Главная>Блог Александра Григорьева>

Никогда  не  думал,  что  выбор  темы  картины  может  поставить  художника  в  тупик.  В  нем  оказывается,  как  правило,  начинающий  художник.  Что  интересно,  у  большинства  начинающих  авторов  темы  совпадают.  Мы  можем  регулярно  наблюдать  такие  сюжеты,  как  всевозможных  котиков,  цветы,  берег  моря  и  им  подобные.

Отчего  так  происходит,  догадаться  нетрудно,  общественная  культура  потребления  пропагандирует  незамысловатую  красоту,  в  сознании  потребителя  живут  те  же  образы.

Попытка  повторить  красивое  фото  из  интернета,  а  главное,  достичь  идентичности  закладывается  в  задачи,  которые  ставит  перед  собой  начинающий  художник. Достигая  цели  в  одном  случае,  он  транслирует  аналогичные  темы  раз  от  разу.

Для  художника  очень  важно  вырваться  из  плена  общепринятых  клише,  увидеть  красоту  окружающего  мира,  найти  собственные  сюжеты.

Другая  крайность,  когда  автор,  не  обладающий  мастерством,  хочет  воплотить  на  своём  полотне  глобальные  темы,  буквально  создавая  “Последний  день  Помпеи”.

brulov1

Карл Брюллов

Помню  свои  первые  опыты  в  написании  картин,  я  ничем  не  отличался  от  всех,  совершая  те  же  ошибки.  Самое  страшное,  что  мои  картины  нравились  окружающим  и  меня  очень  за  них  хвалили.

Как  я  рассуждал:  если  мои  работы  нравятся  зрителям,  значит  я  на  правильном  пути.

Желание  угодить  всем — заразительная  штука,  ты  не  замечаешь,  как  попадаешь  в  сети,  расставленные  теми,  кто  тебя  хвалит.  Попытка  повторить  успех  ведёт  к  наезженной  колее  и  никаких  тебе  больше  открытий,  творческих  поисков,  собственных  находок.

Иногда  твои  почитатели  прямо,  открытым  текстом  говорят:  зачем  ты  выдумываешь  новое,  идёшь  не  туда,  у  тебя  хорошо  получается  то-то,  следовательно,  продолжай  в  прежнем  направлении,  а  мы  будем  тебя  хвалить.

Я  думал,  что  нашёл  себя,  свой  стиль,  свои  сюжеты  и  продолжал  в  том  же  духе.

Всё  так  бы  и  шло,  если  б  не  мои  более  мудрые  учителя — художники,  не  давшие  мне  скатиться  до  полного  кича  и  угодничества  плохому  вкусу.

Какая  разница,  какой  Вы  художник — профессионал  или  любитель?  Умение  видеть  красоту  нужно  развивать,  не  стоит  идти  на  поводу  у  большинства,  будьте  уникальным,  единственным.

То,  как  видите  мир  Вы,  больше  никто  не  видит.  Зачем  же  Вам,  насилуя  себя,  надевать  чужие  маски  и  пытаться  подстроиться  под  другие  мнения?

Желание  понравиться всем — тупиковый путь!  Осознание  этого  пришло  не  сразу,  как  бы  я  не  старался,  всё  равно  кому-то  не  понравится,  кто-то  пожелает  меня  поправить,  рассказать,  как надо.

Сейчас  даже  странно,  как  я  мог  не  видеть  заезженных  штампов  в  изобразительном  поиске  начинающих  художников,  наверное,  потому,  что  сам  ничем  от  них  не  отличался.

Да,  я  вступал  в  некое  соревнование,  например,  на  тему:  кто  реалистичнее  нарисует  морскую  волну,  омывающую  берег,  или  открыточный  пейзаж.  Если  у  меня  получалось  хорошо,  я  искренне  радовался  этому  и  брался  за  следующую  аналогичную  работу.

Каких  результатов  я  бы  достиг,  продолжая  копировать  “сладенькие”  картинки,  вероятно,  никаких,  и  хорошо,  что  вовремя  понял  свои  ошибки.

Есть  мнение,  что  профессиональные  художники  пытаются  навязать  начинающим  своё  видение  мира,  это  далеко  не  так.  Тот,  кто  вовремя  прислушался,  попытался  разобраться  в  теме,  уже  далеко  шагнул,  в  отличие  от  тех,  кто  пренебрёг  советами.

Правда  и  в  том,  что  баланс  должен  сохраняться,  все  никогда  не  станут  профессионалами. А  значит,  Ваше  право,  как  Вы  будете  выражать  себя  в  творчестве — ярко,  индивидуально,  или  как  принтер,  вторя  мнению  большинства.

Критерий  коммерческой  успешности  того  или  иного  художника  ни  о  чём  не  говорит,  если  это,  конечно,  не  величина  мирового  масштаба.

Интересно,  все  ли  задумываются,  что  будет  с  проданной  работой — прикроет  ли  она  дырку  в  обоях  или  послужит  источником  вдохновения  для  будущего  владельца.

Хорошая  картина  всегда  в  цене.  Это  денежное  вложение,  которое  увеличивается  год  от  года  в  зависимости  от  значимости  автора  и  неповторимости  данного  произведения.

За  яркими   авторами   охотятся   коллекционеры   и   ценители   живописи,   собранные   ими   картины   не   исчезают,   а,   как   правило,   бережно   хранятся   в   частных   коллекциях,   из   которых   зачастую   попадают   в   музеи.

Какую  же  картину  Вы  будете  рисовать,  зависит  только  от  Вас.  Что  будет  для  Вас  приоритетом — желание  быть  коммерчески  успешным  или  же  попасть  в  историю.  Даже  если  не  попасть,  то  приобщиться  к  великому  наследию  изобразительного  искусства  и  испытать  подлинную  радость  творчества,  через  неудачи  придя  к  свету  собственных  побед.

У  нас  есть  только  один  враг — это  мы  сами.  Мы  говорим  себе  “стоп”  в  тот  момент,  когда  остался  всего  один  шаг  до  цели,  мы  оправдываем  себя,  сожалея  об  отсутствии  таланта,  мы  не  хотим  знать  больше  того,  что  уже  знаем,  мы  просто  не  верим  в  себя.

В  художественном  наследии  уже  есть  ответ  на  заданный  вопрос,  музеи  хранят  культурную  память  о  предшествующих  художниках.

Мастера  прошлого  не  скачивали  картинки  из  интернета,  чтобы  впоследствии  их  копировать,  они  черпали  свои  сюжеты  из  реальной  жизни  и  библейских  историй,  находя  собственные  композиционные  решения.

У  современных  художников  есть  те  же  возможности,  они  не  перестали  видеть  мир  своими  глазами.  Экраны  мониторов  не  способны  заменить  подлинную  жизнь.

Неумелое,  но  искреннее  исполнение  всегда  интересней  вымученной  копии  с  экрана,  не  стесняйтесь  предъявить  себя  миру  таким,  какой  Вы  есть.  Пусть  все  вокруг  будут  ломиться  в  закрытые  двери,  скорей  всего,  Вам  туда  не  нужно.

Я  всегда  восхищался  теми  немногими,  кто  способен  выражать  себя  честно,  оставаясь  самим  собой,  в  истории  изобразительного  искусства  мы  знаем  много  таких  имён.

bonnar1

Боннар Пьер

На  собственном  примере  могу  сказать,  самые  интересные  картины  получаются  на  очень  знакомые  сюжеты,  с  известных  Вам  персонажей  и  набивших  оскомину  вещей.  Помимо  подлинности  изображения,  Вы  наполните  картины  смыслом,  придав  сюжету  собственный  авторский почерк.

Здесь  нет  никаких  секретов,  кроме  того,  что  Вы  небезразличны  к  изображаемому,  Вы  прожили  с  данной  натурой  часть  жизни  и  можете  многое  о  ней  рассказать.

Порой,  луч  света  в  Вашей  мастерской  великолепен,  до  боли  знакомые  предметы необычны  и  сами  просятся  на  холст.  Присмотритесь  к  тому,  что  вас  окружает,  и  увидите  бесконечное  число  ещё  не  написанных  картин.

Вы  спросите,  кому  будут  интересны  пыльные  углы  мастерской,  обыкновенные  городские  сюжеты  и  простые  полевые  цветы?

Я отвечу:  всем  тем,  кто  живёт  в  таких  же  городах,  вдыхает  запах  полевых  цветов  и  долгими  летними  вечерами  наблюдает  за  игрой  солнечного  света  в  стенах  собственных  квартир.