Изобразительное творчество — это своего рода стриптиз. Вы открываетесь перед зрителем, а он, в свою очередь, любуется Вашей наготой. Как бы Вы при этом не прятали своё истинное я, у Вас нет шансов обмануть зрителя.
Конечно, это образный пример, и голым Вы предстанете не в прямом смысле, но то, что Вы при этом чувствуете, во многом схоже. Хотите Вы этого или нет, доверяя свои переживания листу бумаги, холсту, Вы доверяете их и зрителю.
Каким будет Ваш зритель — чутким, тактичным, внимательным или грубым, насмешливым, саркастичным, будете Вы краснеть перед его взором, или Вам будет безразлично?
Всё это волнует начинающего художника в полной мере, так как он ещё не научился не обращать внимание на колкие замечания и насмешки, у него не выработалась защитная реакция, он всё принимает близко к сердцу.
Согласитесь, Ваша нагота рождает неприятные чувства в то время, когда все вокруг закутаны в тяжёлые одежды. Хочется спрятаться, убежать, но желание быть понятым, услышанным борется с необходимостью быть как все.
Вы наблюдали, как иногда реагируют на замечания будущие художники? Они будто ёжики ощетиниваются и смешно, по-детски пытаются защитить свои творения, либо просто перестают Вас слышать, замкнувшись в себе.
Вы не задумывались над тем, что творчество — это ещё и мужество открыться миру, высказать своё мнение, донести мысль.
Многие считают, что художник тот, кому природа подарила талант рисовать, и вот он рисует кошечек, цветочки, морские пейзажи и т.д.
Да, действительно, многие так и делают. Во-первых, потому что боятся быть непонятыми, во-вторых, им просто нечего сказать. Я сейчас не о том, что каждый должен ставить своей целью эпическое полотно, отнюдь.
Чтобы побороть штампы, увидеть мир своими глазами и рассказать об этом, нужны мужество и, конечно, знания.
При их наличии собственная нагота Вас не будет пугать. Это почти как со страхом темноты — как только Вы включите свет, страх исчезнет.
Знания — это свет, выбирайте сами, как будете творить Вы, в темноте или в свете знаний.
Я благодарен своим читателям, которые живо откликаются на мои статьи, пишут комментарии на блоге, но я также много сообщений получаю и из соц. сетей. Хочу привести отрывок из одной переписки. Я не называю здесь имени и фамилии автора по понятным причинам, впрочем, это неважно.
Я никогда нигде не училась рисовать, для меня это терапия…. но столкнулась с проблемой цвета — есть, где почитать, какие цвета лучше воспринимаются глазу? Я стираю всё, что рисую…а тут мне понравилось, что удалось передать мою идею легкости одним мастихином! Я оставила — и понеслось: «о,ужас!, кошмар, фууу…. невероятно отталкивающий цвет лица!» и т.д……я, просто, хотела донести цвет обескровленной кожи на грани жизни и смерти…. есть какие-то прописные истины? чтоб не выслушивать, какая я ненормальная психопатка? ))))) Заранее благодарна, за любой ответ!
Эта статья — развёрнутый ответ моей читательнице и всем, кого волнует данный вопрос.
В её тексте ключевые слова — это «чтоб не выслушивать, какая я ненормальная психопатка». Именно так болезненно человек реагирует на реакцию зрителя в начале своего творческого пути.
Автора можно понять. Он искренне рассказал свой сюжет, свои переживания, он открыт перед зрителем, а значит, наиболее уязвим. Вместе с тем он хочет быть услышанным, он ищет внимания.
Есть два пути: в одном из них Вы угождаете зрителю, а в другом Вам понадобятся мужество и знания.
Многие выбирают первый вариант, и это нормально. Человек в подавляющем большинстве старается идти по пути наименьшего сопротивления, отсюда такое несметное количество кошечек и цветочков. Мы хотим, чтобы наши творения нравились зрителю с первого взгляда.
Если же выбрать вариант под номером два, дорога будет тернистой, будет значительно меньше восхищённых вздохов у любителей простых решений, будет много непонимания, но всё это окупится с лихвой.
Художник, имеющий свой собственный взгляд на обыденные вещи, обладающий уникальным авторским языком, всегда интересней тех, кто подражает реальной картинке, но это далеко не главное.
Что же главное? Конечно, оставаться самим собой! Отвечаю на заданный вопрос: читательнице следует поступить так, как она этого хочет, нет нужды угождать публике.
Если кто-то думает, что так можно остаться непонятым гением, то он сильно заблуждается!
Непонятым Вы будете только в одном случае — если для реализации Ваших идей Вам не хватит собственных знаний, а это ресурс восполняемый и всем доступный.
Простыми словами, поступайте так, как считаете нужным, Вас не должно беспокоить чужое мнение, даже если это мнение большинства. Быть в гармонии с самим собой куда важнее, нежели в гармонии со всеми.
В тексте моей читательницы есть ещё вопрос на тему цвета и его восприятия. Интереснейшая тема! Думаю, я посвящу ей не одну статью, здесь затронем вкратце.
Уверен, не все из Вас понимают, что значит в живописи белое на белом. Более того, не понимают и многие из тех, кто такие приёмы использует в своём обучении.
Белого цвета в живописи не существует, как не существует его и в природе, не существует и всех остальных цветов в чистом виде. Как же быть, если мы видим объект белым и желаем его написать, например, снег?
Цвет предмета состоит из собственного цвета и цвета окружающей среды, то есть рефлексов. Следовательно, цвет снега — это цвет окружающей среды, рефлексов неба, находящихся рядом различных объектов, освещения и т.д.
Вопрос: чем же Вы будете писать снег?
Ответ: цветом окружающей среды! Именно цветом, то есть Вы не просто смешаете чёрный с белым и замажете всё серым, а передадите всю гамму оттенков как губка впитавшего в себя цвет снега.
По аналогии с восприятием звука, развитого у музыкантов, восприятие цвета не менее важно для живописца, далеко не все таким восприятием обладают.
Возвращаясь к заданному вопросу, если взятый Вами цвет отвечает поставленной задаче, значит, Вы на верном пути.
Прописных истин, к примеру, «цвет лица мы пишем заданным цветом, и только им», нет и быть не может. Будьте убедительны в замысле, реализуйте поставленную Вами задачу, и Вы обязательно найдёте своего зрителя.
Подведём итоги. Не так страшно белое на белом, как его малюют, и, конечно же, Вам следует » раздеться»! Быть искренним — страшная сила, этот приём посильнее технических фокусов и многих чудо-техник. Не забывайте про знания, которых Вам не хватает, учитесь, занимайтесь самообразованием.
Расскажите, испытывали ли Вы подобные чувства наготы перед зрителем, как Вы с этим боретесь, возможно, у Вас есть свои приёмы. Не исключаю, что будут и те, кто со мной не согласен. Пишите, мне это интересно.
Жду Ваших комментариев!
О, как трудно быть самим собой в искусстве…. И быть таким как все, тоже трудно…. Прямо какая то шизофрения в творчестве…..
Здравствуйте, Мила! Согласен с Вами, сидеть на двух стульях трудно, в особенности, если один из них — шаткий табурет. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Александр, спасибо большое за Ваш блог, много интересного и полезного нашла для себя. Полностью согласна с Вашим высказыванием «Вам следует раздеться». Вот у меня как раз и есть эта проблема: не могу полностью раскрыться и боюсь непонимания со стороны зрителя. Я с детства люблю рисовать, есть какие-то задатки, даже в ВУЗ поступила (педуниверситет им. М.Танка в Минске), что бы хоть как-то быть ближе к изобразительному искусству. Но поняла, что когда я рисую что-то произвольно, мне легче, чем выполнять учебную работу на какую-то тему. Наверное это из-за того, что учебная работа будет оцениваться опытным преподавателем и у меня уже перед началом выполнения рисунка появляется скованность. Вуз, слава Богу, закончила и теперь имею возможность расслабиться немного:) Рисую только для себя, но конечно же хочу повысить свой уровень, выработать свой почерк.
Здравствуйте, Ольга! Сейчас у Вас есть возможность заниматься самообразованием. Можно обойтись и без ВУЗа, но показывать свои работы и выслушивать критику Вам необходимо, иначе будете топтаться на месте. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Александр! Да, испытывала подобное. В частности, когда одна из моих иллюстраций получила отклики читателей рассказов и ни одного положительного. Конечно было неприятно, что там говорить. Как я с этим борюсь?… Продолжаю рисовать дальше.
Не помню кто сказал: «Если меня не понимают люди это еще не самое страшное, но, если я сам себя перестану понимать — вот это будет беда». Большое спасибо за статью, Александр!
Спасибо, Александр! Ваша статья очень помогла в этом не простом вопросе. Успокоила и поддержала все внутренние сомнения и комплексы. Добавила уверенности и даже поставила некую защиту. Благодарю Вас.
Здравствуйте, Александр! Целиком и полностью согласна с каждым словом. Да, и я такое испытывала не раз, к этому действительно надо привыкнуть. Более того, вот сейчас, прочитав Вашу статью, я открыла для себя одну вещь. Кошечки и цветочки могут появляться еще по одной причине: нежелание говорить. Не «не о чем», а «не разденусь». И все тут. Может, и есть о чем, но не хочется. И причин этого «не разденусь» великое множество. В том числе и психологические, и социальные. Но это дебри, конечно. В любом случае, «раздеваться» — это большая работа над собой. Но без этого никуда, кошечек и цветочков слишком много)))
О, я сейчас к этому «раздеться» только начинаю подходить… Оказывается, нам с детства внушили столько штампов, что «раздеться» это надо еще и суметь! Лично я испытала поистине великолепное чувство, когда нарисовала в пейзаже землю фиолетово-розово-сиреневым, а в натюрморте белую занавеску — бирюзовым… Вспоминаю сейчас, аж дух захватывает от такой «наглости»! Мне кажется, что если творчество приносит настоящее удовольствия и к этому ещё и знания прилагаются, то «раздеваться» не так-то и страшно!
Александр, добрый день. С большим интересом читаю Ваши статьи. Соглашаюсь, конечно. Вы, кроме того, что человек умный, думающий, но, ещё, и очень позитивный.
Я о цветочках. Не в защиту( они в этом не нуждаются, нишу свою занимают крепко). Я о том, какое место цветочки занимают в моей живописи…
Много теории. Нет уже времени растягивать на годы понимание законов и приёмов в живописи. А нужно теорию совместить с практикой, без неё никуда. я пишу цветочки, отрабатываю на них знания по композиции, Свето-тени, тепло-холодности, да, по сути многое… Помести белый цветок в окружение зелени и цветочков другого цвета, плюс ВАЗа, плюс стол( например). Вот и получается задача со многими неизвестными: тени, их глубина, рефлексы ит всего окружения.
Для меня в пейзаже проще сориентироваться с перспективой и объемом, чем в букете. Но я учусь. Учиться можно, ставя перед собой самые разные задачи. Главное получить результат, теорию совместить с практикой, понять принципы и приёмы исполнения. Я не пишу о раздевании. Для меня этот вопро, пока, не стоит. Образно: для меня, чтоб раздеться, нужно тело своё привести в надлежащий вид. Поэтому , пока работаю , учусь. Почувствую, что ДА! -готова, тогда…
Это про себя, конечно. Каждый имеет право на своё мнение. Это моё. Не устраивать стриптиз на забаву)))
Добрый вечер. Я самоучка, так сложилось. Я согласна, слушая всех подряд, можно потерять себя. Я слышу всех, но слушаю тех, кто может меня научить. Я учусь. даже у своего ребенка). Но очень прислушиваюсь к мастерам живописи, классикам живописи. Остальные мне не мешают.
Здравствуйте Александр! Вы очень добрый человек и художник! Эти качества, особенно вместе, не так часто встречаются! И Вам в очередной раз Браво! Действительно очень хочется чтоб твои работы увидело как можно больше людей и в тоже время страшно, если будет не хорошая оценка. Действительно, как у маленького ребенка, может быть реакция на высказывания. Когда-то давно, я ещё была подростком и мою работу увидела художница — монумерталист, член Союза художников и для меня на тот период ОЧЕНЬ внушительная личность! Так вот , она , посмотрев мой рисунок, сказала ,что мне лучше этим не заниматься…по ее мнению это было не талантливо….и я , поверив, …оставила на много лет рисование наяву и все время рисовала в голове…. А потом спустя какое-то время, я случайно наткнулась в Комсомольской Правде на фотографию монументальной работы одного американского художника сульптора…это была работа практически точно такая же ,только в скульптуре на стене , как и работа моей знакомой художницы -монументалиста! Я была в шоке! И тогда я поняла, что оценка твоей работы может быть разной, мало ли какое настроение и какие мысли у того кто смотрит на работу, какой уровень внутреннего развития у смотрящего, если ты готов показать свою работу, это уже шаг вперед . И если суждено выкладывать на лист свои мысли, то никуда от этого не денешься
Здравствуйте, Анна! Всем страшно показывать своё творчество, даже маститым и титулованным, как бы этого они не скрывали. Вы правы, не ко всем критикам следует прислушиваться, здесь действительно важно то, насколько они образованны. Спасибо за отзыв!
Белое на белом, а черное на черном?
Здравствуйте, Светлана! Если Вы внимательно читали мою статью, то должны были увидеть общее между белым на белом, чёрным на чёрном, красным на красном и т.д.
Здравствуйте, Александр! Да, я с интересом читаю Ваши статьи, нахожу отголоски в собственных мыслях. По поводу «Раздеться» — эта тема для меня не существует, хотя я может не согласна с Вами, да и не только . Я считаю, что художник это звучит гордо, рядиться в белые одежды — благородно, художник призван все-таки вести за собой людей, но жизнь многообразна, в ней есть все: цветные лоскутья каждого дня, красный атлас любви, черные платья горя, ярко — синие балохоны дружбы. Художник, каким бы искренним он не был, играет определенную роль в обществе, он артист, а артисту нужен костюм, не может же «Король» быть «голым».
Здравствуйте, Светлана! Может Вы со мной не согласны? Впрочем, это Ваше право, я уважаю отличные мнения. То, к чему призван художник — вопрос философский. Следуя из Вашего комментария, Вы художнику отводите роль революционера. Согласен, в истории таких примеров достаточно. Пусть художник сам решит, кем ему быть, и призвание своё выберет сам. Говоря Вашими словами, бояться наготы — удел шута, королю скрывать нечего. Спасибо за отзыв!
Эта тема сложна для меня,это сегодня не мой уровень владения материалом. И ,судя по написанному, со мной многие. Художник-это путь,и еще надо сильно постараться, чтобы вообще что то сказать . Поэтому рисовать цветочки самое то,с чего то надо начинать! Другое дело надо ли показывать? Художнику вашего уровня,посвятившему всю свою жизнь этому делу ,конечно же важно признание ,понимание,успех,а мне до этого состояния бежать и бежать сломя голову…Поэтому! Получаю удовольствие даже от такого скудного,надеюсь не безнадежного процесса,пока ничего,никому не собираюсь особенно рассказывать,возможно и нечего/ и это не зазорно ,уж лучше при знаться себе/ Ну я точно не новатор,и скорей всего им не буду никогда! А просто повторяльщик,каких много. Вот всем бы нам профессионализма побольше,учителей хороших,тогда может и было бы с чем обнажаться.А с другой стороны так много всякого мусора,что лучше бы обнажались избранные,действительно талантливые художники.
Интересная тема. Как в музыке и пении, художество обнажает. Я 20 лет пишу стихи, музыку, играю и пою. Рисую (именно рисую, пока не пишу) только 9 лет. Хочется отметить — везде одно и тоже! Критика — это акт непонимания. Плюс в том, что человек пытается вас понять, но еще не понял. Так дайте ему эту возможность. Без тени обиды в голосе — НИЧЕГО страшного в критике нет. Вы показали сокровенное, а вас не поняли? Браво, может вы новатор, или один на миллион с таким видением))))) И не надо копировать поведение слабых людей обижаясь и доказывая с «пеной у рта»!
Начните например так: «Я вижу…; обратите внимание на эмоцию…; а как цвет играет при разном освещении…» Вы имеете прекрасную возможность показать свой внутренний мир. А если вас не поняли, это не означает убогость вашего мира, а скорее богатство. Мой муж дальтоник, но я не могу обижаться на него за то, что он не видит красного и желтого. Просто я вижу больше. Тот кто тоже видит больше, меня поймет. Всем творческих успехов!
Когда показываю свои картины, то совершенно не чувствую, что я при этом раздеваюсь. А может я и не раздеваюсь? Может это раздевание — это иллюзия?
Здравствуйте, Алексей! Конечно, это иллюзия, мы же с Вами говорим образно, но тема нашей беседы о том, как выразить себя, то есть раскрыть наш внутренний потенциал. Если наше произведение содержит лишь часть целого, а именно ремесло, то и интерес зрителя к нам будет частичен. После того как зритель разгадает загадку, как это сделано, то потеряет всякий интерес. И наоборот, будет возвращаться бесконечно к нашему творчеству, если мы при этом не станем подражать кому-либо, не договаривать, заниматься украшательством, то есть попросту будем честны. Спасибо за отзыв!
как своевременная Ваша статья!!!!!!!!
Много лет жила с мыслью: выйду на пенсию — буду рисовать. Почему не раньше? Отговорки — не хватает времени, негде и не у кого поучиться, а что скажут, если не будет получаться… Поэтому рисую недавно. Все, что привлекло внимание. Конечно, не хватает знаний и элементарных навыков. Но взяв в руки кисть, понимаешь, что ты и видеть начинаешь по-другому, замечать, чувствовать иначе. Для меня это ощущение внутреннего обогащения каким-то особым знанием важнее и дороже, чем оценка или мнение окружающих.
Показывать свое творчество — часть учебного процесса, я стараюсь показывать как можно больше, и стараюсь отбирать для показа разные вещи — разные по удачливости исполнения (на мой взгляд ) в различных аспектах, (например: где скучно по композиции, где сюжет не внятен, где цвет ушел) — но в целом эти неудачливости (опять же, на мой взгляд) не портят впечатления в общем, и в этих работах есть свои «изюминки,» из-за которых эти работы мне дороги (опять же на мой взгляд). И, удивительно, разные зрителям нравятся разные работы из одних и тех же показанных. Среди зрителей есть и мои педагоги, у которых некогда училась в учебных заведениях и до сих пор поддерживаю связь, и друзья — художники-самоучки, и выпускники худ.заведений и просто знакомые и близкие. И незнакомые прохожие также порой что-то скажут свое, когда пишу на пленэре :). В том числе дети всех возрастов :). Помню, одна малышка прилипла ко мне, сначала из любопытства, а затем желая, видимо внимания к себе, и чтобы я с ней поиграла :), вначале разглядывала в моих начальных пятнах какие-то фигуры, и я ей тоже подсказывала, но потом в процессе работы холст заполнился весь краской, которая ничего не говорила ни о натуре ,ни о фигурах, и девчушка стала твердить — «каля-маля» — хотя почему-то все равно не уходила :) На каком-то этапе я завершила работу над этюдом, решив еще раз возвратиться к данному сюжету, чтобы его все-таки убедительно выразить, и по пути домой повстречала знакомого художника (который имел обыкновение писать этюды-картины в тех же краях, так и познакомились) и он попросил показать ему работу (он преподаватель в худ.школе при Суриковском, который и окончил). С одной стороны, мне не хотелось показывать на мой взгляд несостоявшуюся работу, но с другой стороны, ради учебного процесса, наоборот, была счастлива такой случайной встрече и возможности услышать профессиональную критику. Посмотрев работу, художник не стал ее ругать, а сказал, что надо поработать над ней еще, и даже нашел в ней хорошее- живость исполнения, сочность цвета. Конечно, чтобы как-то реанимировать неудачные эксперименты на пленэре, дома пытаюсь что-то сделать с этюдами, чтобы как-то на них можно было смотреть, чтобы можно было вспомнить натуру — передать те ощущения, которые испытывал. Насколько могла, доработала этюд, и к моему некоторому удивлению, некоторым из моих зрителей он понравился (жаль, тот художник его больше не видел). Когда я показываю разные работы разным зрителям я пытаюсь понять для себя что не так и что так в работах и не испытываю уже потребности защищать свои работы перед зрителям, когда он указывает на их недостатки — которые видит, опять же, каждый по-своему. Так как работ много, и много еще хотелось бы написать, то уже не жалко, если какие-то из них окажутся неудачными в чъих-то глазах — или объективно. Только перед моей мамой так и не могу побороть жажды оправдывать свои работы и творчество в целом — так как очень редко она бывает благосклонна :), и каждый раз, перед показом ей очередного этюда, уже мысленно слышу «Ну, Ириш, ну что это…» и дальше по тексту. :))) Мама , как и все мамы на свете,желает только добра своим чадам, и поэтому очень критически настроена всегда, чтобы мне помочь, — чем может ,тем и помогает. …Мой педагог, к.ф.н., искусствовед, музыковед, говорила, что как дым не бывает без огня, так и критика всегда имеет под собой основания, что любой далекий от темы человек, искренне высказывая свое мнение, не на пустом месте критикует, и надо быть осторожным, чтобы не пропустить такую критику, понять, от чего она, — можно таким образом увидеть свое слабое место. Угождать зрителю — одно, а прислушиваться к таким «маячкам» — другое . На мой взгляд, какой бы ни был зритель, все равно выберет хорошую работу, если у него будет выбор при одинаковом сюжете, — китч или произведение искусства. (Например, летний пейзаж — Левитан или китч). Другое дело, что Левитан чаще всего не по карману, тогда как китч стоит копейки. Поэтому, думаю, не стоит недооценивать зрителя, каким бы он ни оказался. (Если он, конечно, искренен). Если только зритель знаком с контекстом, конечно.