Быть самим собой — это мука! Если Вы пробовали что-то сотворить, как-либо выразить себя, то в полной мере должны были это испытать.
Приступая к творческому процессу, мы хотим быть индивидуальными, самодостаточными, свободными, но что-то происходит не так, и уже в процессе работы мы ловим себя на подражании другим авторам.
Кому мы подражаем? Конечно же, известным, признанным, успешным. Тем, кого принял и полюбил зритель. Почему мы это делаем, догадаться несложно — во главе угла наши собственные страхи, никто не хочет остаться непонятым.
Каждый творческий человек стремится стать востребованным и интересным зрителю, в то же время он желает быть самим собой, здесь-то и кроется конфликт. Невозможно одновременно угождать и выражать своё собственное я без оглядки на устоявшиеся догмы.
Вопрос выбора для художника неизбежен. Будет он самим собой или же примет правила игры, навязанные обществом — решать ему.
Давайте представим, как бы нам всем хотелось заниматься творчеством или, скажем по-иному, реализовать потребность в самовыражении.
Неужели каждый из нас желает быть подражателем и копиистом? Уверен, это не так, нами движет собственная индивидуальность и желание говорить на своём языке.
В первую очередь, мы хотим быть понятыми зрителем. Это укрепляет веру в себя и в то, что мы делаем. А если этого не происходит?
Публикую заданный мне вопрос, так как он созвучен теме статьи.
“Александр! Хочу задать вопрос, на который не жду никакого срочного ответа, т.к. понимаю, насколько Вы заняты. И вообще, не представляю, как Вы всё успеваете. Ответьте, когда будете посвободнее. Я просто пытаюсь что-то анализировать. Мне это интересно так же, как и Вам. Я смотрю сейчас на свои работы с теперешним пониманием, взглядом. И работ, которые мне действительно нравятся, осталось очень мало (пара штук). И среди них мой вот этот натюрморт. И я не могу понять, почему его зритель не видит (на моей страничке). Ведь помимо того, что он выполнен грамотно (Вы комментировали, и я сама это вижу). Он же такой яркий! Я, когда смотрю на него, не могу оторваться. Отчего так? Неужели
оттого только, что он выполнен в таком стиле, далёком от реалистичного? А людям привычнее реализм всё-таки. Что Вы скажете на это? Может это оттого, что мне самой не близок реализм, он меня не трогает совершенно?”
Автора беспокоит, что работа, выполненная им, осталась не замеченной зрителем. Природа переживаний связана с тем, что данный натюрморт был написан без оглядки на популярных художников, то есть автор был максимально честен с самим собой.
Каков же вывод? Будешь делать, как считаешь нужным, будешь никому не интересен!
Звучит страшно, но я Вас успокою. Такая формулировка нежизнеспособна, потому как на любую из Ваших работ всегда найдётся благодарный зритель. Если все вдруг не бросились Вас хвалить, то это ни о чём не говорит, разве что Ваше творчество точно не попадает в канву всеми любимого «сладкого».
Поясню, под “сладким” я понимаю картинки, сделанные в угоду массовому зрителю и не имеющие ничего общего с индивидуальностью конкретного художника.
Мир устроен так, что кто-то неизбежно будет сопереживать Вашему творчеству, потому что чувствует так же, как и Вы. Конечно, количество поклонников одного художника может сильно отличаться от количества другого, однако качество подобных отношений куда важнее.
Я уже не раз говорил, что сам всегда делаю выбор в пользу подготовленного зрителя и не стремлюсь понравиться всем. Думаю, это самая эффективная стратегия для художника, если её можно так назвать.
Если Вы открыто проявляете свою индивидуальность, но ничего не получаете взамен, причин этому может быть две. Первая — индивидуальность является для Вас самоцелью (подобный случай противоположен желанию угодить всем), а вторая заключается в нехватке знаний.
Приведу ещё один отрывок из переписки с тем же автором.
“Вот этими впечатлениями мне захотелось поделиться после прочтения одного комментария к Вашей статье. Девушка пишет, что год назад «списала» первую картину, вроде удачно получилось. Далее её рассуждения очень схожи с моими. Не знаю, много ли она написала за этот год, но я вдруг вспомнила себя.
Я тоже первую картину написала год назад. Но остановиться уже не могла. Писала в основном М/К, фото, репродукции… Это был какой-то кошмар. Я была настолько возбуждена, что у меня постоянно колотилось сердце, не хватало воздуха, не помогали никакие валерьянки и пр. И успокоиться я могла только у холста, начав писать. Поэтому у меня не было другого выхода. Начинала в 8-9 вечера, писала… писала… И в какой-то момент вдруг понимала, что очень хочу есть. Приходила в себя, смотрела на часы: они показывали, как правило, 5-6 утра. И это длилось беспрерывно месяца три (с февраля по апрель). Потом я вынуждена была зарегистрироваться в контакте, чтобы хотя бы попасть на сайт «Худсовета». До этого ни в каких соцсетях никогда не была. Какое-то время находилась в эйфории от посещения и участия в этом сайте. Но недолго. Стали закрадываться сомнения. Начало появляться разочарование в Игоре Сахарове, которым я поначалу восхищалась, как и все, и которому по-прежнему безмерно благодарна, т.к. заразил этим всем меня всё-таки, наверно, он. Окончательное разочарование произошло после прочтения его книги, когда я подумала: «Лучше бы я этого не делала…» И вот, представьте, когда на фоне всего этого я вдруг наткнулась на Ваши статьи. Это было спасением. А дальше Вы всё знаете… Слава богу, что не одна такая. Хотя обидно, что особо не задумывающихся гораздо больше. Поэтому Вам надо обязательно продолжать и развивать свою благородную миссию”.
Я согласен, что особо не задумывающихся гораздо больше, и считаю это абсолютно нормальным. Важно понимать, что нам незачем менять мир, наша цель как художников — быть честными с самими собой и не более.
Ваш зритель сам Вас найдёт, но не забывайте, что для этого, как минимум, не стоит прятаться за семью замками и зашторенными окнами. Используйте все доступные возможности для продвижения собственного творчества.
Что ещё интересно в приведённом мною отрывке? Автор делится тем, как она работает. “Начинала в 8-9 вечера, писала… писала. Приходила в себя, смотрела на часы: они показывали, как правило, 5-6 утра”.
Представьте, это говорит человек, который совсем недавно взял в руки кисти! Вопрос, что нами движет, по крайней мере, частью из нас, причисляющих себя к творческим людям?
Желание выражать себя и, конечно же, быть самим собой!
На самом деле, это немало, хотя никак не связано с основными человеческими потребностями. Один мой знакомый недавно сказал: “Что ты с этими художниками будешь делать, как их угомонить? Пишут картины и пишут, никто не покупает, не выставляет, мастерские отнимают, а им всё до лампочки!”
Знаете, что мне хочется на это ответить? Желание создавать, творить, иметь возможность высказать своё мнение несопоставимо ярче желания обладать.
Быть самим собой — мука только для тех, кто подражает. Вообще, это естественное состояние каждого из нас. Не поддавайтесь мнению большинства только потому, что так думают все.
Мне интересно, что Вы думаете на тему «Быть самим собой», напишите свои мысли!
Александр, здравствуйте! Я вам очень благодарна за ваши статьи. Вы знаете я читаю все ваши публикации и они мне очень помогают открывать свой мир и своё отношение к миру который нас окружает. Впервые я изобразила в образе птиц мудрость , бессмертие , вечность и доблесть. Но после ваших статей я решилась на написание картины — Время. Это как рождение ребенка. Сначала продумать сюжет, связь времен ,а потом муки творчества. Когда работа завершена, отношение к ней как к ребенку. Выстрадала, выносила, создала. И все это благодаря вам! Большое вам спасибо за то что вы есть! С ув. Людмила.
Комментарий девушки, который Вы приводите, мало вдохновляет. Игорь Сахаров её разочаровал… потом ещё кто-то разочарует…
Не люблю, когда об учителях так пишут…
Здравствуйте, Rimma! Я опубликовал этот комментарий, потому что считаю его искренним. Людям свойственно разочаровываться, но мне кажется, Вы не на том делаете акцент, по-моему высказанной благодарности больше, чем разочарования. Быть самим собой, значит быть искренним. Спасибо за отзыв!
Быть искренним — это большая глупость… Извините, можете не отвечать…
Не стоит извиняться, Вы имеете право на собственное мнение. Ответить мне всё же придётся, я не считаю искренность глупостью, хотя бы потому, что с Вами искренен.
Быть искренним — редкий дар, это одна из черт русского характера. Искренность непобедима. Это не просто слова, знаю. Извините, что комментирую.
Светлана, у человеческих качеств нет национальности! Среди американцев, к примеру, нет искренних людей по-вашему? А французы? А испанцы? Национальностью гордятся люди, которые из себя ничего не предстпвляют, себя не преодолевают, боясь трудностей и неудач. А прикрыться тем, что ты русский — не нужны для этого ни навыки, ни опыт поражений и т.д. Шопенгауэра почитайте на эту тему.
искренне можно заблуждаться, искренне можно втоптать другого человека в грязь, искренне можно предавать…
И самое сложное -искренне простить.
это не сложно тому, в ком чистота души… кто умеет любить ближнего своего…
… и любить!
Здравствуйте ! Читаю Вашу статью .когда у нас уже глубокая ночь и такое чувство ,что Вы поговорили именно со мной и что самое интересное ,что будто я ждала этого разговора ,подпишусь под каждой Вашей строчкой ,под каждым словом .прочла на одном дыхании ,большое спасибо ,многое в себе пересмотрю ,копировать действительно и надоело и по -русски сказать -осточертело ,надоели повторяющиеся сюжеты ,надо искать свое .
Здравствуйте, Нина! Вы ночью читаете, а я, бывает, ночью пишу. Рад, что мои тексты Вам близки. Знаете, я тоже заметил, если чем-то сильно увлечён, то подсказки приходят неожиданно и порой из самых разных источников. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Александр. Лично я думаю, что для самовыражения совсем не важно, какие учителя помогают этому научиться, у каждого человека можно чему-то научиться, если поставлена цель и ты знаешь, чему нужно учиться. Художник, учитель- это прежде всего человек, отражающий наш социум и свое отношение к нему и к природе, как к самому главному учителю. Немножко непонятно я выразила свою мысль, но так думаю.
Здравствуйте, Светлана! Да, Вы туманно выразились, но если Вы имеете ввиду, что можно исключительно самостоятельно постигать что-то, то ошибаетесь. Без грамотного толчка самообучение не что иное, как самообман. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Александр. Я имела ввиду различных художников= учителей, под влияние которых мы попадаем в процессе обучения. Конечно, учиться нужно всегда, оттачивать технику, мастерство и быть, наконец, настоящим художником. Но какое счастье, наверное, осводиться от этого плена и самостоятельно, свободно писать. И гордиться собой, и радоваться за себя- я сама, я сама! Конечно, развитие без других художников, невозможно. Знания приобретаются только в результате взаимодействия с другими людьми. Спасибо, общение с Вами приносит пользу и мне.
Спасибо большое! Как раз сегодня беседовали в чате с художниками по песку. Очень кстати. Отправила им для ознакомления. Александр,еще была затронута нами тема бизнеса и творчества. Тоже было бы интересно Вас послушать. Что значит, «для души» и «для денег»… Совместимо, нет… У всех свое мнение. Наверное, так и должно быть. Кто-то умеет совмещать, кто-то четко разделяет, кто-то даже близко не подпускает одну из позиций. Что думаете Вы?
Здравствуйте, Ляля! Подобная тема мною уже затронута ранее, вот ссылка http://grigoryevalexandr.ru/ckolko-ctoit-vasha-kartina.html, но если у Вас есть дополнительные вопросы, пишите. Спасибо за отзыв!
Возможно, эта девушка имела ввиду мой коммент… Кто знает сколько нас здесь таких, которые год назад первый раз списали картину и нам это понравилось. Я не писала взахлёб. Но писала. Как-то я решила написать «Цветы в голубой вазе» Ван Гога. В оригинале она испорчена лаком и некоторые цвета потемнели. Меня привлекло в ней то, как Винсент практически «чертами и резами» легко изобразил цветы. Именно этой простоте я и хотела научиться, да и сейчас хочу. Подготавливаясь к работе, и во время неё, я мысленно, в голове, называла картину «больной», из-за лака. Я решила изобразить цветы в тех цветах, которые они могли бы иметь первоначально, не претендуя на правильность. И приближаясь к концу своей работы, я начала заболевать, а, уже делая последние мазки, я заболела окончательно. Кто знает, случайность ли это была…
А разочарование происходит всегда, после сильного «обожествления». И этот закон работает не только с учителем и учеником, но и в обычной жизни тоже. А «обожествляем», то бишь возводим до ранга учителя или кумира, от занижения себя. Это как пружина, натянутая в одну сторону, когда-то она «полетит» в другую сторону. Сейчас проходит серия бесплатных МК вебинаров на разных ресурсах, и каждый раз видишь, как периодически в чате пишутся лощёные комментария. Для меня они фальшивы. А кто-то так живёт… И каждому своё.
Здравствуйте, Екатерина! Мне понравился Ваш образ пружины, натянутой в одну сторону. Я с Вами соглашусь и хочу добавить — не стоит создавать кумиров, переходить на личности, я и себя имею ввиду, в первую очередь. В какой- то мере преклонение перед кем-либо — признание собственного бессилия, а я в бессилие не верю. У всех есть возможности, к сожалению, не все их используют. Спасибо за отзыв!
Быть самим собой — счастье! Только не у всех получается… А редкие минуты осознания, ощущения — Я есть! лелеешь как лучшие минуты жизни. А фальшь в словах, в интонации, во взгляде и т.д. и со мной случается часто. Опыт подсказывает — надо ждать и наблюдать, суметь вовремя затормозить, не сказать «сладкого», но и не обидеть той «искренностью», которая фальшива. Просто идшь к счастью быть собой и присоединяешь части, складываешь узор, свой собственный, своей личности. Смотришь на свои творения как мать на детей и думаешь: «Ну вот, такая я мать, такой я творец!» И — радуешься своим детям-творениям.
Спасибо за статьи, Александр.
Здравствуйте, Александр!
Очень актуальная для меня тема в данный момент. Я чувствую, что мне как раз этого и не хватает — быть самой собой. Мне хочется писать ярче, живее, но на деле как будто внутри стоит барьер, который не дает мне раскрыться. Я знаю о противоположных цветах и усилении ими друг друга. Но даже если я и начинаю писать ярко и живо, рука сама потом все сглаживает и усредняет. Не успеваю я и глазом моргнуть, как опять средненько и скучненько… Немного сумбурное описание, но четче я пока выразить свои мысли не могу))
Здравствуйте, Анна! Вы сами ответили на свой вопрос. Внутри стоит барьер, который не даёт раскрыться. По-другому барьер — это страх неудачи, нехватка опыта и знаний, которых никогда не бывает достаточно. Но Вы же понимаете, что, будучи уверенной в результате, Вы победите эти временные трудности. Спасибо за отзыв!
Александр, спасибо за поддержку! Вы, как мудрый наставник, уверенной рукой ведёте через все живописные тернии, моря и океаны. Я в полном восторге от двух Ваших курсов и с нетерпением жду третий — «Семь ступеней к творчеству -иди и рисуй». Уверена, он поможет мне преодолеть внутренние барьеры. Это наверное, самая сложная часть искусства живописи — творчество. Я счастлива, что на моем жизненном пути встретился такой учитель, как Вы!!
Анна! Мне кажется, преодоление этого самого барьера, о котором Вы говорите, — это признание себя немножко «чокнутым»( в хорошем смысле). Каковыми и являются в большей или меньшей степени все творческие люди, хотя бы потому, что прилюдно
обнажаются. Видимо это Вас и пугает. Это же касается и искренности, о которой спорилось выше. Всё взаимосвязано.
Оксана, несомненно Вы правы! Раньше мне мама постоянно время говорила, что надо рисовать цветочки, только они нравятся людям (сейчас она уже рукой на меня махнула), а бабушка вторила ей в ответ: «Доченька, это же никто не купит»… Под гнетом таких программ сложно оставаться самой собой. Конечно, говорить в тридцать лет о влиянии родительских установок немного смешно, пора избавляться от всей этой шелухи. Но сделать как всегда сложнее, чем сказать. Видимо очень глубоко сидит все это в подсознании. Будем работать))
Хорошую тему Римма подняла- «Искренность и глупость»! Каждому хочется быть искренним с собой и другими. Да это просто необходимо, как воздух.. Но вот поделишься с кем-то о наболевшем, сразу мысль:-«Вот дура, лишнего, наверное, сказала..».. Где та грань… То же самое и в творчестве…
А вот это уже каждый и решает для себя сам, переступать ему эту грань или нет, вне зависимости от того, что о нём подумают. И складывается это из очень очень многого…
И ещё добавлю: Вы сами себе противоречите, говоря, что «это необходимо, как воздух». Но Вы ведь не живёте без воздуха. А если можете жить без искренности в жизни и в творчестве, значит не настолько Вам это необходимо.
Оксана, я ведь и говорю именно о ПРОТИВОРЕЧИИ…И как раз пишу о том, что бываю слишком искренна. сама себя ругаю иногда..Часто с москвичами общаюсь.. Большинство из них «застегнуты на все пуговицы», а вот люди из провинции открыты… Однажды с французом познакомилась (по работе), профессор Сорбонского университета, удивилась, какой открытый человек..легкий в общении. Интересная тема…
Здравствуйте, Янтарная! И правда тема интересная. Я всвязи с этим вот ещё о чём подумала. А что всех нас, кому интересен блог Александра, изначально привлекло в его статьях (иногда до мурашек по коже). Не та ли самая искренность, которой нам всем по-видимому так не хватало. И вот заметьте: мы, глядя друг на друга, сами становимся более искренними. Это как хороший вирус. И может быть мы с Вами даже сможем изменить мир! (Ну это я уже шучу, конечно)
Согласна с вами… Именно так. Я тоже ловлю себя на мысли,что нигде больше нельзя так откровенно пообщаться. не боясь быть непонятым с»собратьями по перу», лично мне катастофически не хватает такого общения.. Обычное мое окружение смотрит на меня , как правило, с легким недоумением, какой такой «ерундой»(живописью). я занимаюсь…?
Здравствуйте, Александр!
До нас никак не дойдет, что важно быть самим собой. Хочется быть увиденным и оцененным. Страх — а вдруг не поймут? не оценят?….сделаю ровненько и «вылизанно» чтобы понравилось другим…
Как это угнетает, напрягает…убивает творчество в себе.
Очень близки ваши слова «нужно быть собой»….прям хочется их постоянно видеть перед глазами, вбить в свою голову эту мысль..
Сейчас то ли время такое,.. то ли мы такие,..влияние общества, интернета, телевидения.. Все хотят получить «лайки», быть успешными, узнаваемыми, преуспеваемыми, известными… Разбиться в доску, но получить одобрение….как бальзам на душу. Возможно я так вижу, потому что сама такая…и вижу вокруг все в этом цвете.
Проходит время,..»лайки» забываются,..смотришь на свою работу и нет удовлетворения. Потому что сделана она не от души, а для одобрения общества..
Ваша статья, как глоток воздуха (как всегда впрочем!), каждое предложение, слово…прям в душу! Спасибо за каждую статью. Моральная поддержка каждого из нас… То пинок получишь, то озарение :-)
«Быть самим собой» — очень философский вопрос. Мы живем в мире социума и общение — неизбежно. Конечно с пеленок в нас заложена поведенческая реакция: «угодил ближнему — молодец». А вот остался ли ты при этом самим собою? Вопрос. Мне кажется истинное творчество (в чем бы оно не выражалось) только там, где ты искренне выражаешь свой внутренний мир, или свое отношение к окружающему тебя миру. И вопрос отношения к твоему творчеству окружающих занимает одно из последних мест.
Спасибо, Александр, за Ваши статьи, которые не дают нам, Вашим читателям, мирно почивать на своих иллюзорных лаврах и заставляют нас двигаться и «в глубь» и «вперед» ))..
В учебных работах по домашним заданиям, который Вы нам задаёте, Александр, я перепробовала разные техники, подражая тем или иным общепринятым Мастерам. И поняла, «быть собой» для меня — это тщательная проработка («делание») всех элементов и планов картины! При этом замечу, что я не пишу «от куска», а веду всю работу по кругу,как Вы нас учите, просто я вновь и вновь бесконечно возвращаюсь к вылизыванию всех элементов, всех деталей, до тех пор, пока не посчитаю приемлемым для себя результат. И это — такой кайф для меня. Да, я не современна в своём стремлении к гладкописи; да, мне самой нравится небрежность, растрёпанность и смелость мазка; да я вижу, что мои старомодные потуги к «сделанности» не очень-то одобряются Вами. Но зато — я искренна в своём творчестве, писать таким образом — мне близко по характеру. Характеру перфекциониста.