Быть  самим  собой — это  мука!  Если  Вы  пробовали  что-то  сотворить,  как-либо  выразить  себя,  то  в  полной  мере  должны  были  это  испытать.

Приступая  к  творческому  процессу,  мы  хотим  быть  индивидуальными,  самодостаточными,  свободными,  но  что-то  происходит  не  так,  и  уже  в  процессе  работы  мы  ловим  себя  на  подражании  другим  авторам.

Кому  мы  подражаем?  Конечно  же,  известным,  признанным,  успешным.  Тем,  кого  принял  и  полюбил  зритель.  Почему  мы  это  делаем,  догадаться  несложно — во  главе  угла  наши  собственные  страхи,  никто  не  хочет  остаться  непонятым.

Каждый  творческий  человек  стремится  стать  востребованным  и  интересным  зрителю,  в  то  же  время  он  желает  быть  самим  собой,  здесь-то  и  кроется  конфликт.  Невозможно  одновременно  угождать  и  выражать  своё  собственное  я  без  оглядки  на  устоявшиеся  догмы.

maski

Вопрос  выбора  для  художника  неизбежен.  Будет  он  самим  собой  или  же  примет  правила  игры,  навязанные  обществом — решать  ему.

Давайте  представим,  как  бы  нам  всем  хотелось  заниматься  творчеством  или,  скажем  по-иному,  реализовать  потребность  в  самовыражении.

Неужели  каждый  из  нас  желает  быть  подражателем  и  копиистом?  Уверен,  это  не  так,  нами  движет  собственная  индивидуальность  и  желание  говорить  на  своём  языке.

В  первую  очередь,  мы  хотим  быть  понятыми  зрителем.  Это  укрепляет  веру  в  себя  и  в  то,  что  мы  делаем.  А  если  этого  не  происходит?

Публикую  заданный  мне  вопрос,  так  как  он  созвучен  теме  статьи.

“Александр! Хочу задать вопрос, на который не жду никакого срочного ответа, т.к. понимаю, насколько Вы заняты. И вообще, не представляю, как Вы всё успеваете. Ответьте, когда будете посвободнее. Я просто пытаюсь что-то анализировать. Мне это интересно так же, как и Вам. Я смотрю сейчас на свои работы с теперешним пониманием, взглядом. И работ, которые мне действительно нравятся, осталось очень мало (пара штук). И среди них мой вот этот натюрморт. И я не могу понять, почему его зритель не видит (на моей страничке). Ведь помимо того, что он выполнен грамотно (Вы комментировали, и я сама это вижу). Он же такой яркий! Я, когда смотрю на него, не могу оторваться. Отчего так? Неужели
оттого только, что он выполнен в таком стиле, далёком от реалистичного? А людям привычнее реализм всё-таки. Что Вы скажете на это? Может это оттого, что мне самой не близок реализм, он меня не трогает совершенно?”

Автора  беспокоит,  что  работа,  выполненная  им,  осталась  не  замеченной  зрителем.  Природа  переживаний  связана  с  тем,  что  данный  натюрморт  был  написан  без  оглядки  на  популярных  художников,  то  есть  автор  был  максимально  честен  с  самим  собой.

Каков  же  вывод?  Будешь  делать,  как  считаешь  нужным,  будешь  никому  не  интересен!

Звучит  страшно,  но  я  Вас  успокою.  Такая  формулировка  нежизнеспособна,  потому  как  на  любую  из  Ваших  работ  всегда  найдётся  благодарный  зритель.  Если  все  вдруг  не  бросились  Вас  хвалить,  то  это  ни  о  чём  не  говорит,  разве  что  Ваше  творчество  точно  не  попадает  в  канву  всеми  любимого  «сладкого».

Поясню,  под  “сладким”  я  понимаю  картинки,  сделанные  в  угоду  массовому  зрителю  и  не  имеющие  ничего  общего  с  индивидуальностью  конкретного  художника.

Мир  устроен  так,  что  кто-то  неизбежно  будет  сопереживать  Вашему  творчеству,  потому  что  чувствует  так  же,  как  и  Вы.  Конечно,  количество  поклонников  одного  художника  может  сильно  отличаться  от  количества  другого,  однако  качество  подобных  отношений  куда  важнее.

Я  уже  не  раз  говорил,  что  сам  всегда  делаю  выбор  в  пользу  подготовленного  зрителя  и  не  стремлюсь  понравиться  всем.  Думаю,  это  самая  эффективная  стратегия  для  художника,  если  её  можно  так  назвать.

Если  Вы  открыто  проявляете  свою  индивидуальность,  но  ничего  не  получаете  взамен,  причин  этому  может  быть  две.  Первая — индивидуальность  является  для  Вас  самоцелью  (подобный  случай  противоположен  желанию  угодить  всем),  а  вторая  заключается  в  нехватке  знаний.

Приведу  ещё  один  отрывок  из  переписки  с  тем  же  автором.

“Вот этими впечатлениями мне захотелось поделиться после прочтения одного комментария к Вашей статье. Девушка пишет, что год назад «списала» первую картину, вроде удачно получилось. Далее её рассуждения очень схожи с моими. Не знаю, много ли она написала за этот год, но я вдруг вспомнила себя.
Я тоже первую картину написала год назад. Но остановиться уже не могла. Писала в основном М/К, фото, репродукции… Это был какой-то кошмар. Я была настолько возбуждена, что у меня постоянно колотилось сердце, не хватало воздуха, не помогали никакие валерьянки и пр. И успокоиться я могла только у холста, начав писать. Поэтому у меня не было другого выхода. Начинала в 8-9 вечера, писала… писала… И в какой-то момент вдруг понимала, что очень хочу есть. Приходила в себя, смотрела на часы: они показывали, как правило, 5-6 утра. И это длилось беспрерывно месяца три (с февраля по апрель). Потом я вынуждена была зарегистрироваться в контакте, чтобы хотя бы попасть на сайт «Худсовета». До этого ни в каких соцсетях никогда не была. Какое-то время находилась в эйфории от посещения и участия в этом сайте. Но недолго. Стали закрадываться сомнения. Начало появляться разочарование в Игоре Сахарове, которым я поначалу восхищалась, как и все, и которому по-прежнему безмерно благодарна, т.к. заразил этим всем меня всё-таки, наверно, он. Окончательное разочарование произошло после прочтения его книги, когда я подумала: «Лучше бы я этого не делала…» И вот, представьте, когда на фоне всего этого я вдруг наткнулась на Ваши статьи. Это было спасением. А дальше Вы всё знаете… Слава богу, что не одна такая. Хотя обидно, что особо не задумывающихся гораздо больше. Поэтому Вам надо обязательно продолжать и развивать свою благородную миссию”.

Я  согласен,  что  особо  не  задумывающихся  гораздо  больше,  и  считаю  это  абсолютно  нормальным.  Важно  понимать,  что  нам  незачем  менять  мир,  наша  цель  как  художников — быть  честными  с  самими  собой  и  не  более.

Ваш  зритель  сам  Вас  найдёт,  но  не  забывайте,  что  для  этого,  как  минимум,  не  стоит  прятаться  за  семью  замками  и  зашторенными  окнами.  Используйте  все  доступные  возможности  для  продвижения  собственного  творчества.

Что  ещё  интересно  в  приведённом  мною  отрывке?  Автор  делится  тем,  как  она  работает.  “Начинала  в  8-9  вечера,  писала… писала.  Приходила  в  себя,  смотрела  на  часы:  они  показывали,  как  правило,  5-6  утра”.

Представьте,  это  говорит  человек,  который  совсем  недавно  взял  в  руки  кисти!  Вопрос,  что  нами  движет,  по  крайней  мере,  частью  из  нас,  причисляющих  себя  к  творческим  людям?

Желание  выражать  себя  и,  конечно  же,  быть  самим  собой!

На  самом  деле,  это  немало,  хотя  никак  не  связано  с  основными  человеческими  потребностями.  Один  мой  знакомый  недавно  сказал:  “Что  ты  с  этими  художниками  будешь  делать,  как  их  угомонить?  Пишут  картины  и  пишут,  никто  не  покупает,  не  выставляет,  мастерские  отнимают,  а  им  всё  до  лампочки!”

Знаете,  что  мне  хочется  на  это  ответить?  Желание  создавать,  творить,  иметь  возможность  высказать  своё  мнение  несопоставимо  ярче  желания  обладать.

Быть  самим  собой — мука  только  для  тех,  кто  подражает.  Вообще,  это  естественное  состояние  каждого  из  нас.  Не  поддавайтесь  мнению  большинства  только  потому,  что  так  думают  все.

Мне  интересно,  что  Вы  думаете  на  тему  «Быть  самим  собой»,  напишите  свои  мысли!