arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Как научить ребёнка рисовать, как начать развивать художественные навыки?

Интересно, у вас получается увлечь собственных детей рисованием и живописью, как вы помогаете им научиться рисовать в век компьютерных игрушек? Думаю, тема злободневная не только для меня. Давайте сообща подумаем, как помочь им не потратить детство на виртуальные забавы, как вместо клавиатуры и мышки приучить их к бумаге и карандашу.

Многие из моих подписчиков заботятся о будущем своих детей. Я периодически получаю вопросы по данной теме, публикую одно из сообщений.

Хочу Вам подкинуть темку для статьи. Вот тут, я думаю, Ваши рассуждения были бы интересны не только мне и другим Вашим ученикам, но и Вам самому было бы важно узнать, что думают об этом другие. Я то ли читала у Вас, то ли Вы говорили, что хотели бы, чтобы Ваша дочь пошла по Вашим стопам, но предоставите ей свободу выбора. Вот и я столкнулась с такой вот проблемой. Я видела, что у моей дочери хороший художественный и творческий потенциал. Еще в садике он проявился. Учится она в лицее искусств на ДПИ (декоративно-прикладное искусство). Она президент школьной компании прикладников. У неё уже и диплом есть по росписи. Теперь вот преподаватель по искусству её выделил. Сказал, что она могла бы стать художником. Какая-то её работа его очень впечатлила. И я всё время убеждаю, что надо браться ей всерьёз за это. А она не хочет...((( Вот других же у меня получилось «снарядить» в художественные школы. И уже не один родитель из моих клиентов отвели своих деток учиться изобразительному искусству. Теперь вот сестра спрашивает, как ей начать развивать художественные навыки у своего трёхлетнего сына, чтоб не упустить. А я даже не знаю, что сказать. Только пообещала, что у Вас спрошу. Вот было бы здорово подумать на эту тему. Всем коллективом, так сказать. И прежде всего объяснить людям, зачем нужно развивать детей духовно, через понимание и причастие к искусству. Думаю, тема детей никого равнодушным не оставит, ну это, конечно, при условии, что Вам самому это интересно и нужно...)))

Да, мне это интересно. У меня растут дети, я тоже хотел бы, чтобы они с малых лет были приобщены к рисованию и живописи, но, признаюсь, для меня не меньшая загадка, как это сделать.

Когда ко мне приходят взрослые, осознанные люди, чтобы научиться изобразительной грамоте, я знаю, как им помочь — у меня всё для этого есть. Но в случае, когда мне самому приходится уговаривать их учиться, я чувствую себя беспомощным.

Все наши доводы, что учиться нужно сейчас, потом будет поздно, будешь жалеть, вспомнишь мои слова — пустое сотрясение воздуха для ребёнка, живущего в мире других ценностей и увлечений.

Стоит признать, нет никакой связи между навязанной учёбой и реальной взрослой жизнью, когда “прилежное обучение — гарантия хорошей профессии”. Где сейчас все эти отличники с красными дипломами, где примеры, на которые стоит равняться? К сожалению или к счастью, реальность благосклонна ни к тем, кто делает как надо, а к тем, кто поступал как хотел, согласно с самим собой, кто шёл порой против течения туда, куда хотел сам.

Оглянитесь вокруг. Много ли среди ваших знакомых людей, которые, слушаясь папу и маму, затем партию и т.д., прошли жизненный путь, не сворачивая, и сейчас ни о чём не жалеют?

Правда в том, что, прежде всего, нужно слышать себя, а я в этом убеждён. О каком воспитании стоит говорить, и есть ли тут вообще повод для обсуждения?

И всё же повод есть, потому как оставаться в стороне в вопросах воспитания собственных детей опасно для их жизни.

Когда я пишу “опасно”, то не преувеличиваю. Современная наука доказала, что у взрослого человека плотность мозга в два раза меньше, то есть дети рождаются с огромным запасом нейронов, чтобы создать из них нейронные сети невероятной сложности.

Каждая нейронная сеть — это реальный опыт. Чем больше и многообразней жизненный путь в детстве, тем сложнее сеть и, как следствие, многогранней личность будущего взрослого человека. То есть, когда мы помогаем нашим детям жить, избегая сложных решений, когда не загружаем знаниями и полученным опытом их мозг, его часть отмирает за ненадобностью.

Как научить ребёнка рисовать, как начать развивать художественные навыки?

Нейронные сети

Представьте, вы хотите облегчить жизнь вашему ребёнку, дать ему сразу всё, чего в детстве у вас не было (речь, как правило, идёт об игрушках, сейчас игрушки — это гаджеты), вместе с тем откликаетесь на все капризы, а в результате получаете обратный эффект.

Невероятно сложный, созданный для сверхзадач мозг вашего чада превращается в жидкий бульон, который не способен не только мыслить, но и брать какую-либо ответственность за собственную жизнь.

Думаю, нет ничего хорошего в том, чтобы навязывать ребёнку рисование, если ему это неинтересно, но будет ещё хуже, если вы всё пустите на самотёк.

Соглашусь, что все мои доводы абстрактны, что вы и сами всё знаете, что вам куда интересней мой опыт, нежели рассуждения на тему.

На самом деле, когда дело касается практики, всё намного проще. Я уже упомянул о ценностях и приоритетах, которыми живут не только взрослые, но и дети.

Моей дочери десять лет. Она не любит рисовать, по крайней мере, я редко замечаю её занятой изобразительным творчеством. В то же время у неё много других идей, которыми живёт её поколение, например, желание создать свой YouTube канал.

Помните, дело не в том, что ребёнок что-то не хочет делать. Просто он не видит смысла в предлагаемом ему занятии, как следствие, когда смысл есть, есть и желание действовать.

Моё предложение записать ряд видео, где она рисует для YouTube канала, было принято “на ура”, я увидел свою дочь увлечённо рисующей, и у неё получалось. В течение двух месяцев она нарисовала серию рисунков, никто её не подгонял, не заставлял, ей самой это было надо.

Вы всегда можете найти ключик к собственному ребёнку, если будете его искать. В моём же случае я принял решение не участвовать в выборе увлечений дочери, моя задача — помочь ей получить многообразие впечатлений и найти свой путь.

В этом вопросе не может быть единого мнения, любую версию можно оспорить. Для меня важно иметь возможность выбирать. Все важные решения в собственной жизни я принимал сам, поэтому не жалею ни об одном из них. Когда-то отец сказал мне: “Твоя жизнь — тебе и жить”. Мне некого упрекнуть в неверных решениях, не на кого свалить ответственность, потому что никто меня не заставлял поступать так или иначе.

Самое интересное, лучшее, чему я мог бы научить собственных детей — это далеко не рисование, пусть учатся принимать решения и брать на себя ответственность за них.

Ответ на вопрос: “Как научить ребёнка рисовать, как начать развивать художественные навыки?” Увлечь его изобразительным творчеством, дать прожить ему этот опыт. Рисуйте вместе с ним, отведите на уроки, покажите ему мир, где люди рисуют и пишут красками. Если, попробовав, он уже не сможет остановиться, вы точно будете знать, что он научится!

Уверен, кто-то думает иначе. Расскажите о своём методе обучения детей изобразительному творчеству в комментариях к статье, ценные советы возьмём в пример.

Комментариев 24
  1. Татьяна Ширбидова

    Меня отвели в художку в 4 года, я ее не бросала до 13 лет. Потом перерыв на старшие классы, рисовать не хотелось совсем. В универ пошла на худ.граф. и с тех пор не останавливаюсь в рисовании. В том раннем детстве меня что-то увлекло. Даже на уровне запаха красок в учебном классе, я до сих пор испытываю счастье от него, как рефлекс. Сейчас моему сыну 4 года и он ходит со мной в художку, рисует что хочет, его направляют, но серьезных задач не ставят. Боюсь отбить желание. Пока ходит только потому, что ему там просто нравится, среда в целом. Любит там быть равносильно игре. Может это ощущение счастья вернет его к занятиям через много лет, как возвращает меня. Сейчас готовим его детские работы на 1ю выставку от художки, там конечно очень просто у него все, по-детски. Но опять же, художественная тусовка, грамоты, внимание к рисункам на выставке, результат обучения (стал рисовать гораздо лучше и сам это замечает),праздник, чаепитие должны отложиться в голове, как хорошие ассоциации с художественной деятельностью. Надеюсь, смысл, содержание, поиск себя через творчество приложатся позже.

    Ответить
  2. Елена

    Мой сын до 9 лет ничем, кроме электроники (не гаджеты, а эл. конструкторы, детали всякие, проводочки-батарейки-моторчики) не увлекался. Читает много, ф том числе фантастику. Компьютером бы тоже увлёкся, но он у нас под запретом. Совсем. Кроме заданий по информатике, которые он выполняет с лёгкостью. Будущую профессию хочет связать с программированием и компьютерами. Я рассказала ему про разработчиков компьютерных игр, и как там продумывают изображения героев, игровой мир и вообще дизайн. И всё. Теперь на основе романов-фэнтези придумывает и рисует героев своих будущих компьютерных игр. Под это дело рассказала ему про то, как рисовать, например, светотень — ведь надо сделать так, чтобы предметы выглядели как настоящие, объёмные. Ну, и другие понятия тоже подключила — цвет, перспективу и т.д.

    Ответить
  3. SVETLANA PROKOSHEVA

    У меня был достаточно убедительный опыт обучения детей изобразительному творчеству в больших группах , количество детей в которых доходило до 30-40 человек. Размер этих групп был обусловлен спецификой, это была школа внутри детского профилактического санатория, где дети проживали длительное время и ведение классов по изобразительному искусству , а также кружковая работа, там была очень важна. У меня были большие группы малышей 6-8лет, а вторая группа объединяла ребят от 9 и старше. У нас занятия были построены по принципу мастерской, где ребята рисовали, лепили, занимались декоративно-прикладным творчеством, занятия строились по принципу обучения в группе, дети прекрасно перенимают навыки друг от друга, через короткое время они прекрасно справлялись с теми работами, которые мы делали в мастерской. Их вдохновляло то, что мы были настоящими «Художниками». Ребята проводили на занятиях в мастерской по нескольку часов, увлеченно работая, а некоторые и все свое свободное время. Какие замечательные выставки и ярмарки были результатом этой работы! Мне кажется в обучении важен коллективный пример, у меня там не было ни одного ребенка, который отказался от занятий в мастерской, ребенок- это творец и если он получает возможность творить, создать- кто откажется от такого?

    Ответить
  4. Индира Яковенко

    Спасибо за статью! Дочери — 6 лет. Когда я сажусь рисовать, она сама садится рядом и пытается рисовать то же, что и я. Даже на конкурс один мы с ней вместе работы посылали. Только вот не знаю, как понять: хорошо ли она рисует для 6 лет или карляки-марляки. Надо ли ее уже учть каким-то базам в этом возрасте: пропорции, формы и т. д.?

    Ответить
    • Ирина Остапенко

      видимо, каждому возрасту свойственно свое, и всему свое время. Столкнулась с проблемой, когда девочка 6 лет не могла ничего другого изобразить, как идеально прямые, параллельные линии одной длины )), причем четко горизонтальные и вертикальные — как по линейке. И вот стоило ей говорить, что можно что-то иное изображать? А другой мальчик, лет 10-ти уже, прекрасно справлялся с перспективой, пропорциями и сам видел и исправлял свои ошибки, схватывал на лету все. Видимо, важно знать как развивается ребенок, чему обычно учат в педагогических.

      Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Индира! Как-то раз меня пригласили отобрать лучшие детские рисунки на конкурс в одном из учреждений дополнительного образования, в основном возраст авторов произведений был 6 лет и чуть старше. Когда я начал просматривать работы, то был немало удивлён — почти все были добротно проработаны с пониманием перспективы, пропорций и лепкой формы. На вопрос, они что — все вундеркинды, получил прозаичный ответ. Нет конечно, просто мамы очень старались. Как итог: в конкурсе участвовали радеющие за своих детей мамы и папы. На Ваш вопрос, надо ли учить в 6 лет, отвечу, исходя из личных соображений. Замечено, что профессиональные навыки формируются быстро в осознанном возрасте, когда человек точно знает, что они ему нужны. А вот напрочь уничтоженное любопытство, интерес, желание выразить себя восстановить почти невозможно. Вывод: разжигайте в ребёнке огонь интереса к творчеству, пусть правила и законы ненавязчиво будут сформированы через интерес. Спасибо за Ваш вопрос!

      Ответить
    • Elena Prychynenko

      Добрый день Индира, когда моему сыну было 6 лет, он ходил в группу по рисованию к одной замечательной советской художнице. Возраст юных художников был разный от 6 и и более лет. На каждом занятии была своя тема, например: встреча, пожар, комната и дети писали каждый что хотел на заданную тему, вначале правда карандашом, она не вмешивалась в процесс , но всегда при надобности показывала как правильно изобразить, например, бегущего человека, плывущие облака... т.е было как то все очень постепенно, в процессе создавания шедевров

      Ответить
  5. Ирина Остапенко

    Дети обычно обезьяничают, и я обратила внимание, что когда стоишь на пленере, то нет-нет, до какой-нибудь ребенок начнет тянуть родителя: «Я тоже хочу рисовать!», « А когда придем домой, порисуем?», «А купи мне краски!»... Так что надо почаще пленэрить ))

    ...А вообще статья навела меня лично на серьезные размышления о своей жизни даже, а как я лично принимаю решения и несу ответственность за них и о том, как что-то пускаю на самотек, считая, что от меня тут ничего не зависит, а потом серчаю на жизнь, что мол де она мне дала желаемое... И что приходится и себя заставлять рисовать, я наверное плохой художник, раз мне надо себя заставлять заниматься любимым делом )) Выкручиваться, искать ходы, чтобы себя заинтересовать )), а то бывает, хочется сначала и то, и другое изобразить, а когда возможность появляется, уже вроде как и остыл, или перерос эту задачу.

    Ответить
  6. Оля

    Спасибо за поднятую тему. Очень согласна, что нельзя никого заставлять, особенно детей. А то получится «прожила мамочка свою жизнь, проживет и твою». Вот это страшно!

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Оля! Как Вы точно сказали, «прожила свою жизнь, проживет и твою». Этот диагноз можно поставить многим мальчикам и девочкам, не живущим своими жизнями, в том числе перешагнувшим возраст совершеннолетия. Спасибо за комментарий!

      Ответить
  7. Тлеулес Абельдинова

    Я согласна с тем, что хотелось бы привить ребенку прежде всего ответственность, а дело человек выберет сам!

    Как всегда, Александр, мудро мыслите! С детства, племянницу водила на художественную гимнастику, на третий год отказалась, потом разные кружки, модельное агенство)) везде получалось с моим участием, контролем, в итоге подросток сопротивляется и не желает идти на поводу. Опять таки, где найти золотую середину, чтобы не было пустоты и в тоже время самостоятельное решение.

    Ответить
  8. Альбина Шадрина

    Я согласна с мыслью, что человек создан для того, чтобы думать. Для этого ему и мысль творящая дана и свобода выбора. И делать и жить то же ... сам. А кто сможет прожить чужую жить? Правда некоторые умудряются не жить и своей жизнью. Поэтому я согласна с тем, что в ребенке самое главное поддержать его способности наблюдать, анализировать, действительность собой определять. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельности. Задавать ребенку вопросы (мол просто надо искать и находить решение, не сковывая свою мысль страхом). Тогда и ответственность «появится» . Ведь ходить и говорить ребенок учится сам.

    Ответить
  9. Татьяна Бритвина

    Очень сложная и больная для меня проблема поднята. Хочу покаяться. Старшего сына я самостоятельно, волевым решением, отвела в музыкалку. И заставляла его заниматься, и сама с ним увлеченно занималась, прошли вместе и через слезы, и через радость побед. И я преодолевала его сопротивление до тех пор, пока он, достигнув определенного уровня мастерства, не почувствовал интерес к соревнованию с теми, кто сильнее и старше. Именно это толкало его к занятиям, а не любовь к музыке. Он получил профессиональное музыкальное образование, играл в известном оркестре, но потом все бросил. И теперь занимается совсем другим делом. Повлияло ли как то мое давление на него в детстве, на него взрослого? Наверное, да. Я поняла это несколько лет назад. И теперь стараюсь не направлять его, а только поддерживать. Наверное, лучше поздно, чем никогда. Но очень часто меня гложет изнутри вопрос – а как сложилась бы его жизнь, если бы я не опекала его так сильно? Раньше такой вопрос даже не стоял передо мной. Видимо, я поступала так, как во мне было заложено моими родителями и, наверное, системой.

    Конечно, надо искать пути к заинтересованности каким-либо делом. Но есть профессии, в которых с раннего детства подразумевается ежедневный труд. Не каждому ребенку это под силу – достигнуть какого-либо результата самостоятельно, на одном только интересе. Я всегда восхищаюсь такими детишками, они были и есть. Но раньше их было намного меньше. Наверное, это из-за того, что меняется наше общество, наше мышление, наша среда, стало больше информации по воспитанию. Моя дочь воспитывает сынишку совершенно по-другому. И я очень радуюсь и удивляюсь этому.

    Ответить
  10. Жанна Лукьянова

    Думаю, Вы все сделали правильно.Я слышала, психологи говорят, что музыка — это то, чем надо заставлять ребенка заниматься. Занятия музыкой требуют от ребенка больших усилий, поэтому он в определенный момент может забросить их, задача родителей — настоять на их продолжении. Ребенок может пробовать себя в других сферах(спорт, рукоделие, рисование и др.), искать себя, так сказать. Но музыкальную школу, если уж начал, он должен закончить. Так воспитываются усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, другие необходимые в жизни качества. Неоднократно видела, как дети, бросившие занятия музыкой, впоследствии жалели об этом. Моя дочь закончила музыкальную школу, к фортепиано больше ни разу не прикоснулась, но занятия музыкой благотворно подействовали на нее, развив в ней творческий подход к любому делу, да кучу других плюсов можно отметить! И ни одного минуса!

    Ответить
    • Татьяна Бритвина

      Жанна, спасибо за поддержку. А то меня эта тема так разбередила, что я начала всех своих детей обзванивать и расспрашивать, не давила ли я на них по жизни=). Вроде все трое не в обиде на меня.

      Ответить
      • Elena Prychynenko

        Я оч.согласна со статьей про нейронную сеть, т.е. чем больше и многообразней жизненный путь в детстве, тем более развитым вырастает человек. Моя старшая дочь все свои школьные годы брала уроки игры на пианино (не профессионально), но часто учавствовали в различных музыкальных конкурсах, правда,в основном я была единственным зрителем и слушателем ее классических произведений. Прямо скажу мы все считаем что это было прекрасно, хоть и не легко.

        Сын тоже 2 года играл на виолончели, а потом выбрал себе другое увлечение. Сейчас спрашивает, мама, почему ты не заставила. И хоть они много чем в детстве серьезно занимались, говорят, что если бы время вернуть назад, делали бы больше. Теперь я себя виню, хотя каждый день у нас был расписан.

        Ответить
  11. Светлана

    Мы с мужем художники. Нашему сыну через 2.5 недели будет годик. Конечно, я очень хотела бы, чтобы он стал художником в будущем. Но отдавать учиться рисовать, я думаю, мы будем не раньше возраста 14-15 лет, если он сам, конечно, захочет. Хочется, чтобы он побыл самоучкой, чтобы никто над ним не стоял и не навязывал «как надо, а как не надо», чтобы ничего его не сдерживало в творчестве. Ну если он сам попросится в изостудию, мы его отведём. У нас дома очень много книг по искусству, сейчас я покупаю много детских книг с иллюстрациями разных художников советских и современных, чтобы, так сказать, его глаз натренировался, привык с детства к хорошей графике и живописи, подрастет — будем ходить на выставки. Рисовать мы с ним стали с 8.5 месяцев (я ему сама делаю краски для пальчиковой живописи), а в 10 месяцев мы даже поучаствовали в выставке. Рисуем с ним иногда даже во время купания (крепим лист на стенке, он что-нибудь и повозюкает) Нам интересно наблюдать переход от неизобразительного к изобразительному этапу. Наш педиатр сказала, что он будет художником и сделала интересное замечание на моё возражение(что это еще неизвестно,захочет ли он вообще рисовать), что чем больше он сейчас чем-то занимается, то обязательно будет этим заниматься в будущем. Посмотрим...

    Ответить
  12. Арина

    Очень интересный коммент! Приведу пример в качестве ответа на заданный вопрос. Жили-были две сестры. Разница в возрасте — почти 10 лет. Одну родители «отдали в музыкалку», но после окончания с отличием запретили двигаться по этому направлению дальше. Вторую отправили туда же. Та учиться не хотела, но училась, потому что родителей не хотела обижать. В итоге. Первая, получив совсем другое высшее, вернулась на свой путь через все немыслимые преграды и, в т.ч., запреты семьи, переквалифицировалась и работает с детьми с упоением! Вторая полностью ушла от «музыкалки» и нашла свой профессиональный путь совсем в другом направлении. Итог! Никогда НЕ НАДО ЗАСТАВЛЯТЬ РЕБЁНКА ПО ПРОТИВ ЕГО ВОЛИ И НЕ ЗАПРЕЩАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ ПО СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ИНТЕРЕСАМ. Не надо ломать судьбы людям уже в детстве.Быть внимательными! Дети сами проявляют интерес — просто помочь определиться с временем, спланировать график обучения и ритм жизни. Пусть перепробуют всё, что их интересуют. Выбирут только то, что на спмом деле им нужно! Вот это и поддерживать, принимать решение маленького человечка, как своё собственное. У детей многому можно научиться! В конечном итоге — дети стартуют с нашего финиша. А чтобы не отстать потом от них — самим учиться, учиться и учиться. И уважать в детях личность! Они — наши ДЕТИ, похожие, в первую очередь, на самих себя, но не наша собственность.

    Ответить
  13. Ольга

    Очень интересная тема и комменты,спасибо всем ,кто отозвался,про музыкальную школу особенно,у меня 2 дочери и старшая за ручку привела меня в музыкалку в 6 лет сама,а младшей я сказала ,что «так надо».Так как думала,что это развивает по любому,и что то еще про «нейронные связи».В итоге-старшая учится,младшая мучилась-мучилась(особенно на сольфеджио),потом не сдала зачет и заболела.От стресса!Просила бросить,и конечно,я согласилась.В итоге у нее освободилась куча времени на ее любимое занятие-рукоделие,рисование.И я решила,так же,как одна женщина здесь писала,что впредь буду не заставлять,а только поддерживать.Мы любим с ней находить и участвовать в различных художественных конкурсах,победы и участие окрыляют и детей и взрослых).А старшая ,как и ваша дочь,Александр,обожает снимать видео,и у нее классно это выходит(тоже ей 10 лет).Но говорит,что хочет заниматься во взрослой жизни наукой).Насчет совсем малышей,я считаю,что да,учить рисованию их не стоит,а вот скорее можно у них самих поучиться кое чему,я обожаю детские рисунки.Очень не нравится,когда детям начинают втирать что то типа:"Травку рисуем внизу по краю,а солнышко наверху"...Лучше уж сам пусть как нибудь))).

    Ответить
  14. Илида

    На свете много интересных занятий, поэтому я со своими интересами пока не лезу к детям. А вот телефон мы у старшей дочери забрали,потому что сын отбирал у неё телефон и играл в игры, а младшая дочь в свою очередь отбирала телефон у сына и смотрела ролики на ютуб. Теперь рисуют, шьют, лепят, играют в разные свои придуманные игры.

    Ответить
  15. Инга Вилькишова

    У нас семеро детей. Четверо школьников. Пришла к выводу: все дети хотя и разные хотят учиться. Очень много зависит от учителей. Все мои школьники хотели учиться перед школой и все они желали учиться в музыкалке. Результаты у всех разные и все они связаны с учителем. Есть заинтересованные учителя, которые и поддержат и пожурят и направят — и к таким хочется им идти и идут с удовольствием. Другие — напрочь отбили желание... Стараюсь не лезть в душу с советами, но когда они сомневаются — задаю вопрос, «а сам-то ты что хочешь?, тебе что нравится?» — и тут они задумываются. Потому что жить им самим придётся и нести ответственность за свою жизнь тоже самим. Если что-то сами выбрали — стараемся поддержать и не препятствовать, но и призывать и напоминать об ответственности, т.к. всё-таки дети ещё. А 6-летняя дочь очень желает тоже учиться у «моего художника», и очень сокрушается, что он не будет комментировать её картины ))

    Ответить
  16. Алсу Якубова

    Здравствуйте,Александр!!!Вы затронули очень актуальную тему для меня. Мне почти 58лет, и я до сих пор помню свою первую учительницу начальных классов, которая посмотрев на мой рисунок безапелляционно изрекла : Зря стараешься, нет художников из татар, и не будет!!! Мне было только 7 лет!!!! И я так старалась!!!! Что бы я не рисовала, это высмеивалось при всём классе. И все... никогда я не рисовала, на уроке рисования, ставшим самым нелюбимым, просто отсиживалась. А мечта осталась,!! А своим внукам я кисточки и краски давала уже после года. Рисовали в основном гуашью Луч , руками, палочками, делали штампик. Всегда весело, ярко,радостно. И дети понимают, если бабушка достаёт краски-значит сейчас будет волшебство. Как интересно было моим малышам (3 и 5 лет) из сундучка, который необычно открывается доставать САМИМ! тюбики с красками, мастихины, веерные кисти !!!!! Палитра!!!!! Холст!!!!Мольберт!!!! Незнакомые, совсем взрослые слова, запахи, вещи!!! Я не могла их оторвал от создания

    Ответить
    • Алсу Якубова

      Нечаянно отправила, простите, но я дальше о своём ... Когда малыш растёт мы говорим- вот синяя чашка, желтенький цветочек, красный мячик... Чуть больше становиться-посмотри, травка зелёная и листочек зелёный и твоя футболка, но они разные!!!! Эта светлее, а эта -ярче. Незабываемо, когда увидев бирюзовую кофточку моя Аселечка объявила:это -синененая!!!!( синяя+зелёная) в 3 года. Мы рисуем, лепим, варим мыло, клеим, творим!! Главное- увлечь играя, и постоянно обращать внимание-посмотри- это светлее, это -холоднее, посмотри какое необычное дерево, какие облака, отмечать-это красиво, а это необычно. Дети сами бегут рисовать. Постоянно увлекаю чем-то новым. Масляная пастель много ярче цветных карандашей, ей хорошо раскраски разукрашивать. Акварельные карандаши- другое волшебство! Акрил- чудесно выдавить из тюбика, подхватить мастихином и смешивать прямо на холсте!!Мои внуки не создают шедевров, но получают столько радостных эмоций от самого процесса, и это с ними на всю жизнь. Извините за длинное, сумбурное письмо, просто хотелось донести что нельзя критиковать, охаивать ребёнка.Пусть выплескивается в рисунке. Вы можете только направить, мягко, ненавязчиво . Спасибо что дочитали.

      Ответить
      • Александр Григорьев-Саврасов

        Здравствуйте, Алсу! Спасибо Вам и всем, кто рассказал на этой странице свои истории. Я согласен с Вашими словами: «Мои внуки не создают шедевров, но получают столько радостных эмоций от самого процесса, и это с ними на всю жизнь».

        Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.