Согласитесь, странная постановка вопроса — как увидеть цвет? Если Вы никогда об этом не задумывались, Вам кажется, что ответ очевиден — посмотреть. Как и куда смотреть — вот в чём вопрос, художники-любители порой даже не подозревают, что живопись начинается с умения видеть.
Давайте разберёмся, на какие данные о натуре нам следует опираться при работе с цветом.
Когда мы наблюдаем мир в повседневной жизни, мы не фиксируем внимание на двух предметах, наше зрение туннельно и точка ясного видения всегда сфокусирована на чём-то одном.
Мы никогда не видим два предмета одновременно, если быть точным, мы не видим их одинаково чётко. Только один предмет всегда в зоне ясного видения, а это значит, что наш мозг складывает целую картинку из последовательно увиденных объектов. То есть мы не видим всю картину мира, окружающего нас, только его кусочки, которые мозг собирает, как мозаику.
Чтобы было более понятно, представим, как рисует любитель. Он видит предмет и работает над ним до полного завершения, затем переключает своё внимание на следующий предмет и повторяет то же самое.
В результате в картине все предметы существуют отдельно, сами по себе. Такая работа смотрится дробно, неорганично, предметы и объекты раскрашены.
Представьте, если бы Вы могли видеть два и более предметов в поле ясного видения, этот навык дал бы возможность сравнивать их между собой, Вы могли бы одновременно наблюдать тональные и цветовые отношения.
Следовательно, получая точные данные о цвете и тоне, Вы наиболее гармонично передавали бы их на плоскости Вашей картины.
Теперь Вы знаете, как видеть, осталось только научить себя этому.
Давайте проведём простой опыт. Вам нужно изобразить два предмета. Как Вы будете действовать, если предметы близки по цвету и по форме, например, два глиняных горшка?
Скорее всего, Вы просто срисуете их последовательно, не пытаясь увидеть разницу. Ваш мозг, сложив две картинки, выдаст информацию наподобие следующей. Горшки глиняные, коричневого цвета, один чуть темнее и больше по размеру, один ближе, другой дальше, на одном есть трещина, на другом нет.
Подробной информации может быть больше, может меньше, но это не те данные о натуре, которые Вам нужны. Это последовательные пазлы, которые мозг складывает в целую картину, предполагая, как должно быть на самом деле. Нам же надо видеть всю картину сразу.
Только наблюдая два предмета одновременно, Вы сможете верно увидеть тональные и цветовые отношения, а значит, верно их передать, создав гармоничную цветовую гамму.
Такой метод наблюдения натуры противоречит природе зрения человека, мы никогда не сможем научить себя чётко видеть два предмета, но это и не нужно. Чтобы различать цвет и тон, достаточно сместить фокус зрения на точку между предметами, а лучше вообще ни на чём не сосредотачивать внимание, видеть как бы вне фокуса.
Наблюдайте два предмета одновременно, изучая самые важные характеристики, сравнивая тон, цвет, пропорции. Кстати, если предметов будет больше, принцип тот же — Вам нужно видеть их все. Не забывайте, что среда, в которую погружены наблюдаемые объекты, также важна, и здесь нас интересуют всё те же тон, цвет, пропорции.
Вот и всё. Научившись видеть, Вы можете приступать к процессу живописи. Наблюдаемые цвета будут наиболее точны, Вы будете видеть цветовые отношения, а не раскрашивать предметы, предварительно нарисовав их контуры, как в детских раскрасках.
Кому-то может показаться сложной наука видеть цвет. Скорее всего, такие выводы сделают те, кто всегда полагался на интуицию, на случай, на талант. Тем же, кто хочет осознанно подходить к изобразительному творчеству, будет полезно пересмотреть свой взгляд на художественное видение.
Давайте обратим внимание ещё на один факт. В природе не существует чистых цветов, по крайней мере для живописца это так.
Когда Вам кажется, что предмет локального цвета, например, красный, и Вы пишете его таким же красным, Вы ошибаетесь. Во-первых, если Вы не умеете видеть, то наблюдаемый предмет в поле Вашего ясного видения один, и Вам не с чем его сравнить.
Во-вторых, следует знать, что в природе не существует предметов вне среды, их окружающей, ничто не находится в вакууме отдельно от мира. Сам воздух между Вашим глазом и предметом способен вносить изменения в цвет, так как содержит частицы пыли, пара, газов и освещения, влияющего на них.
В-третьих, рефлексы меняют цвет предметов, в-четвёртых, световые волны не поглощаются полностью и частично отражаются всем спектром от любой поверхности, какого бы цвета она не была.
То есть белая стена никогда не будет полностью белой, как и красная полностью красной, аналогию можно продолжить.
Теперь ответим на вопрос, как увидеть цвет, научиться его видеть, перестав полагаться на абстрактные таланты. У каждого есть такая возможность. Разберитесь в основных факторах, влияющих на цвет, и мир приобретёт для Вас подлинное многоцветие.
История из жизни. Ещё будучи студентом я писал жёлтую драпировку в одной из учебных постановок. Помню, как она меня замучила. Я перевёл на неё весь свой кадмий жёлтый, лимонный и охру светлую, но она никак не ложилась в общую гамму и будто бы существовала отдельно от всей композиции.
В конце концов, по наитию я намешал голубой колер и жидко прошёлся им по всему жёлтому пятну. И, о чудо! Жёлтый перестал светить, как светофор, он приобрёл оттенки зелёного. Затем я добавил холодной красной, затем ещё что-то… это не была системная работа, я писал на чувствах.
Моя драпировка на глазах меняла цвета, каких оттенков в ней только не было. Но, что важно, в общем она смотрелась жёлтой, целостность пятна не была нарушена.
Этот опыт носил интуитивный характер, но не в моих правилах полагаться только на чувства. Случай помог мне тогда разобраться с процессом создания живописи, дышащей цветом. С того самого натюрморта мои работы перестали быть локальными раскрасками. Конечно, было ещё много неудач, но начало положено, впоследствии я достигал подобных результатов осознанно.
Если бы в своё время у меня были те знания, что есть сейчас! Впрочем, у каждого свой путь творческого роста. Я делюсь опытом, а Вам решать, воспользуетесь Вы случаем его перенять или будете учиться на своих ошибках.
Такой случай наступит уже завтра. Во вторник, 6 марта в 20.00 по московскому времени я проведу онлайн встречу, посвящённую цвету в живописи “Как увидеть цвет?” Подробности и регистрация по ссылке: http://artgranata.ru/
Спасибо, Александр! Все Ваши статьи, как всегда, зажигательные! С нетерпением жду завтрашней встречи!
Спасибо,Александр.Читаю статьи с интересом и удовольствием и ,каждый раз нахожу для себя что-то новое,чего не смогла усвоить в прошлых уроках.
Александр, Ваши идеи, Ваша подход к обучению для меня как глоток живой воды!Всё что Вы, как педагог даёте и предлагаете, созвучно моим собственным ощущениям, а Ваш профессионализм, Лаконизм и чёткость изложения восхищают! Спасибо.
Мне нравится,что Вы не только доступно, четко и интересно пишете свои статьи, но и Ваш правильный русский язык и грамотное правописание. Безусловно, Ваше творчество для меня путеводная звезда.
Спасибо за статью и приглашение! Я ждала этого курса. Даже зная некоторые законы колористики, всё же иногда сталкиваешься со стеной — цвет не звенит, белое не смотрится белым, нет в картине света и жизни. А краски должны пульсировать, дышать, жить… В общем быть живописными:)
Александр, большое спасибо :)
Возможно ли будет посмотреть вебинар в записи? Нет у меня возможности он-лайн присутствовать, а учиться у Вас хочется.
Для меня очень странно, что вы дошли до понимания процесса создания живописи самостоятельно. Почему преподаватели этого не сделали? Они сами не понимали? Это тоже странно.
Здравствуйте, Алексей! Вы задаёте странные вопросы, задам встречный. Вам кто-нибудь до меня так подробно, по буквам рассказывал о живописи? Если все всё знают и во всём понимают, почему так сложно найти хорошего учителя, который к тому же и сам умеет то, о чём рассказывает? Ответ прост. Дело не в преподавателях и учебных заведениях, а в людях, с которыми Вам повезло или не повезло встретиться. В процессе творческого роста мы не просто следуем указанным путём, мы идём путём открытий, личных озарений, неужели с Вами такого не было?
Здравствуйте, Александр.
Вот точно! Ведь как ценны именно личные открытия и личные озарения! Но на пустом месте они не возникнут.
Да, много информации можно найти в книгах.
Но она там как-то по полочкам не разложена.
А на курсе по полочкам Александр классно раскладывает.
И еще ( а это очень важно) — есть контакт !
Можно задать вопрос. Можно услышать совет.
И последнее. Как нужны люди, которые Вдохновляют.
Их мало. Спасибо Вам за то, что очень многих Вы просто вдохновляете!
Доброй ночи, Александр! К сожалению, не попала на встречу….будет ли запись вебинара? Очень хочется еще раз вживую послушать Вас, вдохновиться…
Александр,Вам надо писать не только картины,но и книги.И,даже,художественные!Спасибо за откровения!
Живопись — это чудо! На вебинаре «Пейзаж с натуры» обратила внимание на работы художника В.Ф. Стожарова. Я долго смотрела на картины и просто чувствовала себя в этой среде: завараживает цвет, свет, композиция, сюжет. Все живет и дышит.
Здравствуйте, Александр, мне нравятся ваши статьи их изложение и ваши работы тоже. Я прошла по ссылке artgranata,подписалась но никакого письма с открытым доступом к бесплатному уроку на почту к сожалению не пришло.
Здравствуйте, Раиса! Данный набор завершён, подпишитесь в рассылку будете получать приглашения на курсы.
Благодарю, Александр за то, что делитесь таким полезным опытом!