Хочу нарушить традицию всеобщего восхищения сладкими картинками и сказать: “Это гениально!” — о произведениях совсем другого рода.
Будучи приверженцем традиционных взглядов на изобразительное искусство, я всё же не желаю быть слепым и не видеть прекрасного в иных формах творчества.
В великом множестве различных “измов” затерялось такое направление как наивное искусство, и именно в честь него я хочу написать эту статью.
Данное направление существует и, конечно же, имеет своих героев как, впрочем, и их почитателей.
Тяга к прекрасному есть у каждого из нас, не все имеют образование, но главное, что должно быть у творца — это желание высказаться. Как он будет это делать, какую форму, язык, трактовку изберёт — его право.
Традиционно обратимся к Википедии : Наивное искусство (англ. na?ve art) — одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.
Таких энтузиастов на просторах нашей страны и вообще в мире бесчисленное множество, среди них есть и те, кто достоин пристального внимания.
Самодеятельные художники — это своего рода живой родник, из которого может напиться как неискушённый зритель, так и высоколобый профессионал.
Мы привыкли воспринимать изобразительное творчество как невесту, непременно в белом, оно должно быть привлекательным, нарочито красивым, улыбчивым и, конечно, скромным.
Искусство многогранно, и видеть в нём только праздник — однобоко. Искусство — это способ познания, с его помощью Вы можете постичь радость и печаль, заглянуть в самые потаённые уголки человеческой души и представить космические дали.
Именно это движет творческим человеком вне зависимости от того, имеет он специальное образование либо нет.
Те художники, которых причисляют к наивному искусству, как правило, и понятия не имеют о данном жанре. Их мотивация понятна — это желание выразить своё отношение к миру доступными средствами.
В таком творчестве подкупает искренность и простота, отсутствие украшательства и желания понравиться зрителю. Великолепные качества, вот бы помпезным профессионалам взять их на вооружение!
Уверен, у многих есть примеры из реальной жизни, Вы знаете таких людей, либо слышали о них. Я, к примеру, знаю многих.
Мой старый знакомый дядя Ваня мастер резьбы по дереву. У него всё ручной работы — от поставленных им когда-то стен своего дома до стульев, столов и прочей хозяйственной мелочи.
Он утоляет свой творческий зуд не только резьбой, но и пишет внушительные полотна, которые закрывают все стены его дома.
Когда я спрашиваю его: “Дядя Ваня, откуда у Вас такая любовь к живописи?” — он отвечает, не задумываясь, что с детства мечтал стать профессиональным художником. Что-то там в его жизни не сложилось, он не профессиональный, но художник, и я по-другому к нему не отношусь.
У дяди Вани было несколько выставок в местной блиотеке и, конечно же, есть свои почитатели.
Подобных примеров много. Как и в профессиональной среде — кто-то ярче, кто-то скромней, но всех их объединяет искренняя любовь к творчеству. Что интересно, именно к творчеству, так как скопированных мотивов в багаже таких художников крайне мало.
На каком-то подсознательном уровне они понимают, что внешняя красивость не главное.
Вы только посмотрите на творчество небезызвестной бабы Любы (Любовь Майкова) — это гениально! Писать она начала в 79 лет, вот вам и начинающий художник!
Чего нет в её работах? Конечно, академизма, умения лепить форму, передавать достоверно видимую картинку, внешней красивости и т.д.
Что же в них есть? Мир конкретного человека, дорогие ему образы, в её картинах ощущается лёгкость бытия и творческая свобода.
За плечами этого человека целая жизнь, которая вряд ли была легкой, но автор сохранил юношескую непринуждённость и любовь к жизни.
Сейчас нас пичкают сладкими картинками сладкие художники, а где такие бабы Любы с их лёгкостью бытия, где истинные художники со своими мирами и собственным взглядом на искусство?
В живописи эпоху соцреализма и государственной пропаганды сменила эпоха украшательства. Знаю, она тоже пройдёт, рано или поздно основной ценностью художника будет его уникальность.
Конечно, здесь многое зависит от зрителя, но я в него верю! Я верю, что зритель — слышащий, видящий и думающий. Я хочу верить в то, что зритель — личность и сам принимает решения, что ему близко, чему он будет сопереживать.
Какая разница, в каком жанре работает художник? Важно, какие цели он перед собой ставит — выражать себя честно или угождать?
Мой знакомый дядя Ваня никому не угождает. Я люблю у него бывать и черпать вдохновение из его чистого колодца. Мы с ним никогда не говорим об искусстве, потому как ему нечего сказать, он не привык говорить, он просто живёт своим творчеством.
Так и вышеупомянутая баба Люба, свободная от академических знаний, отражала на своих полотнах жизнь, которой жила сама. Лично я ценю её подвиг — на исходе лет она оставила миру послание в собственном творчестве.
Замечательный пример начинающим художникам. Начните творить лучше поздно, чем никогда. Не существует непреодолимых трудностей и неразрешимых задач!
Если Вас ещё не покинуло чувство прекрасного, а мир по-прежнему ярок и свеж, расскажите об этом в своих картинах. Расскажите так, как Вы это умеете.
Отговорки, будто бы Вы ещё не обладаете должным мастерством — удел тех, кто им никогда обладать не будет. Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает.
Обращаясь к своим первым попыткам участвовать в выставках профессиональных художников, я с ужасом вспоминаю свои ранние работы. Но меня всегда греет мысль, что это были мои картины, я ни у кого их не копировал и не создавал по мотивам.
Остаться самим собой — непосильная задача, но я желаю Вам её осилить!
Я желаю Вам услышать — “Это гениально!” не потому, что Вы превзошли фотоснимок в своём мастерстве, а потому, что с Ваших полотен нисходит лёгкость бытия. И если Вы только зритель, я желаю Вам в совершенстве овладеть языком визуальных образов и больше никогда не обращаться к услугам косноязычных переводчиков.
Завершая нашу беседу о наивном искусстве, я хотел бы подчеркнуть, что искусство не нуждается в определениях и порой наивное во сто крат сильнее академического. Вы сможете увидеть это сами, если перестанете относиться к нему предвзято.
Мне интересно, есть ли у Вас знакомые художники самоучки, и знаете ли Вы творчество известных художников, работающих в жанре наивного искусства.
Расскажите об этом в комментариях.
Замечательная статья!!! Спасибо вам огромное за такой «пинок» и вдохновение!!!
PS И еще одна просьба, добавьте, пожалуйста, к статье кнопки соц сетей для перепоста вашей замечательной, вдохновляющей и во всех смыслах позитивной статьи. :)
Здравствуйте, Лера! Кнопки есть, они в начале статьи, правда пока не все, обязательно добавлю остальные. Спасибо за отзыв!
Да, очень жду кнопки «Вконтакте»! Буду делиться все время!
Здравствуйте, Александр! Давно читаю Ваши статьи. Они мне очень нравятся. Своей ненавязчивой мудростью. И мне захотелось поделиться с Вами своими мыслями… Прошел год с тех пор, как я взяла в руки кисть и краски. Маленький юбилей. И, наверное, нужно повести итог моему «бумагомаранию», поскольку искусством это назвать сложно, да и рано еще. Если честно, рисовать, или как говорят художники, писать я так и не научилась. Но, кажется, я поняла, что с помощью своих «опусов» я нашла способ самовыражения. Для меня стало важным выплеснуть на зрителя эмоции, причем обязательно положительные. Мне нравится, когда зрители в интернете ставят «лайки» или «ладошки» за мои рисунки, но нравится не из-за собственного самолюбия или напыщенной амбициозности. Главное – я доставляю людям радость, передавая светлую и положительную энергетику. А еще люди очень часто пишут отзывы – значит, я затрагиваю сокровенные струны чей-то души. Мои рисунки, именно рисунки, а не картины (!) немного неумелы, технически несовершенны, но ярки и непосредственны, что вполне соответствует их художественному возрасту. В моих работах полностью отсутствует коммерческая составляющая, и потому они идут из души, которую я только слегка приоткрываю зрителю. Да, именно приоткрываю, но не впускаю туда зрителя (хотя, собственно, никто туда и не рвется!). А, как известно, рассеянный свет из-за чуть приоткрытой двери манит гораздо больше своей мягкостью и таинственностью, нежели огромный яркий поток слепящего света… И этот теплый свет доходит до зрителя, согревая и радуя. Некоторые зрители в своих отзывах – СПАСИБО ИМ ВСЕМ БОЛЬШОЕ!!! – даже благодарят меня за мои «шедевры» – точнее, за тот позитив, которого, очевидно, так не хватает людям в их обыденной жизни. Но, честно сказать, я еще не готова принимать подарки и поздравления, я ведь не художник в полном смысле этого слова. «Я – не волшебник, я только учусь…»
Здравствуйте, Ольга! Спасибо за Ваш проникновенный рассказ. Художник Вы или нет, Вам скажет зритель, а он у Вас есть и, судя по Вашему тексту, благодарный. Насчёт учёбы Вы правы, но это касается нас всех, на какой бы ступени лестницы знаний мы не находились.
Моя знакомая художница, первый раз увидев мои работы сказала, что я работаю в жанре наивного искусства. Меня немного опечалил данный факт, так как я всегда стремилась к академизму и профессионализму. Затем она сказала фразу, которую я до конца поняла только прочитав Вашу статью: «Многие зрелые профессиональные художники стремятся к этому в своих работах». Первая мысль — к чему «к этому?! Начать хуже рисовать или забыть все правила и опять же менее качественно выполнять свои работы… Непонятно. Теперь дошло, что она имела ввиду эмоциональную составляющую творчества.
Еще она мне рассказала, что ее всегда задевало после выпуска из Академии Художеств определение ее творчества, как «ученического». То есть, все правильно, выверенно, на своих местах, придраться не к чему, но — «мертво», нет жизни в работе.
Вообщем, у всех свои проблемы.
Очень хочется найти себя, свою нишу, не став при этом тысяча первым художником — реалистом, точно копировавшим натуру.
Здравствуйте всем:) Александр, спасибо огромное за очередную интересную статью. С недавних пор очень полюбила наивное искусство, потому что как мне кажется стала понимать его. Раньше оно воспринималось как веселые картинки. Возможно понимание пришло по причине знакомства с такими художниками: Аня Силивончик ( мой самый обожаемый художник), о ней и ее творческой семье можно долго рассказывать, а кому интересно — в интернете о ней информации очень много; так же нравятся Виктория Кирдий, Юрий Мацик, Тормина Татьяна.
В последнее время меня больше интересует что-то такое детское, иллюстративное, наивное, простое…в то же время непростая эта простота. Картины такого рода надо еще и понять, прочитать. В них есть особая философия.
Александр, ваши статьи вдохновляют многих на творчество, спасибо за ваш труд. Хотелось бы посмотреть работы дяди Вани. Ну а баба Люба — вообще нет слов…Художница. Пусть даст Бог ей еще долго пожить и написать много картин.
Здравствуйте, Ольга! Вы очень хорошо сказали: «непростая это простота». Да и бабы Любы уже нет в живых, Вы можете найти много информации о ней и её творчестве на просторах интернета, просто забейте в поисковик запрос. Спасибо за отзыв!
Александр, здравствуйте! Спасибо за Вашу замечательную статью в поддержу наивному искусству, а также за моральную поддержку непрофессионильных художников, это очень важно для самоучек! Отдельное спасибо за фразу: «Отговорки, будто бы Вы ещё не обладаете должным мастерством — удел тех, кто им никогда обладать не будет».
У меня есть подруга, которая пишет картины. Мне нравятся они. Если хотите — зайдите на сайт Ирины и посмотрите. Сайт: Ирина Панина «Золотой век Атлантиды». Она пишет замечательные книги в жанре фэнтези.
Здравствуйте, Александр. Благодаря Вашей статье я заинтересовалась более подробно творчеством «Митьков», ведь это питерское, получившее мировое признание, объединение художников, музыкантов, литераторов. За основу своего творчества они взяли «наив», являясь профессиональными художниками, создав некий веселый, разухабистый , пьяный и добрый образ.
Дмитрия Шагина, конечно и представлять не надо, его и так все знают(его работы в комментариях не нуждаются) , Владимир Шинкарев — идейные вожди объединения. Из последнего мне понравилась выставка Ларисы Голубевой «Прогулка по городу».
Здравствуйте, Светлана! Я рад, что помог Вам увидеть мир творчества более обширно. «Наив» — самостоятельное направление, которое вносит свой вклад в общую палитру изобразительного искусства. Спасибо за отзыв!
Для меня наив-арт — это смело… У меня такой смелости не хватает. Много работ именно в таком стиле, когда еще не начала учится «правильному рисованию». Да, стало лучше, но и вдохновения как-то меньше)
Но и старые работы я совершенно не готова кому-то показывать. Я их в какой-то степени стыжусь. Может зря?..
Здравствуйте, Александра! Главное в процессе обучения — не потерять то, зачем Вы этому учитесь, сохраните вдохновение и желание выражать себя. Вы лучше всех знаете, какие из Ваших работ следует показать зрителю, ориентируйтесь на собственные ощущения. Спасибо за отзыв!
Знакомых художников у меня нет, поэтому рассказать о них не могу, но огромное желание сказать Вам спасибо есть. Спасибо за вашу статью, Александр. Она как ветерок в нужном направлении для моего корабля, спасибо. Я ищу, где могу научиться, иногда просто долго смотрю на все что меня окружает, изучаю, ищу, запоминаю.
Здравствуйте! А если взять творчество теперь уже очень широко известного, грузинского народного художника Нико Пиросмани. Как могло получиться так, что он — всего лишь талантливый самоучка, беднейший из бедных, несчастный страдалец, ничего не имеющий, кроме таланта выражать свою идею живописи из презренного маляра превратился в признанного, самобытного мастера, Художника, которым может гордиться грузинская культура? Случай? Изменилось время и его «открыли»? Пиросмани так выразил себя: Я так хотел сделать, и мне это удалось! Читала о технике Пиросмани, чувствовала восторг. Да, он действительно, не говорил об искусстве, он был творцом. Побольше бы таких художников и тогда » Мир перевернется».
Хорошая статья. Но все равно одними чувствами картину не напишешь, при работе есть ощущение, что не хватает знаний. Приходится искать знания в работах разных художников, на просторах интернета.
Здравствуйте, Любовь! Есть примеры гениальные, в том числе и баба Люба, но таких единицы. Я с Вами соглашусь, с помощью знаний нам всем доступна наука рисовать и писать картины. Спасибо за отзыв!
Наивное искусство- оно вызывает улыбку, это похоже на детские рисунки- близкие твоему сердцу- непосредственные и действительно удивительные. В них простота, доброта —иногда просто забываешь- что ты вкладываешь в понятие «искусство». Это не «красивость»- это наитие. Это как извечный спор о красоте лица или души. Ответы почти однозначны- душа, но выбирают лицо………..
Спасибо за прекрасную тему, всегда читаю Вас с интересом.
Спасибо, интересная статья! Мне посчастливилось, да, именно, посчастливилось, побывать на выставке художников-примитивистов в г. Суздаль. Море положительных эмоций!
Александр, спасибо за интересную статью! Я , и есть тот самый самодеятельный художник, моя душа переполнена творчеством !!!! Благодаря ВАМ не ощущаю себя неучем!!!!!
спасибо за такие нужные мысли. статья прозвучала так вовремя, не могла сформулировать, то что витало в голове, а Вы все расставили по местам. Наверное выскажусь несерьезно и неправильно..но не хочу учится. Вернее профессионально. Объясню. Кисти взяла буквально месяц назад, не ожидая от себя что смогу нарисовать даже кружку на столе. Сразу за пейзаж. Единственная «учеба» мастер-класс Сахарова. Краски мешала-строительные белила с колером, потом прикупила акрил. Просто страшновато было маслом. Но чувство от своей первой картины на фанерке от спинки стула неописуемы. Это все рассказываю к тому, что получаю колоссальное удовольствие от тог что вот смогла нарисовать тучку, воду, цветок. Конечно смотрю в интернете как и что это делать, но чем больше углубляюсь в темы композиции и т.п. , тем теряюсь, появляется страх, что не там положу тень или неправильно расположу объекты. Пропадают чувства и интуиция. Настроение наконец. Возможно отошла от темы наива, но выразила свои мысли. Делать, а потом думать) Возможно глупо прозвучало, несомненно непрофессионально. Наивно. Картины мои не стесняясь выкладываю в интернет, пишу для знакомых..и удивляюсь, получая хорошие отзывы. Так вот, учится или не учится?)
Александр, спасибо за статью!
Я, как и многие, написавшие комментарии, занимаюсь живописью недавно, меньше двух лет. Но не раз в комментариях звучало слово «гениально», что для меня всегда удивительно. Когда член союза художников пишет, что не каждому такое дано, я изумляюсь и пересматриваю свои работы… И о жанре наив мне тоже говорили. Но каждый раз стоя у мольберта с новой идеей чувствую некую панику, как же это нарисовать, я ведь не умею. Вопреки страху начинаю. Вот бы избавиться от страха — это единственное, что омрачает мою тягу к живописи. Знаю, что избавиться от страха можно получив конкретные навыки, изучив науку живописи, но на это не хватает времени, поэтому вдохновляюсь цитатой Ван Гога:
«Когда пустой холст идиотски пялится на тебя, малюй хоть что-нибудь. Ты не представляешь себе, как парализует художника вид вот такого пустого холста, который как бы говорит: «Ты ничего не умеешь»»
Здравствуйте, Татьяна! Избавиться от страха нельзя и, более того, не нужно. Страшно будет всегда, на каком бы этапе Вы не находились. Страх связан с неизвестностью, с неуверенностью, с чувством поражения — всё это характерно как для любителя, так и для профессионала. Страх — хороший союзник, он позволяет быть максимально сосредоточенным в отличие от слепой уверенности в себе. Побеждая свои страхи, Вы побеждаете себя, каждый раз становясь на ступеньку выше. А ступенек бесконечное множество, просто идите по ним. Я приглашаю Вас на свой курс «Семь ступеней к творчеству — иди и рисуй!», после которого уйдут многие сомнения, а главное, Вы будете знать, в каком направлении развиваться, получая радость от творчества. Спасибо за комментарий!
статья хорошая. но удивляет то, что когда разговор идёт о художниках-любителях обычно имеют в виду только «наивнистов» — а ведь среди них не мало и тех, кто вполне освоил технологию и технику живописи и рисунка. и среди них немало талантов. а нам всё про «наив». спасибо, конечно