Быть художником — значит быть самим собой. Начинающий художник должен помнить — самое ценное, что у него есть — это он сам со своими текущими техническими проблемами, неумением, незнанием, но с твёрдым желанием выразить себя.

Если я скажу, что каждый творческий человек проповедует культ себя, своего видения мира, знания, опыта, свои ценности, свои откровения и заблуждения, то буду близок к правде.

Более того, я стану утверждать, что каждый претендующий на творчество самовлюблен, эгоистичен, не готов сдаться ни слабому, ни сильному, потому что искусство не троллейбус, уступать место здесь не принято, и вот почему.

Творческий человек, будто наседка, высиживает золотые яйца, выращивая своё “я” из плодородной почвы амбиций, нового опыта, побед и ошибок.

Нельзя даже представить себе творца, бросившего всё по причине внешних факторов, например, советов со стороны, осуждения, отрицания или даже абсолютного признания. Мотивация действовать находится не снаружи, а внутри. Нельзя просто взять и выключить Ваше желание выражать себя, нет таких кнопок, творчество — это потребность высшего порядка.

Публикую текст сообщения, адресованного мне, которое иллюстрирует суть сказанного ранее.

“Спасибо за советы и статьи. Увидел вас случайно. Многое прочитал. Я сам из Казахстана, стараюсь общаться хотя бы по нету. У меня в городе даже коллег по творчеству нету, чтобы поговорить. Людям не интересно искусство, говорят банально. Я себя чувствую как в пещере. Один. Ну я не переживаю, зато я один такой, я один такой, что вижу во всем красоту, палитру природы. А все вокруг как клоны одинаковы — деньги, деньги. Хоть мои работы и никто не покупает, ну и ладно. Они мои как дети радуют дома. Моя жена не понимает, зачем я трачу деньги на краски и все остальное, если прибыли нету. Я уже устал объяснять, что для меня это не главное. Я когда пишу, я отдыхаю, атмосфера другая, я в другом мире. Включаю музыку и улетаю, хотя работа забирает почти весь день. Пишу по 3 или 4 часа в день по вечерам. Работа мешает. Даже на работе во время обеда делаю эскизы карандашом. Все вокруг на работе говорят, глупец, про меня. Типа ну рисуешь и что? Лучше пойдём обсудим какую-нибудь игру в компе. Это они глупцы. Ладно, я побежал дальше работать, была минутка перерыва. Спасибо заранее”.

Давайте посмотрим на ситуацию со стороны. Творчество — потребность высшего порядка, что же предшествует ему? Конечно, потребность в пище, сне, продолжении рода, жилье и т.д., самовыражение где-то далеко после бытовых нужд.

Решая свои проблемы, далеко не каждая личность дорастёт до необходимости выражать себя творчески. Как следствие, те немногие, кто занят живописью, рисованием и другими видами искусства, часто чувствуют себя одинокими путниками на дороге жизни, заполненной голодными, неудовлетворёнными и т.д.

Из сообщения выше: “Людям не интересно искусство, говорят банально”. Вопрос, каким голодным людям? Тем, кто не имеет своей крыши над головой или тем, кто, как белка в колесе, старается на каждом круге бежать быстрей (вроде бы всё есть, но надо больше, дороже, вкусней?)

Люди, считающие искусство банальным, ничего в нём не понимают и не хотят понимать, потому что живут иными потребностями. Это не хорошо и не плохо — это их выбор, именно личный выбор. Кто бы чего не говорил, в современном мире у каждого есть возможность выбирать, например, играть в компьютерные игры или заниматься творчеством.

На всех не угодить, но если есть непонимание внутри семьи, близкие не поддерживают Ваше увлечение, будет трудно, так как наряду с творческими сомнениями Вам предстоит нести груз упрёков, нравоучений и прочей дряни.

Так или иначе, прежде чем всерьёз заняться любимым делом, следует навести порядок в тылу и донести всем, кто идёт с Вами по жизни, важность для Вас потребности творить.

Продолжение сообщения этого же автора:

“К дополнению хочу сказать. Просто жаль, что в моём городе не с кем поговорить даже как с художником, творческим, таким как я. Просто как фанаты футбола обсуждают и смотрят матч, а мы бы тоже собирались и говорили и критиковали, конечно. Но мне не с кем. Смотрел фильм недавно про импрессионистов, про Моне, Мане и др. Там они собирались, выпивали, делились впечатлениями, я завидовал. Я могу общаться только с самим собой. Чувствую себя обезьяной среди людей или наоборот, тут не важно. Просто хочется быть не одиноким в своём городе как художник”.

Наличие среды единомышленников и, конечно, более опытных художников — необходимый фактор для развития. Невозможно свариться в собственном соку, почерпнув всё недостающее из книг и видеоматериалов.

В начале пути важно видеть себя со стороны, в том числе глазами наставника, человека, способного указать на Ваши заблуждения и сократить путь к цели.

В современном мире информации все обо всём осведомлены, но, как только доходит до дела, беспомощны, если действуют, то по наитию, по интуиции, по случаю. Вопрос, куда делась Ваша осведомлённость? Если знаете, покажите результат.

Убеждён, знание равно опыт, то есть Вы на личном опыте что-то применяете и можете повторить неоднократно.

Ещё каждому творцу нужен зритель, перестаньте обманывать себя и окружающих, что Вы создаёте произведения исключительно для собственного удовлетворения. Одну-две работы можно выполнить с целью удивить себя. Всё, что будет делаться далее, предполагает стороннего зрителя и его оценку, от которой зависит уже Ваша самооценка.

Боли, заботы, переживания начинающего художника. Как лечить, как справиться с неуверенностью и сопутствующими трудностями?

Собственно, наличие или отсутствие сообщества единомышленников является главной болью начинающего художника, и здесь есть несколько причин. Первая: в небольших городах, сёлах попросту нет художников, не к кому обратиться за советом. Вторая: начинающему сложно влиться в коллектив маститых авторов, и это закономерно. Отсутствие опыта — пропасть, которую нужно преодолеть.

Не все привыкли трудиться, учиться, выслушивать критику, что-то менять в себе, поэтому даже наличие в городе художественной среды не всегда способствует росту начинающих художников. Кто-то просто обходит стороной профессиональные сообщества и примыкает к околохудожественным деятелям, которые будут всегда Вам рады, будут хвалить за любые заслуги и их отсутствие.

Точка роста каждого из нас лежит вне зоны комфорта. Если Вы думаете, что метод постоянного поощрения всего, что бы Вы не делали, есть способ вырасти как художник, то сильно заблуждаетесь.

Иногда, чтобы сделать качественный рывок, нужно сильно переформатировать своё мышление, а попытка удержаться за принципы и прошлый опыт будет якорем, тянущим ко дну.

Если обобщить сказанное, то мой совет: не замыкайтесь в себе, не думайте, что всё знаете, перестаньте утверждать, что Вам не дано и где-то есть более достойные заниматься творчеством по-настоящему. Не воспринимайте материальные блага как оценку Ваших трудов, именно потребность творить — та энергия, которая питает Вас и заставляет снова и снова заниматься созиданием, обучением, самопознанием.

Мы живём в современном мире, который даёт нам возможности общаться, невзирая на время и расстояние. Страницы блога — плод этих возможностей, а мой опыт и опыт участников обсуждений — ценный материал, доступный каждому здесь и сейчас.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по поводу сообщения, опубликованного мной. Возможно, Вы испытываете такие же трудности и видите их решение.