Лето кончилось, не за горами и первое сентября, день знаний, начало учебного года. Предполагаю, что те из Вас, у кого есть дети, озаботились занять их свободное время дополнительным образованием.
Художественная школа наряду с основной учёбой станет для многих детей спутником на долгие годы.
Хочу сказать, что мне не повезло, я в такую школу не ходил по причине её отсутствия в моём родном посёлке на тот момент. Я завидовал городским детям — они имели возможность приобщиться к искусству с ранних лет.
В этом есть определённая логика — ребёнка нужно занимать, и, как считают многие, чем раньше, тем лучше. Зачем растить оболтусов, нужно с ранних лет прививать детям лучшие качества и нужные знания.
Всё это звучит очень правильно, но если посмотреть повнимательней, что мы увидим? Измождённых, замученных науками и всевозможным дополнительным образованием детишек.
Одна из серьёзных проблем современного детства, как говорят психологи — отсутствие у ребёнка собственного выбора, то есть абсолютно всё в его жизни расписано по пунктам, жизненный цикл как компьютерная программа, и всё должно работать без сбоев.
Один из страхов современных детей — это остаться один на один с самим собой. Вы наблюдали, что происходит с ребёнком в такой момент? Он не находит себе места, его охватывает паника.
Как же, в программе произошёл сбой, кто примет решение за него, чем занять самого себя? Простейший способ решения проблемы — уткнуться в телевизор или какой-либо гаджет и как зомби следовать сюжету телепередачи.
Кем вырастут наши дети, подобные куклам, которых дёргают за ниточки, задавая программу поведения?
Меня удивляют родители, которые без ума от своих чад. Как же, ведь ребёнок учится только на отлично, в аттестатах ни одной тройки, а ещё побеждает на олимпиадах, завоёвывает награды в спортивных секциях и посещает усердно музыкальную или художественную школу.
Спросите у этих детей, что они делают в жизни лично для себя, и пусть мамы им не подсказывают, что всё вышеперечисленное — это их личный выбор, и всё пригодится в жизни.
Парадоксально, но самому главному, тому, что действительно пригодится в их самостоятельной жизни, их никто не учит. А именно, принимать собственные решения и быть за них в ответе.
Их не учат и тому, как услышать собственные желания, таланты, стремления, понять то, к чему они неравнодушны и хотели бы в этом развиваться.
Счастливыми, живущими полной жизнью, они станут только в одном случае, если будут заниматься любимыми делами. Это банально, но что для них любимое дело, знают только они сами, мама им здесь не помощник.
Мотивацию родителей понять можно, они хотят как лучше и направляют своих детей в те профессии, где ясен алгоритм их карьерного роста. Якобы только так они будут востребованы обществом, а, следовательно, получат взамен хорошую заработную плату, социальные гарантии и статус в обществе.
Дети, приученные с малых лет, что предложенная им модель поведения — это благо, а собственные желания — блажь, дурная привычка, пытаются забыть всё, что им подарили Вселенная, Бог, природа.
Развить, взрастить, даже будучи очень талантливым, свои навыки — сложный процесс, а забыть легко. Да, можно забыть, что когда-то Вы очень любили петь и хотели стать эстрадным артистом, забыть о том, что рисование было чудным увлекательным процессом, и много других своих талантов.
Только всё это не проходит безнаказанно, и кто же Вас накажет? Вы сами!
Качество жизни измеряется далеко не деньгами, а тем, что ведёт Вас по жизни, наполняет её смыслом, делает саму жизнь творчеством.
Жить своими увлечениями, своей страстью — значит быть по-настоящему счастливым человеком. Почему об этом нам не рассказывают в детстве, почему не помогают раскрыть свои таланты и научиться слышать самого себя?
Конечно, не всем же быть художниками! Предвижу Ваши возражения, но данный метод к реализации жизненных целей подходит абсолютно для всех профессий.
Пусть в наших школах будут преподавать то, как нам стать творцом собственной жизни. Тогда все мы станем художниками и нарисуем прекрасные картины, где сюжетом будет наш жизненный путь.
Я благодарен своим родителям, они не пытались в ультимативной форме рассказать мне о том, как сложен мир, и поэтому мне следует двигаться по заданной программе. Я всегда поступал только так, как считал нужным, в независимости от общественного мнения и устоявшихся правил.
Думаю, Вы тоже замечали такую закономерность. Как только Вы искренне принимаете своё собственное решение, каким бы бредовым оно не было, окружающая Вас действительность идёт к Вам навстречу, всё происходит именно так, как Вы этого хотели.
Здесь ключевым словом будет искренне, без страха, сожаления и оглядки назад.
Большинство людей живут всю жизнь по заданным программам, многие из них социально обеспечены, имеют статус в обществе, уверены в завтрашнем дне, но что такое жить своей страстью, своими увлечениями, им неведомо.
Они не познали подлинного счастья — творить ежедневно свой мир, свою жизнь, принимая решения самостоятельно, быть увлечённым собственной работой, считая её лучшим отдыхом для души и тела.
Накануне первого сентября есть повод задуматься, какой жизнью будут жить Ваши дети, будут ли они поступать как все или станут творцами счастливых будней. Будут ли они вспоминать Вас добрым словом, помня о том, как Вы пугали их никчёмной жизнью художника и музыканта.
Мы все желаем лучшего будущего нашим детям, вот только Вы уверены в том, что лучшее — это Ваш навязчивый рассказ о тяжести бытия. Вы уверены в том, что сегодняшняя полная занятость Вашего чада — залог благополучия в дне завтрашнем.
Возможно, нам стоит пересмотреть взгляды на то, как и чем должны быть заняты наши дети. Чаще спрашивать, как поступили бы они, чем хотели бы заняться, как сейчас, так и в будущем.
Вспоминая собственное детство, я удивляюсь, насколько мы были свободны в принятии решений. Уходя из дома поутру, мы возвращались уже к ночи, каждый день был незабываемым приключением, полным новых открытий, ярких впечатлений и собственных как побед, так и поражений.
Все эти синяки, ссадины и душевные раны делали нас сильнее. Мы мужали, будучи свободными от навязчивых советов, упивались свободой и чувством близости настоящей взрослой жизни, в которой мы обязательно станем трактористами, военными, учёными, музыкантами и художниками.
Самое главное, что всё так и произошло. Почему? Потому что принимали решения сами, часто не слушая советов бабушек и мам.
В современном мире не всё так просто, и отпустить собственного ребёнка во двор даже на полчаса без присмотра будет преступлением. Оборотни, насильники и маньяки только этого и ждут.
Нам всем придётся искать ту самую золотую середину. Как показать нашим детям мир, полный возможностей, в котором они не будут запертыми в клетку узниками, а мы не будем стражами у входа.
Это не выход — заставить наших детей следовать программе, тем самым отняв у них право выбора!
Одна моя хорошая знакомая рассказывала мне, как она стала художником. Она родилась в семье художников, как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. И в данном случае природа на ней не отдохнула.
Она долгое время не принимала профессию художника как свою будущую, всячески противясь ей, но примерно в возрасте пятнадцати лет всерьёз взяла в руки кисти и с тех пор с ними не расставалась.
Это я к тому, что сознательный выбор намного важнее того количества лет, проведённого в подготовительных школах, когда решение было принято мамой.
Возможно, в балете пятнадцать лет — это уже пенсионный возраст, а в изобразительном искусстве — первый осознанный шаг.
Меня часто спрашивают, мучаю ли я своего ребёнка наукой рисовать, я отвечаю: ни в коем случае! Придёт время, и она сама будет мучить меня тем, как ей получить знания о профессии, интересной именно ей.
Не мог пройти мимо данной темы, так как мой ребёнок в этом году идёт первый раз в первый класс, и мне как родителю немного тревожно за её будущее. Как мне кажется, я не одинок, и многим моим читателям знакомы такие чувства.
Напишите, что думаете Вы по данному поводу, возможно, у Вас уже есть опыт.
Жду Ваших комментариев!
свашей статьей полностью согласна. .
сейчас за детей все решают родители у меня сродственницей постоянная полемика на эту тему.часами ребенок за планшетом.в каком то согнутом состоянии т е без движения.все интересы в планшете.так же идет в первый класс.мама ей чистит зубы.считая что она это сделает лучше.конечно работа должна идти с сознанием родителей!
Здравствуйте Александр! Поздравляю Вас с первоклассницей желаю вам с доченькой успехов в учебе! Александр вы подняли тему которая меня и тревожит и точит Мы росли в мире наполненном классикой Программы передач по радио тв транслировали классическую музыку обязательно объявляли композитора Ходили в тетр причем набирали абонементов на год Художественные изображения украшали все возможные заведения Но что же случилось сегодня Классическая музыка заключена в рекламные показы ни в одном заведении не найдете картин кроме реклам А школа делает все возможное бывают и олимпиады но бывают прекрасные поездки Наши и в Германию возили детей и была поездка по Золотому кольцу В бассейн возят детей Все возможные мероприятия Самодеятельность много готовят выступлений Вашей дочке думаю будет интересно Что ж это их время их течение А нам родителя вот и не следует опускать руки нужно крепко держать кисти и ни кто так красноречиво не поведает им как мы кто такой Шишкин Айвазовский или Поленов Иногда я своих запускаю к себе на полотно они ляпают ладошками довольные счастливые и гордые и пусть не станут они художниками но сам факт что по трогали это уже плюс Я сегодня тоже водила внучку на репетицию к первому сентября Все будет хорошо!!!
А мне всё чаще дети-бунтари встречаются, которые сопротивляются «благотворному влиянию» родителей и социума со всей упрямостью юношеского максимализма. И чем больше упираются родители, тем большее сопротивление встречают они со стороны своих детей. Я и сама через это прошла. Старшая училась за двоих, пошла в школу раньше на год, окончила на два года раньше, не взирая на инвалидность, универ оканчивать не стала, оценив низкое качество обучения, уехала в Китай, где стала очень востребованным специалистом. А младшая 9 классов едва дотянула. Дальше я её насиловать не стала. Перестала давить, отношения наладились, протесты прекратились. Нормальный самостоятельный ребенок у меня. Не хуже старшей умницы. Живет отдельно, работает, мне помогает, очень нежные и доверительные отношения у нас. А вот те, кто продолжал загонять своих детей в «благополучную жизнь», получили прямо противоположный результат. Увы… нельзя прожить жизнь за своего ребенка. Тем более невозможно прожить эту жизнь за него более счастливо, чем он сам. Мы можем только направлять и поддерживать наших детей. Если, конечно, действительно хотим, чтобы они были счастливы и успешны. И ещё… никогда нельзя ставить социум с его стадными правилами выше любви к своим детям и родителям. Социум никогда их не заменит.
Здравствуйте, Ксения! У Вас очень поучительная история, Вы на собственном опыте пришли к тому, что нельзя прожить жизнь за собственного ребёнка. Спасибо за отзыв!
Добрый день, Александр! Рада за Вас и Вашу дочурку, ведь 1 сентября будет Ваш семейный праздник! По поводу Ваших рассуждений: свобода выбора — дело хорошее и необходимое. Но все таки, родители — главные наставники, которые могут что-то предложить, чтобы этот выбор ребенком произошел. Я думаю, что Ваши родители тоже держали все под своим контролем, только Вы это на себе сильно не ощущали. Всегда надо быть рядом с ребенком, может быть даже меньше родителем, а больше другом, советчиком для него.
Здравствуйте, Ирина! Спасибо за поздравления. Вы очень хорошо сказали — быть больше другом, полностью с Вами согласен. Спасибо за отзыв!
Считаю себя в прошлом бунтарём, с трудом терпевшим всякие рамки.
В школе я учился средне, а как сын профессионального художника, до 10 лет посещал и художественную школу. Оттуда был отчислен вместе с товарищем, за то, что много смеялись на уроках и мешали учительнице. Позже родители выбрали мне технический институт, записали на курсы, но я потом туда перестал ходить, потому что мне было не интересно. В результате не поступил в институт, год работал в музее, а потом поехал по совету дяди-прапорщика и воле отца в военное училище, в другой город. Там мне тоже не нравилось, после тёплого дома казарма казалась кошмаром. Пообтёрся, но на учёбу «забивал», несколько раз хотел отчислиться, но родители не разрешили. Доучился на «тройки», и поехал в третий город, по распределению. Тоже довольно сильно тяготился своим положением, поэтому через три с половиной года с радостью уволился по сокращению. В 26 лет устроился работать рабочим на предприятие, стал заниматься живописью, и чувствую себя счастливым.
Здравствуйте, Всеволод! Я на Вашей стороне, жизнь у нас одна, и то, как мы ей распорядимся, зависит только от нас. Желаю Вам творческих успехов. Спасибо за отзыв!
Александр,полностью с Вами согласна! Поддерживаю и разделяю Ваше мировоззрение по этому вопросу!!! Спасибо!!!Но совсем немногие люди так думают,большинство следуют программе)))
Александр, поздравляю! Для доченьки и всей вашей семьи начинается новый этап, он и трудный, и интересный. :) Желаю вам всем успехов, побольше пятерок дочке и новых хороших школьных друзей.:)
Замечательная статья, есть о чем подумать и чему у Вас поучиться. Во мне (еще в раннем детстве) взрослыми были старательно «задушены» художник и ветеринар. Выучилась на юриста и еще на какого-то там технолога станков. По профессиям почти не работала. Сижу в пыльном офисе, пишу никому не нужные справки… Соб-но, этому можно было и обезьяну научить, образования тут не нужны.
Люди, родители, слушайте своих детей. Слушайте и поддерживайте. Даже если они хотят стать совсем не теми кем вы их видите. Не можете поддержать, тогда хотя бы не мешайте, не отговаривайте.
Дети, они нам верят, потом на всю жизнь остаются эти фразы, которые мы, родители, можем бросить небрежно, не подумавши.
Александр, спасибо!
Здравствуйте, Светлана! Спасибо за поздравления. Вижу, Вы тоже так считаете, и виной тому Ваш личный опыт, кто-то прислушается и к Вашим словам. Спасибо за отзыв!
Александр, здравствуйте! Хорошая статья. Согласна, что не нужно навязывать ребенку свои интересы и увлечения. Задача родителей: увидеть наклонности малыша как можно раньше и ненавязчиво направлять его в эту сторону. Считаю, что на самотек тоже не нужно пускать: вроде как время придет-сам разберется, что ему надо. Особенно если родители абсолютно не имеют отношения к той сфере , в которой у ребенка замечаются наклонности. В раннем возрасте для ребенка родители- авторитет и они неосознанно хотят походить на них: быть учителем как мама, быть спортсменом как папа. Родители же эти желания детей могут принять за истинное предназначение ребенка и начинают с интузиазмом внедрять его в это занятие, но при этом не замечая, что малыш параллельно увлеченно рисует, поет или скажем , знает всех животных в энциклопедии. Мои родители совершенно далеки от живописи: папа рабочий, мам — библиотекарь. Я же все детство что-то рисовала, было зачирикано горы тетрадок. Но почему -то никому в голову не приходило отправить меня в художественную школу. Меня водили в спортивную секцию по горным лыжам, к репетитору по фортепиано….и когда, где-то лет в 13 мама предложила мне сходить в художку, я с уверенностью сказала ей , что нечего мне там делать у меня и так занятий навалом. Я закончила медицинский, иногда катаюсь на горных лыжах и даже кое-то могу стренькать на пианино, но увлечение, которое я считаю частью своей жизни-это рисование, живопись. Я не жалею о тех навыках , которые дали мне родители, но немного жалею, что именно то, что оказалось важнее пришло ко мне с опозданием.
Спасибо Вам за четкое и замечательное изложение таких нужных и многими выстраданных жизненных моментов.
Я с этим полностью согласна. Инициатива и свобода мыслить, умение что-то новое создать и воплотить в жизнь, стать отличным специалистом легко забить и затравить, особенно в ребенке. Дети доверяют родителям, а каждодневное направление дает свой эффект.
Потом слишком авторитарные родители мечтают видеть своего ребенка профессионалом выше среднего, а он часто вовсе приподняться не может, бросается из одной профессии в другую, и все не то. Одна из бабушек моей дочи так и считает, что ребенок должен маршировать с утра до вечера строго по графику, быть легко предсказуемым и всегда управляемым, а нам всего 2,5 года.
Если кто-то не задумывался, как вырастить ребенка самостоятельным, умеющим принять решение и главное проявить терпение и настойчивость и добиться радующего сердце результата, то может после прочтения все же поменяет свое мнение.
Немножко больше внимания к своим близким, терпения, и положительные изменения станут заметны.
Здравствуйте, Лариса! Вы правы, больше внимания своим близким. Мы так заняты собой, что считаем отклонение от заданной программы нашими детьми посягательством на личную свободу. Вот вырастут и решат сами, как им жить, а пока не нужно нам, родителям, перечить — считаем мы. Вопрос, как они будут что-либо решать, если никогда этого не делали? Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Александр!
Очень верные мысли и правильно расставленные приоритеты в Вашей статье… Я поддерживаю их полностью… У нас двое детей, старшая уже несколько лет живет самостоятельно и достаточно успешно за границей, далеко от нас. И я на личном опыте могу сказать: » Доверяйте выбору своих детей, поддерживайте и любите их! » Возможно Вам придется помочь ребенку в его выборе, но всегда главное решение должно остаться за Вашим чадом. Хотя не забывайте, что вы ответственны за тот мир, который окружает Вашего ребенка. Очень важно что бы в этом мире были цельные и высоконравственные наставники. Талантливые и яркие личности, хорошие книги. И много еще разных вещей, которые покажут ребенку разнообразие и широту нашего мира. Чем шире кругозор, тем больше вариантов для СВОЕГО ПУТИ!
Здравствуйте, Александр! Прочитав Вашу статью, захотелось поделиться. Я состою в Вашей группе, и в разделе знакомства немного приврала, написав, что никогда не рисовала (хотелось покомпактнее изложить). Рисовала и любила рисовать ( в детстве!). Помню, в то время было в моде фигурное катание, которое я обожала ( сама некоторое время занималась этим). И очень много рисовала фигуристов в элементах ( поддержки, прыжки, тодесы и т.д.) и не только это конечно. Непременно подписываясь при этом: художник Комаровская. Я уверена, если бы меня спросили тогда: » Ты хочешь быть художником?», я бы ответила: «Да!». Потом началась другая жизнь……
Уважаемый Александр! Спасибо за Ваши мысли о воспитании детей. Согласна с Вами, однако, есть несколько моментов, которые хотелось бы прояснить. Вы пишете, что с детства были свободны в принятии решений, могли провести целый день на улице. Да, мы с Вами были рождены в СССР, которого уже нет на карте, время, люди и ценности кардинально изменились. Раньше у нас были гарантированы: среднее образование, бесплатное высшее, рабочее место; не было безработицы, прекрасная социальная защита и бесплатная медицина. Что сейчас? Жуткая конкуренция (начиная уже со школы), безработица и другие «прелести жизни». Если в СССР у подростков было одно увлечение – алкоголь, то сейчас: и наркотики, и всемирная паутина с порнографией и педофилами, и виртуальные жестокие игры. Хотя наверно, если подумать, жизнь стала интереснее, она подхлестывает детей уже с самых пеленок, а не держит их в расслаблении до пенсионного возраста, как это было в СССР. И родители прекрасно понимают, что произошло в обществе, поэтому и пытаются дать своим чадам как можно больше, чтобы легче было выживать в этом мире. Ведь нереализованность личности ведет к депрессии, алкоголю и наркотикам. Да, у нас было поистине беззаботное детство…. заботилось государство. А нынешнее современное общество жестко: не будет «подтягивать за уши» заигравшихся в детство юношей и девушек. Сегодняшний девиз: «Кто не успел, тот опоздал».
Как я поняла, у Вас есть дочка, которая вот-вот готовится стать первоклассницей. С девочками проще: они прилежны, послушны и так любят учиться (в подавляющем большинстве)! А вот мальчишки: сплошной «экшн» (или в компьютере, или на улице). Назовите мне хоть одного талантливого музыканта, который в детстве с удовольствием занимался бы музыкой. Ростропович, Башмет, Рахманинов не были исключениями. И только твердость их родителей, позволила им успешно учиться, добиться результатов в профессии и раскрыть свой талант. Конечно, я понимаю, что некоторые «целеустремленные» родители хотят, чтобы их дети выполнили то, что не удалось в молодости им самим. Ну что здесь скажешь?! Наверно, родительская мудрость состоит в том, чтобы, все же, развивать ребенка в юном возрасте как можно больше (но не перенагружая его!), пока он не стал подростком. И внимательно смотреть, что ребенку дается лучше и куда тянется его душа, не надламливая его своими нереализованными амбициями. Если оставить процесс на самотек, то улица может с лихвой заменить ребенку родителей со всеми своими искушениями. Если ничего не требовать и не ставить планку высоко, то можно скатиться очень быстро. Ведь падать всегда легче и проще, чем идти вверх, добиваясь цели. Я помню, один батюшка, говорил, что у ребенка надо развивать силу воли. Полностью с этим согласна! Ведь не будь ее, никакой контроль не поможет. Ведь Вы знаете, что одного таланта не достаточно, надо уметь трудиться, чтобы достичь чего-либо.
Да и собственный пример родителя тоже очень важен. Ведь если твердить отпрыску: «Читай больше!», а самому сидеть целый день около компьютера, то мало что изменится. Наверно родителям надо выстроить систему поощрений и наказаний (не телесных), которая подстегнет ребенка, заинтересует его и сделает процесс образования и воспитания интересным, поможет формированию ответственного отношения к своему будущему.
Желаю Вашей дочери радостного Дня Знаний, хороших учителей и верных подруг! Школьные годы – самые чудесные и беззаботные. А Вам – огромное спасибо за Ваше творчество. Смотрю на Ваши картины и чувствую какое-то внутреннее тепло и свет.
Здравствуйте, Юлия! В своём тексте я упомянул о балете, что там есть возрастные рамки, а следовательно, решение за ребёнка принимают родители. Как, впрочем, ещё в ряде случаев, и здесь уместен пример музыкантов. Однако, велик ли процент таких профессий? Современные родители считают, что следует загрузить ребёнка по полной, вне зависимости, будет он музыкантом или обладателем какой-либо иной профессии. Прежде чем откуда-либо скатиться, нужно туда подняться. Вопрос, как подняться? Гонимым палкой долга перед родителями, либо стремиться туда самому. Думаю, Вы понимаете, то, что ты выбрал сам, никогда не бросишь. По поводу собственного примера, Вы правы на все 100%. А вообще, мы говорим об одном и том же. Спасибо за добрые слова и за Ваш комментарий!