Как нарисовать куб, а главное, зачем его рисовать — вот в чём вопрос. Если вы не хотите знать тайну мастерства, она вам неинтересна — ни в коем случае не читайте дальше.
Когда я в первый раз попытался изобразить куб, у меня ничего не вышло. Помню, я мучился несколько часов, стараясь победить упрямую геометрическую форму, но тщетно.
Переживая свою неудачу, я вспоминал, как красиво у меня получалось срисовывать с фотографий животных и пейзажи, стены моей комнаты были завешаны рисунками, скопированными с чужих работ. Каково было ощущать полную беспомощность перед картонной коробкой, которую я не в силах изобразить убедительно.
Испытав горечь поражения, я вспомнил, что до этого мне говорили на одной из консультаций, где я показывал свои работы художнику.
Геометрическую форму нужно не рисовать, а строить, чтобы в картине появилась третье измерение, следовало построить куб согласно законам линейной перспективы.
Помню, как меня тогда возмутила формулировка “строить”. Я же не архитектор, зачем всё так усложнять, почему нельзя рисовать как видишь, зачем показывать грани и части предмета, невидимые глазу?
Вопросы дилетанта — согласитесь? Я хотел рисовать, а нужно было строить, однако не всё так просто, как мне тогда казалось.
Иногда стоит задуматься над поставленной задачей, и если вы на это способны, открытия не заставят себя ждать. Ответьте на простой вопрос — в каком мире мы живём — в двухмерном или трёхмерном?
Знаю, продвинутые эксперты предложат значительно больше измерений, но они в деле построения куба нам не помогут, ограничимся тремя. Именно трёхмерное пространство и тайна его изображения будет интересовать нас прежде всего.
В трёхмерном мире у предмета есть объём, есть не только высота и ширина, но и глубина в изображаемой нами картине. Все прямоугольные формы имеют точку схода на линии горизонта, предмет на плоскости строится согласно перспективным сокращениям.
Окружающий нас мир трёхмерный, а плоскость картины двухмерна, наличие в ней глубины — заслуга линейной и воздушной перспективы, которые создают иллюзию пространства.
Представьте, если бы мы жили в двухмерном мире, каким бы он был? Нам не нужны были бы два глаза, достаточно одного, и передвигались бы мы только влево или вправо, перепрыгивая через препятствия, не имея возможности их обойти.
Двухмерный мир — это плоскость, а мы в нём плоские одноглазые кузнечики — представили?
Нет, двухмерная реальность — страшный сон. Думаю, никто не откажется от возможности дышать полной грудью, иметь возможность спать на спине, а не только на боку, обнимать друга или подругу, чувствуя волнительные “объемчики”.
Как бы то ни было, реальность трехмерна, глаза у нас два, и мы имеем возможность маневрировать, не упираясь лбами друг в друга. Вопрос, почему же начинающие художники забывают, в каком мире они живут, почему на их произведениях мир плоский, как камбала?
Ответ прост — они не умеют создавать иллюзии! Чем раньше они это поймут, тем больше шансов научиться. Пока вы надеетесь на абстрактные таланты, гадая на кофейной гуще, есть они у вас или нет, другие учатся, присваивая знания. Другие жадно, взахлёб хватают на лету тайны великих иллюзий.
Как оказалось, я не там искал или, если быть точным, не искал вовсе, пытаясь построить куб. Я надеялся,что смогу его просто срисовать, и, конечно, потерпел неизбежное поражение.
Итак, теперь мы точно знаем, что мир трёхмерен, значит, куб нужно строить, а не срисовывать как видишь.
Чтобы верно построить куб, вам не понадобится множество геометрических вычислений и знание сложных формул. Всё, что вам необходимо — это наблюдаемый куб и линия горизонта.
Если куб или картонная коробка, как в моём случае, перед вами, то есть вы рисуете с натуры, первое, что нужно сделать — определить линию горизонта.
Именно определить, потому как находясь в закрытом помещении, вы не сможете увидеть реальный горизонт, да он вам и не нужен. Следует запомнить, что линия горизонта всегда находится на линии ваших глаз вне зависимости, стоите вы, сидите или лежите.
Далее нужно представить, где на линии горизонта будут расположены точки схода сторон изображаемого куба. Часто эти точки не попадают в рабочую плоскость, но их всё равно стоит убедительно вычислить, прежде чем наметить перспективные сокращения куба.
Помимо линии горизонта вам важно знать, где источник света, относительно которого будет тонально разобран конструируемый вами куб.
Например, в двухмерном мире включенная в комнате лампа осветит её всю — и кровать, и вас, лежащего на боку, и одноглазую кошку под кроватью, потому что ничто не будет препятствовать волнам света.
В нашем случае свет не может проникать сквозь предметы, а значит, у куба будут освещённая и теневая поверхности. Вычислив источник света, вы получите недостающий элемент, с помощью которого сможете убедительно изобразить как куб, так и любую другую форму, наблюдаемую в пространстве.
Всё остальное — дело техники. Постоянно практикуясь, вы сможете именно строить предмет, а не пытаться рисовать его как видите, надеясь уловить схожесть.
Вы не поверите, но я сейчас рассказал “тайну тайн”. Именно так, зная всего лишь, где расположена линия горизонта и где находится источник света, можно нарисовать что угодно, верно изобразив форму в пространстве.
Замечали, так всегда бывает — мы не хотим видеть того, что лежит прямо под носом. Нам интересна пыль и грязь в дальних углах, думая, что там прячется золотое колечко, мы теряем время на пустые поиски.
Начните тренироваться на простых формах: куб, шар, цилиндр, конус. Это не такая уж и скучная работа, если вы понимаете, что лежит в основе их построения. Зная, как строится куб, вы располагаете базовым кодом или попросту ключом к любым реалистическим иллюзиям. Хотите научиться рисовать — научитесь строить. Далее всё будет получаться значительно проще, а главное, интересней, выразительней и, если хотите, гениальней.
Вокруг изобразительного искусства, как, впрочем, и любого другого, существует масса заблуждений, мистики, волшебства, обмана, избранности. Всё это замешано на ожидании чуда, явления чего-то желанного на пустом месте, просто так, из ниоткуда, но правда как всегда прозаична.
У каждого чуда есть прошлая жизнь, порой она тяжела и невыносима, полна трудностей, отчаяния, потери веры в себя, забвения, и всё же чудо, как птица Феникс, рождается из пепла.
Пепел — это труд, пепел -это знания, где всё начинается от простого к сложному. Начните свой путь с геометрической формы, начните с куба, и из пепла неудач обязательно вырастут крылья.
П
Сейчас жалею, что потратила время на мастер — классы. Но время не вернёшь. Начинаю с трудом
строить кубы в пространстве. Надеюсь, что все получится. Уроки построены со знанием дела.Строить куб не так уж и скучно.
Все правильно, Александр. Я — начинающая, и все мои «затыки» — именно на построениях. И мне в этом очень тяжело. Но удивляет меня то,что некоторые,если не многие, художники, утверждают, что не нужео на этом заморачиваться,иначе можнл убить в себе живописца. Мне это непонятно,зачем они так говорят?
Мне не интересен реализм/гиперреализм и высюсюканные работы «как фотография», но даже в абстрактной живописи и другой,нереалистмческой, основой должно быть убедительное построение. Спасибо за статью.
Здравствуйте, Елена! Построение, прежде всего, важно для начинающего художника, для того, чтобы он вообще понимал, как создать пространство в работе, как строить предмет. По поводу «художников», утверждающих, что “не нужно заморачиваться, можно убить в себе живописца” и т.д. советую «не заморачиваться», потому как они точно не художники. Вас хотят ввести в заблуждение либо попросту обманывают. Согласитесь, хочется верить, что есть лёгкий путь, что можно вообще ничему не учиться. Неужели здравомыслящий человек может верить, что где-то в нём прячется живописец, его только следует хорошо поискать. Все находки через знания, учитесь и найдёте.
Здравствуйте, Александр!
Спасибо Вам за прекрасную, яркую, убедительную статью!
С нетерпением жду начала бесплатного курса для начинающих художников — не сомневаюсь, что она будет так же на высоком уровне, как и эта статья!С уважением.
Здравствуйте, Анна! Курс уже идёт, зарегистрируйтесь по ссылке в статье.
Спасибо!
Кратко, четко, конструктивно, без лишних слов! Спасибо, Александр!
Большое спасибо!Только на вашем курсе начала немного понимать как строить рисунок и что такое пространство в котором находятся предметы.Всё оказалось не так уж просто как рисовать с картинок.Надеюсь что получится.
Александр.
Я начала рисовать четыре года назад, многое постигла и некоторыми работами даже горжусь. Но, честно скажу — куб я е не строила ни разу. А после Вашей статьи мне стало даже как-то неловко. Я обманываюсь? …и появилась задача — построить куб.
Спасибо.
Здравствуйте, Наталья! Построение куба как самоцель — задача бессмысленная, куб — это форма, с помощью которой Вы понимаете, как строить пространство и предметы. Если у Вас нет этого понимания, значит займитесь кубом — точно не зря потратите время.
Отличная статья: просто и доходчиво. А самое главное — интригующе! После того, как я прошла несколько уроков у Александра, для меня мир перевернулся! Спасибо за интересные статьи и уроки! И за терпение))
Александр! Я мечтаю когда-нибудь держать в руках книгу из ваших статей. Не зарывайте в землю талант писателя. Такая книга была бы просто бестселлером для начинающих художников.Если что — один экземпляр мне))
Присоединяюсь!
Здравствуйте, Галина! Спасибо за то, что верите в меня как в писателя. Возможно, я это не исключаю, все статьи когда-нибудь обретут материальное тело, и Вы сможете прочесть их в книге.
Присоединяюсь!!!!
Когда что-то рисуешь, часто не задумываешься, какую форму имеет тот или иной предмет в плане света. Только с опытом и постоянном напоминании начинаешь это осознавать! Большое спасибо Александру за его терпение и настойчивость в обучении грамоте живописи
Вот я научилась строить куб, поняла перспективу, увидела кучу ошибок на старых своих рисунках. Теперь в моих рисунках появилась глубина. Но во мне проснулся перфекционист, стремлюсь к полной ровности и схожести и уже не могу позволить себе ошибки. И вот такой наивный вопрос: Хорошо это или плохо?
Здравствуйте, Илида! Здесь, как в жизни, крайности противопоказаны, дело не в “полной ровности и схожести”, а в Вашей задаче. Пока она учебная, Вы учитесь строить пространство, придерживайтесь конструктива. В дальнейшем Вы сможете манипулировать правилами, в том числе осознанно их нарушать ради художественной задачи.
Большое спасибо за такую своевременную ,для меня,статью! Все очень четко,без ,,воды,,.Спасибо
Вот кстати, Александр, вам подали отличную идею — книгу для начинающих из ваших статей. Это было бы точно полезное дело, не всегда удобно с монитора читать, да и осмысливать порой лучше с бумаги. Может, издадите когда-нибудь?)) Обязательно бы прикупила)) И другим бы посоветовала. Помимо отличных рекомендаций у вас просто получается содержательно и интересно писать. А еще бы, до кучи, такое издание в учебные заведения в качестве пособия некоторым преподавателям не помешало бы!))
Здравствуйте, Анастасия! Боюсь, преподаватели мои труды не оценят, сейчас же каждый “сам с усам”. Я пишу для начинающих художников для тех, кто хочет кратким путём получить знания, иначе можно пять лет впустую вокруг преподавателей танцы танцевать и так ничего и не добиться, кто пробовал, тот знает. Учитесь у художников, если Вам нужны знания, а не диплом.
Вот как так может Александр дойти до самой сути? Объяснить все точно, емко,кратко и образно одновременно. Прямо сейчас сяду рисовать куб! Александр, Вы Учитель от Бога! Продолжайте Ваше хорошее и благородное дело, развивайте начинающих художников)).Я благодарна Вам за все полученные знания)).
Спасибо. Как всегда все ясно, запоминается раз и навсегда…..
Александр!Благодарю за статью и уроки. Наконец-то начинаю рисовать с пониманием что и зачем. Подписываюсь под каждым словом в вашей статье. Творческих успехов и терпения с нами с вашими учениками.
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Это про Александра — из его объяснений понял про цвета, натюрморт, пейзаж, а до этого была «каша в голове».
Да, только прочитав Ваши статьи, начав заниматься на Вашем бесплатном курсе, я поняла что мне пока легче срисовывать, чем самой рисовать, посмотрел мастер-класс увидел как нужно накладывать краску, и всё повторил. А вот когда сама попробовала нарисовать, построить сюжет,правильно передать предметы которые я вижу, вот здесь я и поняла что знаний у меня нет, отсюдова и стул-кресло висит в воздухе, и тени не совсем так прорисованы. Двухмерный рисунок получился, а вот объёма нет.
Здравствуйте, Елена! Хорошо, что Вы столкнулись лицом к лицу с реальностью. Пока сам не попробуешь, ничего не поймёшь, так и будешь думать, что рисовать научили. Вам пока легче срисовывать — так будет всегда. Не обманывайтесь, лёгких путей не существует, если нужен результат. Представьте, пройдёт ещё год или два, а Вы всё на том же месте топчетесь и всё потому, что так легче. Знания сами собой не приходят, нужно действовать и, прежде всего, своей головой, а не тётиной или дядиной.
Александр , благодарю за статью, всегда получаю эстетическое удовольствие от убедительного содержания ,сочного стиля, лаконизма! Всяческих Вам благ и здоровья, а также Вшей семье!
Вот, прочла Вашу статью, Александр, и получила глоток свежего воздуха. Так в реальности дышим в помещении, а когда выходишь на улицу, или ещё лучше за городом, на природе, сразу чувствуешь — как хорошо! И хочется вдыхать этот чистый воздух ещё и ещё…
Спасибо за статью и за Ваши бесценные уроки!
Благодарю,Александр,за Вашу щедрость в виде статей-знаний для начинающих.Они бесценны,особенно когда ощущаешь,как Вам по-хорошему и с большим желанием хочется начинающим художникам помочь-подсказать.А Ваши уроки-Это Песня(чем больше учишься,тем больше хочется продолжать учебу у Вас).Благодарю!!!
Спасибо.