Быть художником — значит быть самим собой. Начинающий художник должен помнить — самое ценное, что у него есть — это он сам со своими текущими техническими проблемами, неумением, незнанием, но с твёрдым желанием выразить себя.
Если я скажу, что каждый творческий человек проповедует культ себя, своего видения мира, знания, опыта, свои ценности, свои откровения и заблуждения, то буду близок к правде.
Более того, я стану утверждать, что каждый претендующий на творчество самовлюблен, эгоистичен, не готов сдаться ни слабому, ни сильному, потому что искусство не троллейбус, уступать место здесь не принято, и вот почему.
Творческий человек, будто наседка, высиживает золотые яйца, выращивая своё “я” из плодородной почвы амбиций, нового опыта, побед и ошибок.
Нельзя даже представить себе творца, бросившего всё по причине внешних факторов, например, советов со стороны, осуждения, отрицания или даже абсолютного признания. Мотивация действовать находится не снаружи, а внутри. Нельзя просто взять и выключить Ваше желание выражать себя, нет таких кнопок, творчество — это потребность высшего порядка.
Публикую текст сообщения, адресованного мне, которое иллюстрирует суть сказанного ранее.
“Спасибо за советы и статьи. Увидел вас случайно. Многое прочитал. Я сам из Казахстана, стараюсь общаться хотя бы по нету. У меня в городе даже коллег по творчеству нету, чтобы поговорить. Людям не интересно искусство, говорят банально. Я себя чувствую как в пещере. Один. Ну я не переживаю, зато я один такой, я один такой, что вижу во всем красоту, палитру природы. А все вокруг как клоны одинаковы — деньги, деньги. Хоть мои работы и никто не покупает, ну и ладно. Они мои как дети радуют дома. Моя жена не понимает, зачем я трачу деньги на краски и все остальное, если прибыли нету. Я уже устал объяснять, что для меня это не главное. Я когда пишу, я отдыхаю, атмосфера другая, я в другом мире. Включаю музыку и улетаю, хотя работа забирает почти весь день. Пишу по 3 или 4 часа в день по вечерам. Работа мешает. Даже на работе во время обеда делаю эскизы карандашом. Все вокруг на работе говорят, глупец, про меня. Типа ну рисуешь и что? Лучше пойдём обсудим какую-нибудь игру в компе. Это они глупцы. Ладно, я побежал дальше работать, была минутка перерыва. Спасибо заранее”.
Давайте посмотрим на ситуацию со стороны. Творчество — потребность высшего порядка, что же предшествует ему? Конечно, потребность в пище, сне, продолжении рода, жилье и т.д., самовыражение где-то далеко после бытовых нужд.
Решая свои проблемы, далеко не каждая личность дорастёт до необходимости выражать себя творчески. Как следствие, те немногие, кто занят живописью, рисованием и другими видами искусства, часто чувствуют себя одинокими путниками на дороге жизни, заполненной голодными, неудовлетворёнными и т.д.
Из сообщения выше: “Людям не интересно искусство, говорят банально”. Вопрос, каким голодным людям? Тем, кто не имеет своей крыши над головой или тем, кто, как белка в колесе, старается на каждом круге бежать быстрей (вроде бы всё есть, но надо больше, дороже, вкусней?)
Люди, считающие искусство банальным, ничего в нём не понимают и не хотят понимать, потому что живут иными потребностями. Это не хорошо и не плохо — это их выбор, именно личный выбор. Кто бы чего не говорил, в современном мире у каждого есть возможность выбирать, например, играть в компьютерные игры или заниматься творчеством.
На всех не угодить, но если есть непонимание внутри семьи, близкие не поддерживают Ваше увлечение, будет трудно, так как наряду с творческими сомнениями Вам предстоит нести груз упрёков, нравоучений и прочей дряни.
Так или иначе, прежде чем всерьёз заняться любимым делом, следует навести порядок в тылу и донести всем, кто идёт с Вами по жизни, важность для Вас потребности творить.
Продолжение сообщения этого же автора:
“К дополнению хочу сказать. Просто жаль, что в моём городе не с кем поговорить даже как с художником, творческим, таким как я. Просто как фанаты футбола обсуждают и смотрят матч, а мы бы тоже собирались и говорили и критиковали, конечно. Но мне не с кем. Смотрел фильм недавно про импрессионистов, про Моне, Мане и др. Там они собирались, выпивали, делились впечатлениями, я завидовал. Я могу общаться только с самим собой. Чувствую себя обезьяной среди людей или наоборот, тут не важно. Просто хочется быть не одиноким в своём городе как художник”.
Наличие среды единомышленников и, конечно, более опытных художников — необходимый фактор для развития. Невозможно свариться в собственном соку, почерпнув всё недостающее из книг и видеоматериалов.
В начале пути важно видеть себя со стороны, в том числе глазами наставника, человека, способного указать на Ваши заблуждения и сократить путь к цели.
В современном мире информации все обо всём осведомлены, но, как только доходит до дела, беспомощны, если действуют, то по наитию, по интуиции, по случаю. Вопрос, куда делась Ваша осведомлённость? Если знаете, покажите результат.
Убеждён, знание равно опыт, то есть Вы на личном опыте что-то применяете и можете повторить неоднократно.
Ещё каждому творцу нужен зритель, перестаньте обманывать себя и окружающих, что Вы создаёте произведения исключительно для собственного удовлетворения. Одну-две работы можно выполнить с целью удивить себя. Всё, что будет делаться далее, предполагает стороннего зрителя и его оценку, от которой зависит уже Ваша самооценка.
Собственно, наличие или отсутствие сообщества единомышленников является главной болью начинающего художника, и здесь есть несколько причин. Первая: в небольших городах, сёлах попросту нет художников, не к кому обратиться за советом. Вторая: начинающему сложно влиться в коллектив маститых авторов, и это закономерно. Отсутствие опыта — пропасть, которую нужно преодолеть.
Не все привыкли трудиться, учиться, выслушивать критику, что-то менять в себе, поэтому даже наличие в городе художественной среды не всегда способствует росту начинающих художников. Кто-то просто обходит стороной профессиональные сообщества и примыкает к околохудожественным деятелям, которые будут всегда Вам рады, будут хвалить за любые заслуги и их отсутствие.
Точка роста каждого из нас лежит вне зоны комфорта. Если Вы думаете, что метод постоянного поощрения всего, что бы Вы не делали, есть способ вырасти как художник, то сильно заблуждаетесь.
Иногда, чтобы сделать качественный рывок, нужно сильно переформатировать своё мышление, а попытка удержаться за принципы и прошлый опыт будет якорем, тянущим ко дну.
Если обобщить сказанное, то мой совет: не замыкайтесь в себе, не думайте, что всё знаете, перестаньте утверждать, что Вам не дано и где-то есть более достойные заниматься творчеством по-настоящему. Не воспринимайте материальные блага как оценку Ваших трудов, именно потребность творить — та энергия, которая питает Вас и заставляет снова и снова заниматься созиданием, обучением, самопознанием.
Мы живём в современном мире, который даёт нам возможности общаться, невзирая на время и расстояние. Страницы блога — плод этих возможностей, а мой опыт и опыт участников обсуждений — ценный материал, доступный каждому здесь и сейчас.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по поводу сообщения, опубликованного мной. Возможно, Вы испытываете такие же трудности и видите их решение.
С интересом читаю Ваши статьи…..Многое черпаю из них для себя…..Никогда не задумывалась сколько людей занимаются творчеством…для одних это просто хобби для других самовыражение а еще это способ разгрузить свою голову от разных дурных мыслей)))
Согласна про необходимость общения. Технологии открывают весь мир. Кто ищет, тот находит, быстро или не очень, но постепенно то, что нужно, находится. Меняемся мы сами, растем, меняются и уточняются наши потрености.
Поддержки семьи и родных тоже пришлось добиваться, или для начала чтобы не мешали.
Слышала не раз в свой адрес такое «Как ты посмела выполнить эту картину?! У тебя нет диплома Художественной академии, ты что, кто позволил?» Вот так и познается истинное отношение человка…а художницы у нас в городе, куда я могу принести свой труд, смотрели, анализировали. Были и резкие замечания от более старшей, и со временем по другим картинам гораздо более приятные оценки от грамотных людей.
Желаю и верю, что каждый человек преодолеет свои трудности!
Спасибо за статью тем более я тоже с Казахстана и несмотря что живу в столице единомышленников мало но моя семья и друзья меня подерживают и даже некоторые работы мне удалось продать. хотя конечно хочется общаться с такими же творческими людьми.
Здравствуйте, Александр. Конечно, блог дает возможность общаться с себе подобными, и, как бы человек не был замкнут на себе и своих проблемах, через какое-то время становится интересным, что думают по тому или иному вопросу другие люди, другие начинающие художники.Сколько их. Пройдет какое-то время и обязательно из начинающих появятся профессиональные художники. Дефецит общения существует безусловно, и не потому только, что я- художник с большой буквы, а другие- ничтожества, но, наверное еще и потому, что художнику, особенно начинающему, очень трудно самому общаться не только с обычными людьми, но и спрофессионалами, которые многого добились. Вот лично мне всегда комфортно было и бывает только в детской среде, в безыскусной, доброй и честной и хорошо я чувствую себя и с такими взрослыми людьми, бывают иногда, поподаются.Время от времени я веду дневники, куда я записываю свои мысли. Дневник- это круто. Художник, который сидит внутри нас гараздо умнее нас самих и мне интересно с ним разговаривать, он как будто любит меня, заботится обо мне , ведет меня, является моим спутником. Это тоже выход.
Согласна, дневник-это тоже большая помощь себе, по своему опыту знаю)
«каждый претендующий на творчество самовлюблен, эгоистичен, не готов сдаться ни слабому, ни сильному, потому что искусство не троллейбус, уступать место здесь не принято» — это автор конечно же переборщил насчет каждого! Налицо личная проекция и юношеский максимализм
Здравствуйте, Надя! В этом году мне исполнится сорок лет. Когда-то давно в мои 13-16 мне тоже так говорили — это твой юношеский максимализм, с тех пор ничего не изменилось. Не исключаю, что в мои восемьдесят лет я буду слышать подобные комплименты. Поясните, с чем Вы не согласны. Вы не относите себя к творческим людям, либо Вы творческий, но не максимально?
Здравствуйте, дорогой Александр! Очень люблю читать ваши статьи, в них всегда есть веселая живая искорка, находящая отклик у многих людей. Но судя по комментариям, далеко не у всех, что вполне объяснимо — люди-то все разные. Как я понимаю, вы пишете для начинающих художников-профессионалов, а читают комменты в основном любители, для которых рисование и живопись — только хобби, увлечение в свободное от работы время, и далеко не все ставят себе задачу стать великим творцом. Поэтому «не уступать место в троллейбусе» для многих людей искусства совсем не актуально, как и конкуренция, ревность, «самовлюбленность, эгоизм и неготовность сдаться». Такую позицию занимают как раз максималисты. Кстати, ваши слова «творческий, но не максимально» тоже говорят об этой позиции. Что значит, по-вашему, «максимально творческий»? значит, есть люди «чуть-чуть или слегка творческие»?
Надя, это ошибка — желать угодить всем, я таких задач не ставлю и уже не раз писал на эту тему. Почему Вы решили, что комментарии читают любители, это Ваше субъективное мнение, как отношение к хобби, увлечению. И где Вы прочитали в моих текстах о том, что я призываю стать великим творцом? Я пишу для людей, увлечённых изобразительным творчеством, а кто они — любители или начинающие художники, желающие стать профессионалами, они решают сами. Почему сами? Потому что это личный выбор, каждый сам определяет свои цели и то, как он будет к ним идти. Ваша попытка определить мою позицию -это что, попытка оправдать собственную?
А я расскажу свою историю. Трудностей, описанных в статье, я не испытывала. В моём случае всё происходило в обратном порядке. У меня не было потребности общения с любителями искусства, живописи и т.д. Но было огромное желание выражать себя. И вот я выражала, выражала… и днём и ночью до умопомрачения. Пока не поняла, что хочу профессиональных знаний. И как только я это осознала, откуда-то с неба на мою голову свалился Александр Григорьев-Саврасов. Они там наверху и правда всё видят и знают о нас. Это точно! И вот ещё раз приведу в пример фразу из книги Остина Клеона, только в другом аспекте («Найди себя, закричи об этом и продолжай кричать на весь мир. Пока тебя не найдут те, кто тебя ищет(Дэн Хармон. Писатель и продюсер). Вот так в какой-то момент Александр почувствовал в себе писательские и педагогические способности, ему было , что сказать. Он «закричал» об этом. И его нашли те, кто его искал. И сейчас это общество единомышленников, коллег, любителей живописи, художников. К коим принадлежу и я. Кто ищет, тот найдёт. И
мне никогда не приходилось делать какой-то сложный выбор, о котором часто слышу. Я отказалась практически от всего в пользу живописи. Но это не было выбором. Всё происходило само собой. Поэтому мне наверное сложно понять людей, которые говорят о выборе, о нехватке времени и т.д. Я об этом никогда не думала. Пишу каждый день, но времени от этого у меня меньше не становится, как ни странно. Самой удивительно. И работаю, и дома всё делаю, как и все. И при этом очень много пишу. Просто мне нравится это больше, чем всё остальное. Ни критики, ни учёбы не боюсь. Только приветствую.
Оксана, доброй ночи! Меня зовут Джамиля. Я очень рада за Вас, что у Вас все идёт само собой))). А я каждое утро начинаю думать вот сейчас, сейчас займусь рисованием, и пока доходит дело до рисования я уже устаю. И вот так каждый день. Совершенно ни пойму как организовать свою жизнь.я искренне всем сердцем рада за Вас и вы за это Бога благодарите-это счастье!!!!!
Доброй ночи, Джамиля!
Как мне знакомы Ваши переживания… Но они остались уже далеко в прошлом. Не хватало времени, ничего не удавалось совместить (быт, воспитание, творчество…). Муж ворчал, обстановка накалялась, оставить живопись я не могла, но и сил на выяснения и на творчество становилось все меньше… Ведь домашних раздражало, прежде всего, нарушение привычного комфортного существования. Знала точно только одно — бросать любимое дело не буду ни за что, но и жертвовать ради него спокойствием близких тоже не буду. Вот тогда стала «изобретать велосипед» :). т.е. организовывать быт и все остальное. Планировала день буквально по минутам, сначала приходилось себя держать в «ежовых рукавицах», строго следя за выполнением намеченного, а потом становилось все легче и легче, только надо не откладывать домашние обязанности на потом во избежании аврала. К тому же сущ. множество способов оптимизации времени. И домашние стали относиться с уважением к моему делу, не дергая лишний раз. Они поддерживают, и радуются и помогают. И оказалось, что свободного времени так много!!! И все оно для меня любимой :). Простите, Джамиля, но может Вам стоит просто взять и Делать, может быть именно утром, без раздумий. Попробуйте, у Вас обязательно получится, куда Юлию Цезарю до нас, женщин! :)
Согласна, что любой творческий человек хочет оценки своему творчеству.И амбиций у творческих людей хоть отбавляй. Творчество требует общения, роста. Интернет в этом плане отличный помощник.
Добрый вечер Александр! От всей души благодарю вас за статью, очень понравилась. Я живу в Волгораде, и хотя город большой, чувствую себя одинокой как автор сообщения, которое вы здесь опубликовали. С раннего детства очень любила рисовать, особенно портреты, все обложки тетрадей и даже книг были в рисунках. Вот уже год как вышла на пенсию, все свободное время от дачи и от затяжного ремонта рисую в свое удовольствие.
Любовь, я тоже живу в Волгограде. Приглашаю Вас в нашу студию для взрослых «Солнечная улица». Мы все непрофессионалы разных возрастов. Вместе рисуем, пишем, ходим на пленэры, устраиваем выставки. Обсуждаем живопись и посещаем различные культурные мероприятия. Возраст самый разный от 20 до 70. Общаемся также с профессиональными художниками, потому что, как правильно пишет Александр, в живописи нельзя варится в собственном соку, так можно совсем запутаться. Если решите, мы будем очень рады. Найдите меня в Одноклассниках или вКонтакте (Белла Попова (Закирова), еще вКонтакте есть страничка студии «Солнечная улица.
Спасибо вам, Александр, за такие искренние и идущие из души статьи. Очень они поддерживают иногда в трудную минуту и помогают не сдаваться и идти вперёд. Очень созвучно мне письмо того человека из Казахстана. Волей судьбы я живу в чужой мне стране , хотя уже привыкла. В основном эмигранты заняты зарабатыванием денег,а на исскуство всем наплевать. Я живу в маленьком городке 50 тыс. населения. Из заведений где можно учиться живописи есть один курс в клубе за «бешеные» деньги на чужом языке. И надомные кружки для желающих порисовать вместе. Но даже на них я не могу записаться т. к работаю в это время. В клубе раз в полгода проводят выставку работ занимающихся в домашних кружках. Мне разрешили учавствовать. Я и этому очень рада. Дома первые пол года вообще не понимали зачем я рисую и трачу на это время. Муж возмущался зачем я рисую, если это нельзя продать.И никто не мог понять, что это для меня радость и отдых и уход в другую реальность от повседневных забот и проблем. Сейчас я учусь у Александра и рада, что меня окружают такие же увлеченные единомышленники участники курса. Теперь меня оставили в покое и наблюдают, что из этого выйдет. Обращаюсь ко всем — никогда, никогда, никогда не сдавайтесь! Спасибо вам за поддержку!
Александр, как всегда все более чем в точку пишете) Автора письма я очень понимаю, точно такая же проблема что даже поговорить об искусстве не с кем. Это мало кому интересно, и на факт о моем увлечении живописью вылупляются(пардон) как баран на новые ворота. А то и просто посмеиваются. Все это не особо приятно. И конечно же очень одиноко бывает, что вот все кучками о бытовом и футболе, а ты как белая ворона. Хоть я и не живу в маленьком городе. В одном мне повезло, муж поддерживает меня в моем интересе, и хоят сам изначально далек от живописи, но теперь не откажется на выставку сходить, или пусть и на уровне обывателя — но поговорить о искусстве, обсудить какое-то произведение.С друзьями, к сожалению, такого не вышло. Мне вот всегда удивительно-вокруг столько творческой мысли встречается, как в мелочах, так и в крупном, не говоря уже о произведениях искусства-все доступно, а поговорить иной раз не с кем)) В качестве решения… либо новичкам самим учиться объединяться по интересам, не дожидаясь заматерелости , либо в интернет-сообществах и блогах делиться))
Спасибо, Александр, за статью. Тема всем очень близкая, только по разному творчество влияет на жизни тех, кто им занимается. А ведь как себя преподнесешь своему окружению, так к тебе и будут относиться! У меня все просто — я люблю то, чем занимаюсь. И эта любовь передается всем, кто меня знает. И никто, ни разу ничем не упрекнул. Наоборот — гордятся. Желаю всем уверенности в себе и любви к своим работам, они как дети, всегда гордитесь своим трудом :)
Как это все до боли знакомо!!! И, конечно, же — несмотря ни на что — хочется бежать на пленэр, — как в магазин за покупками, когда глаза разгораются, хочется и этого, и того купить — и это все можно купить )) — шопоголики поймут о чем я )) — и так же — рисовать, рисовать, и это, и то — пробуя все и понимая, что получается ухватить частичку этого «сейчас» с собой, увезти в завтра как сувенир… Как это не может не быть источником движущей силы? Чтобы ни произошло, всегда есть этот диалог с натурой — и ты уже не одинок, у тебя уже есть… весь мир! А болезненная критика, пропасть между умением и неумением, все что угодно — это только колючки, которые досаждают, но не отвлекают на пленэре от работы, вот так у меня с творчеством и энергией, которая питает меня. Мне интересно пробовать изображать что-то, и если получается — радоваться, глядя на результат, вспоминать как на фото мгновения бытия. Зритель, вроде бы, как и не особенно нужен )). Но хочется же поделиться своей радостью, поэтому и нужен, все-таки.))
Сегодня просто найти в интернете арт-картинки. Но всё же они как осколки 2005-2010 годов. Чтобы открыть мир художников нужно подписаться на фейсбук и в конакте и искать там людей-художников. Открытых и не боящихся выставить свои работы на страничках своих. Конечно можно и копаться и мире интернета в гугле. Но хорошо быть с информированным искусством обычных художников Франции и Востока и Индии.
Спасибо за статью, Александр. А мне вот что подумалось. Ведь в подобных ситуациях у творческого человека могут и руки опуститься. Сказать, что раз никому не нужно, значит и мне не для кого творить. Вот палка о двух концах — вроде бы и для себя, а зритель и критика то все равно нужны. Любые. А он не смотря ни на что творит. И тут вспоминаются наивные художники, которые творили для души, а зритель и покупатель их полотен волшебным образом находились.
У нас город по средним меркам довольно большой. И круг художников обширный, со своими мастерскими, выставками, школами. Есть и учебные мастерские для любителей и начинающих. Их в основном организуют и опытные мастера и только что закончившие ВУЗы. У желающего познать и освоить навыки есть выбор, были бы финансы. Ну, тут кто ищет — тот обрящет. Только выбор в данном случае должен быть точен, чтобы учеба была у настоящего Мастера.
А когда не у кого учиться? Что делать? С этим столкнулась и моя подруга, которая живет в маленьком городке. Мы с ней в школьные годы вместе ходили на изостудию. Время прошло и сейчас там уже учиться не у кого. Все позакрывалось. А желание и страсть к рисованию в ней еще живет. Я посоветовала ей пойти на курс к Александру. И тут она столкнулась с проблемой — не могла купить в городе обыкновенный ватман. А с какой радостью она делилась своими работами, когда прошла этот небольшой курс у Александра!!!
Все таки, хорошо, что есть интернет. Он не дает зачахнуть Творцу внутри себя.
В моём маленьком городке есть группа художников, не очень именитых, но всё же. Я же, как себя называю, странная старушка, начала рисовать в 68 лет и конечно же у меня дефицит общения. И сама я понимаю, что местным мастерам не интересно раскладывать по полочкам мои ошибки в живописи. Этот барьер между нами мне не преодолеть. Я состою в группе у А. Жиляева, но там кроме классов почти никогда ничего не пишут и чувство одиночества тоже меня преследует, как и автора из Казахстана. Рада за тех, кто сумел влиться в процесс общения, я же пока в полном вакууме. Рисую около года, в контакте есть моя страничка и фото моих работ. Валентина Назарова.
Понравилось высказывание………….Если обобщить сказанное, то мой совет: не замыкайтесь в себе, не думайте, что всё знаете, перестаньте утверждать, что Вам не дано и где-то есть более достойные заниматься творчеством по-настоящему. Не воспринимайте материальные блага как оценку Ваших трудов, именно потребность творить — та энергия, которая питает Вас и заставляет снова и снова заниматься созиданием, обучением, самопознанием.
Не знаю как у них, в Казахстане, но у нас, в Беларуси творчество приветствуется на Ура! И не важно где и как ты рисуешь… главное что видно — человек из искусства. А в Беларуси жива фраза:»Красота спасёт мир». )))
Здорово,что у вас такой настрой в Беларуси)) Ценят созидателей)
Галина
Первый раз прочитала вашу статью и все комментарии об успехах и проблемах творческих людей. Александр, всё о чём вы пишите,
просто легло на душу. Именно сейчас, в данное время, мне было нужно услышать это- объяснение того, что происходит в мире,в сознании каждого человека ( и лично в моей) который, хотя бы пытается творить, делать что то, без чего жить не интересно-писать картины, писать стихи и т.п. Всё прочитанное,как анализ состояния души. Творчество, в чём бы оно не проявлялось-наркотик, без которого уже жить невозможно, что-бы не происходило вокруг.Спасибо Вам и творческих успехов всем.
Здравствуйте, Александр, спасибо за статью. Уточните только, пожалуйста, признаки «околохудожественных деятелей», которые «будут хвалить за любые заслуги и их отсутствие», чтобы мы знали их «в лицо».
Здравствуйте, Всеволод! Будет неправильно с моей стороны составлять фоторобот околохудожественных деятелей, к тому же полагаться на него — значит снимать ответственность с себя. Поиск учителей, единомышленников — это опять же личный выбор. Многим нужно определиться ещё на старте, чего именно они хотят получить. Если это арт-терапия, например, то не нужно ждать результатов, здесь процесс является самоцелью. Претендуя на знания, на творческое самовыражение, на авторский продукт, придётся преодолевать себя, а это всегда выход из зоны комфорта, иногда болезненный и неудобный.
Рисовать я начала очень поздно, сейчас мне 53 года, и я постоянно хожу в студию и рисую там с детьми (взрослые туда почти не ходят), и когда есть время пишу картины дома. Иногда продаю их по символической цене. И скажу — у меня есть амбиции стать хорошим художником. Главное, что окружающие меня люди относятся с пониманием к моему увлечению, которое, думаю, со временем перерастет в нечто значимое.
Уютно внутри собственного созданного за годы мирка. За прочными стенами практичности, лени и житейского опыта. Тесно, темно, но тепло и безопасно. Мы научились выбегать наружу за едой и прочим минимумом. Но на самом деле за пределами возведенных нами же стен есть все для осуществления мечты. Мы даже знали об этих возможностях когда-то, но не желая сталкиваться с непредсказуемыми погодными явлениями прочно забыли об этом. Но возможности никуда не делись. Они есть! Для каждого. Нужно только выйти и возможно обнаружить, что «дождя» то и нет. Правда никто и ничто не поможет нам покинуть эти стены, кроме нас самих.
Мне нравится блог. Читаю и смотрю много… и везде,где есть что-то интересное. Было бы не интересно — не стала бы читать. Александр делает СВОЁ дело — живо, откровенно. Он такой, какой ОН САМ ЕСТЬ. Соответственно, блог ЕГО и ЕГО мировИдения и МИРОПОНИМАНИЯ, плюс СВОЯ собственная жизненная позиция. Не обсуждаю и не критикую, просто ПРИНИМАЮ так, как есть. Что-то записываю на извилинах, что-то пропускаю. Но! В словах и действиях Александра всегда есть ИСКОРКА! Это оживляет и собственное мышление. Мы все — разные. Но ответственность художника (любого художника) за СВОЁ творение ни с кого не снимается. Что мы несём? Разрушение или созидание? Хотя и это условно. И если рушится хаос и созидается гармония, я снова «ЗА»!
Сейчас общение — это не проблема. В интернете много форумов и художественных сайтов, на которых можно найти и наставников и критиков и собеседников. Раньше да, такая проблема была, в том числе и у меня. Сейчас — нет. К тому же, чем больше опыта набираешься, тем меньше тебе нужны собеседники, больше — зрители.