Хотите научиться рисовать море, точнее, писать морской пейзаж, ищете грамотные подсказки, а лучше пошаговый план? В этой статье я поделюсь собственным опытом. Читайте до конца, останутся вопросы — пишите комментарии.
Бесконечно смотреть можно лишь на то, как горит огонь и бежит вода. В нашем случае речь пойдёт о воде, точнее, о морском пейзаже — одном из самых популярных сюжетов как у художников, так и у зрителей.
Мне повезло — я живу в средней полосе России, но для того, чтобы насладиться морским пейзажем, мне не нужно преодолевать тысячи километров, достаточно потратить несколько минут, и ты на пляже.
Если быть точным, то на берегу Рыбинского водохранилища, которое с большой натяжкой можно назвать морем, но всё же у них больше сходств, чем отличий.
Чем тебе не море, если воды до самого горизонта, а под ногами песок, раскалённый летним солнцем?
Теперь о процессе создания морского пейзажа.
Вам нужна натура, а не фотография, и вот почему. Если вы никогда не были на море, то сразу оставьте все попытки его написать, потому что это будет фантазия на тему, далёкую от реальности.
Давайте порассуждаем, что для вас море? Это волна на переднем плане в шипучей пене и солнечных бликах, белоснежные чайки, парусник, облака и песок?
Набор шаблонных деталей выглядит примерно так, причём ряд из них можно выкинуть — облака, чаек, корабли, но только не волну — она должна быть обязательно! Тщательно срисовывая с фотографии или голубого экрана волну, вы уверены, что пишете море?
Когда вы смотрите на фото и на реальное море, поднимающееся к самому горизонту, вы видите не одно и то же. Мне сложно представить, что вы созерцаете на картинке, но я могу рассказать, что вижу, наблюдая море вживую.
Перед моими глазами пространство, заполненное водой до самого неба, от любой точки на воде до моего глаза толща воздуха. Иногда она небольшая, а иногда гигантская, например, до воды на горизонте несколько километров воздуха, наполненного пылью, испарениями, плюс рефлексы от неба и воды.
Если на ближних планах воздух прозрачен, то вдалеке он более походит на затуманенную линзу увеличительного стекла. Можно даже наблюдать миражи на горизонте — никакой ясности и чёткого очертания предметов.
Когда вы стоите на берегу, то расстояние, масштаб — всё это реально. Сложно сфокусироваться на одной волне, тем более, она никогда не замирает на месте, волны сменяют друг друга, повторяя вновь и вновь сами себя.
Попробуйте начать рисовать с волны, что у вас получится? Попробовать стоит — не ошибается тот, кто ничего не делает.
Мой совет: начните с целого, постарайтесь увидеть цветовые отношения глади воды к небу, какими они будут на переднем, среднем и дальнем планах? Сколько цвета вы там увидите, сколько тончайших переходов, в то же время море нигде не провалится в небо и наоборот.
Уверяю вас, даже если на вашей картине не будет никакой волны, но вы точно возьмёте цветовые отношения, ваше море оживёт, и будет слышен шум прибоя.
Открою ещё один секрет — писать нужно не воду, а воздух. Именно толщу воздуха, которая и есть искомый цвет, из воздуха соткан весь морской пейзаж, повторите этот воздушный бульон на холсте цветом.
Для тех, кто не понял, уточняю. Цвет предмета состоит не только из собственного цветового тона, но и среды, неизбежно влияющей на него. Ближние предметы ясные, чёткие — до них расстояние невелико. Дальние теряют очертания и приобретают мутные цвета — всё это можно видеть на натуре. Воздух — вот что должно вас интересовать как живописца, воздушная среда, а не отдельно цвет волны или облака.
Вы спросите, какие кисти понадобятся, какого размера холст и, конечно, названия красок для точного попадания в натуру. Отвечаю: вы не тем забивате голову. Как выбрать кисть и размер холста, какие именно краски купить для морского пейзажа — всё это разговор ни о чём.
Чтобы написать море, вы должны научиться мыслить и видеть цветовыми отношениями, когда у вас будет этот навык, количество красок и цветов на вашей палитре не будет иметь никакого значения. Используя всего три цвета, вы сможете передать море во сто крат правдивее, нежели сейчас, вооружившись парой десятков новеньких тюбиков.
Следует также разделить две художественные задачи, одна из которых — это этюд. Он может быть односеансный, выполненный в технике “а-ля прима” и преследовать, прежде всего, работу на цветовые отношения, при этом деталей может вообще не быть. В другом случае вы пишете картину, значит, создаёте продуманную композицию, а главное, сложную многослойную живопись.
Здесь начинается самое интересное. Как, вы думаете, пишется море? Сначала замазывается холст синей краской, затем что-то вытирается тряпочкой, потом белильца набрасываются мастихином, как бы имитируя волну?
Ошибаетесь, таким методом рисуют разве что фантики для конфет, нас же интересует живопись, а не фокусы с тряпочками.
Когда ты пишешь слой за слоем, вплавляя цвета друг в друга, сама красочная поверхность холста начинает жить, вибрируя тончайшими нюансами оттенков. Важно понимать, что нет задачи как можно больше красок вымазать на холст — не в этом суть, как многим кажется. Повторюсь, самое интересное — это написать воздух, верно взяв цветовые отношения. Как результат, вы создали не фантик, а живое, дышащее пространство, где шумят волны и слышны крики чаек.
Если после многократного повторения мастер-классов и копирования фотографий у вас получаются фантики, а не живописные произведения, не отчаивайтесь. Просто смените тактику, выберитесь, наконец, на натуру и напишите сами, без пошаговых инструкций.
Не сразу станет получаться, как бы вам хотелось, но, научившись верно брать отношения, даже не рисуя волн и чаек, вы будете на голову выше всех, кто думает, что сюжет с морем — это шаблонный набор символов.
Я заметил одну особенность за теми, кто занимается самообучением, кто не получает обратной связи, кому не с кем посоветоваться и услышать конструктивную критику. Такие люди часто говорят, что они это всё уже знают, про это читали, слышали, видели, но когда я смотрю на их произведения, то вижу обратную ситуацию. Если вы замечали за собой подобные симптомы всезнания, насторожитесь — это плохой знак, путь к выздоровлению — объективная реальность.
Например, если вы до сих пор не участвовали ни в одной выставке, не прошли ни одного выставкома, не видели свои работы со стороны, не слышали критики, вы понятия не имеете о том, что действительно знаете, а что нет. Какой прок от услышанных слов, если то, что в них заложено, никак не отразилось на вашей работе?
Когда я в первый раз приехал писать море, то вместе с восторгом от натуры испытал чувство полной беспомощности. Мне казалось, что у меня никогда не получится. Отчасти я был прав — у меня до сих пор не получается так, как мне хотелось бы. Но так будет всегда, потому что нет предела в приобретении знаний и навыков. Публикую одну из своих работ на тему «Рыбинское море».
Совет для тех, кто хочет победить свои страхи и неумения. Нарежьте маленьких картонок сантиметров двадцать на тридцать, тридцать на сорок и отправляйтесь туда, где шумит настоящая волна. Начинайте этюды с цветовых отношений и заканчивайте ими, не нужно деталей вообще. Постарайтесь попасть в состояние, при этом компонуйте, думайте о композиции больших отношений.
Имея в мастерской натурный материал, вы можете приступить к работе над картиной. Там-то и будете колдовать над волной согласно подсказкам, привезенным с пленэра.
Напишите в комментариях о своём опыте работы над морским пейзажем, если он у вас есть. Возможно, вы только планируете написать волну, и у вас есть вопросы, спрашивайте.
Рисовал волну гуашью по мастер-классу. Подарил знакомой. Люблю картины Айвазовского. Хочу научиться писать воду любого вида, будь то ручей, озеро или море. Планирую в следующем году тренироваться на Байкале. Благо он в часе езды. Хочется передать дух именно этого озера а не какого-нибудь другого водоема.
А вопрос такой: можно ли выходить на пленэр зимой с гуашью? Если нет, что делать?
Здравствуйте, Якоб! Верно мыслите — вода воде рознь, постарайтесь передать именно воды Байкала, то состояние природы, которое свойственно этому месту. По поводу Вашего вопроса, ответ простой — зимой с гуашью на пленэр выходить можно, но если Вы пишете на воде, то до минусовой температуры. Что делать после минуса градусов, думаю, уже догадались — разводить краски на незамерзающих жидкостях, например, водке (можете даже на суррогатной), но краска в баночках всё равно замёрзнет. Старайтесь писать в оттепель, в минусовую температуру советую поберечь здоровье, работайте в мастерской.
Да, зимой у нас и двадцать и тридцать градусов нетепла. Особо не нарисуешься натурно. Спасибо за советы))
Это удивительно — появление данной статьи именно сегодня. Вот уже год,как мне заказали море с дельфинами. И вот уже год, как я думаю и размышляю над данным предложением. На море я была много раз. Я обожаю море. Я могла смотреть на море бесконечно, наслаждаясь удивительной красочностью этого (в данном случае) художественного объекта. И вот приходит время, когда надо удовлетворить заказчика. А это моя очень хорошая приятельница и халтуру гнать как-то неловко ))… Но уже много лет я живу ох как далеко от моря и пока без всякой практической возможности попасть туда. Стала смотреть я фотки. Я, конечно кое-что выбрала и из этого буду лепить свое море. Но фотки действительно не передают живого моря. Но я помню цвет живой волны. Моя задача — порадовать себя. Если я буду довольна своим морем, значит — получилось. Не далее как вчера вечером я с замиранием сердца приступила к работе. Очень важные подсказки я почерпнула в Вашей статье, Александр. Спасибо ОГРОМНОЕ за столь своевременный для меня урок!)
Море — это, конечно, частный случай. Данная статья имеет прямое отношение к любому живописному изображению — пейзажу, портрету, натюрморту.
Спасибо, ваши советы всегда вовремя и всегда мудры.
Море конечно сложно писать, но думаю, это захватывающий процесс. Очень полезная статья, действительно передать воздух, колорит, писать а не замазывать — это задача настоящей живописи. В данное время писать море я не могу,но поняла, что передача воздуха, нахождения нужного цвета, колорита — это вопрос для любой темы. Восхищаюсь работами Александра (показан маленький кусочек работы (1 фото), а столько цвета играет! Просто «Вау»! Спасибо, очень хочется посмотреть работы в живую, но даже так по фото колорит работает на 100 процентов.
написать впечатления о море мечтает каждый, и я не исключение,очень хотела написать морской пейзаж в подарок папе на юбилей,80 лет, желание было сильнее опыта и навыков, это была 3я работа маслом в мой жизни,столько вопросов я себе еще никогда не задавала, подарок приняли, и только сейчас , прошло 4 года,глядя на свой «труд»я понимаю,что отец очень любил меня и не хотел обидеть…Статья Ваша,Александр,дает ответы многим художникам -любителям,и я рада ,что Вы щедро делитесь с нами своим опытом,с благодарностью,Ольга
Здравствуйте, Ольга! Самое время попробовать ещё раз написать море. Если будете настойчивы и по-хорошему упрямы в своих желаниях, то сможете победить все творческие неудачи. Согласитесь, нет лучше мгновения, когда понимаешь, что цель достигнута. Сделать паузу, затем всё повторить сначала. Желаю Вам творческих успехов!
Можно сказать, что рисование воспитывает особое видение жизни,
особое видение всех четырёх стихий. Вода в разных состояниях и объёмах — от ручья, бегущего от ключа, до океана, от полного покоя до оглушительного рёва стихии. Мы все всё знаем, и много видим, и когда приходит момент написания картины — понимаем, что смотреть нужно было по-особому, и этому нужно научиться. До сего дня не пыталась писать море-озеро-океан, хотя давно уже хотелось. Но однажды при написании портрета в качестве фона служило море, и я поняла, что не могу написать его даже в фоновом режиме. Нашла соответствующий мастер-класс, очень неплохой, но как я теперь понимаю, по сути никчёмный. Некий шаблон. Однако, кое-чему он меня всё-таки научил, например, как писать волну, какие цвета использовать. Для фона этого почти достаточно, однако даже этот рубеж не преодолела. Осталось достаточно много нерешённых вопросов, например, небо… И конечно же воздух!
Потрет ждёт своего завершения уже достаточно долго. Не могу не согласиться с предыдущими рецензентами — речь идёт об овладении общей культурой рисования. Когда я увидела демонстрируемую здесь картину Александра, самостоятельно, в первый раз, поставила этой картине самую высокую оценку. Когда увидела во второй раз, сказала, что хочу научиться ТАК писать море.
Статья — золото!! Вот бы начинающие не загораживались и от нее своим «да знаю я», а на вопрос что ж в работах нет этого «знаю» не отвечали бы «ну у меня не получается, это же трудно»… Под этим «трудно» кроется простое нежелание выйти из комфортных условий привычных действий, нежелание попробовать что-то новое, попробовать наконец «знаю» применить на деле — осознанно поставив перед собой такую задачу, а не как всегда наслаждаться медитацией смешивания красочек «на авось» )). Мне даже кажется, как только начинаешь так действовать, перестаешь сразу говорить свое защитное «да знаю я», а наоборот, в не раз слышанных словах находишь новый смысл и ловишь каждое слово, как золотую монету. Желаю всем творческого задора, вызова самому себе и волнительной радости исследований нового!
Я у моря взрослела… Видела море любом в любом его проявлении, даже чёрным в прямом смысле этого слова. Эта картина стоит перед моими глазами много лет! Но «писать» я только сейчас учусь, на склоне лет! Очень хочется перед это на холсте…
Александр, спасибо за статью!!! На фотографии Ваше море действительно ощущается. И шум волны слышен, и ароматы, и ветерок! Очень живописно и живо!!!!
Пробовала написать волну с фотографии. Трижды по 7 часов был подход, мне кажется, что это самое сложное, из того, что я пробовала раньше. С деревьями и цветами было легче. А теперь поняла, что по настоящему я и не пыталась писать! Хочется пройти Ваш курс по пленэру. Ибо, не знаю с чего начать на натуре.
Спасибо большое!!!
Здравствуйте Александр! Никогда не пробовала писать море, но очень интересно. В вашей работе » Рыбинское море» всё, именно, так как вы описали. Воздух связующее звено, проводник, между небом и морем, он передаёт оттенки и краски воде. Оттенки камня, песка,неба…. Чем глубже и дальше, вода в море становится похожа на тяжело-тёмный бархат. На ближнем фоне волна лёгкая, прозрачная, игриво набегающая друг на друга разбрызгивая хрустальные капельки, перекликая в себе цвет неба ,солнца.. А самое интересное место, это то,где тёмный- тяжёлый бархат пытается затащить на глубину прозрачно лёгкую, игривую волну. ( уже строчки стихотворные ложатся). Спасибо, Александр, интересно и уже , для меня, результативно.
Александр, я читала эту статью до прохождения курса «Арсенал знаний», и для меня это были только слова и ничего не понятно. Что такое отношения? Как нарисовать воздух?
Теперь, после курса, я совершенно по-другому восприняла статью:стали понятны все слова и мысли, как будто статья написана теперь на том языке, который я понимаю.
Как писать камни на мелководье на пляже? Когда на них играют блики? Смотрю, везде разное, на фотографиях, по крайней мере, не знаю как подступиться, просто очаровывает меня этот вид