Помню себя ещё пацаном, интересно я тогда рассуждал. Если человек талантлив, значит, его таланту открыты все пути. И, более того, мне казалось, что стоит только таланты свои показать, как нужные люди сами придут и во всём тебе помогать станут.
С тех пор я много про себя узнал и про других тоже достаточно. Не то, чтобы я раньше ошибался, просто картину мира целиком не видел, мне только краешек небольшой доступен был для понимания. Это как с тёмной стороной луны — там есть что-то, а что?
Сейчас мне приходится на простые вопросы отвечать, правда они для меня простые, а для тех, кто их задаёт — сложные. Вот, например, один из них.
“Есть желание рисовать, с детства! Художественная школа за плечами, масса всяких курсов, тренингов. Но все, что я рисую, мне не нравится. Все посредственно и не так, как хотелось. Есть люди, которые и не учились вовсе, а чувствуют цвет, творчески раскрыты, их творения свободны и привлекают взгляд. И каждый раз упираешься в тупик — а зачем тогда это делать, если не дано? Ну ничего не дает обучение! Да, повторишь за мастером. Да, красивая картинка. Но сам ты не рисуешь!”
Начну свой ответ на поставленный вопрос « А зачем тогда учиться рисовать?» с цитаты одного небезызвестного китайца, который обучил немало своих учеников искусству владения своим телом — Брюса Ли.
“Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём друг с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всём будут спорить друг с другом”.
В чём мораль данного утверждения? Если кто не понял, то речь идёт об истине, которая для всех одна. То есть существует некий порог, за которым знание абсолютно, и те, кто его перешагнул, всегда поймут друг друга, каких бы взглядов они не придерживались, какие бы вероучения не исповедовали, на каких бы языках не говорили.
Новичкам в любом деле свойственен скептицизм, желание опровергнуть устоявшиеся правила, здесь многое зависит от личных амбиций, целеустремлённости, самоедства и т.д.
Новичок, в первую очередь, слышит себя, а затем учителя, его стакан полон, живительная влага знаний течёт мимо, как в сказке “по усам текло, а в рот не попало”.
Меня всегда удивлял подобный педагогический приём — «повторишь за мастером!» Что Вы как ученик можете повторить? Движение его рук, нервный ритм его кисти, его дыхание, или, может быть, ход его мысли?
Будем честны — ничего из перечисленного повторить не получится, а главное, невозможно смоделировать самое важное — ход его мысли.
Вот ещё пара строк от Брюса Ли.
“Обычный человек — совокупность рутин, идей и традиций. Если идти по этому пути — ты познаешь рутины, идеи и традиции — свою тень. Ты не познаешь себя”.
Можно всю жизнь потратить на познание рутины, идей и традиций, так никогда и не добравшись до познания себя, а затем с высоты прожитых лет говорить о том, что время потрачено зря.
Перестаньте быть обычным человеком, изберите иной путь, на котором Вы познаете себя. Пусть приобретённые знания будут не тяжёлым рюкзаком за спиной, а крыльями, дарящими свободный полёт.
Давайте сделаем акцент на главном: не что иное, как ход мысли отличает новичка от профессионала. Там, где начинающий стреляет из всех орудий и всё равно попадает в молоко, профессионал делает один снайперский выстрел.
Автор комментария утверждает, что есть люди, которые не учились рисовать, но обладают всеми качествами, необходимыми, чтобы ярко выражать себя средствами изобразительного искусства.
Вопрос, как относиться к понятию “учились”. Наличие диплома в творческой профессии ни о чём не говорит, о художнике судят по его работам. Раньше, до появления учебных заведений, чтобы стать художником, нужно было попасть в мастерскую известного мастера и пройти путь от подмастерья до владельца собственной мастерской.
То есть сейчас, как и раньше без знаний обойтись нельзя. Где Вы их получите, решать Вам, будет это путь студента или же подмастерья — Ваш выбор.
Вот ещё из нашей переписки с автором комментария:
“Мне мешают знания!
Мой ребенок рисует лучше, чем я. И чем младше был, тем лучше рисовал.
Почему? Потому что пусть нет техники, но есть чувство”.
Это тот случай, когда знания не крылья, а рюкзак, набитый непонятно чем!
Когда я слышу от собеседника, что он понимает законы композиции, воздушной и линейной перспективы, цветовых гармоний, но эти знания ему мешают, как правило, я не спорю. А зачем?
Если у автора данных строк есть зритель и он его устраивает, пусть всё так и будет.
Всё же высказать своё мнение мне придётся, иначе сказанное ранее останется незавершённым. Как автор блога я транслирую свои ценности, которые, впрочем, будут ответом на поставленный вопрос.
Отвечаю на вопрос, зачем учиться рисовать. Затем, чтобы овладеть мастерством. А зачем мастерство? Затем, чтобы легко выражать свои чувства и мысли средствами изобразительного искусства.
Давайте представим такую ситуацию. Вы любите танцевать, причём делаете это спонтанно, то есть Вы не профессиональный танцор. Вы слышите музыку и двигаетесь в такт, Вам это нравится, Вы получаете истинное наслаждение от проделанных движений в ритм музыке.
Затем Вы решаете, а почему бы мне не научиться делать это профессионально, и берёте уроки танца, в этот момент происходит нечто, с чем справляются не все. Вы замечаете, что ранее существовавшая у Вас легкость движений исчезла, Вы стали неуклюжи, тяжелы и скованны.
Мозг как бы парализует Ваши движения, Вы пытаетесь, не делая ошибок, погрузиться в танец, но ноги не слушаются, всё тело напряжено. Уверен, многим знакомо подобное ощущение, а также желание бросить учёбу. Зачем она Вам, раньше же так свободно и легко удавалось двигаться под музыку.
Механизм подобного явления прост. Вы пытаетесь научить своё тело новым для него движениям и позам, а главное, Вы меняете способ мышления, то есть перестраиваете на новый лад главный центр управления — мозг.
Успеха добиваются только по-настоящему упёртые, жаждущие результата ученики, как, впрочем, в любом деле. В конце концов, заученные движения станут естественными, и Вы ещё будете удивляться, почему раньше так не двигались, а главное, так не мыслили.
Остаётся ещё один вопрос, к чему эти мучения, если до всякого обучения всё уже было — и лёгкость движения, и чувство ритма, и спонтанность.
А это самый главный вопрос, и ключевое действующее лицо здесь зритель. Будет ли зрителю интересен Ваш танец в первом случае? Думаю, ответ очевиден — он выберет зрелище, где участвуют профессиональные танцоры. Потому что только там он сможет максимально насладиться пластикой движений, рисунком танца, грацией участников, огнём чувств, зашифрованных в сложных движениях.
Каков же вывод, учиться или не учиться рисовать? По аналогии с танцем, на чьей стороне — любителя или профессионала будет зритель, догадаться несложно.
Начинающий художник, никогда не слышавший о законах композиции, перспективе, колористике, выражает себя легко и свободно. Тот, кто узнал об их существовании и делает первые шаги, пытаясь осознанно следовать правилам, проклинает эту науку.
Тот же, кто перестроил главный центр управления, а именно, мозг, творит как ребёнок — изящно и легко, его не мучают вопросы композиции, рисунка, цветоведения, перспективы, потому что эти знания уже въелись в кожу как масляная краска на руках живописца. Мастер выражает свои чувства, не останавливая мысль на поиске технических решений, как танцор он слышит музыку, и она звучит в ритме композиционных пятен на его холсте.
Вернёмся к зрителю. Тут, конечно, тоже всё не просто, потому как зритель всегда разный — образованный либо нет, под образованием я имею в виду знания в сфере изобразительного искусства. Здесь можно долго рассуждать об элитарности искусства, но без этого никуда, нет формулы, которая позволила бы быть художником, понятным и интересным для всех.
Обязательно учитесь рисовать, если Вы чувствуете, что это увлечение Вам небезразлично. Можно надолго застрять на стадии ученика, так и не начав двигаться легко, но это лишь попытка убежать от себя, испугавшись трудностей.
Подводим итог. Что же даёт обучение рисованию? Если простыми словами, то с помощью технических знаний Вы сможете максимально ярко и интересно рассказать о своих чувствах. Вы перестанете быть косноязычным, заикой в изобразительном творчестве. Ваш зритель будет интересным, умным собеседником и почитателем Вашего таланта.
Напоследок ещё цитата великого китайца:
“Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя”.
Задача наставника не в том, чтобы водить Вашей рукой по холсту, а в том, чтобы запустить процесс осознания того, что Вы делаете. Важно не то, под каким углом Вы будете держать кисть, а то, как с её помощью Вы проиллюстрируете ход Вашей мысли.
Традиционно спрошу у Вас как у читателя, что Вы думаете по этому поводу, напишите в комментариях.
Добрый день Александр! Я не совсем согласна с Вами в том,что вебинары и тренинги — пустая трата времени…Вот знаете….Я часто представляю свою картину,мне хочется написать ее,но опыта передачи на холст,особые приемы,которыми пользуются художники у меня нет и я смотрю и перенимаю их приемы и у меня начинает получаться. Мой дед был художник-самоучка и тем не менее его работы выставлялись и в советские времена он был достаточно известен в нашем городе. Я не заканчивала худ.школы,просто любила рисовать с детства и рисовала все подряд. По настоящему я начала учиться у девочки из Вятки — Дарьи Краевой. Она организовала школу для взрослых онлайн.Начали с акварели,с набросков,потом гуашь,пастель,акрил. Последняя работа маслом. И пусть не все шло гладко,но она сумела привить истинную любовь к живописи и я очень благодарна ей. Учила за копейки,но сколько благодарных учеников и мы между собой подружились и обмениваемся фото своих работ,некоторые даже начали выставлять и продавать свои работы. Я благодарна всем,кто помогает людям научиться рисовать за символическую цену или бесплатно, ведь не все могут оплатить обучение.
Здравствуйте, Наталия! Я не понимаю, в чём Вы со мной не согласны, разве в статье есть моё отрицание вебинаров и тренингов? Данная тема поднимается в комментарии читательницы, но это её мнение, а не моё, то есть приведённые цитаты мне не принадлежат.
Я понимаю….Может быть я не правильно поняла.Извините. Я думала,что Вы согласны с этим. Было бы интересно узнать,а существуют ли у Вас обучающие видео или литература по живописи?
Перейдите по оранжевому баннеру справа, там есть информация о моих учебных программах.
Александр! Полностью с Вами согласна! Я не знаю ни одного гения в мире искусства живописи, который бы сам, не обучаясь, стал бы великим художником. Все они учились! Долго, настойчиво.Только не надо сравнивать талант (образование и труд) и известность. И под образованием может быть не только ВУЗ или Академия, это может быть и самообразование: книги (много читать!), развитие «взгляда художника», посещение музеев с целью изучения полотен великих, и, конечно, уроки. Но уроки профессионалов, где учат, а не просто рисуют красивую яркую картинку. И только тот «любитель рисования» станет в будущем достойным художником, кто будет задавать себе вопросы, почему здесь такой мазок, а здесь такая линия, почему в тени зеленого используется красный, почему небо разного цвета днем и вечером, почему вода голубая и тень зависит от освещения. И начнет искать эту информацию в интернете, в книгах (и в научных тоже). И это будет настоящим образованием художника. Спасибо!
При изучении любого предмета на каждое новое правило нужно сделать упражнение, а лучше несколько. Сколько направлений нужно охватить? Наброски, светотени, перспектива, композиция, колористика, анатомию еще желательно… плюс технические приемы в выбранном направлении живописи ( а новички часто пытаются попробовать себя и в акварели, и в масле, которые совершенно различны по технике). Это сколько нужно учиться, упражняться? В общем, получается, будучи даже старательным учеником, по вершкам лишь похватать то там то сям. :(((
Очень глубокая статья! Спасибо, Александр, что помогаете нам с помощью Ваших статей идти в нужном направлении. А именно в направлении раскрытия в себе творчества. Если человек не обладает даром творчества, то при любом образовании он будет лишь ремесленником. Отсюда и неудовлетворение от проделанной работы. Там все чужое — мысли, чувства, идеи и образы… И конечно образование необходимо. Причем серьезнейшее, если ты хочешь чтобы зритель смог оценить твою работу по достоинству.
Интересно ,что такое дар творчества,на чем он стоит и как развивается? На мой взгляд первично ремесло,об этом,кстати ,и статья! Пол жизни проработала в музыкальной школе и не представляю чего можно творчески натворить без ремесла. Конечно же много зависит от педагога,который из любого упражнения вытащит творческий процесс,этому можно научиться! Поэтому убеждена,что нет людей без дара творчества! Все раскрываются по разному и и в разном,главное желание и интерес к предмету!
Мне очень понравилась ваша статья. Очень хочется рисовать, но возраст уже не тот, что бы получать академическое образование, да и времени нет из-за основной работы. Поэтому с огромным удовольствием смотрю вебинары. Я не претендую на то, что бы мои работы продавались. Поэтому отношусь к процессу рисования просто как к потребности моей Души. Мне очень понравился термин арт-терапия. И свое желание рисовать я воспринимаю скорее как некий терапевтический сеанс. Нахлынет желание, и несколько часов я рисую, находясь в каком то другом измерении. И мне не важно как оценят мою работу окружающие. И только когда я полностью «выплеснусь», я рассматриваю то, что я «сотворила» с технической точки зрения: вижу не изъяны, и исправляю их. И на этом этапе очень помогают вебинары.
Александр! Скажу честно, что для меня ничего нового в этой статье не открылось. Потому что, благодаря Вам же и общению с Вами, уже давно всё это осознаю и абсолютно со всем согласна. Просто получаю удовольствие, читая!
100% agree with Alexander. I consider myself lucky to be able to have a good Skype conversation with him. Alexandr, you have a great concept and vision about how to take steps to achieve result without being bored while study some theory and apply it to painting. Yes, it is true that there are a lot of sources on internet and it is helpful for a lot of us, but you give your hand to bring us to the better understanding «HOW» and I am very thankful for this opportunity. I enjoy very much to read all your post and appreciate the time you put in… Looking forward for the next…
А по мне так рисовать-это просто ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ. и не более того.просто напросто-получать удовольствие от процесса.и пофиг что кому-то не нраится.кстате.продала 3 картины-получила болье чем за год зарабатываю на должности инспектора по экологии)
Спасибо, Александр, за интересные мысли, которыми Вы с нами делитесь. Все правильно! Я думаю что творческий человек с помощью своих талантов хочет показать другим людям свой внутренний мир. Художник ли он, или писатель, в своих творениях он выражает себя. И чем выше мастерство, тем лучше это получается, тем ближе к тому образу, который находится в душе.
Очень интересная статья! Полностью согласна с ее автором. Вот я, например, в детстве очень хорошо рисовала, ходила в художественную школу и мне это нравилось. Единственное, что меня не устраивало, что задавали много домашних заданий-по всем предметам, включая не нравившуюся тогда мне скульптуру. А не нравилась она мне только потому, что у меня плохо получалось. Рисовала я медленно, выводила каждую линию и в своих работах была очень аккуратна. С одной стороны, меня хвалили за старания, а с другой, я замечала, что живопись у меня из-за моей аккуратности никак не получается, а мне так хотелось оживить картинку! Еще очень нравились работы портретистов и я всегда мечтала научиться писать портреты так, чтоб люди, изображенные на них, получались как живые и максимально похожие, но за свою жизнь у меня получился только один портрет( когда я срисовала с фотографии своего парня, чтобы сделать ему подарок ко дню рождения). В общем, чем больше задавали домашних заданий в художественной школе, тем дольше я просиживала за рисованием и естественно, стала запускать успеваемость в обычной среднеобразовательной школе. И вот однажды, когда моя мама застала меня в 3 часа ночи рисующую за столом, она устроила мне такой скандал, где поставила меня перед выбором- или учись одновременно хорошо в обоих школах, или никакой художественной! А так как я была медлительная в технике рисования, я поняла, что мне просто нереально одновременно хорошо учиться и там и там… Одним словом, так и не доучившись и года в художественной школе, мне пришлось ее бросить. А мой дядя Ваня(мамин брат), когда узнал об этом, был очень возмущен поступком моей мамы, потому как всегда утверждал, что если талант есть, его нужно развивать. Дошло до того, что он предложил моей маме забрать меня к себе в Алчевск и там отдать в их художественную школу, чтобы я была под его присмотром( его дочь Евгения тоже тогда ходила в художественную школу, но рисовала немного хуже, так как была меньше по возрасту). Одним словом, из-за такого предложения моя мама еще и со своим братом поссорилась и сказала, что мне это рисование в жизни может и не пригодиться вовсе!
И вот мне уже 40 лет и я время от времени вспоминаю свою историю с неудачной попыткой стать художником-портретистом. Рисовать я сейчас практически не умею- если сравнивать с тем, как я рисовала в детстве! И очень обидно, что послушалась тогда маму и бросила обучение в художественной школе. Мои друзья, с которыми я тогда училась, все успешно ее закончили и некоторые из них стали профессиональными художниками, проучившись еще и в Решетиловском художественном училище(это в Полтавской обл.) Моя подружка Инна Дорошева, с которой я училась, до сих пор талантливо пишет живопись. У нее, в отличие от меня, все получалось быстро и натурально(талант от Бога!). Она до сих пор время от времени пишет картины на заказ. А я же талант рисовать, как мне кажется, почти утратила, но зато у меня с 14 лет открылся другой талант- пишу стихи. Совсем недавно я водила свою меньшую дочь Анютку на экскурсию в ту художественную школу, где когда-то училась. От нахлынувших воспоминаний я вскоре написала стих «Мечты».
МЕЧТЫ.
Я с детства о многом мечтаю!..-
О том, чтобы книгу издать…
О том, чтобы стать счастливой!..
О том, чтоб уметь рисовать!..
Когда-то и я рисовала
Не хуже, чем Настя, поверь!
Лишь раз я при всех возгордилась…
И Бог наказал, поверь!
Я помню, училась в художке
Для все одаренных детей!
Я помню рисунки в холле,
Но нет там работы моей…
И стало мне вдруг так обидно!
Ну чем же я хуже других?..
Терпеть не могла модернистов
И вслух поносила их!..-
Была я ребенком, лет 10,
И вдруг, из себя возомнив,
Назвала рисунок «говняным»,
Сравнив лишь с рисунком моим!
Ухмылки я злой не скрывала,
И зависть таила в душе…
Ну чем так хорош тот рисунок?..-
Обидно и завидно мне!
Я помню ту колкую фразу,
А мимо директор шла.
Я поняла это не сразу-
Она за спиною была…
«Ну что же, рисуешь ты лучше?
Посмотрим давай теперь!»
И тут повели меня к классу,
Собрав всех стоявших детей!
Я помню, учитель был в классе,
Я помню, меня осудил…
Узнав, что вокруг происходит,
Работы мои разместил…
И мне было стыдно и горько!
Досадно мне было вдвойне!
Работы ведь были не лучше…-
Хотя, не казалось так мне!..
Я помню, директор сказала:
«Ну что же, не плохо вполне!..
Зачем же ты так гордишься?!
Чем хуже был тот, на стене?»
И смелость моя пропала…
В душе появился стыд!
Все-все меня там поносили!
Душа моя доле болит!..
Я помню тот день в деталях,
Хотя 30 лет прошло…
Увы, я сейчас не рисую!
Но помню тот день хорошо…
Забрал Бог мои таланты!..
И я не могу рисовать…
Хотя, никогда не скрывала-
Мечтала портреты писать!..
Мечтала, чтоб дочь там училась,
Но это не нужно ей!
Тогда, помню, я огорчилась
О горькой судьбе своей!
С тех пор не люблю, когда хвалят…-
Боюсь «зазвездиться» опять!
«Крутых» никогда не любила!-
Боюсь их сейчас осуждать…
Мне 40 уж лет отстучало!..
И я не могу рисовать…
Мечтала я стать портретистом!-
Мечтаю об этом опять…
Всему можно мне научиться,
Лишь денег не хватит, поверь!
Господь нам дает все таланты-
И этим гордиться не смей!..
Меня называют поэтом!..
И хвалят меня каждый день!
А я так боюсь вознестися!..-
Утрачу талант, поверь!…..
Согласна на 100%!!! Очень убедительно и для меня близко! Поэтому,когда не получилось сразу и быстро,решила сбавить темп, не расстраиваться,посмотреть вокруг и поучиться.Не могу сказать, что не беспокоилась по поводу результата,но надеюсь количество проделанного перейдет в качество. Еще раз спасибо…буду возвращаться к этой статье!
Здравстуйте. Зачем учиться рисовать? Чтобы познать окружающий мир и прежде всего самого себя, как художника. Большой ты, маленький, черненький, беленький, пестренький, какой? Я запомнила свою » первую учительницу», помню ее с благодарностью, хотя она именно так и пыталась меня обучать: брала у меня карандаш и накладывала штриховку слой за слоем. Губы плотно сжаты и еще улыбаются, спина прямая, и сама она очень небольшая, ладная. Я следила за ней, затаив дыхание. Я была ничто в плане художественного образования, а она мне передала, что в академическом рисунке форма — это все. Она тащила и держала мой рисунок на поверхности. Не зная, я понимала это, моя благодарность исходит отсюда. С другими учителями я, как говорится, хлебнула «соленой водицы».
А что вы думаете о художнике Катя Медведева?
Здравствуйте .Как говорил замечательный профессор МГУ В.В. Петухов «скорее да,чем нет » ,т.е. скорее соглашусь с вами,Александр, в необходимости учиться ,чем не соглашусь.)) Но … В последнее время я все больше убеждаюсь ,что люди видят мир по разному,соответственно ,для адекватного восприятия средства и способы изображения (или самовыражения в общем смысле ) тоже должны быть разными.Нельзя показать разное одинаковым способом.Я это к тому ,что ,возможно,надо придумать такую форму образования ,которая бы предложила множество вариантов .Общепринятая система художественного образования не подходит любителям ,для которых живопись это хобби.Все-таки она усредняет возможности ,сглаживает те разности ,которые особенно ценны в искусстве,т.к. в процессе обучения теряется индивидуальность.Тем более ,что от художников любителей часто именно это и ждут : необыкновенное восприятие мира ,необыкновенное сочетание пятен,неклассическую композицию,нестандартный ракурс,и в принципе незаштампованное мышление.А что мы можем почерпнуть в академическом обучении ? Только то ,что видят все.Сегодня это не актуально ! Не зря специалисты твердят о проблеме образования ,о том ,что оно причесывает всех под одну гребенку.Надо идти в ногу со временем.И немного его опережать.Ведь что хочет увидеть пытливый зритель( не профан ,мечтающий об а-ля фото) ? Я отношу себя к такому зрителю и я хочу видеть мир во всех его интерпретациях от самых возвышенных до уродливых.Мне кажется ,мы упускаем какой-то важный момент в образовании,исключающий аутентичность.Я знаю вашу позицию,что типа надо сначала выучить буквы,а потом писать романы…Это традиционная точка зрения.Но сейчас время перемен , так называемый постмодернизм с его выходом за пределы обычных рамок.Конечно ,я буду слушать ваш курс до конца ,но мне для себя самой нужно будет делать сознательное усилие ,для того ,чтобы не скатиться в общий котел того стандартного замеса,хотя ,чувствую ,что это неминуемо происходит.Вы умело манипулируете известными именами и лихо подводите их творчество к необходимости приобрести стандартные знания. Это не в укор .)) Это факт.)) Я не знаю как надо учить.Возможно надо больше учить свободе и смелости обращения с кистью и холстом,надо заострять внимание на образах и композиции,на житейской философии ,учить видеть символы и контексты,учить осознавать мотивы своего творчества.А уж сам автор разберется нужна ему перспектива или нет для своей картины…Мне нравится,Александр, ваш упор на творчество ,но его никогда не будет после стандартного обучения.Творчество -это то ,что нестандартно …Извините за длинный текст.
Оксана, я скажу от себя — без АЗБУКИ нет СОЧИНЕНИЯ во всех аспектах понимания этого слова ))
Ольга,это устойчивый миф. Сегодня актуально изобретать свои азбуки… ))
Лично я выбираю творчество… Ну а если кому интересно изобретать велосипед — это его выбор ))…
Здравствуйте, Оксана! Правильно Вы мыслите: «от художников … часто именно это и ждут: необыкновенное восприятие мира, необыкновенное сочетание пятен, неклассическую композицию, нестандартный ракурс, и в принципе незаштампованное мышление». Я убрал “любителей” из Вашего текста, потому что от всех художников ждут того, что Вы перечислили. Я не знаю, что Вы подразумеваете под академическим обучением, думаю, что Вы тоже не знаете, потому что у Вас нет такого опыта. Вопрос, что видят все, и что такое должны увидеть избранные? Я, например, постоянно сталкиваюсь с тем, что начинающие художники не видят элементарного, какую-нибудь букашку в картине замечают, а целого не видят. Далее ”…момент в образовании, исключающий аутентичность…”. Вы о чём, поясните. О каких стандартных знаниях Вы говорите? А ещё более интересно, какие нестандартные знания Вы хотели бы получить? Сейчас Вам нужно сделать усилие, чтобы признать, что Вы всегда в этом котле и были, иначе результаты говорили бы сами за себя. Творчество приходит через опыт и знания, как бы мы не желали чуда, само оно не явится, надо работать. Вы говорите, что не знаете, как надо учить, и в то же время меня учите. Вы не первая и не последняя из моих учителей. Знаете, как я отношусь к учителю? Первое и самое главное я спрашиваю, что ты можешь, покажи, где твои результаты? По поводу творчества повторю ранее приведённый образ с ребёнком, не умеющим ещё говорить. Сколько бы он не калякал на своём тарабарском языке, рассказывая нам, как ему кажется, интересные истории, мы никогда не разберём их смысл. Ребёнок вырастет, а вырастут ли те из нас, кто надеется на чудо, на фокус, на волшебство? Спасибо за комментарий.
Александр,вы совершенно правы ! ))