Помню  себя  ещё  пацаном,  интересно  я  тогда  рассуждал.  Если  человек  талантлив,  значит,  его  таланту  открыты  все  пути.  И,  более  того,  мне  казалось,  что  стоит  только  таланты  свои  показать,  как  нужные  люди  сами  придут  и  во  всём  тебе   помогать  станут.

С  тех  пор  я  много  про  себя  узнал  и  про  других  тоже  достаточно.  Не  то,  чтобы  я  раньше  ошибался,  просто  картину  мира  целиком  не  видел,  мне  только  краешек  небольшой  доступен  был  для  понимания.  Это  как  с  тёмной  стороной  луны  —  там  есть  что-то,  а  что?

Сейчас  мне  приходится  на  простые  вопросы  отвечать,  правда  они  для  меня  простые,  а  для  тех,  кто  их  задаёт  —  сложные.  Вот,  например,  один  из  них.

“Есть  желание  рисовать,  с  детства!  Художественная  школа  за  плечами,  масса  всяких  курсов,  тренингов.  Но  все,  что  я  рисую,  мне  не  нравится.  Все  посредственно  и  не  так,  как  хотелось.  Есть  люди,  которые  и  не  учились  вовсе,  а  чувствуют  цвет,  творчески  раскрыты,  их  творения  свободны  и  привлекают  взгляд.  И  каждый  раз  упираешься  в  тупик  —  а  зачем  тогда  это  делать, если  не  дано?  Ну  ничего  не  дает  обучение!  Да, повторишь  за  мастером.  Да,  красивая  картинка.  Но  сам  ты  не  рисуешь!”

Начну  свой  ответ  на  поставленный  вопрос  « А  зачем  тогда  учиться  рисовать?»  с  цитаты  одного  небезызвестного  китайца,  который  обучил  немало  своих  учеников  искусству  владения  своим  телом  —  Брюса  Ли.

“Соберите  всех  великих  учителей  вместе  в  одной  комнате,  и  они  будут  согласны  во всём  друг с  другом.  Соберите  вместе  их  учеников,  и  они  во  всём  будут  спорить друг  с  другом”.

А зачем тогда учиться рисовать?

В  чём  мораль  данного  утверждения?  Если  кто  не  понял,  то  речь  идёт  об  истине,  которая  для  всех  одна.  То есть  существует  некий  порог,  за  которым  знание  абсолютно,  и  те,  кто  его  перешагнул,  всегда  поймут  друг  друга,   каких  бы  взглядов  они  не  придерживались,  какие  бы  вероучения  не  исповедовали,  на  каких  бы  языках  не  говорили.

Новичкам  в  любом  деле  свойственен  скептицизм,  желание  опровергнуть  устоявшиеся  правила,  здесь  многое  зависит  от  личных  амбиций,  целеустремлённости,  самоедства  и  т.д.

Новичок,   в  первую  очередь,  слышит  себя,  а  затем  учителя,  его  стакан  полон,  живительная  влага  знаний  течёт  мимо,  как  в  сказке  “по  усам  текло,  а  в  рот  не  попало”.

Меня  всегда  удивлял  подобный  педагогический  приём   —  «повторишь  за  мастером!»  Что  Вы  как  ученик  можете  повторить?   Движение  его  рук,  нервный  ритм  его  кисти,  его  дыхание,  или,  может  быть,  ход  его  мысли?

Будем  честны   —  ничего  из  перечисленного  повторить  не  получится,  а  главное,  невозможно  смоделировать  самое  важное  —  ход  его  мысли.

Вот  ещё  пара  строк  от  Брюса  Ли.

“Обычный  человек   —  совокупность  рутин,  идей  и  традиций.  Если  идти  по  этому  пути  —  ты познаешь  рутины,  идеи  и  традиции   —  свою  тень.  Ты  не  познаешь  себя”.

Можно  всю  жизнь  потратить  на  познание  рутины,  идей  и  традиций,  так  никогда  и  не  добравшись  до  познания  себя,  а  затем  с  высоты  прожитых  лет  говорить  о  том,  что  время  потрачено  зря.

Перестаньте  быть  обычным  человеком,   изберите  иной  путь,  на  котором  Вы  познаете  себя.  Пусть  приобретённые  знания  будут  не  тяжёлым  рюкзаком  за  спиной,  а  крыльями,  дарящими   свободный  полёт.

Давайте  сделаем  акцент  на  главном:   не  что  иное,  как  ход  мысли  отличает  новичка  от  профессионала.  Там,  где  начинающий  стреляет   из  всех  орудий  и  всё  равно  попадает  в  молоко,  профессионал  делает  один   снайперский  выстрел.

Автор   комментария   утверждает,  что  есть  люди,  которые  не  учились  рисовать,  но  обладают  всеми  качествами,  необходимыми,  чтобы  ярко  выражать  себя  средствами  изобразительного  искусства.

Вопрос,  как  относиться  к  понятию   “учились”.   Наличие  диплома  в  творческой  профессии  ни о  чём  не  говорит,  о  художнике  судят  по  его  работам.  Раньше,   до  появления  учебных  заведений,  чтобы  стать  художником,  нужно  было  попасть  в  мастерскую  известного  мастера  и  пройти  путь  от  подмастерья  до  владельца  собственной  мастерской.

То  есть  сейчас,  как  и  раньше  без  знаний  обойтись  нельзя.   Где  Вы  их  получите,  решать  Вам,  будет  это  путь  студента  или  же  подмастерья  —  Ваш  выбор.

Вот  ещё  из  нашей  переписки  с  автором  комментария:

“Мне  мешают  знания!
Мой  ребенок  рисует  лучше,  чем  я.  И  чем  младше  был,  тем  лучше  рисовал.
Почему?  Потому  что  пусть  нет  техники,  но  есть  чувство”.

Это  тот  случай,  когда  знания  не  крылья,  а  рюкзак,  набитый  непонятно  чем!

Когда  я  слышу  от  собеседника,  что  он  понимает  законы  композиции,  воздушной  и  линейной  перспективы,    цветовых  гармоний,   но  эти  знания  ему  мешают,  как  правило,  я  не  спорю.   А  зачем?

Если  у  автора  данных  строк  есть  зритель  и  он  его  устраивает,  пусть  всё  так  и будет.

Всё  же  высказать  своё  мнение  мне  придётся,  иначе  сказанное  ранее  останется  незавершённым.   Как  автор  блога  я  транслирую  свои  ценности,  которые,  впрочем,  будут  ответом  на  поставленный  вопрос.

Отвечаю   на  вопрос,  зачем  учиться  рисовать.   Затем,  чтобы  овладеть  мастерством.  А  зачем  мастерство?  Затем,  чтобы  легко  выражать  свои  чувства  и  мысли  средствами  изобразительного  искусства.

Давайте  представим  такую  ситуацию.  Вы  любите  танцевать,  причём  делаете  это  спонтанно,  то  есть  Вы  не  профессиональный  танцор.  Вы  слышите  музыку  и  двигаетесь  в  такт,  Вам  это  нравится,  Вы  получаете  истинное  наслаждение  от  проделанных  движений  в  ритм  музыке.

Затем  Вы  решаете,  а  почему  бы  мне  не  научиться  делать  это  профессионально,   и  берёте  уроки  танца,  в  этот  момент  происходит  нечто,  с  чем  справляются  не  все.  Вы  замечаете,  что  ранее  существовавшая   у  Вас  легкость  движений  исчезла,  Вы  стали  неуклюжи,  тяжелы  и  скованны.

Мозг  как  бы  парализует  Ваши  движения,  Вы  пытаетесь,  не  делая  ошибок,  погрузиться  в  танец,  но  ноги  не  слушаются,  всё  тело   напряжено.  Уверен,  многим  знакомо  подобное  ощущение,  а  также   желание  бросить  учёбу.   Зачем  она  Вам,  раньше  же  так  свободно  и  легко  удавалось  двигаться  под  музыку.

Механизм  подобного  явления  прост.   Вы  пытаетесь  научить  своё  тело  новым  для  него  движениям  и  позам,  а  главное,  Вы  меняете  способ  мышления,  то  есть  перестраиваете  на  новый  лад  главный  центр  управления  —  мозг.

Успеха  добиваются  только   по-настоящему  упёртые,  жаждущие  результата  ученики,  как,  впрочем,  в  любом  деле.  В  конце  концов,  заученные  движения  станут  естественными,  и  Вы  ещё  будете  удивляться,  почему  раньше  так  не  двигались,  а  главное,  так  не  мыслили.

Остаётся  ещё  один  вопрос,  к  чему   эти  мучения,  если  до  всякого  обучения  всё  уже  было  —  и  лёгкость  движения,  и  чувство  ритма,  и  спонтанность.

А  это  самый  главный  вопрос,  и  ключевое  действующее  лицо  здесь  зритель.  Будет  ли  зрителю  интересен  Ваш  танец  в  первом  случае?   Думаю,  ответ  очевиден  —  он  выберет  зрелище,  где  участвуют  профессиональные  танцоры.  Потому  что  только  там  он  сможет  максимально  насладиться  пластикой  движений,  рисунком  танца,  грацией  участников,  огнём  чувств,  зашифрованных  в  сложных  движениях.

Каков  же  вывод,  учиться  или  не  учиться  рисовать?  По  аналогии  с  танцем,   на  чьей  стороне  —   любителя  или  профессионала   будет  зритель,   догадаться  несложно.

Начинающий  художник,  никогда  не  слышавший  о  законах  композиции,  перспективе,  колористике,  выражает  себя  легко  и  свободно.  Тот,  кто  узнал  об  их  существовании  и  делает  первые  шаги,  пытаясь  осознанно  следовать  правилам,  проклинает  эту  науку.

Тот  же,  кто  перестроил  главный  центр  управления,  а  именно,  мозг,  творит  как  ребёнок  — изящно  и  легко,  его  не  мучают  вопросы  композиции,  рисунка,  цветоведения,  перспективы,    потому  что  эти  знания  уже  въелись  в  кожу  как  масляная  краска  на  руках  живописца.  Мастер  выражает  свои  чувства,  не  останавливая  мысль  на  поиске  технических  решений,  как  танцор  он  слышит  музыку,  и  она  звучит  в  ритме  композиционных  пятен  на  его  холсте.

Вернёмся  к  зрителю.   Тут,  конечно,  тоже  всё  не  просто,  потому  как  зритель  всегда  разный  —   образованный  либо  нет,  под  образованием   я  имею  в  виду  знания  в  сфере  изобразительного  искусства.  Здесь  можно  долго  рассуждать  об  элитарности  искусства,  но  без  этого  никуда,  нет  формулы,   которая  позволила  бы  быть  художником,  понятным  и  интересным  для  всех.

Обязательно   учитесь   рисовать,  если  Вы  чувствуете,  что  это  увлечение  Вам  небезразлично.  Можно  надолго  застрять  на  стадии  ученика,  так  и  не  начав  двигаться  легко,  но  это  лишь  попытка  убежать  от  себя,  испугавшись  трудностей.

Подводим  итог.   Что  же  даёт  обучение  рисованию?   Если  простыми  словами,  то  с  помощью  технических  знаний  Вы  сможете  максимально  ярко  и  интересно  рассказать  о  своих  чувствах.   Вы  перестанете  быть  косноязычным,  заикой  в  изобразительном  творчестве.   Ваш  зритель  будет  интересным,  умным  собеседником  и  почитателем  Вашего  таланта.

Напоследок  ещё  цитата  великого  китайца:

“Я  не  учитель.  Я  просто  помогаю  тебе  изучать  себя”.

Задача  наставника  не  в  том,  чтобы  водить  Вашей  рукой  по  холсту,  а  в  том,  чтобы  запустить  процесс  осознания  того,  что  Вы  делаете.  Важно  не  то,  под  каким  углом  Вы  будете  держать  кисть,  а  то,  как  с  её  помощью  Вы  проиллюстрируете  ход   Вашей   мысли.

Традиционно  спрошу   у  Вас  как  у  читателя,  что  Вы  думаете  по  этому  поводу,  напишите  в  комментариях.