Как нарисовать закат? Хочется ответить вопросом на вопрос: а надо ли рисовать закат, кто сказал, что это красиво? Впрочем, я догадываюсь, кто!
Каждый из нас легко может представить себе такую картинку: вечер, море, закат, парочка на пляже или что-то в этом духе. Далее следуют титры и приятная музыка — хэппи- энд.
Так заканчивается добрая половина романтических фильмов, отсюда, наверное, народная любовь к закатам.
Если я скажу, что закат это некрасиво, уверен, многие меня не поймут. Это нормально — куда мне тягаться со штампами кинематографа! В то же время, думаю, будут и те, кто захочет выслушать мою точку зрения.
Прежде чем раскрыть техническую часть, касающуюся живописи, хочу отвлечься и затронуть не менее важную тему, а именно, как художник выбирает сюжет. По моему скромному мнению, если художнику нечего сказать, то он мыслит штампами, по-другому клише.
Клише? (от фр. clich?), также штамп (литературный штамп, киноштамп и т. д.) — в искусстве установленная традицией застывшая форма (мотив, тема). Клише применяется в традиционных сюжетах произведений искусства, в научной литературе, в разговорной речи.
Простыми словами, мало уметь смешивать краски, надо уметь видеть самостоятельно, а затем дарить увиденное зрителю. Если ещё проще, стандартное изображение заката — это кич.
Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся серийным производством и статусным значением. Ориентирован на потребности обыденного сознания.
Формулировки взяты из Википедии, я думаю, Вы уже догадались. Некоторые мастера данного жанра несут культуру в массы с высоко поднятыми флагами всевозможных закатов, ромашковых полян и морских пейзажей.
Научиться изображать морскую пену — верх мастерства, а если суметь на холсте солнце зажечь как лампочку, то и вовсе чудо! Так мыслит среднестатистический зритель, что есть не плохо и не хорошо.
Дурно другое, а именно то, как всё это преподносится! Я не верю, что зритель настолько тёмен и необразован, что воспринимает всю вышеупомянутую шелуху всерьёз.
Так как же все-таки нарисовать закат? Давайте посмотрим на данный сюжет под другим углом и найдём ответ на поставленный вопрос.
Помимо цвета в живописи есть ещё не менее важное понятие тона, то есть светосилы предмета. Если быть объективным, что важнее — цвет или свет, в теории не определено однозначно. Это каждый живописец решает сам для себя.
Есть несколько точек зрения, что следует взять за камертон в работе над картиной. Например, Вы можете вести работу, максимально точно подбирая тон, а цвет использовать локально, и наоборот, взять за основу цвет, упуская тональные нюансы.
Логично, что истина где-то посередине, но в то же время оба метода могут быть использованы самостоятельно. Надо ли говорить, что художник как минимум должен об этом знать и, исходя из знаний, каждый раз принимать верное решение при выборе сюжета.
Чем контрастней изображаемые предметы, тем бедней цветовые отношения. Когда Вам в глаза светят прямые лучи солнца, пусть даже заходящего, весь окружающий пейзаж теряет цвет, попросту чернеет.
Например, если на Вашей картине горит солнечный диск, то всё остальное, изображённое на ней, должно быть погружено в кромешную тьму и лишь слегка читаться. Как определить, что я всё это не выдумал? Очень просто — прежде чем начать работу, прищурьтесь и посмотрите на натуру.
То, что Вы увидите, и есть верные тональные отношения, следуя которым, Вы сможете изобразить максимально точную картину реальности.
И наконец, всё это будет сделать невозможно, если Вы начинающий художник, а Ваша натура — скаченная из интернета фотография, которую Вы бездумно копируете под руководством зачастую таких же бездумных учителей.
Впрочем, если назвать всё своими именами, то данное творчество далеко не ново и имеет полное право на существование – это лубок.
Лубо?к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик]) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки. (Википедия)
Картина, на которой «солнце светит в глаз», при этом на ней можно пересчитать все ёлки и палки — не что иное, как лубок. Автор изображает всё, что видит, при этом не понимая, по каким законам строится живописное произведение.
Как же всё-таки нарисовать закат? Возьму свои слова обратно и скажу, что закат — это красиво! Да-да, Вы не ослышались, это действительно очень красиво, но только если Вы повернётесь спиной к солнцу. Ваша картина будет изображать не само солнце, а то, что оно озаряет своим волшебным светом.
Лучи вечернего солнца, смешиваясь с собственным цветом предметов, рождают необыкновенный колорит. Когда, если не на закате, писать, к примеру, летние пейзажи, в которых откровенный зелёный приобретает сложный золотистый оттенок или даже окрашивается в красные цвета.
Закат прекрасен в туманной дымке, когда нет яркого солнечного диска, и всё окутано тёплым серебряным светом. Таких примеров, благоприятных для живописца, далеко не единицы, зачем же ограничивать себя лубком?
При отсутствии явных контрастов, для живописца открываются безграничные колористические возможности — чем ближе отношения, тем богаче и интересней живопись.
Хочу привести ещё один наглядный пример, как следует воспринимать картину, а главное, научиться видеть тон предметов по отношению друг к другу.
Находясь в помещении, обратите внимание на окна и на то, что Вы в них видите. Представьте, что окно — это картина, и она висит на стене. Во время этого упражнения не концентрируйтесь на деталях за окном, постарайтесь увидеть всю картину в целом.
Важно, чтобы в помещении был выключен свет, а за окном — дневное время суток. Что Вы увидите?
Внимательные смогут увидеть много. Даже самые контрастные предметы за окном не будут выпрыгивать из воображаемой картины. Каким бы сложным ни был сюжет, он будет смотреться цельно, то есть все детали картины будут объединены общим светом и цветом.
Прищурьтесь, и Вы ещё более точно сможете увидеть тональные отношения, например, неба к лежащему на земле снегу, а снега к стене соседнего дома и т.д.
Теперь, зная всё это, Вы легко сможете повторить воображаемую картину на реальном холсте. Заметьте, здесь ключевое слово “зная”. Вы не просто пририсовываете одно к другому, а осознанно создаёте верные тональные и цветовые отношения.
Завершая тему закатов, хочу исправить название статьи на «Как написать закат». Именно написать, а не раскрасить как пасхальное яйцо. Впрочем, я не удивляюсь подобной постановке вопроса, так как вышеупомянутые учителя именно раскрашивают, а не пишут. Что же остаётся обманутым ученикам?
Каждый сам выбирает учителя. Я в своё время не раз был обманут высоколобыми дилетантами, но в итоге смог разобраться, кто чего стоит, и Вам того желаю.
Напоминаю всем, кто забыл подписаться на новости блога — форма подписки в верхнем правом углу. Введите Ваш электронный адрес и подтвердите подписку в пришедшем письме. Будьте в курсе выхода новых статей.
Жду Ваших комментариев!
!!! Как четко, ёмко и точно!!!
Здравствуйте, Александр! Совершенно не задумывалась «на тему заката», что естественно связано со сложившимися штампами и стереотипами… Вы заставляете думать!!! Спасибо! Буду осмысливать Вашу статью…
Здравствуйте, Александр! Спасибо за Вашу замечательную и полезную статью. Я как раз интересовалась этой темой. Да, такая тема в живописи очень популярна, но те знания. которые Вы нам поведали, заставляют иначе отнестись к желанию скопировать очередной пейзаж с закатом. Спасибо Вам! Направлю свое внимание на те особенности и нюансы, о которых вы говорите. Еще раз сердечно благодарю Вас и всего Вам самого доброго!
Большое спасибо за статью .,жаль ,что прочитала позже ,чем писала закат с подачи художника в интернете ,обязательно учту свои ошибки и попробую воспользоваться Вашими советами .
Спасибо .Вы мастер слова.Очень красиво.И действительно приятно Думать Размышлять Видеть.Развиваться.Спасибо.
Я — начинающий ! Какие же у меня закаты !!!!!!!! Даже не задумывалась ! — Ведь есть непререкаемый ОПЫТ интернетЗНАМЕНИТОСТей ! Как обухом по голове !!!!!!!!! Брависсимо, Александр !!! Вы, как всегда, на высоте ! Снимаю шляпу и открываю глаза !
повернуться спиной к солнцу — категорически не согласна! взять к примеру Айвазовского, он ни куда солнце не прятал и умудрялся отобразить окружающий мир в его волшебном вечернем свете. Просто не нужно смотреть через фотообъектив. Посмотрите на закат, посмотрите на окружающий мир — он не такой плоский, как преподносят нам масса фотографий, которые потом берут за оригинал многие художники. Закат — это красиво! а без солнца это уже не закат, а намек на закат.
Здравствуйте, Авелина! Неужели из всего моего текста Вы увидели только то, что следует повернуться спиной к солнцу? Вы утверждаете, что если на картине нет солнечного диска, то это уже и не закат, а как же то, на что солнце светит и светит согласно времени суток? Впрочем, я подробно описал это в статье, не вижу смысла повторяться. Вы не на том делаете акцент, статья не про солнце, а про тональные отношения в живописи. На примере солнечного заката я говорю, что в погоне за ярким образом начинающие художники бездумно копируют фотографии. Вы верно заметили, что следует посмотреть на окружающий мир, но сделать это нужно разумно, то есть надо знать, как посмотреть грамотно, и об этом я тоже уже написал. Вы приводите пример Айвазовского. Советую Вам ещё раз его пересмотреть, этот художник — мастер тональных отношений, он виртуозно манипулирует светом. Это как раз тот случай, когда художник берёт за основу тон. То есть его живопись графична, всё построено на световых контрастах, того требуют избранные им сюжеты. Я хочу, чтобы Вы увидели разницу между осознанной работой и бездумным копированием. Спасибо за отзыв!
Спасибо, Александр! Вы учите видеть, А с умением видеть приходит понятие своей живописи. Понимаешь почему копировать становится не очень интересно. Но спасибо нетовским МК, которые пробуждают желание писать и дают понятия и толчок к этому.
Прошу прощение, я согласна с некоторыми постулатами в статье, но комментирую сейчас тон и интонацию, и:
Согласна с мнением о современных тенденциях усиления роли раскрашивания, НО а что если через 100-200 лет это будут считать искусством? Недавно фотография грязного картофеля была продана за 1 млн долларов и явно будет передана будущим поколениям, как образец искусства.
За что же так принизили лубок ( «имеет право на существование»), разве это не наша культура? Почему так категорично поставили его в разряд клише и китча? Разве Табурин, Варунин, Кузнецов, Русанова не художники, а просто имеют право на существование? Как же «Шиш», «Сказ про Федота Стрельца…» и другие анимационные фильмы, а «Книга Жизни» (иностр. мультфильм, сколько там чудесной графики, одни лица чего стоят). Разве художники-иллюстраторы не художники? Они ведь воспитывают вкус наших детей………………….
P.S.: Прошу воспринимать это как равновесную монету для объективизма.
Здравствуйте, Ольга! Вам не следует извиняться, Вы как и все имеете своё право на личное мнение. Я с Вами согласен, когда Вы говорите о современном концептуальном искусстве. То есть, если какая-либо из современных раскрасок создана осознанно и несёт в себе ясность формы и глубину содержания, то, возможно, через 100-200 лет это будут считать искусством, я думаю, что это произойдёт намного раньше. С чего Вы взяли, что я принизил лубок? В моей статье идёт речь о том, что лубок выдаётся за живопись, тем более я не ставил его в один ряд с китчем. Где Вы прочитали о том, что я против такого жанра как лубок, и причём здесь художники — иллюстраторы? Спасибо за отзыв!
Просто БРАВО!
Закат-это очень красиво… И не только спиной к солнцу… Солнце ведь садится не сразу, бывает, сверху еще дневное освещение медленно гаснет.. Искусство художника-поймать этот момент.. Когда еще есть краски в природе, не зря же говорят, что очень сложно писать в контражуре..Я вот сейчас задумала огонь в очаге написать, но ведь скучно вокруг просто зачернить, думаю, как поступить, хочу бликов едва заметных из чуть -разбеленного краплачка… может, кто еще что посоветует..? Конечно, я тоже против штампов. Но очень много людей стремятся к твочеству, не имея спец.образования. Да пусть рисуют, они получают наслаждение и не претендуют на шедевры. Добавлю, что согласна во всем с Авелиной и Ольгой..
Здравствуйте, Янтарная! Судя по Вашему комментарию, Вы пытаетесь выдумать свой очаг и, понимая, что нужно будет зачернить, Вы фантазируете, как бы сделать иначе. Я подскажу Вам, как надо, но сначала пару слов об образовании. Я много раз говорил о том, что если мы сами себя не научим учиться, никто нас этому не научит. В профессиональных учебных заведениях такой же принцип: если Вы не успеваете за учебной программой, которую Вам никто разжёвывать не будет, то признаётесь проф непригодной и отчисляетесь. Вернёмся к Вашему очагу. Чтобы написать огонь, нужно понимать, что он горячий, следовательно, будем использовать тёплую часть цветового спектра. Если мы поместим наши тёплые краски в холодную гамму и добавим тонального контраста, мы добьёмся нужного эффекта. Всё это Вы можете наблюдать в натуре, но уметь мыслить логически не менее важно. Кстати, мы сейчас о шедеврах не говорим, я пытаюсь помочь Вам, и не только Вам, рисовать и наслаждаться творчеством. Спасибо за отзыв!
Спасибо огромное за познавательную статью. Все очень доступно и понятно. Сув. Людмила.
Здравствуйте,Александр,конечно ,все правильно Вы написали,солнце на закате окрашивает все-на то оно и солнце,рефлексы,взаимодействие всего со всем.Вам не кажется,что Вы своим пониманием(категорически правильным,никто не спорит)можете убить(простите) в ком-то Ван Гога,я думаю -сколько художников,столько и мнений и самовыражений, и у каждого свой взгляд на все,и это прекрасно,если бы все были гениальными Куинджи,было бы скучно. Лучше самой живой природы,никто не напишет закат,слава богу,мы ,так же можем им восхищаться вживую,как и великие художники прошлого.С уважением ,Елена
Здравствуйте, Елена! Вы меня пугаете, никого убивать я не хочу. Напротив, те, кто сможет меня услышать, Ван Гога в себе откроют, а лучше, если найдут самого себя. Чтобы суметь выразить то, что ты хочешь, наиболее ярко, нарушая те или иные правила, прежде следует о них знать и уметь применять. Знаете, а мне кажется, что скучнее, чем сейчас, ещё никогда не было, и причина тому — нехватка гениев в современном мире. К счастью, Вы правы, мы по-прежнему можем восхищаться закатом как и великие художники прошлого. Спасибо за отзыв!
Спасибо,Александр! Прекрасно себя чувствую после Ваших статей-уходит лишняя спесь ,приходит уважение к себе и правильная самооценка,а главное-появляется еще большее желание творить,учиться,наблюдать,совершенствоваться,не гнаться за оценками других,находить самость в творчестве.
Браво!И низкий поклон Вам,Мастер.
Здравствуйте, Елена! Вы верно меня понимаете, Ваше «находить самость в творчестве» лучше всего передаёт задачи творческого человека. Спасибо за добрые слова!
Вообще то китч стал равноправным направлением в искусстве как модерн , ампир и т.д. А закатики на море и другие пейзажики с мастер классов весело продаются на выставках. И считается , что проданая картина это и есть ее оценка. Грусть.
Здравствуйте, Ольга! Полностью с Вами согласен, но те художники, которые работают в рамках данного жанра, об этом знают и не претендуют на большее. Соглашусь и с тем, что проданная картина и есть её оценка, то есть кому-то она нужна, и он готов за неё платить. Другое дело, кто её купил — случайный прохожий или человек, заинтересованный в искусстве, думаю, всем важно, где находятся работы. Спасибо за отзыв!
Слышала неоднократно от маститых художников, что лучшее время суток для живописи закат или восход, а днём рисовать нечего, неинтересно. Сложно спорить с авторитетами, не обладая достаточным количеством знаний. Но сегодня, после посещения выставки одной вологодской художницы, это мнение опровергалось для меня раз и навсегда. У неё, из огромного количества работ, не было практически ни одного заката, только дневной свет. Но какой! Глядя на её работы, мне хотелось плакать и смеяться от восторга, хвататься за кисточку и забросить её подальше, потому что такого уровня владения цветом и отношениями, боюсь, мне не достигнуть…
Александр! спасибо от новичка-любителя, Ваши статьи заставляют думать,а это уже путь к пониманию себя в творчестве… не всегда комментирую ваши статьи, но всегда читаю с интересом.Творческих успехов Вам и Вашим ученикам!
Здравствуйте, Ольга! Я думаю, что всё логично, статьи должны заставлять думать, а картины чувствовать. Спасибо, что решились высказать своё мнение!
Чтоб ничего не спутать и не навредить,
Пишите монотипию покуда хватит сил.
Ват такая рифма возникла у меня после прочтения комментариев к статье.
А серьёзно.
Александр в своих статьях затрагивает очень важные темы, которые не каждый может найти в Нете, и так ёмко и легко их объяснить. Данная тема обширная и не один год изучается в уч. заведениях. И правильно Александр, Вы пишите, что надо учиться самим и постоянно. Это как доктор пропишет лекарство, а выпить его или нет решать каждому самостоятельно. Ну, хотите писать солнце в упор, да пишите ради Бога, только не упускайте законы живописи из внимания: элементарно Ватсон -где свет, там рядом тень, где тепло, рядом — холодно. Как в жару, хочется холодного, а в холод — чайку горячего. Всему учит ПРИРОДА. Смотрите и вам увидится. Александр пишет как раз об этом.
Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи, есть что вспомнить и выудить из глубин пройденного и чему поучиться. Спасибо Вам за труд Ваш и открытость Вашей точки зрения. Статья замечательная и для многих своевременная. А те кто не поняли, есть шанс прочесть ещё раз. С уважением, Ольга
Ольга, монотипия это несколько иное — я думаю, вы имели ввиду гризайль.
И есть шанс не понять ещё раз. А может вообще нет шансов понять.
Александр, спасибо огромное! Для меня — очень своевременно и поучительно (подумывала о закате)! У Вас ещё и дар писателя! Всегда интересно читать Ваши статьи. Ещё раз спааасииибоооо!!!
Александр, спасибо за совет по поводу очага! Только вы меня немного не поняли.. Понимаю, что вокруг яркого пламени должна быть чернота( причем холодная.). И чем чернее, тем , вроде бы, лучше. Меня пугает большая масса глухой черноты.. Это точно некрасиво. Мне хочется, чтобы была якобы чернота, но состоящая из нечерных красок (например, марс коричневый, голубая фц. кадмий красный)..Короче нужно побовать.. Еще раз огромное спасибо за неравнодушие.. Удачи вам в вашем творчестве!
Эх… сложно писать, но… мысли мои нерадостные наверное такие: Да, хочется писать и… стараюсь творить то , что нравится. Но, сталкиваюсь ежедневно, что хотят именно «кича» и «лубка». Пишу в большинстве такие картины. Плюс? Они сразу продаются! Понимаю, что продажа — не оценка творчества…но это дает мне возможность хотя бы окупать материалы. Может какая-то из авторских картин и станет произведением искусства лет через сто… но и сейчас мне на что-то жить надо…
За статью — спасибо, все ясно и лаконично, как всегда.
Александра, относитесь к своему «кичу», как к штудиям, развивающим технику, а на десяток подобных пишите одну-две от сердца, для выставки. И не грустите — жить ведь на что-то надо )))
Александр, спасибо за статью!
Каждая статья — какое то очередное открытие для меня!
Жаль что не все понимают то, что вы хотите донести. Читают «со своей колокольни» и начинают «защищаться» от вашего мнения. Ну это и понятно, каждый читает через себя и поэтому его что-то задевает (то, что внутри него уже задето до вас).
Мне кажется важно уметь понять смысл статьи и взгляд конкретного человека на определенную тему.
Александр, еще раз спасибо за ваш труд!
Спасибо огромное за статьи и эту в том числе, очень много ответов несут на насущные вопросы! По поводу закатов так и думала сама, но вот все-таки хочется как-то выразить и их, с прямым солнцем, -как-то найти живописные средства выражения, чтобы считался образ заката — того, которым все не устают любоваться вживую. Китч оставляет зрителя равнодушным, он ему лишь указывает на то, что это вот закат, как если бы было написано словами.
Возможно, удавалось выразить солнце Ван Гогу. Возможно, еще как-то можно его аыразить— хочется экспериментировать — но не отказыааться от такого сюжета, — хотелось бы пробовать писать все сюжеты, которые чем-то трогают,задевают, на которые ощущаешь оиклик и этот отклик хочется выразить в красках. Если быть искренним, то китч не получится. То есть хотелось бы создать такой художественный образ, который наилучшим образом давал бы ощущение заката ( рассвета). Для себя самого в первую очередь. Важно экспериментировать, пробовать, искать, даже если результат окажется неудовлетворительным, все равно будет какой-то опыт полезный — конечно, ТОЛЬКО с натуры — иначе все обессмысливается. Таково мое понимание, даже по прочтении статьи и согласии с ней.
Люблю наблюдать закаты, стараюсь. по возможности, приезжать на велике на крутой берег Волги и любоваться закатом. Поражает их неповторимость. даже при одинаковой погоде. пыталась их писать неоднократно, а китч это или нет. для меня не столь важно. Я пишу только то. что люблю, и когда уже не могу не писать. Мне нравятся Ваши статьи. они помогают снять «намыленность взгляда». Конечно с натуры писать это правильно. Но так быстро меняется состояние. не успеваешь ухватить одно. а всё уже поменялось на неменее прекрасное. Делаю почиркушки с надписями и дома пытаюсь воспроизводить понравившеся состояние. И уж потом использую в том или ином пейзаже.
Да, точно, полностью согласна! Закаты и морские прибои и проч. не стали бы китчем, если бы не впечатляли так сильно, так как китчем могут оказаться сюжеты, вызывающие крайне сильную эмоцию. …Точно: не успеваешь запечатлеть одно состояние — а оно уже другое, Моне для таких случаев брал несколько полотен и писал их по очереди по мере смены состояния в природе — и приходил каждый день их дописывал так же по очереди. Можно взять крошечные холстики и на них успевать запечатлевать несколько состояний ,»подряд идущих», — только определенный какой-то фрагмент — получатся своеобразные натурные живописные наброски, аналогично графическим мимолетным наброскам с фигур прохожих. Наверно, главное — белилами не разбавлять цвет, за счет тепло=холодности цвета заставить светиться солнце.
И еще про лов переменчивых состояний: полностью успеть сделать быстрый живописный этюд-набросок какого-то состояния все равно не удастся, , все равно его придется потом дописывать по памяти так или иначе, поэтому можно, например, в один день выбрать одно состояние, начать его писать пока оно есть и закончить в этот же раз по памяти, а на следующий день писать следующее состояние точно так же. Таким образом и лучше изучается натура, и память тренируется. По памяти писать — это еще и анализировать, что главное и важное, что где в каком месте написать, чтобы акцентировать его.
Здравствуйте, Александр! Мне очень нравятся ваши статьи. Много ценной и полезной информации. Вы заставляете думать и искать себя в творчестве. Спасибо большое за ваше желание делиться вашим опытом и знаниями. С ув. Людмила.
Такой реакции на первые строки в статье, автором которой является Александр, я не ожидала. Я почувствовала полное несогласие с утверждением автора о причинах нашего восхищения закатами. Лично я никогда не обращала внимание на закаты, просматривая фильмы. В кинематографии меня всегда интересовал сюжет, содержание. Художественная сторона дела всегда была для меня второпланова. Я вообще не припомню фильмом, просмотренных мною за всю мою жизнь, с подобными акцентами. С раннего детства моя семья выезжала в выходные дни с палаткой на природу. В те времена выходной был один и поэтому мы выезжали поздно вечером. На место приезжали затемно. Ставили палатку и ложились спать. А утром нас ожидало чудо. Просыпались мы с рассветом и нас, почти всегда, приветствовал удивительный и неповторимый по своей красоте восход. Как правило, это был восход над озером. Влюбиться в закаты мне тоже помогли подобные поездки. До сих пор меня приводит в какой-то неописуемый трепет и восхищение эти удивительные явления природы — восход и закат. Я всегда хотела запечатлеть это зрелище на фото и поделиться увиденной красотой с друзьями. Но фото не передает того впечатления, которое мы видим глазами. Художнику под силу с помощью красок окунуть зрителя в подобное ощущение. По поводу влюбленной парочки на фоне заката соглашусь с автором. Это однозначно клише.
Не соглашусь и с тем, что закат это солнце в глаза. Закат особенно красив тогда, когда солнце скрыто – тучами или солнце только что ушло за горизонт. И тогда видны цвета и тональные отношения окружающей природы. И от такой красоты глаз не отвести. Да, вставая спиной к закатному солнцу, видишь тоже потрясающую картину.
А за совет как воспринимать картину, цветовые и тональные отношения, конечно, большое спасибо. Это очень важная подсказка начинающему живописцу.