arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Как развить вкус и что делать, если вы любитель сладенького?

Признаюсь, есть во мне одна “нехорошая” черта — могу сказать как думаю, как чувствую, как знаю там, где нужно промолчать, найти другие слова, быть толерантным.

Дело не в том, что я не умею лгать, лебезить, быть удобным. Умею, конечно, но вот нужно ли? По мне, быть честным, прежде всего, с самим собой, а, как следствие, и с собеседником куда важнее, нежели беспокоиться о возможных обидах.

Я уже писал ранее, что всем не угодишь, не понравишься, мил не будешь, да и надо ли? Когда тебя окружают люди, понимающие с полуслова, когда вы открыты друг для друга — только в этом случае общение продуктивно.

Вспомните себя, когда вы искали слова, боясь обидеть, и в итоге не были поняты, а ваш собеседник остался со своими заблуждениями. Было такое? Вопрос, зачем тратить время на то, чтобы выглядеть удобным для всех? Оставайтесь собой и точка, как следствие, будут те, кто вас услышит.

Недавно на одной из онлайн-трансляций я упомянул о пошлости в искусстве и был неверно понят некоторыми участниками. Так как тема моей встречи была иная, я не смог внятно рассказать, как я понимаю это явление, позволю себе высказаться в статье.

Начну с того, как толкует понятие пошлости Википедия: “Пошлость — непристойность, скабрёзность, безвкусная и безнравственная грубость. Пошлость — вульгарность, низкопробность в духовном, нравственном отношении. Пошлость — банальность, плоская шутка”.

Вот оно - “низкопробность в духовном, нравственном отношении”,“банальность”. По мне, эти определения куда страшнее всех остальных.

Так уж сложилось, что художник, прежде всего, творец, создатель, искатель новых технических решений и смыслов, в противном случае мы не знали бы прекрасных эпох в истории человечества: Возрождения, Средневековья, Классицизма, более того — Импрессионизма и всего, что он породил вплоть до сегодняшнего дня.

Если бы абстрактное ‘красиво”, сдобренное бытовым прагматизмом, определяло ход истории изобразительного искусства, каким бы оно было сегодня? Возможно, наскальными рисунками и только.

Поделюсь рядом наблюдений. Помните, лет двадцать-тридцать назад, до эпохи интернета, художник был штучным персонажем, особенным, каким-то другим, непохожим на общую массу людей, занятых бытом, работой, семьёй.

В первую очередь, художник был профессионалом. Конечно, были и любители, но они не были так заметны, как сейчас.

Сегодня время, когда зритель не хочет покупать картину, он желает создавать её сам. Поистине чудные времена — ты можешь прожить несколько жизней, помимо основной профессии овладеть ещё и живописью.

Наступила эпоха информации — все всё где-то уже слышали и будто бы даже знают!

Желание идти путём наименьшего сопротивления, хотелка, настроенная на сегодня и ни минутой позже, самообман и несбыточные обещания со стороны маркетологов, “рекламологов” доводят до “низкопробности в духовном, нравственном отношении”.

Как-то незаметно, под видом красоты пошловатенькие банальности преподносятся как искусство, и вот уже большинству участников рынка кажется, что всё так и должно быть.

Если картина, то вся в блёстках, позитивная, радостная, и никак иначе. Попробуйте  возразить! Вот оно — настоящее “мармеладное” искусство, воспетое “сладкими” художниками.

Однажды, ещё будучи студентом, я слышал от одного из уважаемых педагогов, что В. Суриков, мол, черноват, мрачен, плохой пример для студента художественного училища. Если такие наставления дают в проф. заведениях, что говорить про законодателей позитивной живописи.

Как развить вкус и что делать, если вы любитель сладенького?
В. Суриков «Боярыня Морозова»


Скажу вам по секрету: “Всё не так, ребята!”

Кто вам сказал, что картинка должна быть красивой? Что это вообще за критерий оценки?

Почему вы решили, что лучше срисовывать чужое “красиво“, нежели создавать своё “тяп-ляп”?

Кстати, ещё ни один художник не стал таковым, проскочив вышеупомянутую стадию мастерства, а если у вас её не было, возможно, вы гений.

Важно понимать, что тяп-ляп тяп-ляпу рознь, и если вы действовали грамотно, но в силу малого опыта написали “некрасиво”, это совсем не одно и то же с работой по наитию, как получится.

Осознанная работа вскоре приведёт вас к желаемому результату, можете даже не сомневаться, а вот бесконечное копирование и подражание — пустая трата времени. Нет, я не хочу отнять у вас веру в быстрый результат, любимые картинки и желание их повторить, просто прошу взглянуть чуть дальше собственного носа.

Легко ругать “малевичами” современных экспериментаторов, испугавшись “квадратов” и прочих новаторств, легко действовать от обратного — они квадраты, а мы закаты и пенную волну, искрящуюся в лучиках солнца.

Попробуйте иначе, необязательно легко, пусть будет трудно и даже очень, но по правде, по-настоящему.

Быть художником — значит видеть мир таким, какой он есть, читать между строк, слышать не слова, а интонации, чувствовать и выражать себя, а не общепринятые шаблоны, создавать красоту, а не украшать.

Если вы не видите разницы между банальностью и уникальным опытом, авторским высказыванием, вопрос, какой из вас зритель и, как следствие, художник?

Говорить о красоте — пустое занятие, когда “нравится — не нравится” определяет вкус.  Задумайтесь на секунду, так ли всё просто?

Для того, чтобы определить солёное или сладкое, нужны рецепторы вкуса на языке, чтобы видеть красоту, нужен опыт.

Приведу простой пример. Грудной ребёнок не видит лиц, ему стоит немалых усилий научиться различать сначала черты лица, затем лица. Чем больше практики, тем лучше он с этим справляется. Опыт решает всё, мы всю жизнь учимся видеть, только кто-то, научившись азам, не утруждает себя вникать в детали, тонкости и нюансы.

Культурный опыт — причина наших реакций на увиденное, как следствие, мы по-разному видим одно и то же. Для одного банальная картинка будет шедевром, а для другого низкопробной пошлостью.

Выбор, как всегда, за нами. Каждый сам решает, стоит ли себя утруждать, обогащать, узнавать, накапливать культурный багаж или и так сойдёт.

Ответ на вопрос “как развить вкус?” — учиться.  

Мечта

А вы загадали желание? В тот самый миг, когда часы пробили двенадцать на рубеже прошлого и будущего, вы знали, чего больше всего хотите в наступающем году?

Не знаю, как вы, а я загадал. Точнее, я много раз загадывал, сколько себя помню. Всегда что-то такое я посылал, как радиоволну, в ночь с тридцать первого декабря на первое января, усердно генерируя свои “хотелки”.

Факт — желания сбываются, но, вот что странно, с большим опозданием. Загадано в прошлом году, сбылось в этом, и так уже не в первый раз. Что-то там в радиоприёмнике желаний работает неверно. Согласитесь, ждать и ещё раз ждать, исполнится или нет загаданное — тяжёлое бремя.

Сидеть на морозе, опустив хвост в прорубь, приговаривая “ловись рыбка большая и малая” — плохая идея.

Если вам дорог собственный хвост, перестаньте ждать и начните действовать!

Будет интересно услышать ваши мнения по поводу развития вкуса, напишите в комментариях свои мысли.

Комментариев 40
  1. Инесса

    Здравствуйте, Александр!

    Согласна, что вкус надо развивать.Благодаря вам я стала понимать, почему раньше, интуитивно, мне не нравилась та или иная картина.Теперь я имею представление о перспективе, цвете и свете, просто пройдя всего 3 бесплатных урока. Теперь я смотрю на картины по-другому и понимаю,почему мне что-то нравится,а что-то нет. Спасибо за уроки.

    Ответить
  2. Людмила

    Здравствуйте!Я никогда не рисовала и вдруг начала рисовать.Эйфория была полная!Я рисую!А попав на ваш курс,я поняла,что ничего не умею рисовать.Срисовывание ничему меня не научило.Я смотрю ,но не вижу.И я согласна,что вкус просто так не проявится .Надо действовать

    Ответить
  3. Ольга Новиченко

    Спасибо Александр! Подписываюсь под каждым Вашим словом! Не перестаю восхищаться Вашей способностью переводить мысли в форму слов так восхитительно ярко, образно и живо! Получаю эстетическое удовольствие просто вслушиваясь в Ваш текст, где и форма и содержание — безупречны!

    Ответить
  4. Татьяна Бакланова

    Вот уж чего даже врагу не пожелаешь, так это толерантности! Толерантность — это пониженный, ослабленный иммунитет, позволяющей паразитам проникать и оставаться в организме — в живом организме или в организме страны. Наши враги спят и видят сделать нашу страну толерантной к пошлости, распутству, наркомании и прочей смертельно опасной дряни. Так что, Александр, наступим на хвост толерантности!)

    Красоту и красивость я вижу, как разные вещи. Красота в картине — это гармоничное сочетание многих элементов: живая игра теней, света и цвета, это чувства, мысль и аллегория, это пространство и движение.

    А красивость — это узнаваемый штамп, который нажимает на «кнопку» зрителя, вызывая известную заранее реакцию.

    Говорить, что думаешь, может позволить себе только человек, обладающий Честью. Без этого не может быть настоящего художника. Как, впрочем, и настоящего человека.)

    Я полностью согласна со статьей.

    Ответить
  5. Елена

    Сегодня я впервые (!) увидела, что у рыжего кота на снегу рыжая (!) тень. Тени цветные! Может, для кого-то этот не новость, а для меня открытие. Вот так и живём (. Три урока заставили о многом задуматься. Спасибо Вам за это, Александр.

    Ответить
  6. Наталья

    Здравствуйте, Александр. Вы очень интересно пишете. Я всегда думала, что срисовывание — это мой предел, но Вы перевернули мой мир. Спасибо, после Ваших наставлений хочется учиться, рисовать и не останавливаться. Для себя, для собственного удовольствия. А по поводу пошлости в искусстве, я думаю, что есть очень тонкая грань, которую я пока не чувствую, но когда-нибудь надеюсь ощутить.

    Ответить
  7. Наталья Андреева

    Классическую музыку открыл для меня Михаил Казиник в передаче «Тайные знаки культуры», а понимание живописи Вы, Александр, в курсе «Арсенал знаний»! Вкус можно и нужно воспитывать. Спасибо Вам!!! Теперь попробую создавать свое...

    Ответить
  8. Татьяна Волкова

    Доброго времени суток, Александр, не знаю, к сожалению, вашего отчества, красота у каждого своя, потому что восприятие развито у всех по разному. Умение срисовывать необходимо, потому что это развивает глазомер, умение ориентироваться на плоскости, передавать форму предметов. А насчет вкуса вы правы, вкус может быть извращенным.

    Ответить
  9. Елена Загальская

    Пошлость в искусстве, отличик красоты от красивости, — обьективного мерила нет. Восприятие очень субьективно и зависит от личного опыта, 2насмотренности" и «наученности». А что мы думаем о продаваемости картин?

    Ответить
    • Наталья

      Полностью согласна с Вами, красоте нужно учить с детства.Как в японских школах детей учат различать цвета окружающего нас мира и они видят до 300 оттенков.А на счет продажи картин, человек покупает эмоцию, которая эта картина вызывает, ценителей настоящего искусства мало. И мало кто разбирается, к сожалению, в какую сторону должна падать тень и какого она должна быть цвета.

      Ответить
  10. Валентина

    Здравствуйте Александр! Спасибо Вам за те знания, которыми Вы делитесь с нами на бесплатном курсе! Не все и не всегда получается, но ни кто не говорил что учиться легко.Опыт приходит с практикой. И как чему-то научится, если боятся критики, за похвалой ошибок не видно. Я рада, что папала к Вам на этот курс, Вы очень много объясняете. В будущем планирую, все-таки записаться на платный курс.

    Ответить
  11. Лида

    Александр, тот комментарий про «красиво» был моим. Он был написан в пылу какой-то беспомощности .И под Красиво я имела в виду правильную композицию скорее всего. Мне нужно было хотя бы немного раскрыть свою мысль…

    Но мне бывает сложно собрать все мысли и все это грамотно изложить...

    Ответить
  12. Абельдинова Тлеулес

    Очень нравится способ мышления Александра! Просто сгусток энергии, желания действовать здесь и сейчас! По поводу того, что нужно говорить правду, соглашусь с точки зрения осознанности, то есть человек мыслящий как Александр — дающий человек для развития! Все что делает Александр, дает плоды, любой человек, находящий в окружении Александра, обязательно получит развитие, если конечно хочет. Это не похвала, а то, что я вижу! Конструктивно, берет все самое ценное и доходчиво подает информацию для практической деятельности начинающим художникам. Пользуясь случаем еще раз благодарю Александа за знания, которые я получаю у него!

    Ответить
  13. Инна

    Хорошо написали, Александр.

    Правильно.Уважаю.

    Ответить
  14. Ольга

    Что-то я регистрируюсь на курс по ссылке, но мне не приходит письмо для подтверждения подписки(((

    Ответить
  15. Надежда

    Александр, спасибо, что не даете расслабиться) Вы не сказали почти ничего нового, но удивительным образом заставили работать более направленно и интенсивно.

    Ответить
  16. Алексей

    Александр, благодарим вас за труд. К слову. Как мне кажется. Основная задача искусства, воспитывать Вкус, чувство прекрасного. Окружающая нас природа является эталоном красоты и гармонии. Умение видеть и Правдиво передать действительность, вот задача настоящего художника. Для этого художник должен обладать чувством внутренней свободы и самоуважения. Ему не придет в голову лицемерить. А вот извращенная интерпретация реальности как раз говорит о духовной, нравственной низкопробности, что и есть пошлость, т.е. безвкусица. Так что Александр, благодаря вашим стараниям, как преподавателя и изобразительной грамоте, мы сможем безошибочно отличить пошлость.

    Ответить
  17. Елена

    Здравствуйте, Александр! Я случайно увидела приглашение на бесплатный курс, и не пожалела. Как и вы нам, так и я хочу сказать вам правду. Честно прослушала три урока, честно понимаю о чем вы ведете речь, и честно не делала домашнего задания. Я сейчас на этапе, когда уже хочется своего, но страшно начать. Уверена, что это случится обязательно, а за ваш уверенный тон, и желание зажечь в нас искру творчества, огромное вам спасибо. Наверное важно, иногда получить «волшебного пиндаля» от профессионала, и посильнее.

    Ответить
    • Тлеулес Абельдинова

      Пока не начнёте ничего не получится, все приходит в процессе работы. Это просто небольшой совет, говорю так потому, что я это проходила.

      Ответить
  18. Екатерина

    Во многом согласна. Но и противоречий в вышесказанном довольно много. По поводу дурновкусия- лояльность к дурному (банальному) вкусу других участников рынка как минимум логична и закономерна. Как максимум равна терпимости. Не эти ли люди с дурным вкусом- Ваши зрители и покупатели? Пусть гипотетически. А не закрытый ли мир профессиональных участников этих «не рыночных» отношений делает доступным ( в прямом смысле этого слова) для конечного зрителя- потребителя не шедевры, нет, а именно банальные зализанные мармеладные сюжеты и примерно такое же исполнение?

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Екатерина! Нет никакого закрытого мира, кроме того, что мы сами себе закрываем. Сейчас, например, в Липецке проходит выставка, организованная Союзом Художников России, на которой представлены авторы центральных областей нашей Родины. Поверьте мне, они такие же, как мы — открытые и доступные, Вы можете посетить эту выставку, убедившись в её доступности. Спасибо за комментарий!

      Ответить
      • Екатерина

        Александр, я не имею целью притягивать за уши, факты, т.к. Закрытый мир ( он же закрытый клуб, оно же картельный сговор, оно же уговор галеристов, ещё сотни названий для профессиональной части рынка) есть, был и боюсь будет. Есть эта красная сигнальная лента- незримая черта. Кому как не Вам об этом лучше знать. Заявленная тема статьи- как развить вкус, если ты любитель сладенького? Это доступно? Ехать в другой регион, чтобы посетить выставку. Тогда, если следовать Вашей логике- обращаться за трактовками к википедии- само по себе пошлость. Ведь доступен же словарь Ожегова, Даля.

        Ответить
        • Александр Григорьев-Саврасов

          Здравствуйте, Катерина! “Картельный сговор”, “уговор галеристов” — Вы о чём? Так мы друг друга точно не поймём! А чем Ваш регион Вам не мил, или Вам нужно пальцем указать, как и куда следует ехать? Пример с липецкой выставкой был приведён, потому что на сегодняшний момент это один из крупных выставочных проектов. Сдаётся мне, что Вы меня не знаете, других статей в блоге не читали. Вернитесь к ранее написанному, там вся, как Вы говорите, “моя логика”. Спасибо за комментарий!

          Ответить
  19. Анна

    Я не знаю, правильно ли я понимаю термин «пошлость» в данном случае... Для меня это были картины, которые когда-то я увидела на рынке (интернета и даже компьютера тогда у меня не было) — какая-то веселая тетя их продавала. Банальные очень пейзажи, натюрморты, словно сошедшие с жостовских подносов — все яркое, цвета кричащие... «Налетай, торопись, покупай живопись», одним словом. Я подумала тогда — вот кто-то же деньги на это потратит, на стену дома повесит. А ведь некрасиво. Скучно. И вот «пошло». Все какое-то обычное, «вылизанное» — ни мятого листочка, ни подгнившей сбоку груши, а самое главное — ни души, ни труда. Видно, когда человек «штампует» на продажу. И видно, когда он действительно увлечен, вложил массу усилий в свой труд, создал идею — даже если не получилось что-то. Но это его. Это заслуживает уважения и это я пошлостью не назову.

    Ответить
    • Екатерина

      «С жостовских подносов»??? Очнитесь, этому ремеслу без малого 200 лет. И вы первая были бы рады, если б на самом деле на рынке в наше время нечто подобное продавали...

      Ответить
  20. вера

    СИЛЬНО! РЕСПЕКТ!!!

    Ответить
  21. Анастасия

    Вкус развивается, была бы среда и желание. Через «сладости», скукоту и прилизанность проходят все, как мне кажется. Это часть пути становления. Да и вот даже — была на днях в ЦДХ, посмотрела что пишут современники. Откровенно-половина сладкая ересь, все одно по одному, как друг с друга лизали. Но это -члены СХР. Разве там наверху не ответственны, в таком случае, за отсеивание подобного для чистоты?)) По большому счету, это все сопутствующая шелуха, но необходимая. Копирование, банальщина и так далее-неважно. если это поможет найти свой стиль и тему — отлично. Лишь бы впрок. как ни крути, многим на том же периоде обучения приходится выдавать навязшие на зубах образы. Но главное понимать что это не должно быть конечным результатом. Вопрос-кому сколько понадобится времени.Такое мое имхо.

    Ответить
    • Ирина Остапенко

      ох. Сама удивляюсь, как МОИ подруги сами выбирают «красивое» и «позитивное» в том же ЦДХ — когда вместе туда ходили, и проскакивают интересные с художественной точки зрения работы. Вот мы все удивляемся, а этот китч как раз и продается, и художники его специально на продажу там выставляют. Один знакомый художник, там встретившийся, так и сказал, о, нет, у меня тут колбаса со шпротами висят. Сначала поняла его буквально, интересно стало что он такое изобразил)), а он, показав мне гламурный средиземный вид, сказал — вот колбаса, а рядом букетик позитивный — вот шпроты )) А нормальные работы, говорит, на выставке можно посмотреть (персональной). Так что вот так ). Всегда задавалась вопросом — ну неужели позитивное нельзя изображать художественно?..

      Ответить
      • Анастасия

        А видимо художественно уже не так позитивно))

        Ответить
        • Ирина Остапенко

          Вот, наверное, да. Наверно действительно Искусство с большой буквы не может быть просто позитивным и все, в нем должно быть еще нечто... Которое и делает искусство Искусством... Вот задумалась, может, и впрямь над кроватью нельзя повесить произведение Искусства? Может, не захочется его там видеть? А захочется что-то попроще, чтоб как фон было?..

          Ответить
          • Анастасия

            Да, для наших квартир и простых реалий жизни -скорее всего. Есть картины, которые прекрасны, но ты их не сможешь видеть у себя над головой в спальне или на кухне. Некоторым вещам нужна своя атмосфера и огранка...возможно. В остальном, если не о великом -нужен до какой-то степени сформированный вкус и взгляд. Фон фону тоже рознь. За свой вкус не скажу, но вот точно уже не смогу повесть всякие зонтики с корабликами, котеек и прочее. ПО крайней мере, не повешу сладкую реальность — точно. Нужно что-то из настоящей жизни, что-то, что цепляло бы и давало с ней связь. Ну или нечто абстрактно-символическое , задающее настроение (цветовые пятна, сильно обощенная этюдная живопись , где акцент на цвет). Можно ж и кота на подоконнике нарисовать так , чтоб это было уже искусством. Но черт возьми, и удается немногим, и стремятся к этому мало)) Так-то художники ответственны за то, к чему приучают зрителя, по сути, на них есть часть «вины», если так можно выразиться. Сейчас все на поводу у обывателя. Потому что есть альтернативы (в виде курсов «нарисуй сам»), и как бэ кушать всем хочется. У меня вообще на эту тему много мыслей, вплоть до того,что возможно, искусство и не должно быть доступным для всех. В конце концов, простейшее, что нужно обычному зрителя — что-то позитивное, веселенькое, миленькое, чтоб своя жизнь унылым гэ не казалась. Украшение жизни в рамках квартиры. А настоящее искусство требует искренности и откровенности с самим собой, принятия всех сторон жизни, поиск смысла в ее многогранности. После осознания этого гладенькое яблочко без изъяна станет не нужным. Потому что в нем нет реального, процесса от жизни до смерти, перерождения (умирает поеденное яблоко — жизнь для человека, для червячка в нем поселившегося), взаимосвязи что ли...в общем, когда люди захотят увидеть красоту в реальном, несовершенном, неприлизанном мире — тогда и понадобится искусство с большой буквы. А пока большей частью у людей желание жить в иллюзорном мире, сбежать от реальности в придуманный рай. А надо их моськой, моськой потыкать))) Шучу)))

            Ответить
            • Ирина Остапенко

              Эх... Тычь-не тычь моськами... все равно бегут они в выдуманный рай )))) Видимо да, искусство не для всех. Или, может быть, то искусство, которое видит обыватель, его отпугивает зачастую )))) И тут-то точно ответственность на художнике. Обыватель все равно стремится к Прекрасному, и выбирает то, что ему ближе из того, что попадает в его поле зрения. Красоту в реальном очень, наверно, не просто изобразить, чтобы она стала близка и дорога, но вот Левитан, например, справился с такой задачей и любим и обывателем тоже. А еще на самом деле много хороших художников неизвестны, и даже часто неизвестны и их коллегам... А то, что попадается на глаза, и на слуху — часто шелуха. Вот и поди, попробуй развить вкус обывателю...

              Ответить
  22. Екатерина

    Да, кстати, по поводу «чудных времён», в которые зритель не хочет покупать, а хочет создавать сам. Моё мнение- ничего подобного, как работала поговорка наших родителей, бабушек и дедушек: — «голь на выдумки хитра», так и работает. И будет, уверена, дальше работать. И отнюдь не из большого самомнения многие люди на разделочных досках выжигают или на оставшуюся створку от лакированного шифоньера лаком для ногтей Микки Мауса для своих детей наносят. Что, это тоже пошло? От безденежья Хенд мейдом заниматься?

    Ответить
  23. Мария

    Я Вас понимаю, Александр) Я тоже приверженец открытых слов и разговоров. Искренности. и, знаете, что я заметила, что даже те, кто на них поначалу обижается, потом всё равно за приходит за следующими. Потому что именно такие искренние слова, заинтересованность в человеке и помогает ему и мне посмотреть на себя со стороны. В Ваших статьях и уроках это очень чувствуется — заинтересованность в людях, в их развитии. Конечно, для себя поняла, что важно научиться не критиковать. По поводу вкуса — да, всё развивается с опытом, с пониманием, с насмотренностью, со знаниями. И со временем начинаешь видеть красоту во многих вещах, в которых до этого её не замечал. Но с чего-то нужно и начинать. Здорово Вы привели пример про ребёнка — интересно было узнать,что сначала черты лица, а потом и лица. И пусть кто-то начинает даже с копирования, что тоже считаю не настолько уж и плохим. В институтах тоже копируют классиков. Да и не все учителя, как Вы, могут так объяснить теорию и преподнести её понятно на практике. И мне кажется прекрасным, что искусство с приходом интернета стало доступным и столько людей могут заниматься творчеством. Пусть это будут просто позитивные картинки — для них это радость. А по поводу профессионализма — те, кому это действительно интересно будут идти дальше и практиковаться. И таким образом развивать свой вкус и вкус своего окружения. И писать и создавать произведения уже другого уровня. Для каждого есть свой зритель.

    Ответить
  24. Анатоль

    Пробуйте всё, оставайтесь с прекрасным!

    Не сам придумал, услышал недавно, якобы, библейское.

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Анатоль! Благодарю за честность. Только всё — это ничто, в этом и состоит опасность бесконечных начинаний, всё же следует за что-то зацепиться и размотать весь клубочек до конца. Спасибо за комментарий Вам и всем, кто оставил свои мысли на этой странице!

      Ответить
  25. Альбина Шадрина

    , Александр! Благодарю Вас за уроки и за честную, конструктивную критику, за то, что помогаете не только видеть этот прекрасный многообразный мир, но и учите как передать на холсте все это великолепие. А рай или ад свой мы создаем сами. Просто легче обвинить кого-то, чем честно признаться себе.

    .

    Ответить
  26. Людмила

    Опаздала на ваш курс. Скажите, вы будете его повторять?

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Людмила! Я ответил Вам на почту, найдите моё письмо.

      Ответить
  27. Елена Горбачёва

    Спасибо Александр за Искренность. За указывание ошибок, и за понимание того что нужно ещё многому учиться и учиться, и пробовать и делать ошибки, и исправлять их, и снова пробовать. И не оставаться на месте достигнув определённого этапа. А идти дальше до самого конца, достигнуть своих пределов и перешагнуть их.

    Спасибо Вам!

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.