Статья — ответ на вопрос, заданный участницей моего сообщества. Публикую текст сообщения.

Почему сейчас так моден гиперреализм? То какие-то хрустальные изделия в невероятном исполнении, то гиперреалистические акварели, где кожа словно живая, то море или какие-то водоемы маслом, которые легко можно спутать с фото. Их полно в Сети, даже не хочу фамилии вспоминать. Меня просто волнует вопрос: Почему это модно? Почему это многих увлекает и восхищает? Или это просто плебс, который никогда не будет цениться? Но, как ни крути, за этими работами тоже стоит долгий, кропотливый труд. Есть ли в гиперреалистичных картинах хоть какая-то ценность?

Мы живём в век технологий, где всё оцифровывается, клонируется машинами с каждым разом точнее и точнее. Пока это только внешнее сходство, но попытки оцифровать внутреннее содержание прежде всего нас с вами — сверхзадача, которую, судя по всему, преследуют создатели технологий будущего.

Гиперреализм — своего рода визуальная оцифровка реальности. Основой подобного творчества является цифровое фото, которое копируется художником до мельчайших подробностей.

Гиперреализм появился из фотореализма, рано или поздно это должно было случиться. Фотография как точный образ реальности заманчива и проста. Нет ничего проще — нажал на затвор фотоаппарата и картинка в кармане.

Визуальные искусства, как, впрочем, и все остальные — прежде всего коммуникация, способ высказаться, быть услышанным, а значит, язык, на котором ты говоришь, должен быть понятен зрителю.

Самый понятный визуальный язык на сегодняшний день — это фото, самый быстрый, точный, убедительный, достоверный, а главное, доступный каждому. Неважно, какое у вас образование, сколько книг вы в жизни прочитали, сколько картин видели — не имея медицинских отклонений, распознать, что на фото, всегда сможете.

Итак, мало-мальское владение фотоаппаратом, и вы транслятор образов, создатель карманных картинок, уже сейчас вы способны влиять, быть творцом как будто. 

Чтобы завоевать внимание зрителя до эпохи цифровых технологий, художник долгие годы осваивал ремесло. Сейчас же волшебная игрушка в кармане создаёт фоточки за одну секунду, на второй секунде  весь мир может рассматривать их в вашем Instagram и лайкать, конечно. 

Основной принцип гиперреализма — 

иллюзия реальности, иллюзия на грани обмана зрения, то есть ты принимаешь её как правду. Самый понятный визуальный язык — картинка как живая, но вот что странно: чем более иллюзорен сюжет, правдив до пикселя, до последней волосинки в носу натурщика, тем он страшнее. 

Гиперреализм - искусство или обман?

Представьте себя в помещении, где на стене висит такая картина или ещё хуже — стоит скульптура человека, вот-вот готовая вступить с вами в диалог или просто шелохнуться ненароком. Уверен, первое, что вы испытаете — это страх, а не восхищение мастерством автора.

Хорошо, не будем брать изображение людей, пусть это будут предметы быта или облака например. О чём вы будете думать, созерцая такие картины? Несложно догадаться, вариантов всего два: первый —  проснётся аппетит от иллюзии хрустящих булочек, второй — какое-то время вас будет мучить вопрос «как это сделано?» и только.

Впрочем, многие ничего более и не ждут от искусства, считая его тратой времени, уделом чудаков и гениев, им непонятных, как следствие, не имеющим никакой ценности во всех смыслах.

Ключевое слово «смысл», тут-то и следует искать, но большинство искать не будет. Зачем тратить время на то, что и так понятно? Есть иллюзия или нет — критерий состоявшегося произведения для большинства зрителей.

Замечу к слову, чем более доступны и просты становятся современные технологии, тем более доступен и прост становится их обладатель. Некогда сложный человек, не имеющий упрощателей жизни, стремительно превращается в пустышку, в поплавок, танцующий танец “Ваньки-встаньки” на мутной глади сегодняшнего дня. 

Кто-то там внизу методично дёргает за крючок, отвлекая от смыслов! Оболванивать красивыми фантиками, пускать пыль в глаза, создавать иллюзию — основные тренды нашего времени. Цифра лишь инструмент, чудо техники, доступное каждому. Неважно, как давно ты держишь в руках фотоаппарат, дерзай, твори свою иллюзию!

И вот мы стараемся, выдумываем картинки покрасивей от заполнения собственной страницы в соцсетях до фото на паспорт, где мы не мы, а абстрактное представление о нас.

Надеюсь, вы уже поняли, что лично для меня гиперреализм сродни “демонизму”. Шучу, конечно, но желание передавать внешнее без намёка на внутреннее содержание — это не человеческое видение мира, как ни крути.

Несомненно, трудолюбия у мастеров иллюзий не отнять, и время съедает их жизни так же нещадно, как у всех, кто тратит часы, сутки, годы на любимое дело. Но является ли это критерием ценности? Сомневаюсь. Если заглянуть в процесс с профессиональной точки зрения, то умение искусно срисовывать, не понимая конструкцию формы и пространства —  сомнительное мастерство.

Сейчас много говорят об искусственном интеллекте, о том, что скоро компьютеры будут писать книги и рисовать картины не хуже, чем это делает человек. Согласен, после того, как человек превратится в пустышку, в поплавок, его будет несложно удивлять подобным искусством. Гиперреализм у роботов однозначно  получится лучше, а значит, художники будут не нужны, это правда.

То есть оболваненному зрителю уже сегодня неинтересно искусство как таковое, потому что потребительски относиться к смыслам невозможно, приходится мозги напрягать, думать, а это сложно.

Фотореализм, гиперреализм, подражание внешнему сходству и только удобны для быстрого потребления, а значит, доступны всем и каждому. Оцифрованный мир завораживает внешним сходством и пугает внутренней пустотой. Но если так пойдёт, то скоро некому будет пугаться. Пустота станет нормой, на мутной глади реальности останутся только поплавки, пляшущие под чью-то дудку. 

Уходит, вырождается, мутирует некогда сложный человек со своими думами, страстями, мечтами, грехами, чувствами. Цифровому миру с его грядущим искусственным интеллектом не нужен конкурент, да ещё такой нестабильный, неуправляемый. Догадались, что он нам готовит? Конечно, иллюзию. Только это будет иллюзия жизни, где вы управляемый и стабильный «Ванька-встанька»!

Как-то разговаривал со знакомым художником на тему вызова в творчестве, необходимости творческой провокации. Он почти негодовал: «Где всё это на наших выставках, куда делись романтики, мечтатели, бунтари, искатели?» 

Куда вы делись? В мир “позитивного мышления”, в цифровую иллюзию, в иллюзорную стабильность, в желание быть удобным для всех?

Нет сомнений, пока мы прежние — сложные, страстные, ищущие, до конца непознанные, а в этом я не сомневаюсь, “Человеки”, никакая машина не сможет конкурировать с нами в задачах искусства. В то же время мы способны оболванить себя до пустышек и самостоятельно сдаться, стать приложениями для машин.

Когда современный художник ищет картинку в сети, чтобы её просто повторить, мне страшно за него. Неужели в его реальной жизни нет повода для творчества или она — жизнь уже симуляция?

Взгляните хоть краешком глаза на рисунки художника, живущего когда-то своей жизнью. Достаточно линии, чтобы поверить — он чувствовал, он жил, он творил!

Густав Климт:

Гиперреализм - искусство или обман?
Гиперреализм - искусство или обман?
Гиперреализм - искусство или обман?
Гиперреализм - искусство или обман?
Гиперреализм - искусство или обман?
Гиперреализм - искусство или обман?
Гиперреализм - искусство или обман?
Гиперреализм - искусство или обман?


Как вы думаете, у гиперреализма есть будущее? Этот изобразительный язык вам близок? Напишите в комментариях к статье, мне, как и всем читателям блога будет интересно, выскажите, что думаете.