Главная>Блог Александра Григорьева>

Как-то  случился  со  мной  такой  случай.  Я должен  был  организовать  экскурсию  по  залам  музея.  Музей  наш — провинциальный,  но , несмотря  на  провинциальность,  содержимое  его  значимо  не  менее  музеев  столичных.

Не  стану  перечислять  великих  мастеров,  представленных  в  вышеупомянутых  залах  — всё  это  есть  на  сайте  музея.  Ограничусь  лишь  тем,  что  в  главном  зале,  наряду  с  полотнами  века  19-го  висят  полотна  авторов  20-го.

Компания  наша  была  немногочисленна.  Все  люди  образованные,  в  нашем  городе  проездом  и,  как  водится,  музеи  посещающие.  Экскурсовод  вкрадчиво  вещал  о  великих  полотнах,  не  забывая  упомянуть  о  значимости  того  или  иного  знатного  рода,  чьи  картины  вошли  в  собрание  музея.

Мы  неспеша  передвигались  из  одного  зала  в  другой.  Гости  шептались,  изредка  высказывая  своё  восхищение  реалистичностью  изображённого  на  картинах  19-го  века.  Они  живо  интересовались  жизнью  бывших  владельцев  всего  этого  добра  и  пристально  изучали  их  портреты.

Я  прошёл  не  один  километр  по  залам  нашего  музея  за  годы  жизни  в  Рыбинске,  но  каждый  раз  путешествие  как  будто  начинается  сначала.  Что  интересно,  оказавшись  в  какой- либо  компании,  я  смотрю  на  виденные  мной  картины  другими  глазами.

Такое  чувство,  что  я  примеряю  на  себя  маски  этих  людей,  которые  в  нашем  городе  впервые.  В этом  новом  видении  музей  открывает  мне  свои  тайны,  и  я  каждый  раз  удивляюсь,  почему  ранее  не  замечал  ту  или  иную  характерную  деталь.

Следуя  за  нашей  процессией,  я  вслушивался  в  каждое  слово  экскурсовода,  как  будто  прежде  я  всё  это  не  слышал.

Гости,  причмокивая,  вздыхали  “сейчас так не пишут”  и  вообще,  мы  потеряли  школу,  и  только  музеи  хранят  память  о  былых  возможностях  художников.

Мы  уже  прослушали  большую  часть  экскурсии  и  добрались  до  ряда  работ  мастеров  века  20-го.  Тут  пред  нами  предстало  полотно  Петра  Кончаловского  «Хлебы на фоне подноса»  1912.  Холст,  масло  80х96.

konshalovckii1

Гости  заметно  поутихли,  и  одна  дама  сказала  такую  фразу — Что-то  мне  не  хочется  такого  хлебушка  кушать.

Наш  экскурсовод,  привыкший  к  мнению  обывателей,  оставил  незамеченным  вышеупомянутый  комментарий,  и  мы  двинулись  дальше.

Следующими  по  плану  были  залы,  посвящённые  истории  края,  где  все  вновь  оживились  и  стали  бурно  обсуждать  представленную  экспозицию.

Не  буду врать,  что  такой  опыт  у  меня  впервые,  наоборот,  постоянно  сталкиваюсь  с  подобными  мнениями.  Сколько  раз  зарекался  не  обращать  внимание  на  невежество  неспециалистов  в  области  изобразительного  искусства,  но  раз  от  разу  срываюсь  и  позволяю  себе  высказываться  в  адрес  подобных  персонажей.

Давно  перестал  реагировать  на  демагогию  вокруг  чёрного  квадрата  Малевича,  которого  считаю  великим  художником  и  подобные  бредни  о  других  мэтрах,  но  остаться  равнодушным  не  получается.

Я  не  хочу  обвинять  зрителя  в  невежестве  и  предъявлять  какие- либо  требования  к  нему,  но  хочу  помочь  зрителю  увидеть  себя  со  стороны.  Пусть  он  посмотрит  на  себя  как  смотрит  на  картины  в  музее.

Картины  бывают  разные,  так  и  зрители  всегда  разные,  даже  внешне  похожие  сюжеты  несут  в  себе  различное  содержание.

Вернёмся  к  Кончаловскому.  Да,  хлеб  на  картине  действительно  не  выглядит  как  на  фотографии,  не  прописан,  как  это  делали  художники  более  ранних  эпох.  Автор  явно  преследовал  какие-то  иные  цели,  не  стояло  у  него  задачи  удивить  нас  реалистичностью  изображённого  сюжета.

В  человеческом  организме  самый  энергозатратный,  самый  сложный  орган — это  мозг,  наверное,  поэтому  человек  делает  всё  возможное,  чтобы  лишний  раз  его  не  напрягать.  Я  всё  же  советую  попробовать  и  найти  ответы,  которые  и  так  на  поверхности.

Помимо  реалистических  стилей  в  изобразительном  искусстве  существуют  направления,  где  во  главе  угла  стоит  не  точность  изображённого,  а  как  бы  преломлённый  образ  реальных  сюжетов.  В  таком  искусстве  важен  узнаваемый  авторский  язык,  характерный  композиционный  строй,  колорит,  присущий  только  этому  автору.

Художник  приглашает  нас  стать  соавтором  картины,  домыслить,  дорисовать  начатое,  он  помогает  зрителю  увидеть  больше,  нежели  просто  реальную  картинку.

В  полной  мере,  искусство  художника  сводится  не  только  к  ремеслу,  но  и  к  содержанию.

Кончаловский  в  картине  «Хлебы на фоне подноса»  выступает  истинным  творцом,  он  не  копирует  видимый  мир,  а  творит  свою  реальность  на  плоскости  холста.

Среднестатистический  зритель  обычно  оказывается  в  тупике,  когда  ему  показывают  подобное  искусство,  и  нет  ничего  удивительного,  если  исходить  из  того,  чем  его  пичкают  современные  медиа.

Псевдоискусство  можно  сравнить  с  фастфудом,  такую  еду  не  нужно  готовить,  за  вас  всё  уже  сделали,  выпекли,  посоли,  сдобрили  майонезом,  она  даже  не  отвлекает  вас  от  житейской  суеты — можно  есть  прямо  на  бегу.

Настоящую,  полезную  пищу  нужно  готовить,  предварительно  собрав  всё  необходимое.  Как  это  неудобно,  да  и  кто  теперь  заботится  о  пользе?  Так  и  с  настоящим  искусством — прежде  нужно  потрудиться  самым  энэргозатратным  органом.

В  век  технических  средств  мы  можем  воспроизвести  любую  картинку  с  высочайшей  точностью  за  пару  минут,  сняв  на  фотоаппарат  и  напечатав  на  принтере.

Такого  рода  документом  картина  служила  до  изобретения  фото  и  видео техники.  Конечно,  значимость  ремесла  для  художников  не  утратила  свою  актуальность,  но  цели,  которые  ставит  перед  собой  современный  автор,  значительно  расширились.

Говоря  простыми  словами,  в  картине  стало  меньше  документального,  а  больше  самого  автора,  его  интерпретации  реальности.

Меня  поражает  сам  факт  того,  что  зритель,  кто  бы  он  ни  был,  позволяет  себе  высказывать  своё,  часто  глупое  мнение  в  тот  момент,  когда  вместо  фастфуда  на  его  столе  оказываются  ингредиенты  для  готовки  полезной  и  вкусной  пищи.

Повторюсь,  ни  в  коем  случае  я  не  обвиняю  зрителя  в  отсутствии  необходимых  знаний,  но  хотел  бы  напомнить,  что  тот  самый  энергозатратный  орган  есть  у  каждого  из  нас.

Мы  сами  ограничиваем  свои  возможности,  мы  способны  видеть  и  чувствовать  намного  больше,  чем  видим  и  чувствуем  сейчас.  Попытайтесь  посмотреть  на  привычные  вещи  под  другим  углом,  уверяю  Вас,  то,  что  Вы  не  замечали  ранее,  станет  реальностью.

Достичь  вершины  мастерства — посильная  задача  для всех,  кто  трудится,  не  покладая  рук,  а  вот  облечь  всё  это  в  значимое  произведение,  создать  собственную эстетику — задача,  доступная  не  каждому.

Истинные  произведения  искусства  достойны  лучших  выставочных  площадок,  и,  как  бы  кому  не  казалось,  музейные  залы — не  придорожный  кабак  с  дешёвым  фастфудом,  зрителю  придётся  потрудиться,  чтобы  духовная  пища  была  вкусной  и  полезной.