Эта  статья   —   часть  моих  бесед  со  знакомым  художником,  который  открыл  мне  глаза  на  многие  вопросы,  связанные  как  с  творчеством,  так  и  вообще  с  отношением  к  жизни  и  профессии.

Начнём  с  небольшой  истории,  которую  он  мне  поведал  в  одну  из  наших  встреч.

—  Как  ты  думаешь,  кто  на  свете  самый  интересный  художник?   —   спросил  он  меня.  Я  задумался.

—  Уверен,  ответ  не  знаешь,  молод  ещё  на  такие  вопросы  отвечать,   —   прервал  он  моё  молчание  и  продолжил.

—  Ещё  студентом  я  был  знаком  с  одним  художником,  который  ощущал  в  себе  жгучее  желание  творить.  Он  овладел  азами  мастерства  и  талантливо  проявил  себя  в  учебных  работах.  Получив  последние  напутствия  учителей,  он  с  головой  нырнул  в  творческий  процесс.

Работа  шла  с  огоньком,  вдохновение  окрыляло  юного  мастера,  многое  не  выходило,  но  в  целом  он  был  доволен  процессом  и  в  итоге  результатом.

Конечно,  он  желал  утвердиться  в  своей  победе,  услышать  одобрение  зрителя,  своих  наставников,  учителей.  Он  чувствовал,  что  выложился  по  полной,  естественно,  нужно  было  восстановить  силы,  а  лучший  способ  восстановиться  для  художника  —  услышать  положительные  отзывы  о  собственном  творчестве.

Он  приглашал  в  мастерскую  авторитетных  экспертов,  приносил  работы  в  художественные  галереи,  пытался  участвовать  в  выставках,  но  это  ни  к  чему  не  приводило.  Его  работы  не  получали  зрительского  интереса,  специалисты  советовали  что-то  абстрактное,  скорее  для  того,  чтобы  от  них  отвязались,  нежели  из  желания  помочь.

Каждый  раз,  когда  он  слышал  безразличное  “Вы  знаете,  что-то  в  Ваших  работах  есть,  но…”,  это  “но”  будто  нож  вонзалось  в  ранимое  сердце  художника,  каждый  раз  он  чувствовал,  как  жизнь  вытекает  вместе  с  кровью  из  открытой  раны.

Пришёл  момент,  когда  так  продолжаться  не  могло,  впору  вызывать  скорую  помощь,  иначе  конец  фатален.

Помощь  не  заставила  себя  долго  ждать.  Хирург  в  лице  одного  из  авторитетнейших  художников  вместо  того,  чтобы  врачевать,  спасать  больного,  всадил  нож  поглубже  в  сердце,  чтобы  пациент  долго  не  мучился  и  не  тревожил  агонией  соседей.  Думаю,  ты  понимаешь,  что  я  имею  в  виду  под  образом  ножа,  конечно,  критику.

На  этой  драматичной  ноте  мой  собеседник  ухмыльнулся,  следя  за  моей  реакцией,  и  отпустил  вдогонку:

—  Так  ему  и  надо,  паршивцу!  Наступил  момент,  когда  пациент  скорее  мёртв,  чем  жив  —  вот  ведь  до  чего  порой  искусство  доводит  субтильных  юношей  и  девушек.  Тут  бы  истории  конец,  но  не  всё  так  просто,  и  кто  знает,  ангел  или  демон,  проходя  мимо  уже  безжизненного  тела,  решил  примерить  на  себя  сию  плоть.  Как  бы  там  ни  было,  но  умерший  восстал.  Это  только  первая  часть  истории,  слушай  вторую,   —   продолжил  рассказчик.

—  После  своего  перерождения  наш  герой  больше  ничему  и  никому  не  верил,  а  главное,  он  не  верил  самому  себе.

Здесь  мой  знакомый  прервался,  обратившись  ко  мне:

—  Не  повторяй  его  ошибок,  мир  устроен  намного  проще.

Зрителю  плевать  на  то,  какой  ты  талантливый,  умный  и  красивый,  ему  вообще  нет  до  тебя  никакого  дела.  Даже  если  твои  картины  будут  повсюду,  их  никто  не  заметит,  не  станет  сопереживать  тому,  что  на  них  изображено,  но  только  до  определённой  черты.

За  этой  чертой  всё,  чего  ты  так  жаждешь   —   слава,  деньги,  успех,  понимание,  сопереживание.  А  простыми  словами,  за  чертой  территория  зрителя,  его  приоритеты,  желания,  мечты,  потребности,  при  этом  там  нет  тебя.  То  есть  тебе  придётся  согласиться  в  угоду  своих  желаний  спрятать  своё  “я”  подальше  в  потайной  карман.

Зрителю  нужно  зеркало,  он  хочет  видеть  в  нём  себя.  Ты  думаешь,  интернет  завален  котиками,  собаками-улыбаками  и  подобной  хренью,  потому  что  кто-то  так  выражает  себя,  свой  творческий  потенциал?  Ты  ошибаешься,  интернет  —  это  зеркало,  в  котором  каждый  ищет  своё  отражение.  Творчество  художника сродни  экрану  монитора,  на  котором  пользователь  хочет  увидеть  себя,  прежде  всего.

Интересный художник

Секрет  лёгкого  пути   —   отражай,  и  будешь  нужен  всем,  будешь  нарасхват,  будешь  необходим,  разве  не  этого  ты  хочешь?  Вот  тебе  и  ответ  на  вопрос,  кто  самый  интересный  художник!

—  А  что  же  стало  с  Вашим  знакомым?   —   спросил  я.

—  Мой  знакомый  устроился  педагогом  в  одно  из  профильных  учебных  заведений  и  преподает  там  живопись.

—  Чему  же  он  учит,  если  сам  ни  во  что  не  верит?   —   продолжал  допытываться  я.

—  Тому  и  учит   —   ни  во  что  не  верить.

—  И  у  него  есть  ученики?

—  Конечно,  есть,  куда  же  они  денутся?

—  Вы  хотите  сказать,  что  он  не  перешёл  за  черту,  не  стал  зеркалом,  но  и  в  себя  больше  не  верил?

—  Так  и  есть,  но  это  только  полбеды.  Вместе  с  отсутствием  веры  и  любви  к  искусству  в  нём  поселилась  ненависть  ко  всем,  кто  стали-таки  творцами.

—  То  есть  он  втайне  ненавидит  себя,  ненавидит  своих  учеников  и  продолжает  учить  их  ни  во  что  не  верить?

—  А  чему  ты  удивлён?  Таких  как  он  пруд  пруди,  это  естественное  положение  вещей.

Давай  я  расскажу  тебе  другую  историю,  надеюсь,  ты  станешь  её  частью,  а  не  той,  что  была  прежде.  У  меня  есть  знакомая,  и  у  неё  нет  никакого  художественного  образования.  Её  родители  известные  художники,  она  долго  сопротивлялась  тому,  чтобы  продолжить  династию,  но,  в  конце  концов,  ремесло  досталось  ей  по  наследству.  Её  отец  занимался  с  ней  лично,  смог  передать  самое  важное,  что  только  может  передать  учитель  ученику.

Он  научил  её  служить  своему  делу,  перефразируем,  любить  искусство,  а  не  себя  в  искусстве.  С  таким  подходом  мир  видится  совсем  по-иному,  тебе  не  нужно  никому  ничего  доказывать  и  под  кого-то  подстраиваться.  Да,  ты  не  будешь  самым  интересным  художником,  но  тебе  этого  и  не  надо.

Сейчас  она  известная  художница,  её  работы  хорошо  продаются,  у  неё  есть  имя,  но  самое  интересное  —  всё  это  её  никогда  не  волновало.  То  есть  она  не  ждала  успеха,  он  пришёл  сам,  более  того,  он,  скорее,  бремя,  нежели  радость.  Будь  её  воля,  она  бы  от  него  избавилась.

Сейчас  у  неё  есть  ученики,  и,  насколько  я  знаю,  общение  с  ними  доставляет  ей  огромное  удовлетворение.

—  Получается,  путь  к  успеху  —  это  просто  заниматься  тем,  что  тебе  нравится,  интуитивно  двигаться  в  неопределенном  направлении,  авось  набредёшь  на  грибную  поляну?   —   переспросил  я.

—  Понятия  не  имею,  каким  должен  быть  путь  к  успеху,  с  этим  вопросом  не  ко  мне.

Любовь  —  вот  тот  инстинкт,  которым  ты  должен  руководствоваться.  Нужно  любить  то,  что  ты  делаешь,  а,  как  известно,  любить  —  значит  отдавать,  а  не  брать.  Делай  своё  дело  с  любовью,  отдавай  всего  себя  и  будешь  счастлив.  Радость  творчества  испытывают  не  те,  кто  заведомо  знают  сумму  гонорара,  а  те,  кто  этой  радостью  живут,  отдавая  себя  работе.

Исполненный  любовью,  ты  готов  к  любым  подвигам,  трудностям,  невзгодам.  Только  это  чувство  —  нескончаемый  ресурс,  им  следует  руководствоваться.  Никакая  корысть,  жажда  славы,  денег  не  позволят  зайти  так  далеко,  как  любовь.

Самый  интересный  художник  тот,  кто  наряду  с  приобретенными  знаниями  и  опытом  не  разучился  любить  своё  занятие.  Любовь  окрыляет  даже  слабенькое  дарование,  она  даёт,  а  не  отбирает,  освобождает,  а  не  сковывает.

Иной  раз  художник  несёт  картины  на  выставку,  будто  не  его  шедевры  будут  экспонироваться,  а  он  сам  предстанет  перед  публикой  во  всём  великолепии.  Мол,  смотрите  на  меня,  какой  я  талантливый  и  красивый!

Мой  товарищ-педагог  никогда  искусство  не  любил,  а  любил  себя  в  искусстве.  Он  хотел  брать,  а  не  отдавать,  он  сам  заковал  себя  в  цепи  обид,  страха  быть  непонятым,  чувства  ненужности,  нежелания  знать,  учиться,  быть  открытым.

Каждый  из  нас  сам  виновник  своих  побед  и  поражений,  тебе  решать,  что  выбрать   —   оковы  из  доспехов  самолюбия  или  оставаться  босым,  но  исполненным  любовью.

Такая  у  нас  получилась  беседа.  Конечно,  она  не  дословна,  я  постарался  передать  её  суть,  в  своё  время  меня  поразившую.  Многие  ставят  во  главу  угла  всё,  что  угодно,  но  лишь  единицы  говорят  о  любви  и  служении  своему  делу.

Хочу  пожелать  вам  творческих  успехов,  нескончаемого  позитива  на  пути  познания  себя,  своих  возможностей  и  талантов.  Многое  зависит  только  от  нас, не  ищите  оправданий  своим  неудачам  на  стороне.

Будет  интересно  услышать  ваши  мнения  на  эту  тему,  что  вами  движет,  какие  мотивы  увлекают  на  пути  к  цели,  напишите  в  комментариях  к  статье.