Как нарисовать кота — тема моего первого онлайн-вебинара. Расскажу, как всё начиналось, как я открыл в себе педагога, учителя, наставника.

Пару лет назад, когда я уже вёл свой блог, мне поступило предложение поучаствовать в онлайн-встрече, где художники делятся мастерством с заинтересованной публикой.

Будучи человеком ищущим, открытым ко всему новому, я принял предложение организаторов мероприятия и начал обдумывать, чем я могу быть полезен участникам.

Действуя по принципу — сначала приму приглашение, а там разберусь, я, признаюсь, немного растерялся, когда осознал, что именно от меня хотят услышать и увидеть зрители. Мне предстояло заняться созданием милой киски под пристальным вниманием аудитории вебинара.

Как я рисовал кота. Мастер-класс три в одном: глаза, уши, шерсть.

Казалось бы, всё просто — нарисуй киску, удиви зрителей, но просто это только на словах, если учесть, что желания кого-то удивлять, создавать фокусы, показывать чудо никогда меня не интересовали. Я начал искать решение.

Я буквально изобретал своего котика, пытаясь представить, как буду излагать науку о рисовании шерсти, ушек и хвоста. Негласные правила жанра говорили — встань на уровень понимания любителей и так же по-любительски научи их рисовать.

Всё это походило на бред, как и утверждение, что искусство принадлежит народу. У меня было нечто, что я должен отдать, но только как это сделать? Как весь мой опыт, все мои знания уместить в два часа онлайн-трансляции?

Никак! Именно так всё и вышло: от меня ожидали чуда, а я пытался обучать. Почему так произошло? Потому что подмена понятий рекламодателями вводит в заблуждение заинтересованных в обучении.

Показать чудо, услышать восхищённое “Вау!” и научить — совсем разные задачи, совместить их не получится, как бы кому не хотелось.

Мне понятно, почему обучение организуется под прикрытием эффектных мастер-классов. Здесь всё просто — учиться никто не хочет, это нудное и трудное занятие. Путь к успехам всегда лежит через тернии, а фокус с демонстрацией “повторяй за мной” — лёгкий путь.

Дело в том, что количество повторений не переходит в качество. Обучение — это, прежде всего, осознанные действия, где огромную роль играет теория, которая затем закрепляется практикой. Теорию невозможно рассказать в двух словах, потом показать, мол, повторяй, и у тебя всё получится.

Повторяя, Вы всегда зависимы от первоисточника, не можете развиваться самостоятельно, а обладая теоретическими знаниями, Вы обучаете себя сами.

Именно так, Вы сами себя учите, но не хаотично, не по принципу — какой учебник под руку попал, тот и штудирую, какое видео открыл первым, то и смотрю. Нет, источник знаний должен быть один, по крайней мере, в начале пути.

Перенимать знания нужно из рук в руки, а не из книг и видеоуроков. Никакая книга не даст Вам личный совет, не сможет подсказать, где именно Вы ошибаетесь или, наоборот, идёте в верном направлении.

Зная всё это и, конечно же, сам обучаясь по такому принципу, я понятия не имел, что от меня хотят организаторы мастер-классов — фокусов или обучения.

Признаться, тогда я так и не нашёл решения. Пытаясь оставаться в рамках жанра, я никого ничему не научил, и чудо у меня тоже не вышло. Более того, и сейчас мне чужда наука, как рисовать кота, по отдельности изобретая глаза, уши, шерсть.

Благо, подобный опыт у меня был лишь один, однако он не прошёл даром. Я всерьёз задумался над вопросом, как организовать учебную программу, которая бы, прежде всего, обучала, а затем развлекала.

Прекрасно зная, что никто не любит учиться, что это труд посложнее любого физического, я создал курс, полный открытий, по принципу: не я буду угождать участникам моей учебной программы, пытаясь понравиться, а они сами откроют для себя мир творчества, пользуясь моими подсказками.

Как я рисовал кота. Мастер-класс три в одном: глаза, уши, шерсть.

Собственно, с тех пор я создал уже много курсов и провёл сотни онлайн-трансляций. Моя теория подтвердилась. Если ты хочешь кого-нибудь научить, не показывай ему фокусов — покажи направление, в котором следует идти, и помоги поверить в себя, раздвинув горизонты.

Как бы я сейчас ответил на вопрос “как нарисовать кота?” Для художника важно не то, что он изображает, важно как! Например, кошка — это, в первую очередь, сложная форма в пространстве, у которой есть освещённая сторона, собственная и падающая тень. Помимо главного персонажа существует ещё среда, его окружающая и т.д.

Всё это кажется сложным только тем, кто хочет немедленных результатов, чуда здесь и сейчас, тем, кто повторяя, не видит разницы в авторской работе и скопированной. Тем, кто, прячась за отговоркой “я так вижу”, фантазирует абстрактно, не понимая, как поставить творческую задачу и достигать результата.

Если же человек открыт и готов действовать, руководствуясь подсказками, у него просто не может не получиться, он обречён на успех в творчестве. Под понятием успеха я подразумеваю не внешние факторы, такие как оценка публики, а гармонию между поставленной задачей и результатом.

Я периодически получаю сообщения, что всё это ерунда, никто не будет ничему учиться, будто бы взрослому человеку уже поздно, а молодые поступают в учебные заведения и там учатся.

Хотите верьте, хотите нет, но таких пессимистов единицы. Большая часть людей придерживается иного мнения, они легки на подъём, у них всё получается, пусть и не сразу.

Тех, кто рассматривают изобразительное творчество как способ заработать, получить прибыль — меньшинство, потому что творчество — больше, чем ремесло и просто профессия.

Творчество — это способ выстроить диалог с самим собой, источник интереса жить, если хотите, самовыражение, исследование собственного “я” и мира, тебя окружающего, посредством искусства, путь в бесконечность.

Если Вы творите, у Вас нет конечных точек ни в накоплении знаний, ни в самовыражении, ни в желании жить!

Так или иначе, будущее человечества не в выживании, не в борьбе за кусок хлеба — эти вопросы уже решены. У наших бабушек и дедушек не возникало сомнений, зачем жить, они знали ответ — ради нас, чтобы обеспечить следующее поколение всем необходимым.

На днях смотрел передачу про Японию, в которой уровень жизни людей далёк от задач выживания. У них давно есть все материальные блага, но стали ли они от этого счастливее? В интервью одна из героинь передачи признаётся, что уже предпринимала несколько неудачных попыток уйти из жизни.

На вопрос, что является причиной, ведь нет никаких поводов так поступать, она обеспеченный человек, все её материальные вопросы решены, ответ шокирует своей пустотой. Я не вижу смысла жить!

Так оно и есть. После борьбы за выживание всплывают не менее важные вопросы. Не стану копать глубоко, скажу лишь, что творчество, самовыражение и бесконечное желание знать — отличный способ жить долго и счастливо.

Возвращаясь к теме статьи, хочу порекомендовать всем, кто пришёл в изобразительное творчество на волне мастер-классов, кто начинает с котиков свои первые сюжеты. Постарайтесь шагнуть дальше, заглянуть за ширму, увидеть не фокусы, а возможность открыть для себя мир изобразительного искусства.

У Вас всё обязательно получится, как получается у многих, кто не бросает кисти, кто учится, закрепляет полученные знания на практике. Лучшая мотивация — это самомотивация, Ваши результаты — стимул действовать снова и снова.

Несколько советов, как не остыть к творчеству.

1. Никогда не сравнивайте себя с другими художниками, искусство — это не спорт, здесь Вам не нужно бежать быстрее, прыгать дальше и бить сильнее.

2. Не ищите вдохновения вовне, всё, что Вам нужно, чтобы начать действовать, у Вас уже есть. Действуйте!

3. Если Вы ошиблись с учителем, педагогом, не обобщайте, далеко не все такие. А главное, не выбирайте наставников по принципу “хороший человек, приятный в общении”, главный критерий — это профессионализм.

4. Когда Вам покажется, что всё, Вы всему научились, обернитесь, посмотрите на себя со стороны. Неужели это так, на большее Вы не способны?

5. Пока туман сомнений мешает Вам ответить на вопрос, зачем всё это, задайте встречный. А всё ли Вы сделали, чтобы выразить себя наиболее полно?

И последний. Если до сих пор Вы придерживались правил, не пришло ли время научиться их нарушать?

Не пропустите мою следующую статью, в которой пойдёт речь о цвете в живописи. А также, если у Вас есть совет, как не остыть к творчеству, напишите его в комментариях. Мне и читателям блога интересен Ваш опыт.