Недавно  мне  был  задан  вопрос,  знаю  ли  я  о  существовании  таких  масляных  красок,  которые  растворяются  водой.  Признаюсь,  я  не  только  не  знал,  но  и  сильно  сомневался,  что  они  есть  вообще.

Загуглив  данную  тему,  был  изумлён  результатом  поиска.  Они  действительно  есть,  и  их  можно  приобрести.

Чудеса  современного  мира:  обезжиренное  молоко,  заменитель  сахара,  безалкогольное  пиво,  масляные  краски,  растворимые  водой.

Казалось  бы,  зачем,  но  заданный  вопрос  не  был  случайным.  У  этого  человека  аллергия,  и  он  не  может  работать  с  растворителями.  Надо  полагать,  не  у  него одного  такая  проблема,  а  значит,  эти  краски  точно  найдут  своего  потребителя.

Лично  мне  не  мешает  едкий  запах  скипидара,  он  даже  помогает  погрузиться  в  некий  творческий  транс.  Не  подумайте,  что  я  дышу  им  намеренно,  но  в  процессе  работы  это  неизбежно.

Краски  на  воде — компромиссный  вариант,  но  всё  же  меня  одолевают  сомнения.  Какого  они  качества,  так  ли  схожи  с  оригинальными  масляными,  и  велика  ли  разница  в  технике  работы  с  ними?

На  самом  деле  масляные  краски  очень  универсальны,  ими  можно  работать  как  с  обилием  растворителя,  так  и  вообще  его  не  используя.  Метод  сухой  лессировки  взял  за  основу  Н. Фешин,  его  работы  выполнены  по  сухому,  что,  кстати,  очень  благоприятно  влияет  на  сохранность  живописи.

Fesin

Н. Фешин

Растворители  же,  наоборот,  вредны,  они  разрушают  структуру  красочного  слоя.  Конечно,  растворитель  можно  заменить  льняным  маслом,  но  этот  вариант  достаточно  дорогой  и  не  всем  подходит  для  работы.  Я,  например,  льняное  масло,  как,  впрочем,  и  любое  другое  не  использую  вообще.

В  чём  же  магия  масляных  красок,  отчего  эта  техника  так  популярна  и  почему бы  тем,  кто  не  может  использовать  их  по  различным  причинам,  не  выбрать  иные  варианты  красок,  широко  представленные  на  рынке?

Например,  акриловые  краски,  позволяющие  работать  как  по  сухому,  так  и  по  сырому  в  технике  акварели.  Есть  ещё  краски  темперные,  их  характеристики  схожи  с  акриловыми,  правда  есть  одна  проблема — они  сильно  меняют  цвет  после  высыхания,  но  при  должной  сноровке  к  этому  привыкаешь  и  легко  угадываешь  нужные  цвета.

Само  по  себе  наличие  тех  или  иных  красок  в  Вашем  арсенале  не  сделает  Вас художником.  Вопрос  следует  ставить  иначе.  Каких  целей  Вы  хотите  достичь?  Вы  собираетесь  написать  живописное  полотно  и  поразить  зрителя  волшебным  колоритом,  тонкими  нюансами  оттенков?  Или  просто  замажете  небо  голубым,  а  землю  коричневым?

Конечно,  чтобы  ответить  на  многие  вопросы,  следует  хотя  бы  раз  попробовать  работать  всеми  доступными  материалами.  Но  упираться  в  то,  что  Вы  будете  всегда  использовать  только,  например,  масляные  краски,  нет  смысла.  Возможно,  Вы  способный  акварелист,  или  же  Вам  следует  отказаться  от  растворителей  и  писать  по  сухому.

В  чём  же  прелесть  масляных  красок?  В  ощущении  глубины  красочного  слоя.  Никакие  другие  техники  так  не  передают  глубину,  как  масляные  краски.  Наблюдая  картину,  выполненную  в  данной  технике,  мы  как  бы  проваливаемся  за  плоскость  холста.

Масляная  живопись  в  классическом  варианте  многослойна,  это  и  позволяет  создать  глубину.  Из-под  верхних  лессировок  просвечивают  нижние  слои.

Именно  масляными  красками  можно  создать  необычайно  сложные  смеси,  ими  же  возможно  довести  картину  до  иллюзии  реальности.  То  есть  эта  техника  ближе  всего к  жизни  и  точнее  её  передаёт.

Масляные  краски  позволяют  создавать  живую  среду.  Мы  не  просто  условно  обозначаем  цвет,  выкрашивая  колером  предметы,  а  пишем,  и  даже  не  предметы,  а  воздух.  Да-да,  воздушное  пространство  между  нашим  глазом  и  телом  предмета,  имеющего  собственный  цвет.

Живопись — это  бульон,  наполненный  цветом  окружающей  среды.  Мастер,  добавив  нужные оттенки,  приготовит  вкуснейшее  блюдо,  насытиться  которым  нельзя,  тому  есть  множество  примеров  из  истории  изобразительного  искусства.

Настоящий  шедевр  невозможно  просто  увидеть  и  забыть,  к  нему  хочется  возвращаться  снова  и  снова.

Самые  великие  произведения  изобразительного  искусства  созданы  именно  масляными  красками.  Этим  объясняется  их  популярность,  но  следует  понимать,  что  мы  живём  в  современном  мире,  который  предлагает  нам  принципиально  новые  решения.

Вышеупомянутые  акриловые  краски  обладают  теми  же  характеристиками,  при  этом  имея  как  преимущества,  так  и  недостатки.  Ими  нельзя  вести  длительную  работу  по  сырому,  они  менее  прозрачны,  у  них  нет  такого  эффекта  глубины,  как  у  масляных.

В  то  же  время,  при  умелом  обращении  акриловые  краски  позволяют  длительно  работать  по  быстро  просыхающему  слою,  и,  конечно  же,  главное  их  преимущество  в  том,  что  растворителем  является  вода,  а  значит,  они  доступны  даже  аллергикам.

Возможно,  масляные  краски,  растворимые  водой,  есть  нечто  среднее  между  акриловыми  и  традиционными  масляными.  Утверждать  не  стану,  так  как  опыта  работы  с  ними  не  имею.

Думаю,  прежде  чем  сделать  выбор,  следует  попробовать  и  те,  и  другие,  тем  более,  если  Вы  испытываете  проблемы  при  работе  с  растворителями.

Лично  я  не  сразу  сделал  выбор  в  пользу  масляных  красок.  Вообще,  мне  всегда нравилась  гуашь,  именно  эта  техника  была  моим  первым  опытом  в  живописи.

Гуашь — укрывистая  краска,  она  позволяет  исправлять  ошибки,  просто  закрывая  их новыми  слоями,  но  гуашь,  как  и  темпера,  сильно  меняется  в  цвете  после  высыхания  и  тоже  разводится  водой.

Именно  вода  как  растворитель  меня  не  устраивала,  потому  что  я  был  фанатом  натурной  работы  и  постоянно  пропадал  на  пленэре,  в  том  числе  и  зимой.  Меня  не  пугали  морозы  минус  пятнадцать  и  глубина  снега  по  пояс.

В  моём  арсенале  были  широкие  охотничьи  лыжи,  валенки,  шапка — ушанка  и  фофан.  Самым  слабым  звеном  была  вода  как  растворитель  гуашевых  красок.  Тогда-то  я  и  решил  впервые  попробовать  писать  масляными  красками,  как  известно,  мороза  они  не  боятся.

Наработав  за  зиму  кипу  этюдов,  я  втянулся  в  данную  технику  и  к  гуаши  возвращался  крайне  редко.  Всё  же  гуашь — более  графический  материал,  я  чувствовал,  что  мне  не  хватает  цвета.

Распробовав  живопись  масляными  красками,  я  уже  не  смог  от  неё  отказаться  и  работаю  в  данной  технике  по  сей  день.

Мой  совет  начинающим  художникам:  не  следует  гнаться  за  модой,  попробуйте  все  доступные  художественные  материалы  и  найдите  свой.  Возможно,  Вы  график,  и  гуашь  в  Вашем  исполнении  будет  виртуозной  техникой.

Если  кто-то  думает,  что  есть  формула,  которую  можно  повторить  и  создать  уникальное  живописное  произведение,  то  он  сильно  заблуждается.  Сколько  бы  Вы  перед  началом  работы  не  смачивали  холст  льняным  маслом,  а  в  процессе  пользовались  только  мастихином  определённого  номера  и  такими  же  правильными  кистями.

Результат  зависит  только  от  Вашего  чувства  цвета,  умения  мыслить  композиционно,  понимания  того,  каким  материалом  Вы  работаете,  и  ранее  обретённых  знаний.

Завершая  данную  тему,  хочу  верить  в  то,  что  масляные  краски,  растворимые  водой,  всё  же  ближе  к  оригиналу,  нежели  заменитель  сахара.  Будет  возможность,  обязательно  их  протестирую.

Обещаю  Вам  снова  вернуться  к  масляным  краскам,  растворимым  водой,  после  того,  как  попробую  их  в  деле.  Мне  интересно,  какие  краски  используете  Вы  в  своей  работе,  и  почему  именно  их  Вы  выбрали.  Я  уже  говорил  о  том, что  я  пришёл  к  масляным  краскам  поневоле,  но  нашёл  в  них  лучшее  решение  для  своих  задач.

Жду Ваших  комментариев!