Бывает с вами такое — хочется что-то создать, например, сочинить картину, сюжет свежий нарисовать, а ничего в голову не приходит, прям как в сказке о колобке. Дед просит бабку испечь колобок, а она ему в ответ: из чего печь-то — муки уже третий день как нет. Дед в ответ просит её по сусекам поскрести, по амбарам помести в поисках необходимого ресурса.
Так и с творческим потенциалом — то его хоть отбавляй, а, бывает, пустота, как в высохшем колодце.
Хуже нет, когда пустота. Будто сосёт что-то изнутри, сам себя ешь, места не находишь. Как вампир ищешь, чьей бы кровушки напиться, а если не кровушки, то хотя бы того же колобка, из последних крох слепленного, проглотить и песенкой его не подавиться.
Со стороны кажется, у художников всё само собой получается, но эти мнения — вранье, фантазии и только.
Чтобы что-то создать, нужен ресурс. Например, дом нельзя построить без материалов, сделающих его надёжным, крепким, долговечным, так и картину сочинить не получится без заготовки ценностей.
Спросите, каких ценностей? “Когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда!”
Так и есть, каждое будущее произведение следует обдумать, переварить, выносить, как младенца, и в муках радости явить миру бесстыдное созданье.
Представьте, вы решили испечь колобка, но кроме муки нужен ещё и огонь в печи. Поджигаете уголёк, а он всё не горит. Вы танцуете с бубнами, хороводы вокруг печи водите, а он — “редиска” не горит и не горит!
Как быть? Да никак, на кой он вам — колобок этот? Если серьёзно, то всё примерно так и происходит. Все, кто дальше банального копирования эксперименты ставил, пытался сам сочинить картину, с подобным сталкивался. Кто-то от бессилия и злобы карандаши ломал, холсты резал, на луну выл и много чего ещё непотребного вытворял.
Я знал художника, имеющего обыкновение в окно выбрасывать свои бесценные шедевры в порыве ярости, мол, не получается, не того хотел добиться. Привыкшие к такой особенности соседи не упускали возможности умыкнуть картинку, пока автор, раскаявшись в содеянном, не пускался на поиски убиенного дитя.
Ещё один мой хороший знакомый, оказавшись в творческом кризисе, призвал на помощь дух огня, свалив всё ранее созданное в одну кучу, и чиркнул спичкой, очистившись от прошлого навеки.
Пока вы удивляете себя первым нарисованным корабликом, букетиком ромашек, пенной волной, кажется, что чудо будет существовать всегда. Но нет, так не бывает. Если вы человек пытливый, ищущий, желающий совершенствоваться, то быстро упрётесь в потолок. Нельзя бесконечно себя удивлять, захочется удивить других, найти своего зрителя, быть понятым теми, кто знает ценность вашего труда.
Итак, без ресурса, без плодородной почвы ничего на вашей грядке, кроме сорняков, не вырастет. Значит первое, что нужно сделать — это овладеть как навыками, так и материалом. Какими, спросите вы. Будет лучше, если вы ответите на этот вопрос сами, а я вам помогу.
Когда меня спрашивают, полезно ли копировать картины других художников начинающим, я отвечаю — нет. Те, кто задают такие вопросы, забывают о самом главном — каждое произведение было создано из пустоты, из ничего, с чистого листа. Как вы скопируете эту самую важную часть работы — рождение замысла картины из небытия?
Самое главное скопировать невозможно, а значит, ценность подражания сводится к минимуму — техническим приёмам, но и они недоступны начинающему художнику, пока у него нет базовых знаний. Художник-любитель часто копируют внешнюю красивость, тогда как подлинная красота остаётся недоступной.
Овладеть навыками — значит иметь возможность самостоятельно выполнить ту или иную творческую задачу, овладеть материалом — значит накопить интеллектуальный багаж знаний, создать плодородную почву для творчества.
Интеллектуальный багаж — то, без чего количество никогда не станет качеством. Копируйте прежде всего способ мышления мастеров — это бесценно!
А я тем временем увидел, наконец, замысел своей следующей работы и знаю, как его воплотить в жизнь. Хотите знать, как я это делаю? Регистрируйтесь на онлайн-встречу 7 мая в 20.00 по московскому времени. Онлайн-встреча будет посвящена набору группы на курс “Как самому находить сюжеты, а затем создавать картины”. //landing.mailerlite.com/webforms/landing/d2s3o1
Недавно в ответ на публикацию одной из моих статей я получил вот такое сообщение:
“В моем случае, я научился смешивать краски чисто интуитивно не прочитав ни одной книги и ни одной статьи, не взяв ни одного урока у какого либо художника. Критерием правильности смешения было — внезапно возникающее духовное чувство радости, гармонии и совпадения полученного с тем, что находилось внутри моего я”.
На что я ответил:
Почему Вы решили, что научились? А вообще, Ваш комментарий — повод для ещё одной статьи.
И получил ответ:
“В живописи нет понятия научился-не научился, т. к нет критерия правильности восприятия мира. Каждый человек уникален, уникально и его видение. Единственным критерием законченности произведения (правильности) является согласие внутреннего созерцания собственного видения, с тем, что получилось на холсте. Иначе говоря, научился тот, кто доволен своим произведением. Если художник не доволен, значит он не научился и продолжает учиться, а значит и развиваться”.
Далее мой ответ:
В какой живописи? В любительских попытках, согласен, нет понятия “научился — не научился”. А если речь идёт о станковой живописи, о работе с пространством, композицией, цветом, формой, критерии есть и всегда были. Теория, где художник доволен своей работой, а значит, научился, по меньшей мере несостоятельна. Каждый человек уникален, но видим мы все одинаково. Наше зрение бинокулярно, видимый диапазон световых волн от фиолетовой до красной. Если Вы подразумеваете видение как культуру, то оно не существует вне отрыва от критериев. Без культурного опыта, без критериев, его составляющих, можно вообще в упор не видеть как красоты, так и безобразия.
Ответ подписчика:
“Спорить не буду, спор бесполезен. Могу порекомендовать прочитать Канта — Критика чистого разума (Поможет понять то, что каждый из нас созерцает мир неодинаково, и познать вещь саму по себе, как она есть не может никто, мы познаем лишь свою способность чувствовать эту вещь. Что есть в живописи то, что есть правильно? До какой степени следует развиваться? Что есть гармония? Все эти вопросы и подобные им не имеют конечного критерия. Для каждого он свой, опирающийся на собственные чувства, внутреннюю гармонию и возникающее удовлетворение».
Согласен, незачем спорить! Давайте рассудим всё по порядку. Автор, с которым я вёл переписку, заблуждается в самом очевидном — учебный процесс и творческий — это абсолютно разные задачи. Попытка смешать их в одном корыте ведёт в никуда.
Когда вы учитесь, то преследуете конкретные задачи, а именно отрабатываете навыки лепки формы, передачи освещения, колорита, воздушной и линейной перспективы, компонуете, конструктивно мыслите, овладевая азбукой изобразительной грамоты.
Повторюсь, в учебном процессе нет творческих задач, только отработка навыков или другими словами, вы учитесь разговаривать языком визуальных образов. Согласитесь, быть убедительным, не умея говорить, невозможно, всё это выглядит как “пык-мык” и только. Впрочем, здесь нет ничего страшного, мы все через это прошли. Страшно, когда “пык-мык” преподносится как нечто завершённое.
Творчество же не что иное, как высказывание. То есть вам есть что сказать и вы умеете говорить, в то же время меня как зрителя интересует ясность вашей мысли и изящество слов, мазков, движений в зависимости от способа выражать себя.
“Единственным критерием законченности произведения (правильности) является согласие внутреннего созерцания собственного видения, с тем, что получилось на холсте“.
Здесь следует уточнить: согласие напрямую зависит от опыта в изобразительном искусстве, этот опыт не лежит в области философии, то есть имея малые знания в живописи легче согласиться с посредственным результатом.
Мне не нужно слышать ваши пояснения к картине, она сама всё расскажет — и как автор владеет техникой, и как он на этом языке говорит. Если вы зритель подготовленный, критерием вашей оценки будет опыт прежде всего.
Думаю, не стоит объяснять, что девяносто процентов картин — это “пык-мык”, и только десять — ясные мысли. Вывод: пока некоторые начинающие художники самостоятельно изобретают изобразительную грамоту, более сообразительные перенимают знания из рук в руки у мастеров, достигая при этом поставленных задач. Чего и вам желаю!
Напишите, что вы думаете по этому поводу в комментариях к статье. Тема более чем злободневная!
Леонардо да Винчи относился к живописи как к науке. В «Трактате о живописи» он писал, что «живописец производит свое творение с большим трудом ума». Поэтому, никакой интуиции в живописи нет. Хотя, если рассматривать интуицию с точки зрения психологии — а это наши знания и опыт, находящиеся в подсознании, то да, можно и на интуиции работать. Но только после обучения и большой практики)
Поддерживаю полностью!)
никогда не соглашусь с такой эзотерической бредятиной,как «мы все разные»,»смешиваю краски согласно моему внутреннему мироощущению» и пр. Сейчас читаю Крымова Статьи,воспоминания. Так вот,там он говорит,что живопись МАТЕМАТИЧНА, в ней все подчинено законам,логике и т.д. Я уж не буду подробно описывать свой восторг от этой книги,от ее полезности,такой великий художник и педагог делится своим опытом,ошибками. И текст,в отличие от текстов нынешних, формата соцмедиа, будто бальзам на мозги. Я — новичок, и знаете,в самом начале,когда я постоянно искала на просторах интернета какие-то источники,ответы на вопросы,я часто слышала (и даже от художников!!!): «Да не парься, просто рисуй в удовольствие,НЕ ДУМАЙ,красиво же получилось» и т.д. Меня это очень бесило. Вообще,поразительно,как реагируют окружающие,когда видят,что ты намерен ИЗУЧАТЬ законы живописи,основы изобразит.искусства. В наше время мастер-классов у многих вызывает сей факт недоумение: что там изучать? Действительно,считается,что если есть видео,в которм художник рисует,и ты тоже можешь за ним повторить,то это и есть «живопись»,мастерство… А в реальности чем больше нового узнаешь,тем больше пониаешь,что вообще ничего не знаешь))).
Я считаю, что пофилософствовать можно, когда владеешь живописными техниками,инструментами,законами,знаниями наконец,а иначе и быть не может.Брать за критерий понравилось автору или нет это не серьезно,одной интуицией живописное полотно не создашь.Человек разумный все таки мозг включать должен,если сказать нечего, лучше не говори.
Не все мы видим одинаково. Моё зрение не бинокулярно с рождения. Я даже представить не могу как можно видеть обоими глазами одновременно.
Здравствуйте, Илида! Интересно. Мне сложно представить, как видеть глазами по очереди, думаю, речь идёт об отклонении от нормы.
Не поочереди, а одним глазом. Когда один глаз больной и искажает увиденное, мозг отключает его и картинка идёт преимущественно со здорового глаза. Получается монокулярное зрение.
Каждый выбирает то,что хочет.Один увлекается мастер классами и просто тащится от этого,получая результат сразу.Другой тщательно разбирается в материале и от этого получает удовольствие.Все ,видимо,зависит от воспитания,культуры и вкуса.Не вижу смысла переубеждать человека,говорить,что он не прав.Как говорят психологи:»И он прав»Главное понять каким путем пойду я,конкретный человек,и чего хочу я,и как буду этого добиваться.И это уже ответственность,хотя бы перед собой.Возможно тогда меньше будет мусора в поэзии,музыке,литературе и ,конечно,живописи.Хотелось бы…
Согласна с Вами!
«…Иначе говоря, научился тот, кто доволен своим произведением. Если художник не доволен, значит он не научился и продолжает учиться, а значит и развиваться”. Автор этих строк явно не дружит с логикой, поскольку каждое утверждение противоречит друг другу. Удовлетворение результатом противопоставляется процессу развития. Если ты не доволен, ты развиваешься, а если доволен, то уже развился. Наверное, окончательно.. Называется, — приплыли! Как известно, знания приобретаются нами двумя способами: теоритически и эмпирически. В первом случаи источником знаний являются люди, посредством книг или передача знаний в устной форме. Во втором, посредством внешних органов чувств на собственном опыте. Так или иначе, это требует определенного умственного напряжения и опыта переходящего в навык. А чувство внутреннего удовлетворения приходит в том случае, если вы адекватно себя оцениваете и способны испытывать счастье от процесса обучения, которое не заканчивается никогда. Теоритически. Поскольку нет предела совершенству. Тот, кто доволен своим делом и своими переживаниями испытывает постоянное счастье. Видимо, поделиться своими переживаниями и хотел автор этих странных умозаключений. И, как говорится, унесло крышу. =)
Алексей, а Вы видели ребенка «недовольного» своим произведением? Рвущего » на части» свою работу. Если он так будет делать, то с этим ребенком точно что-то надо » делать». И что же, ребенок, по-вашему, не развивается? Именно в противоречии и заложено «развитие». Почитайте философов.
Светлана, видел как мальчишка строил домики играя за столом, а потом разрушал свое произведение. И это не недовольство, и это нормально. Дети естественны в своих проявлениях. У них еще не сформированы оценочные критерии, они познают окружающий их мир таким, какой он есть, без условностей. Со временем их действия становятся более осознанными. Так что не нужно путать и мешать все в кашу. Речь идет о взрослом человеке с логикой которого согласиться не могу.
Недавно я посмотрела мастер-классы по живописи для сравнения с уроками Александра.Это происходит так: берете кисть, наносите цветок, например в середину и дальше нужно следить за рукой художника. Извините, это не обучение живописи. Если хотите по-настоящему научиться писать так нельзя делать, нужно научиться мыслить. Я несколько раз пыталась заниматься живописью, рисованием, но никак не могла понять суть того как можно достичь изображения художественным образом. Благодаря курсам Александра я многое поняла. Художник учит и азам изобразительного искусства, без которого невозможно писать, и поддерживает творческое начало каждого участника курса. Они действительно уникальны. Это не мастер-класс типа бери и пиши, повторяй за мной. Это целый комплекс знаний: просветительские уроки, обучающие, творческие,плюс еще и психология, которая тоже нужна, например для изображения портрета. Александр интересен участникам курса как художник, наставник и просто всесторонне развитый человек!
На мой взгляд, предполагать, что можно создать что-то действительно стоящее, пусть даже обладая чувством внутренней гармонии, но не имея при этом хотя бы базовых знаний в живописи, по меньшей мере наивно! В лучшем случае чувства врождённое внутренней гармонии хватит на то, что бы оценить работу других, и то это будет лишь на уровне нравится/не нравится! А почему нравится/не нравится? Без знаний ответ на этот вопрос слишком субъективен, а значит важен только тому, кто отвечает и никому больше. Ведь даже для того, что бы не бездумно смотреть, а понимать, что хотел сказать художник, нужны знания, что уж говорить о процессе создания!!!!
И сейчас, только приоткрывая для себя завесу, только заглядывая, как Алиса, в замочную скважину на чудесный сад — мир изобразительное искусства, я как никогда понимаю, что без ключика никуда! И его нужно не просто подобрать под ногами, а добыть! И процесс поиска тоже прекрасен, потому что это хоть и маленькие шажки, но в нужном направлении)))
Четыре года тому назад я тоже хотела поверить в то, что создание картины это полет фантазии, воплощенный на холсте в некоем отрешенном состоянии. Соглашусь, что некий наив мы точно воспроизведем на полотне. Если меня, как творца, устраивает мое творение, то и «флаг мне в руки». Только не надо претендовать на признание твоих творений окружающими, а тем более профессионалами. После нескольких попыток повторения создания картинок за художниками на МК я поняла, что мне это не интересно. Захотелось самой стать творцом. И тут встал вопрос обучения. Мне повезло — я нашла Александра, которому безмерно благодарна за знания, полученные на его курсах. Вопрос создания сюжетов картин для меня не стоит. Фантазии хватает с лихвой. Теперь, при наличии в моей голове необходимых знаний, вопрос только в наработке опыта. И еще я точно знаю, что старческий маразм мне точно не грозит ))
«Имея малые знания в живописи легче согласиться с посредственным результатом.» — Вот оно! Ответ на мучающие вопросы кто все-таки прав, красиво это или безобразно )) Заметила, когда начинают открываться глаза на то, как должно быть, начинаю видеть ужас того, что сделала )), хотя меня все раньше более-менее устраивало — вернее, я четко не знала, как отнестись к своим «шедеврам», думала вроде все хорошо более-менее)). Самое главное — это понимание что есть хорошо, а оно приходит в процессе проверенного классического обучения — «левых» чудес не бывает )))
Если в душе родились стихи, то чтобы написать их даже на тарабарском языке, нужно изучить этот язык и научиться на нем говорить и писать.
Не хочет человек выполнять учебные задачи — скорее всего у него не будет успеха в творчестве. Выполняет учебные задачи усердно — и остается шанс, что творчество ему тоже не светит. Нет прямой однозначной связи между учебными задачами и успешным творчеством.
Человек очень сложная структура, и обучение может принести величайшую радость уже хотя бы потому, что идет внутреннее обогащение, идет интенсивный культурный рост. А качественное обучение возможно только в том случае, если работает связка: задача — решение. А вот здесь и начинаются главные различия в понимании «доволен-недоволен, развился-не развился, теоретически-эмпирически».
С моей точки зрения в каждом отдельном случае все по-разному. Ведь речь идет в данном случае о взрослых людях, у всех разный багаж, в том числе и жизненный, с которым пришли учиться. Кто сказал, что с самого начала ставится задача-максимум? В обучении человек открывает самого себя, а значит и задачи, которые он перед собой ставит, могут быть разные.
Если он в процессе рисования самореализуется, то вполне может решить свою задачу, а остальные члены общества могут быть вообще не при чем. Он и не ставил перед собой задач, касающихся всех. И кто знает, он вполне может преуспеть в другой сфере, но в том числе благодаря своим художественным упражнениям, и никто его при этом художником и не увидел. Зато он много сам увидел в этом мире.
Человек сам конструктор своего собственного «Я», а Александр может быть хорошим помощником в этом процессе. Потому что занятия у Александра шлифуют многие невидимые грани. Александр не формалист в своей преподавательской деятельности, и на самом деле часто отдает максимум того, что сам берет от мира. Он помогает строительству качественной внутренней среды.
Вот что интересно…К примеру: к токарному или фрезеровочному станку ни кто не лезет с убеждением, что он сам научился детальки калибровать, сверлить, растачивать и.т.д. Методом, так сказать, научного тыка научился. И во имя святого Канта тут не работает. Ручки может запросто отфигачить в токарном деле от такого вот филосовского самообучения ремеслу !!! А в художники можно!!! Нынче модно быть свободным художником, нетрадиционно ориентированным на современное искусство!!! А спроси такого умника, кто из художников его особенно впечатляет??? Врятли уйдёт дальше трёх-пяти известнейших имен, величайших мастеров. А уж если спросить чем отличается один от другого, в чем преимущество каждого, в чем проявляется характЕрность работ и какой вклад они внесли в историю изобразительного искусства, тут и будет понятно художник перед Вами или так фейк надутый, с непомерным самомнением о своих отсутствующих умственных способностях.Представляете, садитесь Вы к примеру в самолёт. И Вам объявляют: капитан нашего судна любитель самоучка!!! Представляете, он сам научился водить самолёт!!!Да!!! Ни одной книги не прочитал, ни одного тренажёра и манипулятора не прошёл,но он летаааееет…и ему кажется, что он гений полёта!!! Иииии-хуууу господа!!!Нас ждёт интересное приключение!!!Ах да!!! Забыл сказать, что конструктору самолёта на миг показалось, что он Икар, и он прикрепил крылья самолёта к корпусу воском!!! А теперь счасливого полёта!!!Спаси и сохрани нас о, святой Кант!!!Унеси нас в облака на волнах теории чистого разума!!!Аминь!!! Скажете нельзя так??? А в художники значит так можно!!! «Бумага» значит всё стерпит??? А мы стерпим то, что современной искусство стало нарицательным обозначением отхожего места в искусстве!!!Вместо того чтобы сделать это искусство достойным наших величайших предшественников, которые создали уникальную школу русской классической живописи…А мы её, пардон, «просрали»… Я очень свободолюбивый и своенравный человек, как уже многие с кем я училась, поняли. Но моё глубокое убеждение, что право на свободу и творческого выражения в том числе имеет тот, кто несёт ответственность за сказанное и сделанное. А не вот это вот:
Я тут соплей на холст немножечко намазал…
В период легкого душевного волненья…
Вы не подумайте, не то что бы так надо…
Но получилось у меня стихотворенье…
Или не знаю что…
Но Кант сказал, что да!!!
Ну так идите к чёрту
Я же гений
И на фиг мне учёба не нужна
Я сам с усам
Я Канта прочитал
А он же гений
Ну и тогда наверное я значит тоже да…
Я живописец, я художник…бла, бла, бла…
Я конечно ямбов не учила и хореями не балована, но ооочень прям вот захотелось стихами высказаться…А ЧО! Как чувствую так и пишу!!! Имею право!!! Бумага всё стерпит. Особенно интернет.;)
Нелли! Как здорово! Согласна с вами полностью!
Если так рассуждать, как этот подписчик, то возникает вопрос: А для чего существовали и до сих пор существуют художественные школы, училища и ВУЗы??? )))
Александр, спасибо большое Вам за такой глобальный подход к обучению живописи!!! Не обещая легких путей, Вы вооружаете нас теми знаниями, которые в недалеком будущем позволят нам создавать шедевры, за которые не будет стыдно ни перед собой, ни перед друзьями, ни перед потенциальными покупателями. Без фальши, без лести заставляете НАС ДУМАТЬ! Ведь, знания, которые положили перед тобой на блюдо, долго в памяти не задержатся (хорошо, если еще все положат, а не десятую часть необходимых навыков). А если ты сам все применил и понял, то это навсегда. Спасибо большое!!! Новых творческих идей Вам и побольше новых шедевров!!!
У меня есть подруга. Она с детства занималась в художественном кружке, выучилась на архитектора. Её муж окончил художественную школу. И при этом ни он, ни она не рисуют и не пишут картины! Знаний и умений у них хоть отбавляй). Когда с подругой проходили мимо продающихся на улице картин, она с презрительным видом говорила,что это полная фигня (а мне казалось — хорошие картины, КРАСИВЫЕ.) Я не понимала, что ей не нравится. Но на вопрос — почему она сама не пишет картины — я не получила вразумительного ответа. Что-то типа «а зачем», «а ну их». Теперь понимаю — мою подругу и её мужа не научили творчеству, не научили искать сюжет. Их учили только технике рисования. А я нигде не училась, и до курса Александра рисовала картины (не могу сказать писала) с понравившихся фото, или на заказ — то, что понравилось заказчику. Теперь хочу создавать свои картины, а не срисовывать. Но найти тему, мысль, сюжет оказывается не так просто. Наверное, надо научиться видеть интересное в обычном. Поэтому обязательно пойду на курс «Как самому находить сюжеты». Это как раз то, что мне сейчас нужно, очень вовремя Александр предложил).
Не понимаю,как можно быть довольным своим произведением. Можно быть довольным, когда зрители оценили хорошо, причем незнакомые, и быть очень довольным,когда оценили профессионалы… А сам художник всегда стремится к совершенству, но никак не может его достичь. Единственный (Малевич) сказал, что достиг совершенства и после него живописи уже не будет… И согласна с Еленой и Крымовым, что живопись «математична»…Еще та задача со многими неизвестными!
Добрый день, Александр. Согласна с вами на 100 процентов! Когда начинаешь рисовать нужны знания, можно конечно копировать фотографично, но по сравнению с осознанным рисованием удовольствие не самое большое. Когда исходишь из знаний это и есть творческий процесс. Можно смотреть на чужие работы, как Вы учите, лучше великих мастеров, находя вдохновение, идеи, мастерство, сочетание цветов… Учиться нужно и хочется, открывается совсем другой мир, сознание расширяется, да и уверенности больше. Это как книги — есть серьёзные, а есть лёгкие, просто для расслабления.
Но спорящему можно позавидовать, он доволен своим результатом, это хорошо. Я, думаю, этот период у него пройдёт, восторг сменится поиском и он придёт к Вам за знаниями.
Добрый день, Александр! Я внимательно прочла все отзывы. Радует то, что нет у нас в сообществе нет равнодушных людей! Есть и негодование и непонимание и есть поиск истины. А если есть поиск, значит есть и путь к покорению новых вершин. Да живопись — это знания умноженные на кропотливый труд.Не давно на выставке я имела интересную беседу о так называемом творчестве и озарению ниоткуда. Я задала только один вопрос: » Вы подходите к холсту не имея ни одной мысли ? Берете кисть и начинаете бездумно писать и о чудо- шедевр!» Реакция была мгновенной -» Нет отчего же, мысли есть». А если есть мысли значит работает мозг и если применить знания получиться осознанная, убедительная картина.
Да математика идет в начале обучения, но потом идет творческий полет мысли и кисти. И конечно заслуженная награда и на конкурсах и на выставках. Я долго искала своего наставника и учителя на просторах интернета. Сейчас на АРТ выставке, которая проходит в Ростове я с гордостью говорю, что учусь в мастерской Александра Григорьева- Саврасова. С ув. Людмила.
«Учиться, учиться и учиться!» И знания не ради знаний, а жить и творить применяя знания. И сюжеты, согласно знаниям, родятся и воплотятся. Александр, Вы появились на моем пути, как только я решила завязать с мастер-классами. Я поняла, что стала бояться писать самостоятельно и писать с натуры, а ведь натура меня всегда вдохновляла. С Вами я вышла из нулевой точки… в путь за знаниями!
Ваш собеседник, Александр, — явно очень начинающий, так как нет насмотренности в живописи, поэтому нет критериев. Я сейчас, проходя Ваши курсы, все больше погружаясь в живопись, полностью переписываю свои старые работы, которые меня более чем удовлетворяли,с учётом новых знаний о композиции, цвете, живописи в целом.