Признаюсь, есть во мне одна “нехорошая” черта — могу сказать как думаю, как чувствую, как знаю там, где нужно промолчать, найти другие слова, быть толерантным.

Дело не в том, что я не умею лгать, лебезить, быть удобным. Умею, конечно, но вот нужно ли? По мне, быть честным, прежде всего, с самим собой, а, как следствие, и с собеседником куда важнее, нежели беспокоиться о возможных обидах.

Я уже писал ранее, что всем не угодишь, не понравишься, мил не будешь, да и надо ли? Когда тебя окружают люди, понимающие с полуслова, когда вы открыты друг для друга — только в этом случае общение продуктивно.

Вспомните себя, когда вы искали слова, боясь обидеть, и в итоге не были поняты, а ваш собеседник остался со своими заблуждениями. Было такое? Вопрос, зачем тратить время на то, чтобы выглядеть удобным для всех? Оставайтесь собой и точка, как следствие, будут те, кто вас услышит.

Недавно на одной из онлайн-трансляций я упомянул о пошлости в искусстве и был неверно понят некоторыми участниками. Так как тема моей встречи была иная, я не смог внятно рассказать, как я понимаю это явление, позволю себе высказаться в статье.

Начну с того, как толкует понятие пошлости Википедия: “Пошлость — непристойность, скабрёзность, безвкусная и безнравственная грубость. Пошлость — вульгарность, низкопробность в духовном, нравственном отношении. Пошлость — банальность, плоская шутка”.

Вот оно — “низкопробность в духовном, нравственном отношении”,“банальность”. По мне, эти определения куда страшнее всех остальных.

Так уж сложилось, что художник, прежде всего, творец, создатель, искатель новых технических решений и смыслов, в противном случае мы не знали бы прекрасных эпох в истории человечества: Возрождения, Средневековья, Классицизма, более того — Импрессионизма и всего, что он породил вплоть до сегодняшнего дня.

Если бы абстрактное ‘красиво”, сдобренное бытовым прагматизмом, определяло ход истории изобразительного искусства, каким бы оно было сегодня? Возможно, наскальными рисунками и только.

Поделюсь рядом наблюдений. Помните, лет двадцать-тридцать назад, до эпохи интернета, художник был штучным персонажем, особенным, каким-то другим, непохожим на общую массу людей, занятых бытом, работой, семьёй.

В первую очередь, художник был профессионалом. Конечно, были и любители, но они не были так заметны, как сейчас.

Сегодня время, когда зритель не хочет покупать картину, он желает создавать её сам. Поистине чудные времена — ты можешь прожить несколько жизней, помимо основной профессии овладеть ещё и живописью.

Наступила эпоха информации — все всё где-то уже слышали и будто бы даже знают!

Желание идти путём наименьшего сопротивления, хотелка, настроенная на сегодня и ни минутой позже, самообман и несбыточные обещания со стороны маркетологов, “рекламологов” доводят до “низкопробности в духовном, нравственном отношении”.

Как-то незаметно, под видом красоты пошловатенькие банальности преподносятся как искусство, и вот уже большинству участников рынка кажется, что всё так и должно быть.

Если картина, то вся в блёстках, позитивная, радостная, и никак иначе. Попробуйте  возразить! Вот оно — настоящее “мармеладное” искусство, воспетое “сладкими” художниками.

Однажды, ещё будучи студентом, я слышал от одного из уважаемых педагогов, что В. Суриков, мол, черноват, мрачен, плохой пример для студента художественного училища. Если такие наставления дают в проф. заведениях, что говорить про законодателей позитивной живописи.

Как развить вкус и что делать, если вы любитель сладенького?
В. Суриков «Боярыня Морозова»


Скажу вам по секрету: “Всё не так, ребята!”

Кто вам сказал, что картинка должна быть красивой? Что это вообще за критерий оценки?

Почему вы решили, что лучше срисовывать чужое “красиво“, нежели создавать своё “тяп-ляп”?

Кстати, ещё ни один художник не стал таковым, проскочив вышеупомянутую стадию мастерства, а если у вас её не было, возможно, вы гений.

Важно понимать, что тяп-ляп тяп-ляпу рознь, и если вы действовали грамотно, но в силу малого опыта написали “некрасиво”, это совсем не одно и то же с работой по наитию, как получится.

Осознанная работа вскоре приведёт вас к желаемому результату, можете даже не сомневаться, а вот бесконечное копирование и подражание — пустая трата времени. Нет, я не хочу отнять у вас веру в быстрый результат, любимые картинки и желание их повторить, просто прошу взглянуть чуть дальше собственного носа.

Легко ругать “малевичами” современных экспериментаторов, испугавшись “квадратов” и прочих новаторств, легко действовать от обратного — они квадраты, а мы закаты и пенную волну, искрящуюся в лучиках солнца.

Попробуйте иначе, необязательно легко, пусть будет трудно и даже очень, но по правде, по-настоящему.

Быть художником — значит видеть мир таким, какой он есть, читать между строк, слышать не слова, а интонации, чувствовать и выражать себя, а не общепринятые шаблоны, создавать красоту, а не украшать.

Если вы не видите разницы между банальностью и уникальным опытом, авторским высказыванием, вопрос, какой из вас зритель и, как следствие, художник?

Говорить о красоте — пустое занятие, когда “нравится — не нравится” определяет вкус.  Задумайтесь на секунду, так ли всё просто?

Для того, чтобы определить солёное или сладкое, нужны рецепторы вкуса на языке, чтобы видеть красоту, нужен опыт.

Приведу простой пример. Грудной ребёнок не видит лиц, ему стоит немалых усилий научиться различать сначала черты лица, затем лица. Чем больше практики, тем лучше он с этим справляется. Опыт решает всё, мы всю жизнь учимся видеть, только кто-то, научившись азам, не утруждает себя вникать в детали, тонкости и нюансы.

Культурный опыт — причина наших реакций на увиденное, как следствие, мы по-разному видим одно и то же. Для одного банальная картинка будет шедевром, а для другого низкопробной пошлостью.

Выбор, как всегда, за нами. Каждый сам решает, стоит ли себя утруждать, обогащать, узнавать, накапливать культурный багаж или и так сойдёт.

Ответ на вопрос “как развить вкус?” — учиться.  

Мечта

А вы загадали желание? В тот самый миг, когда часы пробили двенадцать на рубеже прошлого и будущего, вы знали, чего больше всего хотите в наступающем году?

Не знаю, как вы, а я загадал. Точнее, я много раз загадывал, сколько себя помню. Всегда что-то такое я посылал, как радиоволну, в ночь с тридцать первого декабря на первое января, усердно генерируя свои “хотелки”.

Факт — желания сбываются, но, вот что странно, с большим опозданием. Загадано в прошлом году, сбылось в этом, и так уже не в первый раз. Что-то там в радиоприёмнике желаний работает неверно. Согласитесь, ждать и ещё раз ждать, исполнится или нет загаданное — тяжёлое бремя.

Сидеть на морозе, опустив хвост в прорубь, приговаривая “ловись рыбка большая и малая” — плохая идея.

Если вам дорог собственный хвост, перестаньте ждать и начните действовать!

Будет интересно услышать ваши мнения по поводу развития вкуса, напишите в комментариях свои мысли.