История про паштет и мой экспериментальный опыт опять внесёт некий сумбур в страницы блога, но он для того и существует, чтобы пахнуть как разными вкусностями, так и лёгким душком творческого авантюризма.
Сейчас мне часто приходится читать в личных сообщениях о том, что у начинающих художников не получается писать “вкусно”, сочно, звонко, как это делали импрессионисты, хотя желание есть.
Меня когда-то также мучили сомнения, а надо ли вообще стремиться к сочной живописи, не проще ли гладенько выкрашивать поверхность согласно тому, что видишь?
“Заболев” импрессионизмом, я не в силах был излечиться и решил во что бы то ни стало научиться писать “вкусно”.
Стоит ли говорить, что многие потуги ничем серьёзным не заканчивались, я сетовал на собственную бездарность, но попыток не прекращал.
Погрузившись по самые ноздри в творческий кризис, я ночи напролёт проводил в съёмной квартире за мольбертом у освещённого искусственным светом натюрморта. То были далёкие студенческие годы с массой свободного времени, полным отсутствием денег и каких-либо обременяющих обязательств.
Одна из ночей того времени мне запомнилась в особенности, и вот почему. Я писал селёдину далеко не первой свежести, что-то там было ещё — то ли фарфоровая тарелка, то ли металлическая миска и, конечно, лимон. Вообще, стол был завален всякой всячиной, так как в комнате он был один и служил для разных задач.
С одного края стоял натюрморт, с другого — тюбики с краской, кисти, книги и остатки моего студенческого ужина — открытая накануне банка дешёвого паштета.
Всё шло как обычно, то есть у меня совсем не получалось писать так, как я хотел. Прописав один слой, я всё снимал и начинал заново, работа не продвигалась. Ко всему прочему запасы краски заканчивались, но я не сдавался.
Устав мучиться, я уже хотел опустить руки и лечь спать в надежде, что утро вечера мудренее, но, поймав взглядом стоявшую на столе банку с паштетом, взял и вывалил её содержимое на палитру.
Не знаю, что на меня нашло, но цвет, а более всего консистенция вязкого, липкого паштета почему-то показалась мне привлекательной. Ничуть не раздумывая, я взялся писать паштетом и, лихо орудуя мастихином, уработал всю банку.
В творческом запале я не обращал внимания на то, что паштет предательски сползал вниз по холсту, сводя мои труды на нет. В итоге адская смесь красок и паштета почти вся оказалась на полу, но это меня не останавливало. Я поднимал жуткое месиво с пола и бомбил им пропитанный скипидаром и мерзким консервантом холст.
Возможно, эта забава так ни к чему бы и не привела, если бы вдруг я не почувствовал новое для себя ощущение. До этого я никогда не работал, держа в поле внимания всю рабочую плоскость (те, кто занимаются живописью профессионально, поймут, о чём я).
Умение оторваться от детали и увидеть всю работу целиком — ценнейший навык, и, чтобы овладеть им, я был готов на всё.
Никогда не знаешь, через какой опыт к тебе придёт мастерство. Ясно лишь то, что нет отработанных схем, способных наделить каждого проверенной формулой успеха.
Отведя душу на “паштетной живописи”, я решил повторить тот же эксперимент, но в красках. Помню, как я писал тогда — с огоньком, будто научился чему-то тайному, что доступно не всем, только посвящённым.
Великий Микеланджело говорил, что он отсекает лишнее у камня, тем самым освобождая заключённую в нём скульптуру. Хочу перефразировать суть его слов: живописец избавляется от белого холста пятнами цвета, и это тоже своего рода лепка, итогом которой будет живопись.
Отсечь всё белое, вылепив форму цветом — вот чему я хотел научиться. В белом сокрыт колорит, художественный образ, свет и цвет, и как я добуду всё это — красками или паштетом — не так важно. Важно хотя бы раз почувствовать близость цели, ухватиться за небольшую победу и бить, бить в одну точку, совершенствуя свой опыт.
Впоследствии на чём только я не ставил эксперименты: добавлял в грунт речной песок, смешивал несовместимые краски, писал на бумаге, записанных холстах, фанере, ДВП и просто на стене с обоями и без. Каждый опыт стоил материальных и душевных затрат, но я представить себе не мог, как иначе.
Меня удивляют некоторые начинающие художники, сетующие, что у них что-то не получается, ведь у всех когда-то не получалось. На мои вопросы, пробовали ли они различные способы, как вообще искали решение, внятных ответов, как правило, нет, только охи, вздохи и желание найти оправдание своим неудачам.
У каждого из нас есть свой потолок, выше которого не прыгнуть, пусть так. Но вместе с тем есть ещё и порог, через который переступает не каждый, но те, кто этот шаг делают — смельчаки, авантюристы, новаторы. Шагайте смелее, иначе в клетке, где одни потолки и пороги, Ваша песенка спета!
За охами и вздохами впечатлительных натур зачастую одна пустота. “Как же, — вздыхают они, — нужно блюсти технику живописи, следовать заветам старых мастеров, научиться правильно держать кисть, правильно ею штриховать и т.д”. В конце концов они этому научатся, но главное так и останется за порогом.
Если Вы живописец, ответьте, что на Вашей палитре? Краски? Что Вы с ними
делаете — создаёте подобие искомых цветов? То есть ищете (смешиваете) похожий цвет и наносите его на холст?
А теперь представьте, что на палитре не краски, а кусочки смальты или просто цветные камни. Вы берёте необходимый и укладываете его на нужное место в картине, затем следующий, пока не составите всю мозаику, в которой не будет ни одного случайного пятна, никакой грязи, никаких белил и чернил, только прозрачные, звонкие цвета.
Конечно, данный пример условен, но он наиболее точно иллюстрирует процесс создания живописного полотна, когда Вы мыслите как колорист, создающий цветовую гармонию.
Образ мозаики в работе над картиной более чем уместен, потому что так Вам легче обобщить натуру до локальных цветовых и тональных отношений и работать с плоскостью в целом, не закапываясь в детали. Помните, мы всегда идём от большого к частному.
Я не настаиваю на опыте с паштетом — это мой фокус, но призываю Вас к эксперименту. Перестаньте просто искать похожие цвета на палитре, начните создавать колорит по принципу мозаики, начните писать, а не красить. Вот увидите, насколько это захватывающий процесс.
Не сомневаюсь, что у Вас всё получится. Не сразу, конечно, и у меня не получалось, тайные знания приходят через опыт и дружеский совет, в каком направлении искать. Ищите, творчество — это поиск!
Благодарю всех, кто участвует в обсуждениях предложенных мной тем, оставляя комментарии под статьями. Этот пост не исключение, поделитесь своей историей.
Александр! Вы , как всегда, в самую точку! Как Вы можете знать , что в голове? Что в голове другого человека, но так же » больного» творчеством, цветом идеями , крутящимися , как рой, мыслями ? )) Паштет на холсте- супер!!! Читая это , я это ощутила, но… наверное для меня это очень смелый поступок, ну по крайней мере в пределах той территории , где семья!^^)) думаю, испугаются и примут за неадекватность…. поэтому теперь точно решила взять толстый ватман( благо он у меня есть) и чтоб не жалко было, так же поэкспериментировать на нем с цветом масляными красками( уже пробовала как -то сделать эскиз и … получилось, понравилось, кстати думаю попробовать для быстрых этюдов на натуре- сохнет быстро и цвет не блекнет) . Самое интересное, что именно сегодня мне в голову пришла эта мысль ещё до прочтения статьи , мысль
О свободе письма , о свободе цвета, о вкусности, которую так хочется написать, а пока все только в мыслях… Сейчас стоят три работы, смотрю на них, надо идти дальше, а я чувствую, что пока не могу- кризис, кризис свободы, именно той свободы о которой Вы говорите! Зреют идеи для новых работ и опять уже в голове то же ощущение клетки , не свободы! Пора брать свой » паштет» , а вдруг поможет! И ещё! Надо вспомнить детство!!! Как нравилось смотреть в калейдоскоп!!! Мозаика! Как же я это любила и люблю!!! Давай , давай работай , вспоминай! … С большой благодарностью за статью!!! И с огромной надеждой на будущее!!!
Чудесная статья!!! Так и есть!
Здравствуйте! Александр, как Вам удается читать мысли. Я буквально только сегодня думала об этом. Правда не о паштете))),
Пост заставил задуматься. Хорошо, когда художник опытный и может экспериментировать. А если начинающий? Он красок и холста еще боится. Какая там мозаика?! Ему бы побороть свою боязнь и начать уверенно держать кисть в руке, не боясь сделать первый мазок по холсту. У меня такое было. Да, пожалуй еще есть. Перфекционизм рулит((. Только, писав этюд на днях, смешивая краски, я вдруг плюнула — да какая разница как правильно мешать цвета?! Ведь мне нужно показать глубину, и я смешала синий холодный с умброй и получила нужный цвет.
Здравствуйте, Галина! Всё как раз наоборот. Опытный художник уже знает свои слабые и сильные стороны, ему экспериментировать не нужно, он выбрал направление и идёт, не плутая, к поставленной цели. Другое дело начинающий — он ничего о себе не знает, его переполняют гипотезы, предположения и страхи. Чтобы справиться с ними, и нужна смелость, которая будет следствием экспериментов. Экспериментируйте! Спасибо за комментарий.
Мне кажется, опасно экпериментировать новичку — понравится еще найденный приемчик, потом поди, отучи его)) все-таки какие-то азы нужны,чтобы он бомбу не соорудил :) (как на уроке химии) но вот какие? — вопрос.
Александр, как всегда, с «изюмкой»! Живо, добро, оригинально :) Спасибо!!!
Писать мозаично, писать цветом — то, к чему я очень-очень стремлюсь! Надеюсь, что в конце-концов раскрою секрет и пойму, как это делать.
Здравствуйте, УЧИТЕЛЬ!!! Да-да, Александр, я восхищаюсь Вами как настоящим Учителем с большой буквы. Так мастерски Вы ведете за собой в удивительный мир искусства, так уверенно вызываете нас (меня точно) на бой с самим собой, со своей неуверенностью, леностью и прочими «тараканами», что хочется сразу действовать, идти вперед и не вешать нос. Спасибо Вам!!!
Здравствуйте.На мой взгляд,многие и я до недавнего времени вообще не понимала что такое картина.Мне казалось ,что надо добиться такой техники ,чтобы картина представляла собой как бы окно в перспективу,что бы как на яву,как в жизни,как за окном,что бы была иллюзия пространства …Но это большая ошибка ! Художник должен стремиться изобразить не иллюзорный мир , а чувственный, живой, духовный.С этой точки зрения ,например ,Шишкин не живописец,хотя рисовальщик отличный.Самое главное для художника в техническом смысле остаться в пределах плоскости,в пределах той самой мозаики из пятен,создавая неповторимый чувственный узор и не перейти грань в иллюзию.В этом, я считаю, настоящее мастерство живописца !
Читая Ваши статьи, Александр, понимаю, что я не одинока в своих поисках и мучениях, в своих страхах и сомнениях. Это придает уверенности и смелости для следующих шагов. Очень благодарна Вам за это!
Ну чудеса да и только!!! На последнем вебинаре не успела задать вопрос по Коровину. Хотелла спросить при просмотре картин на что обратить особое внимание? И вот только что пришла из нашего художественного музея, а тут на тебе!!! Готов ответ по свежим впечатлениям!!! Алексндр, вы часом не отслеживаете ли учеников через системы навигации???))) А может вы ясновидящий или помыслычитающий???)))
Но я конечно не об этом хотела сказать. Не задав таки свой вопрос я все же решила не откладывать поход в музей и попробовать самой что то понять. Ну и ни чего я не поняла конечно же!!! Вернее мня как то взбудоражли особенно две работы «У окна» и «На веранде». Я ни как не могла понять что. Вроде картина в целом и сюжет, все понятно, но вот техника передачи…Одновременно все вроде просто, но очень как-то сложно…
А вот теперь мне ясно, как в солнечный день!!! Они обе сложены как мозаика… только мазками краски!!! Ну и ну…Вот как так можно не увидеть элементарного???!!! Я точно бездарь…)))))
И да, абсолютно согласна, сколько не бейся, но ежеи хорошая боевая злость не проснется, так и будешь на одном месте топтаться, пробуя то то, то это. А хочется то взрыва, урагана, извержения вулкана Везувий!!!))) А как его разбудить то может кто знает??? Наверно надо дойти до предела топтаний, а там глядишь рванет???
Здравствуйте, Нелли! Не делайте резких суждений по отношению к себе, все мы когда-то находились в начале пути и не понимали элементарных вещей. Раньше времени ураган будить также не стоит, будет правильней делать небольшие, но систематические шаги на пути к поставленной цели. Знания плюс опыт — залог успеха в любом деле. Спасибо за комментарий.
Как мне это знакомо… Нытье «ничего не получается, мне не надо этим заниматься» слышу от взрослого ученика, которому почему-то кажется, что если у него сразу ничего не получится, то — все, значит, не стоит этим заниматься. Кстати, у детей такого нытья не наблюдала ))
Добрый день!Поделюсь своим опытом почти такого же эксперимента.Совет дал художник. Нарезав листы картона, выдавив краски (акрил) на палитру, начала под джазовую музыку заполнять холст (картон) цветовыми пятнами, почти не глядя на палитру (лишь бы не ткнуть кисть мимо). Рука летала свободно и быстро, было весело, рука раскрепощалась. Мне помогло, рука теперь не зажата.
Тамара, спасибо! Просто, как все гениальное! Это реально лично мне может помочь!!!))) музыка как стартер импульса для меня подходящий вариант….А вот паштет и селедка….Я бы скорее этой селедкой, как мастихином рисовала бы ее портет в красках, а потом ей же всю ее нарисованную морду паштетом под семиэтажный мат уделала…После чего меня бы сдали в психушку или в полицию за издевательство над бедной рыбкой…)))) так что да! Музыка!!!))) Буду пробовать, а паштет тогда на крайний случай оставлю…)))
Спасибо, Александр за ваши чудесные статьи, которые поддерживают и вдохновляют таких новичков как я, не бояться, рисовать и получать от этого удовольствие!
Ребята! Как же хорошо, когда есть что прочитать и чему поучиться! Александр все видит потому, что сам через это прошел и может спокойно и с хорошим юмором об этом рассказать и очень доходчиво донести материал в простых словах! Он как Лучик.
Лучик улыбается и свет несет с Небес. Сердце открывается, рисуя мир чудес!
Всем нам удачи и обязательно побед над самим собой! А радость творчества нам в этом поможет!!
Здравствуйте, Александр! Каждая Ваша статья ценное открытие для читателя. Каждый находит для себя что-то такое , что дает возможность искать и находить.
Здравствуйте, Александр! Начала читать Ваш блог, неожиданно увлеклась…Пока только вникаю, интересно! Я пенсионерка, как называю себя — бесперспективная… По многим причинам. Скачала ролики Сахарова, Кулагина, Трушниковой… То рисую, то нет… Не успею уже . Вам спасибо, кое — что увидела по — другому…