Таинственный серый, благородный серый, жемчужный серый — как получить серый цвет и его оттенки? Если вы начинающий художник, то этот вопрос может даже удивить. Нет ничего проще — смешать белила с чёрной, и вот он серый! 

Если же вы не новичок в живописи, то очевидное решение не будет казаться таким доступным и простым.

Нас окружает серая реальность, и это не фигура речи, а законы физики — не будет света, не будет и цвета. Наш глаз воспринимает колебания световых волн, которые, в свою очередь, представляют оттенки серого.

В реальности не может быть такого, чтобы мы увидели спектр, состоящий из волны одного цвета, например зелёного. То есть зелёный всегда будет содержать одновременно и все остальные волны светового спектра, но в разных пропорциях.

Как следствие, мы видим оттенок зелёного или оттенок красного, но никогда только зелёный, красный, синий и т.д.

Посмотрите в окно, особенно в это время года. Если вы живёте в средней полосе России, это просто царство серого — такова палитра реальных цветов сегодня. 

Если вы думаете, что краски лета — это далеко не серый, то ошибаетесь: настоящая картина мира в той или иной степени всегда в серой гамме.

Если в наблюдаемом мире нет спектрально чистых цветов, если мы видим только оттенки, как же научиться писать цветом, как превратить грязную палитру в благородную гамму?

Не советую полагаться на чувства. Действуя на ощущениях, вы никогда не знаете, что выйдет в итоге. Палитра начинающего художника представляет собой минное поле, изрытое воронками случайных замесов, а живопись — либо дикие сочетания локальных цветов, либо мутный разбел. 

В то же время, если посмотреть на произведения мастеров, можно только изумляться, откуда они берут столько тончайших оттенков серого, почему у них всё легко и просто как на палитре, так и на холсте?

Как получить серый цвет и его оттенки?
Николай Фешин

Ответ банален. Конечно, опыт и знания лежат в фундаменте любой творческой победы живописца. Хочу уточнить: сначала знания, затем опыт, в противном случае количество бездумно вымазанных красок ни к чему не приведёт.

Первое, что я рекомендовал бы начинающему художнику — это убрать все чёрные из арсенала уже приобретённых красок, затем понять главный принцип смешения цветов.

Поскольку в реальном мире нет ни одного предмета или явления, окрашенного в спектральный цвет, то и писать чистыми красками будет преступлением перед живописью, если только вы не абстракционист, авангардист, сюрреалист и т.д.

Чтобы получить серые оттенки и даже почти чёрные, то есть весь ахроматический ряд, будет достаточно иметь производные хроматические цвета. При смешении дополнительных противоположных цветов в цветовом спектре мы получим сложные серые. 

Итак, каждый раз, когда вам нужен оттенок серого, следует решить, какие дополнительные цвета из спектра следует смешать друг с другом и в какой пропорции.

Важно помнить, что количество белил никак не влияет на цвет, белила — это светлотность и только. Один из самых популярных вопросов: “Надо избегать разбеленности, как тогда добиться светлых оттенков?”

Как правило, начинающий художник, задавая подобный вопрос, имеет в виду совсем другое, а именно, как написать сочную, яркую работу, например солнечный летний день.

Ответ: следует верно брать отношения, прежде всего, используя теплохолодность красок, а не злоупотребляя белилами. Когда вы пишете, соблюдая теплохолодность, то максимально точно попадаете в состояние, продиктованное натурой.

Среди теоретиков и практикующих художников ведётся давний спор — что более важно — цветовой тон или светлотный. Моё мнение — истина посередине, но, учитывая день сегодняшний, предпочтительней цвет. Живопись самодостаточна, не стоит превращать её в иллюзорную картинку.

Тема цветового спектра и колорита в целом — интереснейший мир, в котором живут мастера живописи. Когда начинающий художник определяет себя неспособным видеть цвет, взаимодействие сложных оттенков и полагается лишь на чувства, он ошибается. 

Как в любом деле, чтобы уверенно действовать, следует сначала научиться азам, затем копнуть глубже и глубже, поняв закономерности. И результат — победа над своим «не могу, не умею» не заставит себя ждать.

Во вторник, 26 ноября в 20.00 по московскому времени я проведу онлайн-встречу, посвящённую набору группы на курс “Всё о цвете из рук в руки”. Если тема цвета в живописи для вас актуальна, регистрируйтесь по ссылке: //griginfo.justclick.ru/vscvet4

Отзыв участника курса:

Ирина Алексеенко

Александр, у Вас на курсах я нашла то, что искала почти три года. Не могу сказать, что предыдущие преподаватели были слабые, нет, многие активно пишущие, имеющие свои школы, и я тоже многому у них научилась. 

Но когда я стала слушать Ваши уроки, поняла, что мои пустые полки знаний наполнятся знаниями, которые так давно хотелось получить. Книг я накупила много и хороших, и много прочла, но главного не было — увязки техники, теории и практики.

Отрывочные, бессистемные теоретические знания. Курс «Все о цвете из рук в руки» перевернул многие мои понятия, расставил все по местам, дал свободу и уверенность, заставил думать и находить правильные решения, которым Вы нас научили. Вы очень продуманно построили последовательность уроков курса, и я не перестаю восхищаться Вами, как профессиональным учителем! 

Наперёд стимулировали нас думать, как изобразить заданное, а потом проверяли наши задания с подробными комментариями, стараясь не упускать главное в наших работах. Слушая теорию на каждом уроке, я не раз восторженно про себя восклицала: «так вот как это работает!», «ага, вот оно, недостающее звено, что я не знала!». 

На каждом Вашем уроке для меня было много открытий о цвете. А серый — это вообще вселенная, которую Вы нам открыли! А шесть основных красок — я теперь думаю, как разобрать по парам мои многочисленные тюбики))))! И ещё важно, что Вы нас приучаете быть насмотренными, не побоюсь этого слова, художниками, дали векторы правильного восприятия картин. 

Писать цветом, писать от пятна, писать серым, серое на сером, чёрное на чёрном и т. д. — невероятно, что за такое относительно малое время — семь уроков по три часа, Вы дали нам такой огромный багаж знаний. Я надеюсь, что все участники курса могли бы присоединиться к моим словам — это понятно было из общения на курсе. 

К тому же, Александр, я увидела в Вас очень искреннего преподавателя, талантливого, с головой погружённого в процесс преподавания, и такого переживающего, чтоб до нас все дошло! Спасибо за замечательный и неповторимый курс и до встречи на новых уроках, таких разных и неимоверно интересных!