“Цвет вижу, но воспроизвести не могу от слова совсем” — вот такие сообщения раз от разу я получаю в ответ на вопрос, получается ли у вас писать красками. У авторов подобных сообщений существует пропасть между видимым цветом и возможностью получить его на палитре.

Казалось бы, нет ничего проще — мешай краски согласно тому, что видишь, и всё получится. Но не тут-то было! Стоит попробовать, как становится ясно — этому нужно учиться. Не поддаются цвета и оттенки спонтанному смешиванию, хоть так, хоть этак — всякий раз сам не знаешь, как получается тот или иной цветовой тон.

Обратите внимание на свою палитру, на что она похожа, как правило, это две крайности. Вся рабочая площадь палитры утопает в вязкой каше случайных замесов и щедрого обилия массы красок по её периметру. Или напротив, скупые, робкие мазочки, будто птичьи следы на снегу. Поиск цвета интуитивен, случаен, непоследователен.

Что такое цвет, почему нам так важно его видеть и чувствовать? Цвет — это эмоция, яркое  восхищение звонкой, сочной гаммой или напряженный драматизм глубоких тёмных колоритов. Цвет — это информация, мгновенно считываемая нами на эмоциональном уровне, это состояние, в которое он нас погружает сиюминутно, здесь и сейчас. Понятие «цвет», его восприятие — часть наших знаний о свете как физическом явлении. 

Свет пронизывает всю вселенную от и до, свет — основа жизни в ней. Благодаря ему мы видим всё многообразие оттенков, всю красоту мира, сложность и простоту, форму тех или иных объектов в пространстве, какими бы они ни были — близкими или далёкими, радужно цветными или почти монохромными. Свет — это информационное поле, в котором все мы, как рыбы в океане, живём и дышим, порой не замечая прекрасного, забывая себя в быту и, конечно же, переживаем мгновения счастья, когда видим красоту. 

Разделить понятия свет и цвет невозможно, потому как одно без другого не существует, а значит, учиться видеть и смешивать цвета нужно начинать с элементарных физических явлений.

Бытует мнение, что чувство цвета по аналогии с чувством слуха либо есть от рождения, либо нет, но это неправда — слух, как и умение видеть, мы способны развить. Но что значит развить — шире раскрывать глаза или, наоборот, щуриться, как это сделать?

Любой навык приходит к нам через учёбу, через знания, прежде всего, и практику как результат. Мы учимся, как смотреть, куда, как анализировать видимое, всё приходит через «знаю», то есть следует прежде всего знать. «Гляжу, но не вижу» свойственно художникам-любителям, практика без знаний — трата времени впустую, а в лучшем случае изобретение давно изобретенного. Возьмите знания из рук в руки у мастеров, а затем  идите своим путём — лучший совет начинающим художникам.

Почему кто-то панически боится цвета, а кому-то почти сразу легко даётся сочная цветовая гамма. Если мы просто понаблюдаем за собой, то на многие вопросы сможем ответить сами. Например, какой вы человек — открытый “рубаха-парень” или сдержанный, робкий, неуверенный, может быть, сухой, не проявляющий себя эмоционально. 

Ответ очевиден: эмоциональным людям свойственны яркие цвета и краски, потому что они сами так чувствуют мир, и наоборот, их противоположности по типу личности будут избегать цветовых контрастов. Как итог, зная себя и получив нужные знания, вы справитесь с тем, что у вас не получается. 

Художник видит, это отличает его от людей иных профессий, а видеть — уже волшебство. А мастерство — наряду с «знаю» уметь передавать увиденное. 

Попробуйте передать цвет в тот момент, когда солнечный луч коснётся сумрака вашей мастерской. Какой он в этот час — холодный, тёплый или попросту бульон из мутных отражений?

Попробуйте взять верные цветовые отношения ещё и ещё раз! Пусть тёплый свет борется с холодной тенью, бойтесь серых, чёрных, глухих. Пишите кистью, мастихином, пальцем, совсем не важно чем, важно как!

Живопись ради живописи — вот высший пилотаж для колориста. Оставьте великие смыслы философам, освободите сюжет от бренного тела идей, все они давно изжили себя. 

Сегодня импрессионизм уже классика жанра, но именно это направление живописи самое живое, самое искреннее в контексте общения художника с натурой. Пока у нас два глаза, а на земле светит солнце, нам будет близок такой способ видеть.

Импрессионистическая живопись как кусочек реального мира на холсте, как образ света (всё, что мы видим — не что иное, как отражённый свет) полна пульсирующей жизни, полна цвета.

Не бояться цвета — значит знать, прежде всего, что такое свет, владеть цветовым спектром, как таблицей умножения, уметь видеть натуру, понимать ограниченность и безграничные возможности красок на вашей палитре. 

В детстве мы все боялись темноты, потому что она была неведома нам. Сегодня, когда мы выросли, она нас не пугает. Страх часто рожден ожиданием нового, непознанного, но стоит исследовать темноту, как на место тревоги приходит уверенность в себе и собственных силах.

Этим летом я провожу уже десятый поток курса “Всё о цвете из рук в руки”, сейчас записан первый урок из восьми, до начала второго урока 27.06 вы можете стать участником. После регистрации будет доступна запись онлайн-встречи, где я рассказал о курсе. Регистрируйтесь по ссылке: https://griginfo.justclick.ru/podpiskavsiocvete

Живопись мастеров:

Как рисовать красками и не бояться цвета!
В. Гремитских
Как рисовать красками и не бояться цвета!
В. Гремитских
Как рисовать красками и не бояться цвета!
К. Коровин
Как рисовать красками и не бояться цвета!
П. Кончаловский
Как рисовать красками и не бояться цвета!
П. Кончаловский
Как рисовать красками и не бояться цвета!
П. Сезанн
Как рисовать красками и не бояться цвета!
В. Стожаров
Как рисовать красками и не бояться цвета!
А. Куприн