Не  в  первый  раз  возьму  за  основу  статьи  комментарий  моей  читательницы  и  постараюсь  ответить  на  вопрос:  как  сохранить  свежесть  восприятия  и  желание  выражать  себя  в  творчестве  на  протяжении  многих лет.

«Однажды беседовала с художником с огромным стажем работы — живописцем, оформителем с высшим художественным образованием. Она преподавала в детской художественной школе декоративно-прикладное искусство. В общем, человек знает о живописи все. И вдруг на вопрос, когда будет ее очередная персональная выставка, говорит, что больше не пишет картин. А на моё недоумение — Почему? Отвечает — Надоело…
Я опять недоумеваю, как живопись может надоесть, тем более, она востребована в своей среде?
Встречали ли Вы таких людей, разочаровавшихся в своей живописной профессии?
Заранее спасибо за ответ».

Конечно  же,  встречал  и  встречаю  постоянно.  Подавляющее  большинство  тех,  с  кем  я  когда-то  учился,  давно  не  держали  в  руках  кисти,  тем  более,  никогда  не  устраивали  персональных  выставок.

Есть  и  такие,  кто  имел  успех,  выставлялись,  но  сейчас  не  работают  по  разным  причинам.  Кто-то  в  силу  житейских  обстоятельств,  кто-то  по  причине  того,  что  охладел  к  искусству,  а  кто-то  намеренно  освоил  иную  профессию,  более  стабильную  и  денежную.

На  самом  деле  ответить  на  данный  вопрос  проще  простого,  если  посмотреть  на  всё  со  стороны.

Как  становятся  художниками?  Только  ли  получив  соответствующее  образование?  Уверен,  что  этого  недостаточно,  если  говорить  образно,  то  образование — это  пятьдесят  процентов,  остальные  пятьдесят — призвание.

Призвание — звучит  пафосно,  но  в  этом  определении  много  правды:  необходимость  выражать  себя  в  творчестве  либо  есть  от  природы,  либо  нет — это  потребность.

Потребность  движет  человеком,  и  те,  кто  её  испытывает,  продолжают  работать,  невзирая  ни  на  какие  трудности  и  житейские  проблемы.  Настоящего  художника  не  испугать  мизерной  зарплатой  и  даже  её  отсутствием.

Такие  люди,  как  бы  ни  было  им  трудно,  никогда  не  станут  ныть  и  искать  оправдания  тому,  что  им  не  на  что  жить,  нечем  кормить  семью  и  т.д.

Как  правило,  до  таких  крайностей  никогда  не  доходят  «бывшие художники»,  сытые  и  одетые,  но  они  любят  оправдывать  отсутствие  творческой  жизни  якобы  голодными  детьми.

Конечно,  я  сгущаю  краски,  но,  поверьте  мне,  и  такие  речи  слышал  неоднократно.

Сейчас  существует  мнение,  что  художников  развелось  очень  много,  и  каждый  второй  себя  таким  представляет.  Хочу  Вас  разочаровать — истинных  художников  единицы,  в  особенности  хороших,  выделяющихся  из  общей  массы  своим  творчеством.

Для  кого-то  живопись  не  более  чем  работа,  и  это  нормально,  многие  эксплуатируют  свои  таланты  на  поприще  зарабатывания  денег,  а  кто-то  относится  к  живописи  как  к  хобби.

Читательница  спрашивает  меня,  может  ли  живопись  надоесть?  Конечно,  может,  если  Вы  не  испытываете  потребности  выражать  себя  средствами  изобразительного  искусства.  Если  живопись  для  Вас  работа  и  только — она  может  стать  ненавистной  профессией.

Вообще,  сейчас  стало  модно  иметь  хобби,  и  многие,  наряду  с  ранее  избранной  профессией,  имеют  ряд  увлечений,  таких  как,  например,  изобразительное  творчество.  Я  приветствую  подобную  практику,  так  как  считаю,  что  потребность  выражать  себя  не  следует  подавлять.

karandas

Даже  психологи  говорят  о  том,  что  подавленные  желания  могут  привести  к  телесным  недугам,  впрочем,  это  теория,  хотя  я  склонен  ей  доверять.

Недавно  случай  свёл  меня  с  девушкой,  которая,  как  мне  показалось,  находится  как  раз  в  ситуации  принятия  решения.  Она  уже  давно  живёт  в  одной  из  благополучных  европейских  стран  и  работает  там  медицинским  работником.

Казалось  бы,  у  неё  всё  есть — высокооплачиваемая  работа,  уровень  жизни,  не  в  пример  отечественному,  высокий  социальный  статус  и  т.д.,  не  хватает  только  самого  главного,  а  именно,  душевного  спокойствия.

Простыми  словами,  она  хочет  всё  изменить,  сбежать  из  капиталистического  рая  обратно  на  родину,  чтобы  заняться  здесь  творчеством.  Боюсь,  если  она  этого  не  сделает,  то  совершит  непоправимую  ошибку,  потому  как  истинный  путь  нам  подсказывает  сердце,  а  не  мозг.

Приведя  данный  пример,  хочу  сказать,  что  существует  и  обратная  проблема.  Когда  у  человека  всё  есть,  он  состоялся  в  материальном  мире,  но  испытывает  сильное  беспокойство  по  причине  отсутствия  творческой  реализации.

Я  адресую  свои  тексты,  в  первую  очередь,  тем,  кто  испытывает  такую  потребность  и,  вопреки  всем  условностям,  ищет  возможность  выразить  себя  как  художник.  Знаю,  что  моя  знакомая  не  одна  такая,  а  значит,  многим  данные  советы  пригодятся.

Давайте  подведём  итог.  Отвечаю  на  данный  вопрос:  моя  задача  не  уличить  тех,  кто  носил  на  себе  маску  художника,  при  этом  таковым  не  являясь,  а  помочь  поверить  в  себя  тем,  кто  испытывает  потребность,  но  не  может  решиться  заявить  о  себе.

В  адресованном  мне  комментарии  есть  и  своего  рода  преклонение  перед  авторитетом — «В общем,  человек  знает  о  живописи  всё».  Вопрос,  надо  ли  знать  всё?

Если  мы  с  Вами  говорим  о  практиках,  а  не  о  теоретиках,  то  знать  всё  совсем  не  обязательно,  я  бы  даже  сказал — вредно!  Искусство — во  многом  эмпирический  способ  познания  мира,  то  есть  повторить  чей-то  успех,  зная  его  формулу,  не  получится.

Безусловно,  знания  важны,  но  для  художника  знания  без  практики  бесполезны.

Мне  также  знакомы  якобы  уставшие  от  живописи  педагоги,  только  я-то  знаю,  что  живописью  они  никогда  серьёзно  не  занимались.  Они  любят  бравировать  дипломами  различных  учебных  заведений,  законченных  когда-то  давно,  и  это  все  их  заслуги.

Обмануть  студента — первокурсника  легко,  ещё  легче  обмануть  начинающего  художника,  но  самого  себя  не  обманешь!

Возвращаясь  к  комментарию  «Больше не пишет картин.  Надоело…»  Скорее  всего,  не  было  никаких  картин,  а  если  и  были,  то  неудачные  попытки  подражать,  потому  как  подражание — это  мука,  а  выражение  себя — радость  и  чувство  свободы.

Хочу  пожелать  читателем  своего  блога  обрести  чувство  свободы  и  подлинное  творчество.  Знайте,  что  для  этого  у  Вас  всё  есть,  в  той  или  иной  степени  материальная  база  (краски,  холсты,  бумага)  доступны  всем.

Знания  в  современном  мире  также  доступны,  Вы  можете  получать  их  из  рук  в  руки,  минуя  условности  и  предрассудки.  Моя  статья  о  художниках — самоучках  придётся  к  слову,  возможно,  кто- то  ещё  не  читал.