Интересно, у вас получается увлечь собственных детей рисованием и живописью, как вы помогаете им научиться рисовать в век компьютерных игрушек? Думаю, тема злободневная не только для меня. Давайте сообща подумаем, как помочь им не потратить детство на виртуальные забавы, как вместо клавиатуры и мышки приучить их к бумаге и карандашу.
Многие из моих подписчиков заботятся о будущем своих детей. Я периодически получаю вопросы по данной теме, публикую одно из сообщений.
Хочу Вам подкинуть темку для статьи. Вот тут, я думаю, Ваши рассуждения были бы интересны не только мне и другим Вашим ученикам, но и Вам самому было бы важно узнать, что думают об этом другие. Я то ли читала у Вас, то ли Вы говорили, что хотели бы, чтобы Ваша дочь пошла по Вашим стопам, но предоставите ей свободу выбора. Вот и я столкнулась с такой вот проблемой. Я видела, что у моей дочери хороший художественный и творческий потенциал. Еще в садике он проявился. Учится она в лицее искусств на ДПИ (декоративно-прикладное искусство). Она президент школьной компании прикладников. У неё уже и диплом есть по росписи. Теперь вот преподаватель по искусству её выделил. Сказал, что она могла бы стать художником. Какая-то её работа его очень впечатлила. И я всё время убеждаю, что надо браться ей всерьёз за это. А она не хочет….((( Вот других же у меня получилось «снарядить» в художественные школы. И уже не один родитель из моих клиентов отвели своих деток учиться изобразительному искусству. Теперь вот сестра спрашивает, как ей начать развивать художественные навыки у своего трёхлетнего сына, чтоб не упустить. А я даже не знаю, что сказать. Только пообещала, что у Вас спрошу. Вот было бы здорово подумать на эту тему. Всем коллективом, так сказать. И прежде всего объяснить людям, зачем нужно развивать детей духовно, через понимание и причастие к искусству. Думаю, тема детей никого равнодушным не оставит, ну это, конечно, при условии, что Вам самому это интересно и нужно…)))
Да, мне это интересно. У меня растут дети, я тоже хотел бы, чтобы они с малых лет были приобщены к рисованию и живописи, но, признаюсь, для меня не меньшая загадка, как это сделать.
Когда ко мне приходят взрослые, осознанные люди, чтобы научиться изобразительной грамоте, я знаю, как им помочь — у меня всё для этого есть. Но в случае, когда мне самому приходится уговаривать их учиться, я чувствую себя беспомощным.
Все наши доводы, что учиться нужно сейчас, потом будет поздно, будешь жалеть, вспомнишь мои слова — пустое сотрясение воздуха для ребёнка, живущего в мире других ценностей и увлечений.
Стоит признать, нет никакой связи между навязанной учёбой и реальной взрослой жизнью, когда “прилежное обучение — гарантия хорошей профессии”. Где сейчас все эти отличники с красными дипломами, где примеры, на которые стоит равняться? К сожалению или к счастью, реальность благосклонна ни к тем, кто делает как надо, а к тем, кто поступал как хотел, согласно с самим собой, кто шёл порой против течения туда, куда хотел сам.
Оглянитесь вокруг. Много ли среди ваших знакомых людей, которые, слушаясь папу и маму, затем партию и т.д., прошли жизненный путь, не сворачивая, и сейчас ни о чём не жалеют?
Правда в том, что, прежде всего, нужно слышать себя, а я в этом убеждён. О каком воспитании стоит говорить, и есть ли тут вообще повод для обсуждения?
И всё же повод есть, потому как оставаться в стороне в вопросах воспитания собственных детей опасно для их жизни.
Когда я пишу “опасно”, то не преувеличиваю. Современная наука доказала, что у взрослого человека плотность мозга в два раза меньше, то есть дети рождаются с огромным запасом нейронов, чтобы создать из них нейронные сети невероятной сложности.
Каждая нейронная сеть — это реальный опыт. Чем больше и многообразней жизненный путь в детстве, тем сложнее сеть и, как следствие, многогранней личность будущего взрослого человека. То есть, когда мы помогаем нашим детям жить, избегая сложных решений, когда не загружаем знаниями и полученным опытом их мозг, его часть отмирает за ненадобностью.
Представьте, вы хотите облегчить жизнь вашему ребёнку, дать ему сразу всё, чего в детстве у вас не было (речь, как правило, идёт об игрушках, сейчас игрушки — это гаджеты), вместе с тем откликаетесь на все капризы, а в результате получаете обратный эффект.
Невероятно сложный, созданный для сверхзадач мозг вашего чада превращается в жидкий бульон, который не способен не только мыслить, но и брать какую-либо ответственность за собственную жизнь.
Думаю, нет ничего хорошего в том, чтобы навязывать ребёнку рисование, если ему это неинтересно, но будет ещё хуже, если вы всё пустите на самотёк.
Соглашусь, что все мои доводы абстрактны, что вы и сами всё знаете, что вам куда интересней мой опыт, нежели рассуждения на тему.
На самом деле, когда дело касается практики, всё намного проще. Я уже упомянул о ценностях и приоритетах, которыми живут не только взрослые, но и дети.
Моей дочери десять лет. Она не любит рисовать, по крайней мере, я редко замечаю её занятой изобразительным творчеством. В то же время у неё много других идей, которыми живёт её поколение, например, желание создать свой YouTube канал.
Помните, дело не в том, что ребёнок что-то не хочет делать. Просто он не видит смысла в предлагаемом ему занятии, как следствие, когда смысл есть, есть и желание действовать.
Моё предложение записать ряд видео, где она рисует для YouTube канала, было принято “на ура”, я увидел свою дочь увлечённо рисующей, и у неё получалось. В течение двух месяцев она нарисовала серию рисунков, никто её не подгонял, не заставлял, ей самой это было надо.
Вы всегда можете найти ключик к собственному ребёнку, если будете его искать. В моём же случае я принял решение не участвовать в выборе увлечений дочери, моя задача — помочь ей получить многообразие впечатлений и найти свой путь.
В этом вопросе не может быть единого мнения, любую версию можно оспорить. Для меня важно иметь возможность выбирать. Все важные решения в собственной жизни я принимал сам, поэтому не жалею ни об одном из них. Когда-то отец сказал мне: “Твоя жизнь — тебе и жить”. Мне некого упрекнуть в неверных решениях, не на кого свалить ответственность, потому что никто меня не заставлял поступать так или иначе.
Самое интересное, лучшее, чему я мог бы научить собственных детей — это далеко не рисование, пусть учатся принимать решения и брать на себя ответственность за них.
Ответ на вопрос: “Как научить ребёнка рисовать, как начать развивать художественные навыки?” Увлечь его изобразительным творчеством, дать прожить ему этот опыт. Рисуйте вместе с ним, отведите на уроки, покажите ему мир, где люди рисуют и пишут красками. Если, попробовав, он уже не сможет остановиться, вы точно будете знать, что он научится!
Уверен, кто-то думает иначе. Расскажите о своём методе обучения детей изобразительному творчеству в комментариях к статье, ценные советы возьмём в пример.
Меня отвели в художку в 4 года, я ее не бросала до 13 лет. Потом перерыв на старшие классы, рисовать не хотелось совсем. В универ пошла на худ.граф. и с тех пор не останавливаюсь в рисовании. В том раннем детстве меня что-то увлекло. Даже на уровне запаха красок в учебном классе, я до сих пор испытываю счастье от него, как рефлекс. Сейчас моему сыну 4 года и он ходит со мной в художку, рисует что хочет, его направляют, но серьезных задач не ставят. Боюсь отбить желание. Пока ходит только потому, что ему там просто нравится, среда в целом. Любит там быть равносильно игре. Может это ощущение счастья вернет его к занятиям через много лет, как возвращает меня. Сейчас готовим его детские работы на 1ю выставку от художки, там конечно очень просто у него все, по-детски. Но опять же, художественная тусовка, грамоты, внимание к рисункам на выставке, результат обучения (стал рисовать гораздо лучше и сам это замечает),праздник, чаепитие должны отложиться в голове, как хорошие ассоциации с художественной деятельностью. Надеюсь, смысл, содержание, поиск себя через творчество приложатся позже.
Мой сын до 9 лет ничем, кроме электроники (не гаджеты, а эл. конструкторы, детали всякие, проводочки-батарейки-моторчики) не увлекался. Читает много, ф том числе фантастику. Компьютером бы тоже увлёкся, но он у нас под запретом. Совсем. Кроме заданий по информатике, которые он выполняет с лёгкостью. Будущую профессию хочет связать с программированием и компьютерами. Я рассказала ему про разработчиков компьютерных игр, и как там продумывают изображения героев, игровой мир и вообще дизайн. И всё. Теперь на основе романов-фэнтези придумывает и рисует героев своих будущих компьютерных игр. Под это дело рассказала ему про то, как рисовать, например, светотень — ведь надо сделать так, чтобы предметы выглядели как настоящие, объёмные. Ну, и другие понятия тоже подключила — цвет, перспективу и т.д.
У меня был достаточно убедительный опыт обучения детей изобразительному творчеству в больших группах , количество детей в которых доходило до 30-40 человек. Размер этих групп был обусловлен спецификой, это была школа внутри детского профилактического санатория, где дети проживали длительное время и ведение классов по изобразительному искусству , а также кружковая работа, там была очень важна. У меня были большие группы малышей 6-8лет, а вторая группа объединяла ребят от 9 и старше. У нас занятия были построены по принципу мастерской, где ребята рисовали, лепили, занимались декоративно-прикладным творчеством, занятия строились по принципу обучения в группе, дети прекрасно перенимают навыки друг от друга, через короткое время они прекрасно справлялись с теми работами, которые мы делали в мастерской. Их вдохновляло то, что мы были настоящими «Художниками». Ребята проводили на занятиях в мастерской по нескольку часов, увлеченно работая, а некоторые и все свое свободное время. Какие замечательные выставки и ярмарки были результатом этой работы! Мне кажется в обучении важен коллективный пример, у меня там не было ни одного ребенка, который отказался от занятий в мастерской, ребенок- это творец и если он получает возможность творить, создать- кто откажется от такого?
Спасибо за статью! Дочери — 6 лет. Когда я сажусь рисовать, она сама садится рядом и пытается рисовать то же, что и я. Даже на конкурс один мы с ней вместе работы посылали. Только вот не знаю, как понять: хорошо ли она рисует для 6 лет или карляки-марляки. Надо ли ее уже учть каким-то базам в этом возрасте: пропорции, формы и т. д.?
видимо, каждому возрасту свойственно свое, и всему свое время. Столкнулась с проблемой, когда девочка 6 лет не могла ничего другого изобразить, как идеально прямые, параллельные линии одной длины )), причем четко горизонтальные и вертикальные — как по линейке. И вот стоило ей говорить, что можно что-то иное изображать? А другой мальчик, лет 10-ти уже, прекрасно справлялся с перспективой, пропорциями и сам видел и исправлял свои ошибки, схватывал на лету все. Видимо, важно знать как развивается ребенок, чему обычно учат в педагогических.
Ирин, дети разные, у меня была девочка 4 лет, которой стоило только озвучить задачу, и она погружалась в творчество, фонтанировала идеями, и выгнать с урока ее было невозможно, когда он заканчивался. Видимо есть склонности.
Здравствуйте, Индира! Как-то раз меня пригласили отобрать лучшие детские рисунки на конкурс в одном из учреждений дополнительного образования, в основном возраст авторов произведений был 6 лет и чуть старше. Когда я начал просматривать работы, то был немало удивлён — почти все были добротно проработаны с пониманием перспективы, пропорций и лепкой формы. На вопрос, они что — все вундеркинды, получил прозаичный ответ. Нет конечно, просто мамы очень старались. Как итог: в конкурсе участвовали радеющие за своих детей мамы и папы. На Ваш вопрос, надо ли учить в 6 лет, отвечу, исходя из личных соображений. Замечено, что профессиональные навыки формируются быстро в осознанном возрасте, когда человек точно знает, что они ему нужны. А вот напрочь уничтоженное любопытство, интерес, желание выразить себя восстановить почти невозможно. Вывод: разжигайте в ребёнке огонь интереса к творчеству, пусть правила и законы ненавязчиво будут сформированы через интерес. Спасибо за Ваш вопрос!
Добрый день Индира, когда моему сыну было 6 лет, он ходил в группу по рисованию к одной замечательной советской художнице. Возраст юных художников был разный от 6 и и более лет. На каждом занятии была своя тема, например: встреча, пожар, комната и дети писали каждый что хотел на заданную тему, вначале правда карандашом, она не вмешивалась в процесс , но всегда при надобности показывала как правильно изобразить, например, бегущего человека, плывущие облака… т.е было как то все очень постепенно, в процессе создавания шедевров
Дети обычно обезьяничают, и я обратила внимание, что когда стоишь на пленере, то нет-нет, до какой-нибудь ребенок начнет тянуть родителя: «Я тоже хочу рисовать!», » А когда придем домой, порисуем?», «А купи мне краски!»… Так что надо почаще пленэрить ))
..А вообще статья навела меня лично на серьезные размышления о своей жизни даже, а как я лично принимаю решения и несу ответственность за них и о том, как что-то пускаю на самотек, считая, что от меня тут ничего не зависит, а потом серчаю на жизнь, что мол де она мне дала желаемое… И что приходится и себя заставлять рисовать, я наверное плохой художник, раз мне надо себя заставлять заниматься любимым делом )) Выкручиваться, искать ходы, чтобы себя заинтересовать )), а то бывает, хочется сначала и то, и другое изобразить, а когда возможность появляется, уже вроде как и остыл, или перерос эту задачу.
Спасибо за поднятую тему. Очень согласна, что нельзя никого заставлять, особенно детей. А то получится «прожила мамочка свою жизнь, проживет и твою». Вот это страшно!
Здравствуйте, Оля! Как Вы точно сказали, «прожила свою жизнь, проживет и твою». Этот диагноз можно поставить многим мальчикам и девочкам, не живущим своими жизнями, в том числе перешагнувшим возраст совершеннолетия. Спасибо за комментарий!
Я согласна с тем, что хотелось бы привить ребенку прежде всего ответственность, а дело человек выберет сам!
Как всегда, Александр, мудро мыслите! С детства, племянницу водила на художественную гимнастику, на третий год отказалась, потом разные кружки, модельное агенство)) везде получалось с моим участием, контролем, в итоге подросток сопротивляется и не желает идти на поводу. Опять таки, где найти золотую середину, чтобы не было пустоты и в тоже время самостоятельное решение.
Я согласна с мыслью, что человек создан для того, чтобы думать. Для этого ему и мысль творящая дана и свобода выбора. И делать и жить то же … сам. А кто сможет прожить чужую жить? Правда некоторые умудряются не жить и своей жизнью. Поэтому я согласна с тем, что в ребенке самое главное поддержать его способности наблюдать, анализировать, действительность собой определять. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельности. Задавать ребенку вопросы (мол просто надо искать и находить решение, не сковывая свою мысль страхом). Тогда и ответственность «появится» . Ведь ходить и говорить ребенок учится сам.
Очень сложная и больная для меня проблема поднята. Хочу покаяться. Старшего сына я самостоятельно, волевым решением, отвела в музыкалку. И заставляла его заниматься, и сама с ним увлеченно занималась, прошли вместе и через слезы, и через радость побед. И я преодолевала его сопротивление до тех пор, пока он, достигнув определенного уровня мастерства, не почувствовал интерес к соревнованию с теми, кто сильнее и старше. Именно это толкало его к занятиям, а не любовь к музыке. Он получил профессиональное музыкальное образование, играл в известном оркестре, но потом все бросил. И теперь занимается совсем другим делом. Повлияло ли как то мое давление на него в детстве, на него взрослого? Наверное, да. Я поняла это несколько лет назад. И теперь стараюсь не направлять его, а только поддерживать. Наверное, лучше поздно, чем никогда. Но очень часто меня гложет изнутри вопрос – а как сложилась бы его жизнь, если бы я не опекала его так сильно? Раньше такой вопрос даже не стоял передо мной. Видимо, я поступала так, как во мне было заложено моими родителями и, наверное, системой.
Конечно, надо искать пути к заинтересованности каким-либо делом. Но есть профессии, в которых с раннего детства подразумевается ежедневный труд. Не каждому ребенку это под силу – достигнуть какого-либо результата самостоятельно, на одном только интересе. Я всегда восхищаюсь такими детишками, они были и есть. Но раньше их было намного меньше. Наверное, это из-за того, что меняется наше общество, наше мышление, наша среда, стало больше информации по воспитанию. Моя дочь воспитывает сынишку совершенно по-другому. И я очень радуюсь и удивляюсь этому.
Думаю, Вы все сделали правильно.Я слышала, психологи говорят, что музыка — это то, чем надо заставлять ребенка заниматься. Занятия музыкой требуют от ребенка больших усилий, поэтому он в определенный момент может забросить их, задача родителей — настоять на их продолжении. Ребенок может пробовать себя в других сферах(спорт, рукоделие, рисование и др.), искать себя, так сказать. Но музыкальную школу, если уж начал, он должен закончить. Так воспитываются усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, другие необходимые в жизни качества. Неоднократно видела, как дети, бросившие занятия музыкой, впоследствии жалели об этом. Моя дочь закончила музыкальную школу, к фортепиано больше ни разу не прикоснулась, но занятия музыкой благотворно подействовали на нее, развив в ней творческий подход к любому делу, да кучу других плюсов можно отметить! И ни одного минуса!
Жанна, спасибо за поддержку. А то меня эта тема так разбередила, что я начала всех своих детей обзванивать и расспрашивать, не давила ли я на них по жизни=). Вроде все трое не в обиде на меня.
Я оч.согласна со статьей про нейронную сеть, т.е. чем больше и многообразней жизненный путь в детстве, тем более развитым вырастает человек. Моя старшая дочь все свои школьные годы брала уроки игры на пианино (не профессионально), но часто учавствовали в различных музыкальных конкурсах, правда,в основном я была единственным зрителем и слушателем ее классических произведений. Прямо скажу мы все считаем что это было прекрасно, хоть и не легко.
Сын тоже 2 года играл на виолончели, а потом выбрал себе другое увлечение. Сейчас спрашивает, мама, почему ты не заставила. И хоть они много чем в детстве серьезно занимались, говорят, что если бы время вернуть назад, делали бы больше. Теперь я себя виню, хотя каждый день у нас был расписан.
Мы с мужем художники. Нашему сыну через 2.5 недели будет годик. Конечно, я очень хотела бы, чтобы он стал художником в будущем. Но отдавать учиться рисовать, я думаю, мы будем не раньше возраста 14-15 лет, если он сам, конечно, захочет. Хочется, чтобы он побыл самоучкой, чтобы никто над ним не стоял и не навязывал «как надо, а как не надо», чтобы ничего его не сдерживало в творчестве. Ну если он сам попросится в изостудию, мы его отведём. У нас дома очень много книг по искусству, сейчас я покупаю много детских книг с иллюстрациями разных художников советских и современных, чтобы, так сказать, его глаз натренировался, привык с детства к хорошей графике и живописи, подрастет — будем ходить на выставки. Рисовать мы с ним стали с 8.5 месяцев (я ему сама делаю краски для пальчиковой живописи), а в 10 месяцев мы даже поучаствовали в выставке. Рисуем с ним иногда даже во время купания (крепим лист на стенке, он что-нибудь и повозюкает) Нам интересно наблюдать переход от неизобразительного к изобразительному этапу. Наш педиатр сказала, что он будет художником и сделала интересное замечание на моё возражение(что это еще неизвестно,захочет ли он вообще рисовать), что чем больше он сейчас чем-то занимается, то обязательно будет этим заниматься в будущем. Посмотрим…
Очень интересный коммент! Приведу пример в качестве ответа на заданный вопрос. Жили-были две сестры. Разница в возрасте — почти 10 лет. Одну родители «отдали в музыкалку», но после окончания с отличием запретили двигаться по этому направлению дальше. Вторую отправили туда же. Та учиться не хотела, но училась, потому что родителей не хотела обижать. В итоге. Первая, получив совсем другое высшее, вернулась на свой путь через все немыслимые преграды и, в т.ч., запреты семьи, переквалифицировалась и работает с детьми с упоением! Вторая полностью ушла от «музыкалки» и нашла свой профессиональный путь совсем в другом направлении. Итог! Никогда НЕ НАДО ЗАСТАВЛЯТЬ РЕБЁНКА ПО ПРОТИВ ЕГО ВОЛИ И НЕ ЗАПРЕЩАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ ПО СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ИНТЕРЕСАМ. Не надо ломать судьбы людям уже в детстве.Быть внимательными! Дети сами проявляют интерес — просто помочь определиться с временем, спланировать график обучения и ритм жизни. Пусть перепробуют всё, что их интересуют. Выбирут только то, что на спмом деле им нужно! Вот это и поддерживать, принимать решение маленького человечка, как своё собственное. У детей многому можно научиться! В конечном итоге — дети стартуют с нашего финиша. А чтобы не отстать потом от них — самим учиться, учиться и учиться. И уважать в детях личность! Они — наши ДЕТИ, похожие, в первую очередь, на самих себя, но не наша собственность.
Очень интересная тема и комменты,спасибо всем ,кто отозвался,про музыкальную школу особенно,у меня 2 дочери и старшая за ручку привела меня в музыкалку в 6 лет сама,а младшей я сказала ,что «так надо».Так как думала,что это развивает по любому,и что то еще про «нейронные связи».В итоге-старшая учится,младшая мучилась-мучилась(особенно на сольфеджио),потом не сдала зачет и заболела.От стресса!Просила бросить,и конечно,я согласилась.В итоге у нее освободилась куча времени на ее любимое занятие-рукоделие,рисование.И я решила,так же,как одна женщина здесь писала,что впредь буду не заставлять,а только поддерживать.Мы любим с ней находить и участвовать в различных художественных конкурсах,победы и участие окрыляют и детей и взрослых).А старшая ,как и ваша дочь,Александр,обожает снимать видео,и у нее классно это выходит(тоже ей 10 лет).Но говорит,что хочет заниматься во взрослой жизни наукой).Насчет совсем малышей,я считаю,что да,учить рисованию их не стоит,а вот скорее можно у них самих поучиться кое чему,я обожаю детские рисунки.Очень не нравится,когда детям начинают втирать что то типа:»Травку рисуем внизу по краю,а солнышко наверху»…Лучше уж сам пусть как нибудь))).
На свете много интересных занятий, поэтому я со своими интересами пока не лезу к детям. А вот телефон мы у старшей дочери забрали,потому что сын отбирал у неё телефон и играл в игры, а младшая дочь в свою очередь отбирала телефон у сына и смотрела ролики на ютуб. Теперь рисуют, шьют, лепят, играют в разные свои придуманные игры.
У нас семеро детей. Четверо школьников. Пришла к выводу: все дети хотя и разные хотят учиться. Очень много зависит от учителей. Все мои школьники хотели учиться перед школой и все они желали учиться в музыкалке. Результаты у всех разные и все они связаны с учителем. Есть заинтересованные учителя, которые и поддержат и пожурят и направят — и к таким хочется им идти и идут с удовольствием. Другие — напрочь отбили желание… Стараюсь не лезть в душу с советами, но когда они сомневаются — задаю вопрос, «а сам-то ты что хочешь?, тебе что нравится?» — и тут они задумываются. Потому что жить им самим придётся и нести ответственность за свою жизнь тоже самим. Если что-то сами выбрали — стараемся поддержать и не препятствовать, но и призывать и напоминать об ответственности, т.к. всё-таки дети ещё. А 6-летняя дочь очень желает тоже учиться у «моего художника», и очень сокрушается, что он не будет комментировать её картины ))
Здравствуйте,Александр!!!Вы затронули очень актуальную тему для меня. Мне почти 58лет, и я до сих пор помню свою первую учительницу начальных классов, которая посмотрев на мой рисунок безапелляционно изрекла : Зря стараешься, нет художников из татар, и не будет!!! Мне было только 7 лет!!!! И я так старалась!!!! Что бы я не рисовала, это высмеивалось при всём классе. И все….. никогда я не рисовала, на уроке рисования, ставшим самым нелюбимым, просто отсиживалась. А мечта осталась,!! А своим внукам я кисточки и краски давала уже после года. Рисовали в основном гуашью Луч , руками, палочками, делали штампик. Всегда весело, ярко,радостно. И дети понимают, если бабушка достаёт краски-значит сейчас будет волшебство. Как интересно было моим малышам (3 и 5 лет) из сундучка, который необычно открывается доставать САМИМ! тюбики с красками, мастихины, веерные кисти !!!!! Палитра!!!!! Холст!!!!Мольберт!!!! Незнакомые, совсем взрослые слова, запахи, вещи!!! Я не могла их оторвал от создания
Нечаянно отправила, простите, но я дальше о своём ….. Когда малыш растёт мы говорим- вот синяя чашка, желтенький цветочек, красный мячик… Чуть больше становиться-посмотри, травка зелёная и листочек зелёный и твоя футболка, но они разные!!!! Эта светлее, а эта -ярче. Незабываемо, когда увидев бирюзовую кофточку моя Аселечка объявила:это -синененая!!!!( синяя+зелёная) в 3 года. Мы рисуем, лепим, варим мыло, клеим, творим!! Главное- увлечь играя, и постоянно обращать внимание-посмотри- это светлее, это -холоднее, посмотри какое необычное дерево, какие облака, отмечать-это красиво, а это необычно. Дети сами бегут рисовать. Постоянно увлекаю чем-то новым. Масляная пастель много ярче цветных карандашей, ей хорошо раскраски разукрашивать. Акварельные карандаши- другое волшебство! Акрил- чудесно выдавить из тюбика, подхватить мастихином и смешивать прямо на холсте!!Мои внуки не создают шедевров, но получают столько радостных эмоций от самого процесса, и это с ними на всю жизнь. Извините за длинное, сумбурное письмо, просто хотелось донести что нельзя критиковать, охаивать ребёнка.Пусть выплескивается в рисунке. Вы можете только направить, мягко, ненавязчиво . Спасибо что дочитали.
Здравствуйте, Алсу! Спасибо Вам и всем, кто рассказал на этой странице свои истории. Я согласен с Вашими словами: «Мои внуки не создают шедевров, но получают столько радостных эмоций от самого процесса, и это с ними на всю жизнь».