражать себя честно.
ОК))
Про влияние интернета верно подмечено. Очень часто сталкиваюсь с мнением, что можно сидеть дома перед монитором и рисовать все, что угодно. Но только наблюдение за окружающим миром и изображение натуры позволяет внести в картину жизнь и передать впечатление от увиденного.
Здравствуйте, Елена! Полностью с Вами согласен.
Очень хочется найти свой почерк и стиль, но я начинающий художник. У кого-то услышала «Я не художник, я рисовальщик!» Вот это про меня. Желание рисовать зрело давно, мне даже снились, «виделись картинки» о которых думала, вот бы нарисовать! Сейчас я уже начинаю смотреть на окружающий мир с мыслью, хотела бы я это нарисовать или нет? Получается, что почти всё имеет место быть, но не факт, что я это нарисую, чет Душа тяготеет к абстракции… Я пока не спешу, наблюдаю и прислушиваюсь к себе. И да, вы правы, далеко не каждую картину можно и должно нести в дом, та же абстракция более уместней в офисе, а уж батальные сцены в наших квартирах держать просто опасно. имхо)))
Здравствуйте, Ирина! Художник и рисовальщик, в принципе, одно и то же, возможно, речь идет об исполнительской деятельности и творческой. Художник, главным образом — это творец, создающий своё в плане визуальной эстетики. Насчёт жанрового выбора, рисуйте то, к чему тяготеет Душа.
Я больше люблю слушать, читать, и видеть мир глазами человека, который все это выдает. Мне близко все, о чём Вы пишите, о чём рассуждаете, о чём переживаете. Только я не знаю, зачем это Вам.
Здравствуйте, Рима! Вы сами ответили на Ваш вопрос. Если такие как я не станут, как Вы говорите, «выдавать», кого Вы будете слушать, читать, смотреть и т.д. Вообще, в своей истории я про всё написал.
Добрый вечер!
Я здесь впервые. И рисовать начала впервые, уйдя на пенсию. Это явление не редкое. Перед выбором темы для рисования бывала буквально в тупике. Ни о каком собственном почерке у меня и речи не было. Дай Бог, чтобы хоть что-то получилось на бумаге! Поэтому для меня, как начинающей, главные проблемы были как сделать, чтобы не испортить, а затем, как бы самой не разочароваться в собственных силах. Когда вдруг что-то стало получаться, вот тут и наступил ступор. Что рисовать? На чём именно повышать умения? Нет чёткого понимания и видения продвижения. Явно нужен наставник. Может быть когда-нибудь я смогу сказать, что появился свой почерк. Но ещё не скоро.
Здравствуйте, Любовь! В этом тексте я хочу обратить Ваше внимание на обыденные вещи, на умение видеть красоту вокруг нас. Вместе с тем, не ждать чётких указаний, как Вам это исполнить. Свой почерк — это волнующие Вас сюжеты плюс доступные Вам технические решения. Не нужно ничего выдумывать и пытаться подражать. Единственное, что действительно важно — это знания в области композиции, то есть сочинения Вашей истории на плоскости холста.
Спасибо, Александр! Вы очень точно обратили моё внимание на самое главное. Это дало мне понимание важности композиции. Спасибо!
Да уж рука не поднимается писать горы, море и пальмы на одном холсте. Как интересно природу мы не ругаем,что приторно красиво. Любуемся красотами. А домой такую картину не нать. Потому что будет напоминать плюшевый коврик с оленями из детства). Как в фильме :Налетай, не торопись, покупайте живопись.
Почему же плохо горы, море,пальмы на одном холсте? Нарисовала по своему фото в экзотисческой стране. Теперь любуюсь яркой морской синевой и вдыхаю свежесть морского бриза, когда глаза устают от серых дождливых дней, хотя и они мне нравятся. А яркие краски, чем мешают в каждодневных буднях?
Здравствуйте, Марина! Я согласен с Вами. Вы против штампов. Но вместе с водой, как говорят, можно выплеснуть ребёнка. Каждый объект на картине не должен нести самостоятельную ценность, он часть целого. Вы можете изобразить горы, море, пальмы и ещё много всего, преследуя главную цель, а именно, состояние природы и Ваше личное отношение ко всему этому. Как пример Константин Алексеевич Коровин «Гурзуф»
Здравствуйте Александр. Я начинающий художник. Когда-то давно отучилась полгода в художественном училище и бросила. Помню что в то время я боролась между желанием рисовать и страхом перед огромными учебными нагрузками и нехваткой денег. Ушла в рекламу. И вот по прошествии 27 лет вдруг потянуло мня на рисование. В этой теме всего 4 месяца..но вдруг поняла что именно сейчас появилась уверенность в руке и в голове). Собираю как по крупинке все знания и умения..так же сталкиваюсь с проблемой выбора темы, пока повторяю мастер-классы художников в инете. Уже хочется что-то своё создать конечно без претензии на вечность (хотя как получится) Очень интересует тема иконописи и библейских сюжетов. Скажите пожалуйста писали ли Вы на такие темы и могу ли я этим заниматься будучи обыкновенным человеком ?
Здравствуйте, Татьяна! Вы вправе поступать, как считаете нужным, никто Вам этого не запретит. Ваши личные потребности в творчестве — основа. Выражайте себя, согласно Вашим убеждениям, конечно, в рамках закона. Библейских сюжетов я не пишу, я приверженец простых тем, но сложных решений. Об этом много написано в блоге, неважно, что Вы изображаете, важно как.
Актуальную тему Вы, Александр, подняли, особенно для начинающих художников. Передо мной тоже стояли два главных вопроса ЧТО и КАК. Ведь в одной картине поражает сюжет, смысл, а в другой — простющий сюжет, но так исполнен, что глаз не оторвать. Я не находила для себя ответа — что же важнее преподнести Миру — сюжет или мастерство? Да, вот так глобально я думала. А теперь вдруг граница между вопросами стала таять, ЧТО и КАК объединяется в одно целое. Приходит понимание, ещё едва уловимое. Каждый человек уникален, именно своей уникальностью он интересен. В творчестве он самовыражается. И если не оглядываться на других и свободно самовыражаться, то ЧТО и становится КАК. То есть моё произведение — «это я вижу так этот мир». Я везде несу себя. Хоть в грандиозном сюжете, хоть в лучике света в пыльной комнате.
Не знаю, понятно ли я сказала, но для меня сейчас совершилось открытие! Спасибо всем, высказавшимся в этой теме и подвигнувшим меня к открытию!
Здравствуйте, Антонина! Главное, чтобы Ваше «Я так вижу» не стало оправданием Ваших ошибок. Оглядываться на других просто необходимо, только пусть эти другие будут примерами для Вашего творчества. Свобода самовыражаться — не абстрактная свобода, а свобода выбирать себе лучшие примеры.
Да, Александр, Вы правы. Человек — существо общественное. Самовыражение, само по себе, без отклика Другого, теряет смысл.
Здравствуйте Александр, встряну и я , со своим комметарием. Рисую не долго, около года, брала уроки у Сахарова Игоря, и хожу на курсы академ живописи несколько месяцев, и в полном замешательстве, мне нравятся разные направления в живописи и Виноградов и Дубосарский( поп арт), и Джек Витриано, и гиперреализм и мои любимые импрессионисты, и русские передвижники, и фламандская живопись, как не стараюсь ,ухожу в декоративность, может быть это и есть свой стиль? И еще, дома накопилось некое количество работ, стоят у стеночки, никто ,кроме домочадцев их не видит, и думаешь, а кому , кроме меня это нужно??? Я о востребованности, теряешь чувство уверенности.
Здравствуйте, Марина! Ваш уход в декоративность осознанный выбор или так получается? Важно принять решение, что действительно Ваше! Насчёт того, что картины стоят у стенки! Вы сделали что-либо в этом направлении? Начните выставляться, пусть для начала это будут любительские выставки. Востребованность придёт сама.
Марина, приветствую Вас! Только хотела сказать, что надо организовать выставку, как прочитала совет Александра. Если, например, Вы работаете в организации, где безусловно, есть люди с творческой жилкой, они Вас поддержат. А выставка нескольких участников привлечет внимание остальных сотрудников…Подобное я устраивала у себя на работе,). Существуют Дома народного творчества, там проводятся выставки не профессиональных художников, бесплатно,). Есть вариант с кем-то из единомышленников снять небольшое помещении в здании музея, выставочного центра. Или у себя в квартире, только с книгой отзывов и предложений. Да-да, отнеситесь к этому серьезно!). Хорошо, чтобы в числе Ваших гостей-посетителей выставки были профи. Успехов! Расскажите потом, хорошо?0
здравствуйте александр!хочу сказать что для меня никогда не было таких вопросов ЧТО и КАК рисую все что вижу что хочу пробую все я вообще ни где и никогда не училась рисованию но вдруг захотелось рисовать смотрю МК и стараюсь рисовать вместе с мастером дарю свои картины друзьям а когда рисую забываю обовсем просто отдыхаю душой главное что мне это НРАВИТСЯ извените за сумбурность
Спасибо, Александр, что пытаетесь заставить Думать об Искусстве и своем месте в нем. Я новичек в рисовании. Рисую хорошо. К себе очень критична. Поэтому Рисую, а не Пишу. Чтобы написать послание миру, надо либо знать литературный язык, либо под сильнейшими переживаниями что-то уж необыкновенное натворить, что и дурак поймет, что вы чувствовали. Первый вариант- «писатели и поэты» в живописи, а мы, начинающие» знаем только азбуку и пишем «письма» близким о своем незатейливом.
Здравствуйте, Svetlana! Повторюсь, у меня нет претензий к начинающим как к художникам — это по меньшей мере глупо, но есть как к зрителям. О зрителях я уже писал в своём блоге и, согласитесь, здесь мы все равны в возможностях лицезреть то или иное произведение. Вы правы, я говорю о том, что в искусстве, как и в иных сферах деятельности человека необходимо ДУМАТЬ, и здесь я Америки не открыл. Вы хорошо подметили, что под сильнейшими переживаниями можно что-то натворить, понятное всем. Согласен, но это, скорее, удел гениев. К тому же Вы не станете отрицать такого факта, что во многом, какой Вы зритель, такой и художник. Спасибо за отзыв!
Полностью согласна с Вами, Александр! Я начинающий художник, хотя и возраст уже предпенсионный:) Учусь и учусь! Думаю, что счастье творческого человека в том, что он может через свои творения показать другим свой внутренний мир, а этого срисовыванием красивых картинок не достичь.
Здравствуйте, Белла! Учиться никогда не поздно! В общем, я с Вами согласен. Спасибо за отзыв.
«Желание понравиться всем — тупиковый путь!» — вот эти ваши слова истинные и замечательные, готова подписаться под этой фразой.
Но как и всякий творческий человек Вы так противоречивы! )))
В статье про случай в музее — вы не даете зрителю право быть свободным от восприятия картины Кончаловского. Вы хотите, чтобы она ему понравилась, но это невозможно — вы сами только что об этом сказали! ))) И не нужно насиловать того зрителя — он прав в своей правде, что ему не нравиться хлеб, т.к. всем это понравится не может. И это тоже правильно.
Здравствуйте, Елена. С чего Вы взяли, что я хочу, чтобы данная картина понравилась всем? Если Вы читали внимательно, то такими категориями, как нравится или нет в отношении искусства я не пользуюсь вообще. Думаю, Вам известна заезженная фраза про сто долларовую купюру, которая нравится всем или про плитку шоколада и т.д. В моём понимании, искусство не должно никому угождать, Вы можете либо принимать данное произведение, либо нет, согласно Вашему культурному и жизненному опыту. В данном случае, не я насилую, выражаясь Вашими словами, этого зрителя — а он меня собственным, далеко идущим мнением. И, конечно же, он прав в своей правоте, согласно своему культурному и жизненному опыту. Спасибо за отзыв!
Моне говорил что-то вроде, не важно, что написано, важно, КАК. Одного таланта мало, нужно владеть техникой живописи, многие художники советуют копировать картины известных мастеров.
Александр, опять я осмелюсь здесь написать не мои слова, но выражающие основную мысль из Вашей темы: «В искусстве нет абсолютных ценностей: стремитесь находить свои приемы.»
Создайте абстрактную живопись. Нарушайте правила. Рисуйте абстрактно-экспрессионистские эксперименты. Поставьте на проигрывателе какой-нибудь джаз и нарисуйте то, что вы слышите, смешивая цвета на лету и визуализируя звуки, или отобразите другие абстракции в цвете.