Как  нарисовать  закат?  Хочется  ответить  вопросом  на  вопрос:  а  надо  ли  рисовать  закат,  кто  сказал,  что  это  красиво?  Впрочем,  я  догадываюсь,  кто!

Каждый  из  нас  легко  может  представить  себе  такую  картинку:  вечер,  море,  закат,  парочка  на  пляже  или  что-то  в  этом  духе.  Далее  следуют  титры  и  приятная  музыка — хэппи- энд.

Так  заканчивается  добрая  половина  романтических  фильмов,  отсюда,  наверное,  народная  любовь  к  закатам.

Если  я  скажу,  что  закат  это  некрасиво,  уверен,  многие  меня  не  поймут.  Это  нормально — куда  мне  тягаться  со  штампами  кинематографа!  В  то  же  время,  думаю,  будут  и  те,  кто  захочет  выслушать  мою  точку  зрения.

Прежде  чем  раскрыть  техническую  часть,  касающуюся  живописи,  хочу  отвлечься  и  затронуть  не  менее  важную  тему,  а  именно,  как  художник  выбирает  сюжет.  По  моему  скромному  мнению,  если  художнику  нечего  сказать,  то  он  мыслит  штампами,  по-другому  клише.

Клише? (от фр. clich?), также штамп (литературный штамп, киноштамп и т. д.) — в искусстве установленная традицией застывшая форма (мотив, тема). Клише применяется в традиционных сюжетах произведений искусства, в научной литературе, в разговорной речи.

Простыми  словами,  мало  уметь  смешивать  краски,  надо  уметь  видеть  самостоятельно,  а  затем  дарить  увиденное  зрителю.  Если  ещё  проще,  стандартное  изображение  заката — это кич.

Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся серийным производством и статусным значением. Ориентирован на потребности обыденного сознания.

Формулировки  взяты  из  Википедии,  я  думаю,  Вы  уже  догадались.  Некоторые  мастера  данного  жанра  несут  культуру  в  массы  с  высоко  поднятыми  флагами  всевозможных  закатов,  ромашковых  полян  и  морских  пейзажей.

Научиться  изображать  морскую  пену — верх  мастерства,  а  если  суметь  на  холсте  солнце  зажечь  как  лампочку,  то  и  вовсе  чудо!  Так  мыслит  среднестатистический  зритель,  что  есть  не  плохо  и  не  хорошо.

Дурно  другое,  а  именно  то,  как  всё  это  преподносится!  Я  не  верю,  что  зритель  настолько  тёмен  и  необразован,  что  воспринимает  всю  вышеупомянутую  шелуху  всерьёз.

Так  как  же  все-таки  нарисовать  закат?  Давайте  посмотрим  на  данный  сюжет  под  другим  углом  и  найдём  ответ  на  поставленный  вопрос.

Помимо  цвета  в  живописи  есть  ещё  не  менее  важное  понятие  тона,  то  есть  светосилы  предмета.  Если  быть  объективным,  что  важнее — цвет  или  свет,  в  теории  не  определено  однозначно.  Это  каждый  живописец  решает  сам  для  себя.

Есть  несколько  точек  зрения,  что  следует  взять  за  камертон  в  работе  над  картиной.  Например,  Вы  можете  вести  работу,  максимально  точно  подбирая  тон,  а  цвет  использовать  локально,  и  наоборот,  взять  за  основу  цвет,  упуская  тональные  нюансы.

Логично,  что  истина  где-то  посередине,  но  в  то  же  время  оба  метода  могут  быть  использованы  самостоятельно.  Надо  ли  говорить,  что  художник  как  минимум  должен  об  этом  знать  и,  исходя  из  знаний,  каждый  раз  принимать  верное  решение  при  выборе  сюжета.

Чем  контрастней  изображаемые  предметы,  тем  бедней  цветовые  отношения.  Когда  Вам  в  глаза  светят  прямые  лучи  солнца,  пусть  даже  заходящего,  весь  окружающий  пейзаж  теряет  цвет,  попросту  чернеет.

Например,  если  на  Вашей  картине  горит  солнечный  диск,  то  всё  остальное,  изображённое  на  ней,  должно  быть  погружено  в  кромешную  тьму  и  лишь  слегка  читаться.  Как  определить,  что  я  всё  это  не  выдумал?  Очень  просто — прежде  чем  начать  работу,  прищурьтесь  и  посмотрите  на  натуру.

То,  что  Вы  увидите,  и  есть  верные  тональные  отношения,  следуя  которым,  Вы  сможете  изобразить  максимально  точную  картину  реальности.

И  наконец,  всё  это  будет  сделать  невозможно,  если  Вы  начинающий художник,  а  Ваша  натура — скаченная  из  интернета  фотография,  которую  Вы  бездумно  копируете  под  руководством  зачастую  таких  же  бездумных  учителей.

Впрочем,  если  назвать  всё  своими  именами,  то  данное  творчество  далеко  не  ново  и  имеет  полное  право  на  существование – это  лубок.

Лубо?к  (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик]) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки. (Википедия)

Картина,  на  которой  «солнце светит в глаз»,  при  этом  на  ней  можно  пересчитать  все  ёлки  и  палки — не  что  иное,  как  лубок.  Автор  изображает  всё,  что  видит,  при  этом  не  понимая,  по  каким  законам  строится  живописное  произведение.

Как  же  всё-таки  нарисовать  закат?  Возьму  свои  слова  обратно  и  скажу,  что  закат — это  красиво!  Да-да,  Вы  не  ослышались,  это  действительно  очень  красиво,  но  только  если  Вы  повернётесь  спиной  к  солнцу.  Ваша  картина  будет  изображать  не  само  солнце,  а  то,  что  оно  озаряет  своим  волшебным  светом.

Лучи  вечернего  солнца,  смешиваясь  с  собственным  цветом  предметов,  рождают  необыкновенный  колорит.  Когда,  если  не  на  закате,  писать,  к  примеру,  летние  пейзажи,  в  которых  откровенный  зелёный  приобретает  сложный  золотистый  оттенок  или  даже  окрашивается  в  красные  цвета.

Закат  прекрасен  в  туманной  дымке,  когда  нет  яркого  солнечного  диска,  и  всё  окутано  тёплым  серебряным  светом.  Таких  примеров,  благоприятных  для  живописца,  далеко  не  единицы,  зачем  же  ограничивать  себя  лубком?

При  отсутствии  явных  контрастов,  для  живописца  открываются  безграничные  колористические  возможности — чем  ближе  отношения,  тем  богаче  и  интересней  живопись.

kuindji

Куинджи, Архип Иванович

Хочу  привести  ещё  один  наглядный  пример,  как  следует  воспринимать  картину,  а  главное,  научиться  видеть  тон  предметов  по  отношению  друг  к  другу.

Находясь  в  помещении,  обратите  внимание  на  окна  и  на  то,  что  Вы  в  них  видите.  Представьте,  что  окно — это  картина,  и  она  висит  на  стене.  Во  время  этого  упражнения  не  концентрируйтесь  на  деталях  за  окном,  постарайтесь  увидеть  всю  картину  в  целом.

Важно,  чтобы  в  помещении  был  выключен  свет,  а  за  окном — дневное  время  суток.  Что  Вы  увидите?

Внимательные  смогут  увидеть  много.  Даже  самые  контрастные  предметы  за  окном  не  будут  выпрыгивать  из  воображаемой  картины.  Каким  бы  сложным  ни  был  сюжет,  он  будет  смотреться  цельно,  то  есть  все  детали  картины  будут  объединены  общим  светом  и  цветом.

Прищурьтесь,  и  Вы  ещё  более  точно  сможете  увидеть  тональные  отношения,  например,  неба  к  лежащему  на  земле  снегу,  а  снега  к  стене  соседнего  дома  и  т.д.

Теперь,  зная  всё  это,  Вы  легко  сможете  повторить  воображаемую  картину  на  реальном  холсте.  Заметьте,  здесь  ключевое  слово  “зная”.  Вы  не  просто  пририсовываете  одно  к  другому,  а  осознанно  создаёте  верные  тональные  и  цветовые  отношения.

Завершая  тему  закатов,  хочу  исправить  название  статьи  на  «Как  написать  закат».  Именно  написать,  а  не  раскрасить  как  пасхальное  яйцо.  Впрочем,  я  не  удивляюсь  подобной  постановке  вопроса,  так  как  вышеупомянутые  учителя  именно  раскрашивают,  а  не  пишут.  Что  же  остаётся  обманутым  ученикам?

Каждый  сам  выбирает  учителя.  Я  в  своё  время  не  раз  был  обманут  высоколобыми  дилетантами,  но  в  итоге  смог  разобраться,  кто  чего  стоит,  и  Вам  того  желаю.

Напоминаю  всем,  кто  забыл  подписаться  на  новости  блога — форма  подписки  в  верхнем  правом  углу.  Введите  Ваш  электронный  адрес  и  подтвердите  подписку  в  пришедшем  письме.  Будьте  в  курсе  выхода  новых  статей.

Жду  Ваших  комментариев!