Тема этой статьи будет как необычной, так и злободневной — как узнать свой талант. Как быть уверенным в том, что ты делаешь, и полностью или частично посвятить себя любимому делу?

Вместе с вопросом к себе лично нас мучают сомнения и относительно своих близких. Недавно я получил по почте сообщение, в котором автор спрашивала меня, как ей поступить. От решения, возможно, зависела судьба сына. Публикую вопрос дословно.

“Моему сыну 13 лет. Ходит заниматься в изостудии 3 года.
После второго года обучения был прогресс и его перевели даже на бесплатную основу. Заниматься ему нравится и несмотря на плотный учебный график, отказываться от посещения студии не собирается.
По результатам этого года предложили снова перейти на платную основу, так как ни одна работа не была аттестована (ни рисунок, ни композиция, ни живопись). Но очень ему нравится рисовать карандашом. С цветом всегда были проблемы. Как понять, есть ли вообще способности, стоит ли продолжать ему рисовать? Спасибо”.

Интереснейший вопрос, согласитесь? Волнует, не побоюсь сказать, каждого, кто когда-либо начинал новое дело, учёбу, проект и т.д. “Стоит ли продолжать?”

Заметьте, мы все хотим простого ответа на сложные вопросы. Вот бы услышать убедительное “Да!” или разочаровывающее “Нет!”, но однозначно, так, чтобы не сомневаться, чтобы быть уверенным в правильном выборе.

А Вы не задумывались, что в Вашем желании легко справиться с проблемой выбора лежит стремление снять с себя ответственность. Пусть кто-то другой, авторитетный решает судьбу сына или мою собственную.

Вам не кажется, что шаблонные решения, особенно в творческих увлечениях, хобби, профессиях, неприменимы?

Я не могу столь подробно ответить на заданный мне вопрос по почте, поэтому отвечу в статье, тем более, тема интересна всем.

Чтобы не выдумывать велосипед, мой ответ будет построен, как всегда, на образном ряде. Но сейчас это будет образный ряд Айзека Азимова — писателя-фантаста провидца, предсказателя будущего.

Если Вы не читали его рассказ под названием “Профессия”, то обязательно прочтите, я вкратце расскажу суть того, что в нём изложено.

В будущем, когда технологии достигнут фантастического прогресса, процесс обучения будет занимать минимум времени, людям просто будут записывать знания путём электронных манипуляций с мозгом.

Как узнать свой талант?

Не нужно тратить годы, чтобы обучиться профессиям, не нужно читать книги, ломать голову над сложными задачами. Всё это происходит в миг, когда с помощью специального шлема человек, не имеющий профессии, становится высококлассным специалистом, ценным для общества.

В рассказе А. Азимова главный герой — юноша, жаждущий знаний, переживает драму, связанную с тем, что его, в отличие от всех, забраковали. Структура его мозга нестандартна и не подходит для записи профессии программиста (как ему бы хотелось), впрочем, как и любой другой специальности.

Осознание того, что он человек без профессии, делает его жизнь невыносимой. Все его сверстники по достижении нужного возраста получи путёвку в жизнь путём записи необходимых знаний, а с ним поступили несправедливо, его превратили в изгоя, в неудачника, в отщепенца.

Он был помещён в заведение для слабоумных, где главным его занятием стало чтение книг.

Понимая, что обучение по книгам займёт целую жизнь, он не отчаивается, не ломается, не смиряется со своей участью, а, напротив, совершает побег из своего заточения. В бегах он попадает на ежегодное состязание специалистов, по итогам которого победители получают престижные должности и стабильное будущее.

Именно там случай с его старым другом открывает ему глаза на реальность.

На состязании один из участников вовремя не справляется с заданием, потому что в его мозг не успели загрузить обновленную информацию, причём он знал об этом заранее, но подготовиться самостоятельно ему даже в голову не приходило.

Друзья, разве мы с вами поступаем иначе? Когда жизненные обстоятельства заставляют искать нестандартные решения, согласитесь, мы ищем лёгких ответов. И если эти самые ответы не записаны как готовые решения в мозг, нас сковывает страх неизвестного.

Герой А. Азимова принимает решение, что именно он научит людей учиться эффективно, быть гибкими, способными развиваться и самостоятельно находить ответы на сложные вопросы. Он верит, что накопление знаний по крупицам из книг и собственного опыта — подлинный путь разумного человека, в противовес роботу с искусственно записанными программами, требующими такого же искусственного обновления.

Однако всё не так очевидно. В итоге становится понятно, что мир не матрица, а заведение, в котором содержат главного героя, не что иное, как институт образования, где собраны единицы людей, способные мыслить самостоятельно. Более того, он тот самый “избранный”, прошедший все испытания, чтобы быть в первом эшелоне ученых, создающих программы, которые потом делают из обычных людей высококлассных специалистов.

Проблема, которую в своём рассказе поднимает А. Азимов, актуальна во все времена. Она также звучит в опубликованном выше вопросе “Как понять, есть ли вообще способности, стоит ли продолжать ему рисовать?” В рассмотренном мною произведении есть ответ на поставленный вопрос, вот он.

Нельзя же сказать человеку: «Ты можешь творить. Так давай, твори». Гораздо вернее подождать, пока он сам скажет: «Я могу творить и я буду творить, хотите вы этого или нет».

Золотые слова, подпишусь под каждым из них. Никто и никогда не сможет ответить на вопрос “кто Вы”, кроме Вас самих! В каждом из нас лежит ответ на этот вопрос, более того, Вы всегда его знали, но боялись признаться. Страх, лень, неуверенность, нерешительность, боязнь не соответствовать заявленному — вечные препоны на пути к самому себе.

Согласитесь, мы зачастую ищем кого-то, кто назначит нас талантливым, уникальным, нужным для общества, а мы в благодарность будем стараться оправдать надежды, притворяясь, что именно так оно и есть. Нам сложно взять ответственность за собственный выбор и следовать путём личных достижений, не опираясь на мнения авторитетов.

В рассказе А. Азимова специалисты ищут среди обычных людей тех, кто способен на творческое мышление, кто будет жить не по кальке, не по заданной программе. И единственный способ убедиться, что их испытуемый и есть тот самый, способный мыслить самостоятельно — дождаться, когда он сам скажет об этом миру.

Повторюсь, только Вы знаете, чем следует заниматься, какие таланты развивать, кем себя назначить! Другой вопрос, через что придётся пройти на пути к цели, и здесь тернии — это не случайные препоны, а испытания, проходя которые, Вы либо сдаётесь, либо обретаете самую высшую награду — быть самим собой.

Хорошо, если мы сами способны так или иначе распоряжаться своей жизнью, то как быть с нашими детьми? Однозначного ответа нет, но я убеждён, если ребёнку нравится рисовать, как в вопросе читательницы, присланном мне, то нужно обеспечить ему возможность учиться.

Неважно, какими напутствиями и оценками наградили Ваше чадо в том или ином учреждении, просто спросите, хочет ли он заниматься изобразительным творчеством, и если да, то обеспечьте его всеми необходимыми материалами, учителями, наставниками и т.д.

Подведём итог: чтобы узнать свои таланты, не нужно спрашивать у дяди или тёти, спросите у самого себя, а затем много и упорно трудитесь, совершенствуя своё мастерство. Несомненно, путь к цели трудный, порой невыносимый, но это Ваш путь со своими радостями и разочарованиями, это великое приключение, где Вы будете самим собой, а не клоном, существующим по заданной программе.

Интересно, а что Вы думаете на эту тему? Уверен, подобные вопросы стояли перед каждым. Вы сомневались в себе и своих талантах? Напишите Ваши мысли в комментариях.