Недавно получил вот такое сообщение: “Благодарю за ваши вебинары! Мне интересно смотреть ваш блог, но я ещё не нашла себя! Пока рисую с картинок и мк”.
Скажите, только мне интересно, что имеет в виду человек, когда туманно выражается о поиске себя. Вы когда-нибудь позиционировали своё мироощущение как “ищу себя”?
Впрочем, если отбросить абстракции, речь идёт о вполне конкретных вещах. Автор строк хочет видеть себя самодостаточной личностью, прежде всего, в творчестве, не нуждающейся более в чужих картинках, мастер-классах, а также каких-либо подсказках со стороны.
Вы не видите здесь противоречия? Это же финальная точка, когда Вы “нашли себя” и можете действовать без поддержки.
Допустим, я мог бы сказать, что нашёл себя, хотя это относительное понятие. Но если вспомнить мои поиски в раннем творческом возрасте, то тогда о самодостаточности я только мечтал. Если бы при этом я был закрыт для знаний и втихаря копировал картинки, что бы из меня вышло, чему бы я смог научиться?
Простыми словами, когда я слышу подобные заявления, то знаю одно — этот человек добровольно закупорил себя в консервную банку и плотно прикрыл крышку. Знаете историю про блох в банке? Вкратце расскажу.
Эксперимент, проведённый над помещёнными в закрытую банку блохами, красноречиво говорит о принципах устройства мира, в том числе и о нас с вами. Блохи вскоре перестают пытаться прыгать выше потолка, а именно, крышки, и даже после того как она будет открыта, они не смогут преодолеть этот барьер. Но это ещё не всё. Следующее поколение блох, выросшее в банке, также не будет пытаться прыгнуть выше воображаемого потолка.
Неужели не ясно, что все ограничения, все наши “не могу, не умею, не получается” мы создаём себе сами. Никто другой не в силах на нас повлиять так, как мы влияем на себя.
Допустим, Вы не поверили ни одному моему слову и продолжаете утверждать, что всё не так, что Вам не дано, что уже поздно чему-то учиться, что рисовать Вы хотели когда- то в детстве, а сейчас только людей смешить своими каляками. Вопрос, что это, если не банка, в которую Вы так усердно пытаетесь забраться и закупорить все щели, чтобы сквозняк не тревожил Ваше ранимое “Я”?
Я скажу Вам, что это конец. Вы кончились в тот самый момент, когда закрыли крышку, и только делаете вид, что живёте. На самом деле никто не тревожит Вашу банку и Вы сами себя не тревожите в сладком бульоне абстрактного поиска себя.
Разве это жизнь с её полнотой ощущений, неужели Вы об этом мечтали?
Только за пределами крышки Вас ждут настоящие чудеса, где переживания неудач так же ярки, как и ошеломительные победы. Там, в пространстве неизведанного Вы настоящий. Что с того, если кто-то укажет на Ваши неумения, кому-то придутся не по душе Ваши потуги выразить желаемое на бумаге, на холсте, а возможно, в танце, в тексте или вокале.
Закройте банку снаружи, чтобы некуда было прятаться и продолжайте прыжок за прыжком, шажок за шажком жить так, как если бы Вы нашли себя.
Вы услышали? Найдите себя до того, как Вы начали искать! Вы и есть Вы — если трусите сейчас, то и потом будете трусом, преодолев трудности сейчас, и потом преодолеете.
Постоянное откладывание на потом смерти подобно, все наши “потом” умирают, так и не родившись. Знайте, у Вас всегда были крылья, но Вы не только не научились летать, но даже не подозревали об их существовании.
Как всё исправить, как стать другим, как прыгнуть выше потолка? Признать, что Вы и есть Вы, не будет никакого другого “Я”.
Вам не кажется странным, когда человек делает выводы о себе самом по текущему моменту, мол, мне не дано или у меня никогда не получится так рисовать или писать красками. Вопрос, если бы вдруг у него сразу всё получилось как у профессионального художника, он что, в восторге прокричал бы “Дано!!!” и получил бы право покинуть любимую банку?
Я не перестаю удивляться, насколько же тёмен начинающий художник-любитель, наивно думающий, что талант определяет всё, что кому-то дано, а кому-то нет, кого-то боженька поцеловал, у кого-то звезда во лбу и т.д.
Друзья, вы серьёзно так думаете в двадцать первом веке? Повторю, вы серьёзно? Как вам ещё задать этот вопрос, чтобы до вас дошло, что к результатам в любой профессии, в том числе художника, приводит не что иное, как ТРУД и ещё раз ТРУД.
Вот он — тот самый путь, на котором Вы получите ответ, дано Вам или нет. Парадокс заключается в том, что любое новое дело Вы будете ощущать как чуждое Вам, и только в процессе постоянного повторения полученного навыка и обретения новых знаний это дело станет Вашим и только Вашим.
В конце концов, Вы станете делать то, что раньше не умели, лучше всех, и кто-то скажет, что Вы гений, а ему не дано!
Как же быть начинающему художнику, желающему получить всё и сразу? Перспектива положить жизнь на достижение ощутимого результата пугает и вводит в ступор. Есть два пути, которыми Вы можете пойти.
Первый Вам известен — послушать тех, кто сладко врёт о достижении самостоятельных результатов через копирование и повторение мастер-классов, яндекс картинок, фоток (а также картина за один день, час, научим рисовать, писать, продавать и т.д.).
Второй звучит менее красиво, но более действенный — это учиться, учиться и уч….
Первое, что нужно сделать — это выбраться из банки, в которой Вы ищете себя, и признать, что Вы и есть Вы, и ровно с теми возможностями начать действовать здесь и сейчас.
Творчество доступно всем мыслящим, потому как это не абстрактное волшебство, а процесс мышления, продукт мозга. Я на своих курсах, посвящённых изобразительному творчеству, чётко вижу, как меняется человек, осознавший, что знания — это инструмент, с помощью которого он подлинно свободен как творец. Ему не нужны картинки для копирования, подсказки в форме мастер-классов. У него есть знания. То, что обычных людей делает талантливыми, гениальными, конечно, в силу амбиций каждого из нас.
Вам не нужно искать себя, нужно рассказать о себе языком изобразительного искусства, используя знания как инструмент для творчества, для мышления, для уникального самовыражения.
Что Вы думаете на эту тему? Я постоянно слышу эту фразу — “Ищу себя”. А Вы ищете? Напишите в комментариях свои мысли, возможно, для кого-то они станут откровением.
Константин Кедров, читающий лекции в ЛИТКЛУБЕ, в одной из статей своего литературного дневника написал: «»БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ» УЖЕ ГЕНИАЛЬНЫЙ СТИХ-ФОРМУЛА. ГАМЛЕТ,ВЫБРАВШИЙ «БЫТЬ» УЖЕ ДОН КИХОТ ,А НЕ ГАМЛЕТ. ГАМЛЕТ,ВЫБРАВШИЙ «НЕ БЫТЬ» УЖЕ БУДДА.ГДЕ ЖЕ САМ ГАМЛЕТ? ОН В»ИЛИ». «ИЛИ»-ЭТО СВОБОДА».
Вот лично я за свободу. Каждый должен пройти свой путь выбора и осознания. Только тогда он состоится как человек. Это просто замечательно, что люди, поделившиеся своим видением своего возможного прогресса в творчестве, теперь уже с Вашей помощью, знают, что у них есть альтернатива. То есть, переходя на терминологию блох, они уже обладают знанием, о том, что существует пространство за пределами банки, и у них есть возможность выйти за пределы крышки. Однако, у них должна возникнуть внутренняя потребность сделать это. И если этот шаг сделан осознанно, тогда скачок, прогресс неизбежен.
Иначе они придумают себе очередную «банку» и очередную «крышечку».
Не могу не согласиться с Вами в том вопросе, что учиться нужно уже хотя бы для того, чтобы расширять кругозор, и в этом плане Ваши курсы и закрытый клуб очень и очень могут помочь, но при условии, что человек созрел для первого самостоятельного шага.
Интересная статья! И тема очень актуальна!
Когда я только начинала рисовать, я не совсем понимала, что значит «найти свой стиль», и о каком стиле говорят. Потому что в начале училась, копировала, знакомилась с техниками. И спустя 3 года(в моем случае) я поняла, что хочу своими картинами выразить именно что-то СВОЕ.
Согласна, рисуя только по чужим мастер-классам, себя не выразить. Важно задать себе вопрос, я думаю: зачем вы рисуете? Если просто нравится рисовать что-то красивое, это одно. А если хочется взять лично свой сюжет, то уроками не ограничишься. Это может быть только для нового «опыта», чтобы посмотреть и попробовать другие техники.
Я сама себе задала вопрос: а как найти свой стиль?
Пока пришла к тому, что нужно много практиковаться и искать свои сюжеты. Может даже временно абстрагироваться от множества стилей, техник других художников.
ИСКАТЬ СВОИ СЮЖЕТЫ ! Я тоже так думаю. Вы сформулировали очень точно в трёх словах. Спасибо!
Я вообще не против МК. Если нет возможности учиться иначе, то и это хорошо. Вопрос что потом делать с полученным навыком? Продолжать копировать одну и ту же картинку или попробовать что-то свое…
Здравствуйте, Татьяна! Как Вы попробуете что-то своё скопировать, этого своего не существует. Своё нужно создать, а для этого нужно знать, как оно создаётся. То есть, всё, что Вы знали до этого о копировании, будет плохой подсказкой в самостоятельном творчестве. Представьте, Вы стоите в поле, и вокруг неописуемая красота. Что в итоге окажется на Вашем холсте, почему именно это, как Вы будете работать с натурой, не имея базовых знаний? Если кто-то думает, что в поле он писать не будет, а придумает всё из головы, надеясь на опыт копировальщика, то сильно заблуждается. Вопрос, что Вы будете делать, осознав свою беспомощность? Кстати, много Вы видели своего у тех, кто проповедует копирование, существуют ли они как художники, могут ли назвать хоть одну картину своей? Задайте этот вопрос тем, кто Вас учит, пусть они внятно ответят, что же делать дальше…
Александр, Вы правильно все говорите, согласна полностью! Ну а что делать теперь?!!
Здравствуйте, Татьяна! Ответ есть как в этой статье, так и в целом в блоге — нужно учиться базовым знаниям, которые впоследствии помогут Вам самостоятельно выражать себя. Где учиться — решать Вам, ищите носителей знания и опыта, смотрите на художников, на то, что они делают, каким является их творчество, ищите мастеров, а не тех, кто под них маскируется. Если Вы в самом деле заинтересованы, то обязательно найдёте наставника. Я, в свою очередь, могу пригласить Вас на свои курсы, результаты обучения на которых не единожды опубликованы в блоге. Пока Вы сомневаетесь, пробуете копировать, повторять мастер-классы, время уходит, а вместе с ним и Ваши мечты научиться.
Добрый вечер! Я думаю, что искать себя — это все равно, что искать смысл жизни, такое же пустое занятие. Как смысл можно только привнести в жизнь, наполнить свою жизнь смыслом, ставя себе цели и затем достигая их, так и себя надо не искать а формировать — создавать, складывать из новых знаний, навыков и результативных поступков.
А не то, пока искал себя, потерял время, и жизнь мимо прошла.)
Искать смысл жизни совсем не пустое, а очень достойное занятие. Тема очень непростая, не даром на неё замахивались Великие.
Великие замахивались на поиски смысла жизни, только так ничего и нашли…
Как минимум это очень увлекательное занятие. Кто ставит достойные цели, получает достойную реализацию, такой подход также созвучен с той темой, которую поднял Александр.
Это кто же из великих не нашел смысл жизни? Если даже я, невеликая, понимаю, что смысл жизни — совершенствование. Все происходит по космическим законам, нужно просто следовать им.
Татьяна, я с Вами не согласна. Я очень долго себя искала. Пробовала одно, другое и т.д. Я хотела найти в себе мои сугубо личные творческие возможности. Да, время шло. Но оно не потеряно для меня, как человека ЖИВУЩЕГО, а не проживающего. В конце концов встреча меня со мной состоялась! И я точно знаю, что мне необходимо приобрести, чтобы воплотились мои творческие возможности — знание и навыки. И появилась новая точка отсчета — точка творческого моего пути. «Время не имеет значения — важна только жизнь»!Именно этот девиз двигает меня вперед по моему жизненному пути ))
В чем Александр, безусловно, прав?
Нужно пробовать себя, и уж, конечно, не в копировании.
На примере Джона Ми́лтона Кейджа, американского композитора, философа, поэта, музыковеда, художника (Дальнейший текст из Википедии).
«К 1928 Кейдж был убежден, что он хочет стать писателем. В том году он закончил среднюю школу Лос-Анджелеса (Los Angeles High School)[9] и поступил в Pomona College, Клермонт (Claremont). Однако в 1930 он покинул его, полагая, что «колледж был бесполезен писателю». Уговаривает родителей отправить его в Европу…
Кейдж оставался в Европе примерно 18 месяцев, пробуя себя в различных видах искусства. Сначала он изучил готическую и греческую архитектуру, но решил, что архитектура не настолько интересна, чтобы посвятить ей всю жизнь. Тогда он начал заниматься живописью, поэзией и музыкой…
К 1933 Кейдж решил окончательно оставить живопись и сосредоточить силы на музыке. «Люди, которые слышали мою музыку, отзывались лучше о ней, чем люди, видевшие мои картины», — объяснял Кейдж позже.»
Надо сказать, что Александр тоже пробует себя в других областях деятельности и знания.
Это одна из причин, почему учиться у Александра интересно.
Уже к концу поста захотелось дополнить своей картинкой — человек в банке стоит робко держась за края приоткрытой банки и с Ужасом и Страхом смотрит на окружающий мир вне банки. Смотрит на яркие краски, прекрасное яркое окружение, движение, жизнь. Ну, а что в самой банке кроме человека? Там Страх в виде кандалов на которых так и написано «Страх».
А что значит этот страх? Да все просто. Это страх проявить себя и быть собой. Помните, очень давно были такие картинки, которые нужно было положить в воду или хотя бы капнуть на них воды и проявлялись красивые картинки.
Так давайте же все у кого есть этот страх проявления себя, капнем на себя сначала одну капельку воды, потом другую. И вы не заметите как сами проявитесь и ваша творческая река наполнит берега.
Спасибо, Александр что подняли эту тему, которая касается очень многих.
Благодарю! У каждого из нас свой подход к пониманию статьи, посыл конечно один, искать себя. В силу того, что восприятие у каждого свое, я человек сомневающийся, и мне очень импонирует то, что Александр с высоты своего большого опыта, знания и конечно творчества, относится к таким как я, что-то там внизу ищущего, пытающего найти себя, относится как к равным к себе. Это очень большая поддержка. Когда думаешь, боже мой, стоят ли мои потуги,мои неумелые работы, того, чтобы продолжать идти дальше, то тут же находишь зацепку, а вдруг.. Ну и в конце концов, это нужно прежде всего мне, и пусть маленькими шагами, но всеже есть изменения, благодаря Александру! и наверное желанию изменяться! Благодарю!
А я хочу привести в пример своего сына. После окончания школы поступил в МГТУГА (технический университет гражданской авиации), который рекомендовали родители. Закончив университет стал работать в «Аэрофлоте». Нормальная работа, стабильная зарплата, перспективы карьерного роста… И вдруг, в один прекрасный момент резко меняет теплый, уютный офис на «поиски себя». Проходит обучение у профессионального фотографа, снимает ч/б фотографии, участвует в выставках. Далее и этого ему мало, поступает в школу документального кино и получает профессию режиссера-документалиста. Снятые им документальные фильмы (порой в экстремальных условиях) получали многочисленные призы и даже главные премии на международных фестивалях док.кино. Это я о втором пути в достижении результатов в творчестве: «Второй звучит менее красиво, но более действенный — это учиться, учиться и уч….» Спасибо, Александр, за очень интересную статью. И, главное, за то, что Вы даете нам возможность учиться…
Думаю, все просто: если есть внутренняя потребность в искусстве — творить, а не просто потреблять, — то тогда и будет успех. Вышивать крестиком или раскрашивать по номерам — имитация действия «творить», типа есть какое-то шевеление, и из «ничего» — о чудо!- появилось «чего». И неважно, что это «чего» такое же, как на образце, но сам факт — что ты его своими руками создал и оно симпатично — уже греет душу. И вроде чего еще надо? Наверно, кто-то на этом остановится, так как знаний как сделать свое, нет, так как не было учебы. А учиться отважатся только те, кто не могут иначе, у кого потребность творить станет самой надежной путеводной звездой. И неважно в каком возрасте и в каких условиях…
Полностью с Вами согласна, Ирина!)
Блох можно понять, у них была крышка, а их дети жили по примеру.
Человек же уютненько сидит в своем болтце и знать не хочет, что вокруг есть твердь, ведь если он узнает, сидеть в болотце будет уже странненько. Желаю себе и всем хотящим жить ЖИТЬ!
Как художнику найти себя? Очень серьезный вопрос. Очень серьезная тема. Каждый хочет быть уникальным и неповторимым. Мне кажется только вера в свое Я, в свою исключительность поможет разрешить этот вопрос. Да – «я так вижу»; да – я так отражаю; да – я так понимаю… Не бояться себя в окружающей нас критической действительности! Вот ключ к решению проблемы. И тогда можно двигаться и развиваться. Меня научил этому мировоззрению Александр. За это я ему ОЧЕНЬ благодарна! Я по-прежнему испытываю страх неумейки. Но он научил меня преодолевать этот страх. И через это преодоление я двигаюсь вперед! Под внимательным и заботливым взором своего УЧИТЕЛЯ! Спасибо Вам огромное за это, Александр!!!))
Как сладко вы все поёте:»учиться,учиться». А на что? Уважаю Александра, но для меня его курсы неприподъёмные. Я пенсионер, 45лет стажа.На холсты, кисти и краски выкраиваю с трудом, за счёт подработки. А писать хочется и учиться тоже. Вот и приходиться искать бесплатные МК. И собирать знания по крохам. Но есть большие Мастера, которые не считают зазорным поделиться своими знаниями бесплатно с такими как я. Например Андрей Павлович Кулагин, Наталья Баженова, Игорь Сахаров и др.у кого есть альтернатива платным курсам. Низкий им поклон. Как говорит Александр:»ищите своего Учителя». Мне нравится подача Александра, его манера письма,многие его работы. Но увы …учиться у него мне не по карману. Простите за резкость-наболело.
Здравствуйте, Алексей! Думаю, что Ваш комментарий адресован мне, а раз так, отвечу, потому как не оставляю без ответа возражения. Позвольте мне усомниться по поводу больших мастеров, кто Вам сказал, что они большие? И с чего Вы взяли, что бесплатные курсы могут Вас чему-то полезному научить? Это возможно только в одном случае — если они часть платных, а значит, платить всё равно придётся. Вы участник рынка, как и все остальные. Чтобы создать курс, я должен затратить массу ресурсов, почему Вы хотите получить их бесплатно? Вы далеко не единственный пенсионер на моих курсах, у всех есть трудности, но Вы даже не написали мне лично, не сообщили о том, что хотите учиться. Стоимость моих курсов (по крайней мере большинства из них) доступна даже студенту, если Вы из тех, кто хочет даром, продолжайте учиться у «больших Мастеров». Не стану добавлять, что наболело, на самом деле всё просто — Вы видите только свои трудности, так удобно, так Вы всегда правы. Спасибо за комментарий!
Здравствуйте Александр! Мой комментарий был адресован не вам лично. Вас я уважаю как художника и как учителя. Просто поделился своим мнением. Простите если ненароком обидел Вас. Никогда не был халявщиком. Удачи Вам и процветания! Ещё раз простите, что погорячился.
Здравствуйте, Алексей! Я как и Вы — пенсионер. Минималка.Три года назад я тоже считала, что не смогу заплатить за обучение. Я смотрела бесплатные МК, в том числе и перечисленных Вами выше мастеров. Было ужасно увлекательно и даже потрясающе! Но рисовать от этого я не начала. Более того, я приезжала к Наталье Баженовой на МК к ней домой. Всего 3,5тыс за один день. Для меня это была и есть ужасно огромная сумма. Но мне ОЧЕНЬ хотелось научиться рисовать. Результат от этой поездки — нулевой. Хотя было очень интересно. Бесплатные МК А.П. Кулагина тоже меня очень привлекли. Благодаря им я поняла, что надо учиться, что есть некие законы живописи, которые уважаемые мастера благополучно в своих бесплатных МК не рассказывали. То есть они наверно об этом говорили, но человеку с нулевым, как у меня, образованием по живописи их информация ничего не говорила. И тут А.П. Кулагин организовал платные МК. Но цена курсов зашкаливала. Я все-таки попала на некоторые из его платные курсы и крупицу знания о живописи получила.Слава Богу я отыскала в океане информации об онлайн обучениях живописи курсы Александра. И цена в сравнении с выше перечисленными мастерами оказалась очень даже лояльной. Я посчитала, что если я несколько урежу свой пищевой бюджет, то смогу оплатить курс Александра. И еще с ним можно обговорить условия оплаты. Александр всегда идет навстречу таким, как мы с Вами. Ну а результатом нашего общения в течении 2,5 лет является то, что я познала законы живописи. Теперь я понимаю как пользоваться этими знаниями. И даже пишу картины на собственные темы. Ну а профессионализм будет зависеть только от моего упорства и работоспособности. У меня даже кое-какие работы купили. И на эти деньги я купила краски!)))
Наилучшие пути надо искать, а не пассивно жаловаться на жизнь. Тут, у Александра, много таких, как вы. Думаю, что никто еще не пожалел об этом.
Оля М. И Оля П. Благодарю Вас за понимание и поддержку. Уже много раз пожалел о том, что написал этот комментарий. Удачи всем и благополучия. Успехов в творчестве!
Абсолютно понимаю Вас, Алексей, и поддерживаю. Вы сказали честно и искренно то, что понимаете именно в этот момент. Есть желание, нет знаний, нет опыта, нет возможностей получить знания. Но Вы упорно, пусть и не так быстро, решаете для себя эти задачи. И они постепенно решаются! Легко давать советы тем, кто уже прошел курс и что-то умеет. Но все начинали с сомнений и трудностей преодоления своих собственных выводов! А они не беспочвенны. У кого-то получатся всё легко, у кого-то намного труднее, а кто-то берётся за заведомо неподъёмную для себя ношу. И именно это вызывает большее уважение — упорство! Оно меняет мышление — новые мысли, новые открытия для себя чего-то ранее неизведанного, а далее — новые возможности, сначала малозаметные, но дальше — больше. Я тоже не совсем понимаю громкие фразы: «Найти себя», «Выразить себя», ближе и понятнее — научиться делать то, что хочется научиться делать. Сам процесс! Расширение сознания, овладение какими-то знаниями — уже успех, и он окрыляет. Найти себя сразу не получается и не получится, потому что даже стадо разбредается по своим направлениям, но держится вместе. Тем более -общность людей, мыслящих, чувствующих, ищущих — да не себя!, а в себе ЧТО-ТО. Себя найти проще — в зеркало смотрим мы все. А в себе что-то такое, что не понятно, но творит внутри тебя своё неведомое… Мысль не является оригинальной. Есть такое понятие, что Бог познаёт себя через человека, а человек себя через Бога. Что в нас есть божественного не в смысле гордости за себя уникальных, а изначально природных, сложных, «многофункциональных», многогранных. По сути, неудовлетворение какого-то одного эстетического запроса в себе и толкает на поиск этого самого эстетического удовлетворения — раскрытия в себе чего-то, что интересно нам самим. В этом смысле, философия наставника — тема куда более сложная, чем практика овладения базовыми знаниями. Можно знать, но не уметь, можно уметь, но не знать. Но интереснее и знать, и уметь. А точнее — просто искренне радоваться, что у тебя что-то получается из того, что хочется делать для самого себя, для своей души, для своего сердца, для своей собственной жизни. И мне, например, совсем не важно какое-то соперничество, какое-то признание. Зачем? Я хочу просто заниматься тем, чем хочу заниматься. И ищу возможности исходя из сегодняшних обстоятельств. Но завтра они уже немного изменятся. Послезавтра — ещё чуть-чуть. Потому что, только движение мысли движет и события. Искренне поддерживаю Вас! Делайте то, что ВАШЕМУ сердцу любо и дорого. А жизнь сама найдёт решение тех или иных вопросов.
Александр, как наставник, ставит сразу и конкретно очень высокую планку. И это правильно! Потому что он видит, что для этого надо сделать каждому ищущему. Потому что он знает!Это формирует глубокое доверие. А следовательно, мощно мотивирует на преодоление своих сомнений и неуверенности, своих «не знаю», «не могу», «не получается». Более того, занятие в клубе вообще меняет жизнь. Происходит какое-то внутреннее переосмысление себя во всём и всего в себе. Я в это не верила. Но вот теперь убедилась! Внутри тебя… рождаешься ты!… но совершенно другой человек, с другим мыслями, взглядами, меняются даже принципы. Приходит внутренний покой и некая уверенность — твердыня «Аз есмь!» — и я тоже в этим мире есть!Осознание счастья как такового, большее доверие жизни и вера в будущее. Вообще! Не только в живописи. В осознанном существовании в мире гармонии и красоты.
Как говорили древние мудрецы нужно всегда идти вперед, если вы остановились вы пошли назад. Так и в творчестве. Всегда надо идти вперед, ставить новые задачи и идти. Да трудно, да мозги закипают, но это и есть жизнь. Когда у тебя в мозгах рождается идея, потом ты ставишь задачу, ищешь знания для реализации этой задачи и только потом все продумав до мелочей начинаешь писать. Вот тогда это твоё творчество и твоя картина. Именно этому я научилась на курсах у Александра. Очень ему благодарна за желание делиться с нами своими знаниями. С ув. Людмила.
Девочки, всем Огромная Благодарность за поддержку. Успеха нам всем. Будем идти вперёд!
Раньше читала всякие интервью известных ныне художников. И очень часто они говорили примерное такое : «Мне пришлось забыть все то , чему меня учили, чтобы начать РИСОВАТЬ.» Поняв их в буквальном смысле, я не собиралась учиться у кого-либо.И всякие предложения учиться я пропускала мимо ушей. Думала, что пусть пройдёт 5-10 лет, я чего-нибудь достигну потихоньку. Свои рисунки мне нравились, любовалась ими изредка, сравнивала.Да и прогресс какой-то был небольшой.