История про паштет и мой экспериментальный опыт опять внесёт некий сумбур в страницы блога, но он для того и существует, чтобы пахнуть как разными вкусностями, так и лёгким душком творческого авантюризма.

Сейчас мне часто приходится читать в личных сообщениях о том, что у начинающих художников не получается писать “вкусно”, сочно, звонко, как это делали импрессионисты, хотя желание есть.

Меня когда-то также мучили сомнения, а надо ли вообще стремиться к сочной живописи, не проще ли гладенько выкрашивать поверхность согласно тому, что видишь?

“Заболев” импрессионизмом, я не в силах был излечиться и решил во что бы то ни стало научиться писать “вкусно”.

Стоит ли говорить, что многие потуги ничем серьёзным не заканчивались, я сетовал на собственную бездарность, но попыток не прекращал.

Погрузившись по самые ноздри в творческий кризис, я ночи напролёт проводил в съёмной квартире за мольбертом у освещённого искусственным светом натюрморта. То были далёкие студенческие годы с массой свободного времени, полным отсутствием денег и каких-либо обременяющих обязательств.

Одна из ночей того времени мне запомнилась в особенности, и вот почему. Я писал селёдину далеко не первой свежести, что-то там было ещё — то ли фарфоровая тарелка, то ли металлическая миска и, конечно, лимон. Вообще, стол был завален всякой всячиной, так как в комнате он был один и служил для разных задач.

С одного края стоял натюрморт, с другого — тюбики с краской, кисти, книги и остатки моего студенческого ужина — открытая накануне банка дешёвого паштета.

Всё шло как обычно, то есть у меня совсем не получалось писать так, как я хотел. Прописав один слой, я всё снимал и начинал заново, работа не продвигалась. Ко всему прочему запасы краски заканчивались, но я не сдавался.

Устав мучиться, я уже хотел опустить руки и лечь спать в надежде, что утро вечера мудренее, но, поймав взглядом стоявшую на столе банку с паштетом, взял и вывалил её содержимое на палитру.

Не знаю, что на меня нашло, но цвет, а более всего консистенция вязкого, липкого паштета почему-то показалась мне привлекательной. Ничуть не раздумывая, я взялся писать паштетом и, лихо орудуя мастихином, уработал всю банку.

В творческом запале я не обращал внимания на то, что паштет предательски сползал вниз по холсту, сводя мои труды на нет. В итоге адская смесь красок и паштета почти вся оказалась на полу, но это меня не останавливало. Я поднимал жуткое месиво с пола и бомбил им пропитанный скипидаром и мерзким консервантом холст.

Возможно, эта забава так ни к чему бы и не привела, если бы вдруг я не почувствовал новое для себя ощущение. До этого я никогда не работал, держа в поле внимания всю рабочую плоскость (те, кто занимаются живописью профессионально, поймут, о чём я).

Умение оторваться от детали и увидеть всю работу целиком — ценнейший навык, и, чтобы овладеть им, я был готов на всё.

Никогда не знаешь, через какой опыт к тебе придёт мастерство. Ясно лишь то, что нет отработанных схем, способных наделить каждого проверенной формулой успеха.

Отведя душу на “паштетной живописи”, я решил повторить тот же эксперимент, но в красках. Помню, как я писал тогда — с огоньком, будто научился чему-то тайному, что доступно не всем, только посвящённым.

Великий Микеланджело говорил, что он отсекает лишнее у камня, тем самым освобождая заключённую в нём скульптуру. Хочу перефразировать суть его слов: живописец избавляется от белого холста пятнами цвета, и это тоже своего рода лепка, итогом которой будет живопись.

Отсечь всё белое, вылепив форму цветом — вот чему я хотел научиться. В белом сокрыт колорит, художественный образ, свет и цвет, и как я добуду всё это — красками или паштетом — не так важно. Важно хотя бы раз почувствовать близость цели, ухватиться за небольшую победу и бить, бить в одну точку, совершенствуя свой опыт.

Впоследствии на чём только я не ставил эксперименты: добавлял в грунт речной песок, смешивал несовместимые краски, писал на бумаге, записанных холстах, фанере, ДВП и просто на стене с обоями и без. Каждый опыт стоил материальных и душевных затрат, но я представить себе не мог, как иначе.

Меня удивляют некоторые начинающие художники, сетующие, что у них что-то не получается, ведь у всех когда-то не получалось. На мои вопросы, пробовали ли они различные способы, как вообще искали решение, внятных ответов, как правило, нет, только охи, вздохи и желание найти оправдание своим неудачам.

У каждого из нас есть свой потолок, выше которого не прыгнуть, пусть так. Но вместе с тем есть ещё и порог, через который переступает не каждый, но те, кто этот шаг делают — смельчаки, авантюристы, новаторы. Шагайте смелее, иначе в клетке, где одни потолки и пороги, Ваша песенка спета!

За охами и вздохами впечатлительных натур зачастую одна пустота. “Как же, — вздыхают они, — нужно блюсти технику живописи, следовать заветам старых мастеров, научиться правильно держать кисть, правильно ею штриховать и т.д”. В конце концов они этому научатся, но главное так и останется за порогом.

Если Вы живописец, ответьте, что на Вашей палитре? Краски? Что Вы с ними
делаете — создаёте подобие искомых цветов? То есть ищете (смешиваете) похожий цвет и наносите его на холст?

А теперь представьте, что на палитре не краски, а кусочки смальты или просто цветные камни. Вы берёте необходимый и укладываете его на нужное место в картине, затем следующий, пока не составите всю мозаику, в которой не будет ни одного случайного пятна, никакой грязи, никаких белил и чернил, только прозрачные, звонкие цвета.

Импрессионизм, авантюризм, паштет и вкусная живопись

Конечно, данный пример условен, но он наиболее точно иллюстрирует процесс создания живописного полотна, когда Вы мыслите как колорист, создающий цветовую гармонию.

Образ мозаики в работе над картиной более чем уместен, потому что так Вам легче обобщить натуру до локальных цветовых и тональных отношений и работать с плоскостью в целом, не закапываясь в детали. Помните, мы всегда идём от большого к частному.

Импрессионизм, авантюризм, паштет и вкусная живопись

Я не настаиваю на опыте с паштетом — это мой фокус, но призываю Вас к эксперименту. Перестаньте просто искать похожие цвета на палитре, начните создавать колорит по принципу мозаики, начните писать, а не красить. Вот увидите, насколько это захватывающий процесс.

Не сомневаюсь, что у Вас всё получится. Не сразу, конечно, и у меня не получалось, тайные знания приходят через опыт и дружеский совет, в каком направлении искать. Ищите, творчество — это поиск!

Благодарю всех, кто участвует в обсуждениях предложенных мной тем, оставляя комментарии под статьями. Этот пост не исключение, поделитесь своей историей.