Хочу  нарушить  традицию  всеобщего  восхищения  сладкими  картинками  и  сказать:  “Это гениально!” —  о  произведениях  совсем  другого  рода.

Будучи  приверженцем  традиционных  взглядов  на  изобразительное  искусство,  я  всё  же  не  желаю  быть  слепым  и  не  видеть  прекрасного  в  иных  формах  творчества.

В  великом  множестве  различных  “измов”  затерялось  такое  направление  как  наивное  искусство,  и  именно  в  честь  него  я  хочу  написать  эту  статью.

Данное  направление  существует  и,  конечно  же,  имеет  своих  героев  как,  впрочем,  и  их  почитателей.

Тяга  к  прекрасному  есть  у  каждого  из  нас,  не  все  имеют  образование,  но  главное,  что  должно  быть  у  творца — это  желание  высказаться.  Как  он  будет  это  делать,  какую  форму,  язык,  трактовку  изберёт — его  право.

Традиционно обратимся к Википедии : Наивное искусство (англ. na?ve art) — одно из  направлений примитивизма  XVIII—XXI вв.,  включающее как самодеятельное  искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.

Таких  энтузиастов  на  просторах  нашей  страны  и  вообще  в  мире  бесчисленное  множество,  среди  них  есть  и  те,  кто  достоин  пристального  внимания.

Самодеятельные  художники — это  своего  рода  живой  родник,  из  которого  может  напиться  как  неискушённый  зритель,  так  и  высоколобый  профессионал.

Мы  привыкли  воспринимать  изобразительное  творчество  как  невесту,  непременно  в  белом,  оно  должно  быть  привлекательным,  нарочито  красивым,  улыбчивым  и,  конечно,  скромным.

Искусство  многогранно,  и  видеть  в  нём  только  праздник — однобоко.  Искусство — это  способ  познания,  с  его  помощью  Вы  можете  постичь  радость  и  печаль,  заглянуть  в  самые  потаённые  уголки  человеческой  души  и  представить  космические  дали.

Именно  это  движет  творческим  человеком  вне  зависимости  от  того,  имеет  он  специальное  образование  либо  нет.

Те  художники,  которых  причисляют  к  наивному  искусству,  как  правило,  и  понятия  не  имеют  о  данном  жанре.  Их  мотивация  понятна — это  желание  выразить  своё  отношение  к  миру  доступными  средствами.

В  таком  творчестве  подкупает  искренность  и  простота,  отсутствие  украшательства  и  желания  понравиться  зрителю.  Великолепные  качества,  вот  бы  помпезным  профессионалам  взять  их  на  вооружение!

Уверен,  у  многих  есть  примеры  из  реальной  жизни,  Вы  знаете  таких  людей,  либо  слышали  о  них.  Я,  к  примеру,  знаю  многих.

Мой  старый  знакомый  дядя  Ваня  мастер  резьбы  по  дереву.  У  него  всё  ручной  работы — от  поставленных  им  когда-то  стен  своего  дома  до  стульев,  столов  и  прочей  хозяйственной  мелочи.

Он  утоляет  свой  творческий  зуд  не  только  резьбой,  но  и  пишет  внушительные  полотна,  которые  закрывают  все  стены  его  дома.

Когда  я  спрашиваю  его:  “Дядя  Ваня,  откуда  у  Вас  такая  любовь  к  живописи?” — он  отвечает,  не  задумываясь,  что  с  детства  мечтал  стать  профессиональным  художником.  Что-то  там  в  его  жизни  не  сложилось,  он  не  профессиональный,  но  художник,  и  я  по-другому  к  нему  не  отношусь.

У дяди  Вани  было  несколько  выставок  в  местной  блиотеке  и,  конечно  же,  есть  свои  почитатели.

Подобных  примеров  много.  Как  и  в  профессиональной  среде — кто-то  ярче,  кто-то  скромней,  но  всех  их  объединяет  искренняя  любовь  к  творчеству.  Что  интересно,  именно  к  творчеству,  так  как  скопированных  мотивов  в  багаже  таких  художников  крайне  мало.

На  каком-то  подсознательном  уровне  они  понимают,  что  внешняя  красивость  не  главное.

Вы  только  посмотрите  на  творчество  небезызвестной  бабы  Любы  (Любовь Майкова) — это  гениально!  Писать  она  начала  в  79  лет,  вот  вам  и  начинающий  художник!

4

 

21

 

11

Путники

 

31

У храма

Чего  нет  в  её  работах?  Конечно,  академизма,  умения  лепить  форму,  передавать  достоверно  видимую  картинку,  внешней  красивости  и  т.д.

Что  же  в  них  есть?  Мир  конкретного  человека,  дорогие  ему  образы,  в  её  картинах  ощущается  лёгкость  бытия  и  творческая  свобода.

За  плечами  этого  человека  целая  жизнь,  которая  вряд  ли  была  легкой,  но  автор  сохранил  юношескую  непринуждённость  и  любовь  к  жизни.

Сейчас  нас  пичкают  сладкими  картинками  сладкие  художники,  а  где такие  бабы  Любы  с  их  лёгкостью  бытия,  где  истинные  художники  со  своими  мирами  и  собственным  взглядом  на  искусство?

В  живописи  эпоху  соцреализма  и  государственной  пропаганды сменила  эпоха  украшательства.  Знаю,  она  тоже  пройдёт,  рано  или  поздно  основной  ценностью  художника  будет  его  уникальность.

Конечно,  здесь  многое  зависит  от  зрителя,  но  я  в  него  верю!  Я  верю,  что  зритель — слышащий,  видящий  и  думающий.  Я  хочу  верить  в  то,  что  зритель — личность  и  сам  принимает  решения,  что  ему  близко,  чему  он  будет  сопереживать.

Какая  разница,  в  каком  жанре  работает  художник?  Важно,  какие  цели  он  перед  собой  ставит — выражать  себя  честно  или  угождать?

Мой  знакомый  дядя  Ваня  никому  не  угождает.  Я  люблю  у  него  бывать  и  черпать  вдохновение  из  его  чистого  колодца.  Мы  с  ним  никогда  не  говорим  об  искусстве,  потому  как  ему  нечего  сказать,  он  не  привык  говорить,  он  просто  живёт  своим  творчеством.

Так  и  вышеупомянутая  баба  Люба,  свободная  от  академических  знаний,  отражала  на  своих  полотнах  жизнь,  которой  жила  сама.  Лично  я  ценю  её  подвиг — на  исходе  лет  она  оставила  миру  послание  в  собственном  творчестве.

Замечательный  пример  начинающим  художникам.  Начните  творить  лучше  поздно,  чем  никогда.  Не  существует  непреодолимых  трудностей  и  неразрешимых  задач!

Если  Вас  ещё  не  покинуло  чувство  прекрасного,  а  мир  по-прежнему  ярок  и  свеж,  расскажите  об  этом  в  своих  картинах.  Расскажите  так,  как  Вы  это  умеете. 

Отговорки,  будто  бы  Вы  ещё  не  обладаете  должным  мастерством — удел  тех,  кто  им  никогда  обладать  не  будет.  Как  известно,  не  ошибается  тот,  кто  ничего  не делает.

Обращаясь  к  своим  первым  попыткам  участвовать  в  выставках  профессиональных  художников,  я  с  ужасом  вспоминаю  свои  ранние  работы.  Но  меня  всегда  греет  мысль,  что  это  были  мои  картины,  я  ни  у  кого  их  не  копировал  и  не  создавал  по  мотивам.

Остаться  самим  собой — непосильная  задача,  но  я  желаю Вам  её  осилить!

Я  желаю  Вам  услышать — “Это гениально!”  не  потому,  что  Вы  превзошли  фотоснимок  в  своём  мастерстве,  а  потому,  что  с  Ваших  полотен  нисходит  лёгкость  бытия.  И  если  Вы  только  зритель,  я  желаю  Вам  в  совершенстве  овладеть  языком  визуальных  образов  и  больше  никогда  не  обращаться  к  услугам  косноязычных  переводчиков.

Завершая  нашу  беседу  о  наивном  искусстве,  я  хотел  бы  подчеркнуть,  что  искусство  не  нуждается  в  определениях  и  порой  наивное  во  сто  крат  сильнее  академического.  Вы  сможете  увидеть  это  сами,  если  перестанете  относиться  к  нему  предвзято.

Мне  интересно,  есть  ли  у  Вас  знакомые  художники самоучки,  и  знаете  ли  Вы  творчество  известных  художников,  работающих  в  жанре  наивного  искусства.

Расскажите  об  этом  в  комментариях.