На дворе весна. Солнце, облака и первые листочки на ещё обнажённых ветвях деревьев. Пленэр, лето, закаты и восходы — благодатная пора для мастеров и прекрасный шанс для начинающих художников попробовать себя в работе с натуры.
Если Вы хоть раз рисовали дерево с натуры, то знаете, что задача эта непростая. Пересчитать все листочки на берёзе и иголочки на ёлке… уйдет немало труда. А так ли стоит подходить к попытке изобразить крону дерева или есть другой, более простой способ?
Конечно, есть. Всё давно придумано за Вас, нужно только принять на вооружение необходимые знания.
Первое, что Вам следует знать — рисовать следует от большого к малому, то есть обобщать большие массы, объединять в группы как несколько деревьев, так и отдельные ветки на кроне.
Частностями, то есть листиками, Вы займётесь после того, как обобщите деревья до силуэтов, покажете, как они расположены в пространстве, осветите, передадите планы согласно воздушной и линейной перспективе, определитесь с композицией и общим колоритом.
Если Вы понимаете, о чём я, значит, Вы далеко не любитель в изобразительном творчестве. Если нет, то Вас скорее пугает такая логика, нежели помогает понять, как же всё-таки научиться рисовать дерево.
Рисование и живопись — области, где практику-любителю хочется быть свободным от ответственности за то, что он сотворил, быть собой или играть в кого-то другого, но только не погружать себя в сложный процесс обучения.
Хотите Вы этого или нет, но учиться придётся, если Вы желаете достичь результатов, а быть свободным от технических сложностей можно только постоянно практикуясь.
Изображение дерева поэтапно, публикую план.
1. Обобщите выбранное Вами дерево до силуэта (рисуйте исключительно с натуры).
2. Внутри силуэта наметьте основные массы ветвей.
3. Придайте дереву объём, здесь Вам следует разобраться с освещением.
4. Передайте пространство, выделив ближние группы ветвей и смягчив дальние.
5. Выходите на деталь, если этого требует Ваша художественная задача.
Можно разбить план ещё на множество пунктов и подпунктов, но суть уже сказана в пяти основных, практикуясь, Вы сможете понять каждый из них.
В конце концов Вы научитесь рисовать деревья, вопрос, зачем, для чего Вы это делаете?
Приведу пример моей беседы с дочерью на тему художественного образа. Ей десять лет, она задаёт вопросы, я отвечаю.
Нашей темой стал весенний сад или попросту земельный участок со вскопанными грядками, садовыми растениями и яблонями. “Как бы ты обо всем этом рассказала?” — задал я вопрос.
И она начала перечислять всё, что видит: деревья, траву, забор, облака, не забыв про бабочек с цветом их крыльев и другими подробностями фактического сюжета.
“А теперь представь, — сказал я, — кому будет интересна такая картина? Всё перечисленное тобой — всего лишь факты, бездушные символы созерцаемых предметов.
Ты просто перечисляешь то, что видишь, будто бы гербарий собираешь или препарируешь сюжет, как холодный труп реальности. Нет, так дело не пойдёт. Расскажи о том, что ты чувствуешь, переживаешь, как всё это отражается в твоём зеркале восприятия”.
Далее мне пришлось привести пример, как вижу и чувствую я.
“Весна — это сказочная пора, когда цветут небесные грядки. Днём это облака, а ночью — бескрайние поля, засеянные семенами звёзд. Падая на землю, они топят снега.
Утром туман, вечером пелена испарений. Мир под одеялом ещё спит, ещё ровно дышит, но нити сна вот-вот лопнут, и застучит сердце земли, выжимая соки из сморщившихся почв.
Есть деревья большие, как горы, есть прозрачные, как струны дождя, есть, как птицы, живые, есть неподвижные, как стена.»
Для кого-то весна — очередное время года, а для художника ещё один уникальный шанс чувствовать, воспринимать, переживать каждый раз, как в первый.
Если хочешь рассказать о своих чувствах, не говори о фактах, облекай их в образы. Для художника нет ничего страшнее гиперреализма, желания передать документально каждую травинку, каждую росинку, каждый камешек.
Я задал ей непростую задачу, а именно, научиться мыслить иначе, нежели перечислением фактов. Собственно, такая же участь ждёт и Вас, мои читатели. Рекомендую наблюдать образы в окружающем Вас мире, а затем создавать из них художественные истории.
Зрителю неинтересна скопированная реальность, он хочет видеть и понимать чувства автора, его личное отношение к сюжету, его индивидуальность. В противном случае произведение перестаёт быть художественным, эмоционально заряженным и переходит в раздел документальных свидетельств, сухих фактов.
Совсем недавно я был в Москве, на Крымском валу, рядом с ЦДХ. Там в палатках художники продают свои работы, так сказать, на потребу публики. Большей частью это незатейливые картинки, не претендующие на индивидуальность, и, конечно, я не мог не поинтересоваться, почём нынче “искусство”.
Тут же мне были объявлены цены на заливные луга, изумрудно-зелёные леса, голубые озёра и а-ля Шишкинские деревья. В среднем 20-30 т.р. за довольно большие картины около метра.
Среди разномастных сюжетов мною была подмечена одна интересная работа, висевшая особняком. “А эта сколько?” — указал я на неё. Эта 70 т.р., и тут же последовал вопрос, что, сами пишете?
Не признавшись, что пишу, я продолжил допрос, почему 70 тысяч, она и по размеру меньше тех, что за 30 т.р.
Мало ли, что по размеру, семьдесят и всё! Большего пояснения мне не дали, возможно, раскусив, что покупать я не буду. На том мы и расстались.
Это понятно, что таких, как я, зевак у продавцов картин много. На каждого не хватит никаких объяснений, но интересно не это. Картина, на которую я обратил внимание, выбивалась из общего строя, потому что в ней чувствовалась личность автора, композиционные и колористические поиски. Каким-то образом творческая вещь оказалась среди ширпотреба, и автору очень не хотелось продавать её задёшево.
Было видно, что он испытывал гордость за эту работу, она представляла для него ценность, и ни на какие уступки по её стоимости он не шёл в отличие от других картин, представленных в ларьке.
Когда я спрашивал стоимость работы, я предполагал, что он мне ответит, что даст скидку на любую, кроме этой, что вычислит во мне художника и потеряет интерес как к покупателю. В этой единственной картине был сам автор, его отношение к сюжету, его художественные поиски.
Вопрос, если авторы так ценят свои художественные эксперименты, почему большинству зрителей они безразличны?
Отвечаю, подлинное творчество способен увидеть вооружённый глаз ценителя, человека посвящённого, знающего, как смотреть и куда. Большая же часть случайных зрителей так и остается на всю жизнь отлучённой от великих тайн искусства. Самое страшное, что это их выбор. Меньше знаешь — крепче спишь!
Вместе с пожеланиям тем из Вас, кто практикует живопись, научиться рисовать деревья, хочу пожелать беспокойных снов, восторга от творческих задач и, конечно, интересных работ, действуйте!
Если вопрос, как рисовать дерево, Вас волнует, напишите в комментариях, кто из художников по-Вашему наиболее интересно изображает деревья. Тем самым Вы, возможно, откроете кому-то из читателей новые имена и сами сможете узнать Вам неизвестных.
Внимание! Хотите прикоснуться к миру изобразительного творчества? Жду Вас на бесплатной онлайн-встрече «Зачем художнику видеть?» 25 августа в 20.00 по московскому времени. Регистрируйтесь по ссылке: http://artgranata.ru/
Спасибо за урок!
Спасибо, за интересную статью, за то, что заставляете задуматься о многом, иногда рисуешь не задумываясь как и что рисуешь, нарисовал и все. Прочитала взахлеб и задумалась, а как же я то рисую и листик, и дерево? Сижу теперь и думаю о весне, о природе и как все это передать, чтобы все увидели так эту красоту, как я ее вижу и чувствую.
Спасибо, Александр. Ценю Ваши статьи за любовь к жизни.
Спасибо, Александр, Вы правы. Самое время учиться писать деревья.
Удивительный художник, мазком которого невозможно не любоваться — Рихард Герстль в картинах «Солнечный луг с фруктовыми деревьями» и «Гора «Спящая гречанка».
Я потрясена литературной образностью объяснения дочери, что значит художественное видение. Здорово! И статья замечательная. Так просто и наглядно о сложном!
Объясняла не дочь, а отец.
Александр, спасибо за статью. С одной стороны кажется, что нет ничего проще, чем нарисовать дерево, а когда берешь кисть в руки — получается одинокая растопырка в центре белого поля. Вернее, получалась раньше, сейчас меняю мышление и взгляд под Вашим руководством и очень хочу уметь передавать настроение парой мазков. Самое важное в картине — передать эмоции, чтобы почувствовал зритель, и дерево — очень благодатная почва, они настолько разные, что рисовать их можно бесконечно.
Добрый день, Александр! Благодарю за очередную интересную тему и доступную подачу материала. Природу и деревья люблю с детства. Когда мне было лет шесть у нас в саду ураганом сломало под корень красивую большую яблоню. Я рыдал, как будто погиб кто-то близкий. В начальных классах общеобразовательной школы я не мог понять и считал несправедливым, что человек и животные одушевленные т.е. «кто», а деревья — неодушевленные, т.е. «что». Мне близок в этом плане Михаил Васильевич Нестеров.
Александр, благодарю за эмоциональный художественный образ, описание окружающей природы просто восхитительно! Благодарю за Ваш порыв показать мир художника и за практический урок. Я обязательно посмотрю работы художников-пейзажистов и ещё раз большая благодарность за то, что открываете окно в мир искусства.
Здравствуйте Александр! Спасибо за урок! У меня восторг, и я хочу так. Вроде понятно, но я хочу тоже уметь так мыслить. Научите пожалуйста. Для меня это новое мышление, а хочется узнать , поизучать эту тему поглубже. Может посоветуете что почитать, просмотреть???
Здравствуйте, Джамиля! Посоветую вообще читать художественную литературу и, конечно, тренироваться самостоятельно выражать свои мысли. Здесь важно отделить Ваши мысли от чужих. Без разницы, словами или визуальными образами Вы их формулируете, главное, не копируйте. Творите сами. Спасибо за комментарий.
Спасибо, Александр, за статью. Деревья писать кажется легко, но сколько всего нужно учесть. Мне по душе Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем».
Красиво написал! Понравилось. Спасибо.
Вы правы . Все вокруг живое: имеет душу, имеет образ. Когда пишешь, входишь в состояние экстаза, даже забываешь о законах живописи, ты входишь и растворяешься. потом отойдя, вдруг видишь, что в картине выплывает легкие очертания образов разных красивых и некрасивых, красивые можешь чуть подчеркнуть, дать намек, пусть зритель догадывается, а может и не надо. Смотришь и добавляешь по знаниям теплое, холодное, свет. Но главное чувство твое сохранилось, не прервано, только отточены грани. Вот у меня так. Спасибо за статью.
Спасибо за статью!Ваши статьи заставляют меня пробуждаться к новому.
Спасибо Александр за статью. Меня завораживают колористическое решение в пейзажах Шильдера А.Н., Шультца И.ф., Куинджи А.И.
Александр, спасибо за интересную статью. Красочное описание природы, чувственные художественные словесные образы так и хочется преобразовать в живописные.
Интересны изображения деревьев у художника Гай Орландо Роуз: «Сосна», «Фиговые деревья», «Лагуна-эвкалипты», «Вилла Живерни», «Октябрь утро» и др.
Спасибо за интересный разговор. Хочется выйти на природу и,если не рисовать, то смотреть, смотреть и впитывать. А я всегда не могу оторвать глаз от картин Куинджи.
Александр, спасибо за статью и красоту описания весны, природы. Волшебно….Так оно и есть! Очень люблю выходить в сад рано-рано, когда там меня еще никто не ждет, ВСЕ живет своей жизнью, все до самой малюсенькой травинки…., танцует под пение птиц и примеряет ожерелье из росинок….и солнечные зайчики кубарем по всей этой красоте…))) Нравятся работы Шишко С.Ф, Алексея Ефремова, только вчера любовалась его книгой о старом Екатеринбурге и зимой была на его выставке. Кстати там был и Бато Дугаржапов. Настоящий праздник для души!
Спасибо, Александр! Как всегда было очень интересно и познавательно!
«подлинное творчество способен увидеть вооружённый глаз ценителя, человека посвящённого, знающего, как смотреть и куда. Большая же часть случайных зрителей так и остается на всю жизнь отлучённой от великих тайн искусства. Самое страшное, что это их выбор.»
Самое страшное в этом выборе, что они даже не пытаются понять, руководствуясь критерием «красиво-некрасиво», «повешу дома-не повешу». Ведь для того чтобы понять надо взломать систему стереотипного мышления и расширить рамки восприятия…А это труд для большинства непосильный…Вот и получается, что начинающий художник оказывается между молотом и наковальней…То ли искать признания посвященных ценителей, то ли удовлетворять потребу обывателя…Этакая внутренняя борьба…Посвященный как бы говорит в одно ухо:» Покажи, кто ты?…что из себя представляешь?…выверни душу на изнанку…А мы оценим, наш ты или нет…Может даже по плечу похлопаем и «молодцом» наградим… » и в это же время обыватель нашептывает на другое ушко: «Переходи на нашу сторону, нас много и у нас есть печеньки…маленькие, но сразу!!!» Вот так ты варишься в этом пекле. И либо сваришься заживо и тебя сожрут твои же сомнения. Либо…))))))))) Дальше у каждого своя история о том как он учился рисовать деревья…))))))
Здравствуйте, Нелли! Вы красочно представили нам муки начинающего художника. Наверно, так оно и есть, но только до того момента, пока он не сделает выбор, на чьей быть стороне. А по сути сторона у него одна — его собственная, и творчество для него — способ высказаться, быть услышанным. Вопрос, кто его услышит? Те, кому на ухо медведь наступил, те, кто толком-то и не понял, был ли звук вообще или слушатель, зритель чувствующий, знающий, сопереживающий? Спасибо за комментарий!
Я думаю, чья сторона, это не критерий выбора, а кретерий отношения к своему творчеству. Либо ты сравниваешь себя с кем-то, либо ты обсолютно уверен в своей уникальности, но до этого ещё дорасти надо.
Спасибо, Александр! Вы так умеете рассказать просто и доходчиво о важном… Я давно и много рисую, но мне всегда не хватает понимания.
Спасибо Вам за статью. Она четко и ясно поясняет этапы рисования деревьев.
Порой так непросто передать свои ощущения на холст из-за нехватки знаний, опыта, мастерства, потому что я не художник и слишком поздно стала учиться. Возможно только мое огромное желание рисовать будет помогать мне передать то, что чувствую и хочу донести для зрителя.
Абсолютно согласна. Лет в 17, когда я только начинала рисовать, то была очень озабочена тем фактом, что у меня не получается рисовать с натуры «так, чтобы прям как на фотографии». Наверно, поэтому я в художку и пошла, этому нас там и учили, собственно. А сейчас мне так уже не интересно. Хочется передать в картине свое восприятие мира — это главнее. С реалистичностью пускай справляется фотоаппарат)
Статья удивительна поэтична и познавательна. Видеть как художник я училась не один месяц. Передать состояние утра или знойного дня, теплое дыхание весеннего ветерка, который шумит в листве. Все это можно увидеть на полотнах Шишкина, Левитана, Мане. Как то возвращаясь с работы в новом автобусе собираясь спускаться по ступенькам я увидела разные оттенки серого. Только поэтому я обратила внимание, что ступеньки короткие. То есть шах в сторону и травма обеспечена. Вот так вот видеть мир как художник меня спасла от травмы.
Хорошая статья. Так хочется, чтобы люди стремились к знанию, и не только в искусстве, а во всех областях жизни. На Земле был бы рай.
Благодарю Вас, Александр! Отличный урок, отличная история про разговор с дочкой! Спасибо за Ваш опыт и щедрость!
Спасибо большое!Всё становится понятней теоритически, но на практике….Я не умею рисовать: пробую, пробую, получается по-детски, неумело, руки не понимают, что я от них хочу. Наверное, в 66 лет и ждать особенно нечего, но 66 лет по паспорту, а душа не хочет в это верить, и я буду рисовать, буду, буду!Спасибо за то, что Вы талантливый, честный педагог и художник ,и Ваша основная цель не настричь побольше купонов, а научить понимать смотреть видеть! Шишкина любят все, и я тоже, самая любимая его картина «Травки» в Русском музее: смотришь на полевые травки, лёжа на земле, и запах чувствуешь, и ветерок, а в груди поток нежности!
Благодарна Вам, за урок! Особенно, как художественно чувствовать и передать в рисунок!!!!!!!!
После такого урока руки так и тянутся к карандашу, кисти!!!!!!!
Александр, огромное спасибо!!! Очень образно. Написано, как нарисовано.
Александр, спасибо за интересное содержание в очень образной красочной подаче материала. Сразу видно, что настоящие художники — это всё-таки вечно юные романтики-мечтатели!!
Александр! Спасибо большое за великолепную статью и за то, что Вы находите время поделиться своим опытом, советами с нами.
С уважением Маргарита
Здравствуйте, Александр. Люблю я деревья. Сажаю их иногда.
Они, конечно. живые. Интересно наблюдать — как дерево растет. Только после того как корни наберут Силу, начинает быстро расти ствол и крона. Так что вся Сила дерева в его корнях. Я когда смотрю на деревья,чувствую его корни.
Мне кажется, что и рисовать деревья надо с этим чувством
его корней.
Нравится как рисует деревья Питер Брейгель Старший.
Александр,Вы пишите:» Подлинное творчество способен увидеть вооружённый глаз ценителя, человека посвящённого, знающего, как смотреть и куда. Большая же часть случайных зрителей так и остается на всю жизнь отлучённой от великих тайн искусства» позвольте с этим не согласиться.Подлинное творчество способен оценить любой нормальный Человек и для этого не обязательно иметь вооруженный глаз ценителя…
Здравствуйте, Наталья! Если это так, то в истории искусства не было бы трагических судеб многих художников, творчество которых смогли рассмотреть уже после их смерти. Понятие «нормальный человек» слишком абстрактно, возможно, Вы имеете в виду тех, у кого есть два глаза. К сожалению, этого мало для умения видеть. Спасибо за комментарий!
БРАВО!!! Согласна полностью! Я нормальный человек ,у меня два глаза, как у всех нормальных,но я восхищаюсь и восхищалась раньше,всегда суперреализмом , понимала и понимаю какой это труд.Теперь хочу понять другую живопись, именно понять, почему у Гогена женщина с разными ногами,одна толстая,другая тонкая(Это,как пример), долго разглядывала,пытаясь понять художника,что он этим хотел сказать.Кто-то мне ответил, может он писал с натуры,и у туземки разные ноги оказались,а может,он поэтому и решил ее написать. )))Думаю,понимать живопись надо учить в обычной школе. Невозможно писать! Клавиатура делает ошибки на каждом слове.
Да хочу, и буду очень признателен Вам уважаемый Александр.
Деревья прекрасны у Степана Колесникова.
Мне очень нравятся деревья у Дины Бродски. Тайная жизнь деревьев.
До такой степени, что я стала заново рассматривать деревья вокруг себя. И оказывается, что вокруг есть целый потрясающе прекрасный мир.