“Думай как художник” — подобная фраза может вывести вас из равновесия? Да или нет? Тест на осознанность — вы вообще понимаете, о чём речь?
Оказывается, художники думают! То есть при решении тех или иных творческих задач процесс мышления так же важен, как и в случае с житейскими нуждами, профессиональными навыками и т.д.
Когда я рассказываю, что художник должен мыслить, и этот путь приведёт его к желаемым результатам в творчестве, то нередко слышу в ответ удивлённое “Вау!” и целую серию заблуждений вроде “а я считал(а), всё решает талант”, “мне говорили, что мозг нужно отключить”, “без вдохновения ничего не выйдет”.
Как правило, я продолжаю свой рассказ, отнимая последнюю надежду у тех, кто убеждён, что талантливым нужно родиться, а вдохновения дождаться. Все эти отговорки нужны, чтобы оправдать своё бездействие и неудачи.
Предлагаю вам прочесть сообщение от одной из подписчиц, проходившей мои курсы.
Здравствуйте, Александр!
Прослушала сегодня первый урок бесплатного курса для начинающих художников, это здорово. Просто захотелось поделиться своей историей. Дело в том, что я обучалась на вашем самом первом платном курсе, всё было очень интересно, но рисовать самостоятельно я так тогда и не смогла, хотя очень хотелось.
Довольно много времени рисовала нейрографику, но и это прошло. Создавалось ощущение, что я никак не могу думать, именно думать как художник! Просто возникало ощущение, что всё уже нарисовано, всё уже придумано, а повторять было совершенно не интересно…. Думаешь и ничего не чувствуешь по поводу картины. И складывалось впечатление, что когда я у кого-то учусь, то словно впитываю как губка манеру учителя, копирую, не вкладывая ничего своего…. Было очень обидно, потому что рисовать очень хотелось… но никак.
И вот однажды я просто под впечатлением от увиденного разрешила себе выразить цветом на бумаге то, что чувствую, что меня тревожит, радует, не придумывая заранее, а словно наслаждаясь самим процессом… Да, сперва это была словно цветная каша, без цели… ради процесса. И мне стало легче, я увидела что-то своё, идущее изнутри меня. Это был кайф! И я начала рисовать, выплескивая на бумагу себя саму, не для внешнего зрителя, а для себя — чтобы стать своим главным зрителем!
И когда мне говорили, что я художник, я отвечала — «нет, я не художник, я просто наблюдаю жизнь красок на бумаге»… Пишу, как есть. Читала ваш блог, но всегда было чувство отрицания и какого-то противоречия, фраза «думай, как художник» меня просто добивала своей нереальностью для меня. И это было грустно.
Однако рисовать я продолжала. И мне это нравится. И подсознательно всё равно вспоминала то, что заложено вами, применяла на практике…. пусть и немножко не так, как нужно…
И вот, прослушав первый урок, я поняла, что фраза «думай, как художник» больше не вызывает чувство отрицания. Словно я увидела её другую сторону. И пусть я вряд ли научусь именно думать, однако, я смогу прочувствовать то, что хочу нарисовать, увидеть эмоцию, и это будет изначально, а потом уже применю полученные знания, как это придумать. И сконструировать. Каждый идёт своим путём. И в этом ценность. Очень рада была вас услышать!
Рисую акварелью и гуашью. Нужно ещё многое осознать, прочувствовать… Однако, долгое путешествие продолжается… И впереди множество приключений и новых открытий, наполняющих душу и сердце любовью ко всему!
Александр, благодарю за поддержку и тёплые слова. Видимо не зря говорят, что всему своё время. И нужно до определённых моментов эмоционально дорасти. И сейчас, осознав то, что для меня в рисовании творческой задачей является выражение именно чувств и эмоций, я понимаю, что мне не хватает базовых знаний. И здорово, что у Вас можно научиться. Слушаю курс и совершенно по другому воспринимаю информацию, многое становится на свои места. Строится интересная композиция в органичной среде. Искренне благодарна за ваш труд и внимание!
Делая выводы из полученного сообщения, я вижу конфликт между ожиданиями и реальностью на ранней стадии обращения к изобразительному творчеству и осознанность, пришедшую на пути поисков самовыражения.
Автор пишет, что сам процесс творческого мышления, то, что нужно научиться думать как художник, вызывает у неё непонимание, и это закономерно. Когда ты желаешь ощутить стихию, выплеснуть на холст всё, что накипело, гореть, а не тлеть, испытывать восторг, а не пыжиться от бессилия и неумения, думать совсем не хочется, а зря.
Спешка нужна при ловле блох, а в том случае, когда вы хотите донести замысел до зрителя, не расплескав в пустоту весь творческий запал, спешить не стоит.
Давайте разберёмся, что значит “думать как художник”.
Без мышления невозможно ни одно дело, ни один процесс, ведущий к результату. Если вы не машина, действующая по заданной программе, думать для вас — естественно, искать решение, пробовать и ошибаться — закономерно.
Думать как художник, значит мыслить конструктивно. Речь идёт не о лирике, мистике или волшебстве, а, прежде всего, об изобразительной грамоте, без которой все ваши высказывания — невнятный лепет ребёнка, ещё не научившегося говорить.
Можно сколько угодно обожествлять художников, но правда, как водится, в земном: прежде чем вы совершите чудо на холсте, придётся думать и ещё раз думать.
Когда-то давно я был разочарован фактом, что фокусник — отнюдь не волшебник, а всего лишь мастер иллюзий. Так же и художник добивается совершенства в своих произведениях посредством знаний и опыта.
Когда вы наблюдаете за работой мастера, возникает ложное чувство спонтанности происходящего. На самом деле за каждым движением кисти кроются часы, дни и годы обучения и практики.
Примите как факт: если вы только начинаете знакомство с живописью, сразу повторить убедительно у вас не выйдет, неважно, как внимательно вы смотрели показанный пример. Ответьте себе на вопрос, что вы видели, вы точно ничего не упустили?
Результат на холсте, выполненный рукою мастера — меньшая часть айсберга. Вы любуетесь его фрагментом, всё самое интересное скрыто. Хотите рисовать, писать так же, хотите достичь мастерства, а не внешнего подражания — ныряйте глубже в процесс, старайтесь узнать, что там заложено в фундамент.
Будучи ещё “зелёным” пацаном, я как-то показал свои работы художнику, ожидая услышать вердикт, есть талант или нет, и был просто не готов к сказанному. “Мне неизвестно, есть ли у тебя талант, а вот знаний точно нет, без них талант не разглядеть”.
Когда с вами произойдёт то же, что и с автором сообщения — “я поняла, что фраза «думай, как художник» больше не вызывает чувство отрицания”, вы увидите горизонт сквозь туман сомнений, вдали забрезжит нить долгой дороги. Это будет интересный путь, наполненный открытиями.
Шагая дорогой знаний, я по сей день так же увлечён живописью, как и в юности. Мне трудно понять тех, кто бросил всё на полпути, кто говорит, что остыл, не нашёл любимого дела, увлечения, кто не поверил в себя.
Заблудившимся в тумане зажигаю свечу, прикуривайте от моего огонька. Что значит “думать как художник” и рассеять туман сомнений, я расскажу и покажу на своём втором бесплатном курсе, который начнётся 22 февраля в 20.00 по московскому времени.
После того, как я провёл его в первый раз, я получил массу отзывов. Курс шёл пять недель и сейчас, после завершения я получаю просьбы провести его ещё раз для тех, кто не успел поучаствовать в предыдущем.
Откликаюсь на просьбы и объявляю новый набор на курс, регистрируйтесь по ссылке: https://griginfo.justclick.ru/kursdlyan
Отзывы о курсе:
Ольга.
Александр,огромное спасибо за Ваш бесплатный курс! Слушая Вас, я задумалась о том,почему нам в институте так не преподавали). Имею высшее худ. образование (художник ДПИ), но по живописи у меня сплошные «пробелы». А я именно живописью хочу заниматься. После прослушивания Ваших уроков в голове потихоньку начинает все становиться на место (вот схема по цветам особенно очень понравилась!). В течении 6ти (!) лет учебы как будто «лили воду», ничего конкретного. В результате да, все на интуиции у меня было, и после окончания института я не рисовала почти 20 лет! Вы сумели выделить главное и уместить в нескольких уроках. Спасибо Вам!
Eleonor
Здравствуйте Александр! Не получилось участвовать онлайн и выполнять дз, смотрела в записи, но очень захотелось Вас поблагодарить за те бесценные знания, которые Вы нам подарили за эти 5 уроков. Благодаря Вашим урокам, я совершенно изменила свой взгляд на живопись. Мне уже совсем не хочется заниматься бездумным копированием с фотографий и с мастер классов, как это было раньше. И я согласна с Вами, что настоящий художник, должен изображать окружающий его мир, то, чем он живёт и дышит, только тогда он сможет чего-то добиться, и стать интересным для зрителей. Большинство начинающих художников отображают чужую жизнь и чужие ощущения, то есть занимаются копированием. Наверное, и из копирования, можно извлечь какую-то пользу, но это не должно быть в приоритете. Я очень рада, что мне посчастливилось встретить на своём пути такого профессионала, как Вы. Дай Бог Вам всех благ, и СПАСИБО ОГРОМНОЕ за Ваш труд и за те знания, которые Вы нам дали!
Мария.
Здравствуйте, Александр! С удовольствием поучаствовала в Вашем открытом курсе! Спасибо Вам большое за такую возможность и понятные, полезные, очень ёмкие знания. Уже несколько дней даже после просмотра последнего урока хожу и думаю о том, что Вы рассказали и показали. У Вас есть особый талант передать свои знания, причём так, чтобы другие поняли) Причём такие знания, на понимание которых уходят годы. Как просто и понятно Вы раскладываете логику цветовых сочетаний и больших малых отношений. Как просто передаёте формулу передачи изображения простыми формами. Замечательно, что есть разбор работ участников, на примере которых можно увидеть наглядно то, что поясняется в теории. Благодарю Вас за щедрость и заинтересованность в учениках! И, конечно, наметила себе прохождение Вашего большого курса в перспективе!
Я всю жизнь мечтала писать истории из своей жизни. И писала, и собирала в книгу.У меня младшая сестра в Чикаго- известный художник. У нее это с 3-х лет в крови.Я всю жизнь восхищалась ею, верила в нее даже в самые ее тяжелые времена.Но чтобы я? Нет, мне не дано!Два года назад я разрешила себе подумать-а вдруг и я могу выразить себя не только словами, но и кистью.Записалась во всевозможные группы, где брались меня обучить живописи. Да, есть Мастера.По моему разумению, конечно. Они пишут, я пытаюсь повторить.Даже некоторые свои вещи получились и казались мне и моему окружению стоящими. В это время мне пришло ваше приглашение, Александр, пройти курс.Я его, конечно, пропустила мимо ушей. И мимо глаз. И мимо ума. И мимо сердца. Мне же надо было успеть на вебинары, иногда и по 2-3 в день.И накупить их, потому что не успеваешь ведь за час-два ничего. Покупала интенсив , и не один. из 5-ти картин. До сих пор мучаю всего один из уроков, да и то вряд ли закончу. Стоит немым укором в углу. Нет желания.Хотелось своего, а знаний-то, навыков, понимания -нет. Я очень люблю новое, люблю учиться, учусь все свои 70 лет, иначе мне не интересно жить. Сын привез мне с Украины на день рождения красок, пастели, акварели. И -пшик. Два года- как один день, кануло в песок. Но видно, каждому- свой срок. В ваше предложение пройти бесплатный курс я вцепилась, как в спасательный круг. Да, начало что-то проясняться. Но только теперь, когда я вошла в платный курс, я поняла. Вот оно!. Закон сохранения энергии никто не отменял. Каждый труд должен оплачиваться. Тем более, что в свое обучение вы, Александр, вкладываете не только огромные , четко излагаемые знания, но и свою увлеченность, свою страсть, свою любовь к живописи и стараетесь и нас напоить, заразить этой страстью, даже по-доброму заставить шевелиться шарики в сером веществе. Я считаю большой удачей, что попала именно на ваш платный курс. И всем, кто читает сейчас мою историю, говорю. Не пропустите свой шанс. Учитесь у Александра. Вы увидите себя, мир, живопись по-новому,умнее, ярче, богаче. И тогда сможете создать , может и не сразу шедевры, но свои , свои, ваши картины. Кому надо, пусть услышит.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Прочитала оглавление статьи, и сразу пришла мысль: «в фотографии тоже надо думать» Не просто «щёлкнуть», а увидеть кадр, скадрировать пространство, увидеть композицию, построить её мысленно и выбрать правильный ракурс. Иногда зацепит внимание какая-то деталь — гриб в траве, зонтик яркий среди серых деревьев, и срабатывает: «фотографируй!». Иногда берёшь пространство побольше, чтобы акцент обязательно оказался в резкости, и потом дома кадрируешь, как надо. Весь накопленный опыт работает и теперь, но сейчас первая мысль — «изобразить!», а не просто сфотографировать, и фотоаппарат стал помощником в рисовании. Хотя понимаю, что рисование с натуры — это более важное. Далее — об обучении. Зацепило оно сразу, и поначалу было чувство, что разучилась рисовать. Раньше у меня были подпорки, какие-то мастер-классы, фото и чужие картины. А сейчас разбужены воспоминания, сознание рисует картины, свои, из глубин памяти, а техника-то слаба, и между увиденным и исполнением — пропасть. Хорошо, что Вы бросаете мостики, и главный из них — рисование с натуры. Не буду много говорить. Думаю. Учусь. Спасибо Вам!
Да, я хочу получать новости.
Здравствуйте, Галина! Справа есть оранжевый баннер, добавьте Ваш электронный адрес в поле и нажмите на кнопку «Да, хочу», затем подтвердите подписку в пришедшем на почту письме.
«Спешка нужна при ловле блох, а в том случае, когда вы хотите донести замысел до зрителя, не расплескав в пустоту весь творческий запал,спешить не стоит!» — эти Ваши слова про меня! Что-то начинает получаться сразу на просмотр, а надо анализировать, думать и работать. Сейчас я вижу себя со стороны: маленькие успехи, умение правильно смешать и положить краску — это только начало, потом бывает что стоишь на месте, не можешь передать мысль, все такое узкое, допотопное и думаешь, наверное мне не достичь художественного образа. Восхищение и восторг от произведений искусства — это большой труд художника, действительно мы не видим процесс становления произведения, художника. Спасибо большое, Александр, что всегда даете импульс для развития, что понимаете каждого начинающего заниматься живописью, при том, что не факт, будет ли человек заниматься этим. Мне нравятся Ваши слова «Я здесь всерьез и надолго», дай бог всем нам жить в творческом процессе, «прикуриваю» от Вашего огонька. Благодарю !
Доброго времени суток! Александр, с большой радостью и готовностью откликаюсь на Ваше приглашение пройти дальнейшее обучение на курсе! Закончен первый курс, но я до сих пор под впечатлением и осознанием тех бесценных знаний, которыми Вы с нами поделились.Для меня вхождение в мир живописи начался в 60 лет, три месяца назад. И я благодарна Всевышнему, что на этом пути мне встретился Мастер, готовый повести за собой. С нетерпением жду новых уроков и надеюсь, что это не зря.
Александр, я тоже счастлива, что вы оказались в моей жизни. я даже и подумать не могла, что мне нужно писать свои работы, довольна была срисовыванием с фотографий. А сейчас страшно даже подумать, что могла остаться на том уровне.
Если задуматься, что значит думать как художник, то изначально нужно принять во внимание тот факт, что женщин художников были единицы в соотношении к мужчинам. Почему??? Кто нам мешал? Кто нам не давал? Может мамонты мешали? Или император какой-нить Нерон например боялся конкуренции ? Папа Римский грозился епитимию наложить? Людовик XIV отлучить от двора? Святая инквизиция сжечь на костре? Опять нет? Тогда наверно Сталин!!!Расстрэлять!!!)))
Всё просто. Самой природой заложены другие гендерные задачи и приоритеты. И как следствие другой тип мышления. Наше дело оберегать, украшать, заботиться. Не упустить из внимания ни одной мелочи. И «совершенство складывается из мелочей» — это наша женская тема. Поэтому нам, женщинам свойственно рисовать розы в космосе и лилии в искорках…)))И они для нас прекрасны чудесны и удивительны сами по себе!!!Это целый микромир!!! Цвет, запах,форма, фактура — это всё удовольствие созерцания. А если этот цветок подарил любимый мужчина, то это КОСМОС!!! И конечно нам хочется его запечатлеть на веки вечные!!! Мы это не специально делаем, просто так устроены и всё…И даже научившись под Вашим чутким руководством думать конструктивно и мыслить композиционно всё равно в тихаря рисуем лютики-цветочки. Но уже отдавая себе отчёт, что на выставку ты это не понесёшь, а покажешь только таким же девочкам, как и ты сама. Ну таким, которые видят красоту цветка и без окружающей его обстановки. Просто цветочек ради цветочка. А для выставки другое. Конструктивное художественное высказывание. Кстати сегодня на Пикабу читала об одном шИдевре современного искусства, очень смеялась. Но не могу не признать, что с точки зрения художественных задач всё выполнено безупречно. Смысл в том что задают вопрос: что ты видишь на этой картине и отвечающая начинает рассказывать, что это очевидно море и на берегу лежит человек со связанными руками и волны окутывают его таинственной дымкой и что то там в таком вот возвышенном духе…..А картина называется «На стене насрано». Очень конструктивно!!!!! Я бы назвала это шИдевром художественного конструктивизма!!!Прямо вот голая сермяжная правда жизни и главное с точки зрения изобразительной тоже не придраться!!!Автор назван не был, но что-то мне подсказывает, что это мужчина!!! Женщине в голову не придёт дерьмо увековечить в картине. Если она со своей головой в ладах. И вот как то Вы, Александр, сказали на вебинаре:»Здесь нет мужчин и женщин. Здесь есть творческие люди. Художники.» Так вот пугаемся мы, женщины, будущие художники, не самой сложности обучения, а именно того, что придётся учиться кардинально мыслить по другому. Задавить до поры до времени наше святое женское. Чувства и эмоции. У кого получается, тот идёт дальше. Становится художником. У кого нет те уходят, решив что это не их занятие. Вот такие размышления почему да как…)))
И я бы конечно прикурила бы, да курить бросила, пока училась у Вас. Осталось бросить учиться и при этом не бросить рисовать и вот тогда я точно смогу сказать: Я -Художник!!!)))