Как нарисовать куб, а главное, зачем его рисовать — вот в чём вопрос. Если вы не хотите знать тайну мастерства, она вам неинтересна — ни в коем случае не читайте дальше.

Когда я в первый раз попытался изобразить куб, у меня ничего не вышло. Помню, я мучился несколько часов, стараясь победить упрямую геометрическую форму, но тщетно.

Переживая свою неудачу, я вспоминал, как красиво у меня получалось срисовывать с фотографий животных и пейзажи, стены моей комнаты были завешаны рисунками, скопированными с чужих работ. Каково было ощущать полную беспомощность перед картонной коробкой, которую я не в силах изобразить убедительно.

Испытав горечь поражения, я вспомнил, что до этого мне говорили на одной из консультаций, где я показывал свои работы художнику.

Геометрическую форму нужно не рисовать, а строить, чтобы в картине появилась третье измерение, следовало построить куб согласно законам линейной перспективы.

Помню, как меня тогда возмутила формулировка “строить”. Я же не архитектор, зачем всё так усложнять, почему нельзя рисовать как видишь, зачем показывать грани и части предмета, невидимые глазу?

Вопросы дилетанта — согласитесь? Я хотел рисовать, а нужно было строить, однако не всё так просто, как мне тогда казалось.

Иногда стоит задуматься над поставленной задачей, и если вы на это способны, открытия не заставят себя ждать. Ответьте на простой вопрос — в каком мире мы живём — в двухмерном или трёхмерном?

Знаю, продвинутые эксперты предложат значительно больше измерений, но они в деле построения куба нам не помогут, ограничимся тремя. Именно трёхмерное пространство и тайна его изображения будет интересовать нас прежде всего.

В трёхмерном мире у предмета есть объём, есть не только высота и ширина, но и глубина в изображаемой нами картине. Все прямоугольные формы имеют точку схода на линии горизонта, предмет на плоскости строится согласно перспективным сокращениям.

Окружающий нас мир трёхмерный, а плоскость картины двухмерна, наличие в ней глубины — заслуга линейной и воздушной перспективы, которые создают иллюзию пространства.   

Представьте, если бы мы жили в двухмерном мире, каким бы он был? Нам не нужны были бы два глаза, достаточно одного, и передвигались бы мы только влево или вправо, перепрыгивая через препятствия, не имея возможности их обойти.

Двухмерный мир — это плоскость, а мы в нём плоские одноглазые кузнечики — представили?

Нет, двухмерная реальность — страшный сон. Думаю, никто не откажется от возможности дышать полной грудью, иметь возможность спать на спине, а не только на боку, обнимать друга или подругу, чувствуя волнительные “объемчики”.

Как бы то ни было, реальность трехмерна, глаза у нас два, и мы имеем возможность маневрировать, не упираясь лбами друг в друга. Вопрос, почему же начинающие художники забывают, в каком мире они живут, почему на их произведениях мир плоский, как камбала?

Ответ прост — они не умеют создавать иллюзии! Чем раньше они это поймут, тем больше шансов научиться. Пока вы надеетесь на абстрактные таланты, гадая на кофейной гуще, есть они у вас или нет, другие учатся, присваивая знания. Другие жадно, взахлёб хватают на лету тайны великих иллюзий.

Как оказалось, я не там искал или, если быть точным, не искал вовсе, пытаясь построить куб. Я надеялся,что смогу его просто срисовать, и, конечно, потерпел неизбежное поражение.

Итак, теперь мы точно знаем, что мир трёхмерен, значит, куб нужно строить, а не срисовывать как видишь.

Чтобы верно построить куб, вам не понадобится множество геометрических вычислений и знание сложных формул. Всё, что вам необходимо — это наблюдаемый  куб и линия горизонта.

Если куб или картонная коробка, как в моём случае, перед вами, то есть вы рисуете с натуры, первое, что нужно сделать — определить линию горизонта.

Именно определить, потому как находясь в закрытом помещении, вы не сможете увидеть реальный горизонт, да он вам и не нужен. Следует запомнить, что линия горизонта всегда находится на линии ваших глаз вне зависимости, стоите вы, сидите  или лежите.

Далее нужно представить, где на линии горизонта будут расположены точки схода сторон изображаемого куба. Часто эти точки не попадают в рабочую плоскость, но их всё равно стоит убедительно вычислить, прежде чем наметить перспективные сокращения куба.

Как нарисовать куб или ключ к любым реалистическим иллюзиям


Помимо линии горизонта вам важно знать, где источник света, относительно которого будет тонально разобран конструируемый вами куб.

Например, в двухмерном мире включенная в комнате лампа осветит её всю — и кровать, и вас, лежащего на боку, и одноглазую кошку под кроватью, потому что ничто не будет препятствовать волнам света.

Как нарисовать куб или ключ к любым реалистическим иллюзиям


В нашем случае свет не может проникать сквозь предметы, а значит, у куба будут освещённая и теневая поверхности. Вычислив источник света, вы получите недостающий элемент, с помощью которого сможете убедительно изобразить как куб, так и любую другую форму, наблюдаемую в пространстве.  

Как нарисовать куб или ключ к любым реалистическим иллюзиям


Всё остальное — дело техники. Постоянно практикуясь, вы сможете именно строить предмет, а не пытаться рисовать его как видите, надеясь уловить схожесть.

Вы не поверите, но я сейчас рассказал “тайну тайн”. Именно так, зная всего лишь, где расположена линия горизонта и где находится источник света, можно нарисовать что угодно, верно изобразив форму в пространстве.

Замечали, так всегда бывает — мы не хотим видеть того, что лежит прямо под носом. Нам интересна пыль и грязь в дальних углах, думая, что там прячется золотое колечко, мы теряем время на пустые поиски.  

Начните тренироваться на простых формах: куб, шар, цилиндр, конус. Это не такая уж и скучная работа, если вы понимаете, что лежит в основе их построения. Зная, как строится куб, вы располагаете базовым кодом или попросту ключом к любым реалистическим иллюзиям. Хотите научиться рисовать — научитесь строить. Далее всё будет получаться значительно проще, а главное, интересней, выразительней и, если хотите, гениальней.


Вокруг изобразительного искусства, как, впрочем, и любого другого, существует масса заблуждений, мистики, волшебства, обмана, избранности. Всё это замешано на ожидании чуда, явления чего-то желанного на пустом месте, просто так, из ниоткуда, но правда как всегда прозаична.

У каждого чуда есть прошлая жизнь, порой она тяжела и невыносима, полна трудностей, отчаяния, потери веры в себя, забвения, и всё же чудо, как птица Феникс, рождается из пепла.

Пепел — это труд, пепел -это знания, где всё начинается от простого к сложному. Начните свой путь с геометрической формы, начните с куба, и из пепла неудач обязательно вырастут крылья.